Далее записаны великие князья, начиная с Ярослава и оканчивая Василием, во иноцех Варлаамом, и великие княгини от Анны до Софии и Елены. Из числа знатных родов первым помещен род болярина Бориса Васильевича Шереметева, в роде коего значатся боляре: Борис, Василий, Иоанн, Борис (относительно коего на поле замечено: Мальтийский свидетелствованный кавалер), Михаил и Петр; болярыни: Иулиания, Параскева, две Анны и княгиня Евфимия, в схиме Евдокия. Потом идут роды: болярина князя Георгия Алексеевича Долгорукаго, Василия Ромодановского, Димитрия Петровича Пожарского (особенно большой), Шуваловых, окольничего князя Симеона Романовича Пожарского, стольника Василия Андреевича Ржевского, князя Василия Васильевича Голицына, князя Петра Иоанновича Пронского, думного дворянина Феодора Полиевктовича Нарышкина, князя Василия Петровича Ахамашукова-Черкасского, окольничего Михаила Юрьевича Татищева, княгини Марии Юрьевны Долгоруковой, гостя Ивана Матвеевича Сверчкова и его жены, гостя Панкратия Сверчкова, гостя Алексея Сверчкова, гостя Кирилла Яковлева, гостя Логина Добрынина, гостя Алексея Евстафиева, гостя Надеи Светейшникова, москвитянина Стефана Голика, дьяка Алексея Протопопова, москвитина Димитрия Осипова, гостя Петра Гурьевых, гостя Бориса Никитникова, гостя Василия Шорина, гостя Василия Шапошникова, гостей Алексея да Иоанна Юрьевых, москвитина Спиридона Шапошникова, москвитина Онисима Щербакова, москвитина Иоанна Пряслова, москвитина Сретенской сотни Леонтиева, подъячего Пушкарского приказа Дениса Жагрина, Феодора Турчанина, Емельяна Неврева, Трофима Щуркова, Захара Козьмина, Махаила Ветошникова и пр. Эти и многие другие роды значатся записанными из Москвы. Из сего явствует, что в старые годы многие именитые люди Москвы и купцы московские имели частые и тесные отношения к Архангельску, и через то и к Архангельскому монастырю. Многие лица из знатных родов занимали в Архангельске разные служебные положения, как например Алексей Александрович Курбатов, бывший Архангельским вице-губернатором, род которого тоже отнесен к московским. К Москве же относятся роды дьяка Козьмы Перфильевых, дьяка приказа Михаила Родостамова, Якова Татаринова, бывшего восприемником Алексея Курбатова, Иосифа Дудина, Андрея Сапогова и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Это ясно усматривается из характера Поучения Мономаха. То же сочувствие к природе, какое встречаем в творениях Василия, особенно в его Шестодневе, заметно и в Поучении Владимира. Восхищенный премудрым устройством природы, Мономах восклицает: чудны дела Твои, Господи, и никакой разум не в состоянии прославить чудес Твоих! И кто не похвалит, продолжает Мономах, и не прославит таких «великых чюдес и доброт, устроеных на сем свете: како небо устроено, како ли солнце, како ли луна, како ли звезды и тма, и свет, и земля на водах положена, Господи, твоим промыслом! зверье разноличнии, и птица и рыбы, украшено твоим промыслом, Господи!» 43 Вглядываясь в премудрое и дивное устройство мира, Владимир особенно поражен разноличием человеческого образа; «Если бы мир весь совокупить, говорит он, то всякий из нас предстал бы с своим особенным лицом по мудрости Божией» 44 . Под влиянием какого–то особенного поэтического вдохновения, Мономах вдруг начинает говорить о пении: «И ты же птице небесныя (то есть, и те же птицы небесные) умудрены тобою, Господи, егда повелиши, то вспоют, и человекы веселят Тобе; и егда же не повелиши им, язык же имеюще онемеют» 45 . Здесь ясно видно благочестивое созерцание природы, настроенное чтением творений Василия Великого . Но в приведенных нами местах Поучения отразилось, как мы уже сказали, преимущественно влияние Шестоднева Василия – произведения более поэтического, нежели аскетического, так свойственного этому отцу церкви. Теперь мы перейдем к той части Поучения, в которой заметно влияние творений Василия с аскетической тенденцией. «Яко же бо Василий учаше, – говорит Мономах, прямо указывая, откуда он заимствует дальнейшие мысли – собрав ту уноша, душа чисты, нескверны, телеси худу, кротку беседу и в меру слово Господне, яди, питью без плища велика быти...» Далее автор почти буквально списывает отрывок из одного поучения Василия Великого , определяющего правила монашеской жизни, что видно из следующего надписания этого поучения в некоторых древних сборниках: слово святого Василия: «Како есть лепо черньцу быти» 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

в) от 19 сентября за 6144: «По утвержденному г. Синодальным Обер-Прокурором 10 сентября 1898 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Николай Николин определен на должность преподавателя обличительного богословия, истории и обличения русского раскола и местных сект в Волынскую духовную семинарию. – Канцелярия Обер-Прокурора Святейшего Синода долгом поставляет сообщить о сем Совету Академии для сведения и зависящего распоряжения». Справка: По распоряжению о. Ректора Академии всем вышепоименованным лицам дано знать о назначении их на духовно-учебную службу. Определили: Принять к сведению. VI. Заявление помощника библиотекаря (ныне библиотекаря) Академии Константина Попова: «30-го августа текущего года в присутствии и.д. Инспектора Академии иеромонаха Иннокентия, ординарного профессора Григория Воскресенского и экстраординарного профессора Иерофея Татарского я нижеподписавшийся принял в наличности библиотеку от бывшего библиотекаря Николая Колосова , о чем и имею честь сообщить Совету Академии». Определили: Принять к сведению. VII. Прошение действительного студента Академии выпуска текущего 1898 года Василия Протопопова: «Осмеливаюсь утруждать Совет Академии покорнейшею просьбою об определении меня на освободившуюся должность помощника библиотекаря фундаментальной библиотеки. При этом имею честь довести до сведения Совета, что я хорошо знакомь с библиотечным делом, и имею нужные для успешного прохождения этой должности опыт и сведения (§ 66 Акад. устава), в частности знаком с поряд- —256— нами фундаментальной библиотеки, так как, будучи студентом Академии, я три года заведовал студенческой библиотекой, в которой мною введена система записывания книг, практикуемая в фундаментальной библиотеке». Справка: По § 81 лит. б п. 4 устава духовных академий «избрание кандидатов на должность помощника библиотекаря Академии» значится в числе дел Совета, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством об утверждении действительного студента Василия Протопопова в должности помощника библиотекаря Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Д.И. Протопопов Месяц июль 1-е число Свв. муч. Космы и Дамиана, безмездных врачей. Пр. Петра, бывшего патрикия. Св. муч. Потита (Пр. Василия, основателя монастыря Глубокие реки. Пр. Льва пустынника. Муч. Маврикия. Мучч. 25 в Никомидии огнем. Мучч. 2000 усеченных. Пр. Ангелины, деспотиссы сербской). Свв. Муч. Космы и Дамиана Мученики Косма и Дамиан, родные братья, ремеслом были врачи. С больных они не брали никакой платы, почему и были названы безмездными врачами. Исцеление, которое они подавали болящим, приписывалось ими не искусству их, а Богу. «Своею силою», говорили они больным, «мы ничего не можем сотворить; все творит всемогущая сила Христа; веруйте в Него и будете здоровы». При этом они возлагали на приходящих руки. Обыкновенным местопребыванием свв. братьев было одно селение близ Рима, где у них было родовое имение. Слава, которою пользовалось их врачебное искусство, и широкая благотворительность, которою отличались оба брата, привлекли к ним любовь окрестных жителей; но нашлись между последними и такие, которые обвиняли их перед римскими властями в волшебстве. Братьев позвали на суд к императору Карину. Жители селения хотели скрыть их, но они добровольно отдали себя в руки посланных за ними воинов. Косма и Дамиан без всякого страха предстали пред царем и, отрицая обвинение в волшебстве, говорили, что они врачуют болезни силою Того, Кто сказал: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте»; они смело обличали религиозное заблуждение царя и, сотворив знамение, дали ему почувствовать силу истинного Бога. Карин отпустил их, и братья продолжали свою плодотворную деятельность. Знаменитый римский врач, у которого когда-то учились свв. Косма и Дамиан, завидуя их врачебной славе, завел их, под предлогом собирания трав, в глухое место, убил и скрыл тела их. Это случилось во второй половине 3 века (Четьи-Минеи). Пр. Петра Пр. Петр был родом из константинопольских патрициев. Во время войны императора Никифора (802–811) с болгарским князем Крумом, он сражался в рядах греческих воинов. Император Никифор, окруженный болгарами в балканских ущельях, пал в битве, а Петр был захвачен в плен. Освободившись из плена, св. Петр решился покинуть жену и детей и удалиться на Олимпийскую гору для духовных подвигов. Здесь он в течении тридцати четырех лет подвизался вместе с знаменитым Иоанникием, потом возвратился в Константинополь. Он не застал в живых жену и сына. Надев на себя грубую власяницу, он снова ушел в уединенное место и здесь провел остаток дней в подвигах благочестия. (Пролог. Четьи-Минеи). Св. мученика Потита

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3. Синодик 1735 года, переписанный при отце игумене Ефреме со старых синодиков, из которых первый был устроен в 1718 г. Синода обер-прокурора Львова, Св. Синода обер-секретаря Леванидова, полковника Ивана Карпова, полковника Стефана Козадавлева, войска Донского полковника Ивана Андреевича, князя Григория Путятина, дьяка Михаила Воинова, дьяка Феодора Маслова; С.–Петербургских купцов: Саввы Яковлева, Зимина, Майданова, Роговикова, Чуркина, Бармина. Роды с города Выборга: выборгского протопопа Мокия Лаврентьева, выборгского губернатора Афанасия Стефановича Исаакова, подполковника Воронина. Роды с города Олонца и Олонецкого уезда: олонецкого собора протопопов: Дометия Петрова и Леонтия Андреева; священников; олонецких купцов: Анцыфирова, Баршина, Чогина, Мегрецкого, Шагевского, Осипова, Борикова и других; роды с города Кексгольма и его уезда: кексгольмского собора протопопов: Иоанна Федорова и Никифора Григорьева, священников и причетников; войска Донского: полковников Андреева и Хрисанова, роды с Кексгольмского уезда Якимварского погоста, Сердобольского погоста, Шуйстомской волости, Имбилахты, Шуезерского, Салминского. Роды с города Ладоги: священника Василия Григорьева, купцов: Артемия, Шарова, Богатырева, Барсукова; роды с Сермаксы и разных других городов, и 4. Синодик, составленный при отце игумене Назарии с братией в 1801 году, писанный полууставом; в нем заключаются 1486 родов благотворителей. Он украшен четырьмя рисунками; на первой изображены преподобные отцы Сергий и Герман Валаамские чудотворцы; на второй – два монаха над костями почившего брата; за ними смерть с косой в одной руке и эмблемой скоротечности времени в другой, кргом надписи: «летит время сие часами, во дни и в нощи яко крылами». – «Ох, три вещи содержат мя печали века сего: первая – яко имам умрети, вторая – яко не вем когда, третия – не вем, где тамо обрящуся». «О любимый брате, зри на сию главу, сердцем умилися, очами прослезися, – сия глава сама о себе сказует и подобие нам свое показует: аз бых, яко же ты, ты же будеши, яко же аз».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тогда только купец понял, что, сооружая церковь, он согнал со двора свою мать. Возвратившись в Москву, купец взял в себе в дом и приютил свою родительницу, и церковь достроилась. В жизни народной в московском миру имя Василия блаженного увековечилось многими знамениями и чудесами. Часто встречали блаженного на Ильинской площади, где ныне Лобное место; в его время там замужние женщины и девицы продавали калачи, баранки и хлебы. Однажды, когда мимо их проходил блаженный, они смеялись наготе Василия, но были наказаны за это слепотою. Когда же раскаялись и стали умолять блаженного о прощении, он дуновением уст своих возвратил им зрение. Был у Василия в Москве один, любимый им и любивший его боярин; к нему в трескучий мороз является нагоходец. Соболезнуя о нем, боярин упросил его принять от него лисью шубу, крытую красным сукном. Василий надел ее на себя и пошел по улицам. Воры подметили это, и один из них, притворясь мертвым, лег на том месте, где надобно было проходить юродивому. Когда юродивый подошел, товарищи мнимо-умершего стали просить у него подаяния на погребение. Проникнув их лукавство, он спросил: «давно ли умер их товарищ?» «He более, как с час», отвечали они. Сняв с себя шубу 14 и покрыв ею лежавшего, Василий сказал: «буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся». Едва он отошел несколько шагов, как воры стали будить товарища, думая, что он уснул; но тот действительно был уже мертв. – Поступки Василия не могли не казаться странными народу, хотя они имели особое значение. Проходя мимо одного дома, он кидал в углы его камнями, a у другого целовал их; оказывалось, что в первом доме упражнялись в благочестии: совершали молебное пение, читали Божественное писание и тем прогоняли от себя бесов, которые, не находя места внутри дома, прицеплялись к наружным углам его, – их-то и отгонял блаженный, бросая камнями. В другом же доме напротив проводили время в пьянстве и бесчинствах, чем оскорбляли ангелов, которые удалялись из такового дома и сидели снаружи на углах его, – их-то и целовал блаженный Василий. Блаженный возвышался до чудных состояний духовных. «Его видели ходящим по морю, как по суху, видели люди неверные и дивились; придя в Россию, они говорили: мы видели такого человека ходящим по морю. Свидетельство верное: оно дано врачами». Это были персидские купцы, спасенные Василием на море во время бури. Они впоследствии, прибыв в Москву, встретили блаженного и узнали его, – но он от их благодарности перескочил через болото и скрылся в своей пещерке на Васильевский лужок. Это было у Варварских ворот, там прежде были Васильевские ворота, давно уже заложенные; над ними и теперь стоит образ Василия блаженного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На первых листах внизу киноварью: Митрополита Иасафа, сиа книга святыа живоначальныа Троицы Сергиева монастыря. 132. (1565.) Василия Великого о постничестве, полууст. тщательный, XVI века, в четверть, 398 листов. Порядок и число статей те же, что под 130. В самом конце помещено Послание к Григорию Богословцу о иночьстем устроении. На верхней доске: Асафа Киръякова. На первых листах внизу крутым полууставом: Книга Ивана Киръякова сына Протопопова. Далее по листам (42–125) полууст., переходящим в скоропись: Продал сию книгу поп Семеон Николека Ивану Кирьякову сыну Протопопову, в монашестве Иасафу, уставщику и библиотскарю († 1644 г.). См. Предисловие. На обор. конечного листа скорописью: Лета 7103 (1595) продал сию книгу Василия Великаго яз Яков Феодоров сын а прозвище Жюк старцу Арсению подъяк потриархов; и кто за ту книгу поймаетца, и мне потриархову подъяку Якову Феодорову и мне та книга очищать во всяких делех старца Арсения, убытка не доставит, а подписал яз Яков сам своею рукою. 133. (1560.) Василия Великого о постничестве с прибавлением, полууст. четкий, напис. 1556 года, в лист, 597 листов, заставки с красками и золотом изящны, заложены закладками в бумажной раме. В число статей, показанных под 129, в сей ркп. помещены, после жития В. Василия, соч. Амфилохия: л. 42 об. Препод. отца нашего Ефрема похвала о святем Василии, архиеп. Кесариа кападокийския. Нач. Возлюблении, преклоните ко мне слухы своя, споведати бо хощу добру овесть. А после 30 глав постнических: л. 446. Послание В. Василия к Григорию Богословцю о мнишестем строении. Конечныя четыре слова те же, какие под 130, но в другом порядке, именно: л. 479 об. Слово о еже внимай себе. л. 492 об. Беседа о благодарении. л. 504 об. Слово о посте, начин. Молите, молите люди моя. л. 512 об. Слово о посте, начин. Въструбите, рече, на нов месяц трубою. Прибавления: л. 2, 3. Иже в святых отца нашего Иоанна Златаустаго Слово о трьпении и о благодарении. Нач. Ведомо же буди, иже милостыню творить кто от праведнаго имениа и благоугодне живет.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

5) По § 81 лит. а пп. 4–5 устава духовных академий «составление списков студентов после испытаний и перевод студентов из курса в курс» значится в числе дел, окончательно решаемых самим Советом академии. Определили: 1) Принимая во внимание сравнительное достоинство сочинений, устных ответов и поведения студентов I курса, перевести всех их в следующий, II, курс в таком порядке: 1 Минина Петра Малинина Алексея Приклонского Николая Бондаря Симеона Волосова Егора Парского Николая Платонова Александра Зерцалова Григория Бугославского Петра Левицкого Павла Максимова Василия Любомудрова Георгия Смирнова Алексея Попова Иосифа Румянцева Николая Грацианского Дмитрия Смирнова Сергея Фаминского Николая Братановского Александра Успенского Павла Третьякова Василия Стыранкевича Виталия Суворовского Александра Арбекова Николая Шипулина Владимира Артамонова Петра Рудакова Ивана Червинского Агафона Протопопова Петра Пиотуховича Евстафия Алексинского Фёдора Фёдоровского Всеволода Фёдорова Ивана Бутомо Павла Соболева Александра Купленского Александра Зеленцова Василия Ивановского Михаила Другова Александра Беляева Владимира Грузинова Парфения Шувалова Дмитрия Лилеева Михаила Ионовича Савву Величкина Николая Пампулова Ивана 2) Болгарскому уроженцу Ивану Пампулову дозволить сдать устное испытание по французскому языку в следующем учебном году. II. а) Внесённые председателями комиссий, производивших испытания студентов II курса, списки с отметками баллов по ответам, данным ими на испытаниях, и сочине- —95— ниям, написанным ими в течение учебного года. По рассмотрении сих списков оказалось, что из 55 студентов II курса 45 имеют в среднем выводе по ответам и сочинениям, балл не менее 4, 9 – не менее 3. Студент Иосиф Цисарь не представил третьего семестрового сочинения по общей церковной истории. Балла ниже 2 по одному предмету, или двух баллов ниже 2½, а также балла 2½ по трём предметам не имеет ни один студент II курса. б) Представленный о. инспектором академии архимандритом Арсением список студентов II курса с обозначением баллов по их поведению. В этом списке поведение 43 студентов обозначено баллом 5, 11 студентов (Владимирского Фёдора, Кохановича Фёдора, Масина Павла, Орлова Леонида, Пясецкого Евгения, Ринка Евграфа, Румницкого Алексея, Самецкого Василия, Старокотлицкого Константина, Харламова Василия и Якубовского Полиевкта) баллом 5– и одного студента (Петрова Петра) баллом 4+.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) в III курс – студентов II курса: 1) Россейкина-Косташ Феодора, Адамова Ивана, Каэлас Александра, Лебедева Ивана, 5) свящ. Рождественского Димитрия, Никольского Александра , иеродиакона Игнатия (Дверницкого), Златоустова Павла, Бориса Антона, 10) Благоволина Феодора, Никитского Владимира, Тихонравова Сергея, Левитова Василия, Смирнова Михаила, 15) Громцева Николая, Явойского Ивана, Протопопова Виктора, Добротворского Николая, Роздольского Александра, 20) Розанова Владимира, Булыгина Сергея, Чистякова Ивана, Ястребова Николая, Шафранова Николая, 25) Демьянова Григория, Новочадова Владимира , свящ. Боголюбова Владимира, иеродиакона Панарета (Наумова) – болгар. урож., Флорова Василия, 30) Троицкого Александра, Неутриевского Ивана, Дьяченко Николая, Смирнова Николая 2-го, Виндряевского Михаила, 35) Евсеева Константина, Никольского Павла , Иванова Петра, Лясковского Николая, Федоровского Михаила, 40) Стоянова Ивана, Соловьева Михаила, Грандилевского Александра, Павского Григория, Соболева Всеволода, 45) Петропавловского Александра, Ершова Филиппа, Батина Александра, Нежданова Алексея, Божовича Григория, серба, 50) Орлова Митрофана. в) в IV курс – студентов III курса; 1) Орлова Анатолия, Остроумова Михаила, Одинцова Михаила, Буравцева Николая, 5) Кобрина Николая, Шарапова Алексея, Дьяченко Владимира, Вертинского Георгия, Кутузова Михаила, 10) Созонова Михаила, Цветкова Владимира, Богородского Николая, Доропиевского Феодора, Соколова Алексея, 15) Гречева Бориса, Береснева Платона, Лозинского Николая, Покровского Николая , Максимовича Владана, серба, 20) Воскресенского Николая, Кирикова Владимира, Адамова Ивана, Старокадомского Григория, иеродиакона Алексия (Симанского), —137— 25) Болотовского Михаила, Судакова Ивана, Василькова Павла, Моисеева Александра, свящ. Добротворского Василия, 30) Богословского Сергея, Платонова Михаила, Свавицкого Павла, Трапицына Василия, Жиромского Иосифа, 35) Немешаева Димитрия, Зверева Георгия, Денисова Константина, Недригайлова Ивана, Лукшина Александра, 40) Бензина Василия, Ястребцева Михаила, Казанского Николая, Плотникова Евгения, Антонова Александра, 45) Строева Александра, Минераллова Александра, Казанцева Николая, Крестианполя Павла и 49) Ильинского Сергея.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Авдотьино. Николо-Берлюковская пустынь. Надвратная церковь Василия Великого. Церковь. Не действует.   Престолы: Василия Великого Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1840. Адрес: 142431, Московская область Ногинский район деревня Авдотьино Координаты: 55.929495, 38.231238 Проезд:На автобусе из Москвы от ст. метро Щелковская автобусом 321 до остановки д. Авдотьино. На электричке: от Ярославского вокзала до станции Чкаловская, далее автобус 321 до остановки д. Авдотьино. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Надвратная церковь во имя святителя Василия Великого сооружена в 1840 году в формах позднего классицизма. Возвышающийся четверик храма перекрыт четырёхскатной фигурной кровлей, несущей световой барабан, который был некогда увенчан изящной главкой в виде вазы и крестом. Боковые части здания несколько меньшего объема фланкируют основной четверик. Вход в храм оформлен небольшим портиком с дорическими колоннами. Церковь имеет строгий облик, почти лишенный декоративных элементов; только окна второго этажа декорированы профилированными тягами. В целом архитектурный облик надвратной церкви остался прежним, но заложены основной арочный проезд и северный вход в паперть. Внутри здание пострадало несколько больше: некогда единое пространство храма было разделено перекрытиями на два этажа. Сохранились потолок храма, апсидная часть, а также чугунная лестница. Из книги «Богородские святыни. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». Богородск (Ногинск), 1992 год. 9 июля 1829 года новым строителем пустыни назначается иеромонах Венедикт (Василий Семёнович Протопопов). Бесспорно, это был один из самых выдающихся настоятелей Берлюковской обители. Время его настоятельства стало эпохой большого строительства в монастыре. Николаевская Берлюковская пустынь превратилась в красивый архитектурный комплекс с великолепными храмами, среди которых была и церковь во имя святителя Василия Великого, выстроенная всего за один год в 1840 году.

http://sobory.ru/article/?object=13935

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010