Лит.: Сахаров В. Эсхатологические соч. и сказания в древнерус. письменности и влияние их на нар. духовные стихи. Тула, 1879. С. 166-192; Pesenti G. Un rifacimento greco-volgare della vita di san Basilio scritta da Gregorio asceta//BZ. 1929/1930. Bd. 30. P. 316-323; Grégoire H. , Orgels P. L " invasion hongroise dans la «Vie de S. Vasile le Jeune»//Byz. 1954. T. 24. P. 147-156; Costa-Louillet da G. Saints de Constantinople//Ibid. P. 492-511; Nasrallah J. Histoire du mouvement littéraire dans l " église melchite du Ve au XXe siècle. Louvain, 1979. P. 211; Αγγελδη Χ. Ο Βος το σου Βασιλεου το Νου. Ιωννινα, 1980; Ryd é n R. The Life of St. Basil the Younger and the Date of the Life of St. Andreas Salos//Okeanos: Essays Presented to I. Ševenko on his 60th Birthday. Camb., 1984. P. 568-577; Творогов О. В. Житие Василия Нового//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 142-143; Kazhdan A. Basil the Younger//ODB. Vol. 1. P. 270-271; Иванов С. А. Византийское юродство. М., 1994. С. 85-86, 137, 186; Goldfrank D. M. Who Put the Snake on the Icon and the Tollbooths on the Snake?: A Problem of Last Judgment Iconography//HUS. 1995. Vol. 19. P. 180-199; Вознесенский А. В. Старообрядческие издания XVIII - нач. XIX в. СПб., 1996; Михайлычева (Пентковская) Т. В. Лексические данные Жития Василия Нового: (К пробл. локализации древнейшего слав. перевода)//Тр. молодых ученых: Лингвистика. М., 1998. С. 129-154; Samir Kh. La version arabe melkite du roman d " Alexandre du Pseudo-Callisthène//ByzF. 1999. Bd. 25. S. 61; Vilinbahova T. L " immagine della morte nell " arte della Russia antica//Humana Fragilitas: I temi della morte in Europa tra Duecento e Settecento/A cura di A. Tenenti. Clusone, 2000. P. 259-260; Буслаев Ф. И. Изображение Страшного Суда// он же. Древнерус. лит-ра и правосл. искусство. СПб., 2001. С. 191-193; Викторов В. В. Серб. список Жития Василия Нового кон. XIV - нач. XV (?) в. из собрания П. И. Севастьянова в РГБ//Румянцевские чтения, 2003. М., 2003. С. 32-35; Пентковская Т. В. Извлечения из жития Василия Нового в составе Пролога//ДРВМ. 2003. 4 (14). С. 53-54; она же. Древнейший слав. перевод Жития Василия Нового и его греч. оригинал//ВВ. 2004. Т. 63 (88). (в печати).

http://pravenc.ru/text/149757.html

—366— Дорофей в 371-м году не был в Риме, повлёк за собой неправильное заключение, что и посольство Дорофея осталось без всякого успеха. Отсюда и прибытие на Восток диакона Собина в 372 году с посланием римского собора, прямо отвечавшим на просьбу Василия, оказалось у него не мотивированным. Вызывают недоумения также и рассуждения автора о деятельности Санктиссима по составлению нового посольства на Запад, относимой у него к 374 году, вопреки мнению всех прежних исследователей. Так как посольство отправлено было только в конце 376 года, то все эти старания Санктиссима в 374 году, окончившиеся по автору ничем, являются каким-то странным эпизодом, нарушающим последовательную связь событий. Наконец, неоправданным осталось у автора и принятое им разделение сношений на два периода. Основание для такого деления он находит в том наблюдении, что в первый период сношений до 374 года предметом главных жалоб Василия является арианство, во втором же его сменяют внутренние распри самих противников арианства. На деле же, во всех письмах Василия на Запад арианство занимает первое место, за исключением только последнего послания, отправленного в 377 году, но выделять это посольство в особый период, очевидно, нет побуждений. Но отмечая эти недочёты, мы отнюдь не намерены ставить их в особую вину автору. В такого рода сложных и запутанных вопросах, как хронология писем Василия, недосмотры и ошибки всегда возможны и даже неизбежны. Само качество указанных выше недочётов свидетельствует о том, что они возникли на почве стремления автора к наибольшей самостоятельности своей работы и объясняются не недостатком изучения источников, а желанием сказать своё слово. Вообще же говоря, сочинение г. Корсунского имеет немало добрых сторон. В исследовании хронологии писем Василия он, как выше сказано, применил свой метод, разбив письма на отдельные группы, и этим достиг значительного упрощения вопроса, сообщив своим выводам наглядную убедительность. В изложении сношений св. Василия с Западом он собрал богатый материал, ценный для истории внутренней церковной жизни за малоизученную ещё эпоху второй половины

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К своим рецензентским обязанностям Василий Васильевич относился с замечательным рвением и добросовестностью. Его отзывы разрастались иногда в целые диссертации. Его отзыв об удостоенном Св. Синодом Макарьевской премии сочинении Η. Н. Глубоковского («Блаж. Феодорит») вместе с его Addenda – corrigenda и с его же Addendis superaddenda – превратился в особые Theodoretiana, занимающие 164 страницы. Отзыв его о диссертации А. И. Садова занимает около восьми печатных листов. Результатом его коллоквиума с В. Н. Самуиловым («История арианства на латинском западе»), независимо от отзыва, явился особый этюд («Либерий епископ римский и сирмийские соборы») в 118 страниц, внесший много нового в специальную ученую литературу, и в приложении к нему два частных экскурса... В отзывах Василия Васильевича о тех или иных книгах, удостоенных ученых степеней или Макарьевских премий (как внутренних академических, так и присуждаемых Св. Синодом, каковы труды г. г. Кипарисова, Глубоковского, Спасского и др.), находится целый ряд новых, неизвестных дотоле науке, указаний и соображений. Эти отзывы давали Василию Васильевичу счастливый случай поделиться с ученой публикой результатами его глубокого, всестороннего и вполне самостоятельного изучения всей системы церковно-исторической науки. Иногда в своем официальном отзыве одновременно с детальной оценкой книги Василий Васильевич давал и параллельный опыт собственного оригинального исследования входящих в нее вопросов. В своем отзыве об отзывах Василия Васильевича проф. И. Е. Троицкий в свое время отметил важнейшие научные открытия, нашедшие себе место в них. Таким образом, процесс научного творчества со всею силой продолжался и в тех его трудах, которые сами по себе вызывали его только на научно-критический анализ. Что же касается этого последнего, то рецензии Василия Васильевича представляют нечто всесовершенное и по силе мысли, и по тонкости чутья, и по экспрессии и жизненности изложения. Критические разборы Василия Васильевича можно было слушать непрерывно целые часы, не только не утомляясь, но все более ему изумляясь и им восторгаясь. С творчеством научного духа в нем победоносно соперничал беспощадный научно-критический анализ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Также не раз говорено было об иконописных способностях Авраамия смоленского. Сюжеты, которые избирал св. муж для своих иконописных произведений, были самыми популярными в средние века, и у нас и на западе: это страшный суд и загробная жизнь усопших, или воздушныя мытарства. Тот и другой предмет во всей подробности изложены в Житии Василия Новаго, которое было издавна распространено между нашими предками, и, вероятно, имело влияние на Смоленского иконописца. Сказание о мытарствах Св. Феодоры, внесенное в это житие, есть самое подробное изложение этого предмета. Предлагаемые здесь (рис. 3 и 4) изображения мытарств сняты с миниатюр по рукописям Жития Василия Нового: 1) по рукописи г. Забелина, XVII в., и 2) по рукописи, принадлежащей автору, начала в. Г. Шевырев приводит слово Авраамия о мытарствах и страшном суде, согласное по содержанию с напечатанным у Калайдовича в Памятн. российской словесности XII века, и приписанное им Кириллу Туровскому 208 . Сборник сказаний о загробной жизни, в библиотеке графа Уварова века, 823, в 4-ку) весь состоящий из миниатюр с краткими повествованиями, между прочим, предлагает сказания, взятые из Греческих патериков, об исходе души из тела и о воздушных мытарствах, свидетельствуя нам, что до последнего времени иконописные сюжеты, которые обрабатывал Авраамий смоленский, были любимы нашими предками и пользовались популярностью в течение многих столетий. Для образца приводятся здесь несколько статей из этого сборника: «Исход души праведного. Ангел Господень приходит по душу с радостию и взимает честно, и благословение бывает души той, дияволу же бежашу посрамену от места того». (л. 17 об.). «Исход души грешнаго. Тогда ангел хранитель души тоя стоит прискорбен и плача, дияволу же пришедшу радующуся и кажущу свитки, дел ея множество». (л. 18 об.) 3. Миниатюра из жития Василия Нового, XII в., рукоп. И. Е. Забелина. 4. Из Жития Василия Нового, XVIII в. «В третий день восходит душа поклонитися Христу, и того ради творим память за усопших». (л. 19 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

30 июня пройдет пресс-тур в церковный центр помощи подросткам Василия Великого в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург, 27 июня 2022 г. Фестиваль «Хорошая компания» к Международному дню защиты детей в Центре святителя Василия Великого. Фото: официальная группа Центра в VK      Открыта аккредитация представителей СМИ на пресс-тур в церковный центр святителя Василия Великого в Санкт-Петербурге, сообщает Патриархия.ru . В настоящее время это единственная в России открытая некоммерческая организация, которая является альтернативой воспитательной колонии или закрытого образовательного учреждения для подростков, совершивших преступления. Здесь подростки, которые находятся в конфликте с законом, получают шанс на исправление без лишения свободы. Журналисты смогут провести день с воспитанниками центра и узнать истории выпускников, которые успешно прошли реабилитацию и трудоустроились, увидеть занятия подростков капоэйрой — бразильским боевым искусством — и отправиться вместе с ними на экскурсию по античным залам Эрмитажа, посетить благотворительную кофейню, где воспитанники работают бариста, и гончарную мастерскую, где у них проходят мастер-классы по керамике. Журналисты также увидят, как проходит занятие в театральной мастерской, примут участие в открытии нового проекта Центра — музыкальной студии, где подростков будут учить читать рэп, а также посетят рыцарский турнир, который проведет хранитель рыцарских залов Эрмитажа. В 2022 году центру исполняется 18 лет. Он был создан в 2004 году приходом храма Анастасии Узорешительницы и его настоятелем священником Александром Степановым, который к тому моменту более десяти лет был настоятелем храма в Колпинской воспитательной колонии для несовершеннолетних. В основе работы организации — программа социальной реабилитации, разработанная специалистами центра при содействии судейского сообщества Санкт-Петербурга. Подростки в возрасте от 14 до 19 лет приходят в центр по приговору или постановлению суда на срок от девяти месяцев до трех лет — районные суды Санкт-Петербурга выносят подросткам приговоры без лишения свободы с возложением дополнительного обязательства пройти курс реабилитации в центре святителя Василия Великого.

http://pravoslavie.ru/146927.html

Ученые исследования Василия Васильевича представляют глубокий интерес даже независимо от их содержания, независимо от тех положительных научных открытий, которые в них содержатся. Они представляют глубокий интерес для всякого уже с одной методологической стороны, по самому совершенству научно-технических приемов исследования, и мы знаем, что их читали и изучали (и рекомендовали специально их штудировать вступавшим на самостоятельный научный путь) научные деятели, иногда весьма далекие по своей специальности от предмета научных работ Василия Васильевича. На ученых опытах Василия Васильевича с полною наглядностью можно было убедиться, каким могущественным орудием в процессе научного творчества является совершенный научный метод исследования. Знакомство с учеными приемами Василия Васильевича тем более поучительно, что он был совершенно чужд научного педантизма и шаблонных форм научно-формальной техники. И в эту сферу, как и всюду, он вносил с собою свой дух животворящий... Не беря на себя характеристики научных приемов покойного историка, не можем не отметить одной черты, резко выделяющей его из толпы рядовых специалистов. Изучая ту или другую специальную область прошедшей жизни, он считал нужным быть специалистом во всех смежных с нею областях, никогда не замыкался в узкие рамки своей ближайшей церковно-исторической проблемы. Изучаемое историческое явление обследовалось им решительно со всех сторон, хотя из этого всестороннего обследования на рисуемую им картину попадали только нужные для надлежащего освещения дела черты. Эта постоянная работа в смежных с изучаемым предметом областях сделала его превосходным специалистом в вопросах общей хронологии (тут он едва ли знал себе равных в России), древней географии, истории древней культуры, государственного и частного быта, метрологии и пр. Оттого-то его историческое изложение нередко блестело (в тексте) живыми красками жизни, а в обильных примечаниях его так много важного и нового находили представители разных специальностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Но не отказывая нуждающимся в разрешении их недоумений он однако же и сам, стремясь только к истинному и полезному, руководясь духом смирения, входил в совещания о значительных делах с мужами опытными и действующими по Духу Христову. Любовь к Богу и ревность о благе Церкви были главною целью его жизни, в жертву которой он приносил всю свою жизнь, изнуренную болезнями телесными, множеством огорчений душевных и подвигами духовного любомудрия. Употребив все свое имение в пользу бедных во время еще своего пресвитерства, св. Василий, и будучи Архиепископом, не находил нужным иметь более того, что признавал потребным для каждого монаха. «Что же было когда у Василия, – спрашивает св. Григорий Богослов , – кроме тела и необходимых покровов для плоти? Его богатство – ничего у себя не иметь, и жить с единым крестом, который почитал он для себя дороже многих стяжаний» 158 . Воздержание св. Василия соответствовало его нестяжательности. «Достойны удивления воздержание и довольство малым; похвально не отдаваться во власть сластолюбию и не раболепствовать несносному и низкому властелину – чреву. Кто же до такой степени был почти невкушающим пищи и (немного будет сказать) бесплотным? Многоядение и пресыщение отринул он, предоставив людям, которые уподобляются бессловесным и ведут жизнь рабскую и пресмыкающуюся. А сам не находил великого ни в чем том, что пройдя через гортань, имеет равное достоинство; но пока был жив, поддерживал жизнь самым необходимым и одну знал роскошь – не иметь и вида роскоши, но взирать на крины и на птиц, у которых и красота безыскусственна и пища везде готова… От сего-то у Василия один был хитон, одна была верхняя ветхая риза, и сон на голой земле, бдение, неупотребление омовений составляли его украшение; самою вкусною вечерею и снедию служили хлеб и соль – нового рода приправа, и трезвенное и неоскудевающее питие, какое и не трудившимся приносят источники» 159 . Наружный вид св. Василия соответствовал его внутренней подвижнической жизни. Станом он был прям, нос имел прямой, волосы с проседью, борода длинная и с сединами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Вот почему в тот момент, когда политическая конъюнктура становится предельно ясной, Василий оставляет берега Волхова, чтобы основать свою резиденцию «в Заволочии, на высоте горы воскрай великия реки Ваги, на речке на Пеняжке именуемой». Придя на берег Ваги, Василий закладывает новый городок. Почему именно здесь — об этом агиограф умалчивает. Во время закладывания нового городка Василий все еще сохраняет за собой посаднический сан, однако с каждым годом управление Новгородом как зоной политической турбулентности становится для него все более и более обременительным. Единственным утешением и, возможно, последним аргументом в пользу того, чтобы не покидать родной город, становится для Василия возможность заниматься благотворительностью. При этом та гуманитарная деятельность, которая ознаменовала пребывание Василия в высших эшелонах новгородской власти, не носила характер раздачи редких и скудных подаяний, которые от своего неохватного избытка жаловал вельможа случайной горстке счастливо попавшихся под руку смердов. Милостыня, которую творил посадник, была, по всей видимости, продуманной и отчетливо регулируемой сверху системой гуманитарной помощи наиболее экономически беззащитным слоям населения: «конечное прият нищелюбие, яко жо Иов праведный: вдовицам бысть заступник, сирым отец, нищим питатель, обидимым помощник, нагим одежда, болящим посетитель; милостив бо бяше зело, якоже речеся: яко ни единому же изыти тщу из дому его». Безусловная щедрость будет характеризовать Василия на протяжении всего его жизненного пути. Многотрудная новгородская жизнь продолжалась до тех пор, пока, наконец, усталый посадник «многих ради нашествий ратных бывающих Новуграду, оставляет великий Новград, взем жену и дети своя». Безусловно, городок на берегу Пинежки становится для Василия вовсе не местом вынужденной капитуляции и не последним пристанищем изнуренного подковерной борьбой политического деятеля. Это от начала и до конца его детище, которое он целенаправленно творит по четко продуманному плану, определяя места для устроения торговых рядов, прокладывая маршруты улиц, выстраивая свою резиденцию, применяя каждый раз при принятии того или иного решения холодный хозяйственный расчет и руководствуясь административной сметой.

http://pravoslavie.ru/122154.html

Издание посвящено Филиппу ле Бель (ум. 1558), настоятелю аббатства святой Женевьевы в Париже, про которого почти ничего не известно. Что касается автора предисловия Луи Мире, то он, по его собственным словам, около десяти лет служил корректором у издателя Шарлотты Гийар 258 , содействуя и в проекте издания Отцов, который она инициировала (вероятно, чтобы поддержать Рим в конфликте с протестантами). Про этот проект мы тоже узнаем от Мире: речь шла о том, чтобы издать греческих Отцов Церкви, в том числе Василия 259 . Эта «мощная богатырша» (fortissima uirago) взялась за дело с энергией, неожиданной для женщины, притом немолодой (supra sexus aetatisque condicionem). Сравнив по поручению мадам Гийяр различные издания Василия, Мире остановил свой взгляд на двух: Корнария и Мускула, в которых уже при беглом знакомстве учуял дух «секты, противной Христу и возлюбленной его невесте, Церкви» 260 . Это впечатление подтвердилось, когда Мире ознакомился с сочинениями Корнария, из которых он особо выделяет перевод Епифания Кипрского , выполненный в 1543 г. 261 и посвященный курфюрсту Саксонскому Иоганну Фридриху. Мире возмущает то, что в письме курфюрсту Корнарий обвиняет предстоятелей Церкви в «тирании», советуя им по примеру Епифания разубеждать еретиков при помощи ссылок на Священное Писание 262 . Как врач, Корнарий должен бы знать, говорит Мире, что есть неизлечимые недуги, на которые уже не воздействуют лекарства, и к которым следует применять более суровое лечение. Мире обращает внимание и на то, что в этом письме Корнарий упоминает Меланхтона как своего многолетнего наставника и друга. Однако этот «Феникс» 263 , как его называет Корнарий, не очень-то помог своему воспитаннику при переводе, в котором то и дело проскальзывают «готизмы» и «вандализмы» 264 . Что касается Мускула, то он, хотя и λατινζει лучше Корнария с его мужицкой речью (dictio barbascula), все же допускает множество ошибок при переводе 265 . Чтобы исправить переводы Василия, издатели призвали монаха-картузианца Годфрида Тильмана (ум. 1561) 266 . После столь гневного предисловия можно было бы ожидать от Тильмана совершенно нового перевода, но, как показала И. Бакус, Тильман во многом опирается на перевод Мускула (разумеется, об этом нигде не сказано), внося небольшие изменения, причем не всегда в лучшую сторону. Как бы то ни было, у читателя складывается впечатление, что он читает «римско-католического Василия» par exellence.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

И сейчас на многих примерах я убеждаюсь, что это действительно так. Хороший пример тоже заразителен. Константин Малофеев родился в подмосковном Пущине в 1974 году. В 1996 году окончил Московский Государственный Университет им. Ломоносова по специальности «юрист». С 2003 по 2005 годы работал начальником Управления корпоративных финансов инвестиционно-банковского департамента АКБ «МДМ». С 2005 года — учредитель и управляющий партнер инвестиционной компании Marshall Capital Partners. Член советов директоров ОАО «Связьинвест» и ОАО «Ростелеком». Основатель Благотворительного фонда Святителя Василия Великого. О Фонде Святителя Василия Великого Созданный Константином Малофеевым Благотворительный фонд Святителя Василия Великого принимает активное участие в движении за безопасный Интернет. Стал одним из учредителей «Лиги безопасного интернета». Фонд оказывает помощь тяжелобольным детям, оплачивая операции и лечение малышей с врожденными пороками сердца, детей-сирот и других малоимущих пациентов. Для Центра им. Бакулева Фондом закуплено оборудование, которое успешно и продуктивно используется во время работы выездных бригад. В рамках программы «Сердце ребенка» Фонд проводит специальные акции и проекты, направленные на просвещение и поддержку родителей детей с врожденными пороками сердца. Фонд поддержал строительство и оснащение дошкольного образовательного учреждения в городе Сямжы Вологодской области, строительство которого было заморожено двадцать лет назад. Программа Фонда «Воспитание любви к Отечеству» включает в себя несколько больших и значимых проектов, которые посвящены православному образованию и просвещению. В нее входит создание анимационных исторических фильмов, поддержка президентских программ Российского фонда культуры, издание новых школьных учебников по русской литературе и истории. Главным проектом в этой области является поддержка и развитие Гимназии Святителя Василия Великого. Гимназия получила благословение на свою деятельность от покойного Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Сегодня гимназия расширяется. Начинается строительство нового здания гимназии на 400 человек.

http://pravoslavie.ru/44693.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010