А. Ю. Никифорова Иконография Ранние изображения А. сохранились в базилике Сант-Амброджо в Милане: на мозаике «Золотое небо» (Ciel d " Oro), ок. 470 г., в капелле Сан-Витторе; рельефе «Золотого алтаря», ок. 840 г.; мозаике IX в. в центральной апсиде базилики; кивории, 10-е гг. XI в. На мозаике капеллы А. представлен в рост, между мучениками Гервасием и Протасием, облачен в хитон, фелонь (paenula), на груди крест; черты лица индивидуализированы: А. изображен средовеком, с короткими темными волосами и небольшой бородой. Аналогичная композиция воспроизведена на рельефе фронтальной стенки кивория. На рельефах «Золотого алтаря» помещены сюжеты из жизни А.: от рождения, посвящения во епископы до смерти и перенесения его души на небо - редкий образец раннего житийного цикла, восходящего к житию, составленному св. Павлином. В основе сюжета, изображенного на мозаике апсиды ц. Сант-Амброджо и на одной из панелей «Золотого алтаря»,- эпизод из жизнеописания св. Мартина Турского («Чудесное присутствие Амвросия при погребении свт. Мартина Турского»). В восточнохрист. традиции А. обычно представлен в святительских одеждах - фелони и омофоре, с Евангелием в руке: на фрагменте фрески в ц. Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 гг.; в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 227; 976-1025 гг.); в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 270v; 3-я четв. XI в.); в Минологии (Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 20r; 1327-1340 гг.); в греко-груз. рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 89об.; XV в.); а также в древнерус. памятниках: напр., в росписи кон. XV в. ц. свт. Николая в Гостинопольском мон-ре в Новгороде (полуфигурное изображение над аркой прохода в диаконник), в росписи кон. XVI в. алтаря Смоленского собора Новодевичьего мон-ря в Москве; на рус. минейных иконах ок. 1597 г. (двусторонняя таблетка из собрания П. Корина. ГТГ), кон. XVI в. (ВГИАХМЗ), кон. XIX в. (ЦАК МДА, выполнена на основе строгановского образца). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., об А. сказано: «Старец с остроконечною бородою» (§ 8. 30); в иконописном подлиннике С. Т. Большакова , XVIII в.: «Рус, брада аки Василия Кесарийскаго покороче, риза кресты лазоревы, испод киноварь, с белилом, амфор [омофор] и Евангелие».

http://pravenc.ru/text/114346.html

В одной из редакций греч. «Деяний апостола Фаддея» содержатся дополнительные сведения о том, что, поставив в Эдессе епископа и пресвитеров, апостол отправился в Амиду (ныне Диярбакыр, Турция) и просвещал ее жителей в течение 5 лет. Затем он обошел города Сирии, уча и благовествуя, и мирно скончался в Берите (ныне Бейрут) (Écrits apocryphes chrétiens. 2005. Vol. 2. P. 656-659). Эта версия (без упоминания Амиды) кратко отражена в перечне апостолов в составе «Апостольских постановлений» (IV-V вв.) и в каталоге Псевдо-Епифания, где говорится, что ап. Иуда-Фаддей-Леввей проповедовал в Эдессе и по всей Месопотамии, скончался при царе Авгаре и был погребен в Берите ( Schermann. 1907. Р. 112; Turner. 1915. P. 63). В каталоге 12 апостолов Псевдо-Ипполита (VII-VIII вв.), к-рый был ошибочно атрибутирован сщмч. Ипполиту Римскому, также указано, что Иуда-Леввей (имя Фаддей не приводится) учил вере Христовой в Месопотамии и в Эдессе, умер и был похоронен в Берите (PG. 10. Col. 953). В каталоге апостолов Псевдо-Дорофея (VII-VIII вв.) сообщается, что Иуда Иаковлев проповедовал в Месопотамии, скончался и погребен в Эдессе, а не в Берите ( Schermann. 1907. P. 156). В Похвальном слове Никиты Пафлагона (BHG, N 1705) упоминается о распространении христианства ап. Иудой, братом Господним, в Сирии и Месопотамии (в т. ч. в Эдессе), но не названо место его кончины ( Combefis F. Bibliothecae graecorum patrum auctarium novissimum. P., 1672. P. 419-420). Др. предание получило отражение в апостольских списках 1-го сир. типа, согласно к-рым ап. Иуда-Фаддей-Леввей проповедовал в Лаодикии, Араде (ныне Арвад, город на одноименном острове рядом с финик. побережьем), Антараде (ныне Тартус), был побит камнями и погребен в Араде (сир. рукописи Lond. Brit. Mus. Add. 17193 (874 г.) и Lond. Brit. Lib. Orient. 2695 (1202-1203 г.) - Esbroeck. 1994. P. 144, 154; «Пчела» Соломона, митр. Басрского (XIII в.) - Solomon of Basra. The Book of Bee/Ed. E. A. W. Budge. Oxf., 1886. P. 106). В Минологии Василия II (кон. X - нач. XI в.) под 19 июня содержится краткое Житие И., брата Господня, к-рый отождествляется с автором Послания, Иудой Иаковлевым и Фаддеем-Леввеем. Согласно этому Житию, в Месопотамии апостол многих обратил ко Христу, в Эдессе исцелил Авгаря, а в г. Арате (видимо, в Араде) был распят и убит стрелами (MenolGraec//PG. 117. Col. 504). В день празднования Собора 12 апостолов в Минологии Василия II говорится: «Иуда Иаковлев повешен и пронзен стрелами» (Ibid. Col. 516). C Житием Иуды в Минологии Василия II согласуются сведения сказаний Синаксаря К-польской ц. (архетип кон. Х в.) и Императорского Минология (1034-1041) с той разницей, что в них Арат назван Араратом, а апостол был повешен, а не распят (SynCP. Col. 755-758, 782; Laty š ev. Menol. 1970r. T. 2. P. 77-79). Понт

http://pravenc.ru/text/1237747.html

Мученическая кончина святых Галактиона и Епистимии. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 161) Мученическая кончина святых Галактиона и Епистимии. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 161) Сохранилось 2 пространных греч. жития Г. и Е. Более древнее приписывается их слуге Евтолмию (BHG, N 665), самые ранние сохранившиеся списки данного жития (Paris. gr. 1519 и др.) датируются XI в. Др. житие принадлежит Симеону Метафрасту (BHG, N 666), его древнейшие списки также относятся к XI в. (Paris. gr. 1522 и др.). Обе версии жития помещены в Acta Sanctorum и «Патрологии» Ж. П. Миня. Краткое житие мучеников вошло в состав Синаксаря К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 193-195) и Минология имп. Василия II кон. Х в. (PG. 117. Col. 144-145). Пространные жития Г. и Е. не содержат сведений о времени их жизни. В предисловии к текстам Жития Г. и Е. в Acta Sanctorum указывается 2 возможные эпохи их мученической кончины - правление имп. Деция или имп. Диоклетиана. В житии Симеона Метафраста сообщается, что г. Эмеса расположен в визант. пров. Финикия Ливанская (PG. 116. Col. 93), а гора Пуплион - близ горы Синай (PG. 116. Col. 101). Для объяснения этого недоразумения архиеп. Сергий (Спасский) привлекает выписанные еп. Порфирием (Успенским) сведения синаксаря 1362 г. из афонского мон-ря Пантократор о «горе Пуплие, которая от Сирийского города Емесы отстоит на 10 дней пути и что на ближней горе Сина в Сирии же (а не на Синае, где Бог дал Закон евреям)» ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 455). В синаксаре 1362 г. и др. греч. стишных синаксарях (соответственно и в слав. стишных Прологах) говорится, что Г. и Е. пострадали в царствование имп. Деция, однако в более раннем источнике - Синаксаре К-польской ц. X в.- гонителем христиан назван Диоклетиан (SynCP. Col. 193). Ц. Бароний относит мученическую кончину Г. и Е. к 253 г., архиеп. Сергий считает более достоверной эпоху Диоклетиана ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 456). В зап. традиции получило распространение Житие Симеона Метафраста в лат. переводе Гентиана Гервета, включенное в сборник Алоизия Липомана и впосл. заимствованное оттуда Лаврентием Сурием.

http://pravenc.ru/text/161493.html

Н. также упомянут как епископ Шахаркарта в Сирийском Мартирологе (411 г.) среди др. епископов-мучеников. В этом же календаре обозначены имена епископов Иоанна и Шапура, кафедра к-рых находилась в г. Карка-де-Бет-Селох, и пресвитеров Исаака и Папы (PO. T. 10. Fasc. 1. P. 24, 25). В «Церковной истории» Созомена (V в.) рассказывается о многочисленных епископах, пострадавших при Шапуре II, среди к-рых упомянуты Иоанн, Савор (Шапур), Исаак и Папа ( Sozom. Hist. eccl. II 13). Мученичество епископов Нерсая и Иосифа. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 194) Мученичество епископов Нерсая и Иосифа. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 194) В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под 20 нояб. помещена память Н. и И., а также «прочих, скончавшихся с ними в Персии». Как и в сир. текстах, Н. именуется епископом (без указания кафедры), И.- его учеником. Согласно краткому сказанию, Н. было 80 лет, И.- 85. Вместе с ними пострадали многие, не названные по имени епископы, иереи и проч. духовные лица, а также девы и жены. Все они были подвергнуты пыткам и т. о. приняли мученический венец (SynCP. Col. 241). В сказании об этих святых из Минология имп. Василия II (1-я четв. XI в.) сообщается, что И., один из многочисленных учеников Н., впосл. за духовную добродетель был возведен им в сан епископа. На суде Н. и И. заявили, что даже если персид. шах, 7 раз убив их, сможет потом вернуть их к жизни, то все равно тем самым он не отлучит святых от любви Христовой. После этих слов Н. и И. отрубили головы (PG. 117. Col. 169-170). Сходная заметка содержится в греч. стишном Синаксаре XIII в. (Paris. gr. 1624). По аналогии с сир. источниками в греч. синаксарях и минологиях вслед за сказанием о Н. и об И. следуют заметки о других персид. мучениках, вероятно пострадавших в то же время. Так, в Синаксаре К-польской ц. поминаются Иоанн, Саворий (Шапур), Исаакий и Папий, которые были пресвитерами в г. Вифсалохон (Карка-де-Бет-Селох). Святых схватили и доставили к персидскому тирану на суд за то, что они проповедовали персам Христа и многих отвратили от языческого нечестия.

http://pravenc.ru/text/2564706.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА (2-я пол. VIII - 1-я пол. IX в.), прп. (пам. 22 сент.), иером., отец исповедников Феодора и Феофана Начертанных (Граптов), претерпевших мучения за почитание святых икон при византийских императорах-иконоборцах Льве V Армянине (813-820) и Феофиле (829-842). Сведения об И. сохранились в синаксарном сказании (Синаксарь К-польской ц. (кон. X в.) под 21 сент. (SynCP. Col. 65)). Согласно этому источнику, И. жил в Палестине, отличался благочестием и страннолюбием. Дал сыновьям хорошее образование. Овдовев в преклонном возрасте, И. решил посвятить жизнь Богу. Он удалился в лавру прп. Саввы Освященного, где ранее подвизались его сыновья, принял монашеский постриг и был рукоположен во пресвитера. Молился о преодолении церковных нестроений (ереси иконоборчества ), стяжал дар целительства. Дожил до глубокой старости, удостоился мирной кончины. Последование И. написал его сын, исп. Феофан Начертанный, составитель канонов. В Житии братьев Феодора и Феофана (BHG, N 1713, пам. 27 дек.) их родители по имени не названы. Сообщается, что братья были уроженцами Моавитиды (обл. Палестины к востоку от Мёртвого м.). Изображение И. представлено на миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 60, 1-я четв. XI в.) - в молении, в правом верхнем углу благословляющая десница в небесном сегменте, слева - ограда лавры прп. Саввы Освященного. Ист.: SynCP. Col. 65, 69; ActaSS. Sept. T. 6. Col. 270; Mateos. Typicon. P. 42-43; ЖСв. Сент. С. 447-448. Лит.: Sauget J.-M. Giona//BiblSS. T. 6. Col. 502-503; Aubert R. Jonas (13)//DHGE. T. 27. Col. 1481-1482; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 241. О. Н. А. Гимнография Прп. Иона. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 60) Прп. Иона. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 60) Память И. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 42) 22 сент. без богослужебного последования.

http://pravenc.ru/text/578256.html

В рукописях встречаются и др. песнопения Е. В., не вошедшие в совр. издания богослужебных книг: канон, составленный гимнографом Иосифом, 2-го гласа, с акростихом Δησιν οκτρν, Εθμιε, προσδχου, Ιωσφ (Моление жалостное, Евфимий, прими. Иосиф), ирмос: Εν βυθ κατστρωσ ποτε (        ), нач.: Διανσας δρμον τν καλν φθασας τν λυπον (Окончив течение доброе, достиг беспечального) (Ταμεον. Σ. 156); канон, нач.:        седален ( Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 47). А. А. Лукашевич Иконография Е. В. как один из наиболее почитаемых святых часто изображался в искусстве различных регионов Византии, Балкан и на христ. Востоке. Его древнейшие образы сохранились в мон-рях св. Иеремии в Саккаре (VI в.) и Бауит в Египте (VI в.), в приделе Сорока мучеников ц. Санта-Мария Антиква в Риме (705-707). Прп. Евфимий Великий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 338) Прп. Евфимий Великий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 338) Иконография Е. В., как и большинства преподобных, сложилась к концу иконоборческого периода - к IX в.: седовласый старец с высоким открытым лбом и с большими залысинами, со впалыми щеками и с длинной узкой бородой, раздвоенной на конце, облаченный в традиц. монашескую мантию с параманом. В правой руке Е. В. обычно держит крест, левая - перед грудью в жесте принятия благодати. Таким он представлен в большинстве визант. храмов: в кафоликоне монастыря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.); в нартексе ц. Св. Софии в Фессалонике (40-е гг. XI в.); в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06); в верхней церкви Бачковского (Петрицонского) мон-ря, Болгария (кон. XI - нач. XII в.); в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези, Македония (1164). Иногда его волосы разделены на прямой пробор, как на мозаике собора монастыря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056). Удлиненный овал лица и длинная узкая борода стали узнаваемыми чертами Е. В. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) святой описан как «старец плешивый, с длинною бородою до бедер» (Ч. 3. § 13. 2). Он может изображаться и в позе оранта, как на миниатюре из Минология Василия II (Vam. gr. 1613. P. 338, 976-1025 гг.), а в поздневизант. и поствизант. период - со свитком или с посохом в руках. На иконе XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае он представлен в молении к Богоматери с Младенцем.

http://pravenc.ru/text/187761.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕРМИОНИЯ Мц. Ермиония. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 12) Мц. Ермиония. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 12) [Ермиона; греч. Ερμινη] († ок. 117), мц. Эфесская (пам. 4 сент.), дочь ап. Филиппа . В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) содержится сказание, согласно к-рому пророчица Е. и 3 ее сестры жили во времена имп. Траяна (98-117). Однажды она пришла в Эфес вместе с сестрой Евтихидой, чтобы почтить ап. Иоанна Богослова , однако не застала его. В это время в город прибыл имп. Траян, который приказал схватить Е. и, не сумев убедить святую отречься от Христа, велел бить ее по лицу. Е. предсказала императору победу над персами и переход власти к его зятю, после чего была отпущена. При имп. Адриане (117-138) Е. вновь была схвачена и претерпела мн. пытки, после чего император приказал обезглавить ее. У палачей отсохли руки, но Е. исцелила их, и они уверовали во Христа. Е. скончалась в мире и была погребена в Эфесе. В сказании Минология имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) сообщается, что сестру Е. звали Евтихией (Ετυχς), Е. и уверовавшие во Христа палачи были вместе обезглавлены. В обоих сказаниях Е. названа мученицей. Прп. Никодим Святогорец приводит более подробное сказание, согласно к-рому Е. и ее сестра Евтихида встретили в М. Азии ученика ап. Павла Петрония, к-рый стал их наставником. Е. освоила врачебное искусство и многих исцеляла именем Божиим. Имп. Траян приказал пытать Е., но ей явился Христос в образе Петрония и ободрял ее. Не сумев заставить Е. поклониться идолам, император отпустил ее. Она устроила в М. Азии странноприимный дом и оказывала помощь всем, кто в ней нуждались. Имп. Адриан повелел схватить Е.: с мученицы сдирали кожу, вонзали в ступни гвозди, затем бросили в котел, где кипели смола, сера и свинец, после чего положили на раскаленную сковороду, однако Е. осталась невредимой. Она сделала вид, что хочет принести жертву Гераклу, вошла в языческий храм и воздала хвалу истинному Богу, тогда с неба раздался гром и идолы разрушились. Палачи, которым было приказано отрубить Е. голову, уверовали во Христа, они просили Е. помолиться, чтобы Бог принял их души прежде ее смерти. Е. исполнила их просьбу и с миром отошла ко Господу. Благочестивые христиане похоронили ее останки в Эфесе.

http://pravenc.ru/text/190165.html

Мученичество свт. Павла, еп. К-польского. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1350 г. В памятниках визант. искусства и его ареала святого преимущественно изображали в мучении. Наиболее раннее сохранившееся изображение представлено в имп. Минологии, созданном в правление Василия II (Vat. gr. 1613. P. 163). Перед ступенями храма 2 мучителя, стоя по сторонам П., тянут каждый на себя концы его омофора, удушая епископа. Он, ослабев, оседает на землю под тяжестью налегающего на него молодого душителя слева, на к-рого святой обращает свой взор; его правая рука - у груди, ладонь раскрыта наружу, как знак принятия воли Божией, персты левой руки почти касаются земли. Святой схож обликом с ап. Павлом: у него темные волосы, такой же высокий лоб, увеличенный плешью, и такая же клиновидная средней длины борода; он облачен в голубого цвета подризник и коричнево-зеленоватую фелонь. В дальнейшем сцена мучения изображалась в иконографической схеме, близкой к миниатюре в Минологии Василия II. Так П. представлен на иконе на сент.-нояб. из состава т. н. Синайского гексаптиха (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - более обобщенная сцена перенесена на темный фон, под киотчатое обрамление; в настенных минологиях в притворах кафоликона Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350) П. изображен в крещатой фелони. В указанных памятниках облик П. напоминает облик ап. Павла. В то же время с XIV в. в этой сцене встречается уподобление образа П. образу ап. Иоанна Богослова: напр., на миниатюре в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 16r, 1322-1340 гг.) - руки П. воздеты, напоминая жест орации; в минейных циклах росписей в Печской Патриархии (1561) и мон-ря Дионисиат на Афоне (1546/47, мастер Дзордзис Критский) П. изображен сидящим на камне; на фреске мон-ря Дионисиат на нем крещатая фелонь, левая рука скрыта под фелонью, правая, с раскрытой вовне ладонью - у груди, его фигура имеет больший масштаб, нежели фигуры юношей-мучителей. От традиц. схемы изображения мучения святого отступает фреска настенного минология в притворе ц. Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (между 1390 и 1391): душитель один, он обеими руками тянет на себя обмотанный вокруг шеи П. омофор, сам епископ, укутанный, словно в саван, в одежды серо-зеленого цвета (фелонь и подризник), лежит на земле.

http://pravenc.ru/text/2578509.html

Редакция А сохранилась значительно лучше. От нее также остался один иллюстрированный том (февр.-март), вероятно созданный для Михаила IV (ГИМ. Греч. 376 (Син. греч. 183)). Остальные тома сохранились в более поздних рукописях: том на июнь-авг. в 3 полных (Hieros. Patr. 17, XII в.; Ath. Dionys. 83, 1142 г.; Athen. Ethn. Bibl. gr. 1046, XIV в.; Hieros. S. Crucis. 16, XVI в.) и в 4 неполных списках (Ath. Lawra. 1966, 1667/68 г.; Ambros. gr. 834 (В 1 inf.), 1239/40 г.; Ath. Xeropot. 242, 1635 г.; Ath. Dionys. 166, 1616 г.), остатки тома на апр.-май (Patm. 736, XIV в.) и отдельные тексты на др. месяцы: 3 на нояб. (Vat. gr. 793, XIII в.) и, вероятно, 3 на сент., 6 на окт. и 5 на дек. (см.: Ehrhard. 1952. S. 398-399). И. м. входит в ряд к-польских агиографических проектов X-XI вв.: от Симеона Метафраста до Иоанна Ксифилина младшего . Его появление связано, видимо, как с личным благочестием заказчика (см.: Михаил Пселл. Хронография/Пер., ст. и примеч.: Я. Н. Любарский. М., 1978. С. 44-46), так и с отсутствием полного минология на весь год с единообразными текстами (Минологий Симеона Метафраста не был доведен до конца, а т. н. Минологий Василия II является синаксарем). Тексты И. м. по объему соответствуют визант. понятию Βος ν συντμ (житие вкратце) и примерно в 4 раза короче поздних житий по Симеону Метафрасту, но значительно длиннее житий, собранных в синаксарях. В качестве источников анонимный автор (или авторы) И. м. использовали прежде всего Жития, составленные Симеоном Метафрастом, а в др. случаях - древние жития. Автор практически не вносил смысловых изменений в источник, добавляя лишь риторические пассажи. Так, напр., Житие ап. Андрея Первозванного в И. м. основано на Житии, написанном Симеоном Метафрастом, причем ок. 10% заимствованного материала подверглось перестановке, ок. 20% - грамматической и лексической правке, и лишь 8% текста не зависит от источника. И. м. мало исследован как лит. памятник. Как агиографический источник он ценен только в тех частях, где опирается на несохранившиеся древние тексты. Текст И. м. издали Латышев на февр.-март и июнь-авг. (Menologii anonymi. 1911-1912), Алькен на янв. ( Halkin. 1939, 1985); публиковались отдельные тексты (напр., Житие ап. Андрея - Греч. предания о св. ап. Андрее/Подгот. изд.: А. Ю. Виноградов. СПб., 2005. [Т. 1]: Жития). В наст. время неизданные тексты И. м. готовит к печати Д " Аюто.

http://pravenc.ru/text/389515.html

П. и праздника Пресв. Богородицы, однако добавлены указания для совершения службы в том случае, если 27 нояб. приходится на воскресный день. Начиная с исправленного издания московского Типикона 1682 г., 27 нояб. «под числом» стала помещаться память И. П., отмеченная знаком  (см. Знаки праздников месяцеслова ), а «за числом» - память Знамения Пресв. Богородицы в Новгороде, отмеченная знаком  (см. Там же). Последование И. П., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительные тропари 4-го гласа Ο μρτυς σου Κριε (      ) и    (только в слав.); кондак 2-го гласа Πεισθες τ καλ συζγ (      ); канон (указан уже в Евергетидском Типиконе), составленный гимнографом Феофаном (в слав. Минее автором канона назван Иосиф), 2-го гласа с акростихом Τν Πρσην Ικωβον ν σμασι Μρτυρα μλπω. Θεοφνους (Персина Иакова песньми мученика пою. Феофан), ирмос: Δετε λαο (    ), нач.: Τ το Χριστο βματι (    ); цикл стихир-подобнов; неск. самогласнов; седален; светилен (разные в греч. и слав. Минее). По рукописям известны песнопения И. П., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с алфавитным акростихом, ирмос: Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Ανθευτον, πτερ, πρς ρετν (Непорочного, отче, к добродетели) (Ταμεον. Σ. 108); дополнительные икосы ( Амфилохий. Кондакарий. С. 170). Е. Е. Макаров Иконография В визант. искусстве известны единоличные изображения И. П. и сцена его мучения. Древнейшие примеры казни святого (рассечения) представлены на миниатюре в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 209, 976-1025 гг.), в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 269r. К-поль, 3-я четв. XI в.), на иконе-минологии кон. XI в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Ростовое изображение И. П. с непокрытой головой, в плаще, скрепленном на плече фибулой, присутствует среди св. воинов на рельефе Арбавильского триптиха (сер. XI в., Лувр). Как мученик с крестом в руке он представлен на левой створке (в 5-м ряду сверху) диптиха-минология (XI в., мон-рь вмц.

http://pravenc.ru/text/200345.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010