Закрыть itemscope itemtype="" > «Крестный ход над Невой» О новой книге 21.03.2021 1035 Время на чтение 12 минут Моя новая книга «Крестный ход над Невой» — это повесть для подростков про Новомучеников про страшную страницу истории нашей страны, и про силу и чудо святости и любви человека к Богу. Эта книга — совместное издание православного издательства «Сатисъ» и прихода храма преподобного Серафима Саровского в посёлке Песочный, Санкт-Петербург . На сайте ЛитРес уже доступна электронная версия книги, там же опубликован большой ознакомительный фрагмент текста . Десять лет назад я начала учиться писательскому мастерству только с одной целью — я хотела написать книгу про Новомучеников Петербурга, про Левашовскую пустошь — место, которое и свято, и страшно, и бесконечно дорого моему сердцу! Левашовская пустошь, мемориальное кладбище жертв сталинских репрессий, в 1937–1938 годах было тайным могильником НКВД, куда на грузовиках ночами привозили из Ленинг рада тела расстрелянных людей и закапывали в ямах . Сюда, среди прочих безвинно убитых, были привезены и тайно, под покровом ночи, захоронены в мягкой левашовской земле тела тех, о ком моя книга — тела замученных и расстрелянных священников, игумена и игумении, которых теперь Православная Церковь прославила в лике святых Новомучеников: священномученика Карпа (Эльба), священномученика Иоанна (Сарва), преподобномученика Арсения (Дмитриева), преподобномученицы Иоанникии (Кожевниковой), священномученика Василия (Канделяброва), священномученика Николая (Покровского), священномученика Емилиана (Панасевича), священномученика Николая (Дворицкого), священномученика Николая (Кулигина. Вошли в книгу и жизнеописания протоиерея Стефана Черняева, настоятеля Спасо-Парголовского храма, протоиерея Николая Меринова, настоятеля храма преподобного Серафима Саровского в Песочном, и других священников, пострадавших за веру и преданность Богу. Я знаю, есть родители, которые считают, что детям не нужно знать про сталинские репрессии, но, стараясь уберечь, мы искажаем действительность и смещаем фокус: и наши дети начинают говорить, что Сталин — герой! И не знают своих святых, чей подвиг и чья жизнь прошла в их городе, может быть, на соседней улице, в храме, куда они ходят по воскресеньям — а ведь это тот подвиг и та жизнь, которые должны были бы стать истинными примерами для подражания!

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/21/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, образована по решению Синода от 28 дек. 2011 г. в адм. границах Новгородской области . Включает Новгородскую и Старорусскую епархию , Боровичскую и Пестовскую епархию. Правящий архиерей со дня образования Н. м.- митр. Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий; до 8 янв. 2012 архиепископ). Центр митрополии - Вел. Новгород. К июню 2018 г. в Н. м. насчитывалось 8 мон-рей (5 мужских и 3 женских), действовало 197 храмов, в клире состояло 114 священников и 27 диаконов. Духовное образование и просвещение, издательская деятельность К июню 2018 г. на территории Н. м. действовали Новгородское ДУ (находилось в стадии перерегистрации в Епархиальный центр подготовки церковных специалистов), правосл. школа 20 им. св. равноапостольных Кирилла и Мефодия в Вел. Новгороде, 46 воскресных школ для детей и 28 воскресных школ для взрослых. В Новгородской епархии с 1997 г. издается ежеквартальный ж. «София» (с 1992 выходил как газета). В Боровичской епархии с 2017 г. издается ежемесячная газ. «Боровичский епархиальный вестник» (с янв. 2014 выходила как ежеквартальный журнал). Мн. приходы выпускают газеты и информационные листки. Особо почитаемые святые и святыни Собор Новгородских святых был установлен ок. 1831 г. (день празднования неизв.); совр. празднование - в 3-ю неделю по Пятидесятнице (с 1981). В составе Собора более 150 подвижников. В 2011 г. Новгородский архиеп. Лев (Церпицкий) возобновил местное празднование Собору Новгородских святителей и князей (4 окт.), установленное в 1439 г. Новгородским архиеп. свт. Евфимием II Вяжицким. С новгородскими землями связана жизнь новомучеников и исповедников: митр. сщмч. Владимира (Богоявленского), архиепископов священномучеников Андроника (Никольского), Петра (Зверева), Тихона (Никанорова), епископов священномучеников Варсонофия (Лебедева), Иоасафа (Жевахова), Ионы (Лазарева), Онисима(Пылаева), Пимена (Белоликова), преподобномучеников архим. Льва(Егорова), игум. Леонида (Молчанова), иером. Гавриила (Владимирова), протоиереев священномучеников Алексия Ставровского, Викторина Добронравова, Владимира Любича-Ярмоловича-Лозина-Лозинского, Иоанна Иванова, Иосифа Орнатского, Михаила Борисова, Петра Соколова, священников священномучеников Александра Соколова, Василия Богоявленского, Василия Канделяброва, Владимира Дмитриевского, Николая Дворицкого, Николая Покровского, игумений преподобномучениц Иоанникии (Кожевниковой) и Серафимы (Сулимовой), мучеников Александра Медема, Анатолия Барашкова, Виктора Матвеева, Михаила Трубникова, Николая Бурлакова, Филиппа Марышева, мучениц Екатерины Арской, Киры Оболенской и др.

http://pravenc.ru/text/2577769.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕМИЛИАН Иванович Панасевич (2.08.1875, с. Обша Белгорайского у. Люблинской губ. (ныне на территории Польши) - 3.12.1937, г. Тихвин Ленинградской обл.), сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из крестьянской семьи. По окончании в 1900 г. Люблинской ДС служил псаломщиком. В 1906 г. рукоположен во иерея. Настоятель храма в посаде Буск Стопницкого у. Келецкой губ. (ныне г. Буско-Здруй, Польша). 8 авг. 1914 г., в начале первой мировой войны, Е. был пленен занявшими посад австро-венг. войсками. Находился в заключении в тюрьмах и лагерях Германии и Австро-Венгрии. В июне 1917 г. освобожден при посредничестве испан. консульства в Вене, в авг. прибыл в Киев, вскоре переехал в Харьков. Поступил на юридический фак-т Харьковского ун-та. В 1919 г. эвакуирован вместе с ун-том в Севастополь. Продолжая учебу, служил 2-м священником в севастопольском Михайловском храме. С сер. 1921 г. проживал в г. Вязьме и служил настоятелем ц. в честь Входа Господня в Иерусалим (Фроловской). 27 нояб. 1929 г. арестован. Приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ИТЛ. Отбывал срок заключения в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). В 1933 г. освобожден, вернулся в Вязьму, но вскоре ввиду закрытия властями храма переехал в Ленинград. Получил от Ленинградского митр. Алексия (Симанского, впосл. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I ) назначение на пустующее в связи с арестом настоятеля место священника церкви дер. Званы Тихвинского р-на. В 1934 г., когда в дер. Званы после отбытия заключения вернулся свящ. Николай Бессонов, Е. перешел служить во Всехсвятскую (полковую) ц. в г. Тихвине. 29 сент. 1937 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», заключен в тихвинскую тюрьму. Проходил по делу большой группы тихвинских священнослужителей, монашествующих и мирян, в т. ч. преподобномучеников игум. Арсения (Дмитриева) и игум. Иоанникии (Кожевниковой) , священномучеников прот. Иоанна Сарвы , священников Василия Канделяброва и Николая Покровского . Категорически отрицал предъявленные ему обвинения. 25 дек. приговорен Особой тройкой при НКВД по Ленинградской обл. к расстрелу. Казнен вместе с др. тихвинскими новомучениками. Имя Е. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 7 мая 2003 г.

http://pravenc.ru/text/189943.html

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Вторник, 3 декабря 2024 г. (20 ноября ст.ст.) Седмица 24-я по Пятидесятнице Глас 6, Рождественский пост. Разрешается рыба Предпразднство Введения во Храм Пресвятой Богородицы . прп. Григория Декаполита (ок. 842) . свт. Прокла Константинопольскаго, патриарха (446-447) . прп. Диодора Юрьегорского (1633) . мч. Дасия Доростольского (284-305) . мчч. Евстафия, Феспесия и Анатолия (312) . сщмч. Нирсы и мч. Иосифа, ученика его, и сщмч. Иоанна и сщмч. Саверия и сщмч. Исакия и сщмч. Ипатия Персидских, и мч. Азата скопца и мч. Сасония и мц. Феклы и мц. Анны и иных многих мужей и жен, в Персиде пострадавших . сщмчч. Алексия Аманова, Александра Сахарова, Владимира Медведюка, Иоанна Заболотного, Алексия Никатова, Василия Канделяброва, Николая Зеленова, Иоанна Сарва, Емилиана Панасевича, Николая Покровского, пресвитеров, прмчч. Арсения (Дмитриева), игумена, Евтихия (Качура), игумена и Илариона (Писарца), иеромонаха, Иоанникии (Кожевниковой), игумении (1937), прмц. Татианы Фомичевой, послушницы (после 1937) . Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- 1Сол.3:9-13 Ев.- Лк.17:26-37 за среду: Лит.: Ап.- 1Сол.4:1-12 Ев.- Лк.18:15-17,26-30 прп.: Лит.: Ап.- Гал.5:22-6:2 Ев.- Мф.11:27-30 свт.: Лит.: Ап.- Евр.7:26-8:2 Ев.- Ин.10:9-16 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь Крестителя и Предтечи Иоанна, глас 2 Память праведнаго с похвалами,/тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/показал бо ся еси воистину и пророков честнейший,/яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./Темже за истину пострадав радуяся,/благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/вземлющаго грех мира//и подающаго нам велию милость. Кондак Крестителю и Предтече Иоанну, глас 2 Пророче Божий и Предтече благодати,/главу твою яко шипок священнейший от земли обретше,/исцеления всегда приемлем,//ибо паки, якоже прежде в мире проповедуеши покаяние. преподобному Григорию Декаполиту

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-12-...

от Иваново-Вознесенской епархии: протоиерея Александра Поспелова (1883 — 26 декабря 1937); от Йошкар-Олинской епархии: епископа Марийского Леонида (Антощенко; 1872 — 7 января 1938), протоиерея Адриана Троицкого (1872 — 15 февраля 1938), священника Михаила Березина (1889 — 13 января 1938); от Могилевской епархии: епископа Могилевского Иоасафа (Жевахова; 1874 — 4 декабря 1937); от Московской епархии: протоиерея Иоанна Якушева (1877 — 8 декабря 1937), протоиерея Николая Постникова (1857 — 10 апреля 1931), протоиерея Бориса Назарова (1884 — 17 февраля 1938), священника Михаила Рыбина (1877 — 17 февраля 1938), священника Александра Покровского (1889 — 17 февраля 1938), священника Аркадия Лобцова (1895 — 17 февраля 1938), священника Иоанна Смирнова (1879 — 10 декабря 1937), священника Димитрия Благовещенского (1879 — 15 декабря 1932), священника Матфея Алоина (1879 — 25 ноября 1937), священника Петра Петрикова (1903 — 27 сентября 1937), священника Иоанна Честнова (1874 — 13 декабря 1937), иеромонаха Сергия (Букашкина; 1884 — 7 марта 1938), иеромонаха Серафима (Крестьянинова; 1875 — 10 декабря 1937), иеромонаха Ионы (Санкова; 1873 — 4 июля 1938), архидиакона Серафима (Вавилова; 1899 — 17 февраля 1938), схимонахини Рафаилы (Вишняковой; 1887 — 17 февраля 1938), послушницы Татианы (Грибковой; 1879 — 14 сентября 1937), Татьяны Гримблит (1903 — 23 сентября 1937), Василия Иванова (1869 — 17 февраля 1938); от Петербургской епархии: протоиерея Сергия Флоринского (1873 — 30 декабря 1918), игумена Арсения (Дмитриева; 1872 — 3 декабря 1937), игумений Иоанникии (Кожевниковой; 1859 — 3 декабря 1937), священника Николая Покровского (1895 — 3 декабря 1937), священника Василия Канделяброва (1889 — 3 декабря 1937); от Рязанской и Тульской епархий: епископа Игнатия (Садковского; 1887 — 9 февраля 1938); от Саратовской епархии: священника Иоанна Днепровского (1875 — 15 декабря 1937); от Тульской епархии: монахини Макарии (Сапрыкиной; 1867 — 8 января 1938) и монахини Анфисы (Сысоевой; 1868 — 8 января 1938);

http://sedmitza.ru/lib/text/429514/

Священномученик Василий Канделябров вырос в семье псаломщика и уже сам с 16 лет был псаломщиком. В 1919 году он был переведен в Сенно из храмов Боровичского уезда с семьей, супругой Александрой Яковлевной и двумя дочерьми девятилетней Анной и шестилетней Елисаветой. прпмч. Иоанникия (Кожевникова) В Сенно так же жил и его брат Владимир Васильевич. В 1928 году, псаломщик Василий Канделябров был рукоположен в иереи, что в то время само по себе было уже подвигом, так как во времена гонений принятие сана было равносильно подписанию смертного приговора. Девять лет служил отец Василий на Сенновском погосте, совершая литургии и панихиды о погребенных здесь. Тяжела была жизнь сельского священника в то время. Для служителей культа существовал налог по заготовке леса и отец Василий вынужден был на собственной лошади отрабатывать эту повинность под Мурманском. В 1937 году он был арестован вместе с Тихвинскими новомучениками Свщмч. Иоанном Сарвом, прпмч. Иоанникией (Кожевниковой), игуменией Тихвинского Введенского девичьего монастыря, свщмч. Николаем Покровским, прпмч. Арсением (Дмитриевым), свщмч. Емилианом Панасевичем по сфабрикованному делу и, согласно документам следственного дела, был расстрелян после всего одного недолгого допроса и похоронен на Левашовском кладбище. И теперь священномученик Василий Канделябров является святым заступником сего места. 1937 год - храмы на кладбище были определены под клуб и магазин и, пережив войну, сохранились до настоящего времени. 1996 год — год начала возрождения сенновских храмов, когда сюда пришла монахиня Тавифа (Федорова) для строительства Свято-Троицкого женского скита при Тихвинском Успенском мужском монастыре. Трудно было поначалу, не хватало самого элементарного, но Господь не оставил матушку, дав средства и силы на восстановление храмов и устроение скита, а в долине, чуть ниже места дома священномученика Василия Канделяброва, указав источник, названный впоследствии в честь Николая Чудотворца. Вся вода в ските берется с этого источника, устроена купальня и есть свидетельства о исцелениях больных с разными недугами, с благодарностью рассказанных ими об этом насельницам скита.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

И снова удивились паломники: второй действующий придел современной Благовещенской церкви посвящен именно пророку Илии. И вслед за отцом Андреем, не боясь показаться язычниками, прикоснулись ладонями к камню. На звонницу поднимались по узкому ходу в каменной стене. Справа от входа висели две скромные, " домашние " иконы с необычными для этого места сюжетами. На первой иконе - Собор новомучеников и исповедников Российских, на второй - Собор Бутовских новомучеников. Но, когда паломники поднялись наверх, оказалось, что эти иконы задавали тему выставки, расположенной на звоннице. Послушник Тихвинского монастыря Аркадий Норинский собирает документы и фотографии, связанные с житием новомучеников, художественно оформляет их и выставляет на звоннице.  Вот старинная фотография: в высоком кресле сидит священник в шляпе, чем-то напоминающий святого Иоанна Кронштадтского. А чуть ниже - подпись: " Священномученик Василий Канделябров . 1889-1937. Убит на допросе (Тихвинский район) " .   Память святого Василия Сенновского, Тихвинского совершается 3 декабря - в день его мученической кончины. А вот две женские фотографии: странницы-нищие Надежда Ажгеревич и Мария Волнухина. Обе были расстреляны 21 октября 1937 года, обе причислены к лику святых как мученицы.  Есть здесь документы и фотографии, связанные с судьбами тех, кто был расстрелян в Левашовской пустоши, на Бутовском полигоне, погиб в Соловецком лагере… Чтобы изучить выставку на звоннице Тихвинского монастыря, стоит приехать сюда именно за этим и провести под колоколами не один час.     После трапезы паломники вновь оказались в храме " Крылечко " , возле фресок Божией Матери и святителя Тихона Задонского. И тут настоятель Благовещенской церкви отец Андрей рассказал о том, как связан с этой церковью его личный жизненный путь.  " Меня Бог сподобил молиться в этом храме в 1982 году. Была Божественная литургия в праздник Тихвинской иконы Божией Матери. Я был тогда студентом, иподиаконом архиепископа Тихвинского Мелитона. Владыка Мелитон был из женатых священников, у него было человек восемь детей. Он был очень опытным священником и, когда овдовел, митрополит Ленинградский Никодим посвятил его во епископа. У владыки был огромный опыт и, пока мы с ним ехали на машине от Ленинграда до Тихвина, он нам рассказывал разные случаи из своей жизни, для нас, студентов, очень поучительные. Ведь тогда не было никакой информации о духовной жизни, и мы, пришедшие в Церковь из советского общества, жадно впитывали всё, что рассказывал владыка. Когда мы приехали в этот храм, люди стояли не только в церкви, но и вокруг, на улице. На стенах была испарина, текла вода - настолько был переполнен храм. Ведь с 1944 года и до открытия монастыря это была единственная действующая церковь в Тихвине и его окрестностях " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Помяни Господи князей младенец: Георгия, Андрея, Ивана. Помяни Господи княгинь младенец: Анну, Евдокию, Анастасию, Фетинию, Аксению, Евфимию, Ирину, Марию, Василиссу. Помяни Господи князей младенец: Наума, Ивана, Прова, княгинь младенец: Ульяну, Аксению, Анну, Евфросинию. Род Дмитрия Китаева. Помяни Господи: Василия, (жена его) Евпраксию, (сын его) Димитрия, (жена его) Аксению. Помяни Господи князя Александра (Черкасской) младенца княжну (дочь его) Парасковию. Помяни Господи инока князя Василия, князя Феодора (Алабышев), кн. Михаила (Репнин), кн. Георгия (Гепнин), кн. Андрея (Стригин), кн. Ивана (Бельский), кн. Димитрия (Немой). Род князя Михаила Глинскаго. Помяни Господи кн. Лазаря, (сын его) младенца кн. Петра, кн. Василия (Глинской). Род Льва Салтыкова. Помяни Господи: инока Леванида, (жена его) Анну, (сына его) Михаила, (сына его) Василия, (дочерь его) Генадию, Якова (Салтыкова), (жену его) Анну, (дочерь его) Марию. Помяни Господи кн. Петра, Ивана, Ивана, кн. Василия во иноцех Варлаама (Серебрякова), (жену его) кн. Аксению во инокинях Евпраксию, (сына его) кн. Бориса, кн. Петра (Серебрякова), Даниила (Романов), кн. Алексея, Василия. Помяни Господи князя Владимира, (жену его) кн. Агрипину, (сына его) кн. Василия, инока Сергия, ин. Иосифа, Якова, Ивана, Ирину, Агрипину, Елену. Помяни Господи архимандритов: Якима, Максима. Помяни Господи иереев: Симеона, Павла, Феофана, Давида, Герасима. Помяни Господи инока Иону, Алексея; инокини: Евфросинию, Агрипину, Татьяну, Улиту. Иноков: Даниила, Петра, Алексея, Деомида; инокинь: Марфу, Ирину, Агрипину, Варвару, Марину, Анисию (Павла Губастаго), инокиню Маремьяну, Татьяну; иноков: Георгия, Артемия (Савина), Василия (Баба), Бориса, Петра (Губастой), Георгия, Феодора (Лобанщика), Марью, Андрея, Василия, Никиту, (жену его) Феодору, Димитрия, Ивана, Иосифа, Петра (Петеля), Максима, Илию, Давида (Голодной) Григория, Исаия (меньшей), (сын его) Бориса, Пантелеймона (Фомина), Афанасия, инока Боголепа (Перепечин), инока Козьму (Баграков), Самоила, Артемия (Гневаш), Стефана, инока Давида, инока Захарии (Чертов), Мартирия (Чертов), инока Романа (Басалаев), Ивана (Сыдавной), (сына его) Василия, Наума (Суетин), Ульяну, Василия, Никиту, Никиту, Василия (Часовников), Петра, Ивана, Феодора, Ананию, Михаила, Ивана (Донской). Евфимию (сваю), Анну, Исаия (Губа), Аксению, Евфимию, Прокопия, Парасковию, Пелагию, Ивана, Макария, Георгия (Донской), Бориса, (заяд), Василия, Михаила, Олеферия Феодора (Максимов), Ананию (Пятой), Ирину, Александру, Ферапонта (Фара), Григория (Голодной) Михаила, млад. Ивана, млад. Григория, млад. Василиссу, Петра, Ивана, Феодора, инока Евфимия, Ивана, (Сахаров), Ивана, Феодора, Олеферия (Перепечин), Василия (Гомтюков), Симеона, Ивана инока. Онуфрия, Ивана, Аникия, Алексея, Симеона, Симеона (водовоз), Дея, Льва (Рылов), Петра, Ивана, Ивана (Рылов), Священноинока Варлаама, Ивана (Шемякина), Федора, Василия, Гавриила, Григория (Зыков).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Орлов M., протоиерей. Литургия святого Василия Великого . СПб., 1909. Π. П. Что такое аскетизм?: (По учению св. Василия Великого , в ответ на современные суждения и толки)//Странник. – 1895. – 11. – С. 373–413. Пащин И. Аскетические творения св. Василия Великого и их значение. – Л., 1968. Печник A., священник. Учение св. Василия Великого об источниках христианского вероучения. – Л., 1964. Примогенов Н. Устав иноческой жизни св. Василия Великого и сравнение его с уставом св. Пахомия. – Казань, 1900. Пружинский С. Учение св. Василия Великого о Святой Троице. – Л., 1960. Рункевич С. О добродетелях и подвигах: (По творениям св. Василия Великого ). – СПб., 1906. Савватий (Балакшин), иеродиакон. Святитель Василий Великий как пастырь Церкви. – Загорск, 1967. Спасский А. Кому принадлежат четвертая и пятая книги св. Василия Великого против Евномия?: Библиографическая справка//Богословский вестник. – 1900. – Сентябрь. – С. 79–106. Стёпкин Вячеслав, диакон. Святитель Василий Великий в русской патрологической науке. – Загорск, 1989. Стригунов Сергий, протодиакон. Взгляды святого Василия Великого на отношение христианина к обществу по его творениям. – Л., 1974. Тихов А. Пастырская деятельность святого Василия Великого //Душеполезное чтение. 1892. – Ч. 2. – Июль. – С. 418–427; Август. – С. 555–568. Устименко Ф. Нравственное учение св. Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийския. – Загорск, 1957. Феофан (Ашурков), иеромонах. Догматическое учение по творениям святого Василия Великого . – Загорск, 1976. Феофан (Говоров), епископ Владимирский. Древние иноческие уставы, пр. Пахомия Великого , св. Василия Великого , пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные епископом Феофаном. – M., 1892. Хрептак В. Отношение св. Василия Великого к Церкви. – Л., 1967. Царев А. Переписка св. Василия Великого со св. Амфилохием Иконийским . – Л., 1965. Четыркин Ф. Святой Василий Великий . – СПб., 1898. Швецов В., священник. Святой Василий Великий как учитель нравственности. – Л., 1968. Юрчук Н. Св. Василий Великий и его борьба с арианством в деятельности пастыря и в богословских трудах. – Загорск, 1958–1959.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Основанием кратких жизнеописаний в месяцеслове Василия были или древнейшие его прологи, или пространные жизнеописания святых, или те и другие. Некоторые из житий святых не дошли до нас, так что мы о них имеем только те сведения, которые сохранились в месяцеслове Василия. Посему в этом отношении он драгоценный памятник для агиологии. Известно, что Симеон Метафраст многие пространные жизнеописания переработал, отчасти сократил, а главное написал их современным ему чистым слогом, так как они написаны были старинною тяжелою речью и во многом неудобопонятною. Сличая подлинные жизнеописания Метафраста, приписываемые ему Алляцием и изданные в полном курсе патрологии Миня (Т. 114–116), со сказаниями месяцеслова Василиева, мы не нашли никакого признака, по коему можно было бы видеть, что автор месяцеслова имел под руками Метафраста, напротив нашли такое, что говорит в пользу того, что он не пользовался Метафрастом, именно: есть значительные разности между его жизнеописаниями и месяцесловом; например 10 окт. о мученике Евлампие говорится в месяцеслове Василия, что он пришел в город за пищею и там взят, у Метафраста не показана причина его прихода, следовательно в месяцеслове Василия полнее; преподобная Евфросиния (25 сент.) по месяцеслову Василия жила в монастыре 18 лет, а по Метафрасту 20; о мученице Екатерине 25 ноября в месяцеслове Василия верно сказано, что мучитель ее был Максимин, а у Метафраста не верно – Максентий, потому что Максентий был на западе, а Максимин на востоке; Карп и Папила (13 окт.) по Метафрасту усечены, по месяцеслову Василия сожжены; по месяцеслову Василия 30 сент. в сказании о Рипсимии и Гаиане говорится, что по смерти Рипеимии убиты 70 мужей и 32 жены, у Метафраста (в жизни Григория просветителя) о 70 мужах не говорится, а говорится, что усечено 37 жен с Рипсимиею и Гаианиею включительно; 6 сентября о муч. Ромиле говорится, что он советовал императору сослать 11000 воинов в Галлию (т. е. Галатию), а после раскаялся, у Метафраста о совете не говорится, а говорится, что он укорял за это царя: 14 окт. в месяцеслове Василия отец Назария назван Африканом, а мать Перпетуею, а у Метафраста сказано только, что отец его был ливиец, а мать римлянка; 2 октября мучен. Киприан по Метафрасту родился в Карфагене, а по месяцеслову Василия в Антиохии сирской. Наконец в месяцеслове Василия совсем нет Феоктисты лезвианки (9 ноября), жизнь коей написал Метафраст вновь. Впрочем это не ведет к тому предположению, что самый текст месяцеслова Василия составлен прежде императора Василия и прежде Метафраста; ибо сказания равномерны, приспособлены к месту, оставленному живописцами; может быть метафрастовы жизнеописания еще не были в таком ходу, как после, и оригиналы их – древние жития по большей полноте предпочитались составителем месяцеслова; может быть, что основанием месяцеслова Василия были другие древнейшие его прологи, но в вышепоказанных местах, где месяцеслов Василия разногласит с Метафрастом, синаксарь Типикона Великой церкви IX-X века молчит.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010