Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Алексеевич Козырев (1889, с. Пожарье Весьегонского у. Тверской губ.- 3.11.1937, Калининская обл.), сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ., брат сщмч. Иоанна Козырева , еп. Григория. Из семьи священника. До 1907 г. учился в Бежецком ДУ, затем окончил 5 классов Тверской ДС и поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле, но окончить его не смог, т. к. у семьи не было средств для продолжения образования В. В 1914-1918 гг. работал учителем в школе в с. Смердыни. После установления в селе советской власти В. ушел из школы, работал счетоводом (до 1920), затем инструктором в Рыбинском губ. потребительском союзе (до 1921). Сщмч. Василий Козырев с супругой. Фотография. 20-е гг. XX в. Сщмч. Василий Козырев с супругой. Фотография. 20-е гг. XX в. В 1921 г. В. был рукоположен во священника к одному из храмов в Бежецке (впосл. на допросе говорил: «Будучи недоволен советской властью, и в особенности проводимыми ею в то время мероприятиями, как например, прекращением преподавания Закона Божьего в школах... решил стать священником Никольской церкви в г. Бежецке в целях укрепления православной веры»). В 1930 г. арестован, приговорен к 3 годам заключения, к-рое отбывал сначала в СЛОН, затем в Свирьском ИТЛ. В 1932 г. вернулся в Бежецк, служил в храме. 16 февр. 1934 г. В. был арестован вместе с братом свящ. Иоанном, виновным себя не признал. 18 февр. тройка ОГПУ приговорила священников Василия и Иоанна Козыревых к 3 годам исправительных работ, наказание они отбывали на Колыме. После окончания срока заключения, в кон. окт. 1936 г., священники вернулись в Бежецк и вновь стали служить в храме. В сент. 1937 г. В. и о. Иоанн были арестованы по обвинению в «контрреволюционных выпадах» по адресу советской власти («изображали большевиков в виде сошедшего на землю антихриста»), в «клевете на сталинскую конституцию». Виновными себя не признали. Расстреляны по постановлению тройки УНКВД по Калининской обл. от 1 нояб. 1937 г. Прославлены Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г .

http://pravenc.ru/text/150551.html

Теперь, после лагеря, священническое служение было уже исповедничеством. Наступил 1937 год, повсюду шли аресты; им стало ясно, что не миновать заключения. В июле 1937 года митрополит Сергий назначил преосвященного Григория епископом Барнаульским. 17 июля братья, почти все духовенство и многие из мирян проводили епископа к поезду. Епископ Григорий в последний раз благословил свою паству и духовенство и расстался с ними навсегда – сразу по приезде в Барнаул он был арестован. В сентябре 1937 года были арестованы священники Иоанн и Василий Козыревы. Опыт следствия 1934 года многому их научил – прежде всего тому, что оно держится на лжи, что следователи ради достижения своей цели не побрезгуют ничем, что ни одному их слову верить нельзя. И потому оставался единственный выход – быть в меру сил мужественным, не признавать и не подписывать лжи и молить Бога о том, чтобы Он даровал силы все претерпеть. Первый раз о. Иоанн был допрошен сразу же после ареста, 21 сентября. Следователь спросил, почему в его доме не было обнаружено никакой переписки, ведь находясь на Колыме в лагере, он писал домой. Священник ответил, что переписку он сжег. На следующем допросе через несколько дней следователь спросил: – В своих показаниях от 21 сентября сего года вы заявили, что, опасаясь ареста органами НКВД, вы заранее уничтожили всю переписку. Скажите, чем были вызваны ваши опасения и что за переписку вы уничтожили? – Мои опасения быть арестованным строились на том, что когда в прошлом году арестовали Григория Козырева, то меня вызывали в НКВД на допрос... Я опасался, что вслед за Григорием Козыревым арестуют и меня. Переписка, которую я уничтожил, – это моя переписка с женой в бытность мою в концлагере. – Скажите, возвратясь из ссылки, вы поддерживали связь с руководителем контрреволюционной группировки Григорием Козыревым? – Да, я и мой брат Василий Козырев поддерживали с Григорием Козыревым самую близкую связь, были близки друг к другу и вхожи в дома. – Скажите, о чем беседовали вы втроем – Козырев Василий, Козырев Григорий и вы – на квартире у Козырева Василия при закрытых дверях?

http://fond.ru/kalendar/1063/vasiliy/

Определили : Освободить просителей от слушания в текущем учебном году лекций по истории и обличению русского сектантства. XIX . Прошения: а) Студента III курса Сергея Козырева: „Покорнейше прошу Совет Профессоров Московской Духовной Академии разрешить мне слушать в текущем 1912–13 учебном году лекции по Истории и обличению западных исповеданий“. б) Студента II курса Николая Беляева: „Не имея возможности подать третье общеобязательное семестровое сочинение по греческому языку, по причине моего незнакомства с ним и намерения сдать экзамен по греческому языку лишь по окончании курса, на что имею —619— разрешение от Святейшего Синода, – я покорнейше прошу Совет Академии разрешить мне писать вместо него сочинение по Новому Завету“. в) Студента I курса (по указу Святейшего Синода оставленного в этом курсе на третий год) Василия Рудича: „Покорнейше прошу Ваше Преосвященство освободить меня от подачи в текущем 1912–13 учебном году семестрового сочинения по истории древней церкви, засчитав, взамен сего, поданное мной в 1910–11 учебном году сочинение по патрологии на тему: „Учение Св. Амвросия Медиоланского о девстве“. Определили : Признавая изложенные просьбы студентов Козырева, Беляева и Рудича заслуживающими уважения, – удовлетворить оные. На сём журнале резолюция Преосвященнейшего Василия – Епископа Можайского, Управляющего Московской епархией: „1912 г. 10 дек. Исполнить“. 28 ноября 1912 года. 29 Присутствовали , под председательством Ректора Академии Феодора, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии архимандрит Анатолий, ординарные профессоры – С.И. Соболевский, С.С. Глаголев и А.А. Спасский; экстраординарные профессоры – Π.П. Соколов, И.В. Попов , С.И. Смирнов , священник Е.А. Воронцов, Д.И. Введенский , А.П. Орлов, священник Д. В. Рождественский и священник В.Н. Страхов. Отсутствовали : сверхштатный заслуженный ординарный профессор Μ.Д. Муретов, и. д. ординарного, заслуженный профессор А.П. Шостьин , заслуженный ординарный профессор А.И. Введенский , ординарные профессоры Μ.Μ. Тареев и Μ.Μ. Богословский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– В связи с тем, что Григорий Козырев целый месяц находился в 1936 году под стражей в городе Калинине, его именины, совпавшие с арестом, не проводились . Через несколько дней снова состоялся допрос. – Следствию известно, что у вас на квартире часто при закрытых дверях происходили беседы между вами, Козыревым Григорием и Козыревым Иваном. Скажите, к чему была такая конспирация и характер ваших собеседований? – Мы беседовали исключительно о домашних делах и делах наших семей. Иногда заходил вопрос о политике, но о ней мы толковали в положительном смысле. Двери закрывались как обычно. – Следствию известно, что вы и ваш брат, Козырев Иван, после возвращения из ссылки в 1936 году до момента ареста как участники контрреволюционной группировки духовенства проводили среди населения контрреволюционную агитацию. Вы подтверждаете это? – Нет, я отрицаю то, что я якобы проводил после возвращения из ссылки контрреволюционную работу. Таковую я прекратил в 1934 году, когда был арестован, осужден и выслан . Наконец, 1 октября состоялся последний допрос. – Следствию известно, что в проповедях, кои вы произносили в церкви, вы допускали контрреволюционные выпады по адресу советской власти, изображая большевиков в виде сошедшего на землю антихриста. Вы подтверждаете это? – Нет, я произносил проповеди исключительно религиозного содержания. – Как установлено следствием, вы распространяли среди верующих клевету на сталинскую конституцию, заявляя, что советская власть арестами неугодных ей людей устраняет их от участия в выборах в Верховный Совет. Вы подтверждаете это? – Нет, я отрицаю это. Я никогда такие объяснения верующим не давал . 1 ноября 1937 года Тройка НКВД по Калининской области приговорила священников Иоанна и Василия Козыревых к расстрелу. Они были расстреляны 3 ноября 1937 года . Игумен Дамаскин (Орловский) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3» Тверь. 2001. С. 314-320 Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

http://fond.ru/kalendar/1063/vasiliy/

— Но ведь это является не чем иным, как клеветой на сталинскую конституцию. Вы согласны с этим определением? — Да, я согласен, что это является клеветой на сталинскую конституцию. 1 октября состоялся последний допрос. — Следствием установлено, что, находясь на высылке и возвратясь с таковой, вы продолжали состоять членом контрреволюционной группировки и заниматься контрреволюционной агитацией среди населения. Вы все еще будете отрицать то, что уже бесспорно доказано? — Я окончательно утверждаю, что членом контрреволюционной группировки… не состою и контрреволюционной агитацией не занимался… — ответил о. Иоанн. Тогда же, в сентябре, тот же следователь, техник–интендант 2–го ранга Иолин допросил о. Василия. — Скажите, как в 1936 году прошли именины Григория Козырева, кто из них присутствовал и каков характер выступлений участников контрреволюционной группировки? — В связи с тем, что Григорий Козырев целый месяц находился в 1936 году под стражей в городе Калинине, его именины, совпавшие с арестом не проводились. Через несколько дней снова состоялся допрос. — Следствию известно, что у вас на квартире часто при закрытых дверях происходили беседы между вами, Козыревым Григорием и Козыревым Иваном. Скажите, к чему была такая конспирация и характер ваших собеседований? — Мы беседовали исключительно о домашних делах и делах наших семей. Иногда заходил вопрос о политике, но о ней мы толковали в положительном смысле. Двери закрывались как обычно. — Следствию известно, что вы и ваш брат, Козырев Иван, после возвращения из ссылки в 1936 году до момента ареста как участники контрреволюционной группировки духовенства проводили среди населения контрреволюционную агитацию. Вы подтверждаете это? — Нет, я отрицаю то, что я якобы проводил после возвращения из ссылки контрреволюционную работу. Таковую я прекратил в 1934 году, когда был арестован, осужден и выслан. Наконец, 1 октября состоялся последний допрос. — Следствию известно, что в проповедях, кои вы произносили в церкви, вы допускали контрреволюционные выпады по адресу советской власти, изображая большевиков в виде сошедшего на землю антихриста. Вы подтверждаете это?

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Григорий (Козырев), еп. Бежецкий. Фотография. Нач. 30-х гг. XX в. (Козырев Сергей Алексеевич; 13.09.1882, с. Пожарье Весьегонского у. Тверской губ.- 2.09.1937, Барнаул), еп. Барнаульский. Из старинного тверского рода церковнослужителей. Брат священномучеников Василия и Иоанна Козыревых. По окончании в 1902 г. Тверской ДС работал учителем в земской школе. В 1910 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1914 г. (дис. «О духовных свойствах Божиих»). С 1914 г. преподавал во Владимирской ДС. В нач. 1917 г. пострижен в монашество, 5 мая того же года рукоположен во иерея. После закрытия в 1918 г. Владимирской ДС преподавал в пастырской богословской школе. С 1919 г.- в числе братии Введенской Островской пуст., одновременно входил в причт церкви с. Кабанова Покровского у. Владимирской губ. С авг. 1923 г. благочинный. 14 сент. 1923 г. Патриарх свт. Тихон возглавил хиротонию Г. во епископа Петропавловского, викария Омской епархии (по др. данным, во епископа Муромского, викария Владимирской епархии). В окт. того же года Г. был арестован в Москве, заключен в Бутырскую тюрьму, в марте 1924 г. осужден Коллегией ОГПУ на 2 года ИТЛ за преподавание детям в церкви и «распространение ложных слухов». Отбывал заключение на Соловках. Досрочно освобожден в окт. 1924 г., вернулся в Москву. В 1925 г. назначен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии, стал секретарем епархиального управления. По воспоминаниям, заботился об уставности и красоте богослужения, разбирался в церковном пении, вступал в публичные диспуты с безбожниками. В кон. 1926 г. арестован в г. Вольске, освобожден через 2 месяца. В 1927 г. назначен епископом Суздальским, викарием Владимирской епархии. Не принял «Декларацию» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), входил в Даниловскую группу непоминающих . По имеющимся сведениям, в 1928 г. участвовал в т. н. «кочующем соборе» непоминающих , но не согласился признать митр.

http://pravenc.ru/text/166664.html

Характерным примером нелегального сборища было 24 сентября 1933 года, когда духовенство собралось в Никольскую сторожку после торжественного служения по случаю десятилетнего юбилея епископа Григория… На этом сборище Сретенский завел разговор о том, что в стране плохо дело со снабжением, что колхозы не оправдывают… надежд на обеспечение страны хлебом и вообще продуктами. Присутствующий здесь Кладовский Алексей (село Алабузино) говорил, что он живет в деревне и знает жизнь колхозников и видит, что им живется очень трудно, так что лучше бы им бежать из колхозов без оглядки. В ответ на это я, Козырев Иван, говорил, что знаю жизнь колхозников в деревне Кучели и знаю, что многие из колхозников в настоящее время сидят без хлеба и в нем нуждаются. В этом же духе слышались разговоры и от других сидящих за столом, но кто и что говорил, в настоящее время не помню. Епископ Григорий Козырев по этому вопросу говорил, что если жизнь трудная, то и надо на это смотреть как на Божие наказание, в проповедях надо призывать народ к терпению, к покорности Промыслу Божию. Ко мне часто заходят из деревень духовенство и верующие, и все жалуются на трудную жизнь и на недостатки…» Отец Василий виновным себя не признал. В тот же день, 22 февраля он показал:«В первые годы существования соввласти до 1919 года я работал преподавателем сельской школы в селе Смердынях… После этого работал там же счетоводом потребкооперации до 1920 года и по 1921 инструктором Рыбинского Губсоюза потребкооперации, но, будучи недоволен советской властью, и в особенности проводимыми ею в то время мероприятиями, как например, прекращением преподавания Закона Боя в школах… решил стать священником Никольской церкви в городе Бежецке в целях укрепления православной веры. Хотя я и был недоволен существующим строем, но… беседы вел исключительно с лицами узкого круга близких мне людей… Больше показать ничего не могу…» На следующий день врач освидетельствовал состояние здоровья подследственных. Оказалось, что перед самым арестом о. Иоанн тяжело переболел воспалением легких. Плеврит так и остался, а также развило малокровие и истощение организма вследствие того, что в тюрьме почти не кормили. Больным оказался и о. Василий. Но священников и отправляли на смерть, их арестовывали с тем, чтобы они никогда не вернулись и поэтому приглашенный судебно–медицинский эксперт написал каждому в сопроводительной бумаге:«Годен для исполнения тяжелых физических работ». Через день Тройка ОГПУ вынесла постановление: священников Сергия Кордюкова, Василия Козырева и Ивана Козырева заключить в исправительно–трудовой лагерь сроком на три года.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Ко мне часто заходят из деревень духовенство и верующие, и все жалуются на трудную жизнь и на недостатки... " Отец Василий виновным себя не признал. В тот же день, 22 февраля, он показал: " В первые годы существования соввласти до 1919 года я работал преподавателем сельской школы в селе Смердынях... После этого работал там же счетоводом потребкооперации до 1920 года и по 1921 год инструктором Рыбинского Губсоюза потребкооперации, но, будучи недоволен советской властью, и в особенности проводимыми ею в то время мероприятиями, как например, прекращением преподавания Закона Божьего в школах... решил стать священником Никольской церкви в городе Бежецке в целях укрепления православной веры. Хотя я и был недоволен существующим строем, но... беседы вел исключительно с лицами узкого круга близких мне людей... Больше показать ничего не могу... "   На следующий день врач освидетельствовал состояние здоровья подследственных. Оказалось, что перед самым арестом о. Иоанн тяжело переболел воспалением легких. Плеврит так и остался, а также развилось малокровие и истощение организма вследствие того, что в тюрьме почти не кормили. Больным оказался и о. Василий. Но священников и отправляли на смерть, их арестовывали с тем, чтобы они никогда не вернулись, и поэтому приглашенный судебно-медицинский эксперт написал каждому в сопроводительной бумаге: " Годен для исполнения тяжелых физических работ " . Через день Тройка ОГПУ вынесла постановление: священников Сергия Кордюкова, Василия Козырева и Ивана Козырева заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на три года . Их должны были отправить в Северо-восточные лагеря с первым этапом 13 марта, но тюремный вагон к назначенному этапному дню не пришел, и священников вернули в Бежецкую тюрьму дожидаться следующего этапа. Из Владивостока они были отправлены на Колыму. Здесь работа и жизнь оказались настолько тяжелы, что священники Иоанн и Василий Козыревы едва выжили, а о. Сергий Кордюков умер в лагере. В конце октября 1936 года по окончании срока заключения священники вернулись в Бежецк и поступили на службу в храм. Дома они встретились с братом, епископом Григорием. Он подробно расспрашивал их о том, как им жилось в лагере, как проходило следствие, о чем их спрашивали и что отвечали братья. Они рассказали, что следователь обвинял их в создании церковной контрреволюционной организации, причем роль главы организации отводил епископу Григорию.

http://fond.ru/kalendar/1063/vasiliy/

а) во ΙΙ-й курс – студентов I курса: 1) Введенского Михаила, Колосова Сергея, Загорского Александра, Матвеевича Виктора, 5) Куханова. Александра, Сикова Максима, свящ. Архангельского Иоанна, Драчева Николая, свящ. Делекторского Феодора, 10) Цвинева Ивана, иеродиак. Варнаву (Беляева) , Петкова Стояна, Голубцова Михаила, Ленчинского Ивана, 15) Щукина Александра, иеродиак. Сергия (Дабича), свящ. Вышелесского Константина, Беляева Николая , Пясецкого Петра, 20) Гераскевича Николая, Колчицкого Николая, Иванова Сергея, Садовского Евгения, Архиппова Петра, 25) Орлова Александра, Покровского Сергея, Арбекова Евгения, Орлова Антония, Прыткова Николая, 30) Волского Харлампия, Бельчикова Николая, Добросердова Сергея, Троицкого Николая , Дюлгерова Дмитрия, 35) Никольского Григория, Орлова Николая , Вознесенского Федора, Десятова Александра, Соловьева Алексея, 40) Сапожникова Николая, Покровского Гавриила, Пикунова Александра, Петрова Сергея, Любимова Александра, 45) Соколова Александра, Георгиевского Сергея, Крылова Григория, Аскалопова Стефана, Холмогорова Сергея, 50) Херсонского Василия, Вахаева Михаила, Никольского Леонида, Алферова Петра, Постникова Сергея (Самар.) 55) Бажанова —172— Василия, Никольского Николая , Постникова Сергея (Твер.) и 58) Мещерского Константина. б) в III-й курс – II курса: 1) Соколова Михаила (Моск.), Плотникова Александра, Попова Тихона, Садковского Георгия, 5) Струменского Михаила, Виноградова Николая , Подлуцкого Ивана, Смоленского Алексея, Волкова Бориса, 10) Лебедева Николая, Орлова Василия, Козырева Сергея, Ярещенко Александра, Залеского Сергея, 15) Дьякова Святослава, Лебедева Александра , Цуйманова Александра, Паргачевского Алексея, Лобова Гавриила, 20) Пятикрестовского Сергея, Иванова Александра , Соболева Василия, Глаголева Николая, Оглоблина Аркадия, 25) иеродиак. Максима (Руберовского), Соколова Михаила (Вифан.), Беляева Тихона, Синева Николая, Вознесенского Александра, 30) иеромон. Иоанна (Маргиева), Сергиевского Николая , Ярошевича Евгения, Скворцова Константина , Авраменко Михаила, 35) Голобородько Михаила, Богоявленского Николая, Нечаева Тихона, Четыркина Ивана, Устинова Павла, 40) Доброва Георгия, Лилеева Константина, Кузнецова Павла, Введенского Пантелеимона, Крылова Дмитрия, 45) Василевского Ивана, Лобанова Василия, Тихомирова Александра, Зыкова Вячеслава, Тихомирова Константина, 50) Ключарева Василия, Левковского Александра и 52) Величкина Алексея.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в) В IV-kypc – студентов III курса: 1) Соколова Михаила (Моск.), Плотникова Александра, Подлуцкого Ивана, Лебедева Николая, 5) Ярещенко Александра, Струменского Михаила, иером. Герасима (Сайковского), Виноградова Николая , Смоленского Алексея, 10) диак. Крылова Димитрия, Лобова Гаврила, иерод. Нектария (Иванова). Попова Тихона, Голобородько Михаила, 15) иером. Сергия (Дабича), Скворцова Константина , Волкова Бориса, Соколова Михаила (Виф.), Вознесенского Александра, 20) Синева Николая, иером. Иоанна (Маргиева), Даргачевского Алексея, Нечаева Тихона, Лебедева Александра , 25) Ярошевича Евгения. Дьякова Святослава, Орлова Василия, Устинова Павла, Глаголева Николая, 30) Сергиевского Николая , Оглоблина Аркадия, Василевского Ивана, Лобанова Василия, Беляева Тихона, 35) Залеского Сергея, Ключарева Василия, Тихомирова Александра, Соболева Василия, Козырева Сергия, 40) Кузнецова Павла, Доброва Георгия, иером. Максима (Руберовского), Цуйманова Александра, Лилеева Константина, 45) Введенского Пантелеимона, Величкина Алексея, Четыркина Ивана, Пятикрестовского Сергея, Тихомирова Константина, 50) Богоявленского Николая, Кронтовского Николая, диак. Левковского Александра, Зыкова Вячеслава и 54) Авраменко Михаила. —173— 2) Студента курса, болгарского уроженца, Стояна Петкова оставить в том же курсе на второй год. 3) Студентам: курса – Берникову Сергею, курса – Загорскому Александру и Орлову Антонию, курса – иеромонаху Серафиму (Страхову) и Поповичу Спасу, черногорскому уроженцу, разрешить сдать устные испытания и представить письменные работы после летних каникул, в августе месяце сего 1913 года, – о чем и представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. III . а) Доклад секретаря Совета Н.Д. Всехсвятского; „Честь имею представить Совету Академии ведомость об успехах и поведении студентов настоящего IV курса за все четыре года академического образования. – По предложению Преосвященного Ректора, поверка ведомости в отношении точности подсчета и вывода среднего балла произведена доцентом Академии Иеромонахом Иларионом (Троицким)“. –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010