Предлогом для разрыва послужило письмо Василия к Аполлинарию, написанное за двадцать лет перед тем, в котором и речи не было о догматах 613 . Василий и Аполлинарий в момент этой переписки были еще мирянами. Но это для Евстафия было безразлично: Василий писал Аполлинарию, – следовательно, он аполлинарианин и еретик. Другое письмо, получившее широкую огласку по всей Малой Азии, обличало Василия в интригах, рисуя в самом мрачном виде ту роль, какую он играл в деле подписи. Таким образом началась прискорбная распря, в продолжение которой Василий и Евстафий взводили друг на друга самые горькие обвинения. Василий вследствие своих отношений к Аполлинарию был обвинен в савеллианстве; даже появился в обращении подписанный именем Василия документ, где православие его в этом отношении представлялось в соблазнительном виде. В свою очередь Василий подогревал старую историю об отношениях Евстафия к Арию и рассказывал, что он был учителем Аэтия, как будто можно было делать Евстафия ответственным за своих учителей или учеников. Арианская партия воспользовалась этой распрей. С самого начала Евстафий нашел среди киликийского епископата подозрительную поддержку. В следующем (374 году) епископ самосатский Евсевий, друг и советник Василия, был сослан во Фракию. Вскоре после этого викарий Понта, некий Демосфен, который имел основание не любить Василия 614 , предпринял поход против православных церквей в Каппадокии и Малой Азии. В конце года в Галатии состоялся собор епископов официальной партии под руководством Евиппия, влиятельного члена на соборе 360 г. Епископ Парнасса·Ипсий, оказавшийся первым на пути, был низложен и замещен надежным человеком, Екдикием. Епископ нисский Григорий, брат Василия, по обвинению частного лица был вытребован на суд под конвоем, но бежал во время пути. Демосфен переправился затем в Кесарию, где заставил включить клириков в курию; оттуда он проследовал в Севастию и поступил таким же образом с теми, кто стоял за Василия против Евстафия. Наконец, он собрал в Ниссе собор епископов из Галатии и Понта, который низложил Григория и нашел ему заместителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДОКСИЙ, АТТИК, АГАПИЙ, КАТЕРИЙ Мученики Евдоксий, Аттик и Агапий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P.156) Мученики Евдоксий, Аттик и Агапий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P.156) [греч. Εδξιος, Αττικς, Αγπιος, Κατριος] († ок. 320) и др., мученики Севастийские (пам. 3 нояб., пам. визант. 2 нояб.), пострадавшие в царствование имп. Лициния (по др. источникам, в правление имп. Деция ). Воины Е., Ат. и К. за проповедь христианства претерпели различные истязания по приказу дукса Маркелла и архонта Авксана. Затем они были заключены в темницу, где их бичевали воловьими жилами и выбили зубы. В это же время были схвачены христиане Истукарий, Пактовий и Никтополион, к-рых били палками и подвергли др. пыткам, а затем сожгли вместе с упомянутыми выше воинами. Краткое Житие Е., Ат., Аг., К. помещено в Минологии Василия II кон. X в. и в Синаксаре К-польской ц. кон. X в. под 2 нояб. В Синаксаре К-польской ц. и в Типиконе Великой ц. IX-X вв. вместе с этими святыми упомянуты мученики Марин, Океан, Евстратий и Товия ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 19; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 88). При переводе древнерус. Пролога имена нек-рых мучеников претерпели значительное искажение (в этом виде они вошли в совр. календарь РПЦ). В визант. рукописях К. назван Картерием, Никтополион - Никополитианом (Синаксарь К-польской ц. и Минологий Василия II), Никополитом (Типикон Великой ц.) или Никополитаном (Crypt. Β. γ. IV, XII в.), Истукарий - Стираком (Синаксарь К-польской ц.), Стиракием (Минологий Василия II) или Ставракием (Патмосский список Типикона Великой ц.), Пактовий обычно именуется Товией, и только в Патмосском списке Типикона Великой ц. представлен др. вариант этого имени - Товил. Ист.: PG. 117. Col. 139-142; SynCP. Col. 190; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 15; ЖСв. Нояб. С. 53. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 342; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 61. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)

http://pravenc.ru/text/187106.html

Рис. 273. Фреска на правой боковой стене склепа на земле Н.И. Тура (по М. И. Ростовцеву u М. И. Скубетову) Итак, можно попытаться сложить воедино все разрозненные части историко-архитектурной головоломки и паредложить, пользуясь термином А. Пелина, следующую «литургико-топографическую программу» развития Западного культового комплекса, который, вероятно, являлся женским монастырем с акимитским уставом и носил имя св. муч. Леонтия Киликийского 698 . На этом месте, рядом с античной оборонительной стеной в IV в. после своей мученической кончины был погребен первый епископ Херсонеса, Василей (Василий). Во всяком случае, память херсонитов, как свидетельствует агиография, связывала этот легендарный случай, имел он место или нет, с данным участком древнего некрополя, одна из могил которого была удостоена богослужения. Именно так, «с веселием и радостью» праздновали «мученическое рождение» своих святых христиане Смирны, собираясь к их гробницам 699 . При этом обычным почитанием блаженной кончины, по словам богословов, Отцов Церкви, служили «святые всенощные бдения» с возжжением факелов и свечей 700 . Рис. 274. Монастырь св. Мартирия в Иудее, основанный в 474 г. Комплекс включал кафоликон, церкви, капеллу, гробницы, кимитирии, жилые помещения, баню, кухни, конюшни (по М. Мэнго) Около второй четверти – середины VI в. возводятся 1 и 2 куртины новых, средневековых оборонительных стен, которые вместе с оконечностью древней стены первых веков н.э. превращают северо-западный угол городища площадью около 2600 м2 в своеобразную «цитадель», подобную той, что уже давно существовала на противоположной, юго-восточной оконечности Херсонеса. Внутри этой ограниченной территории, около фланговой башни I до конца столетия, если не гораздо дольше, еще действовал производственный комплекс, осуществлялась рыбозасолка. Однако, как и в случае с поисками других святых реликвий, место становится одной из стаций – конечным пунктом церемониальных шествий литургического характера, связанных с оформившейся календарной службой в честь муч. Василия. К этому времени в городе, очевидно, существовал храм во имя св. Василия, выстроенный, скорее всего, на агоре, рядом с тем местом, где мученик принял смерть от рук местных «эллинов». Поиски собственных святынь, ставшие в силу внутренних и внешних причин особенно активными в последней трети VI в., когда город пережил тюркскую угрозу и был занят интенсивным строительством, привели к осознанию необходимости возведения нового мартирия над склепом с редким полуцилиндрическим крипичным сводом около древней западной оборонительной стены, ибо он давно ассоциировался в представлениях херсонеситов с местом погребения Василия. Возможно, над ним уже существовал ораторий или поминальный гробничный евктирий, который подвергся перестройке, что косвенно подтверждает разность кладки апсиды с тремя конхами и более массивных стен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕЛАГИЯ Мученичество св. Пелагии Тарсийской. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 96) Мученичество св. Пелагии Тарсийской. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 96) († нач. IV в.), мц. Тарсийская, дева (пам. 4 мая, 7 окт.). Достоверные сведения о П. крайне скудны. Греч. Мученичество П. составлено спустя долгое время после ее кончины, беллетризировано и носит легендарный характер. Существуют также греч. синаксарные сказания, местами не согласующиеся между собой и с текстом Мученичества. В краткой форме сказание о кончине П. приводится в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) (PG. 117. Col. 96). Согласно общим сведениям источников, П. происходила из знатной языческой семьи, род. в Тарсе Киликийском, была чрезвычайно хороша собой. Пострадала в гонение имп. Диоклетиана (303-313). В тексте Мученичества указано, что именно в Тарсе П. скончалась. Синаксари о конкретном месте кончины умалчивают, прп. Никодим Святогорец утверждает, что П. пострадала в Риме. Из текста Мученичества известно, что епископом Тарсийским в то время был Клинон (по др. источникам неизвестен), человек добродетельный, обративший множество язычников в христианство и поэтому вынужденный скрываться от гонителей. В синаксарях имя епископа варьируется, он назван Клином либо Лином. В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) под 8 окт. о нем говорится как о «великом Лине», что, возможно, говорит о его отождествлении со сщмч. Лином, еп. (папой) Римским, хотя последний предположительно жил на 2 века раньше гонений Диоклетиана (это отождествление принимает и прп. Никодим Святогорец). Согласно Мученичеству, П. услышала о Христе и, хотя и не была крещена, уверовала в Него, скрыв это от родителей. Желая посвятить свое девство Христу, она отказала сыну имп. Диоклетиана, к-рый хотел сделать ее своей женой, и он затаил на нее обиду (в более кратких синаксарных повествованиях этот эпизод опущен). После объяснения с посланниками сына императора П., уже слышавшая о добродетели епископа города, хотела разыскать его, чтобы тот преподал ей наставление в христ. вере. Под предлогом посещения кормилицы П. просила мать отпустить ее из дома, но та отказала ей.

http://pravenc.ru/text/2579920.html

от Екатеринбургской епархии: иеросхимонаха Иоанна (Кевролетина; 1875–1961); от Московской епархии: схиархимандрита Игнатия (Лебедева; 1884–1938), протоиерея Иоанна Тарасова (1867–1937), протоиерея Николая Крылова (1875–1941), протоиерея Павла Преображенского (1882–1937), протоиерея Константина Пятикрестовского (1877–1938), протоиерея Сергия Голощапова (1882–1937), игумена Евтихия (Качура; 1891–1937), священника Димитрия Крючкова (1874–1952), священника Владимира Красновского (1889–1937), священника Василия Никитского (1889–1938), священника Димитрия Русинова (1871–1937), священника Василия Парийского (1894–1937), священника Константина Немешаева (1879–1937), иеромонаха Аристарха (Заглодина-Кокорева; 1886–1937), диакона Николая Цветкова (1879–1937), диакона Никифора Литвинова (1892–1937), Василия Ефимова (1903– 1937), монахиню Параскеву (Матиешину; 1890–1952); от Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря: иеромонаха Патрикия (Петрова; 1877–1933), иеромонаха Сергия (Гальковского; † 1918), иеродиакона Андроника (Барсукова; † 1917), монаха Тавриона (Толоконцева; 1871–1939); от Рязанской епархии: священника Матфея Рябцева († 1918), протоиерея Николая Динариева († 1918), священника Николая Правдолюбова (1892–1941), священника Александра Орлова (1878–1941), протоиерея Сергия Правдолюбова (1890–1950), Евгения Дмитрева (1913–1937), Павла Парфенова († 1918), Веру Самсонову (1880–1940); от Пензенской епархии: иерея Иоанна Калинина-Оленевского (1854–1951); от Саратовской епархии: священника Дионисия Щеголева (1880–1937); от Тамбовской епархии: архиепископа Тамбовского и Шацкого Вассиана (Пятницкого; 1879–1940); от Ярославской епархии: протоиерея Феодора Поройкова (1875–1938), священника Петра Зефирова (1879–1918), священника Николая Писаревского (1868–1933), священника Василия Крылова (1892–1938), священника Николая Розова (1870–1930), священника Иоанна Рудинского (1867–1930), Георгия Седова (1883–1960). СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о двустороннем диалоге Русской Православной Церкви с Коптской, Сирийской Православной и Армянской Апостольской (Киликийский Католикосат) Церквами, организуемом в соответствии с решением Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429478/

1. По словам Филосторгия, этот Акакий, впоследствии склонив императора 1217 на свою сторону, обвинил Василия 1218 и Евстафия 1219 , а также и многих других в различных преступлениях и низложил их с престолов 1220 . Лишил он сана и Македония, епископа Константинопольского 1221 . После низложения Македония на его место, по распоряжению Констанция, из Антиохийской епархии был переведен Евдоксий. Низложенные же отправлены были в изгнание: Василий – в Иллирию, остальные – в различные иные места. Перед тем как отправиться в ссылку, они отреклись от собственных подписей, коими утвердили принятый на соборе в Аримине символ веры , и такими образом одни из них вновь стали проповедовать единосущие (tç émooÀsion), другие же – подобосущие (tç émoioÀsion). Также и Аэций низложен был за то, что якобы распространял учение о неразличии (tç parllakton) хотя сам и в речах, и письменно открыто отвергал его, и удален в Мопсуэсту Киликийскую. При этом осуждение не только ему, но и его вероучению подписали почти все его приверженцы и единомышленники 1222 ; одни – потому, что отвергли суждения, которых придерживались ранее, другие же, уступив велению времени, сочли за благо волю царя предпочесть своей истине. Акакий же, после того как он низложил и обрек на изгнание Василия – из личной к нему ненависти, а Аэция – из-за разногласий в вопросах веры, возвратился в Кесарию и во все церкви, осиротевшие без пастырей, назначил епископов, исповедующих единосущие. В Никомедии на место Кекропия поставил он Онисима, в Анкире же Василия заменил Афанасием 1223 ; престол Тарсы вместо Сильвана занял другой Акакий; из Антиохийского же клира все те, кто вместе с Василием некогда противодействовали Аэцию и Евдоксию, ныне были осуждены на изгнание 1224 . Также и Мелетий, отозванный из армянского города Севастия 1225 все тем же Акакием, был возведен на Антиохийский престол вместо Евдоксия, ибо Евдоксий к тому времени уже воссел на престоле Константинопольском. Сей Мелетий первоначально исповедовал иносущие (tç terooÀsion), присоединяясь к тогдашнему мнению императора, и подписал определение западных 1226 , но, взойдя на Антиохийский престол, превратился в ревностного поборника единосущия (tç émooÀsioin). В Лаодикее Акакий поставил епископом Пелагия 1227 . Короче говоря, используя малейшую возможность, прилагал он все силы к тому, чтобы на место изгнанников были рукоположены истовые исповедники единосущия (tç émooÀsion).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Копчину его полагают в Молдавии или смежной с нею Валахии и Бессарабии. Не справедливо некоторыми принесение мощей муч. Никиты в Царьград приписывается импер. Елене (см. примеч. на путешествие Антония, стр. 126). Св. мученик скончался после св. Елены в 872 году. У Бандурия писателем древностей константинопольских имя его не означено в числе положенных Еленою пророков около церкви св. Романа. Итак мощи его из Мопсуестии киликийской перенесены в Царьград, но когда не известно.     Пр. Филофей пресвитер. В месяцеслове Василия местом его рождения означена тема опсикийская (θμα Οψικου); ибо в 10 веке области, на которые была разделена восточная империя, назывались темами. Тема опсикийская (от obsequium — повиновение), обнимала страны Вифинию, Мизию, Фригию и Троаду, но в которой из них было Мравино или Муравьево — место рождения святого не известно. Время жизни его полагают около X века, вернее, не позднее 10 века; ибо в месяцеслове Василия говорится, что целебное миро истекает от костей его до сего дне.     Обретение мощей св. Акакия. В царство Декия будучи представлен пред правителя области Маркиана исповедал имя Господа, рассуждал о Божестве и достоинстве Христа, о херувимах и серафимах, осмеивал и обличал греческих богов, по этому после жестоких мук заключен в темницу, а судебные записи об нем Маркиан отправил царю, который велел освободить святого. Нося язвы Господа на теле, просветив многих, прославившись чудесами и учением, скончался в мире. Так месяцеслов Василия 29 марта. См. об нем 17 апреля заметку. (Акты его у Рюинарта Т. I. 350. В Деян. св. Магт. 903).     Мучч. Феодот и Асклипиодота. В Деяниях св. (Sepm V, 30) помещено обстоятельное описание страданий Максима, Асклипиодоты и Феодота, составленное современным им лицом. Св. мученики пострадали при Галерии Максимиане (306—311). Жизнеописатель просит Бога о прекращении гонения, следовательно жил еще до воцарения Константина и до прекращении им гонения и вообще обстоятельность в означении мест и действий и времен и все содержание говорит за несомненную достоверность сего сказания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Гипотеза ван Эсбрука-Лурье в настоящее время не получила признания в научном сообществе, И. С., схоластика и епископа, принято отождествлять. Вместе с тем можно согласиться с Лурье, что почитание И. С. св. отцом, как видно и из послания папы Агафона, имело место уже в VII в. Третий не дошедший до нас трактат И. С. был направлен против Василия Киликийца, отождествляемого Роремом и Ламоро с автором «Церковной истории» (охватывающей период 450-527), к-рый написал пространный трактат из 16 книг против И. С. Сведения о трактате И. С. против Василия (условное название «Против несториан»), сохранившиеся у свт. Фотия ( Phot. Bibl. Cod. 107), скудны, но достаточно подробно изложена позиция самого Василия, к-рый, вероятно, был строгим дифизитом, представителем Антиохийской школы, и выступал против теопасхитской формулы, т. е. против толкования Халкидонского Собора в духе свт. Кирилла, еп. Александрийского, за что был обвинен И. С. в несторианстве. Именно вокруг этой проблематики и разгорелась полемика, в которой И. С. выступил как защитник теопасхитской формулы и богословия свт. Кирилла, т. е. с позиций, которые впоследствии были характерны для V Вселенского Собора. Согласно Рорему и Ламоро, эта полемика имела место, вероятно, в 20-х гг. VI в. ( Rorem, Lamoreaux. 1998. P. 33), во время споров вокруг теопасхитской формулы; при этом они не считают достоверными сведения, приводимые свт. Фотием, что полемика состоялась при патриархе Флавиане Антиохийском (498-512). Напротив, Лурье, ссылаясь на ван Эсбрука, утверждает, что именно эту дату следует принять. Отрывок из 4-го богословского сочинения И. С., «Против Севира», сохранился в 3 версиях (в: Doctrina Patrum. 13. 13//Doctrina Patrum (fort. auctore Anastasio Sinaïta vel Anastasio Apocrisiario)/Ed. F. Diekamp. Münster, 1907. P. 85-86; в Деяниях Латеранского Собора 649 г. (ACO II. Vol. 1. P. 314.1-5) и наиболее полно в Деяниях К-польского Собора 680-681 гг. ( Mansi. 2. Col. 437-440)). Сочинение было написано вскоре после 518 г., поскольку в нем упоминается разрыв Севира с Юлианом Галикарнасским. Именно этот отрывок, являющийся защитой Томоса папы св. Льва I Великого , содержит исповедание двух действий, к-рые нераздельно и непреложно имеет Христос, на основании того, что у Него была мыслящая душа, имевшая свою, отличную от Божественной, энергию мышления. Сходные аргументы впосл. можно встретить у прп. Максима Исповедника и др. диэнергистов.

http://pravenc.ru/text/471503.html

Ap. VIII; см.: CPG, N 1730); «Дидаскалия апостолов» (CPG, N 1730, versio Arabica «a»; содержит 39 глав, переведена с бохайрского диалекта не позднее XI в.; существует и др. араб. версия «Дидаскалии апостолов», в 44 главах, более поздняя (1295),- перевод, сделанный с саидского диалекта свящ. Абу Исхаком ибн Фадлаллахом (CPG, N 1730, versio Arabica «b»), обе версии основаны на книгах I-VII Апостольских постановлений); каноны Климента (или Послание Петра Клименту); изречения из «Заповедей Ветхого Завета» (выборка правовых норм из Пятикнижия, содержащая также христ. интерполяции; см.: Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 584-585). Затем идут каноны Соборов, признанных К. Ц.: Анкирского, «Карфагенского» (в действительности - Неокесарийского), Гангрского, Антиохийского, Никейского (I Вселенского), II и III Вселенских, Лаодикийского, Сардикийского. Далее - каноны, приписанные Ипполиту Римскому, а также каноны под именем Василия Великого и другие, извлеченные из «Аскетикона» свт. Василия (2 серии, содержащие 13 и 106 канонов; см.: CPG, N 2977; Kaufhold. 2012. P. 275-276). Вторая часть состоит из «канонов царей», заимствованных (через араб. переводы, дошедшие при посредстве мелькитов) соответственно из «Прохирона», Сирийско-римского законника, псевдоэпиграфических постановлений I Вселенского Собора (т. н. Духовных канонов; CPG, N 8523.4) и Эклоги императоров Льва III и Константина V и «Заповедей Ветхого Завета» (см.: Kaufhold. 2012. P. 276-277). Следом идут каноны, приписанные Дионисию, Христодулу и Тимофею Александрийским, а также святителям Григорию Нисскому и Иоанну Златоусту. Свод канонов, представляющий собой перевод с греческого на саидский диалект копт. языка (создан не ранее V-VI вв., сохр. в единственной рукописи 1003 г.; см.: Ibid. P. 271-273), был гораздо меньше: каноны Никейского и др. Соборов, включающие ряд текстов догматического характера (напр., Символы веры Никейского и К-польского Соборов); послания Епифания Кипрского и Руфина Аквилейского; «Исповедание веры» Псевдо-Агафоника Тарсийского и его «Диалоги» (с Иустином Самарянином и с киликийцами) (CPG, N 5621-5624); канонические ответы Тимофея Александрийского (CPG, N 2520) (ср.: Coquin.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Скачать epub pdf Страдание святого священномученика Василия, епископа Амасийского 2786 Память 26 апреля После погибели нечестивого изверга, римского царя Максенция 2787 , который, как враг Божий, был сражен силою Креста Господня, явившегося на небе Константину Великому , и погиб, как некогда Фараон, в водной пучине, римское царство на западе, наконец, вздохнуло после жестоких казней. На востоке гонение на христиан продолжались со стороны другого врага Божия, императора Максимиана 2788 , хулившего истинного Бога и жестоко преследовавшего верных служителей Христа. Благоверный царь Константин послал против него на восток Ликиния 2789 , выдав за него свою сестру. Ликиний веровал тогда в Господа нашего Иисуса Христа и с помощью Божией так поразил Максимиана, что последний едва спасся бегством с небольшим отрядом; но спасшись от руки Ликиния, не убежал от руки Божией. Когда он скрывался в Киликийском городе Тарсе 2790 , то внезапно всё тело его покрылось неизлечимыми ранами, так что от нестерпимых, как огонь, страданий он кидался на землю, тело, как растаявший воск, отпадало кусками от костей, и грешная душа его держалась только в скелете без тела и крови. Наконец, и кости стали с мучительной болью отпадать одна от другой, и он, сознавшись, что в своем нечестии и жестокости преследовал и убивал неповинных рабов Христовых, проклял своих богов и умер. Ликиний, овладевши всем востоком, торжественно вступил вместе с своей супругой в Никомидию. Сперва царствовали мир и тишина повсюду на веселие и радость верным, отдохнувшим после жестокого гонения Максимиана, но враг всего доброго – диавол снова погрузил христиан в море скорбей. Ликиний, укрепившись на востоке, отступил от Христа Бога и возвратился к мерзостному идолослужению, в котором был воспитан. Только ради того, чтобы разделить престол с Константином и жениться на его сестре-христианке, принял он Христову веру и клялся Константину никогда не отступать от христианства, но всегда защищать его. Потом, сделавшись восточным императором, забыл милости Христа Бога, помогшего ему победить Максимиана и завладеть востоком, забыл благодеяние царя Константина, отвернулся от него, как и от Христа, сделался его злым врагом. В Никомидии он открыто отвергся от христианства, стал поклоняться идолам и велел повсюду восстановить языческие жертвоприношение, а верных снова начал преследовать. Прежде всего, он изгнал из царских палат всех христиан: и сановников, и слуг, и оруженосцев, стал смеяться над Христовым милосердием, возвратился к языческим верованиям и предался без стыда плотским грехам. Он погряз в разврате и насильно совращал к любодеянию сенаторских жен и дочерей, особенно христианок, чтобы надругаться над святыми и самим Христом Богом. Видя это, супруга его, верная христианка, по имени Констанция, скорбела всем сердцем и тайно в письмах рассказывала обо всем брату своему Константину.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010