Доклад монахини Вассы (Лариной) освещает несколько достойных упоминания аспектов этих понятий. Перевод с греческого слова «икономия» обозначает «закон дома». В Священном Писании это слово выражает промысел Божий об этом мире, домостроительство. «Открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении ( οικονομια ) полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1:9-10). Также св. Игнатий пишет: «Ибо Бог наш Иисус Христос по устроению Божию зачат был Мариею ( ο γαρ Θεος ημων… εκυοφορηθη υπο Μαριας κατ " οικονομιαν)». Изучив употребление слова в Священном Писании и святоотеческой письменности, монахиня Васса заключает: «Можно сказать, что фундаментальное значение слова икономия в контексте канонического права, обозначает обязанность церковной власти решать экклезиологические вопросы в соответствии с божественным планом, “домостроительством” для спасения мира» . Речь идёт не об исключении из правил, а о преследовании цели этих правил – созидании дома Господня, Церкви. Поэтому когда святитель Василий Великий предписывает в послании к Амфилохию, чтобы кафары и энкратики принимались без крещения ( τη καθολου οικονομια) , он поступает не против церковных канонов или вероучения, а в соответствии с ними! Итак, в противоположность распространённому мнению, эти слова святителя отнюдь не обозначают отхождение от нормы. Святитель Василий даёт ответы в своём послании исходя именно из действующего канонического права. Церковь действительно может применить строгость и лишить отпавшее общество всех прав. Но в таком случае она скорее отступит от акривии, которая является нормой, и употребит для церковной пользы икономию. Как было упомянуто выше, святитель Василий при выборе чина приёма отделившегося от Церкви общества отнюдь не руководствуется критерием пользы для Церкви или для этих людей. Его рассуждения строго богословского характера. Свт. Деонисий принимает пепузин без крещения. Но ни этот факт, ни какая-то душепопечительная польза не могут позволить пепузинам быть принятым в Церковь без крещения – очевидно, что они грубые еретики. По-другому дело обстоит с энкратитами. Мы можем предположить, что святитель не мог дать однозначного ответа о действительности их крещения, будучи не достаточно знакомым с  практикой крещения в их обществе, и «так как о них ничего не сказано ясно, следует нам отметать их крещение». Нам известно лишь то, что они исказили обряд крещения, но мы не знаем как именно. Поэтому здесь, по-видимому, недавно состоявшееся принятие двух епископов из этого раскола служит для святителя указанием на действительность их крещения. Это также подтверждают его слова: «должно держатся обычая и следовать отцам, благоустроившим, что нужно было для нас».

http://bogoslov.ru/article/2478466

Скачать epub pdf XIV-XVI века Благоверный Андрей и преподобная Феодора Нижегородские Святой благоверный князь Андрей Константинович родился около 1323 г. Он был старшим сыном Суздальского, а впоследствии Нижегородского князя Константина Васильевича, после смерти которого 21 ноября 1354 г. и унаследовал Нижегородский княжеский стол. Поначалу князь Андрей не стал продолжать борьбу Нижегородско-Суздальских князей с Московскими князьями за Владимирское великое княжение, начавшуюся при его отце. Так, в 1356 г. в Переяславле он встретился с великим князем Иоанном II Иоанновичем. После смерти Uoahha II князь Андрей уступил ведущую роль в политической борьбе своему младшему брату Димитрию-Фоме, отказавшись в пользу последнего от предложенного ему в 1360 г. ханом Золотой Орды Наврузом ярлыка на великое княжение. В 1360–1362 гг., в союзе с Новгородом, князь Андрей поддерживал Димитрия в бытность его великим князем против юного московского князя святого Димитрия Иоанновича. Однако князь Андрей отдалился от борьбы за мирскую власть настолько, что еще при его жизни, не позднее осени 1363 г., Нижегородский стол был захвачен другим его младшим братом – Борисом Константиновичем, князем Городецким. По некоторым летописным сообщениям, князь Андрей, как и его супруга Васса (Василиса), был «духовен зело и многодобродетелен». В 1363 г. мироточил крест, которым новопоставленный Суздальский епископ Алексий после литургии благословил благоверного князя. В 1359 г. на средства князя Андрея был построен собор во имя Архистратига Божия Михаила в Нижнем Новгороде, а в 1364 г., согласно позднему (XVI в.) житию преподобного Евфимия Суздальского, был воздвигнут Суздальский в честь Покрова Богоматери монастырь – как благодарность Богу за чудесное спасение во время путешествия по Волге. В 1364 г. благоверный князь Андрей принял монашество и примерно через год, 2 июня 1365 г., скончался. Летописец так отметил это событие: «Преставися кроткий, и тихий, и смиренный, и многодобродетельный великий князь Андрей Констянтинович во иноцех и в схиме».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Нежин. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Николаевский собор Собор. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1668 и 1670. Адрес: Украина, Черниговская обл., г. Нежин, ул. Гоголя, д. 19. Координаты: 51.048024, 31.886977 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Свято-Никольский кафедральный собор - один из наиболее ранних образцов украинского барокко. Ранее на месте собора стоял деревянный одноименный храм. Строительство же каменного храма происходило с 1650 по 1658 гг. и осуществлялось под контролем митрополита Киевского и Галицкого. Возводилось сооружение казаками Нежинского полка на деньги братьев Василия и Ивана Золотаренко. Сохранился текст купчей грамоты 1655 г., в которой нежинская мещанка Васса Копачовчиха завещала треть своих средств казацкому полковнику Ивану Золотаренко на строительство каменной церкви. Легенда рассказывает, что собор заложен в честь чудесного спасения города от турецкого нашествия, благодаря заступничеству Св. Николая Чудотворца. Согласно другой легенде, в этом соборе Богдан Хмельницкий венчался с нежинской красавицей Ганной Золотаренко. Один из основателей собора - брат Ганны, нежинский полковник Василий Золотаренко, был казнен вскоре после знаменитой " Черной Рады " , проходившей в Нежине в 1663 г. Николаевский собор служил не только местом богослужения. Здесь проходили собрания и национальные праздники, зачитывались Гетманские Универсалы и царские указы, проходили важные исторические события. Собор был полковым храмом Нежинского казачьего полка. Его парадная роль подчеркнута и в интерьере, где с обеих сторон главного входа устроены специальные лоджии для полковых старшин, и в городской застройке - на пересечении 2-х главных площадей - Соборной и Ярмарочной. Храм " всефасадный " , одинаково смотрится со всех четырех сторон. Высота сооружения 55 м. Пятиглавый собор выстроен в стиле украинского барокко и полностью воссоздает в кирпиче привычные приемы народного деревянного зодчества. В соборе хранится икона святого великомученика и целителя Пантелеймона с частичкой мощей этого угодника. Ее прислал из Германии в 1998 г. бывший пономарь собора Прохор, служивший в храме в годы фашисткой оккупации. Николаевский собор неоднократно горел (в 1754, 1773, 1798) гг. и перестраивался во второй половине 19 века. Летом 1905 г. в Николаевском соборе венчались Павел Королев и Мария Москаленко - родители известного авиконструктора и создателя ракетно-космической техники Сергея Королева.

http://sobory.ru/article/?object=03859

На шестой год монастырской жизни он мне благословил переехать в Мюнхен, где я руководила хором в кафедральном соборе, под его руководством читала святых отцов, и занялась немецким языком. В Мюнхене у меня оказалось больше времени на чтение. Том за томом владыка мне давал из собственной библиотеки существующие в русском переводе все творения свт. Василия Великого, свт. Афанасия Александрийского, и свт. Иринея Лионского, затем все — свт. Григория Нисского, свт. Григория Богослова, прп. Иоанна Кассиана, блаж. Феодорита (только толкование на Псалтирь и Церковную историю), прп. Максима Исповедника, свт. Иоанна Дамаскина, прп. Симеона Нового Богослова и свт. Григория Паламу. Давал читать и нескольких русских отцов — прп. Нила Сорского (маленькую, но очень важную книжку — кажется, Скитской Устав), свт. Игнатия Брянчанинова полностью и кое-что свт. Феофана Затворника. И это чтение владыка благословил прерывать поклонами тому святому отцу, которого читаю. Не помню, чтобы он мне давал читать «Добротолюбие», но кое-что давал об Иисусовой молитве. Владыка всегда подчеркивал, что главное в любом занятии — молитва. Учиться надо, как говорил он, в молитве. Наряду с этим я изучила книги Флоровского «Отцы первых веков», «Восточные отцы IV века» и «Пути Русского Богословия», труд проф. Спасского о догматических спорах IV в.; кое-что о каноническом праве – двухтомное толкование на Книгу правил епископа Никодима (Милаша), его же учебник по каноническому праву, греческих средневековых толкователей Зонару, Вальсамона и Аристина. Вообще я пристрастилась к каноническому праву: наговорила всю Книгу правил на кассеты и зубрила каноны наизусть. Еще владыка давал мне читать книги Дмитриевского (о Святогробском Типиконе и дониконовском богослужении Русской Церкви) и, наконец, пространную Историю Русской Церкви митрополита Макария. Ее я читала целых три года: медленно, потому что многое выписывала. И это чтение регулярно прерывалось поклонами с Иисусовой молитвой. Таким образом, благодаря владыке, когда несколько лет спустя он послал меня учиться в Православный институт Мюнхенского университета, у меня была уже некоторая подготовка к университетской программе.

http://patriarchia.ru/db/text/1186677.ht...

Решили купить знакомым московским священникам что-нибудь на память. Зашли в лавочку. А продавщица нам говорит: «Вы знаете, а мою прабабушку крестил святитель Николай!» То есть купленные нами в этой лавочке сувениры мы получили из рук человека, который был потомком тех, кто принял веру от святителя. При крещении японец получает православное имя, но японское сохраняется в обычном обиходе. Например, Ямагучи Таро. Помимо фамилии Ямагучи и имени Таро у него может быть имя Николай. У японцев очень популярны библейские имена — например, Ребекка, Сара, а также ставшие редкими у нас в России имена Ириней, Васса, Пантелеимон, Феофан, Пимен. Но по этим именам люди знают друг друга только внутри общины. А вообще здесь принято называть людей по фамилии, и коллеги по работе могут и не знать имен друг друга. Василий Иванович: — Японцы очень похожи психологически, поэтому хорошо понимают друг друга. Это очень однородная нация, есть лишь немного корейцев, китайцев, айну — коренных жителей северной Японии. Православные японцы с точки зрения остальных жителей страны (основные религии Японии — синтоизм и буддизм) выглядят как-то странно: вроде бы такие же японцы, а придерживаются другой веры. В быту они мало чем отличаются от всех остальных. Только тем, может быть, что у них в доме висит несколько икон, есть Евангелие, православные книги. — А не зазорно ли быть православным в Японии? Татьяна Георгиевна: — Японцы своей веры не стыдятся, напротив, держатся очень достойно, открыто получают благословение у священников, но не всегда афишируют, что они православные христиане. А вот у окружающих к ним может быть разное отношение. Чаще всего это непонимание: зачем? Зачем быть в Японии православным? Зачем соблюдать православный круг праздников? Святитель Николай всегда учитывал, что его ученикам придется жить в языческом окружении. В гостях, например, если отказаться от скоромного угощения во время поста, люди могут попросту обидеться. Православные японцы соблюдают пост не очень строго. Но ведь японская еда в нашем понимании и так постная: японцы едят в основном рис, рыбу, овощи. Вообще, как правило, они довольствуются небольшим количеством пищи, очень легкой и незамысловатой.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Хитрые монголы, вместо того чтобы сразу отправиться на р. Сить для поединка с владимирским ополчением, обошли князя и, разделившись, разорили его беззащитные города – Ростов, Ярославль, Галич, Переяславль, Юрьев, Дмитров и др. 4 марта великий князь Георгий Всеволодович был разбит в битве на Сити. Вместе с Георгием в битве погибло множество удельных князей. Тело Георгия Всеволодовича на поле брани нашёл ростовский епископ Кирилл, голову князя нашли позднее, и она чудесно присоединилась к шее. Проведённое в XX в. освидетельствование мощей подтвердило, что голова князя находится на своём месте, хотя имеется след отсечения. Георгий Всеволодович был канонизирован Церковью. Празднование Георгия Всеволодовича совершается 4 (17) февраля. Тело его покоится в Успенском соборе. Монастыри [ править править код ] Успенский Княгинин женский монастырь [ править править код ] Монастырь впервые упоминается в 1200 году. Получил название Княгинин, в честь великой княгини Марии Шварновны. Изначально монастырь был задуман, как родовая усыпальница княгинь и княжеских дочерей Владимирского княжеского дома. В XIII веке здесь были погребены сама Мария Шварновна, её сестра Анна, дочь Всеволода III и Марии Шварновны — Елена, позднее — обе супруги Александра Невского — Александра и Васса (Василиса) и его дочь Евдокия. 6 марта 1230 года великим князем Владимирским Юрием (Георгием) Всеволодовичем, в монастырь были перенесены и погребены мощи святого мученика Авраамия Болгарского. Центром ансамбля монастыря является Успенский собор, построенный в первые годы XVI века по образу и подобию своего предшественника (сохранились нижние части стен древнего храма). Он знаменит фресками 1648 года, над которыми работали московские изографы. Адрес: ул. Княг. монастырь, 37A, Владимир, Владимирская обл., Россия, 600000 Телефон: +7 492 232-67-73 Подробнее... Богородице-Рождественский мужской монастырь (Владимир) [ править править код ] Дата основания: 1191 Статус: действующий Адрес: 600000, г. Владимир, ул. Б. Московская, 70.

http://azbyka.ru/palomnik/Владимир

Тверской князь Александр Михайлович и его сын Феодор, которых 28 октября 1339 года в Орде хан предал ужасной казни («разъимаша их по составам») и страдальческие тела их были привезены в Тверь и погребены в Спасо-Преображенском Соборе. Великий князь Тверской Михаил Александрович, в иночестве Матфей, внук св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича; он, по завещанию, был погребён в Княжеском монастыре (Афанасьевском), бывшем близ кафедрального собора, где ныне Тверское реальное училище; в кафедральном соборе хранится частица от его мощей. В городе Старице, в Вознесенской церкви, бывшей прежде монастырём женским, местно чтится Пелагия, мать святейшего патриарха Иова. В Торжке – имеются иконные изображения (в единоверческом храме) благоверного князя Симеона Мстиславича, супруга св. княгини Иулиании Новоторжской. Там же, в Борисоглебском монастыре, ежегодно торжественно совершается поминовение архимандрита Константина и сожжённых с ним иноков (25 января 1609 г.). В Кашине в Сретенском женском монастыре свято чтится память схимонахини Дорофеи (Лодыгиной) и др., а в Клобукове Николаевском монастыре совершается ежегодно (18 августа) поминовение Сергия и Марфы (Ансимовых). В селе Кожине – богомольцами на пути в Колязин к мощам пр. Макария посещаются гробницы родителей его болярина Василия и Ирины и супруги преподобного Елены. – В ограде Христо-Рождественской церкви города Колязина погребён местно чтимый отрок Иоанн; над местом его погребения недавно устроена часовня. В селе Нектариеве Тверского уезда – в приходском храме (в бывшем монастыре) находится древняя рака, в коей покоится основатель обители Нектарий, а в селе Тутане – того же уезда, под спудом покоится основатель бывшего Тутанского монастыря Ксенофонт. В селе Застолбье Бежецкого уезда – устроена часовня на месте жительства Иоанна (Ионы) и Нестора (Димитрия) в иночестве Нектария, бояр из свиты святителя Гурия, почивающих в пещерке Казанского Спасского монастыря. Супруга Нижегородского князя Андрея Константиновича Васса или Анастасия была родом из Твери.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Nadezda 20 февраля 2018, 15:48 Upokoi Gospodi dushi usopshich rab Tvoich : Nadezdi, Veri, Liudmili i Veri Сергей 20 февраля 2018, 13:33 Вечная память погибшим, скорейшего выздоровления пострадавшим! Евгений 20 февраля 2018, 12:07 Упокой Господи,души новопреставленных рабов Твоих! Василий 20 февраля 2018, 10:30 Упокой Господи души Рабов Твоих: Надежды, Веры, Ирины, Людмилы и Веры!!! Соболезнования родным и близким! Царствия небесного! Павел Иляхин 20 февраля 2018, 10:28 Царствия Небесного им! Галина И. 20 февраля 2018, 10:07 Алексей Адыканов: " Одной из первых жертв террориста стала Ирина Мелькомова.... женщина совершила геройский поступок — именно она бросилась на вооруженного человека и тем самым спасла многим жизнь " . Ясно, что мученица Ирина, как и другие погибшие с нею, перешла " от смерти в жизнь " . Да, воистину " последние станут первыми " . Но как мало мы ценим при жизни " последних " ,как зачастую пренебрегаем ими, смотря на знатных мира сего. В " Отечнике " свт. Игнатия много таких примеров. " Не обольщайся богопознанием и богопочитанием нынешних христиан, у которых на языке исповедание Бога, а в сердце безбожие. Показывай богопознание и богопочитание твое делами твоими, а не одними словами " (св. Тихон Воронежский) Людмила 20 февраля 2018, 09:19 Со святыми упокой, Христе, души раб твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.Вечная память сестрам нашим!!! Galina 20 февраля 2018, 08:48 Упокой, Господи, души невинноубиенных, даруй им Царствие Небесное! Вечная память! Алексей Адыканов 20 февраля 2018, 07:35 Сегодня, 20.02.2018 празднуется память святых мучеников, в Никомидии пострадавших. Они были слугами (рабами) четырех сановников Васса, Евсевия, Евтихия и Василида, которые вместе со своими женами пострадали за Христа (память 20 января) в 303 году при императоре Диоклитиане (284–305). После мученической кончины своих господ слуги решили последовать их примеру и тоже исповедали себя христианами пред Диоклитианом. Не склонившись на уговоры и обещания награды, все они, 1003 человека, с женами и малыми детьми, были изрублены воинами, окружившими их тесным кольцом, так что никто из них не остался в живых. "

http://pravoslavie.ru/110810.html

Этого инока звали Александр, который, по отшествии с Валаама, получил наименование Свирского. К сведению читателей заметим, что современный ему биограф его, игумен Иларион, касательно источников его жития, говорит следующее: «не от слышания бо токмо сие приях, но от честных и светолепных уст его (т.е. самого Александра), и еже о Бозе трудолюбное житие его слышав от учеников его, иже с ним исперва жительствовавших: паче же известно приях от сладкоглаголевых уст его: сие, яко многоценный дар и достояние отчее, писанием оставляю, иже по нас сущих пользовати». Родители св. Александра – Стефан и Васса, жили в пределах Олонецких в стране Обонежской, на реке Ояти, в селе Мандеры, близ Острожского Введенского монастыря Пресв. Богородицы. Они не изобиловали богатством, во ярче многих сияли благочестием, стараясь во всем присноблагоугодни быти Богу. При державе великого князя Василия Васильевича, всея России самодержца, и при сыне его благоверном и великом князе Иоанне Васильевиче и при Евфимие, архиепископе Великого Новгорода и Пскова, у них родился 15 июня 6957 (1449) года вожделенный отрок, которого назвали при св. крещении Аммосом. Младенец вырос, научился грамоте, наипаче священным писаниям и, на удивление всех знавших, преуспевал в благочестии. Слышав же о обители Преображения Господня, яже на Валааме, и о постящихся в ней братиях и о душеспасительном устроении их, и распаляшеся желанием и моляшеся Господу получити ему желание свое. И абие сотвори приити нецыим инокам обители Спасова, яже на Валааме, некиих ради потреб монастырских на реку Оять, в весь яже близ села родителей блаженного юноши. Прилучися же ему мимо ити весь ту, идеже тии иноцы витаху. Узрев же их издалеча на брезе реки стоящих и псалмопение поющих, пришед к ним и сотворив молитву, поклонися им до земли глаголя: «благословите мя, отцы святии». Они же видевше, удивишася такому смирению и целомудрию юноши и глаголаху ему: «Бог да благословит тя, чадо, иже всем спасение подавает. Что требуеши от нас недостойных?».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С именем пр. Макария Александрийского († 395 г.) известно «Слово об исходе души и состоянии их по смерти», часто встречающееся в раскольнических цветниках. 20. Пр. Ефимия великаго (473); мч.: Васса, Евсевия, Евтихия, Василида (303), м: Инны, Пинны, Риммы (скифов), п. Евфимия сянжемскаго. 21.       Пр. Максима испов., м: Неофита, Валериана, Кандида, Акилы, Евгения, Анастасия, м. Агнии; п. Максима грека , Иакова испов.; ик. Б. М. Ватопедской. Раскольники говорят, что Максим Исповедник († 622 г.), будучи архимандритом, принял Пирра, патр. Константинопольского от монофелитской ереси и присоединил его к церкви. Но по рассказу Жития, Пирр имел только прение с Максимом Исповедником и «пропрен быв, приста к православию и приняте церковию любезно». Пр. Максим грек († 1556 г.) первый на Руси открыто высказал мысль о неисправности наших церковно-богослужебных книг и необходимости их исправления не только по славянским, но и греческим книгам, за что и подвергся гонениям. 22. Ап. Тимофея, пм. Анастасия (628); м.: Мануила, Георгия, Петра Леонтия, Сиония, Гавриила, Иоанна, Леонта, Парода, пм. Анастасия печерского (XII в.), п. Макария жабынского (1622). 23. Св. Климента анкирск., м. Агафангела, п. Павлина милостив. (ноланскаго), Мавсимы, Саламана молчал., п. Геннадия костромск. (1565 г.). Перен. мощ. свят. Феоктиста, арх. новгород. (1786 г.). Воспоминание 6-го Вселенскаго Собора (681 г.). 24.       Пр. Евсевии (Ксении), м. Вавилы, Тимофея, Агапия, п. Македония, пер. мощ. пм. Анастасия перса; м. Иоанна казанского (1529), свт. Герасима пермского. 25.       Свт. Григория Богослова (389); п. Поплия, Мара; мц. Фелицаты; св. Моисея, арх. новгородского; ик. Б. М. «Утоли мои печали». Во время обучения в Афинах св. Григорий Богослов , подобно другу своему Василию Вел., знал только две дороги: одну к св. храмам и находящимся при них наставникам, а другую – к училищу. Пустыня сильно привлекала его, но он решился остаться в доме родителей, чтобы в лице их служить обществу и в то же время быть строгим аскетом. Постоянным занятием его было упражнение в слове Божием. По своему смирению, св. Григорий Богослов неохотно принял сначала сан пресвитера, а затем епископа. По словам церковных песнопений, он был «благочестия поборник», «сеятель правых догматов всечудный, отгонитель еретичествуюших зело крепчайший», «светлый светильник вселенныя, слава православия». Ради мира церковного он жертвовал своими интересами. Так, он уступил Сасимскую кафедру другому епископу, когда узнал, что туда, по проискам врагов, назначен другой епископ, и отказался от Константинопольской кафедры, на которую был избран отцами II-ro Всел. собора (381), когда другие епископы стали оспаривать ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010