Неоднократно на разных лицах для вразумления прочих показывал конец порока и от тех, которые при всех таковых пособиях пребывали в непокорности, не отвратился, потому что не были мы оставлены благостью Владыки и не прерывали любви Его к нам... но воззваны от смерти и снова оживотворены Иисусом Христом, у Которого и сам способ благодеяния еще более удивителен. Ибо, будучи образом Божиим, Он не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба ( Флп. 2:6–7 ), воспринял на Себя наши немощи, понес болезни, был язвлен за нас, чтобы мы Его язвой исцелились (см.: Ис. 53:5 ), искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвой ( Гал. 3:13 ), претерпел позорнейшую смерть, чтобы нас возвести к славной жизни, и не удовольствовался тем одним, что оживил нас, мертвых, но еще даровал нам достоинство божества, вечные упокоения... Общая тематика приведенного отрывка чрезвычайно близка анафоре литургии Василия Великого , некоторые выражения полностью идентичны, те же самые цитаты из посланий апостола Павла присутствуют в обоих текстах. Молитва анафоры от изложения христологического учения Церкви переходит к воспоминанию Тайной Вечери: Остави же нам воспоминания спасительнаго Своего страдания сия, яже предложихом, по Его заповедем. Хотя бо изыти на вольную, и приснопамятную, и животворящую Свою смерть, в нощь, в нюже предаяше Себе за живот мира, приемь Хлеб на святыя Своя и пречистыя руки, показав Тебе, Богу и Отцу, благодарив, благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек: приимите: ядите, Сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Подобне и Чашу от плода лознаго приемь, растворив, благодарив, благословив, освятив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек: пийте от нея вси, Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание; елижды бо аще ясте Хлеб сей и Чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете, Мое воскресение исповедаете. Он оставил нам эти воспоминания Своего спасительного страдания, совершаемые нами по Его заповеди. Ибо, желая пойти на добровольную, приснопамятную и животворящую смерть, в ночь, в которую Он предал Себя за жизнь мира, взяв хлеб в Свои святые и пречистые руки, показав Тебе, Богу и Отцу, вознеся благодарение, благословив, освятив и преломив его, Он дал его святым Своим ученикам и апостолам, говоря: «Примите, ешьте, это Мое Тело, преломляемое за вас, во оставление грехов». Подобным же образом взяв Чашу и растворив в ней плод виноградной лозы, возблагодарив, благословив, освятив его, дал святым Своим ученикам и апостолам, говоря: «Пейте из нее все, это Кровь Моя Нового Завета, которая за вас и за многих проливается во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание, ибо всякий раз, когда вы едите этот Хлеб и пьете из этой Чаши, вы возвещаете Мою смерть, исповедаете Мое воскресение».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Несмотря на то, что сам Василий, как он пишет, не был согласен с такой политикой, и это была не его политика, но он не стал нарушать церковное единство и принял политику этих епископов. Таким образом, можно сказать, что Василий Великий был непоследовательным. И это является здоровым качеством, если задуматься об этом. Потому что, на самом деле, абсолютная последовательность или совершенное следование логике не являются характеристиками здравомыслящего человека, но скорее безумца. Как пишет Г.К. Честертон, «Сумасшедший – это не человек, который потерял свой рассудок. Сумасшедший, – это человек, который потерял все, за исключением своего рассудка». Знаете, мы иногда хотим думать, что история Церкви очень проста, с очень четкими, черно-белыми правилами, которым следуют великие отцы Церкви. Но если мы видим историю Церкви таким образом, то мы не знаем историю Церкви. Василий Великий не следовал неукоснительно правилам Церкви, которые он понимал. Он скорее нес свое служение, свое священство в согласии со Святым Духом. Ведь способности Василия Великого как церковного деятеля, в конечном счете, пришли не из каких-то правил или внешних форм, но от Бога, от Святого Духа. Это находится в ведении Святого Духа, о чем и пишет апостол Павел: «… способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор 3: 5-6). Конечно, правила имеют свое место и свое основание, и апостол не призывает нас к анархии! Тем не менее, давайте помнить, что в нашей жизни, в Церкви Святого Духа, именно Он руководит установлением правил, а не наоборот. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

Обещание передать потомкам Авраама во владение ханаанскую землю также не стоит рассматривать только в привязке к определенной территории. В своем буквальном смысле это обетование исполнилось еще до пришествия Спасителя. Эта обещанная, или, иначе, обетованная земля, по мнению отцов Церкви, — прообраз Царствия Небесного. Другими словами, в завете Бога с Авраамом речь идет о возвращении человечеству, принявшему истинную веру, потерянного рая и близости с Богом. Предзнаменовательный характер имеет и обрезание, которое получает свое духовное раскрытие в Новом Завете. Апостол Павел в Послании к Колоссянам указывал, что плотское обрезание иудеев заменяется у христиан обрезанием духовным: В Нем (во Христе. — Прим. ред ) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым (Кол 2:11), а в Послании к Римлянам он подчеркивает новый смысл обрезания как то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве (Рим 2:29). Обряд обрезания, бывший символическим знаком завета с Авраамом, указывает на таинство Крещения, которое вводит человека в новый завет с Богом. Икона Обрезания Господня. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим В чем смысл этой переклички Ветхого и Нового Завета? Завет Бога с Авраамом продолжил осуществление Божественного обетования о спасении людей, данного еще в раю. Господь производит от Авраама новый народ, в котором позже родится Мессия и Спаситель человечества. Но, как и все библейские события, Завет с Авраамом имеет не только конкретно-историческое, но и духовное, богословское измерение. Он распространяется не только на древний Израиль, но и на всех истинно верующих, напоминает о важности крепкой веры в Бога и доверия Ему. Именно тема веры Авраама, которая вменилась ему в праведность (ср. Быт 15:6) настойчиво звучит в апостольских посланиях. … Не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему , — пишет о вере Авраама апостол Павел, — но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего (Рим 4:23–25).

http://foma.ru/zavet-boga-s-avraamom-poc...

Окончательная подготовка текстов Добротолюбия была осуществлена Макарием Нотарасом, бывшим до этого архиепископом Коринфским, и преподобным Никодимом Святогорцем , так что Добротолюбие в каком-то смысле восприняло всю глубину соборного выражения мистического богословия Восточной Православной Церкви (там же, Σ.11). Именно поэтому сочинения отцов Добротолюбия оказались наиболее полезными для того, чтобы изложить и представить учение Церкви о болезни и исцелении души, ума, сердца, помыслов. Однако я не забывал, когда требовалось, обращаться к творениям и других великих отцов, в частности святителя Григория Богослова , святителя Григория Паламы (прежде всего к его «Триадам в защиту священнобезмолвствующих»), святителей Иоанна Златоуста , Василия Великого , преподобного Симеона Нового Богослова и других. Можно заметить, что в книге нет специальной главы о таинстве святого крещения и таинстве божественной евхаристии. Это не упущение и не пренебрежение столь важными предметами. Во многих местах я подчеркиваю великое значение таинств в жизни нашей Церкви. Однако о святом крещении не было сказано специально, поскольку я знаю, что обращаюсь к людям, которые уже были крещены, и полагаю, что они понимают необходимость этого таинства. С другой стороны, таинство божественной евхаристии является центром духовной жизни Церкви в ее таинствах. Именно святое причащение отличает аскетическую практику Православной Церкви от всякой иной «аскетики», и я считаю его самым необходимым для духовной жизни человека и его спасения. Но, для того чтобы человек мог достойно причаститься Тела и Крови Христовых, требуется определенная предварительная подготовка, ибо, согласно литургическим молитвам, Причащение – это свет просвещающий для тех, кто подготовился к нему, и «огнь поядающий» для неподготовившихся. Апостол Павел говорит: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор.11:27–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер (свой), и поклонился до земли, и сказал «Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего ( Быт. 18, 1–3 ). Хотя некоторые святые отцы (мученик Иустин Философ , святой Иларий Пиктавийский , Блаженный Феодорит , святитель Иоанн Златоуст ) полагали, что Аврааму явился только Сын Божий в сопровождении двух Ангелов, однако Святая Церковь , последуя мнению святителей Афанасия Великого , Василия Великого , святителя Амвросия и Блаженного Августина , все же считает, что патриарх Авраам удостоился преобразовательного видения Пресвятой Троицы. Последнее мнение нашло отражение в церковной гимнографии 305 и иконографии («Троица» преподобного Андрея Рублева). Другое общее указание на тайну Святой Троицы святители Афанасий Великий , Василий Великий и другие отцы видели в троекратном воззвании Серафимов к Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». При этом пророк слышал голос Господа, говорящего: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» (множ. число!) ( Ис. 6, 3,8 ). Параллельные места Нового Завета подтверждают мысль о том, что пророк Исаия удостоился откровения именно Божественной Троицы. Апостол Иоанн пишет, что пророк видел славу Сына Божия и говорил о Нем ( Ин. 12, 41 ); а Апостол Павел дополняет, что Исаия слышал глас Святого Духа, Который посылал его к израильтянам ( Деян. 28, 25–26 ). Таким образом, Серафимы троекратно славословили Царственную Троицу, избравшую Исаию на пророческое служение. Третью группу составляют свидетельства о конкретных Лицах Святой Троицы. Так, об Отце и Сыне говорится в Книге Псалмов: «Господь сказал Мне: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» ( Пс. 2, 7 ) – или: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня... из чрева (Отца) прежде денницы... рождение Твое» ( Пс. 109, 1, 3 ). О Третьем Лице Святой Троицы возвещается: «И ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» ( Ис. 48, 16 ) – и в пророчестве о Мессии: «Почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» ( Ис. 11, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Осколки Если Адам - " осколок " , то что же мы, все остальные? " Осколки " ! Все люди, когда-либо жившие на земле, находящиеся на ней теперь и будущие, - " Адамовы осколки " . Есть в Предании изображающий грехопадение образ, приписываемый свт. Василию Великому. Специалисты утверждают, что в дошедших до нас сочинениях свт. Василия такого текста нет; однако другой его подлинный текст, выражающий такую же мысль, косвенно указывает на возможное первоавторство. Образ следующий: " Представьте себе драгоценный сосуд, падающий и разлетающийся на мелкие куски. Осколки падают одни ближе, другие дальше и, соответственно, быстрее и дольше, в зависимости от расстояния. Сосуд - Адам " . Адам, как мы уже знаем, " земнородный " , от слова адама - " земля " , - именование как первого человека, так и всей совокупности человечества - все-Адам (с приставкой " кол " древних еврейских толкований). Апостол Павел применил это имя ко Христу - " Новый Адам " . Митрополит Антоний (Храповицкий) пишет в своем сочинении " Нравственная идея догмата Церкви " , ссылаясь на ап. Павла, свт. Григория Богослова и Исаака Сирина: " В Св. Писании и Предании новым Адамом или новым человеком называется и Сам Христос и Церковь, возглавляемая Христом " . Трудно себе представить, чтобы ап. Павел, хорошо знавший св. Писание и св. Предание древних евреев, употребил эту аналогию без мысли об Адаме как о " Все-Человеке " , поскольку именно в том ее суть. Таким образом, предание о все-человечности Адама, то есть о том, что во Адаме было сотворено все человечество, следует полагать восходящим к ап. Павлу и от него дошедшим к свт. Василию. Апостол Павел пишет в послании к Ефесянам: " Благословен Бог и Отец Господа Нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви " (Еф.1:3-4). Бельгийское издание Нового Завета на русском языке 1985 г. снабжает приведенный отрывок подзаголовком " Происхождение Церкви " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/188/...

Отличие предварительного суда от общего видно и из следующих слов ап. Петра: «Если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания... то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда для наказания“ ( 2Петр. 2: 4–9 ). Если о согрешивших ангелах и людях говорится, что они соблюдаются, т. е. сохраняются, «ко дню суда для наказания“, то ясно, что этот день для них еще не наступил, что они еще не осуждены окончательно к наказанию. 5) В каком состоянии находятся умершие от дня смерти и до предварительного суда над ними? Об этом говорится в церковном учении о мытарствах, по которому души умерших людей, прежде чем предстать пред лице Судии Бога, проходят в течении 40 дней чрез некоторые заставы, или преграды, охраняемые злыми духами, которые обличают их в разных грехах и клевещут на них, в то время как сопровождающие души умерших ангелы защищают их, показывая добрые их дела. Если душа окажется достойною, то Господь определяет ей место в раю, сообразно достоинству ее, а если нет, то демоны влекут ее в преисподнюю для соответствующего грехам ее заключению. Учение Церкви о мытарствах, видеть которые удостоились при жизни на земле некоторые святые (напр. Антоний, Григорий, ученик Василия Нового) нисколько не противоречит, а совершенно согласно с словом Божиим, где говорится о том, что после смерти человека в ту же ночь берется душа его ( Лк. 12: 12; 20 ) и, как видно из притчи о богаче и Лазаре, берется Ангелами и уносится от земли на небо ( Лк. 16: 22 ); о диаволе же говорится в св. Писании, как о «князе, господствующем в воздухе“ ( Еф. 2: 2 ), с которым мы, вместе с посылаемыми нам для служения, т. е. для помощи, Ангелами ( Евр. 1: 14 ) ведем непрестанную брань, ибо, говорит св. Апостол, «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против духов злобы поднебесных“ ( Еф. 6: 12 ). Естественно, что душа, встречая на пути от земли к небу злых духов поднебесных, вступает с ними в страшную последнюю брань, определяющую на время ту или иную ее участь. Вот почему св. Церковь и возносит особо усердные моления о душах умерших в течении 40 дней, желая молитвами прийти им на помощь в их борьбе с духами злобы поднебесными. Из этих 40 дней Церковь особенно усиленно молится об умерших – в третий, девятый, двадцатый и сороковой день, когда душа умершего проходит особенно тяжелые мытарства, а также, согласно древнему церковному обычаю и в годовщину смерти усопшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

писания, то вообще нельзя сказать, что они были многочисленны. Да и дело-то не в числе их, а в силе. То верно, что в свящ. писании нет прямой заповеди относительно почитания св. икон, как нет и запрещения. Следовательно, должно было остановиться вниманием на таких свидетельствах, которые благоприятствуют выводу в пользу почитания св. икон. Отцы собора читают заповеди Божии о том, «чтобы в скинии свидения были очистилище из золота и человекообразные и крылатые херувимы, осеняющие кивот завета 8 ». Подобное же значение может иметь и указание на храм Соломонов, устроенный по повелению Божию. Отцы остановили свое внимание на весьма характерном свидетельстве из книги пророка Иезекеиля относительно украшений храма, показанного ему в видении. Вот как описывает пророк украшение храма: «от верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене внутри храма, как и снаружи, были резные изображения сделаны были херувимы и пальмы; пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны, к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме лицо львиное; так сделано во всем храме кругом. От пола до верха сделаны были херувимы и пальмы, так же и по стене храма… на дверях храма сделаны херувимы и пальмы такие же, какие сделаны по стенам… 9 » Из священных книг Нового завета отца приводят свидетельство из послания ап. Павла к Евреям глава девятая, с первого по пятый стих. Этим и заканчивается чтение свидетельств священного писания. По порядку должно было выслушать голос церкви, выражаемый ею в св. предании. Свидетельства последнего весьма многочисленны, выразительны и поучительны. Чтение их на соборе заняло довольно много времени. Из творений великих светил церкви Василия Великого , Иоанна Златоустог о, Григория Нисского , Астерия Амасийского , максима Исповедника и многих других, отцы извлекли не одно только указание на существование иконопочитания во дни жизни названных отцов, но и гораздо большее. Из святоотеческих свидетельств выяснено было значение икон в деле религиозного образования и воспитания духа человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

По окончании литургии святитель Афанасий произнес над ним молитвы, совершающие его поставление во игумена. Затем он пригласил нового игумена в свои келии и там, в отеческой с ним беседе наедине, наставил его в правилах апостольских и святоотеческом учении о спасении души и руководстве подчиненных ему иноков. «Следует тебе, возлюбленный, как говорит апостол, сносить немощи бессильных, а не себе угождать. Каждый ближнему во благо к назиданию должен угождать (см. Рим. 15: 1–2). И в Послании к Тимофею Павел говорит: Это передай верным людям, которые были бы способны и других научить (2 Тим. 2: 2) и еще: Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6: 2). Поступая так, ты спасешь и себя, и живущих с тобой». Сказав это и наделив Преподобного духовными дарами, епископ по-христиански поцеловал и отпустил его – истинного игумена, пастыря, сторожа и врача духовной братии. Начало игуменства Преподобного Сергия С нетерпением ожидали братия своего игумена, исполнившись радости, встретили они его и поклонились ему до земли. Он же, войдя в церковь и припав лицом к полу, со слезами молился невидимому Царю, взирая на икону Святой Троицы, и призывал на помощь Святую Богородицу, предстоятеля престола Небесных Сил Предтечу, мудрых апостолов, и древних святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, – и всех святых. Сергий просил их молиться, чтобы десница Вседержителя дала ему несмущенное дерзновение предстоять престолу Славы Живоначальной Троицы и касаться руками Агнца Божия – закланного за мир Христа, Сына Божия. Окончив молитву, он обратился к братии со словом поучения, убеждая их не ослабевать в подвигах ради Царства Небесного. «Старайтесь, братия, войти в узкие врата, Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11: 12). Павел же галатам говорит: Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5: 22). Давид же так сказал: Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Полагают, что Енох будет благовестником язычников, а Илия Фесвитянин – евреев. Апостольская проповедь Евангелиста Иоанна потребуется избранных ради, для восстановления утраченного смысла Христова учения, извращенного толкованиями рационалистов в среде Христиан. Началом явившегося в мире христианском рационализма послужила добытая огнем и мечом в XVII столетии протестантская свобода извращать смысл Писания по личному усмотрению каждого. Не остается ни одной Евангельской заповеди, которую, подобно как и у талмудистов в отношении закона Моисеева, нельзя было бы отменить у протестантов то суживанием, то расширением значения ее до неузнаваемости. С Евангельским законом в последние времена повторяется, как полагают, то же, что с законом Моисеевым пред первым пришествием Христовым. Тогда, по свидетельству самого Евангелия, законники присвоили себе ключ разумения закона, и что же? «Сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» ( Лк. 11:52 ). Отчего? Не оттого ли, что законники, подобно протестантам и сектантам, всюду вдавались в изысканный аллегорический смысл, а не хотели понимать Писания так, как написано (Беседа 9-я на Шестоднев св. Василия Великого ). Извращение простой истины, низведение ее в аллегорию, соединено будет, наконец, «со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» ( 2Фес. 2:9–12 ). По-видимому еще нет признаков Евангельской проповеди по всей вселенной, хотя нельзя не признать того факта, что путем печатных книг Нового Завета и вообще Библии слово спасения проникает во все пределы вселенной, на всех языках или почти на всех – трудами миссионеров и библейских обществ. Сферы миссий увеличиваются и открываются все новые и новые нивы для обильной жатвы. Вековые преграды к сеянию слова Божия рушатся, замкнутые страны открываются, неприступные делаются легкодоступными при удобных железнодорожных сообщениях; пустыни Азии и Африки заселяются просвещенными светом Христовой веры европейцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010