—168— обладая совершенно сложившимся, сжатым и точным стилем, не воспользовался своей способностью классификации и определения для того, чтобы извлечь у Св. Отцов ответы на ближайшие практические вопросы современности, возбуждающие столько споров; напр. возможно ли, чтобы у доброго христианина богатство скоплялось и прибывало, дозволено ли заниматься торговлей ( Сир.26:27 ), приобретать земли и т. п. Эта неприложимость нравственно-богословских выводов к современной жизни, возбудившей у автора интерес к самой теме, производит в читателе впечатление незаконченности сочинения. Тем не менее сохраняется его ценность, как научно-составленного библейского и святоотеческого указателя относительно богатства и бедности. Признаю поэтому сочинение достойным степени кандидата богословия». Ректора Академии Архимандрита Антония о сочинении студента Промптова Василия: «Нравственное учение Святого Василия Великого в связи с его жизнью и деятельностью». «Автор с похвальным усердием изучил творения Св. Василия, так что составил свою характеристику его личности (I часть сочинения) и его нравственного учения большая часть) не по монографиям, на которые изредка только ссылается, а на основании изучения первоисточника, и даже отчасти греческого подлинника – в изречениях, не ясно переведенных на русский язык. Стремление к определенности, ясности и простоте – основное свойство исследования; в этих интересах автор довольствуется при определении личного характера Св. Василия указанием тех черт духа, которые непосредственно и наиболее отчетливо обнаруживались в его отношении, во-первых, к людям разнообразных общественных положений, а во-вторых – к тем или иным сторонам церковного управления. Таким образом читатель хотя и не вводится в тайники внутренней жизни великого Отца, не находит в данном исследовании конечных обобщений его характера, но за то с полной основательностью убеждается в том, что св. Василий был миролюбив, смирен, обладал твердой волей, отличался целостностью внутреннего содержания, всегда предпочитал личным интересам пользу Церкви, никогда не щадил себя ради последней и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—245— ние звания действительного студента и степени кандидата значится между делами Совета академии, представляемыми на утверждение Епархиального Преосвященного. 3) Студенты: Михаил Любский, Леонид Церковницкий, Виталий Мироносицкий, Сергей Введенский, Александр Кудеевский, Сергей Модестов, Василий Пробатов, Александр Ильинский и Николай Вознесенский были действительно больны в течение учебного года, что удостоверяется свидетельствами врачей. 4) Студент Н. Вознесенский не оставался на второй год ни в одном курсе. Определили: 1) Представить Его Высокопреосвященству об утверждении студентов IV курса: 1. Тихона Синьковского, Михаила Тареева , иеромонаха Григория (Борисоглебского) , Александра Халанского, 5. Павла Рижского, Федота Кудринского, Сергея Богоявленского, Василия Арефьева, Александра Плотникова, 10. иеромонаха Палладия (Добронравова), Алексея Комарова, Николая Парийского, Василия Соловьева и иеромонаха Василия (Грекова) – в степени кандидата богословия с предоставлением им права на получение степени магистра без нового устного испытания; 2) об утверждении студентов: 15. Тихона Рождественского, Федора Делекторского, Сергея Соколова, Ивана Богданова, Георгия Вахнина, 20. Павла Светозарова, Николая Побединского, Сергея Липягова, Дмитрия Протопопова, Александра Вознесенского, 25. Николая Виноградского, Николая Глаголева, Дмитрия Даева, Александра Донского, Александра Богданова, 30. Алексея Смирнова, Антона Бочковского, Николая Соловьева, Ивана Крылова, Евгения Стояновского, 35. Сергея Малевинского, Ивана Головицикова, Николая Бежанова, Ивана Павлова, Александра Смирнова , 40. Прокла Бычковского и Терентия Теодоровича – в степени кандидата богословия с правом на получение степени магистра по исполнении требований, означенных в § 137 и 139 академического Устава; 3) об утверждении студентов: Михаила Любского, Леонида Церковницкого, Виталия Мироносицкого, Сергея Введенского, Александра Кудеевского, Сергея Модестова, Василия Пробатова и Александра Ильинского, не представивших кандидатских сочинений, – в звании действительного студента с правом на получение степени кандидата по представлении сочинений, заслуживающих сей степени. 4) Студента Николая Вознесенского, не представившего кандидатского сочинения и не державшего экзаменов по предметам IV курса, оставить на повторительный курс.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(XV в.?), прп. (пам. 23 янв.- в Соборе Костромских святых), Костромской. В несохранившемся синодике костромского Богоявленского мон-ря XVII в. в списке настоятелей обители первым было указано имя «строителя месту сему преподобнаго старца Никиты» ( Афанасий (Дроздов), архим. 1837. С. 43). В описи имущества мон-ря, составленной для Коллегии экономии в 1764 г., кратко излагалось содержание 3 древних монастырских грамот: две из них были пожалованы вел. кн. Московским Василием II Васильевичем Тёмным, одна - вел. кн. Иоанном III Васильевичем (опись 1764 г. и грамоты до настоящего времени также не сохр.). В тексте жалованной грамоты вел. кн. Василия II костромскому наместнику Ивану Ивановичу о расчистке в Волге тони для рыбной ловли упоминался чернец Богоявленского монастыря Никита, «бивший челом» великому князю. Однако в писцовой выписи 1594/95 г. О. Т. Плещеева, М. И. Протопопова и дьяка Посника Шепилова, где перечислялись все известные к тому времени пожалования и документы Богоявленского мон-ря, грамоты великих князей Василия II и Иоанна III не значатся. Не указаны они и среди неатрибутированных документов в описи архива обители 1701 г., в которой названы лишь «одна несудимая, а другая на соловарницу у Большие Соли» грамоты; о рыбной тоне на р. Волге в документах ничего не говорится ( Антонов. 1997. С. 139-143). Возможно, «несудимой грамотой» в описи 1701 г. названа 2-я грамота вел. кн. Василия Васильевича из описи 1764 г., адресованная игум. Иову, по к-рой было «велено костромским наместникам и их тиунам не требовать с монастырских волостей и людей, опричь посильной дани, ни подвод, ни белки, ни тамги, ни мыту и вообще никаких пошлин, и не звать слуг и людей монастырских к суду наместничьему» ( Афанасий (Дроздов), архим. 1837. С. 4). Поскольку надежно идентифицировать грамоты не представляется возможным, датировать основание Богоявленского мон-ря временем княжения Василия II (1425-1462) можно только условно. Костромской краевед И. В. Баженов считал, что Богоявленский мон-рь был устроен в Костроме «в память и вскоре по великом опустошении этого города татарами в 1429 г. в день Богоявления Господня» ( Баженов. 1913. С. 7). Однако самые ранние сохранившиеся акты обители относятся к 1500-1520-м гг.

http://pravenc.ru/text/2565360.html

в) в IV курс – студентов III курса: 1) Кудрявцева Николая, Виноградова Василия , Калишевича Евстафия, Добротворцева Бориса, 5) Поспелова Ивана, Тихомирова Василия, Соколова Александра, Назарьева Николая, священника Ва- —290— сильева Иоанна, 10) Звездинского Николая, Наумова-Сергиева Сергея, Триодина Александра, Соловьева Сергея , Чубарова Михаила, 15) Рождественского Григория, Заслоновского Стефана, Зверева Александра, Соловьева Владимира, Нечаева Николая, 20) иеродиакона Христофора (Либермана), Соколова Владимира, Концевича Николая, Щетинина Александра, Протопопова Николая, 25) Афонского Федора, Макова Василия, Вешезерского Ардалиона, диакона Красновского Ипполита, Смирнова Дмитрия, 30) Скворцова Николая, Черкасова Владимира, Пятницкого Владимира, Введенского Александра , Новицкого Макария, 35) Околовича Николая, Ярославцева Петра, Попова Петра, Самарянова Александра, Левитова Алексея, 40) Шурупова Сергея, Теплова Василия, Попова Павла, Занкевича Аркадия, Ключева Алексея, 45) Седова Стефана, Лебедева Сергея, Севастьянова Павла, Снегирева Александра, Попова Алексея, 50) Давыдова Алексея, Трунева Николая, Георгиевича Георгия, боснийского уроженца, и (вне списка) Машковского Виктора и священника Веселовского Николая. 2) Студентов: I курса – Соколова Николая и II курса архимандрита Михаила также перевести в следующие курсы, под условием исполнения лежащих на них обязанностей: Соколовым – к концу 1908–1909 учебного года, а архимандритом Михаилом – к 15 октября сего 1908 года. 3) Студента III курса Суханова Александра оставить, по болезни, в том же курсе на второй год. 4) Студента I курса священника Степанова Александра считать выбывшим из Академии. II. Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что бывшие вольнослушатели, ныне студенты I курса Академии: Алексей Орлов и священники Иаков Горохов и Димитрий Лебедев, которым, по определению Совета Академии от 6 сентября с/г. разрешено было сдать устные испытания по предметам I курса, выслушанным ими в минувшем 1907–1908 учебном году, сдали означенные испытания и получили по всем предметам удовлетворительные баллы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—154— ления Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили: 1) Принимая во внимание сравнительное достоинство сочинений, устных ответов и поведения студентов I, II и III курсов Академии, – перевести их в следующие курсы в таком порядке: а) во II курсе – студентов курса: 1) Флоренского Павла, Нечаева Петра, Голощапова Сергия, Соколова Виталия, 5) Салагора Павла, Бабакова Николая, Волосевича Михаила, Малкална Владимира, Махаева Николая, 10) Белоусова Евгения, Ершова Михаила, Беликова Василия, Дубенского Александра, Нарского Бориса, 15) Мякшина Григория, Беляева Бориса, Назаркевича Полиевкта, Успенского Александра , Борисова Пантелеймона, 20) Смирнова Михаила, Смирнова Николая, Успенского Василия, Беневоленского Ивана, Соколова Владимира, 25) Русинова Виталия, Миртова Ивана, Пескова Бориса, Магнитского Ивана, Кукса Августина, 30) Протопопова Николая, Крылова Павла, священника Шеметилло Николая, Ланге Филиппа, Бурмакина Николая, 35) Смирнова Леонида, Витальского Александра, Троицкого Петра, Авраменко Ивана свящ. Советова Алексея, 40) Владимирского Сергия, Добросердова Александра, Обновленского Ивана, Трембовецкого Владимира, свящ. Козлова Иоанна, 45) Воскресенского Андрея, Добролюбова Петра, Гусева Сергия, Троицкого Аркадия, Стеблева Бориса, 50) Любимова Николая, Прыткова Сергия, Преображенского Ивана , Боголепова Николая, Масюкова Иннокентия и 55) Хакима Александра. б) в курсе – студентов II курса: 1) Страхова Владимира, Знаменского Сергея, Туберовского Александра , Селиванова Александра, 5) Троицкого Петра, Петровского Алексия, Троицкого Сергея , Чистякова Василия, Гумилевского Илью, 10) Мянда Карпа, Глаголева Вячеслава, Виноградова Сергия, Богданова Николая, Недумова Виктора, 15) Гаврилюка Александра, Пономарева Сергея, Соколова Дмитрия (Виф.), Величкина Сергея, Маркова Дмитрия, 20) Курбатова Петра, Исаева Петра, Садикова Александра, Ремезова Владимира, Вишневецкого Евстафия, 25) Равицкого Александра. Ключарева Ивана, Харитонова Михаила, Яковлева Ивана, Процерова Николая, 30) Лясковского Петра, Владимирского Петра, Пятикрестовского Ивана, Варяжанского Николая, Ру-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Справка : 1) Определением Святейшего Синода от 11 марта – 7 апреля 1869 года, состоявшимся согласно с Высочайшим повелением, поставлено в известность начальствам духовно-учебных заведений, чтобы они поступающим в сии заведения иностранцам оказывали всевозможное снисхождение как на приём- —170— ных и выпускных экзаменах, так и во время прохождения наук, не стесняясь требованиями уставов сих заведений. 2) По определению Совета Академии от 18 мая сего года, утверждённому Его Высокопреосвященством, студенту Симону Логадзе разрешено подать семестровое сочинение по философии и древней гражданской истории и сдать экзамен по еврейскому языку после летних каникул. Определили : 1) Студентов I курса: 1. Леонида Соколова , Ивана Романова, Михаила Сменцовского, Алексея Хвощева, 5. Владимира Ильинского, Василия Мещерского, Дмитрия Боголюбова , Авенира Полозова, Дмитрия Ширяева, 10. Прокопия Щукина, Алексея Никольского, Ивана Никольского, Николая Лебедева, Александра Протопопова, 15. Константина Успенского, Семёна Попова, Александра Никольского , Владимира Покровского, Ивана Ублинского, 20. Дмитрия Казанского, Константина Счастнева, Николая Молчанова, Александра Знаменского, Григория Мозолевского, 25. Никиту Рождественского, Александра Беляева , Сергея Кулюкина , Евгения Коганова, Сергея Сахарова, 30. Ивана Успенского, Дмитрия Садовского, Василия Промптова, Якова Воскресенского, Вячеслава Тихальского, 35. Александра Кедрова, Павла Всехсвятского, Владимира Оргийского, Александра Покровского, Петра Перхоровича, 40. Павла Синайского, Николая Дороватовского, Василия Раевского, Константина Казанского, Петра Шумова, 45. Иеродиакона Каллиста, Петра Губкинского, Сергея Скворцова, Прокопия Явловского и Стефана Иовичича перевести в следующий курс». Студентам: Михаилу Смирнову, Ювеналию Тпховскому и Доброславу Марковичу дозволить подачу семестровых сочинений после летних каникул, а студенту Стефану Иовичичу сдачу экзамена по латинскому языку отложить до III курса. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1891 г. Июнь. 25. Утверждается». 6 июня

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—237— и в фактах действительности духовно и материальной природы, а сама вера подвергается критической оценке, становясь истиной лишь постольку, поскольку она оправдывается формами человеческого ума. Центр тяжести переносится, таким образом, с веры в человеческий разум“. В итоге – „верою разумеваем“... Все это так, конечно. Но все это слишком обще, лишено индивидуальной своеобразности и, притом, достаточно-таки известно. И если, по мнению автора, лишь этому светское мыслители могут научить, прямо и косвенно, нас, богословов, то это – урок, очевидно, весьма неважный. Этим я не отрицаю, конечно, многих ценных, рассеянных автором в сочинении и иногда очень тонких и дельных, замечаний по частным вопросам, особенно относительно „новопутейцев“. Эти замечания свидетельствуют о мышлении вдумчивом и чутком и, при других достоинствах труда, указанных выше (полнота изучения подлежащих воззрений и обстоятельность их изложения), дают автору право на получение степени кандидата богословия“. Справка: Устава духовных академий §§ 132, 185–138 и 81 лит. б. п. 10. Определили: 1) Окончивших полный академический курс студентов: 1) Россейкина Федора, Адамова Ивана, Каэласа Александра, Свящ. Рождественского Димитрия, 5) Никольского Александра , Иеромонаха Игнатия (Дверницкого), Созонова Михаила, Лебедева Ивана, Златоустова Павла, 10) Громцева Николая, Протопопова Виктора, Роздольского Александра, Никитского Владимира и 14) Успенского Константина – удостоить степени кандидата богословия с предоставлением им права на получение степени магистра богословия без новых устных испытаний. —238— 15) Благоволина Федора, Левитова Василия, Смирнова Михаила, Новочадова Владимира , Шафранова Николая, 20) Розанова Владимира, Евсеева Константина, Бориса Антона, Бензина Василия, Дьяченко Николая, 25) Чистякова Ивана, Федоровского Михаила, Добротворского Николая, Булыгина Сергея, Демьянова Григория, 30) Явойского Ивана, Никольского Павла , Троицкого Александра, Флорова Василия, Неутриевского Ивана, 35) Иванова Петра,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Попова Иосифа, Максимова Василия, Бондаря Симеона, Смирнова Алексея, Зерцалова Григория и Бугославского Петра – в степени кандидата богословия с предоставлением им права на получение степени магистра без нового устного испытания; II) Румянцева Николая, Стыранкевича Виталия, Фаминского Николая, Смирнова Сергея , Успенского Павла, Любомудрова Георгия, Федоровского Всеволода, Артамонова Петра, Червинского Агафона, Алексинского Федора, Третьякова Василия, Левитского Александра, Суворовского Александра, Шипулина Владимира, Рудакова Ивана, Бутомо Павла, Сильвестра (Братановского), иеромонаха, Купленского Александра и Протопопова Петра – в степени кандидата богословия с правом на получение степени магистра по исполнении требований, означенных в § 137 академического устава; III) Арбекова Николая, Беляева Владимира, Грацианского Дмитрия, Величкина Николая, Грузинова Парфения, Другова Александра, Зеленцова Василия, Ивановского Михаила, Лилеева Михаила , Пампулова Ивана, Пиотуховича Евстафия, Поповича Савву, Соболева Александра, Шувалова Дмитрия и Федорова Ивана – в звании действительного студента с предоставлением права на получение степени кандидата богословия: Арбекову – по представлении удовлетворительного кандидатского сочинения и новых семестровых сочинений по патристике, библейской археологии и русскому языку; Беляеву – по представлении удовлетворительного кандидатского сочинения и новых семестровых сочинений по библейской археологии и Священному Писанию Нового Завета; Величкину – по представлении новых семестровых сочинений по метафизике и Священному Писанию Нового Завета; Грацианскому – по представлении удовлетворительного кандидатского сочинения и новых семестровых сочинений по патристике и библейской археологии; Грузинову – по представлении удовлетворительного кандидатского сочинения, новых семестровых сочинений по библейской археологии и новой гражданской истории, одной проповеди и удовлетворительном выдержании новых устных испытаний по истории философии и русской гражданской истории; Другову – по представлении одной проповеди и удовлетворительном выдержании нового устного испытания по русской гражданской истории; Зеленцову – по представлении одной проповеди; Ивановскому – по представлении нового семестрового сочинения по библейской археологии и одной проповеди; Лилееву – по представлении нового кандидатского сочинения, семестрового сочинения по патристике и одной проповеди; Пампулову – по представлении новых семестровых сочинений по патристике, библейской археологии и метафизике и удовлетворительном выдержании новых устных испытаний по Священному Писанию Ветхого Завета и педагогике; Пиотуховнчу – по представлении удовлетворительного кандидатского сочинения, нового семестрового сочинения по церковной архео-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—120— ского Ивана, Соколовского Николая, священника Добросердова Иоанна, Дмитревского Ивана, Доброленского Павла, Лапина Евгения, Рождественского Василия , Светлова Анатолия, Лобанова Павла, Каптерева Михаила, Самойлова Василия, Измайлова Владимира, Протопопова Василия , Стеблева Михаила, Белавенцева Семена, Крылова Сергея, Сахарова Ивана, Багрецова Леонида, Нарбекова Ксенофонта, Солодовникова Вячеслава, Яржемского Георгия, Славского Александра, Тарасова Ивана, Шамиэ Александра, Спасоевича Янко и Нарбекова Николая перевести в следующий курс. II. Студентов: Благомыслова Николая и Ферронского Ивана, не державших устных испытаний ни по одному из предметов первого курса и не представивших ни одного семестрового сочинения по болезни, оставить на повторительный курс. III. Прочее принять к сведению. II. а) Внесенные председателями комиссий, производивших испытания студентов II-ro курса, списки с отметками баллов по ответам, данным ими на испытаниях, и сочинениям, написанным ими в течение учебного года. По рассмотрении сих списков оказалось, что из 63 студентов 49 имеют в среднем выводе по ответам и сочинениям баллы не менее 4 и ни по одному предмету менее 3–; у 12 студентов – средний балл не менее 3,20. Студенты: Ласточкин Онисифор и Смирнов Сергей 5-й не представили семестровых сочинений – первый – по Священному Писанию Ветхого Завета, а второй – по тому же предмету и истории русской литературы. б) Представленный и. д. инспектора Академии иеромонахом Кириллом список студентов II-ro курса с обозначением баллов по их поведению; в этом списке поведение 62 студентов означено баллом 5 и 1 студента баллом – 4. в) Прошения студентов II-ro курса Ласточкина Онисифора и Смирнова Сергея 5-го о разрешении им подать к —121— началу следующего учебного года семестровые сочинения, не представленные своевременно по болезни. При прощениях приложены медицинские свидетельства. Справка: 1). Указом Святейшего Синода от 16 Января 1891 года за 212 Совету Академии вменено в обязанность дозволять студентам подачу семестровых сочинений после летних каникул только в уважительных случаях. 2) Из представленных студентами О. Ласточкиным и С. Смирновым 5-м медицинских свидетельств видно, что Ласточкин страдал нервным расстройством, а Смирнов – неврастениею. 3) Студент Достойнов Яков должен быть понижен в разрядном списке на 5 NN, как имеющий по поведению балл 4.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А около великого князя остался игумен троицкий Иоасаф и старец великого князя Мисаил Сукин; и начали они великого князя обряжать, и бороду ему расчесывать, как это подобает согласно монашескому чину, и положили его на черную тафтяную постель, и принесли для него одр из Михайлова Чудова монастыря, и положили тело его на погребальном одре. И когда преставился великий князь, его начали обряжать старцы иосифовские, а слуг великого князя отослали. Затем начали у его тела дьяки его крестовые с протопопом петь заутреню, и часы, и каноны, и погребальный канон, и все спели так, как это было при живом. И тогда пошло прощаться с ним много народа – и боярские дети, и княжата, и купцы, и слуги, ведающие погребением, и все те люди, которые не были еще у него; и были плач и рыдание великие. Утром же в четверг, в первом часу дня, Даниил-митрополит велел звонить в большой колокол. Боярин великого князя Михаил Юрьевич, посоветовавшись с митрополитом, и с братьями великого князя, и с боярами, велел в Архангельском соборе могилу выкопать возле могилы отца его, великого князя Ивана Васильевича, около дверей Симеона Летопроводца. И, поговоря с митрополитом, Михаил Юрьевич послал за постельничим Русином Ивановым, сыном Семеновым, и, когда сняли мерку с великого князя, приказал ему гроб привезти каменный. Тогда же пришел Даниил-митрополит, и с ним были владыка Вассиан Коломенский и Дософей Крутицкий, а другие владыки были еще в своих епархиях, ибо не успели приехать; архимандриты же тогда были: чудовский – Иона, симоновский – Филофей, андроновский – Зосима, игумен троицкий, игумен иосифовский, игумены московские все, протопопы московские и все священники. Тогда же пришли братья великого князя, князь Юрий и князь Андрей Ивановичи, и бояре все, и весь народ, плача и рыдая горько, и велели тогда дьякам его любимым, певчим большой станицы, стать в дверях комнаты, и начали они петь «Святый Боже», большую молитву. Потом взяли тело великого князя – инока Варлаама – старцы троицкие и иосифовские, и понесли его, держа на головах, и вынесли его в переднюю горницу. И люди, которые его еще не видели, сильно плакали и рыдали. И понесли его на крыльцо, и шли за ним со свечами и с кадилами, и пели «Святый Боже». И когда вынесли его на площадь, как будто земля застонала: от слез и рыданий народа не было слышно звону колокольного. Великую же княгиню Елену несли из ее покоев на лестницу – в санях, на себе – дети боярские, а с нею шли бояре: князь Василий Васильевич Шуйский, Михаил Семенович Воронцов, князь Михаил Львович Глинский, князь Иван Федорович Овчина; боярыни же тогда были с великою княгинею: жена князя Федора Мстиславского княгиня Анастасия, племянница великого князя, жена князя Ивана Даниловича Пенкова княгиня Марья, боярыня Алена, жена Ивана Андреевича Челядина, жена Василия Андреевича Аграфена, жена Михаила Юрьевича Феодосия, жена Василия Ивановича Аграфена, жена князя Василия Львовича Глинского княгиня Анна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010