По рукописям известен также дополнительный ексапостиларий М. Р. (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1942. Τ. 41. Σ. 144). Е. Е. Макаров Иконография Прп. Мелания Римляныня. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 93) Прп. Мелания Римляныня. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 93) Имя святой упомянуто среди имен 12 преподобных жен (все без описания) в греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) (Ерминия ДФ. С. 178). В соответствии с чином прославления М. Р. изображают в монашеском облачении держащей в руке крест или свиток. Ее образ представлен в минейных циклах на дек. На миниатюре в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 285, 1-я четв. XI в.) М. Р. показана на золотом фоне с зеленым поземом в рост, фронтально, в торжественной позе оранты, в центре композиции с архитектурными колонками, образующими над фигурой святой своеобразный киворий. Впечатление о кивории усиливают 2 лампады, висящие по сторонам центрального объема, и симметрично свисающие велумы. Облачение М. Р. составляют коричневое платье, черные мантия, схима и плат, повязанный так, что его конец свободно свисает слева чуть ниже линии плеча. М. Р. молода, у нее округлое лицо с румянцем, черты лица правильные. В месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 282v, кон. XI в.) святая представлена в паре со сщмч. Зотиком (пам. 30 дек.), фронтально в рост, в правой руке держит крест, левая - открыта ладонью вовне, облачена в светло-коричневое платье, темную мантию, в схиме и плате, с аналавом; характеристика возраста та же, что и на миниатюре в рукописи Vat. gr. 1613. Подобное изображение - в Минологии на дек. (Ath. Laur. Δ 51 (427). Fol. 220v, XI-XII вв.). Как оранта (полуфигура) святая представлена и в клейме 3-частной миниатюры в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 23r, 1322-1340 гг.). Дважды М. изображена на миниатюрах в греко-грузинской рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58, кон. XV в.) - оглавно, в лилового цвета плате, в паре с прп. Матроной К-польской (Л. 59) и в рост, с крестом в руке (Л. 93), так же как в рукописи Vat. gr. 1156.

http://pravenc.ru/text/2562804.html

Ист.: SynCP. Col. 49-51; ActaSS. Sent. T. 5. Col. 29-30; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 157-159. Лит.: ЖСв. Сент. С. 318; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 381; Delehaye H. Les Saints des Thrace et de Mésie//AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 272-273; Sauget J.-M. Melitina, santa, martire a Marcianopoli di Tracia//BiblSS. Vol. 9. Col. 306-307; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 331-332; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 1. С. 277. О. Н. А. Иконография Мученичество св. Мелитины Маркианопольской. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия. Ок. 1320 г. Мученичество св. Мелитины Маркианопольской. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия. Ок. 1320 г. Имя святой упомянуто среди имен 12 преподобных жен (все без описания) в греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) (Ерминия ДФ. С. 178). Миниатюра со сценой мученичества М. предваряет ее Житие в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 42, 1-я четв. XI в.). На фоне пейзажа с живописными горками воин замахивается мечом, чтобы отсечь голову святой, к-рая изображена в падении от толчка палача. М. молода, голова не покрыта, 2 вьющиеся пряди длинных каштановых волос спадают на спину; облачена в лилового цвета платье. В отдалении справа изображено строение, 2-й ярус к-рого представляет собой киворий, в его пространстве видна поверженная фигура кумира, еще одна падает на землю на уровне 1-го яруса здания. Предположительно святая изображена в Минологии на сент., созданном во 2-й пол. XI в. в скриптории к-польского мон-ря апостолов Петра и Павла в Пане (Bodl. Barocci 230; под 16 сент.), и в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 9v, 1322-1340 гг.) - ростовой образ вмц. Евфимии Всехвальной фланкируют 2 полуфигуры дев, одна из них, очевидно, М. (в красном мафории, с крестом в руке), другая - мц. Севастиана (в коричневом мафории). В настенных минеях ряда храмов представлена сцена мучения М., напр. в росписи притворов: ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18); ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия (ок. 1320).

http://pravenc.ru/text/2562896.html

Е. Е. Макаров Иконография В греч. Ерминии афонского иером. Дионисия Фурноаграфиота, составленной на основании работ худож. Мануила Панселина, в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» о Н. сказано: «…с бородою едва показавшеюся, был усечен мечем» (Ерминия ДФ. С. 207; под 9 февр.). Описание облика Н. представлено в одном из ранних русских иконописных подлинников Новгородской редакции кон. XVI в., под 9 февр.: «Мученик Никифор, аки Дмитрей Селуньский. Риза лазорь, испод киноварь» (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 70; то же: Большаков . Подлинник иконописный. С. 71 - с добавлением: «...млад аки Димитрий Солунский»). Сходное описание имеется в происходящем из Палеха иконописном подлиннике сводной редакции нач. XVIII в.: «Подобием млад, аки Дмитрий Селунский, в двух ризах, верхняя лазоревая, исподняя киноварная. Сей простец муж сый, пострада в лето 5760» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 268). В изданном в 1910 г. пособии для иконописцев акад. В. Д. Фартусов иначе представил возраст святого: «Типом сириец, средних лет», а также на основании житийного повествования охарактеризовал Н. одним словом: «простосердечен» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 46). Образ святого устойчиво входит в минологии, в к-рых сохранился цикл на февр. (везде под 9 февр.). Один из ранних примеров изображения Н. представлен миниатюрой в Минологии имп. Василия II из Ватиканской б-ки со сценой мучения (Vat. gr. 1613. P. 387, К-поль, 1-я четв. XI в.): палач отсекает голову святому, чье тело пластом падает на землю; мученик показан средовеком с темными волосами и короткой бородой, на нем одно синего цвета платье. Иконография миниатюры в этой рукописи была повторена еще в одном Минологии к-польского происхождения - из собрания ГИМ (Син. греч. 183(376). Л. 32, 2-я четв. XI в.). В греко-груз. рукописи (Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58. Л. 57, 99 об., кон. XV в.) изображение Н. на л. 99 об. ориентировано на сложившуюся в постиконоборческий период унифицированную иконографию мучеников: он представлен фронтально, в рост, средовеком, с темно-каштановыми, вьющимися волосами до плеч, с короткой округлой бородой; на святом красный гиматий с тавлионом, голубой хитон с орнаментированной полосой подола, в правой руке он держит символ страданий за Христа - крест.

http://pravenc.ru/text/2565472.html

Вмч. Мина. Фреска ц. свт. Николая Каснициса в Кастории. 2-я пол. XII в. Вмч. Мина. Фреска ц. свт. Николая Каснициса в Кастории. 2-я пол. XII в. На примере лицевых минейных рукописей, где изображение каждого святого закреплено под соответствующим днем памяти, становится особенно очевидным не только различение 2 святых с именем Мина - М. и мч. Мины Александрийского (Калликелада), но и вырисовываются специфические черты иконографии святого; там же, в минеях, определяется его совместное изображение со сщмч. Викентием Августопольским и мучениками Виктором и Стефанидой Дамасскими, чья память приходится тоже на 11 нояб., но их Жития никак не связаны. Так, в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 174, 1-я четв. XI в.) представлена сцена мученичества М., Виктора, Викентия и Стефаниды; М., над к-рым палач занес меч, показан средовеком, короткие с проседью волосы кудрявы, недлинная борода имеет округлую форму; он облачен в длинный хитон серо-голубого тона. Та же характеристика дана святому на миниатюре в Минологии из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Sinait. gr. 500. Fol. 129v, 1063 г.), где он занимает почетное место в центре, между стоящими фронтально в рост сщмч. Викентием и мч. Виктором; одежду М. составляют хитон и скрепленный фибулой на плече плащ с тавлионом (по тому же минейному принципу святые представлены вместе, напр. на миниатюрах в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 266v, 3-я четв. XI в.) и в греко-груз. рукописи кон. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 86 об.- М. стоит первым; на Л. 54 об.- оплечное изображение в медальоне среди других наиболее почитаемых мучеников); в росписи храмов, напр. в Куббели-килисе 3 в Соганлы, 1-я пол. X в.; в Нов. Токалы-килисе в Гёреме (50-е или 60-е гг. X в.); в ц. Варвары в Соганлы, между 1006 и 1021 гг.; в ц. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XI в.; в ц. Марторана в Палермо на о-ве Сицилия, 1143 г.; в кафедральном соборе в Монреале, там же, 1180-1190 гг.; в ц. ап. Андрея в Ливади на о-ве Китира, XIII в.; в ц. Николая Орфаноса в Фессалонике, 1309-1319 гг.; в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, 1348-1350 гг.; в ц. Св. Троицы монастыря Козия, Румыния, ок. 1386, и др.

http://pravenc.ru/text/2563238.html

А. В. изображен на иконах из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, ок. 945 г. и XIII в.; на иконах работы Михаила Дамаскина, XVI в. (Византийский музей. Афины), 2-я пол. XVI в., Крит (ГИМ), и др.; на миниатюрах рукописей из мон-ря Ставроникита на Афоне (43. fol. 10, X в.); в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 90, 321, 327; 976-1025 гг.); в Псалтири Барберини (Vat. gr. 372. Fol. 187, кон. XI в.); в Лекционарии (Vat. gr. 1156. fol. 187, XI в.); в Синаксаре Захария Валашкертского (Кекел. А. 648, 1030 г.); в Минологии 1034-1041 гг. (Baltim. Cod. 16) и др. Сцены из жития А. В. представлены: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. 976-1025 гг.), в сюжетах «Успение прп. Аммона» (fol. 90), «Успение прп. Павла Фивейского» (fol. 321), «Успение прп. Антония» (fol. 327); в атриуме ц. Санта-Мария Антиква в Риме, X в. (2 сцены «Искушение св. Антония»); в ц. Сант-Анджело ин Формис, посл. четв. XII в., «Искушение св. Антония», «Посещение св. Антонием прп. Павла Фивейского», «Преломление хлеба святыми Антонием и Павлом Фивейским», «Вознесение души прп. Павла Фивейского»; в ц. Сан-Сеполькро в Барлетте (Италия), XII в.; в ц. Богоматери в Матейче (Македония), 1355-1360 гг.; на житийной иконе работы Фрагиаса Кавердзаса, XVII в. (Коллекция П. Канелопулоса). В поствизант. искусстве А. В. часто изображался с посохом в правой руке и раскрытым свитком в левой, напр.: на иконе работы Андреаса Павиаса, 2-я пол. XV в., из Кефалинии (Б-ка Коргиаленос); на иконе из мон-ря Дионисиат , XVII в.; на иконе «Святые Антоний, Евфимий и Савва» из мон-ря Новый Скит на Афоне, 1766 г. Иконография А. В. в древнерус. живописи следует визант. образцам: в ц. Спаса на Нередице в Новгороде, 1198-1199 гг.; в росписи прп. Андрея Рублёва, 1408 г., на столпе в зап. части Успенского собора во Владимире; в Рождественском соборе Саввина Сторожевского мон-ря около Звенигорода, нач. XV в.; на фреске Успенского собора Московского Кремля, 1481 г.; на иконе 3-й четв. XVI в., Москва (ГИМ) и др. Изображение А. В. среди избранных святых часто встречается на рус. иконах, напр.: «СвятыеАнтоний Великий, Константин и Елена, Параскева Пятница, неизвестная мученица и образ Богоматери «Знамение»», сер.- 2-я пол. XV в. (ГРМ); «Святые Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный», XV в., Новгород (Музей-квартира П. Д. Корина); «Избранные святые», 1498 г., Новгород, провинция (ГРМ); «Святые Николай, Антоний Великий и Афанасий Афонский», сер. XVI в., Ростов-Новгород (ЦМиАР). Изображение А. В. представлено на подоле «малого» саккоса митр. Фотия, сер. XIV в. (ГММК).

http://pravenc.ru/text/116054.html

В рус. редакциях Иерусалимского устава в службе Зиновию и Зиновии появляется общий тропарь мученикам и кондак 8-го гласа. В этот день стихиры им на «Господи, воззвах» поются на 3, канон - на 4, что характерно для службы святым без праздничного знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); служба на литургии не описана. Такой же порядок сохраняется и в последующих редакциях Иерусалимского устава, вплоть до совр. изданий. В памятниках монастырского богослужения - Обиходниках и в богослужебных книгах, зависящих от них, 30 окт. на литургии указывается общая служба мученикам, как в греч. печатных Типиконах (см. Обиходники Троице-Сергиевой лавры - РГБ. Троиц. 249. Л. 178; 250. Л. 148; 251. Л. 17; устав, напечатанный старообрядцами-беспоповцами по монастырским Обиходникам.- Устав церковней службе. М., 1915. Л. 132 об.). В совр. греч. Минеях тропаря святым нет, однако он указан в др. богослужебных книгах (напр., в месяцесловах Часословов). Последование святым в совр. богослужебных книгах включает: общий отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μρτυρς σου Κριε (      ); кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа на подобен «Яко начатки»: Τος ληθεας Μρτυρας κα εσεβεας κρυκας (          ) с икосом; канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, авторства Иосифа (его имя составляет акростих 9-й песни), ирмос: Αισμα ναπμψωμεν λαο (      ), нач.: Θρν παριστμενος Θεο (      ); цикл из 3 стихир-подобнов, стихира-самогласна; седален; светилен. По рукописям известен анонимный канон Зиновия и Зиновии без акростиха, 2-го гласа, ирмос: Δετε, λαο, σωμεν (      ), нач.: Τν νοητν σμερον μν παρδεισον (Мысленный днесь нам рай). А. А. Лукашевич Иконография В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в.- Ерминии Дионисия Фурноаграфиота - З. и З. упоминаются в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 30 окт.: «Святые Зиновий и Зиновия, родной брат с сестрою, были усечены мечом» (Ч. 3. § 22). В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) о святых под тем же числом сказано: «Священномученик Зиновий сед, брада короче Афанасьевы, ризы святительская крестчата и багрова, а Зиновия аки Варвара мученица, в руце свиток, а в нем написано: Владыко Господи Боже, сохрани стадо Свое, иже собрал еси Святою Си кровию излиянною, риза празелен, испод багор с белилом, в руце крест» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 43-44). Образы святых, изображенных, как правило, вместе, представлены в минейных циклах, напр.: на миниатюрах (Минологий Василия II - Vat. gr. 1613. P. 150. К-поль, 976-1025 гг.- в мучении; Минологий Служебного Евангелия - Vat. gr. 1156. Fol. 263v. К-поль, 3-я четв. XI в.- Зиновия; Минологий на окт. (Vindob. hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.- в рост), в настенных минологиях (ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, 1317-1318 - погрудно; ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, Косово и Метохия, 1350 - в мучении), на иконах («Минея годовая», нач. XIX в., УКМ - Зиновий).

http://pravenc.ru/text/199829.html

Анастасии (Акты, март, II, 40), где введение и жизнь свободно переданная Святителем; 15-го – св.мм. Агапия, Пуплия, Тимофея, Ромула, Александра и Дионисия, в Прологе: «Акты, март III, 478», здесь выдержка из третьей книги Евсевия Кесарийского «О палестинских мучениках», которая довольно близко и передана в Житии; 16-го – св. апостола Аристовула, ей. Британийского, согласно с Проложным сказанием, но заметка после жития указывает, что Святитель писал по Актам (март, II, 374), где synopsis historica, собранная из разных источников; в Прологе на Акты есть ссылка; – м. Савина, в Прологе: «Был 13-го числа, в Чет’е страдания его 13-го, Сурий, т. II, л. 249, Акты март, И, 259», но содержание жития исчерпывается теми сведениями из Минология и древних Миней, которые имеются в Актах; 21-го – св. Фомы, патр. Цареградского, в Прологе: «Акты, март III, 91», там commentarium с выдержками из Минология ими. Василия и жития преп. Феодора Сикеота, Святитель сделал в конце небольшое добавление из какого-то неизвестного нам историка; 27-го – св.м. Матроны Фессалонийскиа, в Прологе: «Акты, март II, 396», там сведения, собранные в sylloga historica из разных источников, по которым Святитель и составил житие. В Апреле: 7-го – преп. Георгия исповедника, митроп. Милитинского, в Прологе: «Акты – апрель I, 668», здесь commentarium со сведениями из Минология, Анфологиона и актов, Святитель использовал лишь часть этого материала, выбрав наиболее назидательное; 9-го – свв. апостолов Иродиона, Агафа, Руфа, Асигкрита, Флегонта и Ермила, в Прологе: «Акты апр. I, 741»; собранные здесь, в историческом обзоре, сведения дополнены Святителем из Деяний апостольских (гл. XI, 27 и XXI, 11) и из Сурия; 18-го – преп. Иоанна, ученика св. Григория Декаполита , в Прологе: «Акты, апр. II, 583», здесь одно введение с отрывками из разных источников, на основании его Святитель написал и житие и примечание к нему; – св.м. Иоанна нового (Акты, апрель, II, 609), где акты из греческого Анфологиона и введение к ним; 29-го – преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В Типиконе Великой ц. (IX–X вв.) указано совершать память А., Иосифа и Аифала в «профитеоне св. прор. Елиссея» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 88-89), зафиксирована она также в Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского и др. источниках (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 342). В Студийско-Алексиевском (XII в. ГИМ. Син. Греч. 330) и Мессинском Типиконах (Arranz. Typicon. P. 48) указана память мучеников, на утрене предписано читать их житие. По Типикону, принятому в РПЦ, в день памяти этих святых положено совершать службу двум святым без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), тогда как в первом рус. печатном Типиконе 1610 г. обозначена шестеричная служба вмч. Георгию с прибавлением последования А., Иосифу и Аифалу. Последование, используемое в рус. и греч. Церквах, зафиксировано уже в ранних рукописях студийской редакции (напр., XII в. Ath. Philoth. 28). В совр. греч. Минее помещен канон Иосифа Песнописца с акростихом «ρδβλθυοτεΑνθη τ τερπν μαρτρων παινσω», в рус.- анонимный (4-го гласа, «Троицы равночисленнии Пресвятыя всебогатии»). На вечерне на «Слава» поется стихира Ефрема Карийского . Из рукописей христ. Востока известны 2 канона А., не вошедшие в печатные Минеи,- поэта Киприана (Paris. gr. 1619. Fol. 143v-146v. XI-XII вв.) и анонимный (XIII в. Ath. Xeropot. 116. Fol. 66v-68, и XII в. Hieros. Sab. 10. F. 78-79 - Ταμεον. Σ. 106-108. N 79-285). Иконография Святые изображаются в соответствии с церковным служением каждого: А. в омофоре, с кодексом в руках, пресв. Иосиф в священнической фелони, диак. Аифал в далматике, все трое с бородами. Подобные образы мучеников имеются в минологии Служебного Евангелия (3-я четв. XI в. Vat. Gr. 1156. Fol. 248v); в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 85об.) - Иосиф изображен с кадилом и чашей в руках, Аифал - с кадилом и ладаницей; на фресках Каппадокии - Каранлык-килисе в Гёреме, XI в., и капелле 23, 1220 г.; в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в росписи трапезной Великой лавры на Афоне, 1512 г. На рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА) дано изображение одного А. На миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 157) представлено мученичество святых (А. отрубают голову, Иосиф и Аифал подвешены к кольцам головой вниз). Подобное изображение сохранилось на минейной иконе (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ), кон. XI - нач. XII в.; в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 15v); в настенных минологиях нартексов ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., и ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., говорится, что святые «скончались в различных мучениях», и указан их возраст: «Акепсим юн, Иосиф стар, Аифал с едва показавшеюся бородою» (Ч. 3. § 22. Нояб. 3. 3); отдельно отмечено, что Иосиф - «старец с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 8. 70), а Аифал - «юный, без бороды» (Ч. 3. § 9. 7).

http://pravenc.ru/text/63854.html

Образ Г. П. (обычно в рост) встречается в минологиях: на монументальных фресковых (в нартексе ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (1338-1348)); на иконах (Синайский диптих с лицевым минологием на весь год (К-поль, 2-я пол. XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); Синайский гексаптих c лицевым минологием на весь год (К-поль, 2-я пол. XI-1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае)); в иллюминированных манускриптах (Минологий имп. Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 74, 926-1025 гг.)); в Служебном Евангелии с Минологием на весь год (Vat. gr. 1156. fol. 255r, 3-я четв. XI в.); в Минологии и Житиях (на сент.) по Симеону Метафрасту (Lond. Add. 11870. fol. 242v, кон. XI в.) - в мучении; в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов (РНБ. O. I. 58. Л. 79 об., XV в.), и на листе, вклеенном в рукопись XVII в. (предположительно оплечно) (Историко-этнографический музей, Кутаиси. 155; по пагинации в греко-груз. рукописи - л. 157 об.); в лицевом минологии на весь год с циклом двунадесятых праздников и Житием вмч. Димитрия, выполненный для деспота Фессалоники Димитрия (по пояс) (Oxon. Bodl. f. 1. fol. 11v, 1327-1340). В древнерусском искусстве образ святого встречается в росписях, в частности новгородских церквей. Наиболее раннее изображение Г. П. находилось в апсиде (крайний справа в святительском ряду) ц. Спаса на Нередице (1198): облачен в фелонь, с омофором, правая рука - перед грудью в жесте именословного благословения, в левой - Евангелие. В этом же храме в диаконнике среди образов св. жен были фрески с изображением святых Рипсимии и Нины ( Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002. С. 42, 65, 66, 67, 137). Предполагаемый образ Г. П.- по пояс, в медальоне, с прижатым к груди Евангелием - помещен на сев. столпе в ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде (80-90-е гг. XIV в.). В Хутынском мон-ре в ц. во имя Г. П. (1535-1536, погибла в XVIII в.). Здесь же находилась фреска с его образом в киоте. В ц. св. Симеона Богоприимца, в Зверине мон-ре в Новгороде, образ Г. П. помещен в нижнем регистре юж. люнета (минологий на сент.; после 1467 - нач. 70-х гг. XV в.). В ц. свт. Николая Чудотворца, в Гостинопольском мон-ре, полуфигура святителя изображена в простенке над аркой прохода в жертвенник (ок. 1475 (?) - кон. XV в., разрушена во время второй мировой войны). Во имя Г. П. освящен сев.-зап. придел в соборе Покрова на Рву в Москве (1555-1561) в память о взятии Арской башни и крепостной стены Казани во время Казанского похода царя Иоанна Грозного 30 сент.- в день празднования памяти святого.

http://pravenc.ru/text/168061.html

E 49-50 inf. Pag. 346-347, нач. IX в.) К. и И. представлены на развороте листов; в рукописи из Парижской национальной б-ки (Paris. Coislin. 239. Fol. 50, XI-XII вв.) фронтально в рост с мученическим крестом в руках изображена И., рядом слева - фигура седобородого человека, указывающего на святую, идентифицируется как образ свт. Григория Назианзина (жест святителя можно истолковать как проповеднический), 2 муж. фигуры рядом с ним символизируют слушающий народ. Сщмч. Киприан и мц. Иустина. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 80) Сщмч. Киприан и мц. Иустина. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 80) Образы К. и И. вместе встречаются, как правило, в минейных циклах (в настенной живописи, в миниатюрах, на иконах и позже в гравированных святцах). На миниатюрах: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 80, 1-я четв. XI в.) и в Минологии с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия Солунского Димитрия Палеолога (Bodl. f.1. Fol. 320, 1322-1340 гг.) - в сцене мучения показано усекновение главы К.; И., взирая на казнь, стоит рядом в молитвенной позе; в греч. минологии из ГИМ (Син. греч. 175. Л. 19, посл. четв. XI в.) - И. усекают голову, К. стоит и благословляет ее (в той же рукописи. Л. 4); а также в греч. минологии (Vindob. hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.), в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов) (РНБ. O.I.58. Л. 80, кон. XV в.) - в рост. В настенных минологиях в росписи храмов: Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния), ок. 1386 г., и кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне, 1546-1547 гг.,- в мучении. На иконах: на Синайском гексаптихе (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - оба в мучении, на рус. минеях нач. XVII в. (ЦАК МДА) - оба в рост. На гравированных святцах: Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) на листе на октябрь - парное изображение, К. преклонных лет, с недлинной бородой, в фелони, с митрой на голове, правой рукой благословляет, в левой - Евангелие, И.- с непокрытой головой, в опущенной правой руке держит пальмовую ветвь; на листе святцев на март работы И.

http://pravenc.ru/text/1684762.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010