Вторым владельцем с. Ивановка на 1804 г. был подпоручик Василий Корнельевич Захаржевич-Капустянский. В его части имения на 1804 г. располагались три винокуренных завода на 10 котлов производительность. 4000 ведер горячего вина в год. Им же в Ивановке был построен каменный дом. Дочь В.К. Захаржевич-Капустянского Васса получила по наследству от отца имение и капитал в Купянском уезде. В 1856 г. она умирает и завещает все свои капиталы (7 419 руб. 43 ½ коп. серебром) храмам, монастырям, харьковской губернской гимназии, а движимое имущество – помещику Змиевского уезда коллежскому регистратору Ивану Николаевичу Захаржевич-Капустянскому. Но поскольку большая часть капитала была роздана ей в долг различными помещикам, то взыскание этих денег продолжалось еще в 1871 г., для этого даже создавались специальные комитеты. Последним владельцем из рода Захаржевич-Капустянских был майор Михаил Георгиевич и его жена Анна Петровна. В 1838 г. имение его было небольшим, состоящим их 610 десятин земли, водяной мельницы на два постава, флигеля со службами, и приносило дохода до 1 000руб. серебром. А.П. Захаржевич-Капустянская после смерти мужа своего в 1845 г. за свои деньги возобновила в Ивановской церкви иконостас (700 руб. серебром) и к каменной ограде сделала железные кованые ворота с позолотой (700 руб. ассигнациями). И за такое благодеяние получила от Святейшего синода Благословение. Дочь М. Г. Захаржевич-Капустянского Настасья была замужем за помещиком Купянского уезда капитаном Яковлевым. В память о своем родителе она подарила в Ивановский храм новую плащаницу, купленную в Петербурге за 100 руб. серебром. Плащаница была из хорошего пунцового бархата с изображением Спасителя, по углам четыре евангелиста. В середине в круге два ряда слоев и украшений с золотой бахромой и кистями, а в вышитом круге голова Спасителя с золотым сиянием. Плащаница была внесена на Страстной неделе 1845 г. Небольшим имением в Ивановке владела вдова майора Александра Николаевича Ковалевского Софья Николаевна, урожденная Захаржевич-Капустянская, ее дети: Николай и Юлия. Гораздо более значительным имение в Ивановке владел род Логиновых. Одна из представительниц этого рода, Анна Петровна, была замужем за Захаржевич-Капустянским и после смерти мужа стала владелицей этого имения. После ее смерти в 1807 г. имения перешли во владение сыновья священника сл. Хотомля Волчанского уезда Михаилу и Никанору Михайловичу Лонгиновым.

http://sobory.ru/article/?object=07953

подвижничества. Он оставил жену и сыновей в доме у Ивана Дементьева, а сам начал сооружать в горе, западнее пещеры, церковь. Вскоре умерла его супруга, незадолго до кончины принявшая монашеский постриг с именем Васса (Василисса). Иоанн положил ее в могилу, выкопанную в пещере, но наутро гроб прп. Вассы обрели поверх земли. После 2-й неудачной попытки похоронить жену в земле Иоанн сделал нишу в стене пещеры и поставил гроб «наверху земли». После смерти супруги Иоанн принял монашество. В горе была устроена небольшая церковь, И. поставил рядом с пещерой 2 кельи «на столбцах». Затем он отправился в Псков просить священников Троицкого собора освятить пещерную церковь, но те не решились «ради необычнаго места» храма. Успенская ц. была освящена по благословению Новгородского и Псковского архиеп. Феофила 15 авг. 1473 г. При освящении произошло чудо: от иконы Успения Пресв. Богородицы прозрела слепая женщина. Суровая подвижническая жизнь И. «в трудах и молитвах» стала известна после его кончины. Во всех редакциях «Повести...» рассказывается, что после смерти на теле И. нашли «пансырь кольчатый», такой тесный, что «тело его все яко изваяно сквозе кольца те». Панцирь был помещен над гробом преподобного, но уже в нач. XVI в., после разорения мон-ря немцами, он исчез. Точная дата кончины И. неизвестна. Согласно «Повести...», он преставился вскоре после освящения Успенской ц. и был погребен в «Богом зданной пещере», с левой стороны. Митр. Евгений (Болховитинов) предполагал, что И. умер ок. 1474 г. ( Евгений (Болховитинов). 2009. С. 262). В трудах митр. Филарета (Гумилевского) и архиеп. Сергия (Спасского) преставление И. отмечено ок. 1480 г. Н. И. Серебрянский предполагал, что И. скончался вскоре после 1473 г. ( Серебрянский. 1908. С. 333-334). По мнению Ю. Г. Малкова, датировать преставление И. можно 1474-1480 гг. (Летопись Псково-Печерского мон-ря. 1993. С. 93-94). В 1600 г. по благословению Псковского еп. Геннадия , данному в ответ на просьбу братии и игум. Псково-Печерского мон-ря Иоакима, мощи преподобных И., Марка и Вассы переложили в новые раки вместе со старыми гробами, к-рые так обветшали, что сквозь них были видны кости.

http://pravenc.ru/text/578260.html

20 . Прп. Евфимия Вел., мчч. Васса, Евсевия, Евтихия и Василида, Инны Пинны и Риммы. 21 . Прп. Максима Исповедника , мчч. Неофита, Евгения, Кандида, Валериана, Акилы и Анастасия, мц. Агнии, прп. Максима Грека ; прп. Иакова, еп. и исповедника, претерпевшего гонение за иконопочитание при Копрониме. Раскольники говорят, что Максим Исповедник († 622), будучи архимандритом, принял Пирра, патр. Константинопольского от монофелитской ереси и присоединил его к церкви. Но по рассказу Жития, Пирр имел только прение с Максимом Исповедником и «препрен быв, приста к православию и принят церковию любезно». Прп. Максим грек († 1556) первый на Руси открыто высказал мысль о неисправности наших церковно-богослужебных книг и необходимости их исправления не только по славянским, но и греческим книгам, за что и подвергся гонениям. 22 . Св. ап. Тимофея, прмч. Анастасия Персянина, мчч. Мануила, Георгия, Петра, Леонтия, Сиония, Гавриила, Парода пресвитера и проч. 377; прмч. Анастасия, диакона Печерского. 23 . Сщмч. Климента, еп. Анкирского; мч. Агафангела, свт. Павлина, еп. Ноланского; прпп. Мавсимы Сирина, Саламана молчальника и Геннадия Костромского. Воспоминание VI Всел. Собора, бывшего в 680 г. и осудившего ересь монофелитов. 24 . Прп. Ксении, прп. Македония; мчч. Вавилы Сицилийского и двух учеников его: Тимофея и Агапия; перенесение мощей прмч. Анастасия Персянина. 25 . Свт. Григория Богослова . Празднование образу Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». Прпп. Поплия и Мара певца; мчч. Филицаты и семи сыновей ее; свт. Моисея, архиеп. Новгородского. Во время обучения в Афинах свт. Григорий Богослов , подобно другу своему Василию Вел., знал только две дороги: одну – к св. храмам и находящимся при них наставникам, а другую – к училищу. Пустыня сильно привлекала его, но он решился остаться в доме родителей, чтобы в лице их служить обществу и в то же время быть строгим аскетом. Постоянным занятием его было упражнение в слове Божием. По своему смирению, свт. Григорий Богослов неохотно принял скачала сан пресвитера, а затем епископа. По словам церковных песнопений, он был «благочестия поборник», «сеятель правых догматов всечудный, отгонитель еретичествующих зело крепчайший», «светлый светильник вселенныя, слава православия». Ради мира церковного он жертвовал своими интересами. Так, он уступил Сасимскую кафедру другому епископу, когда узнал, что туда, по проискам врагов, назначен другой епископ, и отказался от Константинопольской кафедры, на которую был избран Отцами II Всел. Собора (381), когда другие епископы стали оспаривать ее.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

«Деточки, деточки! Спешите делать добро! Не скупитесь делать добро! Это то, что впереди нас пойдет в вечную жизнь и встретит нас, когда будем покидать землю». Преподобномученик Корнилий (1501–1570) прославлен в XVI в. Его святые мощи покоятся в Успенском храме Псково-Печерского монастыря. 69 Архимандрит Филарет (Кольцов Иван Николаевич) родился 22 марта 1958 г. в дер. Малые Убеи Татарской АССР. В 1975 г. окончил среднюю школу г. Ульяновска. В 1976 г. вступил в число братии Псково-Печерского монастыря. С 1977 по 1979 г. служил в рядах Советской армии. В марте 1984 г. пострижен в рясофор и рукоположен во диакона. В 1985 г. принял монашеский постриг и рукоположен во иеромонаха. В 2000 г. возведен в сан архимандрита. С 2003 по 2008 г. обучался в Московской духовной семинарии. С 1984 по 2003 г. исполнял послушание эконома. Последние годы был келейником о. Иоанна. 70 Преподобный Иона (священник Иоанн Шестник) – основатель Псково-Печерского монастыря, преподобная Васса (Мария, супруга священника Иоанна) – первая постриженица обители. Гробницы с их мощами почивают в Богом зданных пещерах. 71 Храм Успения Божией Матери – самый древний на территории Псково-Печерско-го монастыря. В 1470 г. священник Иоанн (прп. Иона) поселился у реки Каменец и выкопал в горе пещерную церковь Успения Божией Матери, которую освятили в 1473 г. Вокруг этого храма и образовался впоследствии монастырь. 72 Схиархимандрит Александр (Васильев Владимир Васильевич) родился в 1927 г. в дер. Орехова Гора Палкинского р-на Псковской обл. По окончании Великой Отечественной войны поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию. В ноябре 1955 г. епископом Псковским и Порховским Иоанном (Разу-мовым) был рукоположен во диакона в г. Дно, 24 ноября в Псково-Печерском монастыре пострижен в рясофор с именем Александр, в честь св. блгв. кн. Александра Невского, а 25 ноября рукоположен во иеромонаха. Три года служил в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Пскова. В октябре 1958 г. поступил в братию Псково-Печерского монастыря и в декабре того же года пострижен в монашество с именем Александр, в честь сщмч. Александра Иерусалимского. С сентября 1959 г. в течение 22 лет исполнял послушание благочинного монастыря. С 1993 г. – братский духовник. С 1960 г. хранил святыни упраздненного Дивеевского монастыря, которые в 1992 г. передал в возрожденную обитель. Скончался 15 октября 1998 г., перед кончиной принял Великую схиму с именем Александр, в честь св. блг. кн. Александра Невского. Похоронен в Богом зданных пещерах рядом с родителями (монахом Василием и монахиней Марией) и сестрой (монахиней Ольгой).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Сын Кашинского боярина Борозды, Пр. Савва Вишерский (ок. 1460), с юных лет был иноком одной из тверских обителей, основал сей монастырь на берегу р. Вишеры, и, пребывая в нем, подвизался на столпе, сходя с него только по субботам и воскресеньям. Процветали обители Валаамская и Коневская, развивалась Соловецкая. В Псковской земле подвизался Пр. Евфросин Псковский (ок. 1481), основавший обитель, отличавшуюся такой строгостью, трудами и длинными бдениями, что один новгородский священник, приходивший в обитель для проверки ея святости, после так отзывался об игумене с братией: «Это железный с железными». Обогатился новыми монастырями Вологодский край, где известны были ранее всего три монастыря. Во второй половине XIII в. основался Спасо-Каменный монастырь на острове Кубенского озера. Находясь под покровительством князей Белозерских, обитель вскоре пришла в цветущее состояние, в особенности при игумене Дионисии Греке, постриженнике Афонском, давшем ей устав св. Горы. В 1418 г. он был поставлен епископом Ростовским. Три монастыря устроены были Свят. Стефаном Пермским. Пр. Дионисий Глупшцкий основал три монастыря. Известны обители Авнежско-Троицкая, созданная пр. Стефаном Махрицким, Спасо-Прилуцкая, основанная пр. Димитрием, который первый ввел в этом крае общежитие; Нуромская Спаса Всемилостивого; Павло-Обнорская; Александро-Успенская на р. Куште; Лопотово-Богородицкая, основанная в 1426 г. пр. Григорием Пелшемским, из рода галичских бояр Лопотовых. Северным Заволжским подвижникам свойственны: нестяжательность, любовь к ближним, смирение, кротость и уединенное богомыслие, заветы, воспринятые от прпп. Сергия и Кирилла. Упоминались раньше святые княгини Евфросиния Суздальская и Евфросиния Московская, основательницы женских монастырей. В Нижнем-Новгороде такую же обитель основала и в ней подвизалась Феодора Нижегородская, по мирскому имени Васса или Василиса, дочь тверских бояр, супруга Суздальского князя Андрея Константиновича, который был «духовен зело и добродетелен». С детства она любила читать Св. Писание, и желала посвятить себя Богу. Став княгиней, она не была увлечена богатством и почестями и оставалась постницей и молитвенницей. Через 4 года после смерти супруга (1365), она, раздав богатство и даровав свободу слугам, приняла постриг от Пр. Дионисия, вп. архиеп. суздальского, и ушла в созданный ею в 1355 г. Зачатиевский монастырь. Там она проявляла себя великими подвигами. По ея примеру 90 вдов и девиц, в числе их княгини я боярыни, подвизались в сей обители. Скончалась она в 1378 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Идучн в церковь Живоначальные Троицы (на лев)ой стороне северных дверей Род Голицыных: Боярин князь Василий Васильевичь Голицын преставися 127 году... я в 14 день. Боярин князь Иван Васильевичь Голицын преставися 134 году маия в 18 день. Боярыня князя Андрея Васильевича Голицына княгиня Марья, во инокинях Марфа, Васильевна преставися 142 году ноября в 17 день. Боярина князя Андрея Ивановича Голицына дочь княжна Васса преставися 133 году генваря в 16 день. Остальное издано г. Ундольским по сему списку в Чтен. Общества ист. и древ. росс. 1846 г. 2, но с ошибками. В сей записи (кажется, Симона Азарьина) упоминается в Троицком соборе придел Похвалы пресв. Богородицы; в Выходах Государей Царей он упом. под 1646 г., а на Евангелии лаврской ризницы 12 в 1560 году. 821. (109.) Кормовая книга, скороп., исх. XVI века, в четверть, 151 лист, без начала. л. 31. Заглавие: Лета 7099 (1590) октября в 30 день при Игнатьеве казначействе Лодыгина выписано из должных книг по старым книгам, по уложенью игумена Серапиона Курцова с братьею. То же заглавие на л. 92 с показанием лета 7110, какой год был впереди, неизвестно, в нем пишется почти то же, что в последних двух. 822. (110.) Опись книг рукописных и печатных, напис. 1723 года, скороп., в лист, 58 листов, с подписью книгохранителя и крепостного старца Савватия Ковалева и слуг Гавриила Оничкова и Андрея Небогатого. 823. (111.) Опись книг рукописных и печатных, напис. 1729 года, скороп., в лист, 73 листа. С л. 57 список книг в раздаче по церквам лавры, а с л. 68 оказавшихся сверх описи предыд. и совсем не оказавшихся при сдаче. О последних старец Савватий Ковалев сказал (л. 73 об.), что за старостию и за болезнию не упомнит ничего; вместо его по листам описи подписался монах Даниил Салманов, новый книгохранитель и крепостный старец Моисей Москвитин и приказной Андрей Колмаков. 4 Из сопоставления иноков Александра Пересвета и Иродиона Ослебы видно, что владелец ркп., библиотекарь Иоасаф Кирьяков, разумел здесь сподвижников В. Кн. Димитрия в 1380 г.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Таким образом, в течение полутора месяцев в сем приходе, состоящем из 828 душ мужеска и 803 женска пола, умерло от холеры: взрослых 22 муж. 46 жен. малолетних 22 – 13 – – И того 44 муж. 59 жен. А обоего пола 103 души. Весьма тяжёл был 1848 год: малый урожай, падёж на скот, смертность на людей; но не легче 1849 год. В половине марта месяца сего года открылась в народе болезнь – цинга и продолжалась до мая, от которой умерло в сем приходе 13 душ, из 784 мужеска и 744 душ женска. ЗАРОЖНОЕ При дороге из Чугуева в Белгород. Нынешний местный храм, однопрестольный, деревянный, во имя Василия Великого , построен в 1764 году; до построения же его, жители причислены были к Васильевской церкви селения Тетлеги, находившейся в близком от них расстоянии. Эта прежняя их приходская церковь показывается уже по Чугуевским переписям 1710 и 1712 годов. Последняя перепись говорит: «Села Тетлеги и Зарожной деревни церковь во имя Василия Кесарийского ; поп Антон, Яковлев сын, Мухин, по сказке его, 72 лет, у него жена Варвара Титова 70; дети: Василий 37, Филат 27, Кирилла 18; дочери: девка Мавра 13, Настасья 10, Анна 7. У Василия жена Фёкла Фомина 35; дети: Алексей 5, Харлампий 3, Степан 1; дочери: девка Федора 8, Васса 7, Домна 4. У Филата жена Ефимия Иванова 26; дочь Елена 1. У Кирилла жена Гликерия Яковлева 18 лет». Причетников не показано. Поскольку же земли на речке Тетлеге, на зелёном колодезе, данные Семёну Головину с товарищами, велено обмежевать царскою грамотою ещё от 30 января 1645 года: то нельзя сомневаться в том, что первый храм в Тетлеге построен не позже 1660 года. В округе Васильевского прихода с. Зарожного ныне состоят, кроме Зарожного и Тетлеги, жители с. Пятницкого, иначе называвшегося Казачьею Бабкою, где был храм Св. Параскевы, давно закрытый по ветхости его и по малому числу прихожан. Кроме того, в 1755 году, в Васильевском приходе с. Тетлеги состояли жители с. Кочетка, где впрочем, по переписи 1710 года, видим и особый храм Архангела Михаила, с священником, но без причетника, (По Писцовой 1647 года «Земля за рекою Тетлегою на поляне, что словет Попова, по обе стороны оврага, до верху колодезя Кочетка и вниз по колодезю Кочетку к устью речки Бабки и за колодезем Кочетком вверх по речке Бабке» дана боярским детям Фёдору Голобоку и 10 товарищам его.) и где ныне находится чтимая многими Владимирская икона Божией Матери, принадлежавшая бывшему Богородичному Монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кондак, гл. 3. Чудес приял еси Божественную благодать, Богомудре священне Парфение, чудотворче Богоносе, вся верных страсти очищая, духи лукавства, отче, изгоняя: сего ради тя воспеваем, яко велия таинника Божия благодати. Пр. отца нашего Лк, иже во Елладе. Сын бедных греческих, землевладельцев, пр. Лука еще в юности отличался необыкновенным духом благочестия и воздержания: был скромен, молчалив, питался суровой пищей и безусловно повиновался своим родителям. Он помогал бедным всем, чем мог, и нередко отдавал им последнюю пищу, оставаясь голодным. По смерти своего отца, св. Лука тайно от своей матери удалился в Афины и там постригся в монахи. Но оттуда он вскоре, по внушению Господа, возвратился к своей осиротевшей матери, прожил с нею в полной покорности и послушании 4 месяца и, испросивши ее благословения на иноческий подвиг, удалился из родительского дома, намереваясь вести жизнь отшельника. Св. Лука подвизался в разных приморских местах Аттики; последним местом его подвигов была гора Стирий, в Елладе. Св. Лука скончался около 946 г. Имея при жизни от Бога дар прозорливости и чудотворения, св. подвижник и после своей кончины источал чудесные исцеления, «прокаженныя очищая, укрепляя немощныя, хромыя вкупе и слепыя исцеляя». Муч. 1.003 в Никомидии (Х.М.). Они были слугами четырех царских вельмож: Васса, Евсевия, Евтихия и Василида (см. 20 янв.). После мученической кончины своих господ, они пожелали последовать их примеру и добровольно вызвались на мучения за Христа. По повелению Диоклетиана они все были усечены мечами, в 303 г. 8 . В. † Св. великомуч. еодра Стратилата. Он происходил из г. Евхаит (в Малой Азии) и был воеводой (стратилатом) в г. Ираклее, близ Черного моря. Своей благочестивой жизнью и кротким управлением он расположил к себе сердца горожан, и многие язычники, видя его добродетельную жизнь, принимали веру Христову. Когда дошел об этом слух до Ликиния, соправителя Константина, он прибил в Ираклию и принуждал Феодора поклониться идолам. Когда же св. Феодор оставался непоколебимым, разгневанный правитель приказал подвергнуть исповедника Христова жестоким мучениям. Св. Феодора растянули на земле, били желчными прутьями, строгали тело его острым железом, палили огнем и, наконец, распяли на кресте и выкололи глаза. Ночью ангел явился мученику, снял его с креста и совершенно исцелил его. Наутро слуги Ликиния, посланные бросить тело св. Феодора в море, увидав его совершенно здоровым, уверовали во Христа. Уверовало также и много других язычников, видевших чудо Божье. Узнав об этом, Ликиний приказал св. Феодора обезглавить. Св. Феодор скончался около 319 года. Страдания его были описаны очевидцем, слугой его, писцом Уаром.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вернемся к Свято-Троицкому Александра Свирскому монастырю… Это один из самых удивительных монастырей мира. Разумеется, есть монастыри древнее. Есть архитектурно красивее, есть известнее… Но немного наберется на земле мест — необычнее. Находится он в 260 км. От С.-Петербурга, на древней земле новгородской республики. Когда-то в монастыре (а точнее в двух его частях, ибо необычна даже сама его форма: «два в одном»), было восемь храмов, огромное количество хозяйственных построек, богатейшая ризница, редкие иконы, огромные земельные наделы, легендарно обширная библиотека с древнейшими рукописями и свитками, изучать которые приезжали знаменитейшие историки, здесь была Духовная семинария и архиепископская кафедра, обители подчинялось 27 монастырей и пустыней края, ее называли «Северной Лаврой» и «Северной Фиваидой». (Свирский монастырь на дореволюционном рисунке). Основатель монастыря, Александр Свирский родился в деревушке под названием Мандера на реке Ояти (это к северу от Новгорода) в году 1448. Во святом крещении ему было дано имя Амос (в честь библейского пророка). Его родители, Стефан и Васса, жили небогато, но были людьми верующими, трудолюбивыми и грамотными. Самому отроку грамота по началу давалась с трудом, но ему так хотелось изучать Писание, что, согласно дошедшим до нас свидетельствам, он пошел в монастырь, где взмолился о помощи перед иконой Богородицы… и вскоре обогнал в постижении книжной премудрости своих сверстников. (Преподобный Александр Свирский. Икона) Надо заметить, что время то было и страшное, и интересное… В год рождения Свирского чудотворца произошло событие знаковое для Православия: по приказу Василия Второго, митрополитом был избран русский епископ Иона, посвященный не Константинопольским патриархом, а собором русских архиереев, что стало отправной точной независимости русской церкви от константинопольского патриархата. (Эти «случайности и совпадения» будут проходить через всю жизнь преподобного… И удивительнейшим образом связывать историю Свирской обители с историей России… Я потому так интересовался историей этой обители, что, пожалуй, нет на Руси другого человека и его дела, которые так ярко иллюстрировали бы историю России за последние 500 лет… Все знаковые события оставили на этой обители след необыкновенно яркий.

http://azbyka.ru/parkhomenko/faktotum-il...

Астах, нар. от Аристарх (см.) Ася, уменьш. от Александра, Анастасия, Ксения и др. Ателла, произвольное образование Афанасий, гр. «бессмертный» Афиния, гр. «принадлежащая Афине» Афиноген, Финоген, гр. «потомок Афины» Африкан, лат. «африканский» Аэлита, от имени героини одноименного романа А. Н. Толстого гр. «воздух и камень» Белла, лат. «красивая» Берта, герм. «блестящая, светлая» Богдан, русск. не церковное, не календарное имя «данный богом» Болеслав, слав. «славнейший» Борис, Барис, русск, см. Борислав Борислав, др. русск., от бор – (бороться) и слав – (слава) Бронислав, др. русск. от боронити (защищать) и слав. – (слава) Бронислава, русск. ж. к Бронислав Вавила, Вавил, др. евр. «мятежник, бунтовщик» Вадим, русск. от Вадимир «забияка» («вадити мир, нарушать мир») Валентин, лат. «сильный, крепкий» Валентина, ж. к Валентин Валериан, Валерьян, лат. «Из Варии» (город в древней Италии) Валерий, лат. «здоровый, бодрый» Валерия, ж. к Валерий Вальян, произвольное образование Валя, уменьш. от Валентин и Валентина, Валерий, Валерия Варвара, гр. «чужестранка, дикарка» Варлаам, Варлам, халд. «сын народа» Варнава, Варрава, др. евр. «сын утехи» Варсонофий, этимология неясна Варфоломей, др. евр. «сын пашни» или «морщинистый» Василий, гр. «царский» Василиса, гр. «царица» Васса, гр. «пустыня» Веденей, нар. от Евгений или Венедикт Велира, от «Великий рабочий» Веллингтон, от анг. фамилии Венедикт, лат. «благословенный» Венера, лат. «богиня любви и красоты» Вениамин, др. евр. «сын правой руки», т. е. «сын любимой жены» Вера, русск. перевод гр. Фистис Вероника, гр. «приносящая победы» Вета, уменьш. от русск. Елизавета или фр. Иветта, ж. к Ив Виолетта, уменьш. от Виола Викентий, лат. «преодолевающий» Виктор, лат. «победитель» Викторий, м. от Виктория Викторин, лат. «победоносный» Викторина, ж. к. Викторин Виктория, лат. «победа» Вилен, от «Владимир Ильич Ленин» Виль, от «Владимир Ильич Ленин» Вильгельм, нем. от герм. «воля и шлем» Виола, лат. «фиалка» Виона, этимология неясна Виргина, лат. «девственная»

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010