Феодора Нижегородская, по мирскому имени Васса или Василисса» супруга Суздальского князя Андрея Константиновича, после смерти супруга (в 1365-м году) постригшаяся в монашество, основавшая в Нижнем Новгороде упраздненный Зачатейский монастырь, скончавшаяся в 1378-м году и погребенная в Нижегородском Преображенском соборе (Никои, лет. IV, 78; Степени, кн. I, 486; y Kapaмз. m. V, прим. 4; Вивлиоф. Новикова т. XVIII, стр. 79). Феодор Островский. См. Афанасий. Феодор, ученик Паисия Величковского , скончавшийся в 1822-м году в Свирском монастыре (Преосв, Филарета История русск. церкви, период V, § 43). Феодор Кузьмич, Сибирский старец, личность которого до сих пор остается загадочною 604 , умерший в Томске 20-го Января 1864-го года. Несмотря на то, что он не ходил в церковь , не исповедовался и не причащался и что пред самою смертью отказался от исповеди и причастия, на намогильном кресте его было написано: «здесь погребено тело великого, благословенного старца Феодора Кузьмича» и месту его погребения было воздаваемо «безмерное поклонение», см. статью Кузнецова-Красноярского: «Старец Феодор Кузьмич», напечатанную в Историческом Вестнике Суворина, 1895-го года, Май, стр. 550 sqq (Buдebшuйcя со старцем преосвященный Томский Парфений говорил о нем, что «едва ли он не в прелести», а ректор семинарии после беседы с ним предполагал о нем, «что он или из западной России униатский богослов или же философ-мистик и масон», -ibid.: u becьмa возможно, что Сибиряки были на счет старца в великой и жалкой прелести...). Феодор Иванович, князь Стародубский, – Стародуба Ряполовского, что теперь село Кляземский городок в Ковровском уезде Владимирской губернии, убитый в Орде 23-го Июня 1330-го года и погребенный в селе Алексине, которое от Кляземского городка находится в 15-ти верстах (Гр. Толстой в Книге глаголемой, 207). Феодосия, в монашестве Евфросиния, супруга вел. кн. Ярослава Всеволодовича, скончавшаяся в Новгороде 4-го Мая 1244-года и положенная в Юрьевом монастыре, рядом с сыном своим Феодором Ярославичем (Преосв. Макария Археологическое описание церковных древностей в Новгороде, I, 420). Случилось, что вел. княгиня Владимирская скончалась не во Владимире, а в Новгороде, как должно думать, таким образом, что смерть застигла ее в Новгороде, когда она находилась в последнем для посещения княжившего в нем своего сына Александра Ярославича (cfr. Новгорода;. 1-ю летоп. под 1240-м г., – в Собр. лет. III, 53. Но описанию Владимирского Успенского собора, читаемому в Лаврской рукописи 810, она, также, как и сын ее Феодор Ярославич, – выше стр. 123, лежит во Владимире, в Георгиевском загородном монастыре).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Скачать epub pdf Память святых мучеников Васса, Евсевия, Евтихия и Василида Память 20 января Святые мученики Васс, Евсевий, Евтихий и Василид пострадали в царствование Диоклетиана. Сначала они служили при царском дворе, были богаты и принадлежали к членам царского синклита 822 . Увидев страдание святого священномученика Феопемпта , епископа Никомидийского, они уверовали в Христа и приняли святое крещение. Вследствие сего они были приведены к нечестивому царю для мучений и приняли мученическую смерть с пятью своими рабами. Святой Васс был закопан до половины тела в ров и, изрубленный по всему телу, предал дух свой Богу. Святой Евсевий повешен вниз головою и рассечен на части. Святой Евтихий был связан за руки и ноги и, сильно растянутый между четырьмя столбами, растерзан. Святой Василид был зарезан ножом. И так все они приняли венцы мученические 823 . 822 Синклит – правительство воинское и гражданское из самых важных царских советников и сановников. 823 Святые мученики Васс, Евсевия, Евтихий и Василид мученически скончались вместе с 5-ю рабами в Никомидии в 303-м году. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тогда и поехала в Пюхтицу. Сразу же была принята и 15 августа 1958 года прописана. После получила письмо от старца, где он писал: «Начинай свой путь с Пюхти- цы». Больше мы с батюшкой не встречались. В 1960 году старец Симеон отошел ко Господу... С 70-го года я снова стала ездить в Печоры, к отцу Иоанну (Крестьянкину) . Каждый раз я ходила в пещеры на гробик отца Симеона. Великим подвижником был старец Симеон, и благодатный дар был дан ему: скрывать свое величие в смиренной простоте. Помню, как раскрыл он мне мой грех (из прошлого), который я по неведению не считала за грех . Он все подробно поставил на вид. Такая была прозорливость. Другой случай. Маму мою звали Василиссой. Под этим именем мы и отпевали ее после трагической кончины в войну. Как-то я делала уборку в комнате и на шкафу обнаружила документы сестры. Смотрю ее метрики: отец Яков Тарасович, мать Васса Григорьевна. Как же?! Запрашиваю тетю, сестру мамину: знает ли она, когда отмечали день Ангела мамы? Она числа не помнила, но указала время после праздника Успения Божией Матери. Однажды в Печорах стою за вечерней службой в Успенском пещерном храме. Читали канон преподобной Вассе (3 сентября н.с.), и мне вдруг стрела прошла в сердце: «Мама моя именинница». После службы пошла к батюшке, рассказываю ему об этом. «Да, да, верно. Она была Васса. Но отпевать снова не надо». Вопрос решен. Еще случай. Брата моего Владимира призвали на действительную службу, сейчас не помню точной даты, как- то к весне 41-го года. Служил он в Гродно. В мае мы получили от него последнее письмо, очень грустное, но не откровенное, где он обмолвился: «Ничего теперь уже мне не надо, все мое можете раздать». Война. От него уже не было никаких вестей. Подавала в розыск – нигде не числится. Так и молились – за без вести сущего. Разрешаю этот вопрос с отцом Симеоном. Он говорит: «Много наших попало в плен. После войны пленными обменялись. Но наше правительство не дало свободу пленным, а их сослали. Ты пока его не отпевай». А перед тем, как пойти мне в монастырь в 1957 году, батюшка сказал: «А теперь отпой брата».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть Бабка Васюта Из записок «По дороге домой» 11.10.2020 789 Время на чтение 3 минуты А.М. Корин. Старуха у окна Соседями у нас была семья Панютиных. Трое детей, сами хозяева и старики: дед Вася и бабка Васюта. По правильному она была Василиса (не думаю, что Васса), и по молодости эта пара: Василий и Василиса, наверное, была не самой не завидной. Но я их помню в старости. Дед Вася занимался лошадью, еще чем-то по хозяйству, но уже не был основным работником, стал дряхловат и потом даже немного чудаковат. А на бабке Васюте держалось всё в доме. Жизнь её уже подсогнула, двигалась она небыстро, но бодро и исполняла все женские дела по дому и за его пределами. Бабкой мы звали её не со злобы, а потому что «бабушками» звали своих, родных, а чужих – бабками. Бабка Васюта никогда нас не ругала, когда мы ходили смотреть к ним телевизор, и, наверное, с нашей обуви стекала и отваливалась обильная грязь. Никогда у нас в семье «за глаза» о ней не говорили ничего плохого. Ничего не делающей, сидящей на скамейке с другими бабами и бабками, я видел её только на Пасху. В этот день необязательную работу никто не делал, стирку не затевал. А вот один раз она увиделась мне особенным образом. Августовским тихим днём, после обеда, её младший внук Витька, который был старше меня на четыре года, вместе с дедом Васей запрягал коня Тумана в телегу, подкладывал для мягкости сенца, брал с собой меня, и мы ехали на станцию Арбузово встречать с рабочего поезда бабку Васюту. Ехали «с ветерком». Когда мы были одни – шагом лошадь у нас не ходила, а бежала «трушком», рысью или даже «холопом». Правда при последнем способе можно было разбить телегу или задние ноги лошади. И тогда она от боли могла начать «трепать». Мать рассказывала, как по молодости её «трепала» Агрономка. А я эту лошадь знал уже как самую тихую, мирную и безобидную, на ней впервые малыми детьми садились верхом. Туман был конь здоровенный, с характером (мог и лягнуть, а то и укусить), и «хлобоздинки» (хворостинки, длинной палки) для него нам было не жалко. Хотя, конечно, зря мы его не обижали.

http://ruskline.ru/analitika/2020/10/11/...

Чудо 14. О жене Анне Васильеве Бысть в лето 7163-е месяца сентября в 3 день некая жена Анна Васильева дочь Михайлова, жена Замятина, деревни 870 Василкова. И приведоша ю треми мужи, и привлекоша в монастырь, и помолися вси вкупе, и у гроба преподобнаго отца нашего Максима быша 4 дни, и получи здравие, и славя Бога и угодников его, и отъидоша в домы своя, радуяся. Чудо 15. О сухоруком некоем человеке, именем Василии В та же времена прииде помолитися в день неделный человек именем Василий Иванов сын Баскаков, имея у себе руку суху. И боле рука его 7 лет и два месяца и день. И с верою помолися преподобному отцу Максиму греку , и 5 день исцелеша его рука и никогда поболе, и отъиде в дом свой, радуяся и славя Бога и святых его. Чудо 16. О … Михаиле Того же лета месяца декабря в 5 (л. 103) день прииде некий человек именем Михайло Еремеев сын Сараев, нем и глух сый от младенчества, иже отец его велми страшен всем домашним своим бысть. И восплакася Михайло в колыбели, и отец его Еремей прииде в сердцы своем х колыбели его и воскрича на младенца; и младенец воскричя и убояся, и бысть нем и хлух толико 26 лет и две седмицы. И помолися новому чудотворцу Максиму греку , и бысть здрав и весел велми, и благодаря Бога и святых Его. Чудо 17. О Семионе Никитине Некий человек именем Семион Никитин сын Размыслов; очи его болеша три месяца и два дни. И прииде помолитися чудотворцем с верою чистою, и бысть здрав, яко николи же поболе, и славя Бога и преподобных Его. Чудо 18. О жене Вассе, животная болезнь Во 172 году месяца августа в 5 день прииде помолитися некая жена именем Васса Семионова дочь, а супруга Михайла Саворова, име скорбь у себе животную. И восплакася велми (л. 103 об.) и припаде ко гробу преподобнаго отца Максима грека , и во вторый день бысть здрава, и молебствоваше, и отъиде в дом свой, радуяся и славя Бога и святых Его. Чудо 19. О иноке Филарете, болеснь имея животную Того же лета и того же монастыря живоначалныя Троицы бе некий инок Филарет, име болеснь животную велию, но и Божией церкви не приходяще. И востона велми, и призва на помощь себе преподобнаго отца Максима грека , и помолися во келии своей, и бысть здрав, и николи же поболе, и славя Бога и преподобных Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

За отсутствие филологической эстетики письма простите, но сами подтянитесь писать согласно правил нашего неумолимого, но весьма художественного и многогранного языка! Вчера Васса, ваша сестра, у нас была. Все здоровы в Караганде и недурно себя чувствуют. Но она, бедняжка, не умеет читать и понимать от брата письмо в два слова! (из 3-х слов). Мы туда собираемся к Михайлову дню на 6 дней и на шесть архиерейских служб. У нас тепло, но туманно и сыровато. Я поздравил «Симоне, Симоне» и ответную телеграмму получил... Я его утешил тем, что посчитал всех великих мужей, которых дала Рязань! Мы вчера вечером долго пили чай... Еще раз простите за оскорбительные формы этого листка! Попросите, просто по-ученически, благословения пр. Сергия и нашей епархии. Мир вам всем, упомянутым здесь, и воруйте минутки у науки – сюда писать. М. Иосиф. 6 ноября 1972 г. Стал падать мокрый снег. Дорогой Павел и все с наших краев! Мир, привет и наш старческий поклон вашей цветущей молодости! Слыхали мы, что о. Иосиф в больнице. Так ли это? А поэтому он и в Женеву не поехал. А как здоровье Владыки Никодима и где он? Еще раз простили буйному о. Валентину... Ваш Слава почти умирает без всех вас... Я ему сочувствую. Поклон нашим отцам-академикам! У нас хорошая погода: ночью луна, а днем солнце. Ночью лед, а днем вода! Вероятно, ждете Святейшего? Молитвенно желаем вам успеха в учебе» и сладкого желания изучать Слово Божие! Вам наш мир, уважение и молитва! М.И. 17 ноября 1972 г. О. Василий. Спасибо за привет! Мы с о. Валентином договорились во благо и мира Христова на земле и особенно на Западной, где никогда мира не будет. Но кому-то надо нести «свой крест»! Примите мои лучшия чувства – оба: и Вы, и сын Ваш Валентин! М. Иосиф. P. S. А «свои» в вашем храме – пока не годятся еще к «паки и паки». Со временем! М. Иосиф. 28 декабря 1972 г. Дорогих отцов сердечно поздравляю паки и паки с Р. X. и новолетием! Желаю здоровья и не обижаться на древнюю Византию за длинные и частые посты! Статьи журнала нам говорят об этом. Бог постников любит... но нарушителей постов прощает через Им поставленных духовников!.. Слава Богу за сие снисхождение!

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Иезекииль, Симеон и Иоанн. 23 Петр. и 1370 пренесение мощей священномуч. Фоки, 1 ред. Трофим и Феофил. 28 В обоих и Кт. Евстафий анкирский, 1370 ап. Тимон. 30 Петр. и в древнейших 1 ред. Иоанн воин, 1370. и 189 Хлудов. 1 ред. апостолы Сила, Силуан и дружина. 31 Петр. и 1 ред. древнейшая муч. Иулитта, в иных 1 ред. и Вт. освящение церкви во Влахерне. 1370 Евдоким новый. Август. 1 Во всех Маккавеи. 4 В обоих муч. Елевферий, 1370 и Хр. мит., муч. Евдокия. 7 В Петр. и некоторых 1 ред. избавление от врагов, 1370 и в некоторых 1 ред. муч. Дометий. 14 Маркелл 1 ред. и Кт. 16 В обоих и Кт. избавление от врагов, 1370 муч. Диомид. 17 В обоих Павел и Иулиана по Вас., 1370 муч. Мирон. 21 В обоих Васса с чадами, 1370 ап. Фаддей. 23 В обоих патр. Каллиник по Вт. служба, 1370 муч. Лупп. 24 Петр. и 1 ред. св. Евтих, 1370 ап. Варфоломей. 25 Во всех ап. Тит. 30 В обоих Филик, 1370 пр. Фантин. Приложение 17. Дни, недостающие в месяцеслове императора Василия, который издал Албани, и восполняемые славянскими прологами. Июнь 9 день Страсть святою мученику Александра и Антонины 764 . Христова мученица Антонина крестьяна сущи и житье преподобно яшвущи. Ята бысть Фаустом князем и зане неотвержеся Христа мучена бысть и затворена в хызине блудных и по 3 дни без пища пребывши питана бе от ангела храняща ю от хотящих осквернити ю и паки представши игемону и неповинувшися пожрети идолом краяна бысть по плеснома, паки послана бысть в хызину блудную. Александр же некто оть святого откровения ангелова вшед во блудную хызину и покрыв ю ризою своею, извед и пусти ю и увидив се внязь от идолослужитель ят Александра и мучи его и ята бысть и Антонина 765 мучена бысть и та и обема усекоша руце и нозе и в ров огнен вовержена бывша скончастася. Июня 10 Страсть св. священномуч. Тимофея, еп. прусийского. Тимофей священномученик бе убо при Ульяне законопреступнице 766 , епископ града прусийского. Блогоговенья же ради, еже имяше, прият чудодеяния дар; змиябо превелика вогнездешася в пещере негоей под кюпарисом и врежающа человеки (и скоты 319) помолився уби и, вдав плат ризный 767 в уста его иже носяще, и ариту царицу недугующу и ко вратом адовым приближьшюся воскреси и ина чудеса многа створи, учением своим многи от неверных обрати ко Богу и увидев се Иулиан послав первее пусти его в темницю 768 запрети в ней учити о имени Христове. Посемь яко уведе учаща и без страха послав спекулатора усекну и.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Уныние – это то, что заставляет нас смотреть в окно О в очередном выпуске своей передачи инокиня Васса (Ларина) пытается понять, что стало причиной ухода блудного сына из дома отца, как уныние рождается из праздности, и как нам противостоять этому. Здравствуйте. Меня зовут сестра Васса. Дорогие, мы еще раз собрались с вами в нашей студии в Вене, в Австрии. И на сей раз, к сожалению, мне придется вас опечалить, потому что к нам поступило сообщение из Парижа. Вот мы Эйфелеву башню поставили тоже из-за этого. Вот из Парижа нам пишут: « Дорогая сестра Васса, благодарим вас за начатый цикл бесед на русском языке, все в восторге ». Вот видите, я вам говорила, вы мне не верили. Дальше читаем: « Мы публикуем передачи на сайте Кафедрального Собора святого Александра Невского. Меня попросили Вам написать представители русской эмиграции старого поколения. Им очень нравится ваш проект, но смущают аплодисменты вначале. Я объяснил, что это для молодежи. Попросили Вам передат ь». Так что, короче говоря, мои дорогие, вы ведёте себя некомильфотно . Да-да, вы ведете себя неподобающим образом, так что я прошу вас немножко успокоиться. В начале не будем аплодировать, хорошо? Ну ладно, теперь я вас расстроила… Не плачьте, не плачьте, это ничего, мы будем стараться посерьезней, всё-таки начинается скоро Великий пост . И вот сейчас мы поговорим еще раз об этой книге – о «Триоди постной». Вы ничего не поняли? Ладно. Успокойтесь. На сей раз мы будем говорить о Неделе о блудном сыне, которая сейчас наступает. И мы прочитаем вместе в Евангелии от Луки из 15-й главы притчу о блудном сыне . Сейчас не уходите, потому что сейчас будет всё самое интересное. Читаем из 15-й главы Евангелия от Луки . Господь сказал: «У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, и тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, и я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

Кофе с сестрой Вассой: «Возьми постель твою», или Если прошлое причиняет боль 5 февраля, 2015. Инокиня Васса (Ларина) Опыт помогает нам сопереживать другим людям, попавшим в аналогичные ситуации, а также напоминает нам, что нужно быть благодарными В новом выпуске своего шоу инокиня Васса (Ларина) размышляет над евангельским рассказом об исцелении расслабленного. Всем привет! Я – сестра Васса, и я, как обычно, пью свой утренний кофе здесь, в Вене, в Австрии. Сегодня, мои многочисленные слушатели, мы обратимся к повествованию из Евангелия от Иоанна, – о том, как Христос исцелил парализованного человека в Вифезде. Этот текст по византийской литургической традиции читается в четвертое воскресенье Пасхи. Это одно из воскресений, поводящих и готовящих нас к великому празднику, – Пятидесятнице или Троице, который, если вы вдруг не знали, отмечается ровно на пятидесятый день после Пасхи в честь нисхождения Святого Духа на апостолов. Те из нас, кто ходит в церковь, слышат эту историю из года в год в одно из воскресений, которое призвано подготовить нас к Троице и к принятию нами дара – Святого Духа. Однако, несмотря на то, что многие из нас знают эту удивительную историю о том, как Христос исцелил этого человека с помощью преобразующей силы слова, давайте обратимся к этому тексту еще раз и взглянем на него по-новому. Поскольку этот текст также может изменить нас, если мы по-настоящему откроем наши сердца навстречу Его словам. Они укрепляют в нас то, что нуждается в укреплении, и устраняет то, что нуждается в устранении. …Пожалуйста, не задавайте мне вопросы о музыке! Как вам известно, выбираю музыку не я! Итак, давайте взглянем на пятую главу в Евангелии от Иоанна, посвященную излечению паралитика. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

В моей предыдущей заметке я указал на некоторые факторы, которые сестра Васса не затрагивает. Здесь я хочу привести дополнительные письменные свидетельства с целью более тщательного рассмотрения запретов Ветхого Завета, в особенности касающихся кровотечения. В Священном Писании мы находим слова, которые идут вразрез с представлением о том, «что нет ничего в себе самом нечистого» (Рим.14:14): « Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы » (Деян.15:28,29). Разумеется, нашей теме в данном отрывке наиболее соответствует заповедь воздерживаться от крови (как пищи), встречающаяся также в Книге Левит (17:11,12). Следовательно, хранение ветхозаветного правила о чистоте «угодно Святому Духу» Не следует думать, что имелись диетические или санитарные основания для соблюдения этого правила; другие народы употребляли кровь без особого вреда для здоровья. Святой Климент Александрийский (150-215) сообщает о таких людях и о христианских обычаях: «утомившись и проголодавшись, требует он (скиф) пищи от лошади; и она открывает ему свои жилы и успокаивает его единственным, что имеет — своей кровью. … Чтоб им пропасть, этим озверевшим верблюжьим погонщикам, для которых кровь этих животных служит пищей!» (Педагог 3:4) (8). В другом месте св. Климент ссылается на отрывок из Деяний Апостолов (15:28,29), в котором он признает авторитет Святого Духа и Апостолов, особенно Павла (Строматы 4:15) (9). Разумеется, св. Климент был из Александрии; и сестра Васса признает в своей статье, что суждения «египетского происхождения» поддерживают традицию воздержания женщин от Причастия во время менструации. Она дает понять, что это связано с некоторыми особенностями «социально-культурной исторической реальности древнего мира, который очень верил в ритуальную чистоту и требовал ее». С другой стороны, сестра Васса утверждает, что «для этих авторов [раннехристианских] было более характерно считать любые предписания Моисеева Закона символическими, за исключением тех, что касались пола и сексуальности». Однако, это не совсем так. Тертуллиан (160-220), к примеру, пишет о вещах, недопустимых для христиан: «Все это заставляет христиан краснеть, которые не вкушают крови даже животных… Наконец между употребляемыми вами пытками христиан находятся и ботулы, наполненные кровью. Вы прекрасно знаете, что христианам не дозволено то, чрез что вы хотите отклонить их от христианства» (Апология 9) (10) .

http://pravmir.ru/ritualnaya-nechistota-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010