Семья, дети — это малое словесное стадо, которое дается человеку для апостольского служения, для проповеди Христовой. Домашний апостолат всегда был неотъемлемым от жизни Церкви; без него нет и самой домашней церкви. Он крайне необходим в современном секуляризованном мире, но особенно трудно его вести в тех странах, где нет четких граней между верующими и неверующими. Эта опасность грозит теперь и нам. Можно привести множество примеров домашнего апостолата от апостольских времен до текущего столетия, Так, из десяти детей адвоката Василия и жены его Эмилии (IV в.) трое сыновей стали епископами: Василий Кесарийский (известен как Василий Великий, память 1 января), Григорий Нисский (пам. 10 янв.), Петр Севастийский (пам. 9 янв.); к лику святых причислены также их две дочери: Макрина (пам. 19 июл.) и Феозва (пам. 10 янв.). Свт. Василий Великий писал: «Понятие о Боге приобрел я с детства, от блаженной матери своей и бабки» (Эмилии и Макрины). «Я воспитан своею бабкою от которой заучил я изречения блаженного Григория  сохранившиеся от нее по преемству памяти, кои и сама она соблюдала и во мне с малолетства соблюдала, образуя меня учением благочестия» (196 письмо к Неокесарийцам)  . Большое влияние на Василия Великого и его братьев оказала старшая сестра Макрина. Друг юности свт. Василия Великого — свт. Григорий Богослов в надгробном слове ему говорил: «Первый возраст: Василий был повит пеленами и образован в лучшее и чистейшее создание под руководством великого отца Под сим руководством чудный Василий обучался делу и слову, которые в нем возрастают вместе и соответствуют одно другому. И как благодетельно было для Василия, что он дома имел образец добродетели, на который взирая, вскоре стал совершенным»  . Родители отца Василия Великого, адвоката Василия, в годы гонений Диоклетиана в течение семи лет скрывались в лесах, мать его — Эмилия — была дочерью мученика. Эта семья во втором и третьем поколении дала миру еще двух святых. Начальное религиозное воспитание в этой семье шло в основном от женщин, а в более старшем возрасте большое влияние на детей и их друзей оказывал отец; он и запечатлелся в памяти их друга Григория Богослова. Читая письма и слова Василия Великого, его братьев и сестры Макрины, ощущаешь мудрую любовь между членами этой удивительной семьи. После смерти старшего брата Василия свт. Григорий Нисский закончил его творение «Шестоднев». Сестра Феозва сопровождала свт. Григория в ссылку, разделяя с ним все невзгоды жизни в изгнании. Не только любовь к Василию, товарищу школьных лет, но любовь и уважение ко всем членам вырастившей его семьи чувствуется во многих строках свт. Григория Богослова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Князь велел бить и Василия без пощады; быв шумен от вина и рассвирепев, он взял стрелу и пустил ее в Василия. Оба друга скончались в следующую за тем ночь. Спустя не много времени и сам Мстислав застрелен был на городской стене по пророчеству Василия. Он бился с Давидом Игоревичем и тогда узнал стрелу, которою застрелил Василия: «умираю, сказал он, за преподобных Василия и Феодора». Так повествует блаж. Поликарп. 920 По летописи, печерский монастырь сожжен был половцами в 1096 г.; 921 а Феодор, уже состарившийся построил после того келью в обители и жил уже не долго; кн. Мстислав, по летописи 15 июля 1099 г. на стене Владимирской крепости, неожиданно «сквозь отверстие доски поражен был стрелою под пазуху и в следующую ночь скончался». 922 По этому видно, что блаж. кончину св. Феодора и Василия надобно отнести к 1098 г. и согласно со святцами к 11 августа. 923 Мощи св. Феодора и Василия похоронены были в варяжской пещере, в которой подвизались они, а потом перенесены были в Антониеву пещеру, где и ныне покоятся. 924 Заложенный вход в варяжскую пещеру ныне видят близ затвора пр. Лаврентия. Недавний и неоднократный осмотр этой пещеры показал, что в ней было довольно затворнических келлий с седалищами. Составленные из разноцветных песков келлии и седалища представляются как бы покрытыми полосатою материей. Итак там, где прежде скрывались бродяги, занимавшиеся грабежом, подвизались потом рабы Божии и освятили разбойнический притон своими молитвами и подвигами. 925 История св. Феодора и Василия представляет нам в опыте мысли св. писания: «те, которые хотят обогащаться, впадают в искушения и в сети, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и гибель» ( 1Тим.6:9 ). «Как трудно имеющим богатство, войти в царствие Божие» ( Лук.18:24 ). «Любостяжатель есть идолослужитель» ( Ефес.5:5 ). Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко о себе думали и уповали не на богатство ненадежное; но на Бога живого, – чтобы они благодетельствовали, обогащались добрыми делами, были щедры и общительны» (Тим.6:17–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Чудеса святителя Василия Острожского. Часть 1 HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Чудеса святителя Василия Острожского. Часть 1 Многие паломники, которые не в состоянии привести своих больных к мощам святого, приносят их одежду и оставляют ее под ракой, чтобы она пробыла здесь хотя бы одну ночь. Кроме одежды, приносят и пищу, чаще всего сахар, и поступают таким же образом. По этому случаю, хранитель раки читает над принесенным молитву. Затем освященные вещи забирают с собой и относят их больным, веря, что и таким образом св. Василий поможет им. Память свт.Василия Острожского празднуется 29 апреля/12 мая Исцеление тяжело больной женщины Книга " Чудесные исцеления и явления святого Василия Острожского " В августе 1957 г. в Верхний монастырь привели тяжело больную женщину, по имени Лена Юнчай, из села Друме. Привели ее муж и деверь. Лена была настолько больна, что с железнодорожной станции Острог мужчины несли ее до монастыря с большим трудом. Добравшись до Верхнего монастыря, они сразу вошли в церковь и приступили к раке с мощами святого Василия. Они попросили, чтобы над больной была прочитана молитва о здравии, что и было сделано. После молитвы родственники попросили, чтобы их больная осталась ненадолго полежать под ракой с мощами, и получили на это благословение. Больная заснула под ракой с мощами и проспала около двух часов. Потом ее разбудили, и вместе они отправились домой. Больная чувствовала себя намного лучше. Добравшись до дома, она начала ощущать прилив сил и вскоре совершенно выздоровела. Спустя несколько дней, пришло письмо от ее родных, в котором они сообщали, что Лена полностью выздоровела. Все они благодарили Бога и святого Василия. В сентябре 1956 года на поклонение мощам свт. Василия пришел Драго Чабаркапа из села Врулье, что под Плевальем. Он рассказал следующее: «Более двух лет у меня часто болел желудок. Я обращался к врачам в Плевалах, Приеполье и Сараево. Врачи были в недоумении по поводу характера моего заболевания. В конце концов, они выяснили, что у меня язва желудка.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Самые ранние списки с этой вставкой восходят к XIII-XIV векам 292 . Вставка получила большее признание, нежели вставки слов Василия Великого в анафору Златоуста, очевидно, потому, что в это время литургия Златоуста, как сказано было выше, заняла первое место в богослужении Православного Востока, литургия же Василия Великого  – второе. Однако вставка не получила значения общепризнанной. Проф. – прот. М. Орлов , с исключительной тщательностью исследовавший текст литургии Василия Великого, из 48 греческих рукописных евхологионов нашел ее только в 11-ти 293 . Проф. А. Дмитриевский установил существование русских служебников без этой вставки даже в XVI веке 294 . Оно вошла во всеобщее употребление благодаря печатным служебникам у греков с 1526 года, а в Русской Церкви – с первого печатного издания, при патриархе Иове в 1602 году. Богословская сущность вопроса лежит не во вставках как таковых и даже не в синтаксической несогласованности вставки «преложив Духом Твоим Святым» с контекстом молитвы Василия Великого . Со вставкой, как и без вставки, Евхаристия остается действенной, поскольку, как видно из всей изложенной истории анафоры, Церковь обусловливала действенность Евхаристии чистотой вероучения совершающих Евхаристию и не знала каких-либо непреложно установленных совершительных слов. То, что произошло в XIIIXIV веках с анафорой Василия Великого , было незаслуженной данью рационалистическому богословию, каковым, в отличие от святоотеческого, являлось схоластическое. Это было осознано лучшими богословами XIX века. На Востоке свой голос поднял ученый афонский монах Никодим Святогорец , ныне причисленный Греческой Церковью к лику святых, который в составленном им при участии другого ученого афонского монаха Агапия каноническом сборнике под названием «Пидалион», изданном впервые в 1790 году, сделал примечание к IX правилу Лаодикийского Собора: «Когда иерей совершает литургию святого Василия Великого, то во время пресуществления и освящения Даров ему не следует говорить „преложив Духом Твоим Святым " », ибо это есть приставка некоего дерзновенного невежды, который, по-видимому, вооружась против латинян, взял эти слова из литургии Златоуста и вставил их в литургию святого Василия Великого, тогда как этих слов ни в древних списках не имеется, ни по синтаксическому построению им нет здесь места» 295 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Анафора Василия Великого , кроме тех текстуальных дополнений, которые были установлены И. Энгбердингом, подверглась еще и другим, которые имеются также й в анафоре Иоанна Златоуста . Самыми ранними из этих дополнений можно считать тирады «Изрядно о Пресвятей» и «Святаго Иоанна пророка» (в литургии Василия Великого ) и «О святем Иоанне пророце» (в литургии Иоанна Златоуста ). Таких тирад или им подобных в Климентовой литургии нет. Нет намека на их существование и в трактате Псевдо-Дионисия «О церковной иерархии». Знаменательно, что тирада «Изрядно» имеется не только в ранних списках литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста  – Барбериновском 248 , Порфирьевском (VIII-IX веков) 249 , Севастьяновском (IX века) 250 , но и в литургии апостола Марка – в Россанском списке ( ΧΙ– ΧΙΙ веков) 251 , в Ватиканском свитке (1207) 252 , а также в литургии апостола Иакова – в Мессинском свитке (983) 253 , в Россанском кодексе 254  и др. Тирада «Изрядно» в анафоре Златоуста следует непосредственно за тирадой «Еще приносим Ти словесную сию службу о иже в вере почивших праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех и о всяком дусе праведнем в вере скончавшемся». Она синтаксически согласуется с только что приведенной тирадой и кажемся ее завершением. Такое впечатление усиливается еще благодаря возгласному произнесению «Изрядно». В анафоре Василия Великого ощущение дедуктивности мысли молитвы в данном случае прерывается из-за синтаксической неувязки возглашения «Изрядно» с предыдущей тирадой «Нас же всех, от единаго хлеба и чашй» причащающихся». На первый взгляд кажется, что в анафоре Василия Великого мы имеем дело со «зрительной» ошибкой, которая бывает свойственна не только читателям, но и редакторам и корректорам. В действительности это не так. В некоторых списках анафор «Изрядно» появляется после ряда молений («Помяни, Господи») о Вселенской Церкви, о πредс τoяfeлe Поместной Церкви, о пресвитерах, диаконах и других служителях церкви, о городе и живущих в нем, о плодородии земли и прочем (например, в египетской редакции анафоры Василия Великого ) 255 . Все это наводит на мысль, что возглашение «Изрядно» имело значение своего рода вероисповедной формулы, которую вписывали в уже сложившуюся анафору, не смущаясь могущими произойти нарушениями дедукции мысли молитвы или синтаксическими неувязками в тексте. Это могло быть вызвано несторианской ересью и представляло отповедь Церкви на ересь. Поэтому же «Изрядно» даже в тех случаях, когда оно нарушало дедукцию мысли молитвы, произносилось возгласно. Косвенным подтверждением сказанному является тот факт, что в анафоре Нестория, которая им была составлена на основании анафор Василия Великого и Иоанна Златоуста , возглашение «Изрядно» отсутствует. В одной из ходатайственных молитв за причастников Богородица именуется только как «блаженная Госпожа Мария» (per orationem Dominae Mariae beatae), ходатайствующая за них со всеми святыми 256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Так же в 1724 году месяца Декабря, когда предписано Благовещенский Муромский монастырь соединить с уездным тамошним монастырём Борисоглебским, Муромцы просили Св. Синод оставить его по-прежнему; потому что «Благовещенском монастыре, писали они, в Муроме был первоначальное епископство Святого Василия Епископа, что ныне мощи его святые в Рязани почивают 61 ». Признание святости Василия, Епископа Рязанского, после следствия о нем Изыскания следователя Иеродиакона Феодосия о Святом Василии, и донесение в Св. Синод не остановили жителей Рязани питать к своему Первосвятителю чувства благоговейного уважения. Не видим запрещения на это ни из Св. Синода, ни от Государя; а между тем видели, что «поп Лев и после ведения обследователя Иеродиакона Феодосия служил же ему Василию Епископу молебны 62 ». Есть указание даже на то, что и вся Церковь Российская, не местная только, признавала Василия, первого Епископа Рязанского, святым. Была старинная икона или таблица святых, в Российской Церкви просиявших и чудотворных икон; на ней между святыми упоминается и Святой Василий, Епископ Рязанский и Муромский: обретение мощей его в Переславль Рязанском показано в лето 7117 (1609) 63 . При Дмитрии Сеченове, Епископе Рязанском, украшение гробницы св. Василия Еще лучшее украшение над мощами святого Василия и исправление надписи сделал Преосвященный Симон. В 1782 и 83 годах, он украсил Рождественский собор разным позолоченным иконостасом прекрасной работы; в соответствие всему украшению собора и над мощами Святого Василия сделал новую гробницу, которую поставили на возвышении. Поверх гробницы положен образ Святителя в серебряной позлащенной ризе: Святитель Василий изображен почивающим в раке; руки у него сложены на персях и держат крест 67 . Гробницу осеняет богато вызолоченный балдахин, опирающийся на четырех колоннах, балдахин украшен резными штуками. В карнизе его над возглавием находится изображение плывущего Святителя Василия на мантии из Мурома в Рязань. В возглавии, внизу гробницы, помещена следующая надпись: «Бог, почивай в святых своих, удивил промыслом своим на преподобном Василии Епископе Рязанском, почивающем под сим спудом, что его благоволил против быстрин Оки реки от Мурома до старой Рязани, в показание его жития чистого, и в обличение клевет на него сказанных, через шесть часов на постланной им преподобным по руслу реки мантии епископской, донести воздухом, что было прежде шеститысячного и восемь сот второго года.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Несмотря на свое предназначение для монашествующих, аскетические наставления св. Василия и для всех христиан могут служить руководством к нравственному усовершенствованию и истинно спасительной жизни. Литургические труды св. Василия. Общее предание христианского Востока свидетельствует, что св. Василий составил чин литургии 1245 , т. е. упорядочил письменно и привел в однообразный устойчивый вид литургию, сохранившуюся в Церквах от апостольского времени. Об этом говорит целый ряд свидетельств, начиная со св. Григория Богослова , который в числе трудов св. Василия упоминает εχν διατξεις, εκοσμαι του βματος [чиноположения молитв, благоукрашения алтаря 1246  (Orat. XLIII, 34.2)], и св. Прокла Константинопольского , который сообщает о сокращении продолжительности служения [литургии] св. Василием и затем Иоанном Златоустом , до соборов Трулльского и Седьмого Вселенского. Текст литургии св. Василия засвидетельствован с начала VI в., и списки его согласны между собой в существенном, чем доказывается происхождение его из одного оригинала. Но в течение столетий в нем, несомненно, произошли и многие изменения в подробностях, так что в новейших научных изданиях сопоставляется древнейший и позднейший текст ее. Кроме того, св. Василий ввел в своем округе обычай, по-видимому, заимствованный из Антиохии, пения псалмов на два хора, с чем, однако, не согласовались, например, в Неокесарии, ссылаясь на то, что такого порядка не было при св. Григории Чудотворце (подробности см. в письме св. Василия к неокесарийским клирикам – Epist. 207). Беседы. Св. Василий Великий принадлежит к выдающимся проповедникам христианской древности. Его красноречие отличается восточным очарованием и юношеским энтузиазмом. «Кто хочет быть совершенным оратором, – говорит Фотий (Biblioth. 141), – тот не нуждается ни в Платоне, ни в Демосфене, если избирает Василия в качестве образца. Его язык богат и красив, его доказательства сильны и убедительны» 1247 . Беседы св. Василия причисляют к лучшим произведениям проповеднической литературы. В изданиях мавринцев 24 беседы признаны более или менее удостоверенными и 8 – подложными; однако это заключение не может считаться окончательным, и здесь необходимо точное исследование: так, XVII беседа, на день св. мученика Варлаама, вероятно неподлинна, а две из «подложных» бесед («На Рождество Христово» 1248  и против тех, которые обвиняли св. Василия в тритеизме 1249 ) находят защиту у новых исследователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

В воскресенье, 4 апреля, заупокойную литургию в академической церкви совершил почетный член нашей Академии, высокопреосвященный Николай, архиепископ Варшавский, в сослужении профессоров протоиереев С. А. Соллертинского и М. И. Орлова и студентов священников и диаконов. По окончании литургии архиепископ с сослужившим ему духовенством, в сопровождении профессоров, студентов, бывших учеников, почитателей покойного Василия Васильевича, торжественно, при несмолкавшем пении студенческого хора, проследовал на Никольское кладбище Александро-Невской Лавры. Многочисленная толпа вплотную со всех сторон окружила сооруженный на его могиле любовию учеников и почитателей его гранитный памятник, к подножию которого чья-то сочувственная рука принесла живые цветы. У памятника, перед красующимся на нем большим образом св. Василия Великого , отслужена была владыкой лития. В конце литии студент III курса академия А. Акимов произнес речь, в которой поведал присутствующим о том чувстве благоговейного умиления перед идеально-ученою личностию Василия Васильевича Болотова , которое неизменно живет среди студенчества С.-Петербургской Академии, передаваясь в нем из поколения в поколение, как самое дорогое наследие минувшей славной жизни Академии. Высокопреосвященный Николай, с своей стороны, в живом, импровизированном слове обрисовал образ покойного Василия Васильевича, как истинного христианина, и призывал учащуюся академическую молодежь к деятельному подражанию всему жизненному подвигу его и подвигу его научного воодушевления и труда, и подвигу истинно-христианской его жизни. 5 апреля, в 6½ часов вечера, панихиду по приснопамятном рабе Божием Василии совершил в академическом храме почетный член Академии высокопреосвященный Тихон, архиепископ Ярославский, в сослужении наместника Лавры архимандрита Феофана, профессоров Академии, имеющих священный сан, столичных священников учеников почившего, в том числе почетного члена Академии прот. Т. А. Налимова, и священников-студентов. По окончании панихиды открылось в актовом зале особое, устроенное Советом Академии, торжественное собрание в память незабвенного для нее Василия Васильевича Болотова . Вблизи кафедры на особом пьедестале, изящно декорированном зеленеющими растениями (в изобилии доставленными управлением Лавры), возвышался портрет Василия Васильевича в лавровом венке. На торжественное академическое собрание прибыли, кроме преосв. Тихона, присутствовавшие и за панихидой, высокопреосвяшенные архиепископы Никандр Питовский и Арсений Псковский, преосвященные епископы Иоанн Полтавский и Иоаким Оренбургский, г. обер-прокурор Св. Синода С. М. Лукьянов, академическая профессорская корпорация, ученики, почитатели и почитательницы ученых трудов Василия Васильевича. Кругом них плотными рядами разместились студенты Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Святитель Василий Великий принадлежит к числу тех пастырей Церкви, которые пользовались уважением и любовью не только при жизни своей от своих современников, но и по кончине своей от всех, для кого дорога была святая вера и кто умел ценить истинное благочестие. В день памяти Василия обыкновенно поется такой припев на 9-й песни канона: «Величай, душе моя, во иерарсех Василия Великаго , вселенныя пресветлаго светильника и украсившаго Святую Церковь ». Эти слова – почти буквальное повторение отзыва о Василии Вселенских Соборов. Так, отцы Халкидонского Собора утвердили за ним название Великого. Отцы Второго Константинопольского собора, высказав мысль, что у кого естество одно, у того и воля и действие едино, прибавили: «Так нас научил светило вселенной, дивный Василий». Собор Трулльский в 32-м правиле также ясно говорит, что слава Василия прошла по всей вселенной; а похвальные отзывы о нем, встречающиеся в писаниях древних отцов и учителей, неисчислимы. Только нечестивый Евномий, арианский епископ, имел бесстыдство в своих апологиях называть Василия и хитрым, и коварным, и трусливым, и софистом и смеялся над тем, что он постоянно питался чечевицей и от продолжительных постов имел на лице постоянную бледность. Вопреки дерзким ругательствам этого еретика, все знаменитейшие пастыри Церкви никогда не считали себя способными восхвалить Василия по достоинству 2 , и можно сказать словами свт. Григория Богослова , что нет ни одной человеческой похвалы, которая бы не приличествовала Василию, и что он столько усовершился во всем, что стал как бы образцовым произведением природы. Василия любила вся паства, уважало светское правительство, даже такой император, который был покровителем ариан; его знакомством дорожили ученые язычники, его превозносили похвалами современные ему епископы, известные своей верой и святостью жизни. Правая вера и добрые нравы пасомых, благоговение и умилительность богослужения, слава духовенства, утешение несчастных, благотворительность нуждающимся всякого рода, благосостояние всех православных Церквей и взаимное единение самих епископов, разделенных неосновательными подозрениями, – все это было предметом самой деятельной заботы Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Пахомия. С другой стороны, в уставе св. Пахомия не встречается одного наказания, которое предписывается уставом Василия Великого , а именно не давать благословения согрешившему до тех пор, пока он не раскается 616 . Устанавливая общий взгляд на устав Василия Великого , мы должны сказать, что этот устав есть как бы развитие и переработка устава св. Пахомия. В главных и существенных чертах оба эти устава сходны между собою, но в частностях между ними замечается, как мы сказали выше, немалое различие. Одни из предписаний Пахомия Василий Великий отменил, другие переиначил, а некоторые дополнил или сократил. Кроме того, нельзя не заметить в правилах Василия Великого некоторой мягкости и кротости – свойств, которые обыкновенно проявляются в отношениях отца к своим детям. Но в то же время Василий Великий не оставляет без внимания ни одного проступка со стороны иноков и не обходится без того, чтобы не сделать наставления, как нужно исправлять согрешивших и какие налагать на них наказания. Этим и объясняется то, что еще при жизни Василия Великого его устав распространился далеко за пределы Малой Азии, а с течением времени вошел во всеобщее употребление на Востоке. Сноски к статье 7 499 См.: Руфин Аквилейский . Церковная история II, 9. Это свидетельство и дальнейшие заимствованы нами отчасти из: Прибавления к Творениям святых отцов. М., 1852. Кн. 3. С. 18, примечание под буквой «в»; отчасти у архим. Агапита (Агапит, архим. Жизнь св. Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской, и его пастырская деятельность. СПб., 1871. С. 128). 511 См.: Regula Pachomii. 69, 74, 84, 95, 123, 127, 157 и др. Также в издании Болландистов (Bolland. 22–24, 30, 40, 41, 43). 524 В какую внешнюю форму облекались эти обеты, не видно ни из устава Василия Великого , ни из устава св. Пахомия. В правилах Василия Великого делаются по этому поводу только одни неясные намеки. Так, в 15-м ответе «Правил, пространно изложенных» на вопрос о том, как принимать обеты от детей, воспитанных в братствах и достигших совершеннолетия, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010