архим. Агапит Глава VII Слух о прибытии в Кесарию Императора Валента для низложения с кафедры св. Василия. Причины, заставлявшие кесарийскую паству верить в справедливость этого слуха. Способ действия ариан и царя-арианина, каким пользовались они при низложении православных Епископов, и обращение их паств в арианство. Меры, предпринятые св. Василием к отражению ариан и покровительствовавшего им – царя. Прибытие в Кесарию Модеста – первого царедворца с полномочием – или склонить св. Василия к принятию арианства, убеждениями и обещаниями, или – сослать в заточение, подвергнув предварительно разным мучениям. Разговор св. Василия с Модестом, в котором св. Василий своим мужеством и неустрашимостью, сумел внушить к себе уважение и своему врагу. Прибытие в Кесарию самого Императора, и его желание лично поговорить со св. Василием. Прибытие Императора в церковь , где совершал литургию св. Василий, и поражение его благолепием службы. Беседа царя со св. Василием, и вследствие оной благорасположение к нему царя. Снова покушение на изгнание св. Василия, вследствие настояния ариан. Внезапная болезнь царского сына и исцеление его по молитвам св. Василия. Опасная болезнь Модеста, и исцеление его по молитвам св. Василия. Всегда благосклонное расположение к нему, как царя, так и Модеста. Столкновение св. Василия с областным начальником – родственников Императрицы, принуждавшим одну знатную вдову выйти в замужество за подчиненного себе чиновника. Неустрашимость св. Василия и любовь народная к нему, высказавшаяся по сему случаю. Разделение Кесарийской области в гражданском отношении на две части, за сим последовавшее разделение оной и в церковном отношении. Скорбь св. Василия, причиненная ему Епископом Тианским, вознамерившимся отделиться от св. Василия и образовать отдельную архиепископию. Глубокое смирение св. Василия и его любовь к миру, особенно высказавшаяся по сему случаю. Богадельня, устроенная св. Василием, в которой нашли для себя приют множество прокаженных, и страдавших другими болезнями, в которых никто доселе не хотел принимать никакого участия. Устройство больниц и в других местах Кесарийской епархии под управлением хорепископов. Недостаточность усердия людей богатых к поддержанию этих благодетельных учреждений. Произнесение св. Василием трех, особенно сильных по одушевлению и убедительности, бесед, в которых он раскрыл, как злоупотребления богатых людей своими богатствами, так и преступность их равнодушия к больным и нищим. Содержание этих бесед.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Осталось сказать немного о двух литургиях, которые совершаются в православной церкви — литургии Василия Великого и литургии Преждеосвященных Даров. Вы уже помните, наверное, что литургия Василия Великого совершается только 10 раз в году. На экзамене вы точно должны знать, в какие дни: в навечерие праздника Рождества Христова и праздника Крещения, если это навечерие не совпадает с воскресным днем (в навечерие — накануне, в сочельник). Тогда порядок меняется: накануне совершается литургия Иоанна Златоустого, а на праздник — литургия Василия Великого. Затем литургия Василия Великого совершается на старый Новый год: 14 января по новому стилю, 1 января по старому — на день Василия Великого. Затем — в пять воскресных дней Великого Поста (в 1, 2, 3, 4 и 5 недели) и дважды на Страстной седмице — в Великий Четверток и Великую Субботу. Больше литургия Василия Великого никогда не совершается. В этой литургии есть ряд характерных особенностей. Они не столь значительны в своих отличиях, кроме анафоры. Отличия такие: на проскомидии поминается не Иоанн Златоуст, а Василий Великий — вынимается частица за Василия Великого. Затем отличается молитва об оглашенных. Молитвы отличаются от литургии Иоанна Златоустого, но особенно отличается анафора. Она намного длиннее анафоры Иоанна Златоустого. Вы помните, что литургия Иоанна Златоустого была составлена как сокращение литургии Василия Великого. И молитвы Василия Великого намного длиннее. Поэтому песнопения — те же самые, что поются и на литургии Иоанна Златоустого, — поются очень протяженно, и выбраны специальные напевы, которые позволяют священнику прочитать тайные молитвы, которые намного длиннее. Анафора Василия Великого обладает неподражаемым совершенством. Это как бы венец всего литургического творчества. Нет в нашей литургической сокровищнице ничего более прекрасного, чем анафора Василия Великого. В ней соединяется поэтичность, удивительная литературная красота с совершенным богословием, с его полнотой, потому что в анафоре Василия Великого очень кратко, очень четко, а с другой стороны, чрезвычайно литературно, художественно исповедуется вероучение Православной Церкви, православная догматика. И очень жаль, что эти молитвы практически никогда не читаются вслух. Но они достаточно трудны для усвоения, особенно по-славянски, а на русский язык, я думаю, их никогда никто не решится перевести, потому что при этом будет очень многое утрачено, именно в славянском тексте они обладают особенной красотой. Эти молитвы довольно трудны, поэтому читать их вслух для народа еще труднее, чем молитвы Иоанна Златоустого, поэтому они практически никогда не читаются. Но познакомиться с ними можно по «Служебнику» или прочитать в 14м номере «Богословских трудов».

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

св. Симеона в Москве. Между 1403 и 1417 гг. (видимо, до 1409) Г. Д. получил от Василия I Вятку (в походах 1433 и 1434 вятчане составляли большую часть его войска). В соответствии с завещанием св. Димитрия Донского удел Василия I (в т. ч. территория вел. княжения) в случае его смерти должен был перейти следующему по старшинству брату, т. е. Г. Д. Однако завещание было составлено в то время, когда ни у Василия Димитриевича, ни у Г. Д. не было наследников. Рождение у Василия I сыновей (первенец Георгий, родившийся в 1393, умер в 5 лет, в 1397 род. Иоанн) повлекло за собой нарушение вел. князем этой нормы завещания, что, по-видимому, вызвало протест Г. Д. О конфликте между Василием I и братом свидетельствует тот факт, что Г. Д. не указан в качестве гаранта ни в одном из завещательных распоряжений Василия I о передаче вел. княжения сыновьям. В 1-м завещании (кон. 1406 - 1-я пол. 1407), где вел. князем после смерти Василия I провозглашается его сын Иоанн, гарантами названы кн. Владимир Андреевич и младшие братья Димитриевичи - Андрей и Петр. Углубление конфликта с Г. Д., по-видимому, вынудило Василия I в его последующих завещаниях в пользу Василия II Васильевича (составлены летом 1417, после кончины Иоанна Васильевича, и в марте 1423) назвать в качестве главного гаранта литов. вел. кн. Витовта. Это же обстоятельство стало причиной и политических уступок Василия I Витовту. Смерть Василия I (27 февр. 1425) перевела противостояние в открытый конфликт. Сразу же после кончины вел. князя митр. Фотий послал в Звенигород известие об этом и позвал Г. Д. в Москву. Однако последний отправился в Галич и, предложив Москве перемирие до 29 июня, начал рассылать грамоты вассалам с призывом на службу. В столице эту мобилизационную меру в «перемирные месяцы» сочли началом военных действий, в ответ войска Василия II и всех его дядей направились к Костроме. До сражения дело не дошло, к кон. весны Г. Д. вернулся в Галич, московские отряды - в Москву. Для улаживания конфликта в Галич отправился митр.

http://pravenc.ru/text/164461.html

Паломнические поездки в Острог начались еще при жизни св. Василия, продолжились по прославлении его мощей и продолжаются до сих пор. Народ в большом количестве собирается в Остроге в день праздника св. Василия в Остроге, но помимо этого, и в праздник Св. Троицы, св. апостолов Петра и Павла, св. Ильи и в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Тогда в Острог приезжают тысячи и тысячи паломников. Св. Василия при жизни не оставляли в покое, его враги нападали на него, особенно самый опасный враг род человеческого - лукавый. Лукавый не давал покоя и его святым мощам. Первый раз острожским монахам пришлось спрятать мощи св. Василия в 1714 году, когда Нуман-паша Чуприлич опустошил Черногорию. Тогда монахи закопали мощи св. Василия возле реки Зеты, где они оставались в течение года. Река заливала это место, но вода чудесным образом не коснулась ни раки, ни мощей. В следующий раз во время осады монастыря Омер-пашой. Зимой 1852 года Омер-паша держал в осаде черногорцев десять суток в Верхнем монастыре. Всего тридцать черногорцев во главе с великим воеводой Мирко Петровичем, отцом черногорского короля Николы, мужественно защищали монастырь от турок. Когда черногорцам напоследок с помощью св. Василия удалось отразить атаку, они отслужили благодарственную службу Господу, Пресвятой Богородице и св. Василию. Тогда черногорцы взяли со собой мощи св. Василия и унесли их в город Цетине, положив их рядом с мощами св. Петра Цетиньского. Мощи св. Василия находились в Цетине до весны 1856 года, а потом их снова вернули в Острог. Во время войны со турками монастырь ограбили: многочисленные драгоценности, а также и документы, восходяшие ко времени св. Василия, исчезли. В третий раз мощи св. Василия увозили из Острога во время войны 1876/77 года, снова в Цетине, где они оставались около года. В 1878 году они торжественно были возвращены в Острог. В феврале 1942 года, во время бомбардировки Острога врагами, монахи, думая, что бомбы могут разрушить церковь Введения Пресвятой Богородицы, где покоятся мощи св. Василия, перенесли его тело в маленькую пещеру, расположенную за братским корпусом.

http://pravicon.com/info-1939

Мне батюшка часто говорил: «Что ты, Андрюша, ходишь ко мне на тренировку». А я, например, не исповедовался у отца Василия. Но батюшка просил, чтобы я был при том, когда он исповедует, и следил внимательно за тем, что он делает. Мне было отрадно принимать священный сан в день именин отца Василия – в память святителя Василия Великого. Радость эта усугублялась еще и тем, что рукоположение происходило в храме Трех святителей, который я знал с детства, когда-то помогал расчищать его двор от мусора, был при открытии дверей этого храма. Произошло это, видимо, по молитвам отца Василия. И особое было чувство, когда батюшки не стало. Мне удалось послужить панихиду, очень-очень рано – в шесть утра, у его гроба, принять участие в отпевании отца Василия. Этот особый стиль отца Василия, очень внимательный, очень добрый, слегка шутливый с тем, кому это нужно, – для меня пример для подражания. Образ отца Василия – путеводная звезда в моем пастырском служении. Жалею, что не могу многих вопросов с ним обсудить. И это общее сожаление многих его духовных чад. «Это было знакомство с явлением святости» Владимир Викторович Дементьев, духовное чадо отца Василия: – Отец Василий Ермаков – духовный наставник, человек необыкновенной силы. Для меня это было знакомство с явлением святости. Мы в Церковь все приходим с каким-то предварительным опытом, через какую-то встречу. Мы ищем, и наконец эта встреча актуализируется. Встреча с Богом через носителя Христова образа. Человек – образ Божий, но есть еще и подобие Божие. Такая встреча меняет в жизни все, тем более если ты видишь этого человека в течение нескольких лет. Для тебя Церковь, предание, история Церкви облекаются в форму. Уже после ухода отца Василия пришло понимание, что есть и другие приходы, другие формы, богослужебные практики, другое общение священника с народом. Когда с учеными священниками говоришь или читаешь их работы – это одно. А с человеком именно такой огромной духовной силы, как у отца Василия, – это другое. Всегда поражало слово отца Василия. Настолько мощно и уверенно он говорил. Он знал: ему верят. Вспомним первые слова Евангелия от Иоанна о слове: его слышишь, ощущаешь. Нахождение рядом с таким человеком, как наш батюшка, давало нечто подобное.

http://pravoslavie.ru/119100.html

В начале XVII века Промыслу Божию угодно было еще более прославить святителя Василия. 10 июня 1609 года, при архиепископе Рязанском и Муромском Феодорите (1605–1617), состоялось открытие и перенесение его святых мощей в Успенский (впоследствии Рождественский) собор в кремле Переяславля Рязанского, который со времени епископа Рязанского и Муромского Ионы II (1522–1547) был кафедральным. Мощи святителя Василия были положены под спудом на левом клиросе, рядом с иконостасом. Тогда же были составлены тропарь и кондак святителю. С того времени имя святителя Василия «поминается во всех церквах Рязанской епархии». К нему прибегают как к «присному заступнику своему, в скорби и напасти помощнику». При архиепископе Моисее (1638–1651), в 1638 году, над мощами святителя Василия была устроена каменная гробница, а над ней помещен образ Муромской Пресвятой Богородицы «Моление Василия». Известно, что в это время в рязанских храмах совершались молебны святителю Василию. 10 июня 1645 года впервые торжественно праздновалось перенесение мощей святителя Василия. Особенно усердным почитателем Рязанского первосвятителя был сподвижник патриарха Никона архиепископ Рязанский и Муромский Мисаил (1651–1655). В 1722–1723 гг., при императоре Петре I, состоялось свидетельство святости святителя Василия. После этого святитель Василий был изображен на иконе вместе с другими русскими святыми. Митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов) в бытность епископом Рязанским и Муромским (1752–1757) составил службу святителю Василию, «взяв во внимание прежде написанный тропарь, кондак и канон». При нем же над мощами святителя Василия была сделана новая гробница с иконой святителя. В 1782 году гробница над мощами святителя Василия была великолепно украшена архиепископом Рязанским и Зарайским Симоном (Лаговым; 1778–1804). В 1810 году, при архиепископе Рязанском и Зарайском Феофилакте (Русанове; † 19 июля 1821 г.) последовал указ Святейшего Синода о праздновании святителю Василию в неделю Всех святых. В 1871 году архиепископ Рязанский и Зарайский Алексий (Ржаницын; 1867–1876) первый раз отслужил Божественную литургию в Борисоглебской церкви в день памяти святителя Василия, 3 июля, положив начало этому празднику. В 1881 году, при архиепископе Палладии (Раеве; 1876–1882), указом Святейшего Синода утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3/16 июля — день блаженной кончины и 10/23 июня — день перенесения его святых мощей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

15 января 1397 г. у великого князя Василия Дмитриевича родился сын Иван, названный или в честь Иоанна Кущника, память которого приходилась на день рождения, или Иоанна Златоуста (30 января). 6 декабря 1401 г. у Василия Дмитриевича родился сын Даниил, названный в честь Даниила Столпника (11 декабря). 13 января 1405 г. у Василия Дмитриевича родился сын Семен, нареченный в честь или преп. Симеона Ветхого (26 января), или Симеона Богоприимца (3 февраля). 10 марта 1415 г. у Василия Дмитриевича родился сын, который, судя по летописному рассказу, наречен в тот же день Василием — скорее всего в честь Василия епископа Анкирского (22 марта) . 22 января 1440 г. у Василия Темного родился сын Иван — по дню рождения назван Тимофеем, а крещен в честь Иоанна Златоуста (перенесение мощей — 27 января). 22 января 1441 г. у Василия Темного родился сын Юрий — крещен в честь Георгия епископа Амастридского (21 февраля). 13 августа 1446 г. у Василия Темного родился сын Андреи — крещен в честь Андрея Стратилата (19 августа). В июле 1449 г. у Василия Темного родился сын Борис — назван, очевидно, в связи с праздником Бориса и Глеба (24 июля). 8 августа 1452 г. у Василия Темного родился сын Андрей — назван в честь Андрея Стратилата (19 августа). 15 февраля 1458 г. у Ивана Васильевича родился сын, назван Иваном — по–видимому в честь праздника обретения главы Иоанна Предтечи (24 февраля). 18 апреля 1474 г. у Ивана Васильевича родилась дочь Елена — названная, очевидно, в честь царицы Елены (21 мая). 28 мая 1475 г. у Ивана Васильевича родилась дочь Феодосия — названа, очевидно, в честь муч. Феодосии Тирской (29 мая). 19 мая 1476 г. у Ивана Васильевича родилась дочь Елена — названа в честь царицы Елены (21 мая). 25 марта 1479 г. у Ивана Васильевича родился сын Василий, названный в честь Василия Парийского (12 апреля), но крещен 4 апреля (!) — т. е. ранее дня того святого, по которому выбрано крестильное имя. 23 марта 1480 г. у Ивана Васильевича родился сын Юрий — крещен в честь Георгия Митуленского (7 апреля).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

В начале XVII века Промыслу Божию угодно было еще более прославить святителя Василия. 10 июня 1609 года при архиепископе Рязанском и Муромском Феодорите (1605–1617) состоялось открытие и перенесение его святых мощей в Успенский (впоследствии Рождественский) собор в Кремле Переяславля Рязанского, который со времени епископа Рязанского и Муромского Ионы II (1522–1547) был кафедральным. Мощи святителя Василия были положены под спудом на левом клиросе, рядом с иконостасом. Тогда же были составлены тропарь и кондак святителю. С того времени имя святителя Василия «поминается во всех церквах Рязанской епархии». К нему прибегают как к «присному заступнику своему, в скорби и напасти помощнику». При архиепископе Моисее (1638–1651), в 1638 году, над мощами святителя Василия была устроена каменная гробница, а над ней помещен образ Пресвятой Богородицы «Моление Василия» (Муромской). Известно, что в это время в рязанских храмах совершались молебны святителю Василию. 10 июня 1645 года впервые торжественно праздновалось перенесение мощей святителя Василия. Особенно усердным почитателем Рязанского Первосвятителя был сподвижник Патриарха Никона архиепископ Рязанский и Муромский Мисаил (1651–1655). В 1712 году, при митрополите Рязанском и Муромском Стефане Яворском , над местом первоначального погребения святителя Василия, у Борисоглебской церкви, была устроена каменная часовня усердием подьячего Никиты Алтухова. В 1722–1723 годах, при императоре Петре I, состоялось свидетельствование святости святителя Василия. После этого святитель Василий был изображен на иконе вместе с другими русскими святыми. Митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов), в бытность епископом Рязанским и Муромским (1752–1757), составил службу святителю Василию, «взяв во внимание прежде написанный тропарь, кондак и канон». При нем же над мощами святителя Василия была сделана новая гробница с иконой святителя. В 1782 году гробница над мощами святителя Василия была великолепно украшена архиепископом Рязанским и Зарайским Симоном (Лаговым; 1778–1804).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Обнаружившееся впоследствии стремление Саввы Освященного устроить наряду с лаврами и киновии свидетельствует уже о несомненном влиянии на него уставов Пахомия Великого и Василия Великого . Разграничить в деятельности Саввы Освященного те стороны, на которые влиял устав Пахомия Великого от других составляющих, несомненный результат воздействия аскетических правил Св. Василия, невозможно. На основании сличения житий Пахомия и Саввы Освященного можно лишь заключить, что отношение к клиру, нежелание, чтобы кто-либо из их учеников был удостоен священного сана, взгляд на раздоры в среде братства и меры к их устранения у обоих подвижников одинаковы. 299 Но устройство общины палестинского аввы более напоминает монастырь Василия Великого . Савва Освященный старался провести в жизнь палестинского монашества ту форму, какую выработал Василий Великий . Принимая во внимание сходство цели в деятельности Саввы и Василия Великого , некоторые исследователи утверждают, что Савва Освященный «жил в основанной им лавре по правилам Василия Великого», что «его монастырь принадлежит к ордену Василия Великого». 300 Постепенное развитие киновиальной формы жизни среди палестинского монашества, переход лавр в киновии необходимо влекли за собой распространение киновиальных уставов в палестинских монастырях. Устав Василия Великого , как более подходящий к условиям жизни палестинских подвижников, пользуется преимущественным вниманием авв – устроителей монастырей. Палестинскому киновиарху «διατξεις σκητικς“; Св. Василия были известны; 301 из них он почерпал свои наставления для братии монастыря, и те начала, которые в них указаны, в деятельности Св. Феодосия нашли дальнейшее развитие. Говорим это на основании слов Феодора еп. Петрского, который так определяет взаимное отношение общих руководительных начал аскетической жизни Св. Василия и Феодосия Киновиарха: «как камень, заложенный в стену и слегка шатающийся, укрепляется другим, подложенным камнем, так принятия от Василия Великого правила сообщили большую степень назидательности разъяснениям благочестивого Феодосия”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особенно большое сочувствие обнаруживает он в своем Поучении к творениям Василия Великого , который известен, как строгий подвижник. Знакомство Мономаха с творениями Василия Великого указывает на то, что эти творения достаточно были распространены между русскими грамотными людьми древности. До нас сохранился замечательный сборник поучений, переведенный с греческого для Болгарского царя Симеона (889–927 гг.) и потом переписанный в России для великого князя Святослава в 1073 году и известный под именем сборника Святославова. В нем, кроме творений Афанасия Великого , Григория Нисского , Иоанна Златоуста , Иустина Философа и других учителей церкви, весьма много находится произведений Василия Великого . Сохранился до нас еще другой, Святославов же, сборник 1076 года, в котором также можно встретить труды Василия. Впрочем, значительное количество поучений с именем Василия находится, сверх указанных, еще во многих других сборниках, например, в Златой Цепи, Измарагдах и проч. Кроме того, в России существовал Шестоднев Василия Великого, переведенный, хотя и не в полном виде, Иоанном Экзархом Болгарским. В Московской синодальной библиотеке, встречаются списки Шестоднева XV века, что дает право заключать, что эти списки были в руках русских людей уже с древних времен. Касательно перевода Шестоднева нужно прибавить, что его нельзя назвать в полном смысле переводом с подлинника. Вот что говорит об этом предмете Калайдович: «Экзарх Болгарский, положив в основание труд Василия Великого и поль зуясь руководством других писателей, составил собственное рассуждение по сему предмету, которое сохранилось в древнем списке под следующим заглавием: «Шестоденье, списано Иоаном, презвитером экзархом, от святого Василия, Иоана (Златоуста) и Сеурияна (Севериана, епископа Гевальского) и Аристотеля Философа и инех» 42 . Но во всяком случае дух произведений Василия Великого не мог не сохраниться и в такой переделке Шестоднева, какую дозволил себе Иоанн, экзарх Болгарский. Мы заметили выше, что творения Василия Великого пользовались особенным сочувствием Владимира Мономаха .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010