—499— своим наполняя всю душу, так что молящийся выходит из храма с полной удовлетворенностью, вынося оттуда одно определенное чувство. Внешний строй гармонии также выдержан до конца, что немало способствует музыкальной целостности «Литургии». Общий тон его – es-dur звучит плавно, торжественно, органно, а в некоторых моментах мелодичные звуки льются в таком обилии, что, кажется, все находящееся в храме, даже как будто бы и самое пространство во всей его полноте звучит и поет; вибрирующие волны звуков охватывают молящегося, и хочется петь, хвалить Бога Небесного, Творца и Спасителя моего, хочется любить, лить слезы, молиться и благодарить Его. Вот те впечатления и мысли, на которые навели нас звуки рояля, передавшие нам содержание «Литургии». Приходится сожалеть лишь о том, что эта литургия, составляя, сама по себе один из прекрасных вкладов в нашу церковно-музыкальную литературу, по своему высокому строю, его широте может быть доступной лишь для немногих, только для больших хоров, для которых предназначал ее и автор. – Так трудно упорядочить в нашем богослужении церковно-музыкальное дело; даже общепризнанные произведения, напр. Чайковского, не могут пользоваться у нас широким употреблением и практическое значение их сводится поэтому к весьма ограниченным размерам. В. В. Добротворский В.И., прот., проф. Основное богословие, или христианская апологетика: Лекции //Богословский вестник 1895. Т. 1. 3. С. I–II и 1–12 (4-я пагин.). (Начало.) -I- Предисловие Сентября 4-го минувшего 1894-го года редакция Богословского Вестника получила от заслуженного профессора Богословия Императорского Харьковского университета, протоиерея Василия Ивановича Добротворского полный курс его университетских лекций при следующем письме: «Сочувствуя вполне направлению редакции Московской Духовной Академии посылаю в редакцию Богословского Вестника свои записки, не желая, чтобы мой труд после моей смерти, которую я ожидаю с минуты на минуту, пропал бесследно, и чтобы кто-нибудь воспользовался моими трудами без указания источника. 2 сентября 94 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1785 году считалось 815 душ муж., 820 жен. войсковых обывателей; 29 муж., 34 жен. однодворцев; 58 муж., 50 жен. подданных черкасов и 14 муж., 16 жен. русских крестьян, а всего 916 муж., 920 жен. при 7332 десятин земли. Затем было в 1790 г. 930 муж., 919 жен.; в 1810 г. 1606 муж., 1581 жен.; в 1830 г. 1500 муж., 1521 жен.; в 1850 г. 1257 муж., 1260 жен.; в том числе владельческих 47 муж., 48 жен. От холеры, не бывшей в Салтове в 1831 году, умерло в 1848 году до 180 человек в один месяц. НИЖНИЙ САЛТОВ Нижний Салтов – на правом берегу Донца, в 26 верстах от Чугуева и Волчанска. Население сей местности черкасами относится к 1700–1705 годам. Граматой от 12 февраля 1705 года, в следствие «челобитья Харьковскаго полку Салтовскаго сотника Кирила Цесаренка с товарищи», предписано было отвесть «вновь поселившимся в г. Салтове Черкасам, 670 человекам, земли в урочищах реки Гнилушки на другой стороне Донца по реке Бабке, на Ольховую пристань». Из донесения полковника Квитки видно, что поселенцы Нижняго Салтова, или, как говорит донесение, Новаго Салтова, включены были почти все в число подпомощных казаков, почему земли сего Салтова в 1713 году проданы были полковым начальством генералу графу Петру Апраксину и в 1745 г. были еще во владении графини Елены Михайловны Апраксиной. Сего 1721 г. Сент. 5 ч. в Канцелярии Белогородской провинции против доношения ратушнаго Судьи Василия Юрьева, да сотника Афанасия Протопопова, подписался я нижеименованный прислать письменное ответствие, справяся с записками, что в прошлом 713 г. Полковник Куликовский с Старшиною продали Ново-Салтовскую слободу Господину Графу Петру Матвеевичу Апраксину, за сколько числом денег и где такия деньги употреблены? и о том в оную Канцелярию ответствую. Салтовскую слободу продал Г. Графу Апраксину Полковник Куликовский за три тысячи рублей. Из тех денег уплатили оне, Полковник, и Старшина по заемной полковой записи, какова дана при бытности в Харькове Генерал-Маиора Федора Шидловскаго Курченину посадскому человеку Андрею Скорнякову тысячу червонных; а одному Шидловскому отдано из оных денег 500 руб., а достальные де он, Полковник Куликовский, подел, о том в Полковой Ратуше не известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

У нас ведь уже избраны и представлены до 5 новых преподавателей из прошлых стипендиатов. Что же им делать, если их предметы ныне еще не будут введены? Потом, где взять в следующем году еще 5–6 новых доцентов с уходом «старцев»? Придется, вероятно, пустить на академ[ические] кафедры людей с убогою ученостью; а работы-то и от профессоров, и от студентов требуется вдвое больше и серьезнее теперешней. Трудно и вообразить, что только будет в «новых Академиях». Но довольно. Помоги тебе Господь одолеть тяжелый и серьезный труд по составлению отчета. Раиса Никандровна тебе низко кланяется. От нас обоих пренизкий поклон незабвенной Анастасии Ивановне. Твой неизменный друг протоиерей Н. Виноградов . 14 от 20 августа 1910 г. Казань. Л. 22–23 об. Любезнейший и дорогой друг, Алексей Афанасьевич! Настоящее письмо пишу тебе по настойчивой просьбе одного из моих сослуживцев – э[кстра]-орд[инарного] проф[ессора] Василия Ивановича Протопопова 90 . Сей господин, оставаясь ныне по новому Уставу на год без лекций (по библейской истории), надумал спутешествовать вместе со своей супругой с научными целями на Восток (в Иерусалим). Командировка Св. Синодом ему дана, но в субсидии отказано; Совет Академии также дать ему ничего не может; отказано даже в пособии из Михайло-Архангельского попечительства. В этих критических обстоятельствах он решился прибегнуть к твоему высокогуманному и просвещенному содействию. По словам нашего доцента Е. Я. Полянского, ты в свое время оказал ему неоценимые услуги, устроил его в Палестине наилучшим образом 91 . Не найдешь ли возможным что-нибудь сделать и для Протопоповых? Люди они очень хорошие и вполне заслуживают помощи и содействия в своем добром намерении. Они хотели бы и самолично обратиться к тебе со своею просьбой, но по незнакомству стесняются и во всяком случае предпочли заручиться пред тобой чьей-либо рекомендацией. Знаю, что тебе сейчас не до сторонних хлопот, ввиду сложной и ответственной работы по твоей командировке, но, быть может, и найдешь несколько минут черкнуть куда следует, чтобы по твоему авторитетному слову им оказано было на Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Второй список — копия с первого — выполнен, скорее всего, самой П. В. Протопоповой, на листе в линейку размером 28,8´20,2 см синей шариковой ручкой по новой орфографии. Ударения оригинала, кроме одного (в слове “или”), опущены. Даты во 2 списке обозначены по новому стилю. Печатается впервые по первому списку. Принципы воспроизведения текста те же. † 14/VI 1933. На отпевании девицы Ольги Протопоповой. Собрались мы у гроба Оленьки, так рано ушедшей из этой жизни, и хочется сказать, как дорого это наше общение в день печали! В нашем быту, быту московского духовенства очень дорога верность добрым московским нравам и обычаям, добрым старинным традициям, преданиям жизни. И всегда характерною чертою было то, что дорожили у нас и родственными связями, и братским общением по духовной близости, как и ублажает это псалмопевец: “се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе”1). И так дорого, так хорошо это наше ныне общение молитвенное родных и близких и тех, кто соединен духовно с семьею о Василия Протопопова и с почившей, которые пришли проводить ее в вечность. Когда 36 я вчера подумал, что я скажу вам о ней, дорогой нашей почившей, то предо мною встали те прекрасные слова, которые сказал о ней духовник ее, батюшка отец Митрофан ее сестрам после ее кончины. “Она получила счастье”, сказал он, “постоянное и несравненно большее, чем какое имела бы на земле. А здесь она не была бы так счастлива. И была бы ли еще счастлива?!” И вспомнились мне тогда другие слова — выражение вдумчивого писателя: “житейские горькие слезы”2) и еще чуткие слова поэта — о слезах людских, как они всегда и везде льются, “льются и ранней и поздней порой, льются безвестные, льются незримые, неистощимые, неисчислимые”3). Даже там, где царят прочно, казалось бы, любовь и счастье, и там дело кончается неизбежно горем и слезами: ведь любимые и дорогие умирают, — и тем тяжелее расставание, тем больнее сердцу, чем сильнее была любовь. Да, — тем более горькие слезы… Да, не создать бы и усопшей на земле прочного счастья! Не создать, как бы ни светлы были манящие дали расстилавшейся было пред нею жизни… Ничто на земле не вечно и даже не прочно, но яко “цвет увядает”4).

http://pravmir.ru/blagogoveynyiy-put/

47 В современном русском переводе с греческого подлинника творений Василия Великого – это поучение надписывается: «Слово о подвижничестве; чем должно украшаться монаху?» (см. Твор. свв. оо. т. IX, твор. Вас. Вел. т. V. М., 1847 г., стр. 64). 54 На этот счет прекрасное замечание есть у г. Бестужева–Рюмина, Русская История. С.–Пб. 1872 г., сгр. 197. «Чудная смесь наставлений в Поучении Мономаха, – говорит он, – из которых одне назначены для домовладыки, а другие – для князя, стоящего во главе народа, лучше всяких рассуждений вводят нас в дух и характер эпохи: при простоте нравов, обязанности того и другого совершенно тождественны и требуют только честного отношения к делу: обязанность князя – защищать слабого от сильного, не верить своим судьям и постоянно смотреть за ними». 61 Н. Хлебников. Общество в государство в до–монг. период русск. истории. С.–Пб. 1872 г., стр. 112. 71 Такое объяснение впервые встрачается в Истории Русской церкви Платова, митрополита Московского. 75 Доп. Акт. Ист. I, 4. Впрочем, говоря о правах п привилегиях духовенства, нужно строго различать между высшим, монашествующим духовенством и белым, приходским. Приходское духовенство далеко не имело таких имущественных привилегий, какими пользовалось высшее, и материальные условия жизни приходского духовенства были весьма неудовлетворительны, хотя в рассматриваемую эпоху однако были несравненно лучше, нежели в последний период русской жизни. Тем не менее, и высшее, и низшее духовенство почти одинаково пользовалось глубоким уважением тогдашних русских людей. 80 Сильвестровский Домострой в своем полном виде напечатан во Временнике Общ. ист. в древн. российск. 1849 г., кн. I. Новое издание 1867 года сделано г. Яковлевым. 124 Выражение Мономаха: «напойте, накормите унеина» – различно объясняют. Карамзин (т. II, прим. 232) под словом «унеин» разумеет «хозяина», производя от слова «унна», что на кабардинском языке значит «дом». Шевырев согласен с Карамзиным. Г. Буслаев (Христоматия) говорит, что нужно читать: «напойте, накормите уне ина», – то есть, лучше иного кого–нибудь. Покажется, самое лучшее толкование г. Аристова (Христ. по русск. истории. Варшава 1870 года), что «унеин» – юнеин, малый, слабый, бедный. Мы принимаем это последнее толкование.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

Вечер был; сверкали звёзды; На дворе мороз трещал; Шёл по улице малютка, Посинел и весь дрожал. “Боже! – говорил малютка, – Я прозяб, и есть хочу; Кто ж согреет и накормит, Боже добрый, сироту?” Шла дорогой той старушка – Услыхала сироту; Приютила и согрела И поесть дала ему; Положила спать в постельку – «Как тепло!» – промолвил он. Запер глазки… улыбнулся… И заснул… спокойный сон! Бог и птичку в поле кормит, И кропит росой цветок, Бесприютного сиротку Также не оставит Бог! Автор – поэт, переводчик, прозаик К. А. Петерсон, литературная деятельность которого была разнообразна. Карл Александрович Петерсон (1811–1890 гг.) был постоянным автором журнала «Звездочка», издаваемого А.О. Ишимовой (в 1936 году послала Пушкину свою первую книгу; та самая Ишимова – последняя корреспондентка Пушкина, которой поэт написал в ночь дуэли; она же позже издавала популярный журнал «Русская история в рассказах для детей»). История литературы для детей уходит в глубину веков. Первое московское пособие для обучения грамоте – Азбука (букварь, 1664) Василия Бурцова. (Бурцов-Протопопов Василий Федорович (год рождения неизвестен – умер после 1648 г.). В 1692 году Карион Истомин издал первый в России иллюстрированный «Лицевой букварь» (с наглядным обучением). К слову, в 1692 и 1693 гг. Истомин издал всего два рукописных «Лицевых букваря», один из которых был поднесен царице Наталье для обучения грамоте сына Nempa I. Далее необходимо отметить «виршевой» (поэтический) Домострой – гибкий и яркий язык которого предполагал многоцветие образов. И только литература XVIII века «открыла» самого ребенка, а чуть позже, в XIX веке появились знаменитые стихи: «Раз, два, три, четыре, пять Вышел зайчик погулять Вдруг… охотник выбегает – прямо в зайчика стреляет. Пиф, паф. Ой, ой, ой… Умирает зайчик мой». Мало кто знает, что эти стихи в 1851 году опубликовал Федор Богданович Миллер. Уже в наше время дети и взрослые придумывали различные варианты продолжений, которые сегодня можно услышать почти в каждом детском саду, к примеру:

http://azbyka.ru/deti/kak-priohotit-rebe...

2) Андрей Семенов, студент первого курса Московской Духовной Академии. 3) Степан Писов, студент третьего курса Московской Духовной Академии. 4) Иван Вавресюк, студент четвертого курса Московской Духовной Академии; заявляя означенных четырех кандидатов, считаю долгом поставить на вид, что ни один из них мне лично незнаком. За первого, третьего и четвертого меня просили известные мне лица, а второй прислал прошение по почте. Потому, не имея возможности определить, кто из них более достоин получить стипендию – предоставляю это Совету Академии, обращая его внимание на § 3-й Положения, которым почему-то стипендии предоставляются только студентам первого курса». Справка: 1) О смерти стипендиата имени В. А. Бахрушина – студента I курса Академии Валентина Протопопова – Г. Потомственному Почетному Гражданину Николаю Васильевичу Бахрушину сообщено было, с просьбою указать другого кандидата на стипендию, отношением Преосвященного Ректора Академии от того же 4 сентября за 432-м; вышеизложенное же письмо г. Бахрушина получено было в Академии 7-го сентября. – 2) Утвержденного Святейшим Синодом Положения о стипендии имени Почетного Гражданина города Москвы Василия Алексеевича Бахрушина § 4: «За вычетом из процентов со стипендиального капитала (423 р. 90 к.) суммы, обеспечивающей полное содержание стипендиата в академическом общежитии (в настоящее время: на I курсе – 350 рублей, на II, III и IV курсах – по 300 рублей в год), остаток обращается в процентные бумаги, которые и присоединяются к основному капиталу для увеличения его до размеров, потребных для учреждения при Академии второй стипендии имени Почетного Гражданина города Москвы В. А. Бахрушина. – На тот же предмет употребляются и пожертвования г.г. наследников завещателя, если таковые будут». —364— Определили: Уведомить г. Потомственного Почетного Гражданина Η. В. Бахрушина, что – 1) В настоящее время стипендиальный капитал имени Почетного Гражданина г. Москвы В. А. Бахрушина состоит: а) из облигаций Государственного 5% займа 1906 года на номинальную сумму 8250 р.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

15 . О явлении святого на море донским казакам и о победе над турками Снова и снова я сомневаюсь и опасаюсь, как бы не обойти писанием того, что слышал, и молчанием того, что рассказывалось, чтобы не забылось окончательно. Если кто ложь принесет, сам себе на голову привлечет , если же кто придерживается истины, то истина сама сделает убедительным всякое праведное слово. Мы же как слышали, так и написали. Когда уже это писание о преподобном архимандрите Дионисии было завершено, по просьбе инока Боголепа, в том же 7156 -м году, вскоре после этого, неожиданно пришел ко мне вышеупомянутый слуга монастырский Никита Кучин. Он сообщает со слов инока Романа Базлова да слуги Василия, по прозвищу Львова, о приезде донских казаков и о поклонении их у гробницы архимандрита Дионисия. По его донесению их вызвали, и при расспросах они рассказали следующее. «Шли мы мимо церкви Никона и увидели у гробницы архимандрита Дионисия трех человек поклоняющихся; мы спросили их: „Откуда вы знали архимандрита Дионисия, если гробу его кланяетесь?” Они же поведали нам, говоря в слезах: „Прежде он был нам незнаком, но большую помощь он нам оказал своим явлением на море против врагов. Уже говорили, что всем нам придется быть разбитыми турками, когда он явился нам; яркий свет сошел на нас, а на врагов наших напала тьма, и они ослепли. Мы были спасены явлением его и победили своих врагов. Ради этого мы и пришли поклониться, чудотворцам Сергию и Никону помолиться и гробу архимандрита Дионисия поклониться”». И, выполнив свое обещание, они, благодаря Бога, пошли восвояси. Я же, написав об этом рассказе и весьма в том усомнившись, так как не получил об этом надежного свидетельства, смущался постоянно своими размышлениями, да не сочтется этот ложью. И в таких размышлениях прошло много времени. А в 7163 году сентября ... день довелось мне побеседовать о деле духовном с ключником государевым, с Никоном Протопоповым, и он, словно Богом наставляем, спросил меня об архимандрите Дионисии и о житии его, приведя мне подлинное свидетельство о донских казаках, как они явлением его на море спаслись от безбожных турок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сочинения писателей-старообрядцев XVII в. 1. Сборник. XVII в. (80–90-х гг.), 8°, 187 л., полуустав. Включает «Пятую соловецкую челобитную о правой вере», адресованную соловецкими старцами царю Алексею Михайловичу. Сборник в старинном поморском переплете «сумкой», является своеобразным архивом документов раннего старообрядчества. (Друж. 494). 2. Пустозерский сборник. 1672–1673 гг. 8°, 339 л., скоропись. Содержит автобиографическое житие руководителя старообрядческого движения протопопа Аввакума (автограф), сочинения его соузников по тюремному заключению в Пустозерском остроге: житие инока Епифания (автограф), сочинения священника Лазаря и дьякона Федора (Друж. 746). 3. «Книга» Спиридона Потемкина, составленная дьяконом Федором Ивановым. XVIII в. (20–30-е гг.), 8°, 226 л., скоропись. Запись В.Г. Дружинина о покупке рукописи в Москве 25 июня 1885 г. у книготорговца С. Т. Большакова. (Друж. 34). 4. Сборник сочинений дьякона Федора Иванова, включающий «слова» из «Книги» Спиридона Потемкина, составленной дьяконом Федором. XVIII в. (60-е гг.). 8°, 368 л., полуустав, копия с выговского оригинала 1715 г. (Друж. 465). 5. Сборник. XVIII в. (50-е гг.) 4е, 59 л., скоропись. Содержит автобиографическое житие и «Книгу бесед» протопопа Аввакума (Друж. 59). 6. Сборник сочинений пустозерских узников: протопопа Аввакума и дьякона Федора Иванова. XVII в. (70-е гг.), 8°, 149 л., скоропись. Содержит «Ответ православных» и «Повесть о патриархе Никоне ». Книга принадлежала Игнатьевой пустыни, где находился в ссылке один из первых вождей старообрядчества протопоп Иоанн Неронов. (Друж. 762). 7. Сборник, содержащий «Список с писем страдальческих священнопротопопа Аввакума». XVIII в. (90-е гг.) 4°, 267 л., полуустав. Сборник составлен автором-поповцем на Керженце на материалах архива пустозерских узников. Архив принадлежал Домнице, жене попа Лазаря, казненного в Пустозерске в 1682 г. вместе с протопопом Аввакумом. (Друж. 197). 8. Сборник. XVIII в. (50–60-е гг.), 8°, 230 л., полуустав. Сборник содержит жития старообрядческих мучениц за веру: Феодосии Морозовой, Евдокии Урусовой и Марьи Даниловой. (Друж. 483). Читать далее Источник: Памяти Василия Григорьевича Дружинина, (1859-1936) : материалы научных чтений, 10 августа 2010 г./Российская акад. наук, Б-ка Российской акад. наук ; [отв. ред. И.М. Беляева]. - Санкт-Петербург : БАН, 2010. - 184 с. ISBN 978-5-336-00114-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

«.…Меня затрудняет несколько будущее,— вновь взялся он за перо,— но я, не могши прояснить его мрачности, успокоиваюсь, отвращая от него взоры, и ожидаю, доколе упадут некоторые лучи, долженствующие показать мне дорогу. Может быть, это назовут легкомыслием, но я называю это доверенностью Провидению. Если я чего-нибудь желаю и мне встречаются препятствия в достижении предмета желаний, я думаю, что не случай толкнул их против меня и потому без ропота медлю и ожидаю, что будет далее. Мне кажется, что несколько лет нерешимости простительнее, нежели минута опрометчивости там, где дело идет о целой жизни. Пусть кто хочет бежит за блудящим огнем счастия, я иду спокойно, потому что я нигде не вижу постояннаго света. Я предлагаю Вам сии мысли, ожидая им справедливого суда от Вашей опытности и надеюсь узнать со временем Ваше мнение…» Тем временем в комнате Дроздова, служившей кухней и столовой для троицких учителей, их слуга Дормидонт, отставной матрос и яростный спорщик по Апокалипсису, соорудил нехитрый обед. Жили учителя небогато. Жалованье Дроздова увеличилось до ста шестидесяти рублей, да еще от высокопреосвященного добавлено было пятьдесят рублей за проповедничество, но все деньги уходили на пропитание и на книги. На запахи свежих щей с укропом и селедки с лучком потянулись товарищи: учитель риторики иеродиакон Самуил, учитель поэзии Кирилл Руднев, учитель грамматики латинского класса и немецкого языка Никифор Платонов, учитель низшего грамматического класса и французского языка Михаил Платонов, приехавший из ярославской семинарии учитель Протопопов. К концу обеда, когда Дормидонт принес вторую бутыль лаврского кваса, в дверях показался отец ректор, которого тут же пригласили откушать. Архимандрита Евграфа любили в семинарии. В нем не было ничего начальственного, однако ласковые просьбы его и укоризненный взгляд всегда печальных глаз воздействовали на семинаристов не слабее громовых разносов архимандрита Августина. Вот и сейчас ректор присел на лавку и вдруг рассказал недавний случай, когда его собачка Черныш вовсю истрепала картуз Василия Дроздова, играя с ним весь вечер, пока сам Дроздов и отец ректор были увлечены беседою о проявлениях соприкосновения земного и небесного миров.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010