Хотя в летописи и нет подробных сведений, чем занимались его жена и дети, но нет сомнений, что они помогали о. Иоанну в его нелегких трудах. Полностью взяв на себя воспитание детей и ведение хозяйства, матушка Васса насадила в душах своих чад семена Истины и добра, и, проводя в страхе Божием житие свое, так же воспитывала и детей, готовясь дать за них отчет Богу. Через несколько времени матушка Мария заболевает и принимает монашеский постриг с именем Вассы (в некоторых редакциях «Повести…» – Василиссы), (скудные строки повести рассказывают о том, что “по мало же времени разболеся жена его (о. Иоанна), и пострижена бысть в монашеский образ, и наречено ей бысть имя Васса, и в том же образе преставилася”). Матушка Васса была, по Летописи, первым лицом в истории Псково-Печерского монастыря, принявшим в нем монашеский образ. Над нею же совершилось и первое чудо в этом монастыре при самом начале его основания. Когда инокиня Васса скончалась, то могила была для нее приготовлена в «Богом зданной пещере». Хотя изначально ее супруг пытался похоронить Вассу в выкопанной собственноручно могиле. “...Иоанн же ископа землю в той “Богом зданной пещере”, со отцем ея духовным отпеша надгробная, положиша ю в ней. В нощи же той изставлена бысть из земли некою невидимою силою”, – говорится в Повести о житии святых Вассы и Ионы. Но наутро гроб с телом святой Вассы оказался на поверхности земли. Это чудо чрезвычайно поразило о. Иоанна и ее духовника, не говоря уже о тех, кто провожал в последний путь монахиню Вассу. Летописец говорит: “Иоанн же, помыслив со отцем ея духовным, яко нечто погрешиша в надгробном, и отпевше второе, и разрешательную молитву изглаголавше отцу ея, паки погребоша, и на утрие второе обретеся, обретеся на верху земли. Иоанн же, недоумеваясь о сем, ископа место на левой стороне в пещере, и положиша гроб ея непогребен”. (Повесть, стр. 5). (Перевод: “В следующую ночь после того, как инокиня была погребена, гроб ее был выставлен из земли какою-то невидимою силою. О. Иоанн и духовный отец Вассы, думая, что пропустили что-нибудь в надгробном пении, совершили над умершею это пение во второй раз и после разрешительной молитвы снова опустили ее в ту же могилу. Но через ночь гроб Вассы опять очутился на верху могилы. После этого Иоанн оставил гроб ее уже непогребенным и поставил его на левой стороне, при входе в пещеру, ископав в стене только нужное для нее вместилище”. (Первоклассный Псково-Печерский монастырь. Остров, 1893, с. 7–8)).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССА [Василисса] (Мария; † 1472 - нач. 1473), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых земли Эстонской). Святая была супругой прп. Ионы (в миру свящ. Иоанна), основателя и строителя Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Краткие сведения о преподобной сообщает «Повесть о Псково-Печерском монастыре» (известны 4 основные редакции: начальная (создана в 1525-1526), 2-я, т. н. Корнилиевская (1531), 3-я (1582-1583) и 4-я (1584-1586), «Повесть» дополнялась заметками хроникального характера вплоть до 1692). Прп. Васса. Икона. Кон. XX в. Прп. Васса. Икона. Кон. XX в. Муж Марии происходил «из московския земли», за что псковичи прозвали его Шестником (пришельцем), служил в храме в Русском конце г. Юрьева (ливонский Дерпт, ныне г. Тарту в Эстонии). В 1470 или 1471 г. Иоанн вместе с семьей перебрался в Псков из-за начавшихся преследований немногочисленных правосл. юрьевских жителей со стороны местного католич. епископа (8 янв. 1472 г. католики бросили под лед р. Омовжи (совр. Эмайыги) юрьевского правосл. сщмч. Исидора вместе с 72 прихожанами). Узнав об открытии неподалеку от ливонской границы, около ручья Каменца, «Богом зданной» пещеры, Иоанн решил посмотреть на нее как на возможное место своих буд. покаянных монашеских трудов и отправился туда вместе с женой и 2 сыновьями. Семья поселилась близ пещеры в деревне на р. Пачковке. Вскоре Мария заболела и была пострижена в иноческий образ с именем Василисса. Именно такое монашеское имя указано в начальной и 2-й редакции «Повести о Псково-Печерском монастыре», а также в главе «О п(е)реложении (в новые гробы) начальных старцев печерских», появившейся в составе «Повести» в нач. XVII в. Однако в совр. святцах указано др. монашеское имя святой - В., так она в наст. время поминается в мон-ре.

http://pravenc.ru/text/149849.html

Мученичество Д., вероятно, было создано после окончания гонений на христиан при визант. имп. Константине I Великом и до перенесения мощей Д. из Доростола в г. Анкона (Италия) в посл. четв. VI в. Мощи Д. были перенесены в Италию во время бегства ромеев, обитателей придунайских провинций, от аваро-слав. нападений в кон. VI в. Древнейшее упоминание Д. находится в Мартирологе блж. Иеронима (иногда в искаженной форме: Dasi или Taxi вместо Dasii) неск. раз под разными днями (5 авг., 4, 18 и 19 окт., 20 нояб.), но Доростол у блж. Иеронима ни разу не называется местом почитания Д. Под 20 нояб. Д. упоминается как мученик, пострадавший в Ираклии Фракийской, и присоединяется к дружине некоего мч. Васса, упомянутого только у блж. Иеронима (имя мученика И. Делеэ без веских доказательств считает искажением имени Д.). Отдельно от Васса Ираклийского, но в один день с ним Д. упомянут под 5 авг., причем в качестве места, где он пострадал, указаны и Аксиополь (совр. Чернаводэ, Румыния) и Ираклия (Перинф). Указание на Ираклию, вероятно, свидетельствует об особом почитании Д. в сер. V в. в Ираклии Фракийской, где оно переплеталось с почитанием местного мч. Васса. Однако основным центром почитания Д. был г. Аксиополь на нижнем Дунае, о чем свидетельствует не только Мартиролог блж. Иеронима (4, 18 (19) окт.), но и происходящая оттуда надпись VI в. с упоминанием Д. Возможно, такое почитание связано либо с местонахождением в Аксиополе церкви в честь Д., либо с перенесением сюда его мощей, либо с тем, что Д. мог быть похоронен в Аксиополе, а не в Доростоле (неск. десятков км вверх по Дунаю). В пользу последнего говорит отсутствие литургической памяти Д. в Доростоле в Мартирологе блж. Иеронима, но сохранилась греч. надпись кон. VI-VII в. на саркофаге с мощами святого в г. Анкона (ныне хранится в Епархиальном музее, Анкона): «Здесь лежит святой Дасий, перенесенный из Доростола». Самое раннее изображение Д. находится в Минологии Василия II (нач. XI в.): муж среднего возраста, с поседевшими волосами и бородой, в синей свободной тунике, стоящий перед палачом с мечом в руках. Пейзаж на изображении представляет собой равнинную местность у подножия 4 холмов.

http://pravenc.ru/text/171408.html

В первые годы законного супружества Бог благословлял их детьми, которых воспитывали они в страхе Божьем, и потом утешались их благонравием. Довольно времени после этого прожили они в бездетном супружестве, и за тο благочестивая Васса не раз была укоряема своим мужем Стефаном. Много грустили об этом они оба, и в скорби молились ко Господу. В одну из ночей верная и благонравная Васса взошла в свою спальню, отвергнула томящую ее скорбь, с теплым упованием стала на молитву, простерши свои руки ко Всемогущему Богу, и со слезами просила так: «Владыко Господи Боже Вседержителю, послушавши древле раб своих Авраама и Сарры, и прочих праведных прошение, и чадородие подати им изваливай! Ты и ныне услыши нас, грешных раб твоих, молящихся тебе: даждь нам по благодати Твоей родите сына во утешение душ наших, и в наследие достояния, и в жезл старости нашей, на него же руце возложше почием, и обещанные Тебе обеты воздадим». После этого, они оба пришли в Введенский монастырь Пресвятой Богородицы, и пробыли там продолжительное время в посте и молитве пред образом Пресвятой Богородицы. В одну ночь, молясь в уединении, они увидели некоторое знамение Божие и услышали голос, к ним говорящий: «Радуйтеся, доброе супружество: се бо услыша Господь молитву вашу, и имате родите сына утешения тезоименита: яко в рождестве его утешение церквам Своим подати имать Бог». Запечатлев в сердце своем все ими слышанное и самое время видения, они с большой радостью возвратились в дом свой. Когда же благочестивая Васса почувствовала во чреве своем зачатый плод, убедилась в действительности бывшего им видения и по согласию с мужем своим пребыла в чистоте от брачного ложа до самой смерти. По наступлении дня рождения Бог даровал им вожделенного отрока, которого и назвали Амосом. Он родился 1448 г., июня в 15 день, при державе Великого князя Василия Васильевича, всея России самодержца при сыне его, Благоверном и Великом князе Иоанне Васильевиче, и при Преосвященном Евфимии, Архиепископе Великого Новгорода и Пскова. Родители блаженного отрока с сердечным утешением возблагодарили Бога, что не презрел моления их. В скором времени по обычаю христианскому отрок был крещен, и, укрепляемый от Господа Духом Святым, возрастал в добром здоровье.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Анна Маркова Житие Детство Преподобный Александр Свирский родился в приладожском селе Мадера. Его родители были местные крестьяне среднего достатка. Их звали Стефан (Степан) и Васса (Василисса). Относительно обстоятельств рождения будущего преподобного в житийной литературе существует несколько версий. Согласно одной – супружество благочестивых крестьян Стефана и Вассы долгие годы было бесплодным: всё это время они молились о ребенке. Согласно другой версии, у Стефана и Вассы уже было двое сыновей, которых они благополучно вырастили, а потом они вновь захотели родить ребенка, но желание их несколько лет было тщетным и они усердно просили Господа послать им сына. В любом случае будущий преподобный был «вымоленным» ребенком. Незадолго до его зачатия Стефан и Васса отправились на богомолье в Островский Введения Богородицы во храм монастырь. Там, согласно житийному преданию, им было видение о том, что молитва их услышана. После этого они вернулись домой и вскоре Васса обнаружила, что ждет ребенка. А 15 июня 1448 года у них родился сын, в крещении названный Амосом. Когда мальчик достиг определенного возраста, его отдали учиться грамоте. Но первое время грамота никак не давалась ему. Росший в набожной семье, Амос усердно молился Богу и Его Пречистой Матери о помощи. Однажды он, по примеру родителей, даже совершил паломничество в Островский Введенский монастырь. И молитва его была услышана – он услышал голос от иконы, обещавший ему помощь. После этого мальчик вернулся домой в особом расположении духа, так что его родители поняли, Бог посетил его. И с тех пор Амос успевал в учении даже лучше многих своих сверстников. Родители не могли нарадоваться на подраставшего сына, бывшего им надежным помощником, а он втайне мечтал о подвижничестве, усердно посещая богослужения и изнуряя себя постом. Когда же Амос достиг совершеннолетия, родители стали заговаривать с ним о возможной женитьбе, а он любыми способами старался избегать таких разговоров, желая оставить мир. Желание стало целью, когда Амос услышал о подвижничестве иноков Валаамской обители – именно там он хотел принять постриг и молил об этом Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Родились у них сыновья и дочери, которых вторично возродивши водою и Духом и научивши добрым о Господе обычаям, веселились о них. Но прошло много времени, как у них уже более не рождалось детей, из-за чего блаженная Васса поносима и оскорбляема бывала от своего мужа Стефана. Оба они много скорбели об этом и, печалясь, молились ко Господу. Было же им это по смотрению Божию, так как невозможно родить без молитвы и поста такое сокровище, которое еще прежде зачатия его избрал Господь наставником многих ко спасению. Однажды ночью верующая и благонравная Васса, пришедши в свою спальню и оставивши печаль, стала с доброю надеждою на молитву, воздевши руки свои к Всемогущему Богу, говоря со слезами так: «Владыко Господи, Боже Вседержителю, послушавый древле раб своих Авраама и Сарры и прочих праведных прошение, и чадородие подати им изволивый! Так и ныне услыши нас, грешных раб Твоих, молящихся Тебе: даждь нам по благодати Твоей родити сына во утешение душ наших, и в наследие достояния, и в жезл старости нашей, на него же руце возложше почием, и обещанные Тебе обеты воздадим ». После того оба отправились в прежде упомянутый монастырь Пресвятой Богородицы, где пробыли немалое время в посте и умилении, молясь Пресвятой Богородице. Однажды ночью, когда они стояли одни на молитве, было им некоторое явление Божие, и слышали голос, говорящий: «Радуйтеся, доброе супружество, се бо услыша Господь молитву вашу, и имате родити сына утешения». Они же, за-метивши видение и время, с великою радостию возвратились в дом свой. И когда блаженная Васса зачала во чреве своем, они поняли, что видение им было правдивое; и с того времени, по согласию между собою, до кончины своей пребывали в чистоте. Когда же пришло время рождения, родился им сильно желаемый отрок, и нарекли ему имя Аммос. Родился же сей блаженный отрок, как известно, в лето 6957, месяца июня, в 15-й день, при державе Великого Князя Василия Васильевича, всея России Самодержца, при сыне его благоверном и Великом князе Иоанне Васильевиче, и при архиепископе Великого Новгорода и Пскова Евфимии, который построил в Вяжищах монастырь святого Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

97, Архимандрит Леонид «Св. Русь», стр. 194), третьи называют эту святую тремя именами (Анастасия, Васса или Василиса и Феодора – у архиепископа Сергия т. II). В Никоновской Летописи под 1367 г. сказано о супруге Нижегородского князя Андрея Константиновича: «Того же года в Нижнем Нове-городе пострижеся Великая княгиня Андреева Константиновича Настасия во святый ангельский иноческий чин»; но в той же Летописи под 1368 г. она названа Василисой: «Того же лета преставися Василиса князя Андрея Константиновича Нижнего Новгорода в иноческом чину; имя иноческое ей Феодора, и положена бысть в монастыри Святого Зачатия, его же сама создала». – Далее родиной Вассы-Анастасии одни считают Киев (граф М. Вл. Толстой, Книга, глаголемая о российских святых, стр. 247), а другие (и – большинство) – Тверь. Архиепископ Черниговский Филарет (Русские святые, апрель, стр. 490) пишет: «дочь Тверского боярина Анастасия (Васса Ивановна»...). – Барсуков говорит: «она родилась в 1331 г. в Твери и наречена при крещении Вассой, отец её был Киевлянин (История русской Агиографии, стр. 98) и, таким образом, по-видимому, примиряет разногласие историков о родине св. Вассы Анастасии. Есть и другие несогласия и противоречия в сказании об этой святой (см. у архиепископа Димитрия, Месяцеслов русских святых, апрель, стр. 97–100) 11 . В 1908 г. любителями и знатоками русской церковной древности В. Успенским и Л. Целепи (в Печатне В. В. Комарова) издано «Лицевое житие преподобной Феодоры, благоверной княгини Нижнего Новгорода» (Выпись из Лицевого Царственного Летописца). Это Житие издателями посвящено Тверскому Областному Археологическому съезду, бывшему в 1903 г., потому что пр. Феодора, – эта высоконравственная женщина-княгиня была родом «Тверянка». Вместо учёного критического разбора разных противоречивых сказаний о преподобной Феодоре воспроизведём вышеупомянутое житие. «Преставися княгиня Василиса Нижнего Новагорода, князя Андрея Константиновича Нижнего Новагорода, во иноческом чину имя ей иноческое Феодора, а положена бысть в монастыри Святого Зачатия (Пресвятой Богородицы), его же сама создала.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Княжна Евдокия дочерью св. Александра Невского называется только в надписи на гробнице, а в Степенной книге и Сборнике Троице-Сергиевой Лавры она называется Великой княгиней. Тем не менее, надписи должно доверять, ибо она, вероятно, поддерживается здесь из древности. Притом, в указе царя Иоанна Грозного о поминовении почивающих во Владимирских храмах князей, княгинь и святителей она называется Великой княжной. Княжна Евдокия, несомненно, была дочерью первой супруги св. Александра Ярославича – Александры и, вероятно, скончалась или в детстве, или в ранней юности. Она погребена на одной стороне придела с Александрой, а не с Вассой – второй супругой Александра Ярославича. Гробница Евдокии, по Сборнику Троице-Сергиевой Лавры, стояла «в стене»; гробница же Великой княгини Александры, всего вероятнее, была поставлена рядом с этой гробницей. Но гробница, поставленная в стене, должна быть ранее помещена здесь, чем гробница, находившаяся возле ее и заграждавшая к ней доступ. Если же княжна Евдокия скончалась ранее своей матери, также преждевременно умершей (ибо после ее кончины супруг ее женился вторично); то несомненно, Евдокия скончалась в самых юных летах. В Сборнике Троице-Сергиевой Лавры дается еще следующее замечательное сообщение об останках княжны Евдокии: «Покров на ней в гробе, говорится здесь, камка желтая, кружево на нем шито золотом. У Великой княгини Евдокии, у сорочки ожерелье жемчужное пристежное с каменьем з дробницы. Дробницы серебрены золочены». Отсюда можно думать, что гробница с останками этой княжны в 17 веке открывалась. Лежащая на левой стороне южного придела Великая княгиня Васса, вторая супруга Великого князя Александра Ярославича, в Степенной книге называется Василиссой. Из Сборника Троице-Сергиевой Лавры 17 века известно, что Великая княгиня Васса скончалась в схиме. Более о ней нет никаких сведений. Кроме помянутых лиц из первых времен монастыря, в нем погребены, неизвестно в каком месте, две Елены – княгиня и княжна. Первая – свояченица Великого князя Всеволода Георгиевича, сестра Великой княгини Марии Шварновны, супруга Ярослава Владимировича, княжившего несколько раз по воле Всеволода Георгиевича в Новгороде, строителя существующей и доныне Спасо-Нередицкой церкви близ Новгорода. Она скончалась в 1201 г. и погребена еще только в строившемся монастырском храме Успения. Вторая Елена – дочь Великого князя Всеволода и Марии Шварновны, скончавшаяся (вероятно, в раннем детстве) 30-го декабря 1203 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

После исследования издатели помещают акты об ап. Фаддее или Аддее, известные под именем учения его , где излагается история его проповеди и самая проповедь Авгарю с семейством и народом, обращение Авгаря и народа, не исключая и жрецов; говорится о посольстве Нарсеса царя ассирийского к Авгарю, чтобы он или прислал к нему Фаддея или написал о его чудесах. Авгар написал ему о чудесах Фаддея и проч. Фаддей устроил клир и вообще едесскую церковь и умер в мире в Едессе, но ранее Авгаря, по мнению издателей, около 44 года по Р. X. Эти акты, изданные еще прежде Куретоном, восходят к 4 или 5 веку по Р. X. по мнению Ассемани и издателей Деяний. В славянской минее сказано, что ап. Фаддей почил в Вирите, граде финикийском. В Ипполитовом или Ипполиту приписываемом сочинении об апостолах мученическая кончина в Вирите приписывается Фаддею из 12 апостолов или Иуде (июня 19). Муч. Васса и дружина . В Деяниях св. (Aug. IV. 417) после исторического исследования мучение их, описанное Лавренгием монахом Рутиемским (ок. 13 в.), на основании древних источников; ибо есть в сокращении в месяцеслове Василия. По сему сказанию мученики три брата пострадали в Едессе в Македонии, по другим в Лариссе в Фессалии в их отечестве и издатели Деяний не решаются определит, которое чтение вернее. Васса же замучена на о. Алоне недалеко от кизика в Пропонтиде или Мраморном море. Из месяцеслова Василия видно, что сам муж ее Валерий донес на нее. Никодим думает, что три светлые юноши, исхитившие Вассу из моря, были дети ее, прежде ее замученные. В Халкидоне ок. 450 года существовала церковь во имя Вассы, до свидетельству Феодора чтеца (стр. 511 по русск. переводу). 22 Муч. Агафоник и дружина . В Деяниях св. (Aug. IV. 519) после исторического исследования сказание о мучениках неизвестного автора, несколько пространнее пролога и славянских миней, по простоте своей его сказание признается за древнее. Посему сказанию, Евтолмий, посланный для преследования христиан по всей южной стороне Черного моря даже до Неокесарии, умертвил Зотика с его учениками в местечке Карпен, а не взял с собою. Агафоник, происходивший от знатного рода Гиппазиева и сын правителя Асклипиада, обратил в христианскую веру некоего принкииса т. е. начальника Сената (princeps senati – лице весьма важное. См. Lubker Lexicon). Это нарицательное имя сделано в некоторых месяцесловах собственным. На пути во Фракию убиты Зенон (а не Зотик), Феопрепий и Акиндин в местечке Потамон; и по месяцеслову Василия. Зотик убит в местечке Карпен, а Зенон с Феопрением и Акиндином в Потамоне; следовательно составитель месяцеслова Василиева имел под руками сие же сказание. Св. Агафонику построен был храм еще Константином В. в Царьграде, возобновлен Иустинианом, при Маврикии сделался частию новопостроенных царских палат. Был кафедрою патриархов 57 лет и в нем коронованы четыре императора. Мощи Агафоника в церкви его видел Антоний паломник в 1200 году (стр. 152).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

58. С Сытколского женщина Екатерина была больна галической болезнью; здрава стала. 59. Октября в 28 день. Надпорожской волости, села Покровского, крестьянина Харитона Стефанова дочь, девица Феодосия, больна была падучей болезнью; здрава стала. 60. Ноября в 8 день. Кирилловской волости, деревни Шертина, крестьянина Артемия Семенова, сына Тетерина, жена Фекла, Исаакова дочь, кровоточива была; здрава стала. 61. Декабря в 22 день. Из Пешехонья, сын боярский Никифор Филиппов, сын Наурин, привозил жену свою Ксению, Елизарьева дочь, а она одержима была болезнью галической; здравие получи и отъиде. 62. Января в 4 день. Чаронского округа, Вещезерской волости, Петровского прихода, Шобунинской деревни, крестьянина Иоаникия Кирнякова, сын его Иеремий страхом одержим бысть велиим, бесов видел и душили его; и молитвами святейшего Никона здрав стал. 63. Ферапонтова монастыря, служка Иван Кривозубов болен был, бесовский шум слышал и хотели задушить; молитвы говорены, стал здрав. 64. Из-под Вологды же, сын боярский Василий Вараксин болен был галической болезнью; здрав стал. 65. Января в 14 день. Итколской волости, прихода Рождества Богородицы, диачка Василия Федотова жена Мариамна, Авксентиева дочь, больна была изумлением и страшилась; молитвы говорены, здрава стала. 66. Государевой дворцовой волости, с Бору, крестьянка Васса больна была черной болезнью; здрава стала. 67. Из-под Вологды, Масленой волости, боярская крестьянка Ксения, литовка родом, болела галической болезнью; стала здрава. 68. Января в 15 день. Вологодского уезда, Кузмерской волости, деревни Афилихи, Фроловского прихода, крестьянин Андрев Вохрамеев болен был падучей болезнью; абие исцелел. 69. Января в 20 день. Белоезерского уезда, из Озадков, Федора Яковлева жена Анна, Никифорова дочь, больна была забытной болезнью, а по ночам находило и давило; молитвы говорены и бысть здрава. 70. Из Череповца, прихода Спаскова, деревни Вартовские, крестьянин Евстафий иродионов болен был черной болезнью; здрав бысть. 71. С Бору, с погоста, крестьянка Васса болела падучей болезнью; здрава стала (см. 66).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010