Нет у него характеристик эпох. Не везде точка зрения на вещи может быть признана совершенно правильно. Можно указать и несколько недостатков чисто методологического характера. Но все эти недочеты теряют почти всякое значение, когда посмотришь на то, что сделано автором. При отсутствии у нас указателей по Гомилетике автору приходилось пересмотреть все наши богословские журналы от начала их появления в свет, перерыть всевозможные указатели побочные. И в разработке материала, извлеченного им из мрака минувших времен, ему приходилось идти самостоятельной стезей, за тем не отсутствием у нас какой-либо научной истории или научного обзора нашей гомилетической литературы. Еще более предстояло затруднений автору, когда ему приходилось разбираться в течениях, господствовавших в то и другое минувшее время в жизни. А понять то или другое произведение можно только тогда, когда поймешь время, в какое оно появилось на свет. Только эта точка зрения даст возможность исследователю отделить в нем вечное от временного. —213— В виду всего этого я нахожу вполне справедливым дать автору степень кандидата богословия за его труд и в том виде, в каком он мне его представить. Если бы автор нашел возможным довести его до конца и исправить, то ему можно было бы с удовольствием присудить ученую степень магистра богословия. Если же бы автор не нашел возможным почему-либо окончить свой труд, советую ему настойчиво многое из него напечатать в журналах. Я не без задней мысли выписал подробный конспект сочинения г. Протопопова. Думаю, что будущий работник в области вопроса, интересовавшего г. Протопопова, увидит в этом труде некоторого рода нравственную поддержку для себя взяться за трудное дело написания истории русской гомилетической литературы за XIX век и некоторое пособие в разработке этой сложной материи. Не страшно работать там, где положены хотя первые начальные шаги“.... 33) Экстраординарного профессора Василия Мышцына о сочинении священника Рождественского Димитрия: „Книга пророка Захарии. Предварительные сведения о книге“: „Сочинение о.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—226— и полезным образцом для русских работ подобного рода». Справка: 1) Помощник библиотекаря Академии Василий Протопопов окончил курс в 1898 году с званием действительная студента и правом на получение степени кандидата богословия по представлении удовлетворительного кандидатского сочинения. 2) В среднем выводе по ответам и сочинениям за четыре года академическая курса г. Протопопов имеет балл выше 4½. 3) По § 81 лит. б п. 10 устава духовных академий «присуждение степени кандидата» значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством об утверждении действительного студента Академии Василия Протопопова в степени кандидата богословия с предоставлением ему права при искании степени магистра не держать нового устного испытания. VIII. Прошение исправляющего должность доцента Академии на кафедре еврейского языка и библейской археологии, Статского Советника, Михаила Никольского. «Именным Высочайшим указом, данным Правительствующему Сенату 29 июня сего года, я назначен Членом Совета Главного Управления по делам печати, каковое назначение влечет за собою мое перемещение из Москвы в Петербург и прекращение всей моей педагогической деятельности в Москве. Как ни жалко мне оставить родную Академию, но преклоняясь перед Монаршей волей, указавшей мне новое назначение, я поставлен в необходимость просить Совет Академии уволить меня от занимаемой мною должности и.д. доцента». Справка: По § 81 лит. б. п. 6 устава духовных академий увольнение доцентов Академии от должностей значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством об увольнении Статского Советника Михаила Никольского от должности доцента Академии. IX. а) Прошение профессорского стипендиата Академии Константина Орлова: «Представляя при сем отчет о своих годичных занятиях, почтительнейше прошу Совет Ака- —227— демии ходатайствовать пред высшим начальством о назначении меня на должность преподавателя в одну из семинарий университетских (за исключением Томска) городов или центральной России».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так как при научном решении данного вопроса богослов-апологет неизбежно должен считаться с отрицательными естественнонаучными учениями, то я решился в течение настоящего учебного года в Московском Университете изучить естественные науки – конечно, постольку, поскольку знание естественных наук необходимо для понимания и оценки современных отрицательных естественнонаучных теорий. Преимущественное внимание я должен обратить на изучение нервной системы человека, так как науки о нервах имеют ближайшее отношение к занимающему меня вопросу о бессмертии. Экспериментальная Проверка данных естествознания будет моим методом изучения естественных наук“. 3) Александра Платонова: „Честь имею заявить Совету Академии, что текущий 1900–1901 стипендиатский год я намерен посвятить изучению русской церковной истории, обработке кандидатского сочинения под заглавием „Паломничество в древней Руси“ на степень магистра и ближайшему ознакомлению с вопросом о сношениях древнерусской церкви с церквами восточными и славянскими“. б) Прошение помощника библиотекаря Академии, кандидата богословия, Василия Протопопова: „Покорнейше прошу Совет Академии исходатайствовать мне у Его Высокопреосвященства разрешение обработать кандидатское сочи- —293— нение: „Соборное Послание св. Апостола Иуды (введение и истолкование)“ в магистерскую диссертацию“. Справка: 1) Указом Святейшего Синода от 5 июня 1895 года за 2565 Советам академий предписано: „дозволять удостоенным степени кандидата богословия переделывать их кандидатские сочинения в магистерские диссертации с большой осторожностью и не иначе, как с особого разрешения Епархиального Архиерея“. 2) Кандидатские сочинения П. Минина , А. Малинина, А. Платонова и В. Протопопова отмечены высшим баллом – 5. Определили: 1) Одобрив сделанный профессорскими стипендиатами Петром Мининым, Алексеем Малининым и Александром Платоновым выбор предметов для специального изучения, руководство их в научных занятиях в течение 1900–1901 учебного года поручить: первого – исправляющему должность доцента Академии Николаю Городенскому, второго – экстраординарному профессору Алексею Введенскому, третьего – исправляющему должность доцента Академии Сергею Смирнову.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бершадь в 1773 г. по благословению еп. Иова (Базилевича) был восстановлен православный мон-рь, закрытый не позднее 1744 г. униатами (мон-рь в 1774 был разорен польск. шляхтичами, в 1786 восстановлен, в 1789 вновь разорен, в 1794 вторично начал восстанавливаться). В янв. 1774 г. протопопы из Подолья белоцерковский Василий Зражевский, богуславский Стефан Левандовский и красненский Иоанн Богданович отправились в С.-Петербург, чтобы представить императрице ходатайство протопопов Киевщины и Брацлавщины, к-рые от имени «всего украинского народа» просили принять «польскую Украйну» в состав Российской империи; делегаты также намеревались добиться новых указов для облегчения положения православных в Польше. Поездка не принесла результатов. Более успешной оказалась поездка в Варшаву в марте 1774 г. правосл. делегатов от Киевщины и Подолья винницкого протопопа Илии Голоскевича и чечельницкого протопопа Луки Романовского. Они представили на сейме свое письмо королю с описанием насилий, чинимых униатами над православными. В авг. 1774 г. коронный канцлер А. Млодзеевский издал рескрипт, где подтверждалось право православных на занятые ими приходы, запрещалось гос. чиновникам и войскам вмешиваться в межконфессиональные конфликты, была создана комиссия по решению спорных вопросов. 15 марта 1776 г., после новой поездки в Варшаву протопопов Илии Голоскевича и Луки Романовского, польск. король издал универсал с осуждением преследований православных. Шляхта эти предписания не выполняла. В апр. 1776 г. по Брацлавщине прокатилась волна погромов православных, в к-рых активное участие принимали польск. шляхтичи: униаты убили уманского протопопа Кирилла Зельницкого († 28 апр. 1776), избили протопопа Луку Романовского и брацлавского протопопа Василия Мокрицкого. В апр. 1776 г. делегаты Брацлавщины животовский протопоп Стефан Маценко-Переровский и тетиевский протопоп Иоанн Радзимовский были в С.-Петербурге и ходатайствовали перед Синодом о помощи, но безуспешно; также не принесли результата и последующие поездки в рус.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Из древних священных вещей замечателен напрестольный крест с надписью: «7190 (1682) г., октября в 25 день, сей крест построил Московского Собора Спаса, что у Великого Государя вверху, Протопопов Иван Лазарев и сын его государственной палаты дьяк Василий Иванович Протопопов по родителям своим» (крест этот в 1892 г. был похищен). Здесь находился образ святителя Тихона Задонского, пожертвованный епископом Курским Сергием(Ляпидевским), будущим митрополитом Московским в 1861 г. при проезде через Старый Оскол из Задонска, где он участвовал при открытии святых мощей свт. Тихона; икона Пресвятой Богородицы «Знаменская», о которой сохранилось предание, что в 1831 г. после обнесения ее вокруг города (во время эпидемии) холера прекратилась. С этого времени она особенно чествуется жителями. Ранее, в 1811 г., была выстроена каменная колокольня с шестью колоколами, к концу столетия звучало уже восемь колоколов. Под аркою этой колокольни устроена церковь во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а в 1814 г. в их честь учреждается «трехсвятительская ярмарка». Колокольный иконостас сделан под зеленый мрамор по серебру, с позолоченной резьбой. Исторические сведения о церковно-священно-служителях, о приходской жизни собора второй половины XIX в. немногочисленны. Соборный сад Известно, что вокруг церкви старанием церковного старосты Михаила Александровича Иванова устроен сад, под который занято место, пожертвованное купцом Стефаном Матвеевичем Кобозевым. Сад (несмотря на возвышенную местность и меловой грунт) рос успешно и находился в лучшем состоянии, чем городской сквер, возникший почти одновременно с соборным и находящийся с ним в одинаковых условиях. Краевед В. Е. Гладков в книге «Сказы старого города» дает следующее описание соборному саду: «Шедевром этой части площади была не только соборная церковь, но и соборный сад. Он располагался ярусами, находился позади собора и являл собой настоящее чудо садоводства. Тремя террасами он спускался над обрывистой меловой скалой к правому берегу реки Оскол. В нем были фруктовые деревья: яблони, груши и другие. Но не только они привлекали глаз человека. Поражали его великолепные аллеи с богатейшими зарослями желтой, белой и бело-розовой акации, белой и персидской сирени, клумбы разнообразных цветов».

http://sobory.ru/article/?object=35730

3) Синодик 1735 года, переписанный при о. игумене Ефреме со старых синодиков, из которых первый был устроен в 1718 г. Синода обер-прокурора Львова, св. синода обер-секретаря Леванидова, полковника Ивана Карпова, полковника Стефана Козадавлева, Войска Донскаго полковника Ивана Андреевича, князя Григория Путятина, дьяка Михаила Воинова, дьяка Феодора Маслова, с.-петербургских купцов: Саввы Яковлева, Зимина, Майданова, Роговикова, Чуркина, Бармина... Роды с города Выборга: выборгскаго протопопа Мокия Лавреньтева, выборгскаго губернатора Афанасия Стефановича Исаакова, подполковника Воронина,... Роды с города Олонца и Одонецкаго уезда: олонецкаго собора протопопов: Дометия Петрова и Леонтия Андреева; священников; олонецких купцов: Анцыфирова, Баршина, Чогина, Мегрецкаго, Шагевскаго, Осипова, Борикова и других; роды с города Кексгольма и его уезда: кексгольмскаго собора протопопов: Иоанна Федорова и Никифора Григорьева, священников и причетников; Войска Донскаго полковников Андреева и Хрисанова..., роды с Кексгольмскаго уезду Якимварскаго погоста, Сердобольскаго погоста, Шуйстомской волости, Имбилахты, Шуезерскаго, Салминскаго. Роды с города Ладоги: священника Василия Григорьева, купцов: Артемия, Шарова, Богатырева, Барсукова...; роды с Сермаксы и разных других городов, и 4) Синодик, составленный при о. игумене Назарии с братиею в 1801 году, писанный полууставом; в нем заключаются 1486 родов благотворителей. Он украшен четырмя картинами; на первой изображены преподобные отцы Сергий и Герман Валаамские чудотворцы; на второй – два монаха над костями почившаго брата; за ними смерть с косою в одной руке и эмблемою скоротечности времени в другой, кругом надписи: „летит время сие часами, во дни и в нощи яко крылами”. – „Ох, три вещи содержат мя печали века сего: первая – яко имам умрети, вторая – яко не вем когда, третия – не вем, где тамо обрящуся”. „О любимый брате, зри на сию главу, сердцем умилися, очами прослезися, – сия глава сама о себе сказует и подобие нам свое показует: аз бых, яко же ты, ты же будешь, яко же аз”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пути проникновения всевозможных распевов в репертуар Г. п. д. были различными: пребывание в Москве либо вызов на столичную службу выдающихся мастеров пения из др. певч. центров, миграция певч. книги, приезды в столицу архиерейских певчих или иных хоров. Так, во время швед. оккупации Новгорода в нач. XVII в. часть певцов-новгородцев оставалась в Москве, что способствовало распространению софийского распева. После зачисления в Г. п. д. укр. «спеваков» получил признание киевский распев и появился греческий распев . В творчестве Г. п. д. нашел отражение стиль партесного многоголосия, активно развивавшийся в России в кон. XVII-XVIII в. Наиболее значительными авторами партесных гармонизаций были уставщики С. И. Беляев и И. М. Протопопов , а среди мастеров партесного концерта следует отметить выдающегося композитора петровской эпохи В. П. Титова , к-рому принадлежит ок. 200 сочинений (концерты и «Службы Божии»). Состав и социальное положение Комплектовался хор Г. п. д. из наиболее талантливых в муз. отношении людей, к-рые выявлялись в различных районах и в разных слоях населения. Число Г. п. д. восполнялось их же детьми и родственниками, певчими из архиерейских хоров, представителями посадского населения (новгородцы, ростовцы, казанцы, суздальцы, псковичи, вологжане и т. д). С 1648-1649 гг. в молодые певчие царского хора был зачислен сын Ивана Никифорова. В 1665 г. в том же хоре начал службу Иван Сергеев Голутвинец, а в нач. 70-х гг. сюда приняли и его брата Владимира. Иван Смагин был «взят у архиепископа» в хор Иоанна Грозного, где числился в 1573 г., принят был в Г. п. д. и Максим Афанасьев Сибирец, прибывший в Москву с семьей в нач. 60-х гг. XVII в. и служивший до этого в хоре Сибирского архиепископа. Царской грамотой от 21 февр. 1664 г. в Ярославль предписывалось воеводе «сыскать» посадского человека Василия Калинина, дать ему подводы и выслать в Москву «тотчас». В столице Василий под прозвищем-фамилией Ярославцев служил сначала Г. п. д., а затем крестовым дьяком цариц до сер. 80-х гг. Из среды духовенства в Г. п. д. служили, как правило, дети протопопов, попов, диаконов, соборных ключарей (в документах они обычно встречаются с соответствующими именами - Ключарёвы, Дьяконовы, Поповы, Протопоповы).

http://pravenc.ru/text/166319.html

Когда мы ехали домой, Владыка сказал: – Слава Богу, я причастился! Он был чрезвычайно удовлетворен и совсем обессилен. Дома его ждала ярославская органистка Любовь Шишханова с букетом цветов. Она пришла поздравить его с 1000летием Крещения Руси. У Владыки было прекрасное настроение. – Пора, пора креститься, – сказал он ей. – Даже узбеки крестятся! Она засмеялась: – Я хуже. К этому времени Толя уже совсем освоился у Владыки дома. «7 августа 1988 г. у отца Петра причащался». 7 августа, в воскресенье, Толя один ездил причащаться к отцу Петру в Телищево. Шел дождь. В тот день людей в церкви почти не было, и он причащался один. На обратном пути муж встретил следователей из военной прокуратуры. Приехал возбужденный, радостный, с настроением человека, который сам познал Христа и хочет благовествовать об этом всему миру, даже просто через встречу. В «гостевой тетради» записано, что вечером этого дня мы опять были у Владыки, впрочем, как и накануне, в субботу. «15 августа 1988 г. Владыка подарил икону И. Х. работы Васнецова – от отца Гурия – архиепископу Максиму (Крохе) Тульскому». Знаменательные события скрываются за этой записью. У нашего Владыки была икона Спасителя в терновом венце кисти Василия Васнецова. Она висела на стене, и Толя обратил на нее внимание сразу, как только ее увидел. Этот образ друзья подарили Гурию (Егорову), духовному отцу митрополита Иоанна, в день его монашеского пострига еще в 1915 году. На обратной стороне сделана гравировка: «Радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, и Бог любви и мира будет с вами ( 2Кор.13:11 ). На молитвенную память дорогому отцу Гурию, подъявшему в назидание многих ярем в юности своей – горячо любящие друзья: свящ. Николай Чепурин, иеромонах Серафим, Петр Шуваев, Георгий Алексеев, Сергий Бутузов, Владимир Верёвкин, Иоанн Виноградов , Леонид Егоров, Александр Попов , Александр Протопопов, Николай Терпигорьев, Владимир Цан. 4 декабря 1915». «Горячо любящие друзья» – это цвет монашества Петроградской духовной академии, будущие мученики и исповедники. Леонид Егоров – родной брат Владыки Гурия, причисленный к лику святых преподобномученик Лев. Владимир Веревкин – игумен Варсонофий, в годы гонений тайно окормлял жаждущих совершенной духовной жизни. Протоиерей Николай Чепурин – первый ректор возрожденной после Великой Отечественной войны Московской духовной академии и семинарии. Иеромонах Серафим служил в Александро-Невской Лавре, жил в Сарове, скончался в схиме. Сергей Александрович Бутузов, священник, срок отбывал на Соловках. Иоанн Виноградов – архимандрит Исаакий. В монашество его постригал знаменитый митрополит Евлогий (Георгиевский) в Париже. На родине прошел лагеря. Александр Протопопов – архиепископ Серафим, сиделец Соловецкого лагеря особого назначения. В 1937 году приговорен к высшей мере наказания и расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Москва. Домовая церковь Всех Святых при больничном корпусе Набилковской богадельни. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Всех Святых Год постройки:1861. Адрес: Россия, Москва, Протопоповский переулок, 25, стр 3 Координаты: 55.780854, 37.640254 Проезд:метро " Проспект Мира " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь располагалась в центральной части флигеля в верхнем этаже, окнами во двор. Во двор доступа нет. На фото тот же флигель с обратной стороны. Всех Святых при Набилковской богадельне церковь (Протопоповский переулок, дом 25; ). Богадельня основана в 1828 г. на средства купцов братьев Федора и Василия Федоровичей Набилковых. В главном корпусе была церковь в честь Живоначальной Троицы. Новую домовую церковь заложили 30 июля 1847 г. Она разместилась в здании мужского отделения богадельни на заднем дворе (параллельно главному корпусу). Здание по композиции было схожим со старым, отличаясь лишь в масштабе, пропорциях и упрощенном декоре. Центральный двухэтажный объем выделялся портиком с фронтоном, опирающимся на четыре полуколонны. Портик фланкировался двумя расположенными по его бокам плоскими ризалитами, от которых в обе стороны простирались протяженные двухэтажные крылья. Объемы крыльев членились горизонтальной тягой, разделяющей первый и второй этажи. Плоские стены были прорезаны прямоугольными окнами, лишенными какого-либо декоративного обрамления. Домовая церковь, как и в главном корпусе богадельни, размещалась в центре композиции. Храм длиной восемнадцать аршин и шириной десять был перекрыт сводом, над которым выстроили колокольню. Освящение церковного помещения состоялось 19 ноября 1861 г. Храм закрыли в 1922 г. В 1980 г. разобрали его венчающую часть, вместо нее выстроили третий жилой этаж, разместившийся над всей центральной частью дома. Здание в разные годы занимали различные государственные учреждения. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=25365

Тит. 1510). «Преблагословенна еси» имеется в рукописях как на 8 гласов знаменного распева, так и киевского распева (БАН. Арханг. 59). Песнопения В. б. вошли в печатный Обиход синодального издания 1772 г. Наследуя рукописной традиции, это издание содержит идентичные распевы. Кроме Обихода разных распевов был издан Сокращенный Обиход, где также имеются песнопения В. б., дополненные нек-рыми изменяемыми песнопениями. В 80-х гг. XIX в. печатные синодальные книги были пересмотрены, была создана их 2-я редакция, в к-рой песнопения В. б. составляют отдельную часть. Распевы 2-й редакции Обихода в основном соответствуют более ранним изданиям, за исключением песнопения на входе «Свете тихий», к-рое зафиксировано 5 распевами, 2 из к-рых ранее не появлялись в печатных Обиходах. Н. Б. Захарьина Песнопения В. б. в русской многоголосной певческой традиции В ряде рукописных памятников XVI - нач. XVIII в. песнопения В. б. распеты в стиле раннего рус. многоголосия (строчного, демественного), напр. «Благослови, душе моя, Господа», «Хвалите имя Господне» (ГИМ. Син. певч. 233, 375), величание Рождеству Богородицы (ГИМ. Син. певч. 220) (опубл.: Беляев В. М . Раннее русское многоголосие. М., 1997. С. 115-127, 133-143, 144-147). В многоголосных нотолинейных певч. рукописях кон. XVII - 80-х гг. XVIII в., записанных квадратной киевской нотацией, песнопения В. б. представлены 2 типами партесного стиля: переменным и постоянным многоголосием (термины В. В. Протопопова ). Переменное многоголосие свойственно концертным формам с разновременным произнесением текста разными партиями хора, чередованием соло и хорового tutti, применением имитационной техники. В таком складе написано, напр., 12-голосное «Всенощное бдение» государева певчего дьяка Василия Титова , рус. композитора кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ. Епарх. певч. 1). Сборник состоит из 9 частей: предначинательный псалом (опубл. в изд.: Титов В. Ансамбли и хоры без сопровождения. М., 2004. Вып. 1. С. 48-73), «Свете тихий», 2 варианта «Ныне отпущаеши», 2 варианта полиелея, великое славословие и 2 варианта «Взбранной воеводе». «Всенощное бдение» на 12 голосов диак. Киселёва (в той же рукописи) представляет собой др. версию 9-частного сборника (предначинательный псалом, кафизма «Блажен муж», «Свете тихий» (опубл.: Антология рус. и восточнославян. духовной музыки: Моск. барокко XVII - 1-й четв. XVIII в.: Восстановление партитур из хоровых голосов (партий)/Ред., вступ. ст. В. В. Протопопова. СПб., 2000. Т. 5. С. 100-113), «Ныне отпущаеши», 2 варианта полиелея, антифон «От юности моея», великое славословие, «Взбранной воеводе»).

http://pravenc.ru/text/155522.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010