Христианская традиция видит в истории потопа прежде всего прообраз крещения. Это толкование присутствует уже в Новом Завете: апостол Пётр говорит о том, что Христос был умерщвлен по плоти, но ожил духом, «которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» ( 1Пет.3:18–21 ). Выражение διεσθησαν δι’ δατος, переданное в Синодальном переводе словами «спаслись от воды», буквально означает «спаслись через воду» («спаслись посредством воды»). Библейский потоп, таким образом, является прообразом очищения, получаемого в Крещении. По словам Григория Богослова , «благодать и сила Крещения не потопляет мир, как некогда, но очищает грех в каждом человеке, и совершенно смывает всякую нечистоту и скверну, привнесенную повреждением» 1118 . Ной в ковчеге Метрический парафраз книг Бытия и Исхода Георгия Хумна. Ок. 1600 г. (Британская библиотека, Лондон. Add MS 40724. Fol. 22r.) Сам Ной воспринимается как один из ветхозаветных прообразов Христа, а его ковчег – как прообраз Церкви. «Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева», подчеркивает священномученик Киприан Карфагенский 1119 . По словам блаженного Августина , «Ной есть прообраз Христа» 1120 , а ковчег, изготовленный из дерева, «служит образом странствующего в этом веке града Божия, то есть Церкви, получившей спасение посредством дерева, на котором был распят “посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус” ( 1Тим.2:5 )» 1121 . Завет, заключенный Богом с Ноем, в свою очередь, является прообразом того Нового Завета, который Бог заключил с людьми через Своего Единородного Сына. К этому событию вела вся последующая история человечества: Наконец, когда, по умножении в последующее время рода человеческого и уклонении его к нечестию, Бог увидел, что раны неизлечимы, то истребил творящих зло, словно некую вредную закваску, оставив этого праведника с тем, чтобы он стал корнем и начатком рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Христос в Таинстве являет Свое жертвенное заклание. Жертвенный смысл Божественной литургии с самого начала исповедовался Церковью. Третье правило святых апостолов называет Литургию учрежденной Господом Жертвой. В молитве «Никтоже достоин от связавшихся», вошедшей в чин всех трех Литургий — святого апостола Иакова, Василия Великого и Иоанна Златоуста, сказано: «…служебныя сея и безкровныя жертвы священнодействие». В злато­устовой Литургии в 1-й молитве верных читаем: «…приносити Тебе мoлehiя и мольбы, и жертвы безкровныя». В толковании святого Златоуста на Послание к Римлянам говорится: «…трапеза сия, от которой мы все причащаемся, нас ради закланный Христос, — Жертва, на ней возлежащая» (8, 8//PG 60, 465). Песнь 8 «Законное скончавъ nobeлhie, скрижали законныя написавый въ Синаи, снде убо пасху древнюю и сновную: бысть же Пасха Тайная и живожертвенная». Написавший скрижали ветхозаветного закона на Синае, теперь, в сионской горнице, Сам исполнил повеление закона, вкусив пасхи древней, но в Таинстве стал Пасхой и живой Жертвой Нового Завета. «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, однеми и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. …Освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. Он же, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (Евр. 10:1, 10, 12). В непостижимом и неизреченном Таинстве мы приобщаемся этой Жертве. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. …Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:51, 53, 54, 56). «Отъ вка сокровенную Христе премудрость тайноводя, показалъ еси купно всмъ апостоломъ Спасе на вечери, юже церквамъ предаша бorohochiu». Премудрость — имя Самого Христа (1 Кор. 1:24). «…Искуплены вы… драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена…» (1 Пет. 1:18-20; ср. также 1 Кор. 2:7-8). «Тайноводство» — посвящение в таинство (тайноводити — соответствующий глагол). Иногда это слово называет само таинство: «…каждый из нас таковым тайноводством [крещением во имя Святой Троицы] введен в богопознание» (Василий Великий, свт. О Святом Духе//PG 32, 209). Чаще всего тайноводство (греч. µυσταγωγα) — таинство Евхаристии. Преподобный Максим Исповедник посвятил истолкованию Литургии сочинение «Тайноводство». Одно из значений этого слова в современном греческом языке — Божественная литургия. Тропарь говорит об установлении Христом Спасителем на Тайной Вечери Таинства, которое апостолы передали основанным ими Церквам.

http://patriarchia.ru/db/text/6018149.ht...

« Церковь , – говорит митрополит Макарий (Булгаков) , – прияв эту истину от Бога и желая напечатлеть ее в своих чадах, с самого начала постоянно преподавала ее в общественных образцах веры…» 6 Творение – дело Пресвятой Троицы. Некоторые, недостаточно ясные, или, как обычно выражаются православные экзегеты, прикровенные указания на участие всех Лиц Святой Троицы в деле творения находятся в Ветхом Завете, но совершенно ясно эта истина выражена только в откровении Нового Завета. Из ветхозаветных текстов внимание святителя Василия Великого привлек к себе в этом отношении следующий: «Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их» ( Пс. 32, 6 ). Объясняя эти слова Псалмопевца, святитель Василий говорит об участии в творении Святого Духа, Которого наравне с Сыном уподобляет руке, чрез которую Бог производил Свое творение 7 .   Сходную с этим мысль высказывает святой Ириней, епископ Лионский: «Бог ни в чем не имел нужды для создания того, чему быть Он предопределил у Себя, как будто бы Он не имел Своих рук. С Ним всегда присутствует Слово и Премудрость, Сын и Дух, чрез Которых Он свободно и по доброй воле Своей все сотворил» 8 . В Новом Завете имеется много мест, говорящих о творческой деятельности всех Лиц Святой Троицы. В частности: а) О Боге Отце апостол Павел пишет коринфянам: «У нас один Бог Отец, из Которого все» ( 1Кор. 8, 6 ). А в 4-й главе книги Деяний апостольских приведены слова молитвы первохристианской общины в связи с запрещением синедрионом проповеди о Христе. В этой молитве начальные слова: «Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них…» обращены к Богу Отцу, что видно из дальнейшего текста этой молитвы: «ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским» (см. Деян. 4, 24, 27 ).   б) Об участии в миротворении Сына Божия говорится в следующих текстах: «Все чрез Него (то есть чрез Слово) начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин. 1, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Что касается войска казаков, то те из них, которые умели хорошо управлять конем и имели быстрых лошадей, убежали в свою сторону и спаслись; пешие же и другие попали под острие меча и были перебиты своими врагами венграми, предавшись милосердию Господа своего. И как могло быть иначе, когда венгры враги веры и ненавистники креста и евангелия и носят имя, им подходящее, именно, кальбиин 120 по-гречески кальвин, и лютеране. Молдаване уже стали казакам большими врагами и убивали их, когда они в первый раз были разбиты валахами и проходили тысячами по их стране. То же самое было (с ними) и теперь, потому что они явились на помощь их врагу Василию. Тогда и те, кои были привержены к нему с начала его несчастий до сего времени, обратилась против него, и он был испытан подобно Иову, Евстафию и им подобным. Он потерял тогда всех своих родственников, друзей, даже жену и детей и все свои богатства, как об этом скажем далее. Потом он лишился также своего зятя, сына Хмеля, того смелого наездника. Где теперь твоя рассудительность, о Василий? где твоя способность различения? где обилие твоих богатств? Ты всеми теперь покинут. Правду говорил тот, кто сказал: „когда сходит определение (свыше), слепнут очи“. Если бы Василий не был хорошим наездником, то не мог бы спастись от рук своих врагов. Он ушел к казакам и поселился в первом городе их владений, по имени Рашко 121 . Отсюда он послал известие о случившемся с ним Хмелю и своему зятю. Глава XXI. Яссы. – Грабеж Тогда для нас возобновились наши горести и страхи, ибо венгры тотчас пришли в Яссы и заграбили все, что нашли вне монастырей. Нас обуял сильный страх пред ними: ночью мы не могли заснуть, а днем ютились в надежной башне. Враг Василия, новый господарь, едва прибыв в Яссы, тотчас устремился на крепость Сучаву и, окружив ее, начал осаду. Он не замедлил прислать (письмо) нашему владыке патриарху для успокоения его духа и назначил нам мертек, т. е. содержание – съестные припасы и напитки, в бóльшем количестве, чем при Василии. То же он сделал для аги казначейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что свойственно христианину? – Родиться свыше в Крещении водой и Духом. – Что свойственно рожденному водой? – Как Христос однажды умер греху, так и он должен быть мертв и недвижим на всякий грех, по написанному: все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть... зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху ( Рим. 6:3, 4, 6 ). – Что свойственно рожденному Духом? – В данной мере стать таким, каков и Тот, от Кого рожден, как написано: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть Дух ( Ин. 3:6 ). Что свойственно рожденному свыше? Совлечься ветхого человека с делами его и похотями, и облечься в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его ( Кол. 3:9, 10 ), согласно со сказанным: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал. 3:27 ). Что свойственно христианину? – Очиститься от всякой скверны плоти и духа Кровью Христовой, творить святыню в страхе Божием и любви Христовой, не иметь пятна, или порока, или чего-нибудь подобного ( Еф. 5:27 ), но быть святым и непорочным, и так есть Тело Христово и пить Кровь. Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе ( 1Кор. 11:29 ). – Что свойственно тем, которые едят хлеб и пьют чашу Господню? – Соблюдать непрестанное памятование об Умершем за нас и Воскресшем. – Что свойственно соблюдающим таковое памятование? – Жить не для себя, но для Умершего за них и Воскресшего (см. Рим. 14:8 ). Что свойственно христианину? – Чтобы избыточествовала правда его во всем, паче книжников и фарисеев, по мере учения, преподанного в Евангелии Господнем. Что свойственно христианину? – Любить друг друга, как и Христос возлюбил нас. Что свойственно христианину? – «Предзреть пред собою Господа» во всем. Что свойственно христианину? – Каждый день и час бодрствовать и при совершенном благоугождении Богу быть готовым, зная, что Господь придет в час, который он не чает (4). христианин должен иметь образ мыслей, достойный небесного звания, и жить достойно Евангелия Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Открылся уникальный образовательный комплекс гимназии Василия Великого Москва, 3 сентября 2012 г. 3 сентября в Одинцовском районе Московской области состоялось открытие нового образовательного комплекса гимназии Святителя Василия Великого . Новый комплекс по своим масштабам, технической оснащенности и подходам к обучению не имеет аналогов в России. Общая площадь построенных по проекту архитектора Елены Полуйко и раскинувшихся на территории более 8 га бывшей старинной усадьбы зданий превышает 20 000 кв. метров. Комплекс построен по принципу «умной школы», использующей в образовательном процессе самых современных аудиовизуальных средств обучения (компьютерные классы, интерактивные доски, электронные учебники и т.д.). Многие преподаватели имеют научные степени и звания «Заслуженный учитель России», а часть учебных материалов были разработаны ведущими специалистами в области образования специально для гимназии Святителя Василия Великого. «Гимназия – флагманский проект нашего благотворительного фонда. Мы уделяем ему особое внимание и реализовали проект - строительство нового учебного комплекса Гимназии - в кратчайшие сроки. Сочетание высоких технологий и лучших традиций национальной русской школы в образовании, воспитание на духовно-нравственных ценностях и формирование гармонично развитой личности позволит реализовать нашу главную задачу – дать старт в большую жизнь молодому поколению, которое будет служить России», - отмечает Константин Малофеев, председатель Попечительского совета Благотворительного Фонда Святителя Василия Великого. Кроме собственного учебного корпуса, в состав нового комплекса входят футбольное и легкоатлетическое поля, два бассейна, два спортивных зала, огромный актовый зал, парк с аллеями и прудом. На следующем этапе реализации образовательного проекта Фонда Святого Василия Великого планируется сооружение православного храма, в котором одновременно смогут молиться до 500 прихожан. Общая стоимость реализованного в беспрецедентно короткие сроки (1 год) образовательного проекта Фонда Святого Василия Великого превышает 1,5 млрд. рублей. Справка Гимназия Святого Василия Великого была создана в 2006 г. Адрес Гимназии: 143020, Московская область, Одинцовский район, д.Зайцево, Кокошкинское шоссе, д.1 Помимо Фонда учредителями Гимназии являются Татьянинский храм МГУ и издательство «Орфограф». Гимназия воспроизводит модель русской дореволюционной гимназии, основанную на сочетании общеобразовательных предметов с обучением логике, каллиграфии, церковно-славянскому, латинскому, греческому и иностранным языкам. В Гимназии предусмотрено также дополнительное образование: музыкальное, художественное (включая иконопись), спортивное, домоводство и рукоделие и т.д. 3 сентября 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/55847.html

Мытарства: богословское моделирование Мытарства Феодоры — это сюжет из жития византийского подвижника Василия Нового о том, как умершая Феодора по молитве старца является ученику Василия и рассказывает ему о своей посмертной участи. Этот рассказ определил представления о смерти для православных христиан, но не обрел статуса обязательного догмата Церкви. 7 сентября, 2009 Мытарства Феодоры — это сюжет из жития византийского подвижника Василия Нового о том, как умершая Феодора по молитве старца является ученику Василия и рассказывает ему о своей посмертной участи. Этот рассказ определил представления о смерти для православных христиан, но не обрел статуса обязательного догмата Церкви. Мытарства Феодоры — этот сюжет из жития византийского подвижника Василия Нового известен практически каждому православному христианину: умершая Феодора по молитве старца является ученику Василия, чтобы рассказать ему о своей посмертной участи. Этот рассказ определил представления о смерти для многих тысяч православных христиан, но так и не обрел статуса обязательного догмата Церкви. Мытарства Не нужно крайностей! Как сообщает Православная энциклопедия, житие Василия создано во второй половине X века в Константинополе и известно в различных редакциях. Композиционно оно состоит из двух частей: истории Феодоры — первого видения ученику — и эсхатологического откровения о конце мира — второго видения, уже не имеющего отношения к Феодоре. И то и другое на Руси стали известны уже с X I века. Картина, которую рисует житие, такова: чтобы попасть в рай, душа доставляется туда ангелами, но по пути ее пытаются отобрать злые духи, «специализирующиеся» по страстям. Отобрать они ее пытаются на основании грехов, совершенных душой. Если ангелы затрудняются оправдать душу перед бесами, то душа отправляется в ад — ждать Второго Пришествия, если нет — то удостаивается пребывания в райских чертогах. Душу самой Феодоры, по грехам не достойную рая, ангелы выкупают у бесов за некие дары, переданные от Бога ангелам по молитвам ее духовного отца Василия. Этот н атурализм «Мытарств Феодоры», и особенно идея торга между ангелами и бесами, может показаться сомнительным. Так, с беспощадной критикой «видения» недавно выступил в собственном интернет-блоге протодиакон Андрей Кураев, преподаватель МДА, известный миссионер и публицист.

http://pravmir.ru/mytarstva-bogoslovskoe...

Действительно, когда в 70-х годах севастийцы выступили с обвинениями на Василия в том, что он разделяет воззрения Аполлинария, они в доказательство своих обвинений могли представить только одно письмо, – „и притом не о вере, а простое письмо, заключающее в себе дружеское приветствие 256 «. Если бы переписка Василия с Аполлинарием была обширна и захватывала собой продолжительное время, то этим не преминули бы воспользоваться севастийцы, но насколько известно из писем Василия, они ничего подобного не возводили на него. И во всей последующей церковной литературе, за исключением эдикта Юстиниана 257 , мы не находим ни одного свидетельства о том, чтобы сохранялись какие-либо письма Василия к Аполлинарию, не встречаем ни одного намека на их существование 258 . Тем неожиданнее было то обстоятельство, когда в 1681-м году Котелье издал два письма Василия к Аполинарию с ответами на них последнего, найденные им в Гарлейских манускриптах 259 . В свое время, однако, эти письма не обратили на себя должного внимания, потому что сам издатель выразил сомнение в действительной принадлежности их Василию и Аполлинарию и его вывод без нового изследования оставался принятым до последнего времени. В 1877-м году Дрэзеке, заявивший себя и ранее многими патристическими работами, взял на себя труд вновь пересмотреть вопрос об этих письмах 260 и пришел к тому заключению, что „нет ни малейшаго основания считать эти письма неподлинными» 261 . Заключение Дрэзеке было подхвачено другими учеными 262 , изданные Котелье письма стали рассматриваться, как подлинные, и с ними соединился ряд выводов, имеющих целию уяснить взаимоотношение различных догматико-богословских направлений века 263 . Допустим, что после изследования Дрэзеке подлинность существующей переписки Василия с Аполлинарием не подлежит сомнению, и разсмотрим как содержание ее, так и те выводы, к каким оно может вести. Для биографа Аполлинария при том недостатке сведений, какие сохранила о нем древность, конечно, каждое из этих писем имеет свое значение, но общий церковно-исторический интерес могут вызывать собой только первое письмо Василия к Аполлинарию и ответ на него последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Приписка, сделанная одними средневековым читателем на парижском кодексе творений Василия пред началом четвертой книги против Евномия, гласит: „об этой книге у многих существует различное мнение; одни приписывают св. Василию, другие же отвергают это, хотя и не осуждают (книгу), как бы содержащую нечто абсурдное 17 “. В новое же время споры относительно последних двух книг открылись с самых первых печатных изданий творений св. Василия. Так, старейшее издание, сделанное в Париже в 1518-м году, содержит в себе пять книг против Евномия 18 , но в издании, опубликованном в Венеции в 1535 году, имеются только первые три книги, последние же две книги устранены, очевидно, потому, что признаны были издателем неподлинными 19 . Впрочем, уступая авторитету рукописей, большинство ученых XVI и XVII веков продолжали все пять книг усвоять авторству св. Василия, так что во всех, довольно многочисленных, изданиях творений Василия, падающих на это время, последние две книги помещаются, как, несомненно, принадлежащие ему сочинения. В первый раз научную разработку вопрос о четвертой и пятой книгах получил в начале XVIII-ro века у ученого бенедиктинца (члена конгрегации св. Марка), Юлиана Гарнье 20 . Занявшись тщательным изучением творений св. Василия для нового издания, предпринятого орденом, Гарнье пришел к непоколебимому убеждению в непринадлежности Василию последних двух книг против Евномия, и результаты своих наблюдений опубликовал в обширном Praefatio (предисловии), предваряющем первый том его знаменитого издания. В истории рассматриваемого вопроса исследование Гарнье имело решающее значение: если ранее большая часть ученых находила возможным принимать свидетельство манускриптов о принадлежности Василию всех пяти книг, то теперь, после доводов Гарнье, общее мнение ученого мира склонилось в сторону противоположную. Насколько убедительны были доказательства, предъявленные у Гарнье, об этом можно судить по примеру его приемника Марана, взявшегося за продолжение издания Василия, которое Гарнье не успел закончить вследствие болезни и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

истории, посвящ. С. Ф. Платонову. Пг., 1922. С. 71-80; Смирнов И. И. Восточная политика Василия III//ИЗ. 1948. Т. 27. С. 18-66; Казакова Н. А. Рус.-ливонские и рус.-ганзейские отношения, кон. XIV - нач. XVI в. Л., 1975; Кузнецов А. Б. К вопросу о борьбе Рус. гос-ва за воссоединение зап.-рус. земель в нач. XVI в.//Тр. НИИ языка и лит-ры. Саранск, 1964; Розов Н. Н. Похвальное слово вел. кн. Василию III//АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 278-315; Синицына Н. В. Послание Максима Грека Василию III об устройстве афонских мон-рей (1518-1519 гг.)//ВВ. М., 1965. Т. 26. С. 110-136; она же. Третий Рим: Истоки и эволюция рус. средневековой концепции (XV-XVI вв.). М., 1998; Каштанов С. М. Соц.-полит. история России кон. XV - 1-й пол. XVI в. М., 1967; он же. Финансы средневековой Руси. М., 1988; он же. Из истории рус. средневек. источника: (Акты X-XVI вв.). М., 1996; Шмидт С. О. О времени составления «Выписи» о 2-м браке Василия III//Новое о прошлом нашей страны. М., 1967. С. 110-122; Бегунов Ю. К. Повесть о 2-м браке Василия III//ТОДРЛ. 1970. Т. 25. С. 105-118; Балязин В. Н. Рус.-имперские отношения в 1-й трети XVI в.//Вопр. историографии и источниковедения слав.-германских отношений. М.,1973; Зимин А. А. Россия на пороге нового времени: (Очерки полит. истории России 1-й трети XVI в.). М., 1972; он же. Выпись о 2-м браке Василия III//ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 132-148; он же. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977; он же. Россия на рубеже XV-XVI ст.: (Очерки соц.-полит. истории). М., 1982; Морозов С. А. Опыт литературоведческого анализа «Повести о болезни и смерти Василия III»//Вопр. источниковедения и историографии истории досов. периода. М., 1979. С. 88-98; он же. Повесть о смерти Василия III и рус. летописи//Теория и практика источниковедения и археографии отеч. истории: Сб. ст. М., 1978. С. 61-77; R ü ss H. Der Bojar M. Ju. Zachar " in im Chronikbericht über die letzten Tage Vasilijs III.//FzOG. 1980. Bd. 27. C. 168-176; Плигузов А. И., Семенченко Г.

http://pravenc.ru/text/150787.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010