«Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, когда же родит, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» ( Ин. 16:21 ). Рождающая женщина — это символ, символ природы, символ человечества, символ церкви. «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, под ногами ее луна, на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения» ( Отк. 12:1-2 ). В греческом подлиннике еще более выразительно: «И она имеет во чреве и кричит, страдая и мучаясь, чтобы родить». (Научный перевод с греческого, Лондон, 1970 год.) Это не надуманный образ — это сама истина, сама жизнь, ибо все в мире рождается в муках, и сам мир родится в муках. И Бог творит мир в муках, — а человек, как говорил епископ Антонин, учитель юношеских лет отца Сергия, его труженик. (См. Божественную литургию, рецензированную епископом Антонином. А. Левитин, В. Шавров, «Очерки истории церковной смуты», т. 3, стр.314, изд. «Institut Glaube in der 2 Welt» CH. 8700 Kusnacht, 1978 j.) И лишь в конце времени, в Апостасисе, все примирятся и откроется мир во всей своей дивной красоте. Ныне же, изучая природу, мы видим телеологическую цепь творения — непрестанный переход от низшего к высшему, от хаоса к порядку, от зверства к очеловечению, от жестокости к любви. От антитезиса к синтезу. И наблюдая этот великий «путь всея земли», мы любовно и смиренно взываем Начальнику жизни, великому Архитектору и Творцу: «Чудны дела Твои, Господи, и ни единое слово достойно есть к пению чудес Твоих» (молитва на Великое освящение воды св. Василия Великого ). Отец Сергий очень правильно формулирует три возможных ответа на вопрос о происхождении вселенной: ответ атеистический (материя и ничего больше), ответ «интеллигентного пессимизма» (Бог — дух, сила где-то в отвлеченности и вне всякой связи с нашей жизнью) и ответ верующих христиан — вера в Бога живого. О. Сергий чересчур переоценивает И. А. Бердяева как мыслителя и богослова и целыми страницами цитирует его произведения. Он, однако, не замечает ошибок этого блестящего мыслителя. Для Бердяева главный атрибут Божества — свобода. Как Творец, Промыслитель — Бог, по существу, отсутствует. И эта мысль выражена Бердяевым в блестящем парадоксе: «Бог имеет меньше власти, чем полицейский».

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

Златоуста: Что значит верны? Надежны, постоянны; ибо если будут нарушены, то последуют наказания; они непоколебимы; если же люди преступят их, то Бог защитит их. Не говори мне, что это сказано в угрозу, или преувеличено. Ибо ни один законодатель не говорит для угрозы только, но и для вразумления. Василия: Если же все заповеди Его верны, то явно, что нарушение чего-либо из написанного, или нововведение ненаписанного есть отпадение от верности и признак гордости. 8. Утверждены в век века, сотворены (растворены) во истине, и правоте. Заповеди, говорит, Господа тверды, вечны и неизменны, и в них не находится никакой лжи или кривизны и изворотливости, по Златоусту. Или и иначе, под истиною разумей ясность и чистоту, а под правотою правильность постановлений, так как все заповеди Господни истинны и ясны и научают, как идти по прямому пути Исихия: Говорит о том избавлении, которое произведено Спасителем, о котором и Захария, по зачатии Христовом, пророчествуя о рождении Его, говорит: благословен Господь Бог Израилев, что посетил и сотворил избавление людям своим. Дидима: Избавление сие не отлично от Того, Который сказал: Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить, и отдать душу Свою для искупления многих; ибо драгоценною кровью мы искуплены от суетной жизни, принятой нами от отцов, по словам Первоверховного. 9. Избавление посла людем своим, заповеда в век завет свой. Отец, говорит, послал Сына, т. е. Христа в избавление и освобождение народу своему; благовествовать, говорит, нищим послал Меня, проповедовать пленным освобождение (Исаии 61, 1), и еще: Он спасет народ свой от грехов их (Матф. 1, 21); и Павел сказал: Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью, и освящением и искуплением (1 Кор. 1, Отец, говорит, заповедал во век новый и евангельский завет Свой, или вечный завет Свой: дам, говорит, завет вечный (Исаии 55, 3). Поскольку данный Богом завет Моисеев был временный, т. е. с видимой стороны письменный и по прообразовательности, и прикровенности, содержавший в себе новый завет. Ибо по пришествий нового, древний прекратился.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

И блаженный Павел [говорит]: Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете. Каким образом и чином? Тому научены от Самого Спасителя. Ибо, взяв хлеб и благодарив, преломил и дал ученикам, и сказал: Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, которое за вас ломится и предается. Подобно и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей крови (ср. 1Кор. 11 ), – а это то же, что говорится и у святого Матфея: Это есть Кровь Моя нового завета, которая за вас проливается (ср. Мф. 26:28 ). Какое же намерение, какая цель сего предания [преданного нам жертвоприношения]? Не что иное, как приобщение Христу и вечная жизнь приобщающихся во Христе. Ибо Он говорит: Кто ест хлеб сей, будет жить вовек, и: хлеб, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (ср. Ин. 6:51 )». Затем, приведя еще несколько мест из Писания и указав причину совершения нами Евхаристии, то есть заповедь Христову и воспоминание великого благодеяния Божия, и далее – следствия приобщения, что мы соделываемся Телом Христовым, Николай старается выяснить, что в таинстве Евхаристии под видом хлеба и вина, растворенного водой, действительно предлагаются истинное Тело и истинная Кровь Христовы, и употребляет выражения «прелагаться» ( μεταβλλεσθαι) и «преложение». Он подтверждает это словами Евангелия и Первого послания к Коринфянам, также чином Литургии, переданным апостолами (приводя при этом цитату из Литургии, записанной святителем Климентом Римским ), а также и творческим чудодейственным всемогуществом Божиим и целым рядом таинственных и чудесных явлений в земной жизни Богочеловека. Первоначальным поводом к этому разногласию, по рассказу современного тем событиям историка Киннама, было следующее. Один диакон, по имени Василий, во время священнослужения в церкви святого Иоанна Богослова объяснявший в проповеди дневное евангельское чтение, сказал, что «Сам единый Сын Божий и стал жертвою, и принял жертву вместе с Отцом». Присутствовавшие при этом два диакона Великой (то есть патриаршей, кафедральной Софийской) церкви поспешили найти в словах Василия неправомыслие, будто таким образом допускаются в Иисусе Христе две Ипостаси, из которых одна принесена в жертву, а другая приняла жертву, и вместе с приставшими к ним другими единомышленниками распространяли мысль, что спасительная жертва за нас принесена только Богу Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

И паки далее вещает святой Иоанн: И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится ( Откр.17:8 ). Лицезрение Страшного Суда, каким видел его святой Иоанн, согласуется с видением пророка Даниила: И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими ( Откр.20:12 ). То, что здесь упоминаются многие книги, следует понимать, что у каждого человека есть отдельная книга его собственных дел и поступков, а сверх того – существует и та общая книга, в которой пребудут записанными имена всех спасенных. В церковном Предании есть немало свидетельств об этих личных книгах (или свитках. – Пер.). Особенно широкое распространение получили свидетельства праведной Феодоры, послушницы преподобного Василия Нового. По завершении Божия Суда Иоанну является новое небо, и новая земля, и вышний Иерусалим, город, полный сияния и славы Господней. Никого скверного и нечистого не пустят в этот город; никто не войдет в него, кроме Ангелов и Божиих праведников. Ибо говорится: И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни ( Откр.21:27 ). Напоследок святой Иоанн угрожает каждому, кто осмелился бы нечто добавить к его видениям либо что-то изъять из них: И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни ( Откр.22:19 ). Доселе приводили мы свидетельства пророков и Апостолов о незримой Книге жизни. А теперь укажем на свидетельство Всевышнего и Истиннейшего – на свидетельство Самого Господа, для Которого и пророки, и Апостолы были лишь служителями, призванными к участию в Домостроительстве человеческого спасения. Когда Господь, помимо первых двенадцати, избрал еще семьдесят Апостолов и послал их в народ проповедовать Благую весть, исцелять больных и очищать людей от бесов, [то] они всецело поступили по данной им заповеди и выполнили свою задачу к великому собственному удовольствию. Ибо возвратились они с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем ( Лк.10:17 )! Так говорили Апостолы, полагая, что это величайший дар, который Бог может дать людям – [дар] побеждать и изгонять бесов. Но Иисус не хочет, чтобы их ум останавливался на этом даре могущества над духами зла. Желает Он, чтобы Его ученики и их последователи думали о [чем-то более] совершенном (букв:, позитивном. – Ред.) о главной цели жизни – о Царстве Небесном, что знаменует собой Божий дар, превысший всех прочих дарований. Посему и отвечает Он им:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ибо блаженны, говорит, чистые сердцем, потому что они Бога узрят ( Мф. 5:8 ), – не самую то есть природу Бога, какова она есть, так как Бога никто никогда так не видел, ибо человек не может, говорит, увидеть лице Мое и остаться в живых ( Исх. 33:20 ), но естественную (φυσικν) славу Его и Божество, наслаждение ангельских Чинов и Сил, будущее Царство Божие, начало которого, говоря словами великого Василия, удостоились увидеть восшедшие со Христом на Фавор, а также все те, которые, как и они, сподобились такого Боговидения, как только что было сказано. §34 Что же было после этого с великим? Он всю ту ночь стоял, неизъяснимо наслаждаясь необыкновенной красотой того блаженного Божества и изливающимся от Него неизреченным сиянием. Когда же прошла ночь и чудесное Боговидение прекратилось, а он после вышеестественного исступления пришел в себя и возвратился в естественное состояние, то, подобно тому как испытавшие (то же самое) древле, после прекращения Богоявления на Фаворе, услышали от бывшего вместе с ними Господа повеление никому не рассказывать о видении, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых, так и он не только положил надолго молчание на уста свои, но даже не захотел быть видим кем-нибудь после того страшного видения, так что никто не видел, чтобы он после этого покинул свое жилище (του δοματου), совершенно изменившись, постоянно находился в исступлении, непрестанно представляя в уме явившуюся ему тогда красоту лица Господня и все время проливая ручьи неизъяснимо радостных слез. Однако нельзя было укрыться такому светочу добродетели или остаться совершенно незамеченным дивному благоуханию великих духовных дарований, потому что невозможно ведь, чтобы (человек), несущий ароматы (в недрах), остался незамеченным, хотя бы и хотел этого, так как благоухание естественно будет исходить оттуда и не может быть удержано, но разносится воздухом и весьма остро вследствие этого действует на чувства встречающихся. Поэтому к нему со всех сторон стали стекаться толпы монахов, подвизавшихся около Иордана, а также вся Палестина и от Сирийского языка исповедующие православную христианскую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

«Идущий за мною стал впереди меня» – эти слова побуждают нас к духовному восхождению, к тому, чтобы наше стремление к Богу возрастало, чтобы мы не успокаивались ни на каких достижениях и, ощущая себя последними рабами, имели ту силу дерзновения, которое позволяет и малому войску одерживать огромные победы. Мы с вами, дорогие братья и сестры, в духовной брани призываемся быть не просто пассивными свидетелями этой брани и не просто помогать кому-то побеждать, мы призываемся к духовной победе, к тому, чтобы вслед за Господом, от яслей, через спасительные Иорданские воды, через сораспятие и совоскресение удостоиться Небесного Царствия. В эти радостные дни Божественная благодать дается с избытком и проявляется особая милость. Попросим Бога о том, чтобы здесь и сейчас, в эти святые дни нам был дан залог Божественной благодати, которую мы бы во много раз преумножили, и чтобы вера в нашей душе не угасала, чтобы смирение в нас возрастало, а мужество, терпение, храбрость и дерзновение наполняли бы нашу жизнь – во славу Божию. Аминь. О сочетании закона и благодати 167 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Лк. 2:21 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! В начале Нового года по старому стилю мы традиционно празднуем Обрезание Господне и память святителя Василия Великого . Обрезание Господне – это древний церковный праздник, удивительным образом подчеркивающий исключительное смирение Господа нашего Иисуса Христа, Который подчиняется ветхозаветным установлениям с тем, чтобы, по слову синаксаря, упразднить ветхозаветный чин. Господь наш Иисус Христос подчиняется закону с тем, чтобы стать выше закона и открыть новую благодатную эпоху в истории человечества. Богочеловек, пришедший в мир, мог, будучи Богом, не подчиняться ветхозаветным установлениям, однако Он как человек получает обрезание и имя Иисус, с тем чтобы подтвердить полноту Своей человеческой природы. Перед нами встает вопрос, как в течение всей нашей жизни сохранить сочетание закона и благодати, как нам, подобно Господу нашему Иисусу Христу, ни в чем не нарушить закон и в то же самое время всю свою жизнь наполнить Божественной благодатью. Праздник Обрезания Господня побуждает нас взглянуть на закон не как на то, что было Самим Спасителем отвергнуто, но как на то, что было Им принято и преображено ради нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Иисус умер, как и должен умереть Тот, Кто есть, по определению Халкидонского Собора 451 года, полностью Человек , но умер, чтобы воскреснуть, ибо в Нём вся полнота Божества пребывает телесно (см. Кол.2:9). Богоматерь Какое место занимает в Новом Завете Мария, Матерь Божия, Пресвятая Богородица? В Послании апостола Павла к Галатам, в 4й главе, есть такие слова: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”» (Гал.4:4–6). Место Матери Божией, Марии, здесь определено уже достаточно ясно. Этим фрагментом Послания к Галатам навеяны и слова в анафоре Литургии Василия Великого , в том чине, который совершается воскресными днями Великого поста: «Благоволи Единородный Твой Сын, сущий в недрех Тебе, Бога и Отца, быв от жены, Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, быв под Законом, осудити грех во плоти своей. Да во Адаме умирающе оживотворятся в Самем Христе Твоем». О том же самом говорится в Символе веры, где мы провозглашаем нашу веру в то, что Спаситель воплотился «от Духа Святого и Марии Девы». Иными словами, эти три текста говорят об одном – Матерь Божия занимает исключительное место в деле нашего спасения: если бы не Мария, Христос не пришёл бы в этот мир так, как Он пришёл. Можно согласиться, наверное, с теми протестантскими мыслителями, которые утверждают, что и в католическом, и в православном миросозерцании средневековья почитание Матери Божией иногда вытесняло всё остальное. Да, действительно, такой момент в средневековом христианстве был. Но вместе с тем, когда протестантские вероучения отказались от почитания Матери Божией, они тем самым утратили чувство реального присутствия Христа в этом мире. Недаром строители собора Парижской Богоматери ( Notre-Dame de Paris ) подчёркивали, что возводят этот храм не в честь Марии, а в честь воплощения Христова, в честь прихода Христа в этот мир.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

«Итак, Бог сотворил человека непричастным злу живое существо  вследствие своего тяготения к Богу делающееся богом; однако делающееся богом в смысле участия в Божественном свете, а не потому, что оно переходит в Божественную сущность» (преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн.2, rл.XII(26)). Здесь, по всей видимости, преп. Иоанн опровергает как раз мнение оригенистов (а не гностиков), потому что рядом в аналогичной манере он делает это в отношении другого аспекта антропологии: «тело и душа сотворены в одно время; а не так, как пустословил Ориген, что одна прежде, а другое после» (там же). Ср.: «Ангел есть природа разумная, и одаренная умом, и обладающая свободною волею, изменчивая по желанию, то есть добровольно изменчивая. И все разумное одарено свободною волею. а как созданная [природа], изменчива, имея власть и оставаться, и преуспевать в добре, и изменяться в худшую сторону». «Из этих ангельских сил тот ангел, который стоял во главе земного чина , по самовластному произволению изменился из того – что согласно с природою, в то – что против природы…» (там же; кн. 2, rл.III (17); IV(18)). Ср.: «И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите» (Мф 8:31-32). « И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт 3:21).«И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело» (1Кор 15:38-39). Ср.: «Ибо, будучи творениями, Ангелы не суть творцы» (а изменение даже своего собственного естества и безразлично к качеству перемены суть модус творения, или пересоздание). «Создатель же всего и Промыслитель, и Сохранитель есть Бог…» «При позволении же со стороны Бога они [демоны] и имеют силу, и изменяются, и преображаются в тот вид, в какой хотят сообразно со своим воображением» (там же; кн. 2, rл.III (17); IV(18)). Видение Григория, ученика святого и богоносного отца нашего Василия Нового Цареградского.  Ср.: «Потом Ангелы схватили и привлекли множество грешников, лица их покрыты гноем и смрадом, кожа скотская…» «При этом из уст их повисли языки, как у бешеных псов…» (там же).

http://bogoslov.ru/article/4448597

Митрополит Иларион: Церковь призывает нас молиться друг за друга. Конечно, кто-то может сказать: какой смысл молиться, если Бог и так все знает; зачем мы должны молиться о каком-то человеке, если Бог и так ему либо поможет, либо нет. Неужели мы добрее или лучше, чем Бог знаем, что нужно этому человеку? Но на самом деле Бог нас призывает молиться друг за друга, потому что через это мы выражаем свою любовь к нашим близким. Мы знаем немало случаев из истории, когда, например, молитва матери спасала детей от смерти, когда молитва какого-то человека явным образом воздействовала на судьбу другого человека. Если говорить о молитве за усопших, то для нас мертвых вообще не существует. Когда близкий нам человек переходит в иной мир, он продолжает там жить. Он также, а может быть и еще больше, чем при жизни, нуждается в наших молитвах. Поэтому через нашу молитву об умершем человеке, мы проявляем к нему любовь, продолжаем о нем заботиться. Кроме того, через эту молитву мы ощущаем живую связь с этим человеком. Поэтому эта молитва нужна не только ему, но и нам. Я хотел бы завершить эту передачу словами Иисуса Христа словами из Евангелия от Иоанна: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16:21). Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 .

http://patriarchia.ru/md/db/text/5824805...

не смейся с ним, чтобы не горевать с ним, и после не скрежетать зубами своими. Не давай ему воли в юности, и не потворствуй неразумию его. Нагинай выю его в юности, и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе» ( Сир.30:1–12 ). И много подобных правил воспитания находим в ветхозаветных книгах. Смысл и значение этих правил, без сомнения, преувеличивают, когда хотят понимать их почти буквально, забывая, что мысль в приточной речи, всегда отличающейся образностью и, так сказать, выпуклостью выражений, получает нередко вид некоторого преувеличения и односторонности суждения 615 . Но тем не менее в подзаконном человечестве, отличавшемся жестокосердием, лучшим воспитанием считали действительно наиболее строгое и даже суровое. Евангелие, которое вообще вместо духа рабского страха пред законом, господствовавшего в Ветхом Завете, проникнуто новым благодатным духом любви и свободы, и в правилах воспитания смягчает древнюю строгость. Христианское воспитание детей должно совершаться в духе евангельской кротости. О характере обращения более мягкого родителей с детьми ап. Павел, в духе Нового Завета, кратко замечает так: «Не раздражайте детей своих... дабы они не унывали» ( Еф.6:4 ; Кол.3:21 ). «Не раздражайте чад своих, как это делают многие родители..., обращаясь с ними жестоко, как с рабами, а не как с свободными», – учит вслед за апостолом св. Иоанн Златоуст 616 . Впрочем, по словам св. Василия Великого , равный грех – и переступать меру в наказаниях и оставлять виновного без наказания 617 . Хотя неумеренная строгость в обращении родителей с детьми есть вредная крайность: но, в виду необходимости обуздания в детях врожденного и притом сознательного влечения ко злу, не менее, а может быть, даже еще более вредна другая, противоположная крайность – исключение из воспитания всяких, более или менее строгих, мер взыскания за их проступки. «Благоразумная снисходительность должна быть, – говорит по этому поводу преосвящ. Феофан, – но поскольку она граничит с поблажкою, то строго должно смотреть за нею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010