Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Тарах Аназарвский, мч. Описания иконы Тарах Аназарвский, мч. - житие Святые мученики Пров, Тарах и Андроник пострадали за Христа в 304 году в городе Тарсе Киликийском. На предложение язычников принести жертву идолам святой Тарах, старый воин, ответил, что он приносит жертву Единому, Истинному Богу в чистом сердце. Видя твердость святых в исповедании истинной веры, проконсул предал их пыткам. " Когда мое тело страдает, - говорил идолопоклонникам святой Пров, - тогда душа моя исцеляется и оживляется " . Истязатели изощрялись в мучениях, какие только могла измыслить их злоба, а потом разрубили тела святых на части. Христиане тайно взяли останки мучеников и похоронили. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Октябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 10398.jpg:   Размер: 547x1200, 0.66 MPix, 143 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (112) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 12 октября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 10399.jpg:   Размер: 698x1200, 0.84 MPix, 156 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (94) , (0) . Описание: [Константинополь. 985.] Мчч. Пров, Тарах, Андроник. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Файл 10401.jpg:   Размер: 1200x825, 0.99 MPix, 269 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (100) , (0) . Описание: [Грачаница. Ок. 1318.] Месяцеслов-Октябрь (Мчч. Пров, Тарах, Андроник). Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г. Файл 10402.jpg:   Размер: 801x594, 0.48 MPix, 103 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (117) , (1) . Описание: [Афон. XV.] Мчч. Пров, Тарах, Андроник. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 10403.jpg:   Размер: 852x1051, 0.9 MPix, 193 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (99) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2979

    Муч. Феотекн. Сказание об нем славянского пролога не известно ни болландистам, ни Никодиму, у коих он побивается камнями (3 окт.). Пострадал он в Антиохии сирской, но мощи его, брошенные в реку (вероятно, Оронт), найдены близ приморского города Роса, лежавшего не много севернее Антиохии и принадлежавшего к аназаврской киликийской митрополии. Вероятно, они принесены к Росу морем.     Пр. Вассиан. В Деяниях св. (Oct. V. 79) историческое исследование на основании проложныхь сказаний и жития св. Матроны (9 нояб.). По Сирмондову прологу Вассиану дали средства построить в Константинополе монастырь два знаменитые мужа Север и Иоанн (vir consularis). Император Маркиан, современник преподобного, построил во имя его храм едва ли еще не при жизни святого, по мнению Никодима, как это было многими сделано для Маркиана кирского по свидетельству Феодорита (см. Историю Боголюбцев его о Маркиане). У Дю-Канжа он ошибочно называется Кассианом, а в некоторых древних славянских памятниках Василием. 11     Пр. Феофан начертанный. Неизвестно, почему преосв. Филарет кончину его ставит в 843 году. У Долоцкого она полагается ок. 845 года. Но есть каноны с надписью имени Феофана Феофилавту, еп. никонидийскому, († 845, марта 8) и Мефодию, патриарху цареградскому (14 июня, † 846); следов. он умер не ранее 846 года или ок. 847 г.     Свв. Зинаида и Филонилла. По славянскому прологу они побиты камнями. В стишном прологе в заглавии они называются мученицами, в стихословии и в сказании им приписывается мирная кончина. По месяцеслову Василия Зинаида, жившая в пустынной пещере, вышедши из нее для собрания врачебных трав, которыми исцеляла больных, наткнулась ночью на острый деревянный гвоздь и, стараясь вынуть его, испустила дух. Филонилла же, в своем доме угождая Богу, скончалась в мире. По сему некоторые не считают их мученицами. В Деяниях св. (Oct. V. 502) помещено пространное сказание о Зинаиде, в котором ничего не говорится о Филонилле, принадлежащее не известному писателю. По сему сказанию Зинаида подвизалась близ Димитриады, места названного от богини Димитры (Δημτηρ) на север от Тарса, а не в Фессалии; советами ее пользовались три благочестивые мужа Паппас, Филотерас и Филокирис, которые вместе с нею творили чудеса и распространяли евангелие, но восставшие на них язычники заставили их удалиться от сего места. Зинаида возвратилась в дом и, вышедши однажды из дома, пронзила ногу терновником и испустила дух; один благочестивый муж положил тело ее в новом гробе. В новейшие времена, говорит жизнеописатель, случилось чудо: мальчик пастух сел на ее гроб, заснул и подвергся болезни, но по молитве отца в святой исцелен. По житию святая Зинаида скончалась 11 октября.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Виктора, Евсевия. Абис. Люд.    Муч. Сергия атрибского и родителей его при Киприане правителе Копт. 1338. 1425 и у Болланд. 8. Мучеников при Персидск. царе Кабе. М. Р.   Св. Коинты мученицы в Александрии в Египте в 249 г. М. Р. Об ней упомин. Дионисий алекс. см. Деян. св.    Мучч. Дионисия, Емилиана на и Севастиана в малой Армении. Иерон. М. Р. см. Деян. св.     Иоанна. Абис. у Люд. 9. Аполлония, муч. александрийского в 249. М. Р. Деян. св. немалое исследов.   Св. Бебунды. Абис. у Люд. (у Копт. Абнуды 1286).    Мучч. Аммония и Александра и других 20 в Кипре. Иерон. М. Р. Деян. св.    Мучч. Иулия, Миликута, Фирса, Плесея, Ронея, Орбаса, Ориона, Агафона, Рекумба, Бастама, Серматы, Протириона, Колорра, Лува, Арата, Феониты, Иппа, Германа, Сатурниллы, Пектима, Серапиона, Лиастамона, Папия, Пампира, Диоскода, Ирода, Потамона, Петиконида, Евмина, Зотика, Кириака, Иппия в Александрии. Иерон.    Освящение храма 40 воинов. Абис. у Люд.    Св. Пафнутия. Копт. 1338 и 1425 (которой Пафнутий — неизвестно.)    Успение Елисаветы. Копт. у Порфир. 10. Мучч. Андрея, Апория или Апония в Вифлееме в 41 г. при Ироде. Иерон. Р. Н.   Мучч. Аполлона, Протия, Ориона, Плавса и многих других в Александрии. Иерон.    Освящение Церкви 40 мучч. в Севастий: Василием В. Копт. у Порф. (Копт. 1425 9 февр.) 11. Василия в Армении. Иерон.    Пеона или Пены, Евпраксия или Евфраксия мучч. в Апамее. Иерон.     Лукия священномуч., еп. адрианопольского, умершего в темнице в борьбе с арианами 348. М. Р. Деян. св.    Аввы Авраама. Копт. 1286. 1338.     Мины, еп. Акмина. Копт. и Абис. у Люд.     Евтропия, еп. в Адрианополе Фракийском, предшественника Св. Лукия. 12. Иулиана, Виктора, Феликса, Секунда, Севериана, Карпофора, Германа или Герминия, Кириака, Аммония, Евминия, Памфтла, и других в Александрии. Иерон.   Мучч. Модеста и Аммония отроков, Зотика, Кириака, Симплиция в Александрии. М. Р. Иерон. У. А. Н. и др.     Иакова апост. Копт. 1286 (неизвестно, которой. сн. 4 февр.)     Мелания. Абис. Копт. у Люд. 13. Туллиана, Антия, Кириака, Аммония в Адександрии. Иерон. и друг. 14. Иулиана и Маркиана мучч. в Егах киликийских. Иерон. Н. и др.    Басса, Антония, Протолика, Кириона пресвитера, Вассиана чтеца, Агафона закиинателя, Моисея, Дионисия и Аммония, Арматы, Арбаза, Павла; Левиора, Орбаза, Плеба, Амантия, Дионисия еписк. и Дионисия пресвит. в Александрии. М. Р. У. А. Н. и друг. см. Деян. св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

87 В Оксфордском кодексе первая книга дошла в 37 отрывках, вторая – в 65. Фрагменты 1, 1–37 и 2, 1–37 взяты из Феодора (до воцарения Юстина); 2, 38–59 – вероятно, из утраченного труда Василия Киликийского (антиохийская точка зрения); 2, 60–65 (об императорах с Константина до Льва) – возможно, опять из Феодора Чтеца . В сокращенном виде эта история имеется в Cod. Baroccianus в Оксфорде и в Cod. Regius в Париже. Сокращенная версия, имеющаяся в оксфордском манускрипте, надписана в тексте именем греческого церковного историка 14 в. Никифора Каллиста (Извлечение из «Церковной истории» Федора чтеца, по изложению Никифора Каллиста/Сокращение «Церковной истории» Филосторгия, сделанное патриархом Фотием. СПб., 1854), однако ныне принято думать, что Никифор был лишь составителем и, эпитомируя Феодора Чтеца , работал не с полным его текстом, но имел в руках только те фрагменты из этой истории Феодора, которые зафиксировал; сам же текст был известен уже Феофану. Эту работу Феодора Чтеца цитировали на 7 Вселенском соборе, на нее ссылались Иоанн Дамаскин , а также известный сборник Суда. 88 Церковная история Евагрия, схоластика и почетного префекта. СПб., 1853 (анонимный пер.); Евагрий Схоластик . Церковная история/Пер. СПб. духовной академии, пересмотрен и испр. В.В. Серповой; прим. А. Калинина. М., 1997; Евагрий Схоластик . Церковная история: В 6–ти кн./Пер., вст. ст., комм, и прилож. И.В. Кривушина. 2-е изд., испр. СПб., 2006 (1-е изд.: Евагрий Схоластик . Церковная история в 6 кн./Пер., вступ. ст., комм, и прилож. И.В. Кривушина; отв. ред. Е.С. Кривушина. В 3-х т. СПб., 1999–2003); Евагрий Схоластик . Церковная история. М., 2009. За свои труды историк получил в награду от Тиберия II титул квестора, а позже, когда у Маврикия родился сын Феодосий, Евагрий написал по этому поводу приветственную речь (также утраченную), за что был удостоен императором титула почетного префекта, почему и назвал себя в надписании своей истории π πρχων (ex praefectis). 89 Первое издание «Церковной истории» Евагрия предпринял в 1544 г. в Париже Р. Стефан. В 1570 г. в Лувене ее издал (в сопровождении первого латинского перевода) епископ Чичестерский Джон Кристофорсон. А. де Валуа опубликовал новое издание «Истории» в Париже в 1673 г.; сделанный Валуа для этого издания латинский перевод не утратил актуальности и поныне (он переиздан Минем в «Патрологии»). С новым латинским переводом «История» была издана Д. Ридингом в Кембридже в 1720 г. Последнее научное издание было предпринято Ж. Биде и Л. Пармантье ([Evagrius Scholasticus]. The Ecclesiastical History of Evagrius with the Scholia/Ed. J. Bidez, L. Parmentier. London, 1898; repr.: Amsterdam, 1964).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заболев, он пригласил священника, исповедался н причастился Пречистых Таин, которыми напутствованный, преставился от земных скорбей к небесным радостям. Господин дал знать священникам и старейшинам местечка, чтобы они погребли праведного по христианскому чину, и в знак уважения своего к почившему, пожертвовал для мощей его дорогой ковер. Христиане с благоговением похоронили тело Иоанна на своем кладбище. По прошествии трех лет со дня отшествия его ко Господу, старший из иереев видит во сне праведного, побуждающего откопать и перенести мощи свои, но протоиерей колебался и медлил, пока небесный свет, сошедши на могилу, побудил исполнить желание святого, при большом стечении народа. Изъятое из земли тело его оказалось невредимым, нетленным и благоуханным. Благоговейно поклонившись св. мощам, перенесли оные с псалмами и песнями духовными в иссеченную в скале церковь великомученика Георгия, а назад тому несколько лет, перенесены оттуда мощи в новую церковь св. Василия Великого , положены в раке на правой стороне, где, притекающие к св. Иоанну, днем и ночью освобождаются от всяких болезней, и молящиеся ему в различных нуждах получают просимое от дивного во святых Своих Бога, по ходатайству праведного, и бесчисленные чудеса совершены и совершаются через угодника Божия, по невозможности перечислить все из них, упомянем здесь о немногих. В царствование султана Махмута 2-го, при восстании на него Египетского паши Ибрагима, послан был против восставшего, в числе других, Осман-паша с 1800 челов. солдат. Пройдя Кесарию, он прибыл к местечку Прокопион, чтоб, переночевав там, на утро отправиться через Неаполь к Киликийским воротам, где стоял Ибрагим лагерем. Так как большая часть жителей-турок в Прокопии были янычары, ненавидевшие султана, как гонителя их, порешили не принять Османа; тщетно старались христиане внушить им, что через непринятие навлекут гнев, идущего по царскому повелению, предводителя войска, что в ярости он может наделать в местечке много зла, но, видя их, непреклонных, не хотящих сообразить о дурных последствиях такового бунта, – удалились в окрестности, оставив в городке старых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМ, СЕРАПИОН И ПОЛИЕН [греч. Ερμς (Ερμος), Σεραπων, Πολαινος], мученики Римские (пам. 18 авг.; пам. визант. 19 авг.). Сведения о Е., С. и П. крайне скудны. Краткое греч. Мученичество, сохранившееся в единственной рукописи XI в. (Vindob. Hist. 45), не опубликовано. Время и место, где пострадали святые, неизвестны. Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.), христиане Е., С. и П. отказывались приносить жертвы идолам. По доносу язычников они были схвачены и доставлены на суд рим. властей. Затем их бросили в темницу, а после связали и поволокли за пределы города. Мученики скончались от ран, нанесенных острыми камнями. Некоторые списки Синаксаря К-польской ц. помещают память мучеников под 28 и 29 марта. В зап. источниках мученики упоминаются редко. В Мартирологе блж. Иеронима их память отмечена под 28 авг., при этом указано, что С. и П. пострадали не в Риме, а в Александрии. Исследователи полагают, что на Западе культ этих святых смешался с культом более известного рим. мч. Ермета (лат. Hermes), чья память отмечается 28 авг. Ист.: BHG, N 2169 [Epitome]; PG. 117. Col. 588-592 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 568, 908; MartRom. P. 345; MartHieron. P. 472-473; ЖСв. Авг. С. 318. Лит.: Pinius J. De ss. mm. Romanis Herma, Serapione et Polyaeno//ActaSS. Aug. T. 3. Col. 546-547; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 251; Aubert R. Hermès (4)//DHGE. T. 24. Col. 97; Amore A. Erma, Serapione e Polieno//BiblSS. Vol. 5. P. 9-10; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 137. Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Рубрики: Ключевые слова: КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)

http://pravenc.ru/text/190217.html

Романа киликийского (из Феодорита), 10 пр. Зинона (из Феодорита), 11 пр. Македония(из Феодорита), 13 пр. Мавсимы (из Феодорита), 14 пр. Марона (из Феодорита), пр. Авраамия(из Феодорита), 15 пр. Евсевия (из Феодорита), 17 обретение мощей мученика Мины. Пр. Саламана (из Феодорита), 19 пр. Мара (Марина или Мариса из Феодорита), 20 пр. Иакова кирского (из Феодорита), Киндея, еп. писидийского. Пр. Евтропия. Пр. Анина (во 2 редакцию внесен в России), 21 муч. Маврикия и 70 воинов, 22 пр. Фалассия и Лимнея (из Феодорита), 25 препп. Асклипия и Иакова (из Феодорита). Муч. Антония. 26 пр. Варадата (из Феодорита), 29 муч. Геласия. Март. 15 пр. Иоанна в Руфинианех, 30 Иоанна, патр. иерусалимского. Апрель. 5 мучч. 120 в Персиде, 15 мучч. Феодора пресвитера и Кт. и Павсолипия, 17 св. Евфимия чудотворца, 24 свв. мучч. в Халкидоне. Май. 9 патриарха Тимофея, 12 Никифора ефапсийского, 14 мучч. Александра, Варвара и Аколуфа, 16 муч. Евфимии, 20 мучч. Антиоха, 22 мучч. Софии. Муч. Маркелла. Муч. Кодра. 26 мучч. Аверкия и Елены и Кт. 28 Каталия и Еало. 30 мучч. Евсевия, Романа, Телетия, Харалампа и Христины и многих в Никодимии и Кт. Июнь. 12 пр. Иулиана константинопольского. Июль. 4 пр. Доната ливийского и Кт. Пр. Марка исповедника и Кт. 6 свв. Архиппа, Филимона, Аполлония, Александрия, Епимаха, Фнисима и Кт. 7 Евстафия, Поликарпа и Кт. (с Евангеллом). 13 муч. Маманта в Сигме. 26 муч. Илима. Приложение 16.     Сравнение прологов Петрова, Илиина (т. е. первой редакции месяцеслова Василия) и стишного (сего по экземплярам: 1295 г. за сентябрьское полугодие и 1370 года за мартовское полугодие) в отношении к служебным минеям. Курсив значит, что службы тем памятям в служебных минеях доселе известных еще не найдено.     При сравнении взяты во внимание те дни, в которые минеи студийские разнятся от иерусалимских (см. приложение 12, т, е. иные службы в те дни в студийских и иные в иерусалимских минеях). Взяты во внимание те памяти, которые в прологах стоят на первом месте.     Сентябрь. 10—13 дни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛОНИЙ мч. Римский (пам. греч. и зап. 23 июля). Время жизни неизвестно, пострадал в Риме. В ряде календарей ошибочно назван епископом. А. претерпел мученическую кончину от огня и стрел. Согласно Римскому мартирологу, вместе с А. пострадал мч. Евгений. Память А. без жития содержится в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 556) и Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 835), а также в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 348). Память А. без жития включена в слав. перевод нестишного (РГАДА. Син. тип. 177, нач. XIV в.) и Стишного Прологов (ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.). Гимнография. По Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 473) известно последование А., не вошедшее в печатные богослужебные книги, состоящее из стихир 4-го гласа, канона Иосифа 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа и седальна 4-го гласа. Текст указанного канона с акростихом «Απολλνιον μρτυρα στφω λγοις. Ιωσφ» (греч.- Аполлония, мученика, словами венчаю. Иосиф) известен по одной из греч. рукописей визант. периода (Ταμεον. Ν 782. Σ. 252). В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещено упоминание святых (Μηναον. Ιολιος. Σ. 206). Ист.: ActaSS. Iul. T. 5. P. 388-389; SynCP. Col. 835. Лит.: Aigrain R. Apollonius (6)//DHGE. T. 3. Col. 1011; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 51. П. Б. Михайлов, О. В. Венцель Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.)

http://pravenc.ru/text/75664.html

Раввулы (8 августа 435 г.) главный из них, Ива, сделался его преемником по кафедре, и авторитет Феодора опять был восстановлен. Общее внимание вопрос о Феодоре привлек, когда проникшие и в Армению произведения Феодора побудили предстоятелей Армянской церкви обратиться к Проклу Константинопольскому, чтобы убедиться, верно ли суждение о них Раввулы и Акакия Мелитинского. Прокл отвечал в утвердительном смысле, осудил киликийских епископов, и прежде всего — Иву Эдесского, и затем исходатайствовал у императора указ об анафематствовании сочинений Феодора и самого автора; был представлен при этом ряд выписок из книг Феодора. Прокл написал в ответ на них свой «Томос к армянам о вере» и отправил к антиохийцам и к Кириллу для подписи и осуждения того учения, какое содержалось в приложенных к томосу выписках из Феодора (без его имени). Антиохийцы одобрили томос, но анафематствовать выписки решительно отказались, так как не желали осудить Феодора, признавая этим свое согласие с ним. Иоанн Антиохийский и его собор заявили Проклу, что подобные же места можно находить и у многих других церковных учителей (Игнатия, Евстафия, Афанасия, Василия и обоих Григориев, Флавиана, Диодора, Иоанна, Амвросия, Аттика и др.), и они поэтому подверглись бы тоже осуждению. Прокл отвечал, что он не требовал и своему послу диакону Феодоту не поручал требовать осуждения лично Феодора и только не считал согласными с благочестием посланные выписки (ut pote subtilitatem non habenti pietatis). К Кириллу, внимание которого на Феодора обратил еще ранее Раввула, Иоанн писал тоже, добавляя, что и у самого Кирилла, и у Прокла в его томосе можно встречать нечто сходное с некоторыми из присланных для осуждения отрывков, да и вообще — осуждать уже умерших и их мнения неудобно, и выиграют от этого лишь защитники Нестория, если с Несторием окажется осужденным и такое светило, как Феодор, хотя бы Феодор в увлечении полемикой с ересями и допускал резкие выражения (еа quae dure a Theodoro dicta sunt, necessitate compulsus dixit).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРЕЙ СТРАТИЛАТ [греч. Ανδρας Στρατηλτης] († ок. 300) и др., мученики Киликийские (пам. 19 авг.). Согласно житию, А. С. командовал большим отрядом рим. войска под началом некоего Антиоха, направленного имп. Максимином для ведения военных действий против персов. Отряд столкнулся с численно превосходившим его противником, и А. С., тогда еще не крещенный, но уже уверовавший во Христа, приказал своим солдатам призывать на помощь Бога христиан, и рим. войско одержало блестящую победу. Извещенный об этом Антиох велел тотчас арестовать А. С. и предать его пыткам, однако не смог заставить его отречься от Христа. Опасаясь казнить военачальника, Антиох доложил о нем императору. Максимин предложил найти к.-н. предлог для его казни. А. С. вместе со своими 2593 подчиненными отправился в г. Тарс к еп. Петру, где все они приняли св. Крещение. Командующий рим. войсками в Киликии Селевк, извещенный Антиохом о бегстве А. С., решил догнать и уничтожить отряд, укрывшийся в горах Тавра в Киликии. Застигнутые во время молитвы в узком горном проходе, воины легко могли отразить натиск Селевка, однако предпочли добровольно предаться в руки убийц. Еп. Петр и еп. Веррийский Нонн, захоронив их останки, стали свидетелями чуда - на месте гибели воинов возник целебный источник. Возможно, еп. Петр был автором их жития, к-рое позже было переработано Симеоном Метафрастом (кон. X в.). Память А. С. внесена в вост. календари и зап. мартирологи под 19 авг. Наиболее широкое распространение память А. С. получила в визант. памятниках: Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. P. 378-379), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 591-592; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 585), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 907-909), Императорском Минологии 1034-1041 гг. ( ev. Menol. T. 2. P. 295-299), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. ( Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 468, 476) и Феодора Продрома нач. XII в. ( Teodoro Prodromo. Calendario. P. 135).

http://pravenc.ru/text/115324.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010