16-го числа Святых 12-ти мучеников: Памфила пресвитера, Валента диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии и Исаии Св. Памфил, уроженец гор. Берита, знаменитый по роду и богатству родителей, окончил блистательно свое образование в Александрии. Возвратясь в Палестину и избрав деятельность на духовном поприще, Памфил был поставлен пресвитером и, как видно из писем св. Василия Великого , достиг звания архиепископа Кесарийского и посвящал впоследствии архиепископов в Армении. Памфил занимался учеными трудами, много потрудился над исправлением текста св. Писания. При нем уже в исправленный Оригеном текст 70-тй толковников вкрались ошибки переписчиков, и св. Памфил исправил их, дополнив краткими объяснениями. Этот исправленный текст, по словам блаженного Иеронима , был столько уважаем, что его употребляли во всех церквах, находившихся между Александрией и Антиохией, и снимали с него списки и для других церквей. В 303 году, по желанию императора Константина, этот текст – в числе 50-ти списков – был доставлен и для созданного им нового города, в котором распространялось число христиан. В Кесарии устроена была св. Памфилом библиотека, состоявшая между прочим из творений отцов, которые отчасти переписывал он сам, отчасти приобретал, где мог. Рукописи его почитались такою драгоценностию, что блаженный Иероним , достав одну из них: «толкование Оригена на 12 пророков», считал себя Крезом... Но и кроме библиотеки, св. Памфил наделял своими рукописями неимущих и деятельно распространял христианское образование. При этом он отличался делами милосердия и делил с бедными все, что имел. Во время гонения от Диоклитиана, св. Памфил подвергся истязаниям за веру и был заключен в темницу по повелению игемона Урвана – вместе с престарелым диаконом Елийской Церкви Валентом и Павлом, уроженцем Иамнии, пострадавшими за веру уже и прежде того от раскаленного железа. Здесь пробыли они два года, по прошествии которых место Урвана занял Фирмилиан, который, узнав о нахождении их в темнице, приказал обезглавить их всех трех – вместе с пятью братьями Египтянами: Самуилом, Илиею, Даниилом, Иеремиею и Исаиею, задержанными и потерпевшими мучения в Кесарии, на возвратном пути их из Киликии, куда они ходили провожать 130 исповедников, также пострадавших в это время в Египте 288 и сосланных на тяжкую работу в Киликийские рудники.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

жанром. Сочинением Сократа активно пользовался др. церковный историк V в., Созомен , рассказывающий о периоде с 325 до 439 г. В лит. отношении Созомен превосходит Сократа, однако он не столь критически относится к отбору материала для своего труда именно потому, что считает возможным иногда жертвовать научной строгостью ради лит. занимательности. Оценивая популярность жанра церковной истории в Византии V-VI вв., необходимо учитывать, что неск. произведений дошло до нас лишь во фрагментах, выдержках или переводах. Таковы сочинения Филиппа Сидского , Исихия , Геласия (православные, V в.), Филосторгия (арианин, кон. IV - V в.), Захарии Ритора и Феодора Чтеца (православные, VI в.), Иоанна Диакриномена , Василия Киликийца , Иоанна Эфесского (монофизиты, VI в.). Церковная история занимала важное место и в творчестве одного из крупнейших визант. писателей V в. блж. Феодорита , еп. Кирского. Его труд в 5 книгах посвящен событиям с 325 по 428 г. и опирается на предшествующую традицию, включая Евсевия, Сократа и Созомена. Феодорит, однако, во многом порывает с принципами, к-рыми руководствовались его предшественники. Не пытаясь быть объективным, писатель изображает людей и события строго в черно-белых тонах в зависимости от их ортодоксальности в его понимании. Блж. Феодорит не стесняется прибегать к открытой хуле или неумеренным восхвалениям в адрес своих персонажей - приему, недопустимому с т. зр. традиц. историографии, но весьма охотно применяемому христ. хронистами, особенно в изложении перипетий церковной истории. Еще одна черта, сближающая Феодорита с хронистами,- откровенная дидактичность, проявляющаяся, напр., во введении в текст назидательных посланий и обращений различных церковных деятелей; т. о. Евсевий и др. включали в свои сочинения исторические документы (они присутствуют и в произведении Феодорита). Блж. Феодорит известен и своим апологетическим сочинением, в к-ром он защищает христианство от нападок язычников. Это «Врачевание еллинских недугов», отличающееся изысканностью стиля, большой эрудицией и взвешенным тоном полемики.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Наконец, нельзя забывать в данном случае важного свидетельства св. Василия Великого , который в 376 году в письме к Патрофилу Эгейскому называет Диодора ещё пресвитером 657 . Что касается конца 376 года и 377 года, то эти годы тоже не могут считаться временем поставления Диодора в епископы, ибо в это время Мелетий и Диодор были в Армении – будущее их было покрыто мраком неизвестности, и Мелетий не мог ничем руководиться для блага Церкви, рукополагая Диодора у себя в Армении епископом в г. Тарс. Таким образом, временем поставления Диодора епископом в Тарс нужно считать, действительно, возвращение Мелетия из изгнания в Антиохию в 378 году при Грациане, как удостоверяет это блаж. Феодорит. Но так как Мелетий при затруднительных путях тогдашних сообщений, по всей вероятности, мог прибыть в Антиохию лишь только к концу 378 г. и на первых порах, естественно, должен был заняться собственным официальным водворением на антиохийской кафедре, ликвидацией затем дел своего арианского преемника и переговорами с Павлином, о чём сохраняют свидетельства церковные историки 658 , то естественнее, terminus а quo епископства Диодора отнести к 379 году 659 , причём не далее осени, ибо осенью 379 года Диодор, как епископ Тарса, присутствует на антиохийском соборе. Новое место архипастырской деятельности Диодора не представляло собой какого-нибудь захолустного города или селения греко-римской империи. Для блага верующих Богу угодно было перевести его из одной столицы в другую – из столицы Сирии в главный город Киликийской митрополии, каковым был город Тарс 660 , возделывать и доделывать ниву, политую трудами его учителя, блаженного Силуана, епископа Тарсского. Блаженный Иероним говорит, что в новом своём сане Диодор был менее замечательным и знаменитым, чем в сане пресвитера антиохийского 661 . Но это замечание блаж. Иеронима должно быть принято с большими ограничениями. Конечно, преклонный возраст Диодора, утомление, сопровождавшееся болезнями и физической слабостью его 662 , как следствие строгой аскетической его жизни, неутомимой борьбы за веру в период пресвитерства, наконец, наступивший во дни его епископства мир в отношениях Церкви и государства – всё это самым естественным образом могло способствовать тому, что Диодор в дни своего епископства был уже не так горяч и стремителен в подвигах, как раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

суровая, горная область в северной части Малой Азии. Протерий мученически скончался в 467 году, в царствование Льва Великого. Память преподобного отца нашего Василия Исповедника Василий скончался около 750 г. Память святого священномученика Нестора, епископа магидийского в Малой Азии. Память преподобных жен Марины и Киры Берия находился в Сирии на восток от древней столицы сирийского царства Антиохии. первомученица равноапостольная Фекла жила во времена апостольские; обращена была в христианство св. апостолом Павлом. Скончалась в г. Селевкии (в Киликийской области). Память ее празднуется 24 сентября. около 450 года. Память преподобного отца нашего Кассиана Римлянина его 13 ноября и 30 января. Кассиан — наставник в подвижнической жизни. В первой из 12 книг «о постановлениях киновий» он говорит о внешнем виде монаха, т. е. об одеянии; во второй, о чине ночных псалмов и молитв; в третьей, о чине дневных молитв и псалмов; в четвертой, о чине отвержения от мира. В 24 собеседованиях с отцами заключаются беседы пустынных отцов о различных духовных предметах. В 13 собеседовании рассуждает о благодати. ересиарх родом из Сирийского города Кесарии Германикийской на Евфрате; ни происхождение его, ни год рождения неизвестны; по свидетельству его главного противника, святого Кирилла Александрийского, «он вышел из грязи и происхождение его было постыдно». Сделавшись патриархом Константинопольским, он заявил себя в начале ревностным гонителем ересей, но потом сам неожиданно оказался еретиком. Он начал заявлять в церкви, что Пресвятую Деву Марию не следует называть Богородицей, так как она родила не Бога, а только человека Иисуса, который был только обителью Божества и орудием нашего спасения; этот человек чрез наитие Святого Духа стал Христом, т. е. помазанником, и Слово Божие пребывало с ним в особом только нравственном соединении. На третьем вселенском соборе (431 г.) ересь Нестория была осуждена, а сам он был сослан сначала в монастырь Евирения (близ Антиохии), а затем в отдаленный Египетский оазис Ибис, где чрез несколько лет и умер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСКАЛОН АСКАЛОН [Аскла; греч. Ασκλων, Ασκλς] († ок. 304), мч. Антинойский (пам. 20 мая, копт. 20 янв., зап. 23 янв.). Уроженец егип. г. Антиноя (Фиваида), в гонение имп. Диоклетиана исповедал себя христианином перед игемоном Аррианом и подвергся жестоким пыткам: А. повесили на дереве и строгали железными орудиями. Затем Арриан велел отправить израненного А. на суд в Антиною, но молитва мученика удерживала лодку игемона посреди Нила до тех пор, пока тот публично не исповедал Христа единым истинным Богом и Творцом. Причалив после этого к др. берегу, Арриан обвинил А. в волшебстве, велел привязать ему на шею камень и утопить в Ниле. Тело мученика было найдено христианами спустя 3 дня на берегу, но не вниз, а вверх по течению реки. Вместе с ним пострадал мч. Леонид. Об их мученичестве упоминается в житии Антинойских мучеников Филимона, Аполлония и Арриана (PG. 116. Col. 507-560). В копт. Синаксарях (20 янв.) А. именуется Асхелаем, Асклой или Асклепием, в зап. мартирологах (23 янв.) - Асклой, в Минологии Василия II (20 мая) - Аскалоном (PG. 117. Col. 467-468); в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 697) и Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 296) - Асклой. В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А., включенный в нестишной Пролог (один из древнейших списков - серб. Минея с проложными житиями БАН. 4.5.10, нач. XIV в. (Пергаменные рукописи БАН. С. 32)). В ВМЧ помещены краткие проложные жития А. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 175, 177 (2-я паг.)). Ист.: BHO, N 80, 111; BHG, N 1513у, 1514, 1844z, 1845; ActaSS. Ian. T. 3. P. 68; Mart. T. 1. P. 895-899; Hist. mon. Aeg. 19; Руфин. Жизнь отцов. Гл. 19; ЖСв. Май. С. 597-602. Лит.: Les Martyrs d " Égypte//AnBoll. T. 40. 1922. P. 88; David J. Asclas//DHGE. T. 4. Col. 901; Holweck. P. 110; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 378; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 60. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)

http://pravenc.ru/text/76614.html

    12. Иулиана, Виктора, Феликса, Секунда, Севериана, Карпофора, Германа или Герминия, Кириака, Аммония, Евминия, Памфила, и других в Александрии. Иерон.     Мучч. Дамиана воина, Модеста, и Аммония отроков, Зотика, Кириака, в Александрии. М. Р. Иерон. У. А. Н. и др.     Иакова апост. Копт. 1286 (неизвестно, которой. сн. 4 февр.). Мелания. Абис. Копт. у Люд.     13. Туллиана, Антия, Кириака, Аммония в Александрии. Иерон. и друг.     14. Иулиана и Маркиана мучч. в Егах киликийских. Иерон. Н. и др.     Вассиана, Антония, Протолика, Кириона пресвитера, Вассиона чтеца, Агафона заклинателя, Моисея.     Дионисия и Аммония, Арматы, Арфаза, Павла, Левиора, Ороза или Ора, Плеба, Амантия, Дионисия еписк. и Дионисия пресвит. в Александрии. М.Р. У. А. Н. и друг. См. Деян. св.     Феликса, Ианнуария в Геравлее. Иерон.     Палладия, Кардидиана в Греции. Иерон.     Мучч. Василия, Феодосия и Тимофея в Александрии. 1425 Копт.     Филемона. Абис. и Копт. у Люд.     Сатурнина, Адвота, (Адвоката), Превона, Мавсима, мучч. в Александрии. Иерон.     Петра патр. алек. 380. Ев. 1286.     15. Иосифа диакона, Зенона, Аполлония, Феба (или Пеба), Романа, Зосимы, Барола, Зока пресвитера и Руфина мучч. в Антиохии Сирийской. М. Р. Иерон. и друг.     Адвента, Сикста,Помпония, Гемелла, (Гемеллы) Виктора, Генероза, Виктора, Гемеллиана, Кутурна, Кастула (Кастулы) в Сирии. Иерон.     Св. Богородицы. Копт. 1338. Захарии. Копт. и Абис. у Люд. (епископа у Порфир.).     Вену муч. в Египте. Мюллер.     16 Иулиана еписвопа муч. в Египте с 5000. Иерон. М. Р.     Мучч. Викторина Дорофея, Феодулы, Агриппы. Никод. в жизни Агапита, еп. синадского.     Марана еп. Абис. и Копт. у Люд.     17. Евсевия муч. при Диоклитиане сына Висилида. Копт. 1425 г. друг.     18. Абида еп. и муч. при Диоклитиане и Максимиане. Копт. календ. по Мюллеру.     Матфия на острове Кипре. Копт. 1425.     Апо-Мины. Копт. у Порфир. (см. 19).     19. Авксивия епископа в Солоне кипрском, преемника II-ro Авксивия (17 февр. М. Гр.) во2 веке. В жизни 1-го Авксивия хвалится за святость и мудрость. Деян. св. (in praetermiss).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

При Константинопольском патриархе Фотии Великом (858–867 и 877–886) также предпринимались попытки к примирению. Католикос Захария (855–877) после переписки с Константинопольским патриархом созвал в Ширакаване собор (862), на котором присутствовал посланный Фотием митрополит Никейский. Сам патриарх Фотий признал, что “армянская страна содержит чисто православную христианскую веру” (Послание к восточным патриаршим престолам) 24 . Константинопольский патриарх Николай Мистик (912–925) писал армянскому князю Сабату, сыну Ашота, призывая его принять православное исповедание, однако требовал, чтобы армянский католикос прибыл в Константинополь для собеседования и хиротонии. Речь шла о подчинении Армянской Церкви Константинополю, поэтому князь Сабат (913–925) временно положил конец отношениям обеих Церквей. Католикос Ваган Сюнийский (968–969) своею особой ревностью к иконопочитанию и к решениям Халкидонского собора восстановил против себя сторонников монофизитства. Был созван в Ани собор (969), который низложил Вагана и избрал Стефана III Севанского (969–971). Произошло разделение на два католикосата: западный со Стефаном и восточный с Ваганом (в Ахтамаре на оз. Ван). Удачные походы императоров UoahhaI Цимисхия (969–976) и Василия II Болгаробойцы (976–1025) в Месопотамию, Сирию, Ливан и на Кавказ на некоторое время обеспечили византийское влияние в захваченных странах. Вассальную зависимость от Византии признали также правители Абхазии, Аспуракана и Ани. Однако с востока надвигалась новая угроза— турки-сельджуки, которые незадолго до этого обратились в ислам. Будучи не в силах оказать сопротивление, армянские князья вместе с народом начинают переселяться на запад. В момент взятия турками Ани состоялось самое большое переселение армян, которые под водительством князя Рубена из рода Багратидов осели на отрогах Таврского горного хребта и в Киликийской долине, между Антиохией и Аданой. Здесь и было основано царство Малой Армении (1095–1375). В коренной Армении образовались феодальные государства сельджукских правителей. Из армянских царств продолжали существовать Сюникское и Ташир-Дворагетское, которые в период царствования грузинского царя Давида Строителя (1089–1125) укрепили свои дружественные связи с Грузией и через Трапезунд с Русью. Муж грузинской царицы Тамары (1184–1213) князь Юрий Боголюбский (сын Андрея Боголюбского) сыграл большую роль в освобождении Армении от турецкого ига.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Армяно-византийский стиль VIII века, очевидно, был продуктом слияния армянской, византийской, персидской и арабской архитектуры. Внутри храм делится на притвор, главный храм, заканчивающийся к востоку солеей, на которой стоит хор и епископская кафедра, и святой алтарь, который выше солеи на четыре ступени; перед ним нет иконостаса, но имеется завеса, иногда украшенная иконами. Святой престол находится на месте святых врат. В левой части алтаря находится жертвенник для проскомидии. Армяне особо чтут крест 58 ; в сравнении с православными иконы применяют реже, очевидно, под влиянием христологических и иконоборческих споров, тем не менее, исключительным почитанием пользуются иконы Христа, Божией Матери, Иоанна Крестителя и Григория Просветителя. Углубление в восточной части алтаря имеет изображение Богоматери “Пространнейшая Небес”. Что же касается прочего убранства храма, то оно в общих чертах похоже на убранство православных храмов. Монашеское житие в Армянской Церкви основано на правилах святителя Василия Великого, хотя каждая обитель была независимой общиной, управляемой в соответствии с ее собственными традициями. Монастыри были центрами просвещения и духовными очагами Армянской Церкви, где жили и подвизались выдающиеся мужи веры. Монашество особенно процветало в Армении с IX по XIII век. Игумены многих монастырей были епископами, поэтому иногда епископские кафедры сливались с монастырями, которые именовались “кафедраль­ными монастырями”. После упадка в результате мусульманского господства монашеская жизнь возродиласьв XV и XVII векахво многих монашеских центрах. Перед Первой мировой войной многие монастыри были разрушены, особенно в Турции. Сегодня на первом месте стоит монастырь святого Григория Просветителя в Эчмиадзине, резиденция верховного католикоса, затем идет Гагардский монастырь (IV в.), находящийся в 40 км от Еревана, в Анталиасе (Ливан), резиденции киликийского католикоса, и монастырь святого Иакова в Иерусалиме, резиденция армянского патриарха Иерусалима.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Обычно святого представляют старцем с седой округлой бородой, в святительских одеждах (фелони или саккосе, с омофором), с Евангелием в левой руке, правой благословляет; иногда в руке держит крест. Одним из ранних монументальных ансамблей, в к-ром присутствует образ К., являются росписи капеллы 9 в долине Гёреме, Каппадокия (кон. X в.). Изображение К. находится также в росписях ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318, на юж. грани сев.-зап. столба, во 2-м снизу ярусе росписи, К. представлен погрудно вместе с прп. Авраамием Затворником, мч. Клавдием и др. святыми Киликийскими, память к-рых празднуется 29 окт.); ц. Богородицы «Одигитрия», Печская Патриархия, Косово и Метохия (между 1330 и 1337); алтарной апсиды ц. Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Ватопед на Афоне (1312 - старец с длинной седой бородой, в крещатой фелони, с широким белым омофором, с крупными темными крестами, в левой руке держит закрытый кодекс); ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350, в зап. части сев. стены центрального нефа, во 2-м снизу ярусе росписи, на фоне городской стены, под погрудными образами святых Терентия, Неонилы и др. африкан. святых, память к-рых отмечена 28 окт., святитель облачен в богато орнаментированный саккос с омофором). Сцена мучения К. помещена в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 144, 1-я четв. XI в.): святитель в архиерейских одеждах стоит внутри котла на раскаленной печи, слева он него фигура палача с копьем на длинном древке, которым он пронзает К. грудь. Страсти К. представлены в лат. Бревиарии (Paris. lat. 1052. Fol. 370v, 2-я пол. XIV в.). Образ К. вместе с равноап. Еленой есть в сцене «Обретение Креста Господня». Одно из ранних изображений сохранилось на миниатюре из «Гомилий Григория Назианзина» (Paris. gr. 510. Fol. 440, 879-882): очевидно, К. (до крещения - Иуда) молодой мужчина с темными волосами и короткой бородой в голубом хитоне, охристом гиматии, стоя на коленях, склонился к кресту, обретенному в земле. Цикл композиций на тему обретения и воздвижения Креста представлен в росписи ц.

http://pravenc.ru/text/1840173.html

   Что же касается до самих верных: то, по правилу Церкви, не только одних взрослых, но «и малых младенцев веры ради тех, кои приносят их, подобает сподобляти святых таин, в освящение душ и телес их, и в восприятие благодати Господни». И это правило, доныне соблюдаемое православною Церковию, и отвергаемое римскою, — а) издревле было соблюдаемо во всей Церкви кафолической, по свидетельству книги апостольских Постановлений, и учителей Церкви: Дионисия Ареопагита, Киприана, Августина, папы Иннокентия И-го, Василия киликийского, Евагрия и других; б) было соблюдаемо в самой Церкви римской не только в девятом, но и в двенадцатом веке.    3. Впрочем, призывая всех верных чад своих к трапезе Христовой, св. Церковь не иначе допускает их к святейшему таинству, как после предварительного их приготовления, последуя заповеди Апостола: да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая тела Господня (1 Кор. 11:28. 29). Приготовление это состоит в искреннем испытании верующими и очищении своей совести от грехов посредством таинства покаяния, и вместе — в посте и молитвах, сообразно чинопоследованиям Церкви. § 218. Необходимость причащения Евхаристии, и именно под обоими видами, и плоды таинства    I. Причащаться телу и крови Господней есть существенная и необходимая обязанность каждого Христианина. Это видно:    1) Из слов Спасителя, которые изрек Он еще при обетовании о таинстве Евхаристии: аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови его, живота не имате в себе. Ядый мою плоть и пияй мою кровь, имать живот вечный (Иоан. 6:53. 54). Т. е. как для того, чтобы вступить в царство благодати Христовой, необходимо человеку возродиться водою и Духом в таинстве Крещения (Иоан. 3:5): так точно для укрепления и возрастания в благодатной жизни, за которою должен последовать живот вечный. необходимо Христианину питаться животворною пищею в таинстве Евхаристии. И хотя каждый, будет ли младенец, или взрослый, возродившийся водою и Духом, но не успевший, за скорою и внезапною кончиною, причаститься телу и крови Господней, может, по чистоте своей и невинности, удостоиться царства небесного (Матф. 11:14), — однакож тот, кто, после крещения своего, остается в живых между членами земной Церкви Христовой, и по нерадению ли, или упорству, пренебрегает питаться сею спасительною пищею, без сомнения, не наследует живота вечного (Иоан. 6:53).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010