Мелетия и прочих участвовавших в избрании его на Константинопольскую кафедру. Он пишет: «в мечтаниях суетного сердца предполагал я, что, как скоро приобрету могущество этого (Константинопольского) престола, поскольку видимость придает много веса, тотчас приведу в согласие к несчастью отдалившихся друг от друга, подобно уставщику певчих, который, став в средине двух ликов и одному предписывая закон тою, другому другою рукою, делает из них один лик» 42 . Ожидания св. Мелетия не остались тщетными; в краткое время пребывания своего в Константинополе св. Григорий сделал то, что малое стадо православных, которое нашел он при своем прибытии в Константинополь, возросло до того, что не могло вмещаться в стенах того дома, где за недостатком храма (храмы все были во власти ариан), собирались для богослужения православные. К сожалению, не все из тогдашних епископов рассуждали согласно со святым Мелетием. Александрийский епископ Петр 43 , вероятно ревнуя о соблюдении соборного правила и без всякого сомнения обманутой хитрыми кознями врагов св. Григория, рукоположил для Константинополя некоего Максима циника, который, по замечанию блаженного Феодорита , был заражен пустословием Аполлинария (8, 5). Многие из достоуважаемых епископов, бывших на соборе, Елладий, преемник Василия Великого на кафедре Каппадокийской, Григорий и Петр, братья Василия Великого , Амфилохий Иконийский , Оптим Писидийский, Диодор Киликийский, Евлогий Едесский, Кирилл Иерусалимский не согласны были с распоряжением епископа Александрийского и крепко поддерживали права Григория; но для самого Григория это разногласие членов собора было невыносимым наказанием. Не меньше сего смущало св. Григория разногласие между членами собора в их отношениях к Мелетию и Павлину по известному в истории раздору их – за Мелетия в Антиохии 44 . В отношении к судьбе св. Григория разногласие это имело то влияние, что св. Григорий, предлагая уступить кафедру Антиохийскую Павлину, по смерти совместника его, Мелетия, тем самым раздражил против себя неблагоразумных почитателей памяти святого Мелетия (св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНОН [греч. Ζνων; лат. Zeno] († 303), мч. Никомидийский (пам. 3 сент., 28 дек.; пам. греч. 28 дек.; пам. зап. 22 дек.). Сведения о З. содержатся в Мученичестве Индиса и Домны, составленном прп. Симеоном Метафрастом (X в.). Повествование о З. входит в него как составная часть и, возможно, ранее существовало как самостоятельное произведение. После сожжения христиан в никомидийской церкви (см. ст. Никомидийские мученики ) имп. Галерий (293-311) с войском совершал жертвоприношение в храме Деметры. Среди присутствовавших был воин-христианин З. (в Минологии Василия II (кон. X - нач. XI в.) он назван полководцем (στρατηγς), а не рядовым воином (στρατιτης)). Выступив вперед, З. обличил языческое заблуждение императора, за что Галерий приказал побить его камнями, вывезти за город и отрубить ему голову. Прп. Симеон Метафраст упоминает З. также в Мученичестве сщмч. Анфима Никомидийского (BHG, N 135). В Четьих-Минеях свт. Димитрия, митр. Ростовского , под 3 сент. приводится то же сказание о З., что и под 28 дек., по этой причине в календаре РПЦ утвердилось 2 дня памяти З. В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) под 27 апр. отмечена память еп. Зинона. По мнению болландистов, речь идет о З., к-рому ошибочно приписан епископский титул Анфима, поминаемого в тот же день (ActaSS. Nov. T. 2. Pars. 2. P. 212-213). В Римском мартирологе кард. Цезаря Барония (XVI в.) память З. отмечена 22 дек. Ист.: BHG, N 823; PG. 116. Col. 1073-1074 [Мученичество Индиса и Домны]; PG. 117. Col. 231-232 [Минологий Василия II]; MartRom. P. 596-597; ЖСв. Дек. С. 799; SynCP. Col. 358; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 428. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 395; Т. 3. С. 525; Ζνων (6)//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1225; Sauget J.-M. Zenone//BiblSS. Vol. 12. Col. 1475-1476; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 163. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/199869.html

29) Л. 204. От правил святых апостол о книгах, ихже подобает чести и внимати и ихже не внимати, ни чести. Нач. Не достоить мирских составленных псалмов глаголати в церкви. 30) Л. 207 об. Предание уставом на внешней стране пребывающим иноком, рекше скитаскаго жития, правило о келейном трезвении и катадневном петии, еже мы прияхом от отец наших. Нач.Подобает убо ведети о сем, яко обретаем от святых отец. 31) Л. 274 об. Устав о соборном согласии. Нач. Утреняя уставлена бысть пети апостолы и святыми отци. 32) Л. 275. Святаго Нила (Синаита) [о] осмих помыслех. Нач. Веждь, чадо, яко 8 суть помысл. 33) Л. 283 об. Святаго Анастасия Синайскаго о сущем еже по образу и по подобию. Нач. Приидем убо на сущее еже по образу и по подобию Божию создан есть человек. 34) Л. 284 об. Завет инока Инокентия. Нач. Се аз убогий инок Инокентие написал есть сий завет. 35) Л. 287. От божественных правил и предания святых Никейскаго собора. Нач. Сей собор в 20-том правиле глаголет. 36) Л. 288. От постнических Великаго Василия. Нач. Потребно есть не токмо помышлением настояти. 37) Л. 289. Выписки из Златоуста, Феодора Студита , Маркиана, Старчества, Афанасия Великаго , Исаака Сирина . 38) Л. 295. Глава 21 от Никона: не подобает иноком к мирским попом исповеди творити. Нач. Еже не причищатися иноком от рукы мирскаго священника. Далее следуют выписки из 4 и 5 глав Никона. 39) Л. 295 об. Беседа Иоанна Златоуста на еваггелие от Матфея, на текст: «Ищете прежде царствия небеснаго и правды его, и си вся приложатся вам». 40) Л. 297. Исповедание иноку на всяк день. Нач. Исповедаюся Богу Царю Небесному и Пречистей Матери Его и святым небесным силам и всем святым Его вся согрешения моя и вся злая моя дела. 41) Л. 300. Обширная статья без заглавия, имеющая своим предметом наставления инокам, подкрепляемыя выписками из Старчества и отцов церкви: Ефрема Сирина , Василия Великаго , Исаака, Исихия, Иоанна Киликийскаго, Златоуста, Симеона Новаго , Синаита, Даниила, Петра Дамаскина , Григория Богослова и др. 42) Л. 358 об. Приведено бо есть и повеселитися о Божием даре и поститися по ослабе о своих гресех, иже в святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града Златоустаго, поучения душеполезна. Нач.Время есть уже омытися, душе, и вся отрясти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Мучение святых Зиновия и Зиновии. Миниатюра из Минология Василия II. 976 -1025 гг. (Vat. gr. 1613. P.150) Известно арм. сказание об этих святых, близкое к повествованию в греч. синаксарях (ActaSS. Oct. T. 13. P. 264). Напротив, позднее эфиоп. Мученичество (Ibid. P. 271-273) значительно отличается от греч. традиции. В нем Зиновия - имя матери, а не сестры Зиновия, отец Зиновия назван Менофилом, брат - Неоном. Святые пострадали при рим. имп. Клавдии II (268-270) и наместнике Лукиане. В традициях эфиоп. житийной литературы повествование изобилует описаниями мучений и чудес: святых подвесили за волосы и били палками, распинали на крестах, затем бросили в колодец с нечистотами и посадили в горящую печь, но всякий раз Господь спасал их. После казни мучеников прогремел гром, полил дождь и погибли 500 мужей и жен, а правитель уверовал во Христа. В эфиопском Синаксаре (не ранее XV в.) память святых отмечена 7-го числа месяца хедара (3 нояб.), имя матери Зиновия передается как Зибия, родиной святых названа Фиваида. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) указано, что богослужение Зиновию и Зиновии совершалось в ц. сщмч. Зиновия, находящейся в к-польском квартале Иустинианы. Известно также, что вблизи К-поля, в месте, называемом ныне Галата, был монастырь св. Зиновия ( Janin. Églises et monastères. P. 134). И. Делеэ предположил, что история Зиновия и Зиновии возникла в результате компиляции, выполненной неизвестным древним агиографом. Он мог взять некоторые фрагменты из Жития Космы и Дамиана , мучеников Аравийских (Киликийских), и добавить их к немногочисленным свидетельствам о Зиновии , сщмч. Антиохийском, почитавшемся в г. Эги, но не имевшем своего жития; однако эта гипотеза представляется малоубедительной. На Западе мученики были неизвестны до кон. XVI в.: 1-е упоминание о них содержится во 2-м издании Мартиролога Узуарда (1573), откуда оно попало в Римский Мартиролог кард. Цезаря Барония (1586). Ист.: BHG, N 1884-1885; ActaSS. Oct. T. 13. P. 253-273; Le Synaxaire éthiopien/Éd., trad. F. Graffin. Turnhout, 1988. P. 264-267. (PO; T. 44. Fasc. 3); PG. 115. Col. 1309-1317; 117. Col. 135-136 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 177-178; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 450-451; ЖСв. Окт. С. 629-633.

http://pravenc.ru/text/199829.html

6 декабря). Издатели Деяний напечатали четыре вида актов страдания Босмы и Дамиана киликийских, утверждая, что основою их были подлинные записи нотариусов, но что сии записи после дополнены вставками последующих писателей. И что же? В первых двоих актах, которые, но сознанию издателей, менее интерполированы, нет упоминания о матери их Феодоте, но она встречается в других двоих актах более интерполированных, в актах же четвертого рода уже и исцеление Палладии приписывается аравлянам или киликийским же святым, что месяцесловом Василия и восточными житиями приписывается азийцам (1 ноября). Этим ясно показывается, что последующие писатели соединяли разные сказания в одно. 3. Если в римских памятниках не осталось следов празднования Косме и Дамиану, в Риме убиенным; то справедливо западные ученые замечают, что память их могла быть вытеснена памятью киликийских святых, житие которых перешло с востока, а о первых не было столь подробных сведений и это тем более возможно, что в древних римских мартирологах писались одни имена без всяких объяснений звания и места мучения. Есть святые западные, которым празднуют на востоке и которым не празднуют на западе, напр. Осия кордубский, и немало святых восточных, коим празднуют на западе и коих не знают на востоке. Первые ясные сведения о праздновании Косме и Дамиану в римской церкви восходят только к 6 веку. Папа Феликс IV (525—530) выстроил бализику во имя мучеников Космы и Дамиана. Мучениками могут быть названы и римские бессребреники, убитые по зависти. 4. Если в восточной церкви не находится не опровержимо ясных доказательств различения трех двоиц святых ранее месяцеслова Василия, то это потому, что памятники агиологии, предшествующие X веку, до нас не дошли или дошли весьма немногие. Впрочем несомненно, что в 8 и 9 веке было уже празднование святым 1 июля и 1 ноября, как это видно из месяцесловов евангелий: 42 синодального, константинопольского у Морчелли, коаленева 1. (См. выше Т. И). В синайском евангелии IX века показаны памяти святых бессребреников не только 1 июля и 1 ноября, но и 22 октября (последние аравляве).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

п. явились разные сказания, итак из одной двоицы сделалось три двоицы; из них в отличие одни называются азийцами (1 ноября), другие римлянами (1 июля), третьи аравлянами по происхождению или киликийцами по месту страдания (17 октября). Какия основания мнения о единой двоице святых? 1. Сказания 1 июля и 1 ноября о римлянах и азийцах не вероятны: не вероятно и историею не подтверждается обращение царя Карина, не вероятны спор между братьями о трех яйцах в сказание о говорящем верблюде. 2. Место жительства азийцев указано в Феремане, который никому неизвестен, и мать их названа Феодотою, это же имя приписывается в актах матери Космы и Дамиана аравлян, след. из одной двоицы явилась другая. 3. В самом Риме нет следов празднования Космы и Дамиана римлян. 4. В древних греческих памятниках нет различения сих святых, а оно ясно выражено только в 10 веке в месяцеслове Василия. Против сего должно сказать: 1, что если бы в житиях святых были и исторические погрешности; то это далеко не ведет к тому, чтобы сих святых совсем не было; обращение Карина могло быть временное точно также, как и Фараона египетского; говорящий верблюд не напоминает ли говорившую Валаамову ослицу и если издатели Деяний не сомневаются в достоверности Пятокнижия; то нет причин сомневаться в подобных событиях новозаветной истории. 2. Неизвестность Феремане не говорит еще будто он измышлен; ибо в жизнеописаниях святых не мало есть таких местностей, которые не нашли издателя Деяний и однако по этому не опровергали бытия самых святых. В славянских прологах второй редакции месяцеслова Василия это место указывается в Константинополе, — впрочем, вероятно, несправедливо. Преосв. Макарий митрополит амидский, бывший в России ок. 1864 г., утверждал, что Фереман отстоял на два дня пути от Амида (по-турецки Диар-Бекира) в разрушен турками при первых завоеваниях их, что при этом мощи святых Космы и Дамиана перенесены в Амид, где и доныне. (См. брошюру свящ. В. Руднева: свв. Косма и Дамиан). Что касается до того, что в актах имя Феодоты приписывается матери аравлян и азийцев; то очень вероятно, что некто дополнитель актов мучеников соединил два жития, не зная различия между святыми и легче два жития соединить в одно, чем из одного сделать два; так это случилось с житием святителя Николая, в которое внесены сведения из жизни другого святителя Николая после забытого (См.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Войну против азиатских Хамданидов неприлично жадный Варда Фока вёл вначале неуспешно; однако, его дельному сыну Никифору удалось восстановить дисциплину в войске и порядок в гражданском управлении. Последний блеск правлению Константина придало посещение русской княгини Ольги, крестившейся с многочисленной свитой в столице империи в 957 году. Христианизация этого столь важного для Византии народа должна быть, однако, признана заслугой более позднего поколения. Когда 9 ноября 959 года Константин умер, он оставил трон своему распутному, нетвёрдому и ещё молодому сыну Роману II (959–963 гг.). Сначала отец женил его на Берте, внебрачной дочери короля Гуго Прованского; позднее наследник без памяти влюбился в красивую, честолюбивую и беспринципную Анастасию, дочь трактирщика. Бесхарактерный отец позволил в 957 году, едва достигшему девятнадцати лет наследнику взять её себе в жены под именем Феофано. Она стала злым гением императорского дома. При Романе правление вёл в высшей степени способный патрикий Иосиф Вринга. Он передал ведение грандиозной морской экспедиции против гнезда критских пиратов лучшему полководцу империи Никифору Фоке, доместику схол. Уже давно из византийских гаваней не выходило столь блестящей армады. Превосходному ведению дела соответствовал беспримерный успех. В марте 961 года столица Крита Хандак была взята после кровопролитного штурма и сравнена с землёй; мусульманское население было изгнано, или обращено византийскими миссионерами, во главе со св. Никоном, в христианство. Этот удар снова сделал, наконец, византийцев господами в собственном море. И в Азии счастье сопутствовало Никифору. В 962 году в его руки перешла Долиха, Иераполь и киликийский Аназарб. Хамданида Иейф-ад-Давла он разбил близ его столицы Алеппо, взял посады города и самый город; удержался лишь кремль. Узнав о приближении арабской армии из Дамаска, он отступил с богатой добычей. Как раз во время этих необычайных успехов, 15 марта 963 года, умер Роман, оставив вдову Феофано и двух несовершеннолетних сыновей Василия (957 г.) и Константина VIII (961 г.). Никифор, принёсший сперва клятву на верность правительству вдовствующей императрицы, руководимой Врингой, узнав о кознях против него, появился у ворот столицы с азиатским войском и принудил Врингу к удалению. 16 августа 963 года патриарх короновал его императором, а вскоре затем он женился на вдове императора Феофано. Правление Никифора II Фоки (963–989 г.) и его преемников Иоанна Цимисхия (969–976 гг.) и Василия Болгаробойцы (976–1025 гг.) является временем настоящего расцвета византийского могущества. «Тогда, подобно молнии, появился Фока, и обрушился на врагов Рима... Он разорял, сжигал, пленял города и земли варваров. Он перебил мириады иноземцев и распространил господство и могущество римлян. Арабы дрожали, армяне и сирийцы тряслись, сарацины отступали, турки бежали, а римляне покоряли их земли и страны, и имя Фоки наводило на всех ужас». (Георгий Амартол ed. Muralt. стр. 961).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Simplic . In Arist. phys. Simplicius Ciliciae In Aristotelis physica. – Рус. пер.: Симплиций Киликийский. На физику Аристотеля//Философия природы в античности и в средние века. – М., 1998. – С. 329–356. Soph. Ajax Sophocles Ajax//TLG 0011/003. – Рус. пер.: Софокл. Аякс//Софокл. Драмы/пер. Ф. Ф. Зелинского. – М.: Наука, 1990. – С. 169–215. Suda . Lex. Suda Lexicon//TLG 9010/001. II. Справочные издания и патрологические серии ПЭ Православная энциклопедия/Моск. Патриархия, ЦНЦ «ПЭ». М., 2000. Т.: РПЦ; 1. Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collection/ed. I. D. Mansi. Florentiae; Venetiae; 1759–1798. T. 1–53. Patrologiae Cursus Completus. Ser. Graeca/J. P. Migne. P., 1857–1866. T. 1–161. Patrologiae Cursus Completus. Ser. Latina/J. P. Migne. P., 1844–1864. T. 1–221. Thesaurus Linguae graecae: Digital Library of Greek Literature. Electronica versio E (2000). CD-ROM. III. Церковные правила Правила святых апостолов Апост. Правила святых апостолов Правила Вселенских Соборов I Всел. Вселенский Собор 1-й, 1-й Никейский (325) II Всел. Вселенский Собор 2-й, 1-й Константинопольский (381) III Всел. Вселенский Собор 3-й, Ефесский (431) IV Всел. Вселенский Собор 4-й, Халкидонский (451) VI Всел. Вселенский Собор 6-й, 3-й Константинопольский VII Всел. Вселенский Собор 7-й, 2-й Никейский (787) Правила Поместных Соборов Анкир. Анкирский (314) Антиох. Антиохийский (341) Гангр. Гангрский (ок. 340) Двукрат. Константинопольский (861) Карфаг. Карфагенский (419) Константинопол. 394 г. Константинопольский (394) Константинопол. 879 г. Константинопольский (879) Лаодик. Лаодикийский (ок. 343) Неокесар. Неокесарийский (между 314–325) Сардик. Сардикийский (343) Правила Святых Отцов Амфилохия Правило свт. Амфилохия Афанасия Велик. Василия Велик. Геннадия Константинопол. Окружное послание св. Геннадия, патр. Константинопольского Григория Неокесар. Правила свт. Григория, архиеп. Неокесарийского Григория Нис. Правила свт. Григория, еп. Нисского Дионисия Александр. Правила свт. Дионисия, архиеп. Александрийского

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Впрочем, положение Византии на малоазийском материке около 900 г. укрепилось после того, как Никифор Фока в качестве стратига фемы Фракисиев принял командование в киликийских проходах и одержал победу над арабами при Адане. Напротив, на Западе и на море Империя терпела одну катастрофу за другой: 1 августа 902 г. пала Таормина, последний опорный пункт Византийской империи на Сицилии. Тем самым после тяжелой борьбы, длившейся 75 лет и стоившей больших жертв, завершилось завоевание арабами Сицилии. На Востоке арабы господствовали не только на Средиземном, но и на окруженном византийскими землями Эгейском море. Так, они опустошали то Архипелаг, то побережье Пелопоннеса и Фессалии, а в 902 г. разрушили богатый приморский город Фессалии Димитриаду 600 . Особенно тяжелые последствия имело нападение, осуществленное арабами два года спустя под командованием греческого ренегата Льва Триполита. Сначала Лев Триполит двинулся по направлению к Константинополю. После взятия Авидоса, которое открывало ему путь к византийской столице, он внезапно изменил свой план и направился к Фессалонике. Крупный культурный и торговый центр, важнейший и богатейший после Константинополя город Византийской империи, 31 июля 904 г. после трехдневной осады попал в руки арабов 601 . Победители учинили в захваченном городе ужасное побоище и покинули его, увозя многочисленных пленников и огромную добычу. Поражением византийцев воспользовался Симеон: Империя должна была согласиться на пересмотр границ, в результате чего болгарская граница сильно приблизилась к Фессалонике 602 . К внешнеполитическим неудачам присоединились и внутренние осложнения, которые вызвал четвертый брак Льва VI. Его юношеский брак с Феофано, заключенный по желанию Василия I, был несчастливым. После смерти благочестивой императрицы (10 ноября 897) 607 , которую Православная Церковь почитает как святую, Лев весной 898 г. женился своей любовнице Зое, дочери Стилиана Зауцы. Но уже в конце 899 г. Зоя умерла, не оставив мужского потомства, и летом 900 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме церковной истории Феодорит писал другие два сочинения исторического характера. Первое – это « Фilófeo_s istoría (Historia religiosa)», «Боголюбезная история». История трактует о тридцати подвижниках и состоит из тридцати глав, и: которых каждая рисует нам жизнь одного какого-либо из этих подвижников. Это – самая важная для истории сирийской монашества история. Издание этой истории сделано по единственной рукописи и потому не представляет никаких вариантов. Другое произведение надписывается следующим заглавием airetikh " _s kakomufía_s epitomh " (Haereticarum fabularum compendium)», «Сокращение еретических лжемудрований». Сочинение это состоит из четырех книг, излагающих лжеучения древних еретиков. Спорный вопрос представляет глава 12 последней книги, где Феодорит говорит о несторианстве. Одни говорят, что эта глава вставлена другою рукой. Другие, напротив, утверждают, что Феодорит после того, как порвал все связи с несторианством на Халкидонском соборе, мог, разумеется, резко отзываться о Нестории 28 . Это сочинение отдельных изданий не имело, и даже в Corpus haereseologicum Франца Олера (Öhler) не было принято. После Феодорита, в первой половине VI века, опять почти одновременно, выступают в качестве церковных историков три лица: Феодор Чтец , Василий, киликийский пресвитер, и Иоанн Диакриномен. Все они – утрачены. Лучше других известен первый из историков; о двух последних мы знаем по немногим ссылкам на них и из «Библиотеки» Фотия. Феодор Чтец жил при Юстине или Юстиниане. Он, следуя Евсевию, Сократу, Созомену и Феодориту, написал в 3-х книгах свод церковной истории. Из свода было сделано сокращение, сохранившееся в оксфордском кодексе Baroccianus. Из этого сокращения видно, что последняя выдержка взята из 7 книги Сократа. Продолжением этого свода была его собственная история, сохранившаяся лишь в сокращенном своде, также в cod. Baroccianus в Оксфорде и в cod. Regius в Париже. Это сокращение неверно приписывается в первом кодексе Никифору Каллисту (ок. 1333 г.), оно существовало ранее, и им пользовался уже Феофан. Сокращение разбито на 2 biblía, «книги» (1 – из 37 отрывков, II – из 65). I, 1–37 и II, 1–37 взяты из Феодора (до воцарения Юстина); II, 38–59 заимствована, вероятно, из утраченного труда Василия киликийского (антиохийская точка зрения); II, 60–65 (о царствованиях с Константина до Льва) – может быть, из Феодора Чтеца . Феодор цитируется у Иоанна Дамаскина , в актах VII вселенского собора, у Свиды. Труды его имели немаловажное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010