Перенося тяжелые испытания от природы и от людей, Василий, прозванный «нагоходцем», в ограниченном кругу благочестивых москвичей пользовался любовию, уважением и почитанием. Среди почитателей нагоходца были царь Иоанн Грозный и митрополит Макарий, которые, по свидетельству жития в Прологе, «зело дивишася о его терпении и похвалиша Бога, яко в их время дарова Бог такова свята мужа». В 1552 г. (по Леониду в 1551) 6 настал конец продолжительному и многотрудному подвигу Василия. Он тяжко заболел. Царь Иоанн Васильевич с царицей Анастасией и сыновьями Иоанном и Феодором пришел навестить больного и испросить его молитв. Василий, при последнем издыхании, пророчески сказал царевичу Феодору: «вся прародителей твоих твоя будут, и наследник будеши им» 7 . Юродствовав в Москве 72 года, Василий 88 лет от роду скончался 2 августа 1552 года и погребен на кладбище Троицкой на рву церкви, где в 1554 году 8 по повелению Грозного построен был Покровский собор, в память покорения Казани, известный под именем собора Василия Блаженного. Спустя 36 лет после кончины Василия, в 1588 г. у могилы его стали совершаться чудеса. Царь Феодор Иоаннович и Патриарх Иов повелели над могилою воздвигнуть при Покровском соборе придел во имя святого Василия блаженного, соорудить серебряную раку над мощами и установить празднование памяти его в день его кончины 2 августа. Приблизительно в это же время, по случаю прославления памяти Василия блаженного, было составлено житие блаженного, во всяком случае, не позднее XVI века. Составителем жития был соловецкий монах Мисаил 9 . Переписал творение Мисаила Евфимий, игумен Иосифова (Волоцкого) монастыря. Евфимий был определен с 26 июля 1575 года игуменом из казначеев монастыря и носил фамилию Турков 10 . За этот, более чем столетний период времени, прошедший со дня рождения Василия Блаженного и до составления жития его произошли большие изменения в тех местах, где родился блаженный, и особенно в наименованиях этих мест. И прежде всего на родине блаженного, близ дома его родителей, вырос новый храм Владимирской Богоматери с приделами и образовался новый приход при этом Владимирском храме. В состав этого прихода вошел и родительский дом Василия блаженного. Поэтому составитель жития говорит современным ему (составителю) языком и рисует картину местности в том виде, какой она приняла в его (составителя) время, оставляя истории и историкам разбираться в старине, ее хронологии и номенклатуре.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

—308— На сем журнале резолюция Его Высокопреосвящен­ства: «1891. г. Авг. 19. Утверждается». 5 сентября. Присутствовали под председательством Ректора Академии, Архимандрита Антония, все члены Совета Академии. Слушали: I. Отношения Правлений духовных семинарий с документами студентов семинарий, назначенных по распоряжению Высшего Начальства в состав нового (L) академического курса. 1 . Владимирской – Аполлинария Свавицкого, 2 . Вологодской – Леонида Грандилевского и Василия Кузнецова, 3 . Калужской – Ивана Тихомирова, 4 . Костромской – Филиппа Виноградова, 5 . Курской – Евгения Попова , 6 . Московской – Ивана Строганова, 7 . Нижегородской – Николая Селунского и Василия Юрасова. 8 . Орловской – Василия Покровского, 9 . Пензенской – Ивана Артоболевского и Сергея Успенского, 10 . Рязанской – Константина Попова , 11 . Смоленской – Дмитрия Брянцева, 12 . Тамбовской – Василия Говорова и Александра Стефановского, 13 . Тверской – Михаила Брехова, 14 . Тульской – Сергея Черникова, 15 . Ярославской – Константина Всехсвятского и Владимира Ни­кольского. II. Прошения на имя о. Ректора Академии о допущении к проверочным испытаниями, студентов семинарий, прибывших волон­терами: Витебской – Дмитрия Цитовича, Вифанской – Ивана Вино­градова, Алексея Западалова, Василия Громова, Василия Косухина и Сергеи Смирнова , Владимирской – священника Симеона Николь­ского, Вологодской – Сергия Полиевктова, Калужской – Геннадия Виноградова, Костромской – Николая Спасского, Московской – Ивана Булгакова, Сергея Попова, Сергея Озерецковского, Сергея Ставровского, Михаила Славского, Семеона Голубева, Сергея Орлова, Димитрия Розанова, Ивана Фильдмана и Александра Пятикрестовского, Подольской – Михаила Войницкого, Рязанской – Михаила Грацианского, Александра Песочина и Ивана Добро­любова, Самарской – Александра Смирнова , Симбирской – Але- —309— ксандра Соловьева, Смоленской – Якова Брянцева, Тамбовской – Никифора Дмитревского, Тверской – Александра Кузнецова, Туль­ской – Константина Никольского , Николая Городенского , Нико­лая Краснова, Павла Георгиевского и Михаила Нечаева, Харь­ковской – Ивана Жданова, Холмской – Емельяна Витошинского и Павла Громы, Черниговской – Василия Лашнюкова, Ярославской – Василия Золотарева, Виктора Ливанова, Николая Мирова и Кронида Смирнова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

архим. Агапит Глава VIII Враждебные отношения к св. Василию Евстафия, Епископа Севастийского и вредные последствия клевет, разносимых им повсюду. Уклонение Евстафия в ересь арианскую. Неприязненные отношения к св. Василию приморских Епископов и примирение с ними. Неприязненные отношения к св. Василию Назианзской паствы и ее Архиепископа, и вразумление их св. Василием. Принесение в Кесарию разных мощей св. мучеников, и слово св. Василия в честь св. мученика. Назначение в Каппадокию нового наместника, и изгнание св. Григория Нисского , брата св. Василия. Заточение в ссылку Евсевия Епископа Самосатского, и Мелетия Архиепископа Антиохийского. Заботливость св. Василия об умиротворении Восточной Церкви при содействии Валентиниана, Императора Западной Империи. Переписка с западными Епископами и убеждения св. Василия относительно их главного Епископа, добытые последствиями этой переписки. Предсказание св. Василия о скором окончании владычества ариан. Исполнение этого предсказания. Смерть Валента и возвращение из заточения православных Епископов на прежние их кафедры. Кончина св. Василия и торжество его погребения. Повесть об особых духовных дарованиях св. Василия, проявившихся еще при его жизни на земле. Умиротворив Епископов, недовольных его занятием Архиепископского престола в Кесарии, утвердив мирные отношения с Анфимом, епископом Тианским, хотя и с пожертвованием половины своих владений, победив и в некоторой степени, преклонив на свою сторону враждовавших против него Императора и первого при нем вельможу – Модеста, доставив покойный приют множеству бедных больных и увечных, устроив много мужеских и женских обителей, дававших приют ревнителям благочестия, возвысив нравственное состояние своей паствы и утвердив ее в непоколебимой преданности православной вере, что оставалось св. Василию, как не радоваться о могущественном содействии благодати Божественной всем его благим предприятиям? Казалось бы так. Но не таков суд Божий. Сказано: много скорби праведным ( Пс. 33, 20 ). И этот суд Божий особенно должен был совершиться над св. Василием, который при первом вступлении в иноческую жизнь, сам себя лишил всех земных радостей, на которые имел право и которыми мог пользоваться, как украшенный блистательными способностями и высоким образованием и вместе как наследник богатых имений, остававшихся в его распоряжении по смерти родителей. Раздав все свое имение бедным, посвятив все свои силы душевные и телесные на служение Богу и Его святой Церкви, св. Василий жаждал только одной славы на небе и преблагий Господь, милосердым оком призирая на его святое желание, не хотел убавить и одного луча из того блеска славы, которая ожидала его на небеси и потому попустил ему испить чашу горести до дна.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Подвиг такой не мог обойтись без борьбы. Излагая факты из его жизни, насколько позволят добытые исторические данные, мы постараемся изложить не только curriculum vitae et operum его, но и найти психологическое объяснение того и другого. Биографы пр.Василия разногласят в определении года его рождения. Проф.Знаменский относит рождение пр.Василия к 1788–1789 г., мотивируя свое мнение тем, что в предисловии к своим запискам, написанным в конце 1866 года, Лужинский называет себя 78-летним старцем 167 . Но профессор забывает, что предисловие к запискам датировано не 1866-м годом, a 20 августа 1870 года 168 . Профессор Коялович в некрологе преосвященного определяет его возраст 92 иди 93 годами и, таким образом, годом рождения считает 1786 или 1787 год 169 . Мнения профессоров основаны только на догадках и не могут быть приняты. Несомненным годом рождения пр.Василия следует считать 1791 год. Этот год прямо указывается в исправленной самим преосвященным биографии, которая помещена в 5 Витебских губернских ведомостей и затем в памятной книжке Витебской губернии за 1865 год 170 . Это же с несомненностью следует из формулярного списка, за подписью самого Лужинского, представленного в Коллегию в октябре 1834 г., где возраст преосвященного определен в 44 года 171 , и, наконец, из собственноручной рукописи пр.Василия, где он говорит, что родился в 1791 году, когда его отец был пресвитером 172 . Для определения месяца и дня рождения пр.Василия мы не имеем точных данных. Но так как он носил имя в честь Св.Василия епископа Парийского, память котораго празднуется 12-го апреля, то надо думать, что день его рождения был недалеко от этого числа. Некоторые польские историки называют пр.Василия «Вилгельмом», но сам он никогда не присоединял этого имени к своему. На первых порах его деятельности в Белорусской епархии встречается другая его подпись: «Василий-Венедикт Лужинский» 173 . Родитель пр.Василия Стефан 174 Лужин-Лужинский происходил из дворян Червонной Руси, сначала «занимался светскими делами» 175 , а потом сделался пастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Церковное предание, исторические хроники и официальные акты хранят память о Мангазейском чудотворце и его заступничестве с начала XVII века и до наших дней. Но самым ярким подтверждением непрекращающейся любви к нему является живая память о нем в народе. Особенно благоговейно чтут его православные Сибири. На месте первой могилы святого Василия в Мангазее, где некогда стояла часовня над возникшим из земли гробом, в прежние времена можно было видеть звериные шкуры, принесенные благодарными охотниками. Народности Енисейского и Тюменского Севера и сейчас почитают святого Василия Мангазейского как великого угодника Божия и обращаются к нему с молитвой. Ныне и Церковь наша, поминая его на отпустах, поет Славу угоднику Божию. Канон святому еще в 1719 году составил митрополит Филофей, тогда же появилась и «Повесть о блаженном страстотерпце Василии». К концу первой трети XVIII столетия были написаны три службы и несколько поучений на дни памяти праведного Василия. Одну из первых икон святого написал послушник Тобольского митрополита Павла живописец Лука, по случаю своего чудесного избавления от смерти. Известны изображения Василия Мангазейского во Владимирском соборе Киева, в Новгороде и Москве. Мощи святого Василия до начала XX века почивали под спудом в Троицком Туруханском монастыре. Сначала днем памяти святого было 22 марта, когда святая Церковь вспоминала соименного ему священномученика Василия Анкирского. В последующее время память блаженного Василия стала совершаться и 10 мая — в память о перенесении его мощей из Мангазеи. Ранее память святому совершалась в монастыре еще и 6 июня, день явления его мощей (по другим источникам, кончина св. Мученика Василия Мангазейского приходится на 4 апреля 1602 года). Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Василий Мангазейский, прав. " .

http://pravicon.com/info-1936

За то, что святой Андрей жил в X веке, а житие его написано в конце X или в начале XI века, говорит позднее внесение имени его в месяцесловы или синаксари; память его в первый раз встречается не ранее XII века в синаксаре, составление которого приписывается диакону великой (константинопольской) церкви Маврикию 45 . Мог быть внесен святой Андрей в синаксари и XI века, ибо их в это время было немало, как известно из предисловия к редакции месяцеслова императора Василия II, и очень может быть, что Маврикий внес имя Андрея в свой синаксарь не только по житию его, но и по синаксарю раньшему Маврикиева. Если бы святый Андрей жил в V и в начале VI века, то он внесен бы был в месяцеслов императора Василия II, отличающийся полнотой памятей святых, тем более, что святой Андрей подвизался в самом Царьграде. Месяцеслов этот составлен не ранее конца X века и, как некоторые греческие писатели говорят, при вышесказанном патриархе Антонии Студите (974–978 г) 46 , который может быть признаваем за юношу Епифания, т. е., в начале царствования императора Василия II (975–1025). Месяцеслов мог быть составлен и в начале XI века, но в нем последние по времени памяти святых относятся к концу IX века; из святых X века внесен только один 3 мая Петр, уроженец и великий подвижник Константинополя, поставленный в епископа аргосского Николаем I, константинопольским патриархом (895–906 и 911–925), при жизни прославившийся чудесами и, вероятно, ранее святого Андрея скончавшийся 47 . Другой известный подвижник Константинополя, современник святого Андрея, Василий Новый, скончавшийся около половины X века, также как и Андрей, не внесен в месяцеслов императора Василия II. Не находятся они оба и в редакции месяцеслова императора Василия, составленной Илиею во второй половине XI века. Замечательно, что житие святого Василия Нового имеет две редакции и краткую и пространную; полагают, что писатель жития Василия, ученик его, написал и издал и краткое и пространное житие, и обе редакции жития дошли до нас. Тем более не пропало бы бесследно, если бы с VI по X век существовало краткое житие святого Андрея, ибо до X века оно бы распространено было во многих списках.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Такова идея святого Василия. Профессор Г. Конидарис увидел главное в социальных взглядах святого Василия – это утверждение благотворительности. И сегодня Церковь должна утверждать социальную справедливость. Епископ Иоанн обратил внимание на то, что святой Василий основывает своё учение на Священном Писании, где и нужно искать ответа на возникающие вопросы. В докладах было показано и сегодняшнее отношение к богословию святого Василия Великого , влияние его на разные стороны церковной жизни. Так, профессор Бухарестского богословского института диакон Виорел Ионитса прочитал доклад на тему: « Василий Великий : вклад румынских православных богословов в изъяснение его мысли». «Придунайские земли, – свидетельствовал он, – имели давние и добрые связи с Каппадокией. С XIV начинают переводиться здесь творения святого Василия. В Румынии Литургия святого Василия была издана более 50 раз. Вообще в румынской литературе много говорится о святом Василии. Все его творения переведены на румынский язык. Особенно уделялось внимание его подвижническим наставлениям. Есть в честь его акафистное песнопение в Румынии. Сотни храмов посвящены ему. Его изучают в богословских школах, издают монографии, пишут статьи. Например, профессор И. Коман написал специальный труд о святом Василии, об его отношениях со святым Григорием. И. Коман указывал на влияние святого Василия на румынское монашество. Сейчас будет издан специальный том, посвящённый святому Василию. Влиянию святого Василия способствовали не только известные авторы, но и анонимные. На основе всего этого восстаёт живой образ Святителя». В подобном плане представил доклад на тему: « Василий Великий в сознании греческого народа» и доцент богословского факультета Фессалоникийского университета А. Ангелопулос. «Проникновение в Каппадокию греческого элемента, – утверждал он, – началось давно. В I веке греческое сознание укоренилось. В IV веке единственным языком здесь был греческий... Переселившись в Афины, святой Василий продолжает усваивать греческую культуру.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Ответ может быть один – весьма далеко нет. В том же самом Тифлисском музее имеется еще целый ряд рукописей, которые одинаково с указанными проф. А.С. Хахановым, имеют отношение к его задаче. Это 344 (XVIII в.), в коем содержатся постановления VI всел. собора «в переводе св. Евфимия Мтацминдели » и правила св. Иоанна Постника и др. отцов – Тимофея, Василия и Мефодия – о согрешивших; 404 (1807 г), в котором имеются правила а) (100) VI всел. собора, б) И. Постника и в) Василия В, и «об исповеди грехов в 7 главах» и др. статьи; 439 (1815 г.), заключающий в себе а) правила VI всел. собора и б) правила И. Постника «с обширным предисловием автора»; указанный выше 437 (XVIII в,, с обычными статьями); 600 (1815 г.), в который внесены а) «книга для исповедования кающихся», б) правила И. Постника и в) правила Василия В. о ежедневных согрешениях;      640 (XVIII в.) сборник, в котором и «правила св. Иоанна Постника против согрешающих», и 737 (XIV в.), коего содержание 1) Постановления VI всел. собора в переводе св. Евфимия; 2) Заповедь св. Василия В. в переводе св. Георгия Мтацминдели; 4) О разделении грехов на разряды;      5) Св. Иоанна Постника об епитимиях; 6) О постах; 7) Об исповеди; 8) Василия В. о ежедневных согрешениях, и пр. 14 . Все это, полагаем, рукописи порою большой важности для нашего автора. Сверх отмеченного теперь, для проф. А. С. Хаханова там же имелась надобность заглянуть в рукописи и сообщить о них сведения; 9 (XVIII в.) полный номоканон, где в конце отеческих правил отмечаются и «правила И. Постника и св. Василия», и 171 (XII–XIII в.) также полный номоканон, по – видимому древней редакции, где имеются (ст. 36) «Правила соб. Трулльского » (вероятно, в особом переводе) и (ст. 54 и 55) « Правила св. Иоанна Постника вообще и против согрешивших» (епитимии), а также (ст. 56) и «св. Василия В.о ежедневных согрешениях» 15 . Наконец, раз проф. А. С. Хаханов касается своим трудом известности произведений с именем Иоанна Постника в грузинской церковной литературе, то он не допустил бы излишества, если бы упомянул и про ркп. 125 (Сборник молитв, XVII в.), где между прочим имеется статья «св, Иоанна постника восхваление пресв. Богородицы» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Местоположение пустыни Василиевой. – Ответ Григория Богослова на приглашение в эту пустыню. – Занятия Василия в пустыне и отзыв Григория о здешней жизни. – Первые подвиги ревности Василия в борьбе с арианами. – Противодействие его замыслам Юлиана. – Посвящение Василия во пресвитера и письмо к нему по сему случаю Григория. – Огорчения Василию со стороны Кесарийского епископа. – Противодействие Василия арианам, покушавшимся ввести свою ересь в Кесарии. – Заботливость Василия о своих пасомых во время голода и о присоединении к Православной Церкви полуариан В Понте, невдалеке от Неокесарии и Черного моря, на диких берегах реки Ириса, в своих собственных дачах жили благочестивая Эммелия, мать Василия, и святая Макрина, сестра его, окруженные собором женщин, давших обет безбрачной жизни. Противоположная берегу гора, заросшая густым лесом, представляла все удобства для основания мужского монастыря. Здесь и поселился Василий с учениками, которые прежде других вняли его увещаниям и советам. Избранное место вполне соответствовало его желаниям. Поэтому в одном из писем к Григорию, живописно изображая свою пустыню, эту колыбель восточного монашества, он шутливо смеялся над Тиверином, местопребыванием Григория, загородным селением близ Назианза. Вот извлечение из этого замечательного письма: «Пора уже мне удалиться в Понт, где напоследок, если угодно Богу, положу, может быть, конец своему скитанию. С трудом отказавшись от напрасных надежд, какие имел некогда на тебя, иду теперь в Понт учиться, как жить. Здесь, конечно, указывает мне Бог место, в точности соответствующее моему нраву. Это высокая гора, покрытая частым лесом, на северной стороне орошаемая холодными и прозрачными водами, но под горою стелется покатая долина, непрестанно утучняемая влагами из горы. Кругом долины сам собою выросший лес из различных всякого рода деревьев служит ей как бы оградой. С двух сторон прорыты глубокие овраги, а сбоку река служит также непрерывной и неприступной стеной. Поскольку же гора тянется в обе стороны и луковидными изгибами примыкает к оврагам, то доступы в подгорье заграждены.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Евергетидский Типикон Алексеевский устав Χρ γινσκειν, τι ν τ νντ κυριακ Вдти сть ко въ девтую нелю το Λουκ еуа лоу гда чьтетс еуалие му же начл въ оно чавку богату етеру ναγινσκεται ν τ ρϑρ чтьтьс къ ту полу того еуали λγος το μεγλου Βασιλεου слово стго касиан ν τος ϑικος обычьныхъ —789— ες τ ητν τς ρμηνες το· В неделю девятую периода времени, в который полагалось чтение зачал из евангелия Луки 1020 , падавшую около 17–18 ноября, в том и другом Уставах одинаково указывается чтение слова Василия Великого на евангельское чтение недели, но тогда как в Алексеевском Уставе это слово названо словом обычьныхъ, в Евергетидском – ν τος ϑικος, следовательно, термин обычьныхъ, есть перевод греческого ν τος ϑικος. Среди творений св. Василия Великого известен ряд «нравственных правил» в числе 80, носящих общее название τ ϑικ 1021 , но что в Алексеевском и Евергетидском Уставах под термином τ ϑικ – обычьныхъ разумеется нечто иное, очевидно уже из того, что беседа на Лк.12:18 1022 в состав восьмидесяти «нравственных правил» не входит. Несомненно, что под указанным термином Евергетидский Типикон разумеет особые сборники слов и отдельных статей из творений Василия Великого и Иоанна Златоуста 1023 . Алексеевский Устав под 18 ноября указывает лишь на первый из этих сборников, т. е. на τ ϑικ Василия Великого , под понедельником же по неделе всех святых Устав замечает неопределённо – и обычьныхъ, но, принимая во внимание, что слова обычьныхъ упоминаются между творениями того и другого отца (толкования на псалмы Златоуста и Василия Великого , обычьныхъ и толкование на Деяния), надо полагать, что Устав разумеет здесь τ ϑικ обоих —790— отцов. – Подобно тому как с только что названной девятой неделей евангелия Луки соединяется чтение слова Василия Великого на чередное зачало этой недели, так же точно с неделей о богатом и Лазаре, падающей около 26 октября – 6 ноября, связывается чтение пяти слов Златоуста о богатом и Лазаре 1024 , с неделей св. праотец – слова Златоуста об Аврааме 1025 , с неделей св. отец – слова Григория Нисского об Аврааме 1026 , с неделей по Просвещении – слово Василия Великого о крещении 1027 . Чтение толкования Златоуста на евангелие Матфея падает на вторую половину второго периода, начинаясь лишь с 30 Августа 1028 и захватывая лишь вторую его часть или книгу; первая же книга оставляется для следующего периода времени – от недели св. отец до Четыредесятницы: подобать вдт ко то не, замечается под неделей святых отец или прдъ нею мало начинаютьс чисти пьрвы книгы тълковани златоустьц ма ста еуали до стго поста 1029 ; ещё точнее днём начала чтения первой книги назначается 20 декабря: таковы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010