82 . Епископу Анкирскому Евсевию. Указав на то, что адресат забывает его, находящегося в тяжелых обстоятельствах, своими письмами, Феодорит сообщает, что возобновляющие докетическую ересь, не будучи в состоянии доказать нечестие Кирского епископа, обвинили его в собирании соборов и в возмущении христиан. Феодорит выражает свою радость по поводу осуждения докетизма и объявляет, что в Александрии и в других городах всем прожужжали уши, будто он проповедует двух сынов. Заметив, что некоторые отцы в борьбе с арианством сильно ударяли на момент разделения естества во Христе, Кирский архипастырь ссылается в свое оправдание на свои сочинения и просит заграждать уста клеветников. 83 . Феодорита , епископа Киррского, Диоскору Александрийскому. I. Писание доставляет утешение всем угнетенным. II. В опровержение обвинений Диоскора в письме к Домну Феодорит указывает на свою беспорочную епископскую деятельность, – особенно проповедническую, – и излагает свое исповедание во Единого Христа, Сына Божия, рожденного от Девы, в Котором следует признавать различие плоти и божества, на основании свидетельств Свящ. Писания и изъяснения отцов (Александра, Афанасия, Василия, Григория, Феофила и Кирилла). III. Указание на дружественные письменные сношения с Кириллом Александрийским . IV. Заверение, что дважды подписал определение «относительно Нестория». V. Просьба заграждать уста клеветникам и заботиться о церковном мире VI. Анафематствование неназывающим Св. Деву Богородицею, признающим Христа простым человеком, или разделяющим Единородного на двух сынов. VII. Просьба молитв и письменного общения. 84 . Епископам Киликийским. В опровержение клевет Феодорит излагает свои христологические воззрения и просит строго следить за пасомыми, так как еретики ссылаются на некоторых у них неправо мыслящих о лице Спасителя. 85 . Епископу (Селевкийскому, в Исаврии) Василию, которому Феодорит выражает свою радость по поводу известия от адресата, что их общий друг не сливает естеств во Христе, сообщает содержание письма в обе Киликии, излагает свои христологические воззрения, высказывает готовность к «миру по Боге» и просит оказать ему свое содействие, так как Диоскор, поверив некоторым пришельцам с «Востока», отправил в Константинополь посольство с доносом на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Молитва заключительная Василия Великого : «Благословляй благословляюще Тя...» Таким образом свт. Василий Великий  и Златоуст не составляли нового евхаристического чина, а лишь отредактировали унаследованные ими анафоры и внесли в них свои евхаристические молитвы, составленные по типу древних. Этот наш вывод подтверждает процесс преемственности литургического Предания и проливает свет на характер литургического творчества в Церкви. 5. Армянская Литургия свт. Григория Армянская Церковь была образована трудами свт. Григория Просветителя в 302 г. как филиал (церковная автономия) Каппадокийской Церкви. В 325 г. сын и преемник свт. Григория – Аристанес представлял её на 1-ом Вселенском Соборе. Но уже в 374 г. Армянская Церковь выделилась в самочинную автокефалию, а на Вагаршападском Соборе 491 г. окончательно отделилась от единства Вселенской Церкви, заняв промежуточное положение между православным дифизитством и монофизитством. С этих пор её религиозная и литургическая жизнь отличались крайним изоляционизмом. Лишь в эпоху крестовых походов (т.е. в сер. 12 в.) Армения открывает для себя блестящий м-р западного рыцарства и начинает усердно копировать феодальные дворы Западной Европы. Мода на все латинское особенно покоряет Киликию (Мал.Армения): «Будем учится благочестию у франков!» – восклицает знаменитый Нерсес Ламбронский, архиепископ Тарса Киликийского. И это становится своеобразным девизом. Впоследствии значительная часть армян входит в унию с Католической Церковью. Поэтому и оригинальный текст Армянской Литургии впервые был издан в Риме (с латинским переводом) в 1642 г. (вторично – в 1677). В КПле её издали сами армяне в 1702 г. А русский перевод появился только в 1793 г. Он был сделан архиепископом российских армян Иосифом Аргутинским-Долгоруким и опубликован в «Собрании Древних Литургий» bыn.II, СПб, 1875 г. Судя по этому тексту, схема Армянской Литургии выглядит следующим образом: 1 Проскомидия Пс.131 «Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его...» Облачение епископа, умовение рук, приготовление Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД КОБАЙРЕЦИ Давид Кобайреци [арм. ] (1150?, Кобайр, близ Ахпата - 1220?), арм. вардапет, богослов, философ, педагог, толкователь. Название его родины и др. биографические сведения сообщает колофон рукописи. Учился в Ахпатском мон-ре у вардапетов Вардана и Петроса. Впосл. сам был удостоен степени вардапета и преподавал в том же мон-ре; среди его учеников были Симеон Вардапет, ванахайр (настоятель) Багнайра, вардапет Мхитар Кобайреци, Хачатур Абеха (инок). Как один из виднейших и образованнейших вардапетов своего времени Д. К. (наряду с Мхитаром Гошем, Игнатиосом, Варданом) приглашался почти на все Соборы и активно участвовал в религиозно-политической жизни Армении. Д. К. был против чрезмерных уступок сторонников церковной унии с Византией; в числе других его подпись значится в «Послании вардапетов Северной Армении», написанном от имени духовенства Вост. Армении Армянскому католикосу Григору IV Отроку († 1193) в связи с общеарм. Собором, созванным им в 1178 г. в Ромкле ( Киракос Гандзакеци. История Армении. М., 1976. С. 122). Д. К. оставил богатое научное наследие. Активно сотрудничая с местными (напр., с Мхитаром Гошем) и с киликийскими вардапетами, внес существенный вклад в развитие ахпатской школы, особенно в жанре комментариев. Наряду с толкованиями книг ВЗ и НЗ (Толкование Книг Иова и Исаии, Евангелия от Матфея) Д. К. составил комментарии на произведения Филона Александрийского, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, а также Давида Анахта и Псевдо-Дионисия Ареопагита. Эти сочинения написаны в жанре причин ((?)) и начал () - своего рода комментариев, разъясняющих необходимость и обстоятельства появления того или иного труда. Многие из причин Д. К. дошли до нас в составе неопубликованного сб. этиологического характера, составленного Григором, сыном Абаса (здесь же имеются причины, написанные Мхитаром Гошем). Они входят во 2-ю часть книги («Причины тонких письмен»), где в основном комментируются произведения «внешних» (светских) авторов и сочинения отцов Церкви (напр.: Причины и разрешения речей Григория Богослова, Причины речей Григория Нисского, Начало и причина сочинения Григория Нисского «О девстве», Начало и причина труда «О строении человека» и т. д.). Большинство причин Д. К. не опубликовано, его литературная деятельность мало изучена. Можно лишь сказать, что он был сторонником краткости изложения (в колофоне Толкования Книги Исаии Д. К. сообщает: «И, взяв комментарии святых толкователей и сократив их, я объединил их вместе и передал посредством сжатой мысли, сохранив, однако, всю их мощь») и был сведущ в теории высшего, созерцательного, комментария. Д. К. похоронен в Ахпате близ колокольни. Надгробная надпись гласит: «Сие есть надгробие духовного отца нашего, Давида, вардапета Кобайреци».

http://pravenc.ru/text/168566.html

Оставаясь на патриаршем престоле девять лет, святой муж Божий [Нерсес], исправно и превосходно управляя [церковью], завершил свой жизненный путь. Защищая веру, согласно Павлу, переселился он в бессмертную и блаженную жизнь и был причислен к сонму апостолов, пророков и правоверных отцов и вардапетов. XIII. В 689 г. армянского летосчисления (1240 г.), через шестьдесят семь лет 378 после смерти св. патриарха Нерсеса, во времена Христом венчанного благолепного царя киликийского Хетума, который является третьим [царем] после благочестивого Левона I – царя этой страны, по повелению и одобрению св. вардапета Иоанна я изложил историю св. патриарха Нерсеса и его предков правдиво и безошибочно. Помяните с любовью во Христе вышеназванные имена, все пользующиеся историей светозарных святых мужей и при переписывании [этой истории] каждый раз переписывайте без сокращений, дабы и вас вписал Христос в Книгу жизни. Да будете все вы по ходатайству святых и блаженных патриархов со всеми святыми достойны царства небесного в Иисусе Христе, Господе нашем, которому подобают слава, сила и честь во веки веков. Аминь. Житие Саргиса Шнорали Саргис Шнорали (Благодатный) является одним из ярких литературных деятелей XII в. Он вырос и творил в той же среде, что и его великие современники Нерсес Шнорали, его брат Григорис, Игнатиос. Все они были учениками выдающегося педагога и наставника серебряного века Степаноса Отрока. Впоследствии Саргис стал настоятелем монастыря Карашиту, где и провел всю жизнь в литературных трудах. Наиболее значительной его работой является «Толкование семи Соборных посланий», написанное, как явствует из жития Саргиса, в 1156 г. Через десять лет он написал краткое переложение этого труда. Его перу принадлежат также речи, грамоты, «Толкование Исайи» и др. (см.: Г. 3арбаналян. История древнеармянской словесности, с. 647, 720–721). Саргис Шнорали, как и другие его собратья по перу, возродил интерес к духовной литературе, сам проводил дни и ночи над чтением трудов Ефрема Сирина , Григория Богослова , Василия Кесарийского , Иоанна Златоуста и др. Особое влияние на него оказал Златоуст.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Смиренный Афанасий, Епископ Вологодский и Белоезерский. «Божией милостью смиренный Афанасий, Епископ Вологодский и Белоезерский, сыну и сослужителю Нашего смирения Спаса Прилуцкого монастыря Архимандриту Арсению. Понеже бытность Наша ныне в Святейшем Правительствующем Синоде в Санкт-Петербурге неотлучно, а в Епархии Нашей на Вологде надлежит в небытность Нашу в соборной церкви на праздники господские и Богородичные и в прочие дни при обыкновенных процессиях священнослужение отправлять, как первенствующему по близости места в степенных той Епархии властях, тебе, сыну и сослужителю Нашего смирения. Того ради благословляем тебе в небытность Нашу в соборной и прочих церквах, а в монастыре и при Нашей в Епархии бытности при священнослужении палицу и набедренник по обычаю церковному надевать и сулок держать и служить на ковре. О чём на Вологде духовных дел управителем для ведома и Указ от Нас послан, а тебе сия Наша грамота дана в Санкт-Петербурге лета 1727, Января 2 дня». Но ныне отличие это уже не употребляется. До Штатов 1764 года за монастырём сим крестьян было 2.819 душ, по Штатам же положен он во 2 классе степенью 20. В числе достопамятных происшествий сего монастыря можно положить: 1) В конце XIV века, когда Вологда принадлежала ещё к области Новгородской; то некоторые Воеводы Московского Великого Князя Василия Дмитриевича, негодовавшего на Новгородцев, призвав себе в помощь Устюжан и Вятчан, напали на Вологду грабежом и разорением. При этом случае разорению подвергся и Прилуцкий монастырь. Но когда разорители начали грабить церковь , то один из них внезапно поражён был в церкви же смертью , от чего все Воеводы и Вятчане, придя в ужас, возвратили монастырю всё похищенное, и после всегда присылали с оный довольную милостыню. 2) В 1503 году, Июня 3, возвращена из Москвы икона Преподобного Димитрия Прилуцкого, по некоему откровению отпущенная из сего монастыря с Великим Князем Иваном Васильевичем в первый Его поход на Казань. Этот Князь, по окончании сего похода украсив её златом и серебром, возвратил в Вологду, и она встречена на Прилуках Епископом Стефаном (который какой был Епархии, не известно); а в память сего принесения Вологжане поставили на месте встречи церковь и уставили с тех пор ежегодное празднование, которое и доныне бывает в этот день с крестным хождением из Вологодского Собора в монастырь. Во второй Казанский же 1552 года поход Царя Ивана Васильевича Прилуцкий Игумен отнёс к сему Государю из Прилуцкого монастыря крест, именуемый в Летописи Киликиевским, может быть потому, что он вывезен в Россию из Греческой Киликийской области, а в этот монастырь принесён самим Преподобным Димитрием.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Дети никогда в древней Церкви не лишались причастия. В книге о церковной иерархии Дионисия Ареопагита 216 говорится, что дети также спободлялись после св. крещения св. причастия, на что некоторые смотрели с сомнением. По чинопоследованию литургии постановлений апостольских они приобщались прежде народа вслед за девственницами и вдовицами 217 . Что младенцы после крещения допускались к св. причащению, об этом говорит св. Киприан. В своей книге о падших он повествует об одной девочке, которая без ведома матери была кормилицей накормлена идоложертвенным. Когда, затем, мать принесла к Божественной службе свою маленькую дочь, последняя стала метаться, а когда диакон подал чашу и насильно ей влил в уста, девочка извергла принятую евхаристию 218 . О причащении детей мы находим также свидетельства у бл. Августина, Василия Киликийского, Евагрия, папы Инокентия I-ro, Григория Великого , Геннадия Массалийского и др. отцев Церкви. Евагрий 219 , между прочим, повествует о существовавшем в Константинополе обычае остатками св. Даров приобщать детей. «Издревле в Константинополе, – пишет он, – есть обычай останками от пречистого Тела Христа нашего Бога приобщать детей, ходящих в училище грамматиков, которые оттуда и приглашаются к причащению». И далее Евагрий повествует об одном мальчике иудее, который ходил в школу и, возвращаясь оттуда, вместе с другими мальчиками заходил в церковь причащаться. Отец еврей, узнавши об этом, бросил сына в раскаленную печь, но отрок остался невредим. Почти такой же обычай причащения детей существовал во Франции, как это можно заключить из 6-го правила 2-го собора Масанского (585 г.). По этому правилу повелевалось по средам и пятницам приводить в церковь детей после предварительного их пощения и здесь давать им остатки св. хлеба, пропитанного вином. Этот обычай продолжал существовать на Западе до Карла Великого, так как 3-й Турский собор, собранный Карлом в 813 году, правилом 19-м постановил с особенною осторожностью относиться к подобному раздаянию евхаристии 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

С.Б. Сорочан Список общественных сооржений Херсона в вв. 1427 Культовые памятники Церковь св. муч. Луппа-воина (V–VI вв.) Церковь св. Лонгина (V–VI вв.) Храм и птохион св. Фоки Навта (V–VI вв.; возможно, с ними связана постройка с кладкой opus mixtum, раскопанная в 1902–1904 гг. в восточной оконечности портового района) Церковь св. великомуч. Феодора (VI в.) «Базилика на холме» – (вторая половина – конец VI в.) Базилика Крузе – (вторая половина VI – начало VII вв.) «Базилика в базилике» – (вторая половина VI – начало VII вв.) Баптистерий в северной галерее «базилики в базилике» (вторая половина VI – начало VII вв.) «Базилика в квартале L (вторая половина VI – начала VII вв.) «Базилика на агоре с пристроенной к ней с севера крещальней (вторая половина VI – начало VII вв.) Одноапсидный и однонефный храм, открытый в 1958 г. на месте античного театра (VI в.) Загородный ранний одноапсидный храм на Девичьей горе, открытый в 1902 г. (VI–VII вв.) Южный загородный крестовидный храм Богоматери Влахернской (середина – вторая половина VI в.) Баптистерий в южном пастофории храма Богоматери Влахернской (конец VI – начало VII вв.) Церковный комплекс жилых и хозяственных помещений, возможно, птохион с северной стороны храма Богоматери Влахернской (конец VI – начало VII вв.) Молельня с сиденьями в стенах и ограда-перивол с кладкой opus mixtum монастыря Богоматери Влахернской (конец VI – начало VII вв.) Тетраконхиальный теофанический мартирий – посвященный чуду епископа Капитона (третья четверть VI в.) Гробничный мартирий с криптой в квартале III (третья четверть VI – начало VII вв.) Гробничный мартирий св. Василия – «часовня рядом с Западной базиликой (вторая половина – конец VI в.) Западная базилика – – церковь св. Леонтия Киликийского с южной галереей, вероятно, носокомионом (конец VI в.) Баптистерий Западной базилики (конец VI – начало VII вв.) Восточная базилика – она же – храм апостола Петра (конец VI – начало VII вв.) Одноапсидная молельня – открытая в 1908 г. рядом с Восточной базиликой (вторая половина VI – начало VII вв.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Кроме церковной истории Феодорит писал другие два сочинения исторического характера. Первое — это «Φιλθεος ιστορα (Historia religiosa)», «Боголюбезная история». История трактует о тридцати подвижниках и состоит из тридцати глав, и: которых каждая рисует нам жизнь одного какого-либо из эти? подвижников. Это — самая важная для истории сирийской монашества история. Издание этой истории сделано по единственной рукописи и потому не представляет никаких вариантов. Другое произведение надписывается следующим заглавием αιρετικς κακομυθας επιτομ (Haereticarum fabularum compendium)», «Сокращение еретических лжемудрований». Сочинение это состоит из четырех книг, излагающих лжеучения древних еретиков. Спорный вопрос представляет глава 12 последней книги, где Феодорит говорит о несторианстве. Одни говорят, что эта глава вставлена другою рукой. Другие, напротив, утверждают, что Феодорит после того, как порвал все связи с несторианством на Халкидонском соборе, мог, разумеется, резко отзываться о Нестории . Это сочинение отдельных изданий не имело, и даже в Corpus haereseologicum Франца Олера (Öhler) не было принято.    После Феодорита, в первой половине VI века, опять почти одновременно, выступают в качестве церковных историков три лица: Феодор Чтец, Василий, киликийский пресвитер, и Иоанн Диакриномен. Все они — утрачены. Лучше других известен первый из историков; о двух последних мы знаем по немногим ссылкам на них и из «Библиотеки» Фотия.     Феодор Чтец жил при Юстине или Юстиниане. Он, следуя Евсевию, Сократу, Созомену и Феодориту, написал в 3-х книгах свод церковной истории. Из свода было сделано сокращение, сохранившееся в оксфордском кодексе Baroccianus. Из этого сокращения видно, что последняя выдержка взята из 7 книги Сократа. Продолжением этого свода была его собственная история, сохранившаяся лишь в сокращенном своде, также в cod. Baroccianus в Оксфорде и в cod. Regius в Париже. Это сокращение неверно приписывается в первом кодексе Никифору Кал-листу (ок. 1333 г.), оно существовало ранее, и им пользовался Уже Феофан. Сокращение разбито на 2 βιβλα, «книги» (1 — из 37 отрывков, II — из 65). I, 1—37 и II, 1—37 взяты из Феодора (до воцарения Юстина); II, 38—59 заимствована, вероятно, из ут-Раченного труда Василия киликийского (антиохийская точка зрения); II, 60—65 (о царствованиях с Константина до Льва) — может быть, из Феодора Чтеца. Феодор цитируется у Иоанна Дамаскина, в актах VII вселенского собора, у Свиды. Труды его Имели немаловажное значение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Пантелеимона 27 июля.     Преподобномуч. Параскева. В Синаксаристе Никодима проложное сказание о ней несколько пространнее. Родители ее Агафон и Полития, по молитве получившие единственную дочь, назвали ее Параскевою, ибо она родилась в пятницу. Вверженная в котел с маслом и смолою и будучи неврежденна, она бросила жидкости в глаза любопытствовавшему царю Антонину, ослепила его, потом по просьбе его даровала ему зрение и обратила со многими во Христовой вере. Полное житие ее в Новом Сокровище (Νες Θηcαυρς) на греч. языке. В Деяниях св. (Iul. VI. 232 и 502) сделаны об ней два замечания, в коих говорится, что сказания об ней не могут быть соглашены с историею и что в римской церкви она чтится 14 ноября под именем Венеры или Венеранды, потому что пятница по-римски называлась днем Венеры. В 1200 г. паломник Антоний видел мощи ее в Царьграде: «св. пятница в теле лежит и носят на перенос». Церковь ее и ныне в Царьграде цела, на левой стороце Золотого Рога в местности Хас-киой. В ней погребены знаменитые лица.     Св. Симеон в пещере. Известны, кроме Симеона юродивого 21 июля, три Симеона столпника: 1-й сентября 1, второй, 24 мая дивногорец, третий новый киликийский в 6 веке (Луг дух. 57 глава). По Цикодиму, Морчелли и Мартынову ныне разумеется первый, по Болландистам и Невоструову третий. В каноне на сырную субботу в 3 песни стих 6: Небо четверосветительное явися на земле, дважды двое сие Симеонское единоимение, иже на столцех трие суть и един юродивый. В греч. минее года в синаксаре 26 июля пр. Симеон называется столпником, пресвитером и архимандритом. Поелику вообще в восточных памятниках Симеон 1 сентября знаменитейший называется: в пещере ( ν μαvδρα), в отличие от Симеона на дивной горе; то лучше разуметь ныне того, который чтится 1 сентября.     Обновление храмов арх. Гавриила в Халдах и Михаила в Скаллах. Местности без сомнения в Царьграде, но неизвестны и, вероятно, названия повреждены. В редакции месяцеслова Василия XI в. читалось: в Халках вместо Скаллах и переведено: обон пол медныя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

древнее название местности на Востоке Малой Азии, между Киликийским Тавром, Евфратом, Черным морем и р. Гадисом. Кесария — главный город Каппадокии. Василия Великого ко св. Причащению. Ср. кн. пр. Иез. 33:11. Память святого мученика Иулиана город в Сирии на восток от реки Оронта, впадающей на северо-западе Сирии в Средиземное море. Память святого Вукола, епископа Смирнского знаменитый торговый город Ионии на восточном берегу Эгейского моря (Архипелага), верстах в 66 от Ефеса, при устье реки Мелес, один из древнейших городов Малой Азии; церковь насаждена была в Смирне святым Апостолом Иоанном Богословом. Смирна в настоящее время принадлежит туркам, но и доселе там сохраняется и процветает христианская вера. Город остается и теперь одним из самых цветущих городов империи. ( < < back 1) ( < < back 2) ( < < back 3) около 100 г. ( < < back 1) ( < < back 2) Поликарп, епископ Смирнский, знаменитый муж апостольский, ученик святого Иоанна Богослова; память его — 23 февраля; преставился в 167 г. ( < < back) миртовое дерево. Оно растет в Азии, Америке, в Африке — в Египте, и в южной Европе, по берегам Средизменого моря. Ветвями этого дерева в праздники украшались жилища; миртовые венки надевали на голову во время пиршеств, особенно свадебных. Мирт почитался у древних вообще символом любви и тихого счастья, изображением радостных обстоятельств в настоящем и светлых надежд в будущем. ( < < back) Память святых мучениц Марфы и Марии и брата их святого мученика Ликариона отрока провинция Римской империи, на западе Малоазийского полуострова, с главным городом Ефесом. Житие святого отца нашего Парфения, епископа Лампсакийского греч. слова «парфенос», что значит «девица», «девственница». один из городов Мизии, северо-западной провинции Малой Азии. значительный, основанный феокейцами, город Мизии, в северо-западной области Малой Азии. один из городов Фракии, области в Византийской империи, в северо-восточной части Балканского полуострова. Парфений скончался в 318 году. ( < < back 1) ( < < back 2)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010