Следует проникнуть в богословский смысл событий, которые разворачиваются в пятницу. Иисус Христос принял мученическую смерть, чтобы сойти в ад и освободить души праведников, потому что до Его прихода в мир все души попадали в обитель диавола, ибо не было еще на земле благодати – христианского учения и не явлен был путь спасения через крещение. Теперь Иисус Христос, искупив Своей смертью грехи человеческие, освобождает души праведников и помещает их в раю на третьем небе, где они ожидают своей участи до Страшного суда. Это происходит в пятницу вечером. В Великий пяток, когда на кресте был распят Спаситель, по церковному уставу нет литургии в храме и весь день верующие соблюдают строжайший пост – воздерживаются от пищи. Что происходит в пятницу вечером в Москве? Начинается бал у сатаны! То есть когда Христа нет на земле, сатана правит бал, который обретает смысл черной мессы – антилитургии. При этом «нехорошая квартира» 50 трансформируется в новое пространство, а одна небольшая ее комната, когда в нее вошла Маргарита, чтобы встретиться с Воландом, отчетливо напоминает алтарь в храме. Если мы заглянем через открытые царские врата в алтарь, то увидим посередине него престол с семисвечником, за престолом находится горнее место, где располагается кафедра архиерея, который в некоторые моменты церковной службы символически изображает Самого Господа. В скрытой от глаз северо-восточной части алтаря расположен жертвенник с чашей (потиром), где приуготовляются дары к причастию. Сатанинская месса содержит в себе идею осквернения христианских святынь, ибо диавол (с латинского) значит «противник» Бога. Что же увидела Маргарита? Прежде всего «широкую дубовую кровать со смятыми и скомканными грязными простынями и подушкою» – то есть горнее место, на котором возлежал Воланд. «Перед кроватью стоял дубовый на резных ножках стол (то есть престол. – А.У.), на котором помещался канделябр с гнездами в виде когтистых птичьих лап. В этих семи золотых лапах горели (как и положено во время службы. – А.У.) толстые восковые свечи». «Был еще один стол с какой-то золотой чашей (потир. – А.У.) и другим канделябром… В комнате пахло серой и смолой» – результат каждения «чертовым ладаном». Воланд «был одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече». Его одежда – пародия на архиерейское облачение с застегиваемым на левом плече омофором .

http://pravoslavie.ru/30256.html

– Оставьте меня в покое! Я хочу только маму! Эта лампа невыносимо режет мне глаза; мамочка давно бы догадалась закрыты ее чем-нибудь. Отстань, Мика, я не буду есть. Мне ничего не нужно. Я хочу, чтоб вернулась мама! – Петя, ты говоришь, как маленький мальчик! Я тоже этого хочу, но если это невозможно? – Если это невозможно, тогда мне никого и ничего не надо, не приставай ко мне, пожалуйста! – А ты не смей так со мной разговаривать, гадкий мальчишка! Мне не лучше, чем тебе, – воскликнула, всхлипывая, Мери. — Вот он весь день так! Что мне с ним делать? – и она нерешительно прибавила: – Может быть, все-таки дать знать тете? Петя тотчас сел на постели: – Я запущу в нее вот этим канделябром, если она только подойдет ко мне. Замолчите, пожалуйста! От вашей трескотни мне стучит в голову! Мамочка двигалась бы неслышно, а вы стучите и скрипите сапогами, словно гвозди в голову заколачиваете. Мика и Мери растерянно переглядывались. – Помоги мне, Мика, перевезти на салазках в магазин старой книги папиного Брокгауза: мы с Петей на ночном совете решили его продать, – отозвалась шепотом Мери, – нам надо отдать долг тете. Надеюсь, папа не рассердится на нас за эти книги. – Деньги ей пошли по почте, сама не ходи! – крикнул неугомонный Петя. – Пусть она поймет, что мы не хотим ее видеть. На следующий день Нина просила Мику съездить в Лугу, отправить оттуда посылку Сергею Петровичу. Олег, который обещал ей сделать это, лежал с плевритом. Тиски дошли уже до того, что продуктовые посылки, которые в огромном количестве устремлялись из Ленинграда в голодающую провинцию, отправлять разрешалось лишь из мест, расположенных не ближе, чем за сто верст от крупных центров. Мика не мог отказаться от поездки, понимая, что это слишком противоречило бы заповеди любви. На это дело ушел весь день, так как дорога туда и обратно занимала 8 часов, уроки пришлось делать поздно вечером. На следующий день прямо из школы он помчался к друзьям. «Строго говоря, мне следовало бы немедленно засесть за Киселева ввиду предстоящей контрольной: теорема – истина, требующая шпаргалки, а между тем без Петьки в классе органически не хватает рукописной подпольной литературы. Ну, да как-нибудь обойдется!» – думал он.

http://azbyka.ru/fiction/lebedinaya-pesn...

Чем ближе к концу шел антракт, тем больше шевелилась сцена. Высоко поднятые, висящие бесчисленными рядами полотнища под небом сцены вдруг оживали. Одно из них уходило вверх и сразу обнажало ряд тысячесвечовых ламп, режущих глаза. Другое почему-то, наоборот, шло вниз, но, не дойдя до полу, уходило. В кулисах появлялись темные тени, желтый луч уходил, всасывался в ложу. Где-то стучали молотками. Появлялся человек в брюках гражданских, но в шпорах, и, звеня ими, проходил по сцене. Потом кто-то, наклонившись к полу сцены, кричал в пол, приложив руку ко рту щитком: – Гнобин! Давай! Тогда почти бесшумно все на сцене начинало уезжать вбок. Вот повлекло бутафора, он уехал со своим канделябром, проплыло кресло и стол. Кто-то вбежал на тронувшийся круг против движения, заплясал, выравниваясь, и, выравнявшись, уехал. Гудение усилилось, и показались, становясь на место ушедшей обстановки, странные, сложные деревянные сооружения, состоящие из некрашеных крутых лестниц, перекладин, настилов. «Едет мост», – думал я и всегда почему-то испытывал волнение, когда он становился на место. – Гнобин! Стоп! – кричали на сцене. – Гнобин, дай назад! Мост становился. Затем, брызнув сверху из-под колосников светом в утомленные глаза, обнажались пузатые лампы, скрывались опять, и грубо измазанное полотнище спускалось сверху, становилось по косой. «Сторожка…» – думал я, путаясь в геометрии сцены, нервничая, стараясь прикинуть, как все это будет выглядеть, когда вместо выгородки, сделанной из первых попавшихся сборных вещей из других пьес, соорудят наконец настоящий мост. В кулисах вспыхивали лупоглазые прожекторы в козырьках, снизу сцену залило теплой живой волной света. «Рампу дал…» Я щурился во тьму на ту фигуру, которая решительным шагом приближалась к режиссерскому столу. «Романус идет, значит, сейчас произойдет что-то…» – думал я, заслоняясь рукой от лампы. И действительно, через несколько мгновений надо мною показывалась раздвоенная бородка, в полутьме сверкали возбужденные глаза дирижера Романуса.

http://azbyka.ru/fiction/teatralnyj-roma...

Об этих друзьях, как об астрономических расстояниях, можно говорить только в самых грандиозных цифрах. Бутс рассказывает, что один из них — подрядчик, который (это уже вычислено) дает работу полумиллиону людей, прямо или косвенно. Бруэр говорит, что другой из них, директор компании, в большом спросе в разных комитетах, настолько далеко отстоящих друг от друга, что ему приходится проезжать по железной дороге никак не меньше трех тысяч миль в неделю. Буфер говорит, что у третьего полтора года назад не было шести пенсов в кармане, но благодаря своему финансовому гению он выпустил акции по восемьдесят пять, скупил их без денег, а потом продал за наличные по номиналу — так что теперь у него триста семьдесят пять тысяч фунтов, — Буфер особенно настаивает на семидесяти пяти тысячах лишку и не желает уступать ни единого фартинга. Леди Типпинз вместе с Бутсом, Бруэром и Буфером особенно изощряется в шутках насчет этих Отцов биржевой церкви: она наводит лорнет на Бутса, Бруэра и Буфера и спрашивает, как они думают, стоит ли ей пококетничать с Отцами, принесет ли ей это богатство? и прочие шуточки в том же роде. Вениринг, напротив, очень внимателен к Отцам церкви, благоговейно удаляется с ними в оранжерею, откуда иногда доносится слово «комиссия», и где Отцы поучают Вениринга, как ему надлежит пройти мимо рояля, вступить на предкаминный коврик, перейти открытое поле у канделябров, влиться в движение толпы у консолей и в корне уничтожить оппозицию у оконных гардин. Мистер и миссис Подснеп тоже присутствуют на обеде, и Отцы делают открытие, что миссис Подснеп — представительная женщина. Ее берет на буксир один из Отцов — бутсовский Отец, тот самый, который дает работу полумиллиону человек, — и ставит ее на якорь по левую руку от Вениринга; таким образом предоставив резвой Типпинз по правую руку от него (он, как и всегда, являет собой пустое место) возможность умолять, чтобы ей рассказали что-нибудь про этих милых землекопов; правда ли, что они питаются сырыми бифштексами и пьют портер прямо из бочек.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

К числу таких церемоний принадлежат следующие: а) на основании Лев.23:40 вошло в обычай, 691 чтобы праздничные посетители носили в левой руке лимон, а в правой – пальмовую ветвь lulab, окруженную ивовыми и миртовыми ветвями; b) в каждый из семи дней с утренним жертвоприношением стали соединять возлияние воды, состоявшее в том, что первосвященник приносил из Силоамского источника в золотой кружке воду и, при звуках музыки и гимнов, выливал ее вместе с вином в две дырявые чаши, которые были приделаны к западной стороне жертвенника; 692 с) в первый день праздника вечером вошло в обычай устроятъ во дворе жен иллюминацию посредством больших золотых канделябров, пред которыми мужчины, при звуках пения и музыки, исполняли танец с факелами 693 (Tr. succa 3–5). Глава пятая – Позднейшие празднества § 86. Праздники, явившиеся после плена К числу годовых праздников, установленнных законом Моисеевым, после плена присоединилось еще несколько праздников, из которых некоторые праздновались точно так же, как и Моисеевы годовые праздники. Эти, вновь возникшие празднества, суть следующие: I. Пурим (purim или jemej purim дни жребиев Эсф.9:26), 694 установленный Мардохеем и царицею Эсфирью в воспоминание о чудесном избавлении Иудеев, живших в персидском царстве, от коварных замыслов Амана, покушавшегося истребить всех Иудеев, живших в Персидской монархии. Праздник этот, установление которого первоначально встретило некоторое сопротивление, совершается Иудеями всех стран 14-го и 15-го Адара и известен под именем Пурим или Мардохеева дня ( 2Мак.15:36 ). Празднование не сопровождается особенными жертвами, а состоит в собраниях в синагогах, где читается Мегилла Эсфирь (свиток Эсфири), и в торжественных пиршествах с кушаньями и напитками. 695 Отличаясь скорее национальным, чем религиозным характером, пурим до такой степени пришелся по вкусу плотскому миросозерцанию позднейших Иудеев, что в высокосные годы, имеющие по два месяца Адара, он праздновался дважды: в первом Адаре 14-го и 15 и в теже числа второго Адара; при этом 13-го Адара соблюдался пост, так как этот день посредством жребия избран был Аманом для истребления Иудеев (Отсюда 13-е число получило название t’aanith ’esther – пост Эсфири).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

1667–1703 гг. Фасад собора в Гранаде. 1667–1703 гг. К нач. XVIII в. во всех школах испан. барокко заметно усиление декоративности и пышности оформления зданий при использовании достаточно простых конструктивных и планировочных решений. Ведущую роль в этом процессе сыграло творчество братьев Чурригера, скульпторов и архитекторов, по имени к-рых получил название стиль чурригереско. Обычно этим термином обозначается все наследие испан. барокко кон. XVII - 1-й трети XVIII в. независимо от непосредственного влияния творчества Чурригера. Их отец происходил из Барселоны, затем он переехал в Мадрид, где и родились сыновья; позже семейство обосновалось в Саламанке. Чурригера отдают предпочтение композициям типа ретабло, снабжая их пышной и перегруженной декорацией (витые и канделябровые колонны, волнообразные и разорванные карнизы, стилизованные виноградные лозы, занавеси, раковины, медальоны и т. д.). Влияние итал. моделей в чурригереско менее очевидно, чем в архитектуре XVII в.; при этом в строительство возвратилось, но уже на новом качественном уровне наследие платереско, что позволяло мн. исследователям характеризовать чурригереско как национальную фазу развития испан. барокко. Алтарь церкви мон-ря Сант-Эстебан в Саламанке. 1693 г. Алтарь церкви мон-ря Сант-Эстебан в Саламанке. 1693 г. Новое понимание архитектуры формировалось в творчестве старшего из братьев Хосе Бенито Чурригеры. В 1693 г. он создает монументальное скульптурное ретабло для церкви мон-ря Сан-Эстебан в Саламанке, основу композиции к-рого образуют огромные витые колонны, обильно украшенные виноградными лозами. Архитектурные формы необычайно выразительны и перегружены так, что постепенно теряется тектоническая основа построения. Высокая пластичность работ Х. Б. Чурригеры была оценена современниками, называвшими его «испанским Микеланджело». Декоративные мотивы алтаря, перекликаясь с рисунком фасада церкви в стилистике платереско, создают эффект единого живого ансамбля. Творчество младших братьев Хоакина и Альберто было связано прежде всего с работами по украшению Нового собора в Саламанке.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Васильевич Канделябров (23.03.1889 - 3.12.1937, Ленинградская обл.), сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи псаломщика. После окончания 2-го класса Новгородской ДС определен 31 янв. 1906 г. псаломщиком к Кобожской ц. Боровичского у., 9 нояб. 1917 г. переведен в Лученскую ц., 9 сент. 1919 г.- в храм в дер. Сенно Тихвинского у. Новгородской губ., в 1928 г. рукоположен во священника к этой церкви. 3 нояб. 1937 г. арестован. По офиц. документам, 3 дек. В. был расстрелян по постановлению тройки УНКВД по Ленинградской обл. от 25 нояб. 1937 г. Однако анализ следственного дела дает основание предположить, что приговор о вынесении высшей меры наказания и акт о его исполнении были составлены после смерти мученика во время допроса. (Дело содержит материалы только одного допроса В., проведенного 3 нояб., во время к-рого даже не было предъявлено обвинение; подпись под показаниями единственного «свидетеля» по делу В. является очевидной подделкой. При пересмотре дела в 1962 г. о В. сказано, что «он по существу предъявленного обвинения вообще не допрашивался».) В. включен в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2002 г. Арх.: Архив ФСБ по С.-Петербургу и области. Д. П-61995. Т. 1. Л. 120; Т. 2. Л. 192, 390 об., 423; ГАНО. Ф. 481. Оп. 2. Д. 48. Л. 75. Лит.: Нестор (Кумыш), иером. Новомученик В. Канделябров, пресвитер Сенновский (1889-1937)//ЦВ. 2002. 11; он же. Новомученики С.-Петербургской епархии. С. 228-231. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/150547.html

В начале второго часа (в 7 часов утра), отдохнувши, народ снова собирается в главную церковь на Голгофе. Напрасный труд стараться вам описать в этот день украшение церквей в храме Воскресения, на Голгофе, у Креста и в Вифлееме. Ничего в них, кроме золота, драгоценных камней и шелка нельзя увидеть: все занавеси и ткани сделаны из чиста го шелка и шитыя золотом. В этот день выносятся золотые и украшенные драгоценными камнями сосуды. Невозможно описать или оценить число и вес всех подсвечников, канделябров, лампад и священных сосудов! И что можно сказать о самих зданиях, которыя украсил Константин в присутствии своей матери, насколько позволяли ему средства его империи, золотом, мозаикой и мрамором, не только главную церковь , но также храм Воскресения, у Креста и другая святыя места в Иерусалиме. Но вернемся к предмету нашего повествования. Итак, в первый день праздника служба совершается в главной церкви на Голгофе. И какую бы проповедь в этот день ни произносили, какой бы текст из Священнаго Писания ни читали, какие бы гимны ни пели, всегда совершали только то, что подходило к этому дню. После отпуста в этой церкви все отправляются при пении гимнов к храму Воскресения, согласно правилу; а там отпуст бывает около шестого часа (12 часов). На вечерне в этот день служба совершается согласно ежедневному обряду. На следующий день все снова собираются на литургию в церковь на Голгофе; подобным образом все совершается и на третий день. Итак, в течение трех дней до шестого часа (12 часов) совершается торжественная литургия в церкви, построенной Константином. Таким же образом и с такой же торжественностью на четвертый день служба происходит на Елеоне, в очень красивой церкви на горе Масличной; на пятый день – в церкви Лазаря, отстоящей от Иерусалима на полторы мили; на шестой день – на Сионе, на седьмой – в храме Воскресения, на восьмой – у Креста. Итак, в течение этих восьми дней праздничная литургия совершается с большой торжественностью на всех святых местах, мною описанных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЯ (Кожевникова Александра Яковлевна; 1.11.1859, г. Боровичи Новгородской губ.- 3.12.1937, г. Тихвин Ленинградской обл.), прмц. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), игум. Из семьи мещан. В 1875 г., по окончании Боровичского городского училища, поступила послушницей в тихвинский Введенский девичий мон-рь. В 1899 г. приняла монашество с именем Иоанникия. 19 марта 1902 г. указом Новгородской духовной консистории утверждена казначеем Введенского мон-ря. Являлась ближайшей помощницей настоятельницы игум. Аполлинарии (Владыкиной). Впосл. ввиду преклонного возраста игум. Аполлинарии И. фактически взяла на себя управление монастырем. К 1914 г. в обители было ок. 200 монахинь и послушниц, действовал приют для девочек-сирот. 8 сент. 1918 г. И. была возведена в сан игумении. Она стала настоятельницей Введенского монастыря. После революции обитель была официально закрыта, однако монастырские храмы еще нек-рое время действовали как приходские. Сохранялась и монашеская община; монахини проживали в оставшихся у них помещениях. Игумения из настоятельских покоев переселилась в тесную келейку, расположенную на колокольне. К 1926 г. власти выселили из Введенского монастыря всех монахинь. Часть сестер осталась в Тихвине, по возможности для общей молитвы они собирались у И. Престарелая игумения закрытого монастыря пользовалась большим авторитетом среди верующих, к ней часто обращались за духовным советом. Осенью 1937 г. в Тихвине начались массовые аресты священнослужителей, монашествующих и мирян. 15 нояб. И. была арестована. Она проходила по одному следственному делу вместе с игум. прмч. Арсением (Дмитриевым), со священномучениками прот. Иоанном Сарвом и священниками Василием Канделябровым , Емилианом Панасевичем и Николаем Покровским. На единственном допросе, когда И. были предъявлены обвинения в «контрреволюционной деятельности», она отказалась признать себя виновной и не стала давать показания против др. лиц. 25 нояб. Особой тройкой УНКВД по Ленинградской обл. приговорена к расстрелу. Казнена вместе с др. тихвинскими новомучениками, погребена в общей безвестной могиле. Имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2002 г.

http://pravenc.ru/text/578014.html

Церковь московского полка находится во 2 этаже полкового флигеля. Антиминс освящен митрополитом Никанором, 1856 года, марта 18 дня, а подписан митроп. Григорием. Длина церкви с алтарем 10 саж. и 2 арш., ширина 6 саж. и 1 арш. Солея возвышается на 2 ступени и ограждена железною решеткой. Пол в алтаре и на солее дубовый, паркетный; деревянные клиросы окрашены в белый цвет, по местам позолочены, вверху обиты красным бархатом. Стены окрашены под желтый мрамор; потолок плоский, у стен – полукруглый. В церкви 12 окон и двое дверей: одни общие, входные, а другие – в теплую галерею, которую освещают 6 окон, постоянно открытых и дающих возможность молиться в галерее. Иконостас одноярусный, белый, с позолоченной резьбой. Царские двери, кованого серебра, с иконами Благовещения и 4 евангелистов, на боковых дверях – Моисей и Аарон. Местные иконы: Спасителя, Божией Матери, Архистратига Михаила и святителя Николая, в массивных, серебряных, по местам вызолоченных, ризах: икона Тайной Вечери в серебряной ризе, с вызолоченным сиянием вокруг рамы. Над Тайною Вечерию – большая икона: «Положение Спасителя во гроб», в серебряной ризе; по сторонам ее – символы заветов. Плащаница писана на холсте и отделана бархатом: надпись на ней сделана славянскими, литыми из серебра, буквами. Катафалк, в форме гроба, обит бархатом, с серебряными изображениями Тайной Вечери и «шествия на Голгофу». За правым клиросом, – икона полкового праздника, с 9 овальными иконами Господа Саваофа и святых. За левым клиросом, – икона св. Алексея, митрополита московского, в серебряной ризе, приношение офицеров в память назначения вел. князя Алексея Александровича шефом полка. По стенам храма – множество киотов, с иконами разных жертвователей, как напр. жителей Выборгской стороны, при возвращении полка из последнего турецкого похода. Пред киотами – серебряные подсвечники, на серебряных цепях. Люстра бронзовая, вызолоченная, с 48-ю шандалами, в 3 яруса, висит на цепи, составленной из крестиков, похожих на те, которые давались духовенству в память 1812 года. По стенам 6 резных, вызолоченных, канделябров, о 7 свечах каждый.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010