Тропарь А. «      » (общий тропарь святым) указывается только в рус. и греч. Минеях, расположенных по Иерусалимскому уставу. Стихиры 4-го гласа, канон Феофана 4-го гласа («      », акростих «Над прелестью смеющегося воспеваю пастыря») не изменились со времен действия Студийского устава. 1-й седален студийских Миней «        » (2-го гласа, подобен «Вышних ища») в иерусалимских Минеях обозначен как кондак; 2-й седален студийских Миней отличается от седальна иерусалимских Миней «    » (8-го гласа, подобен «Скоро предвари»). Светилен А. рус. иерусалимских Миней «        » (подобен «Учеником») отличается от светильна А. и свт. Григорию, принятых в наст. время в греч. Церквах Миней «Ως Ιερρχαι σιοι» (греч.- Как иерархи преподобные). Типикон Великой ц. и Студийский устав не указывают А. чтений на литургии; Иерусалимский устав указывает читать Послание к Евреям, зачало 334, и Евангелие от Матфея, зачало 103. Е . П . Беспахотная Иконография А. изображается как святитель в фелони, с омофором и Евангелием в руках: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 123, 976-1025 гг.) - на фоне града Икония; в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Греч. 580, 1499. Fol. 3r); в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 268v, 3-я четв. XI в.); в Минологии из Королевской б-ки в Копенгагене (Havn. 167. fol. 34r, XI-XII вв.); в Минологии из Великой лавры св. Афанасия на Афоне (Laur. D 73. 449. Fol. 0v, X-XI вв.) - на троне, с раскрытым Евангелием в руках; в рукописи житий и мучений святых (Laur. D 71. Fol. 181b, XII в.); в Минологии из мон-ря Дохиар на Афоне (Doch. 5. Fol. 58r, XII в.) - погрудно; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 88, XV в.) - в рост; на минейной иконе кон. XI - нач. XII в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ). В монументальной росписи А. представлен во фресках Каппадокии: в Капелле 4 в Гюлю-Дере, 920 г.; Айвалы-килисе, XI в. и др. Его изображение имеется на алтарной фреске церкви в Нередицком мон-ре под Новгородом, 1198 г.; в настенном минологии ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), ок. 1376 г.; А. представлен на большом саккосе Фотия, митр. Московского, 1414-1417 гг. (ГММК); на сев. люнете в ц. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.; минейной иконе-таблетке сер. XVII в. (НГХМ); на рус. минейной иконе нач. XVIII в. из собрания музея в Рекклингхаузене; гравированных святцах Г. П. Тепчегорского, 1713-1714 гг. (РНБ); Минее на ноябрь, посл. треть XVIII в. (ЦМиАР); Святцах годовых, 1864 г. (ГМЗРК) - в технике финифти. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., предписывает изображать святителя «маститым старцем» (Ч. 3. § 8. 59); рус. иконописный подлинник С. Т. Большакова, XVIII в., сообщает: «Сед аки Власий, брада на концы раздвоилася, риза багор и киноварь с белилом, испод набел вохра, на главе малы кудерцы, амфор [омофор] и Евангелие».

http://pravenc.ru/text/114614.html

Для ряда памятников преимущественным стало изображение мученичества святых. В лицевых месяцесловах сцена усекновения глав Н., Г., П. и К. представлена: на миниатюрах рукописей, напр. в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 114, 1-я четв. XI в.), в Минологии из ГИМ. (Греч. 175. Л. 85r, посл. четв. XI в.), в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 44v, 1322-1340 гг.); в росписи храмов, напр., в нартексе ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320), в притворе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350). Нередко в минейные циклы включаются полноростовые или полуфигурные изображения всех 4 святых с соответствующими атрибутами их мученического подвига - крестами: на миниатюрах - напр., в Минологии из Венской нац. б-ки (Vindob. Hist. gr. 6. Fol. 103r, 2-я пол. XI в.), в Минологии из ГИМ. (Греч. 175. Л. 79v, посл. четв. XI в.), в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 248v, кон. XI в.); в настенных росписях храмов, напр. в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/1318). В западноевроп. церковном искусстве изображения Н., Г., П. и К. широко распространены и представлены в монументальной живописи, мозаике, скульптуре, на миниатюрах из рукописей, витражах. Как правило, образы святых составляют 2 устойчивые пары: Г. и П., Н. и К., что связано с их раздельным почитанием. Одним из главных мест почитания мучеников оставалась базилика Сант-Амброджо в Милане. В конхе ее апсиды была выполнена мозаичная композиция, где Г. и П. (XIII в.) предстоят Спасителю на престоле. На стукковом рельефе X в. на юж. стороне алтарного кивория в базилике работы мастера Вольвиния Г. и П. изображены справа и слева от свт. Амвросия Медиоланского; скульптуры XIV в. Г., П. и свт. Амвросия помещены на портале храма. Ранние примеры изображения святых (напр., Г. и П. на миниатюре из Молитвослова Арнульфа, архиеп. Милана - Lond. Brit. Lib. Egerton. 3763. Fol. 113v, между 998 и 1018) также связаны с местами их почитания. Однако с ростом популярности «Золотой легенды» Иакова из Варацце, где было помещено Сказание о святых, появились многочисленные сцены их жития и мученичества (напр., на миниатюрах из франц.

http://pravenc.ru/text/2564630.html

13-14; Мк 8. 27-28; Лк 9. 18-19), евангелисты, говоря об И. П., были вынуждены акцентировать внимание на его подчиненном положении по отношению к Истинному Мессии. Проповедь св. Иоанна Предтечи. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 300) Проповедь св. Иоанна Предтечи. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 300) У евангелиста Матфея доказательством того, что И. П. ниже Иисуса Христа, служит их диалог перед Крещением: «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф 3. 14). У евангелиста Марка, по мнению ряда исследователей, присутствует мотив «неузнанного Илии», аналогичный мотиву «мессианской тайны». Свидетельство Луки составляет своего рода диптих с хиастической структурой: весть о рождении И. П. (Лк 1. 5-25), благовещение о рождении Спасителя (Лк 1. 26-38), встреча их матерей (Лк 1. 39-45), Дева Мария прославляет Бога за Иисуса (Лк 1. 46-55), Захария благодарит Бога за И. П. (Лк 1. 57-79). Однако рассказ о крещении Господнем у Луки помещен после рассказа об аресте И. П., а И. П. не упоминается более (даже сошествие Св. Духа происходит в результате молитвы Иисуса - Лк 3. 21). У него также пропущена история о казни И. П. (есть только упоминание о ней в Лк 9. 7-9), вероятно, чтобы его смерть не воспринималась как искупительная. Наконец, евангелист Иоанн изображает И. П. прежде всего как свидетеля Христова (Ин 1. 8; 5. 33), исповедующего веру в Него как в Искупителя (Ин 1. 29). И. П. прямо говорит, что не является ни Мессией, ни Илией, ни пророком (Ин 1. 20-22, 25; 3. 28), и называет себя «другом жениха» (Ин 3. 29), смиренно признавая, что «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин 3. 30). Евангелист Иоанн также замечает, что И. П. не творил чудес (Ин 10. 41). Обретение главы св. Иоанна Предтечи. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 420) Обретение главы св. Иоанна Предтечи. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАПИТОЛИНА И ЕРОТИИДА [греч. Καπετωλνα κα Ερωτης] († 304), мученицы (пам. 27 окт.), пострадали в Каппадокии в царствование рим. имп. Диоклетиана . Источники По мнению болландистов , пространное Житие К. и Е. составлено в результате компиляции подлинных актов мучениц и Мученичества сщмч. Феогена, еп. Парийского (BHL, N 8107), из текста к-рого был заимствован ряд сведений (в т. ч. имя судьи Зеликинтия и рассказ о подвешивании на 4 столбах, битье палками, явлении Христа и отказе от еды в темнице). В связи с этим болландисты пришли к выводу, что указание пространного Жития К. и Е. на то, что они пострадали при имп. Лицинии , относится не к этим мученицам, а к сщмч. Феогену , и отдавали предпочтение сведениям кратких синаксарных Житий, к-рые приурочивают казнь К. и Е. к правлению имп. Диоклетиана. Болландисты также предполагали, что составитель Минология имп. Василия II (1-я четв. XI в.) использовал подлинные акты К. и Е. Житие Мученическая кончина святых Капитолины и Еротииды. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 143) Мученическая кончина святых Капитолины и Еротииды. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 143) К., происходившая из богатого и знатного рода, раздала все имущество нищим, а рабов отпустила на свободу. Она была схвачена как христианка и смело исповедала Христа перед правителем Зеликинтием. Согласно пространному Житию, на допросе К. указала на свое происхождение из одного рода с еп. Каппадокийским Фирмилианом (упом. в источниках под 232 и 268/9), а в кратком Житии в составе Минология Василия II она назвала себя его духовной дочерью. К. отказалась поклониться Серапису и обличила идолопоклонников. К. заключили в темницу, где ее навестила ее рабыня Е. Ночью во сне Е. явился Господь, призвав быть готовой к мученическому подвигу. Когда утром К. предстала перед судом, Е. метнула в Зеликинтия камень и тоже была схвачена. К. обезглавили, а Е. растянули между 4 столбами, били бычьими жилами и палками, а затем бросили в темницу, где ангелы укрепляли ее стойкость пением. Начальник тюрьмы предложил ей пищу, но мученица отказалась. Утром Е. была брошена в раскаленную печь, но осталась невредимой, она была усечена мечом. К. была казнена 27 окт., а Е.- 28 окт.

http://pravenc.ru/text/1470325.html

Арх. Гавриил и прмц. Евгения. Икона. 1858 г. (Музей «Невьянская икона») Арх. Гавриил и прмц. Евгения. Икона. 1858 г. (Музей «Невьянская икона») Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает канон, составленный гимнографом Феофаном, 2-го гласа, с акростихом Εγενης μγα κδος ν σμασιν ξοχα μλπω. Θεοφνους (                ); ирмос: Εν βυθ κατστρωσε ποτ (        :), нач.: Εγενα Μρτυς το Χριστο (      ); седален и цикл из 3 стихир-подобнов. В Часослове, изданном в 1491 г. в Остроге, помещен также кондак 2-го гласа, нач.:         (Л. 182). Э. П. Л. Иконография Изображения Е. известны в визант. искусстве с VI в. Святую представляли в богато украшенной тунике или платье, как, напр., в ц. Сан-Аполлинаре Нуово (30-е гг. VI в.) и в Архиепископской капелле (VI в.) в Равенне. К концу постиконоборческого периода сложилась иконография Е. в монашеском одеянии, с покрытой головой, иногда в схиме, с крестом в правой руке. Образ Е., как правило, встречается в минейных циклах, где святая может быть изображена в мучении или единолично. На миниатюрах в рукописях в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 270, 976-1025, К-поль) Е. представлена в мучении, в Минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. fol. 278v, 3-я четв. XI в.) - в рост, в Минологии из Великой Лавры прп. Афанасия на Афоне (Ath. Laur. Δ 51 (427). Fol. 131, XI-XII вв.) и в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия (Bodl. F. 1. Fol. 22r, 1327-1340, Фессалоника) - в мучении, в церквах вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), и Вознесения в Дечанах, Косово и Метохия (1348-1350),- также в мучении. Известны единоличные изображения Е. в монументальной декорации храмов вне системы минология: в мозаике в нартексе кафоликона Осиос Лукас, Греция (30-е гг. XI в.),- в медальоне погрудно; в росписи ц. Усекновения главы св. Иоанна Крестителя в Арборе, Румыния (1541),- в рост. На Руси наиболее ранним изображением Е. считается фреска настенного минология ц. св. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.). В составе избранных святых Е. изображают в схимническом одеянии, иногда со свитком в руке: на иконе работы невьянского иконописца И. П. Чернобровина «Арх. Гавриил и св. Евгения» (1858, Музей «Невьянская икона»; оклад 1854, Москва, мастер «ДЛ»); на полях иконы «Избранные святые: Григорий и Екатерина» (сер. XIX в.; коллекция Е. В. Ройзмана, Екатеринбург).

http://pravenc.ru/text/187019.html

По различным редакциям Иерусалимского устава (начиная с древнейшего списка Sinait. gr. 1096, XII в.), в т. ч. первому печатному рус. Типикону 1610 г., принятому в наст. время в РПЦ Типикону (Типикон. Т. 1. С. 428) и Типиконам греч. Церквей 22 янв. поется служба 2 святым без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ). Как студийские (напр., ГИМ. Син. 163. Л. 198 об., XII в.- Горский, Невоструев. Описание. О. 3. Ч. 2. С. 47-48), так и иерусалимские рус. и греч. Минеи содержат последование А. П.: канон ап. Тимофею и А. П. Феофана 1-го гласа (акростих «Tιμθεον τν πστολον σμασι τος δε γεραρω» (Тимофея апостола песньми чествую)), седален по 3-й песни канона; корпус стихир в рукописных и печатных рус. и греч. Минеях в основном один и тот же. В отличие от студийских и принятых в наст. время в РПЦ Миней, указывающих петь А. П. общий тропарь мученику, принятые ныне в греч. Церквах Минеи содержат тропарь 1-го гласа «Τν Μαρτρων τ κλος» (Мучеников слава). Светилен А. П., отсутствовавший в студийских Минеях, в рус. и греч. печатных Минеях неодинаков. Многие студийские Типиконы и Минеи указывают кондак только ап. Тимофею, в то время как иерусалимские Минеи содержат посвященный обоим святым кондак 1-го гласа «    ». По греч. рукописям (напр., Ath. Esph. 155. Fol. 167-173; 1292) известно др. последование А. П. с каноном 6-го гласа (акростих «Αν στ εως τ φε ων κρτος. ΩΕΓΩΡ» (Носящему имя Воскресения [т. е. Анастасию] - рукоплескание! В богородичны вписано: Γεωργου (Георгия)) (Ταμεον. Σ. 157. Ν 459). Иконография А. П. в одеянии преподобного, с длинной темной бородой, представлен: в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. fol. 295r, 3-я четв. XI в.) - в рост; в Минологии из мон-ря Гроттаферрата (Crypt. Da V. fol. 119v, 1101 г.); в Минологии (Paris. gr. 1561. fol. 89v, XIII в.); в настенном минологии нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. А. П. изображен также на 2 миниатюрах Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 343, 344, 976-1025 гг.): на первой - сцена мученичества святого: удушение и усечение главы, на второй - перенесение в К-поль мощей А. П.: процессия, несущая гроб святого к базилике. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., предписывает изображать преподобного молодым, с остроконечной бородой (Ч. 3. § 13. 73).

http://pravenc.ru/text/114894.html

Мученичество сщмч. Климента, еп. Анкирского, и с ним пострадавших. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Мученичество сщмч. Климента, еп. Анкирского, и с ним пострадавших. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. К. устойчиво включается в состав святых на лицевых рукописных минеях под 23 янв. В мучении (усечение головы) вместе с мч. Агафангелом он изображен на миниатюрах в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 346. К-поль, 1-я четв. XI в.); таким же образом - в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия Солунского (Bodl. f. 1. Fol. 44v. Фессалоника, 1322-1340 гг.). Миниатюра в Императорском минологии на янв. (Walters. 521. Fol. 207v. К-поль, 2-я четв. XI в.) буквально следует тексту Мученичества - казнь К. совершается во время Евхаристии в алтаре, усеченная голова падает на престол, окропляя его кровью, за престолом - обезглавленные тела диаконов Христофора и Харитона. В рост вместе с мч. Агафангелом К. представлен в Синаксаре (Минеях) из Давидгареджийской пуст. (Кекел. А 648. Fol. 30v (60), Афон, 1030 г.), в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 295, К-поль, кон. XI в.), в Минологии, происходящем из монастыря прп. Саввы Освященного в окрестностях Иерусалима (Paris. gr. 1561. Fol. 95, XIII в.), в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов, под 23 янв. (РНБ. O.I.58. Л. 97, кон. XV в.; там же на Л. 157 есть еще один ростовой образ свт. Климента без уточняющей титулатуры, атрибутирован Л. М. Евсеевой как К., см.: Евсеева. С. 193). В соответствии с днем своей памяти он изображается под 23 янв. и в настенных минологиях балканских храмов; наиболее часто встречается сцена мученической кончины К. вместе с мч. Агафангелом. На фреске в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), оба святых стоят на коленях, над их головами занесены мечи, голова К. усечена. В росписи ц. Успения монастыря Трескавец близ Прилепа, Македония (между 1334 и 1343), воин, совершив судилище, вкладывает в ножны меч, у его ног обезглавленные тела стоящих на коленях К.

http://pravenc.ru/text/1841335.html

Изображения А. сохранились: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 126, 976-1025 гг.) - представлено мученичество святого; в минологии Служебного Евангелия 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 261) - в рост; в Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Fol. 122v); на Синайском гексаптихе 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - в мучении; на серебряной раме визант. стеатитовой иконы вмч. Димитрия Солунского, кон. XIII - нач. XIV в. (ГММК),- поясное изображение; в росписи собора свт. Николая мон-ря Анапавса в Метеорах (Греция) мастера Феофана Критского, 1527 г.,- А. в плаще, с крестом в руке, короткой бородой; на фреске в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; в росписи нач. XIV в. ц. Успения Богородицы в Протате на Афоне; в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и в ц. Вознесения Господня мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- в мучении; в ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.,- в доспехах, со стягом и мечом; на визант. шитой епитрахили «Деисус и святые», нач. XV в. (ГММК), принадлежавшей Фотию , митр. Московскому; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 82об., XV в.) - с копьем в руке; на фреске в ц. Моливоклисиа (Афон), 1536-1541 гг.; в ц. вмч. Георгия в с. Воронец (Румыния), ок. 1504 (?) г. Также в рус. памятниках, напр.: предположительно в росписи Дионисия ц. Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря, 1502 г.,- на юж. грани юго-зап. столпа; на резной створке складня XVI в. из Кирилло-Белозерского мон-ря (ГРМ) - внизу в отдельном клейме, с крестом в руке (очевидно, ктиторский образ); на единоличной иконе, нач. XVII в. (ЯХМ),- с мечом и щитом; на сев. иконе «Избранные святые и праздники», нач. XVII в. (ГЭ),- в хитоне и гиматии, с крестом в руке, с короткой русой бородой; на прориси с иконы «Избранные святые», XVII в. (БАН. СВ, 751. Л. 12),- в доспехах и плаще; на сев. иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей Критский», кон. XVII в. (КИАХМЗ); на мозаике В. И. Отмара в Воскресения Христова (Спаса-на-крови) соборе в С.-Петербурге, 1894-1907 гг.

http://pravenc.ru/text/76372.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИТА Прп. Никита Константинопольский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 94) Прп. Никита Константинопольский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 94) (761 или 762-836), прп., исп. (пам. 13 окт.; пам. греч. 6 окт.), патрикий К-польский. Сохранились анонимное Житие Н. (BHG, N 1342b (Novum Auctarium), издано Д. Папахрисанфу: Papachryssanthou. 1968. P. 329-351) и небольшое синаксарное сказание о нем (BHG, N 1342e). Н. род. в Пафлагонии (север М. Азии), отца и мать звали Григорий и Анна. Его семья носила фамильное имя Мономах и состояла в дальнем родстве с имп. св. Феодорой (пам. 11 февр.), женой императора-иконоборца Феофила (829-842) (сведения из агиографических источников, но факт такого родства маловероятен. Р. Жанен и авторы PMBZ предполагают, что Мономахи были дальними родственниками имп. св. Ирины (780-790, 792-802; пам. 7 и 9 авг.- PMBZ. P. 418). К этому роду принадлежал имп. Константин IX Мономах (1042-1055). Прп. Никита Константинопольский. Миниатюра из минология Служебного Евангелия. Кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 256v) Прп. Никита Константинопольский. Миниатюра из минология Служебного Евангелия. Кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 256v) В раннем детстве Н. был оскоплен по решению родителей, видимо имевших намерение т. о. помочь сыну сделать придворную карьеру, т. к. евнухи играли огромную роль в придворной иерархии, часто становясь приближенными императора. Когда Н. исполнилось 17 лет, он прибыл в К-поль и был принят на службу имп. Ириной. Образованный способный юноша начал быстрое продвижение по карьерной лестнице. Агиографические источники сообщают, что он был офиц. представителем имп. Ирины на VII Вселенском Соборе (787), однако по др. источникам эта информация не подтверждается. Вскоре после Собора Н. получил чин патрикия и был назначен начальником фемы (стратигом) на Сицилии. В 796 г. Н. перенес на Сицилию руку вмц. Евфимии Всехвальной и построил там храм в ее честь. В 797 г. он отправил посольство к Карлу Великому. В визант. исторических источниках этого времени фигурируют неск. человек по имени Никита, имевших чин патрикия, и возможно, Н.- один из них.

http://pravenc.ru/text/2565358.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМПЛИЙ [Амплиат; греч. Αμπλιτος, Αμπλις, Αμπλας от лат. Ampliatus - широкий; распространенное имя рабов или вольноотпущенников; церковнослав.  ], ап. от 70 (см. Апостолы ), сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом). Из слов ап. Павла : «Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе» (Рим 16. 8) - можно заключить, что А. прежде жил в вост. части Римской империи и был лично знаком с ап. Павлом, к-рый в момент написания послания еще не был в Риме. В Ап. Амплий. Миниатюра греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Ап. Амплий. Миниатюра греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) апостольских списках , приписываемых св. Ипполиту Римскому и прп. Дорофею Газскому , имя А. стоит на 21-м месте. По Псевдо-Дорофею и греч. минологиям , А. сопровождал ап. Андрея Первозванного и во время путешествия по Мисии был поставлен во епископа г. Одисс (совр. Варна). Синаксарь К-польской Церкви называет его епископом Одиссополя в Македонии, где он претерпел мученичество от язычников, а Минологий Василия II , повторяя это указание, добавляет, что мощи А. вместе с мощами святых апостолов Стахия и Урвана были перенесены в храм Живоносного Источника в Валукли . Рим. мартиролог не упоминает о епископстве А., отмечая лишь, что он был замучен иудеями и язычниками. В 1881 г. в рим. катакомбах св. Домитиллы итал. археологом Дж. Б. Росси обнаружено захоронение (кубикулум), датируемое I в., на к-ром отчетливо читается надпись «AMPLIATI». Многие исследователи долгое время считали, что эта находка подтверждает гипотезу о том, что А. скончался и захоронен в Риме. Однако первые погребения христиан в катакомбах датируются кон. II в., поэтому в сер. XX в. датировка этих захоронений «апостольским временем» была отвергнута (Р. Lampe). Иконография А. изображается с апостолами, чья память приходится на 31 окт. Сцена мучения апостолов представлена в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 151, 976-1025 гг.); в Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Л. 259v); в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 248v, 3-я четв. XI в.); в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. Изображен в рост в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 263, 3-я четв. XI в.), в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 84, XV в.) - в руках свиток. Описание облика святого имеется в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., где его предписано изображать молодым с едва показавшеюся бородой (Ч. 7. 57). В Строгановском лицевом подлиннике, посл. треть XVIII в., и в подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) А. изображен под 31 окт. безбородым вместе с апостолами Стахием и Урваном. А. предписано изображать «аки Димитрий млад, риза киноварь с белилом, испод лазорь, рука молебна».

http://pravenc.ru/text/114584.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010