30 июня пройдет пресс-тур в церковный центр помощи подросткам Василия Великого в Санкт-Петербурге 27 июня 2022 г. 13:44 Открыта аккредитация представителей СМИ на пресс-тур в церковный центр святителя Василия Великого в Санкт-Петербурге. В настоящее время это единственная в России открытая некоммерческая организация, которая является альтернативой воспитательной колонии или закрытого образовательного учреждения для подростков, совершивших преступления. Здесь подростки, которые находятся в конфликте с законом, получают шанс на исправление без лишения свободы. Журналисты смогут провести день с воспитанниками центра и узнать истории выпускников, которые успешно прошли реабилитацию и трудоустроились, увидеть занятия подростков капоэйрой — бразильским боевым искусством — и отправиться вместе с ними на экскурсию по античным залам Эрмитажа, посетить благотворительную кофейню, где воспитанники работают бариста, и гончарную мастерскую, где у них проходят мастер-классы по керамике. Журналисты также увидят, как проходит занятие в театральной мастерской, примут участие в открытии нового проекта Центра — музыкальной студии, где подростков будут учить читать рэп, а также посетят рыцарский турнир, который проведет хранитель рыцарских залов Эрмитажа. В 2022 году центру исполняется 18 лет. Он был создан в 2004 году приходом храма Анастасии Узорешительницы и его настоятелем священником Александром Степановым, который к тому моменту более десяти лет был настоятелем храма в Колпинской воспитательной колонии для несовершеннолетних. В основе работы организации — программа социальной реабилитации, разработанная специалистами центра при содействии судейского сообщества Санкт-Петербурга. Подростки в возрасте от 14 до 19 лет приходят в центр по приговору или постановлению суда на срок от девяти месяцев до трех лет — районные суды Санкт-Петербурга выносят подросткам приговоры без лишения свободы с возложением дополнительного обязательства пройти курс реабилитации в центре святителя Василия Великого.

http://patriarchia.ru/db/text/5940330.ht...

С самого детства каждому человеку приходится сталкиваться с множеством людей, которые стремятся передать свои знания. Но, становясь с каждым годом взрослее, понимаешь, что далеко не вся информация, которой ты владеешь, используется тобой и помогает делать правильный выбор в земной жизни. Конечно, такого невозможно сказать о тех знаниях, которые мы получали тогда в стенах Московских Духовных школ. Каждая лекция воспринималась как особое откровение, как нечто уникальное и неповторимое, чего не будет больше в нашей жизни никогда. Каждый преподаватель, который переступал порог нашей аудитории, имел свою неповторимую манеру общения и преподавания. Среди прочих всегда выделялся отец Василий. Я не могу вспомнить, чтобы он когда-то не улыбался, чтобы его лицо несло маску суровости и чрезмерной строгости. При этом, конечно, я не хочу сказать, что он несерьезно относился к своим лекциям. Тот материал, который он давал, всегда был выверен, четко структурирован и отображал высокий уровень познаний в области библеистики. Вместе с тем, его занятия всегда были пропитаны особой любовью и добротой. Впоследствии, когда мне пришлось преподавать Священное Писание Нового Завета в Воронежской семинарии, я с большой благодарностью вспоминал эти уникальные лекции отца Василия. Благодаря полученным знаниям, не вызывало особых затруднений преподавать эту дисциплину на должном уровне, но предать ей особый колорит, который был свойствен лекциям отца Василия, мне так и не удалось. Только теперь я понимаю, что уникальность его речи заключалась не в особой ораторской технике, а в глубине личного духовного познания Слова Божия. Благодаря своему духовному опыту, отец Василий прочувствовал саму суть евангельской истины, ту любовь, которую являет нам Господь через Священное Писание. Поэтому и сами лекции отца Василия всегда были пропитаны особой добротой, как будто он хотел, чтобы через них мы почувствовали любовь Самого Христа. Я счастлив, что Господь дал мне возможность и после окончания Духовной Академии общаться с отцом Василием. Когда мне доводилось бывать в Малом Вознесении, то он радушно, как-то по-отечески меня всегда встречал и окружал особым вниманием, как будто для него это было каким-то событием. От этого мне даже становилось неловко, а иногда я испытывал даже чувство стыда за то, что не могу должным образом отблагодарить его за такую доброту и внимание, которых я, несомненно, не заслуживал.

http://pravmir.ru/kogda-vse-byili-schast...

Блаженный Григорий, ученик св. Василия Нового, очень желал узнать, что произошло с душой блаженной Феодоры, которая также очень слушалась св. Василия. И попросил св. Василия, чтобы тот помолился Богу, и чтобы Бог показал, куда пошла душа Феодоры после смерти. И видит Григорий во сне видение, и разговаривает с блаженной Феодорой, как наяву: «Григорий, дитя мое, спрашиваешь меня о таких страшных вещах, что и воспоминание о них приводит меня в ужас. Я тогда видела лица, каких никогда не видела, и слышала слова какие раньше никогда не слышала. Что еще я могла бы тебе сказать? Кошмары и ужас, о которых я никогда и не помышляла, встретили меня из-за моих дурных дел; но благодаря молитве и помощи нашего общего отца Василия, для меня все было легко. Как описать тебе то телесное мучение, тот страх и замешательство, которое чувствует умирающий? Представь себе голого человека, брошенного в огонь; мучение, которое он чувствует, будет похоже на то, что чувствует человек, когда умирает. Так же, как в огне, человек сгорает и превращается в пепел, так и предсмертные муки, и горький миг разделения души от тела разрушает человека (человек больше не существует, только душа). Действительно, страшна смерть грешников, похожих на меня, ибо и я много грешила, а добрых дел моих было мало. Когда приблизился конец земной жизни, и пришел час разделения души от тела, видела я много арапов, которые стояли возле моего смертного одра. Лица их были черны, как смола, глаза их были, как раскаленный уголь, и весь их вид был страшен, как сама огненная геенна. Как только появились, они подняли невообразимый шум и крик. Одни скалились, как скот и звери, другие лаяли, как собаки, некоторые выли, как волки, а некоторые хрюкали, как свиньи. Когда я была доведена этими мучениями до полной потери сил, я увидела, что ко мне приближаются в виде прекрасных юношей два Ангела Божия, чью красоту невозможно описать. Лица их сияли несказанной светлостью, глаза их смотрели с любовью, волосы у них были белые, как снег, и отливали золотом; одежды их сияли, как молнии, а по груди они были опоясаны золотыми поясами в виде креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Подлинник его см. Migne Patrolog. curs complet. ser. graecae. tom. CXX. Nicaetae. Pectorati practicorum capitum centuria I, §. 75–76 pag. 885–888. Славян. перевод см. в Добротолюбии ч. IV, 64. 1424 л. 241–242. Свидетельство св. Исихия, пресвитера Иерусалимского , взято Даниилом из сочинения его: πρς Θεδουλον λγος Ψυχφελς περ Νψεως κα ρετς καιφαλαδης τ λεγμενα ντιιτικ κα στικ, из первой сотницы. См. Migne. Patrol, curs, complet ser. graec. tom. XCIII. pag. 1489–1492. Славянский перевод свидетельства см. в Добротолюбии част. 2-я. Москва 1857 г. 4–5, § 31–32. 1425 л. 242–243. Выдержка из творения св. Симеона заимствована из первого его слова (по современному переводу). Заимствование сделано не буквальное и не последовательное, а только отдельными фразами. Можно думать, что Даниил, ссылаясь на слова св. Симеона, приводит, их по памяти. См. преподобного отца нашего Симеона, Нового Богослова, игумена и пресвитера бывшего от ограды св. Мамнота, словеса зело полезная. Изд. Козельской Оптиной пустыни. Москва 1832 г. 4–5. см. Migne. Patrolog. curs. complet, ser. graec. tom. CXX, Symeonis Junioris oratio XXV, pag. 440–447. 1427 л. 275–277, 278–279. Одно свидетельство взято Даниилом из сочинения Василия В. τι υ χρη τν ν συστματι πολιτεμενον σκτν ιδα τι καικτβαι τν λικν. Migne, Patrolog. curs. complet. ser graec. tom. XXXI, S. Basilii. Caesariensi tom. III. pag. 1424–1425, Твор. св. отцов том. IX. Творения св. Василия Великого ч. V, 465–467. Другое свидетельство взято из другого сочинения св. Василя: οποι κατα πλτους κατ πτησιν και ποκρησιν. Migne. Patrolog. curs. Complet. ser. graec. tom. XXXI, pag. 1153. Твор. св. Василия В. ч. V, 265–266. Некоторые из приводимых здесь вопросов и ответов Василия В. взяты Даниилом из 4-го слова Никона Черногорца. I пол; 28. 1428 л 277. Подлинник приведенного здесь толкования см. Migne, Patrolog curs. Complet. ser. graec. tom. LXXXV. Ammonii Aleandrini fragmenta in acta Apstolorum, pag. 1525–1526. Толкование Амония взято Даниилом из 4-го слова Никона Черногорца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Ясно, что содержание этой книги составляет прямое продолжение содержания первой книги. Еще более это ясно из заключения двенадцатой книги, где св. Григорий сопоставляет богословие св. Василия Великого с богословием Евномия и делает вывод, что Евномий напрасно задумал литературную борьбу с умершим вождем православия, потому что ученику св. Василия, хотя и обладающему только частицей мудрости своего учителя, нетрудно разбить скорлупу еретического коварства и обнаружить недобросовестность еретической полемики. Это заключение показывает, что сочинение св. Григория было направлено именно на „Апологию апологии“ Евномия, потому что эта „Апология“ была написана прямо в опровержение сочинения св. Василия Великого , память которого взялся защищать св. Григорий Нисский . Таким образом, вторая часть двенадцатой книги должна быть признана – или самостоятельною второю книгою, или же продолжением первой книги. С её появлением была разобрана вся „Апология апологии“ Евномия, память Св. Василия Великого защищена от незаслуженных нареканий, низложение догматов истины сделано. Третья книга начинается общим введением для всего сочинения. В этом введении объясняется, что Евномий, „два раза уже низложенный в предшествующих книгах“ (т. е. в первой и во второй, или – по печатному изданию – во второй части двенадцатой книги), еще в третий раз на обычном поприще лжи возметает пыль словопрения против благочестия“. Эту пыль поднял Евномий в „новом сочинении“, которое подобно первому „также лживо и несостоятельно, не согласно ни с истиною, ни само с собою“ 45 . Очевидно, здесь идет речь не об „Апологии“, а о другом каком-то сочинении, которое явилось уже после опровержения обеих книг „Апологии“, когда оба отдела состязания были уже окончены. Заглавия этого нового сочинения св. Григорий не указывает нигде; по содержанию же, как видно из отрывков его, оно было систематическим сводом толкований на излюбленные арианами библейские тексты. По словам св. Григория, Евномий обратился за доказательством справедливости своего учения к св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Vikto...

Хиротония епископа митрополитом Фотием, горячим приверженцем Василия II, произошедшая в обстановке неурядицы вокруг престолонаследия (так называемой «феодальной войны второй четверти XV века» между представителями московского княжеского дома), говорит о том, что митрополит делал сознательный выбор, посвящая человека не только достойного, но и проверенного. Не будь митрополит Фотий совершенно уверен в лояльности архимандрита Ионы к Василию II, симоновский монах не стал бы епископом. Отметим, что житие святителя Ионы свидетельствует о поставлении его в епископы Рязани «советомъ самодержца», то есть Василия II. Естественно, данное выражение в первую очередь представляет собой общепринятую формулировку, но нельзя сбрасывать со счетов возможности того, что при дворе Василия II действительно стремились влиять на замещение высших церковных должностей. Для оценки причин, позволивших владыке Ионе стать в начале 1430-х годов нареченным митрополитом всея Руси, необходимо также рассмотреть политическую обстановку, сложившуюся вокруг Рязанского княжества в годы епископского служения владыки. Известия о рязанской земле за вторую четверть XV века скудны. Однако политические силы, влиявшие на жизнь княжества, определяются достаточно четко. Условия, в которых владыка Иона начал архиерейское служение, оказались для него непростыми. Не позже 1427 года великим князем рязанским становится Иван Федорович (†1456). В этом году он заключает договор с великим князем литовским Витовтом . Согласно условиям договора, Иван Федорович признавал себя «служилым князем» Витовта, которому обещал «служити безъхитростно» и «быти заодинъ» (в том числе против внука Витовта – великого князя московского Василия II), а также не заключать ни с кем соглашений «без воли» нового сюзерена. Традиционно данное соглашение рассматривается исследователями в качестве попытки Ивана Федоровича использовать феодальную войну внутри Московского княжества и изменить внешнеполитические связи, заручившись поддержкой влиятельного соседа против притязаний Москвы на господство в Северо-Восточной Руси .

http://pravoslavie.ru/3702.html

Примечательно, что сразу после поражения Склира патриарх Антоний тут же добровольно оставил свой престол, что только подтверждало опасения Василия II о его прямом участии в апостасии. На его место императором был поставлен Николай II Хрисоверг (979–981). Тем временем Варда Фока с триумфом вернулся в Константинополь и дальше продолжал верно служить Римской империи. Василевс очень высоко оценил его полководческие таланты и, освободив от монашеского послушания, поставил во главе армии, воюющей в Сирии. Там наследник Сейф-ад-Даула Сад-ад-Даул Шариф (967–991) вернул себе родительскую вотчину город Алеппо. Араб попытался заключить вассальные союзы с более могущественными мусульманскими правителями, но это не помогло ему. 2 ноября 981 г. римская армия во главе с Вардой Фокой подошла к стенам Алеппо и 1 декабря этого же года нанесла Шарифу тяжелое поражение – тот немедленно признал над собой власть Византийского императора и обязался выплачивать дань 624 . Казалось бы, теперь мир и спокойствие должны вернуться в Византию. Однако, как известно, в людях мало постоянства, да и подозрительность Василия II, небеспричинно глубоко укоренившаяся в его сердце еще с детства, сыграла свою роль. В скором времени он стал ревновать паракимомена Василия к своей власти. Ему казалось, что теперь, когда он вышел из юности и стал самодержавным василевсом, опека паракимомена не только обременительна, но и подозрительна. К тому же, как обычно, придворный мир, полный слухов, противоречий и интриг, настойчиво формировал убеждение у императора, будто бы сановник излишне щедр к отдельным лицам и таким способом втайне от царя формирует собственную партию. В этом не было ничего необычного: идея «общего блага» имела в Византии столь многочисленные интерпретации, а вариативность оснований занятия императорского престола столь безгранична, что смело можно было допустить, будто паракимомен Василий готовит Римской империи нового василевса. Царь встревожился: рядом с ним находились две очень сильных личности – Варда и паракимомен Василий, союз которых, несмотря на взаимную ненависть, был не невозможен. А это несло смертельную опасность. Недолго думая, даже не пытаясь смягчить удар, он с юношеской решимостью и категоричностью неожиданно объявил в 985 г. ошеломленному паракимомену Василию об отставке. Несчастного вельможу посадили на корабль, который тотчас отчалил от берега и направился к месту его ссылки. Так, некогда первый сановник Римской империи, заканчивал жизнь в небытии и забвении. Василий не выдержал такого поворота судьбы и, оставленный всеми, вскоре умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В храме Василия Блаженного отреставрированы три уникальные хоругви Москва, 18 мая 2012 г. В храме Василия Блаженного на обозрение публики выставили святыни, которые почти 100 лет хранились в музейных запасниках. Хоругви в человеческий рост, первый иконостас Покровского Собора и несколько старинных икон от долгого «заточения» серьезно пострадали. Как выяснил корреспондент НТВ Алексей Ивлиев, их восстановили в ходе 11-летней комплексной реставрации храма, к завершению которой и приурочили выставку. Двусторонние металлические хоругви — единственные чудом сохранившиеся экземпляры. В высоту они достигают человеческого роста и весят более 50 килограммов каждая. Эти гиганты были созданы к 350-летию закладки храма. Все другие подобных размеров хоругви были уничтожены в первые годы советской власти. Музейные работники, рискуя, решили их сохранить. Более 90 лет хранения в запасниках дали о себе знать. Металл покрылся патиной, лишь своевременная и очень дорогостоящая реставрация вернула былое великолепие самым большим хоругвям России. Посетители храма Василия Блаженного впервые смогут увидеть их во всем блеске. Подобных экспонатов, выставленных на обозрение впервые, несколько десятков. У посетителей храма через несколько месяцев появится уникальная возможность представить себе, как выглядел первый иконостас красивейшей церкви России. Это почти детективная история. Едва в 20-х годах на базе храма был создан музей, энтузиасты-сотрудники отправляются в экспедицию, чтобы проверить слухи о том, что церквушка деревни Свистуха обладает несметными духовными и художественными сокровищами — иконами из самого первого иконостаса храма. Шедевры разыскали, но, как и хоругви, но они на долгое время попали в запасники. Пока увидеть пять икон смогли только журналисты. Выставлены образа как раз у нового иконостаса, но сейчас полным ходом идет реставрация специального помещения для их хранения — ризницы. Посетителям придется подождать около полугода, пока доступ к святыням XVI века будет открыт. 18 мая 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/53610.html

§ 140. Учитель благочестия: педагогическое сочинение; подвижнические сочинения; дух учителя благочестия. IV. Переходя к сочинениям Василия собственно нравственным мы должны: а) наперед заметить педагогическое сочинение великого учителя: «наставление юношам, как пользоваться языческими писателями». Оно по справедливости считалось классическим сочинением для христианских училищ 520 . б) Еще современники св. Василия знали подвижнические сочинения его. Фотий высоко ценил за содержание две подвижнические книги св. Василия, считая между ними: а) предварительные наставления о вере и суде; б) нравственные наставления; в) пространные и краткие правила. Все эти сочинения читал Фотий и одобрял за ясность и силу их 521 . К подлинным же сочинениям св. Василия относятся три предварительные изображения подвижничества, как показывают слог их и древние списки; но не относятся к ним известные по слав. переводу постановления для монахов, два подвижнические слова и епитимии 522 . В сравнении с другими Василий Великого немного писал нравственных сочинений, если иметь в виду и некоторые беседы его 523 и некоторые из писем 524 . Но немногие так глубоко проникали в основание нравственности, как проникал Василий; он предлагает чистое евангельское учение о нравственности, и частные правила старается возводить к общим началам нравственности. 1) Он предлагал те основные правила нравственности, из которых должны раскрываться и в жизни, и в учении частные правила христианской жизни. Как прекрасно изображает он идеал христианской жизни в заключении нравственных своих правил! «В чем собственное свойство (ιδιον) христианина? В вере действующей любовью. В чем собственное свойство веры? В несомненном убеждении в истине глаголов богодухновенных, в убеждении, которого не колеблет никакое умозаключение. В чем собственное свойство верующего? В том, чтобы при таком убеждении держаться только силы того учения, и не дерзать ни отбрасывать, ни прилагать что-либо. Ибо, если все, что не от веры, грех есть, как говорит апостол, вера же от слуха, а слух глаголом Божиим ( Рим. 14:23, 10:17 ): то все, что вне боговдохновенного Писания, как не от веры, – грех . В чем собственное свойство любви к Богу? В том, чтобы творить заповеди Его, для славы Его имени. В чем собственное свойство любви к ближнему? В том, чтобы не искать своего, а только пользы душевной и телесной любимого. В чем собственное свойство христианина? Быть рожденну Крещением от воды и духа. В чем собственное свойство рожденного от воды? Якоже Христос умре греху единою ( Рим. 6:3 ), так и ему надобно быть мертвым для всякого греха... В чем собственное свойство рожденного свыше? В том, чтобы совлечься ветхого человека, с делами и похотями его, и облечься в нового, обновленного для ведения по образу создавшего его». В нравственных правилах своих он нисходит от более общих к более частным правилам; равно первые ответы в пространных правилах заключают первые начала нравственности христианской.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

У Патриарха Никона наиболее часто встречается немаркированное использование 70-го правила (48 упоминаний – 12%), 69-го правила (33 упоминания – 8%), 72-го (18 – 4%) и 80-го правила (16 – 4%). Из 80 правил в возражениях-разорениях вопросов-ответов использованы 69, но особенно 70-е правило (в 1-ом возражении-разорении 4 упоминания, в 5-ом – 4 раза, в 6-ом – 1, в 9-ом – 4, в 10-ом – 1, в 11 – 1, в 14 – 3, в 17 – 6, в 18 – 1, в 20 – 2, в 22 – 1, в 24 – 3, в 26 – 17 раз). В некоторых случаях тематическая группа цитат следует без наименования правила, отсутствует первая цитата-выписка из Нового Завета. Не называя, например, того или иного правила Василия Великого , Никон пользовался ими (судя по подстрочным примечаниям), цитируя из разных источников, прежде всего, из «Кормчей» (л. 173об. «Возражения» – л. 61об.–62 «Нравственных правил»). Проанализировав «Нравственные правила» Василия Великого и 27 возражений-разорений Никона, мы разместили результаты сличения текстов в сравнительных таблицах, состоящих из четырех колонок. В первой колонке указан источник, т.е. выделены книги, главы, стихи из Священного Писания (ссылки на эти тексты у Никона даны по зачалам, поэтому глава и стих определялись нами во всех случаях дополнительно). Во второй колонке размещены «Правила» Василия Великого (на основе опубликованной версии делалось сличение с текстами Нового Завета). Третья колонка содержит указание номера листа в рукописи «Возражения...». Четвертая – определяет тип цитаты, т.е. маркированная Патриархом Никоном в пометах или немаркированная, а также выявленный нами парафраз библейского текста. Исследованы данные сплошной выборки библейских цитат в «Возражении…». Общее количество текстовых репрезентаций составило 2653. Поскольку у Никона цитаты обозначаются по зачалам, было необходимо установить границы цитируемого текста внутри зачала (глава и стих) – каждая цитата сверялась с первоисточником – Евангелием и Апостолом. В тексте выявлено 545 цитат без указания текста источника. Посредством семантико-когнитивного анализа источник восстановлен. Выявлено 16 случаев контаминаций. Кроме этого, произведено сличение текста «Возражения.» с «Нравственными правилами» Василия Великого (80 правил, 233 главы).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/bo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010