Только благодаря твёрдости св. Василия, Кесарийская Церковь была спасена от арианства. Один этот подвиг делает имя его славным в истории христианства. Велик был святитель Василий по своей благочестивой жизни, велик в своей ревности о славе Божией, таким же он был и в своих проповеднических трудах. Всего восемь лет управлял св. Василий Кесарийский паствой. Скончался он в 379 году, в возрасте 49и лет. Проповедническое наследие св. Василия, дошедшее до нас, не велико: 9 бесед на Шестоднев, 13 бесед на псалмы и 25 слов на разные случаи — всего 47 проповедей. Современники и отцы последующих веков высоко ценили красноречие св. Василия. Св. Григорий Богослов говорит: “Когда читаю нравственные и деятельные слова его (Василия), тогда очищаюсь в душе и теле, делаюсь угодным для Бога храмом, органом, в который ударяет Дух, песнословцем Божией славы и Божия могущества и чрез то преобразуюсь, прихожу в благоустройство, из одного человека делаясь другим, изменяюсь божественным изменением. А когда имею пред собою его обличительные слова на еретиков, тогда вижу содомский огонь, которым истребляются лукавые и беззаконные языки.” Патриарх Фотий (†891), отличный знаток ораторского слова, даёт высокую характеристику проповедям св. Василия. “Во всех словах своих, — пишет он, — великий Василий превосходен. Есть ли кто другой, который, как он, особенно владеет языком чистым, изящным, величественным; в порядке и силе мыслей за ним первое место; убедительность соединяет он с приятностью и ясностью. Речь его так плавна, как поток, вышедший из своего источника. Кто хочет быть отличным гражданским оратором, не нужен ему ни Демосфен, ни Платон, если он принял себе за образец и изучает слова Василия.” Общее направление всего проповедничества св. Василия Великого — нравственно практическое. Всё внимание великий вития обращал, прежде всего, на правила христианской жизни, назидание; нравственная польза пасомых — такова главная цель проповедей св. Василия. В седьмой беседе на Шестоднев он сам говорит: “У меня одна цель, всё обращать в назидание Церкви.”

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

Несмотря на свое предназначение для монашествующих, аскетические наставления святого Василия и для всех христиан могут служить руководством к нравственному усовершенствованию и истинно спасительной жизни. г) Литургические труды святого Василия Общее предание Христианского Востока свидетельствует, что святой Василий составил чин литургии, то есть, упорядочил, изложил письменно и привел в однообразный устойчивый вид Литургию, сохранившуюся в церквах от Апостольского времени. Об этом говорит целый ряд свидетельств, начиная с святого Григория Богослова , который в числе трудов святого Василия упоминает εχω ν διατξεις, и святого Прокла Константинопольского , который сообщает о сокращении продолжительности служения святым Василием и затем святым Иоанном Златоустам , до соборов Трулльского и Седьмого Вселенского. Текст литургии святого Василия засвидетельствован с начала VI века, и списки его согласны между собою в существенном, чем доказывается происхождение его из одного оригинала. Но в течение столетий в нем несомненно произошли и многие изменения в подробностях, так что в новейших научных изданиях сопоставляется древнейший и позднейший текст его. Кроме того, святой Василий ввел в своем округе обычай, по-видимому, заимствованный из Антиохии, пения псалмов на два хора, с чем, однако, не согласились, например, в Неокесарии, ссылаясь на то, что такого порядка не было при святом Григории Чудотворце (подробности см. в письме святого Василия к Неокесарийским клирикам – Письмо 207-е). д) Беседы Святой Василий Великий принадлежит к выдающимся проповедникам христианской древности. Его красноречие отличается восточным очарованием и юношеским энтузиазмом. «Кто хочет быть совершенным оратором, – говорит Фотий (Bibl., cod. 141), – тот не нуждается ни в Платоне, ни в Демосфене, если он изберет Василия в качестве образца. Его язык богат и красив, его доказательства сильны и убедительны». Беседы святого Василия причисляются к лучшим произведениям проповеднической литературы. В издании мавринцев 24 беседы признаны более или менее удостоверенными и 8 подложными; однако это мнение не может считаться окончательным, и здесь необходимо точное исследование: так, 17-я беседа, на день Святого мученика Варлаама, вероятно, неподлинна, а две из «подложных» бесед («На Рождество Христово» и против тех, которые обвиняли святого Василия в тритеизме) находят защиту у новых исследователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Григорием, Р. Сорабжи упоминает, в частности, св. Иринея Лионского , Оригена , Плотина , а также брата свт. Григория Нисского свт. Василия Великого. Тем не менее, как представляется, уже взгляды свт. Василия существенно отличаются от его предшественников в этом отношении; и хотя свт. Василий не развивает тему бесконечного приближения к Богу так подробно, как свт. Григорий, его аскетическое учение и учение о богопознании представляет собой полноценную доктрину о динамическом элементе психики, в то время как доктрины св. Иринея, Оригена и Плотина лишь содержат его определенные элементы. Это и позволяет Р. Сорабжи ставить свт. Василия в один ряд с другими сторонниками этой позиции . Связать это можно с тем, что учение о человеческой психике у свт. Василия системно и встроено в целостную философско-богословскую доктрину. В качестве аргумента в пользу данного утверждения попробуем показать взаимосвязанность и взаимодополнительность различных аспектов этого учения. Рассмотрим сначала учение о психической жизни человека свт. Василия, опираясь на его «Правила» для монахов; затем — его учение о богопознании. Для описания того, как понимается психика человека в таких специфических текстах, как «Пространные» и «Короткие правила» свт. Василия, предназначенных для поучения монахов о том, как правильно следует вести аскетическую жизнь, мы будем отталкиваться от соответствующих концепций Августина — представителя той же эпохи, но, в отличие от свт. Василия, предшественника новоевропейской, декартовской модели сознания. В числе основных понятий, посредством которых свт. Василий описывает динамику психической жизни человека в аскетическом ракурсе — «расположение» ( дйЬиеуйт) и «память Божия» (мнЮмз Иеп). Отношение «расположения» к психическому акту («движению души») можно сравнить с отношением потенции к деятельности: в душе появляется расположение и приводит ее в движение . В этом смысле расположение ответственно за внеситуативную направленность психологического акта, обретающего свое конкретное осуществление в данной ситуации.

http://bogoslov.ru/article/660631

О причинах происшедшего можно только строить более или менее правдоподобные предположения. Между князем Михаилом и князем Василием была существенная разница уже в том, что первый был лицом совершенно безынициативным, чего нельзя было сказать о последнем. Князь Василий не лишен был военных способностей (в 1449 и 1451 гг. ему поручались самостоятельные военные экспедиции против Дмитрия Шемяки). Он обладал опытом организаторской деятельности. В 1446 г. Василий Ярославич стал в Литве центром притяжения сил сопротивления Дмитрию Шемяке и сделал много для организации победы Василия II. Однако через 10 лет после этого попал в заточение. В условиях борьбы за власть в 1446 г. великий князь охотно использовал достоинства князя Василия Ярославича, а вот позднее они стали казаться ему весьма опасными. Удел князя Василия находился на юго-западных рубежах Московского великого княжества. В середине 50-х годов XV в. в Литве образовалась группа князей-эмигрантов и их бояр, готовая выступить против Москвы. В таких условиях побег в Великое княжество Литовское князя Василия Ярославича мог привести к повторению событий 1446 г. С той только разницей, что на этот раз движение могло быть направлено против Василия Васильевича, а не в его поддержку. Таков мог быть ход мысли Василия II, когда он из-за превентивных соображений решил «поймать» князя Василия. Не внушало доверия и родство Василия Ярославича с рязанскими князьями (женой его дяди Ивана была сестра великого князя Ивана Федоровича). 1457 год в Северо-Восточной Руси прошел без каких-либо примечательных событий. Ничего особенно существенного летописцы не сообщают читателям. Разве что 29 сентября сгорел весь Муром, а 22 октября-Москва (выгорела треть столицы). 10 марта 1458 г. умер новгородский архиепископ Евфимий. Его смерть была тяжелой потерей для Новгорода. В смутные 30—50-е годы, направляя церковно-политическую жизнь Господина Великого Новгорода, он сумел добиться многого, и прежде всего сохранения основ новгородской самостоятельности.

http://sedmitza.ru/lib/text/438796/

—130— Князева Александра , Панова Павла, Фаворитова Павла, 25) Ефимова Федора, Благовещенского Сергея, Фортунатова Василия, Воинова Сергея, Баржицкого Михаила, 30) диакона Попова Николая , Фомина Николая, Рождественского Евгения, Харитонова Сергея, Иовлева Александра, 35) Лимачева Василия, Воскресенского Василия, Вязовского Василия, Смирнова Петра, Уарова Петра, 40) Соколова Петра, Никонова Алексея, Казанского Платона, Иллювиева Павла, Попова Николая и 45) архимандрита Михаила, сербского уроженца. б) в III курс – студентов II курса: 1) Кудрявцева Николая, Калишевича Евстафия, Тихомирова Василия, Поспелова Ивана, 5) священника Васильева Иоанна, Соколова Александра, Назарьева Николая, Звездинского Николая, Сныткина Михаила, 10) Черкасова Владимира, Макова Василия, Триодина Александра, Чубарова Михаила, Зверева Александра, 15) Протопопова Николая, Концевича Николая, иеродиакона Христофора (Либермана), Афонского Федора, Попова Павла, 20) Самарянова Александра, Рождественского Григория, Ключева Алексея, Соловьева Владимира, Соловьева Сергея , 25) Теплова Василия, Околовича Николая, Наумова-Сергиева Сергея, Скворцова Николая, Занкевича Аркадия, 30) Смирнова Дмитрия, Вещезерского Ардалиона, Суханова Александра, Пятницкого Владимира, Нечаева Николая, 35) Красновского Ипполита, Новицкого Макария, Литвиненко Александра, Соколова Владимира, Ярославцева Петра, 40) Лебедева Сергея, Давыдова Алексея, Снегирева Александра, 43) Георгиевича Георгия, боснийского уроженца, и 44) – вне списка – Машковского Виктора. в) в IV курс – студентов III курса: 1) Нечаева-Косташ Петра, Голощапова Сергея, Флоренского Павла, священника Салагора Павла, 5) Махаева Николая, Дубенского Александра, Соколова Виталия, Волосевича Михаила, Беляева Бориса, 10) Нарского Бориса, Борисова Пантелеимона, священника Ремизова Николая, Белоусова Евгения, Лисицына Вячеслава, 15) Успенского Василия, Авраменко Ивана, Назаркевича Полиевкта, Бабакова Николая, Соболева Христофора, 20) Смирнова Николая, Трембовецкого Владимира, Обновленского Ивана, Хадзарагова Петра, Соколова Владимира, 30) Добросердова Александра, Троицкого Петра, Беневоленского Ивана, Витальского Александра, Гусева Сергея, 30) Владимирского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Западные ученые, анализируя аскетическое учение свт. Василия, приводили для него античные параллели и делали в связи с этим выводы об исключительной зависимости св. Василия от поздней античной философии. Так, по мнению Грибомона, самые яркие встречающиеся места о воздержании (Asc. fus. 16, 17) «литературно приукрашены» и имеют более платонический, чем библейский, характер . Даже если не согласиться с этой оценкой, влияние стоической морали на учение св. Василия о добродетелях (имеющий одну добродетель обладает всеми) и грехах (малые грехи столь же тяжелы сколь и большие) более чем очевидно. Однако, несмотря на близкое формальное сходство аскетическое учение св. Василия не сводимо к античным прообразам. В «Житии св. Антония», написанного свт. Афанасием Александрийским в те же годы, что и аскетический корпус св. Василия, сказано, что прп. Антоний «прибавлял бдения к бдениям, воздержания к воздержаниям, посты к постам» , т. е. во 2-й половине IV в. воздержание стало осознаваться как одна из важнейших монашеских добродетелей. Так, и у св. Василия Великого воздержание стало отождествляться с недавно введенной монашеской жизнью —- в чем, прежде всего, и заключается отличие его учения с доктриной стоиков. «Ты вышел из своей келльи? Значит, оставил воздержание» (ξλθες γρ σου τς κλλης; πλιπες τν γκρτειαν), — укорял святитель непослушного монаха . В учении св. Василия о воздержании можно выделить несколько тем: 1. Воздержание Бога и святых. В 366 послании говорится о том, что «плодом воздержания является приобщение Богу». «Воздержание — это отречение от тела и обет пред Богом». Оно уводит от всего тленного и становится путем к жизни и нетлению. Воздержание приводит к единению с Богом, Который является воздержанием как имеющий все в Себе и потому ни к чему не стремящийся. Иисус Христос тоже может быть назван воздержанием, будучи Сам истощен аскетическими подвигами до такой степени, что ходил невесомо по водам и по земле . Он начал Свое явление миру с воздержания , которое проявлялось не только во время поста, но и во время вкушения пищи, и в таком случае было синонимично с некой высшей самодостаточностью . «Если бы в нас была малая толика воздержания, мы были бы выше всех». Из-за невоздерждания ангелы ниспали с небес, и воздержанием люди могут достичь «высочайших веков» .

http://bogoslov.ru/article/496399

Происхождение сирийской литургии свт. Василия объясняется, прежде всего, потребностью не знавших греческого языка жителей Сирии, преимущественно сельских, слушать авторитетную литургию на понятном для них языке. Она, по словам Ренодота, «имеет в себе многое, больше, нежели все прочие (сирийские литургии), из греческой литургии Василия, так что не несправедливо носит его имя. Впрочем, не без основания можно полагать, что она составляет собственность скорее мельхитов, нежели яковитов. Ведь те, подчиняясь греческой церкви, в которой издавна употребляются перед алтарями одни только литургии свтт. Василия и Иоанна Златоуста , легко могли перевести первую из них на свой народный язык, чтобы священнодействия, совершавшиеся в Антиохии по-гречески, также могли быть совершаемы в сельских (vicanis) церквах на сирийском, ибо так и у египтян литургия, совершавшаяся в Александрии на греческом языке, потому что там все понимали по-гречески, в селах и в Фиваиде, где не знали греческого языка, обыкновенно читалась на народном египетском языке» 348 . Впрочем, по мнению того же ученого исследователя, эта литургия вследствие одинаковой потребности не была чужда и другой ветви сирийских христиан, неправославным яковитам, у которых она, с некоторыми незначительными разностями, получила даже обширнейшее, более прочное и доныне продолжающееся употребление, считаясь между многочисленными их литургиями под именем « Василия Великого » или «Василия Кесарийского» 349 . Так как антиохийские яковиты скорее мельхитов утратили знание греческого языка, потому что яковитские патриархи при православных греческих императорах не могли и во время арабских властителей едва ли когда-нибудь имели свободу оставаться в Антиохии, то, продолжает Ренодот, «легко случилось, что сирийская литургия Василия, некогда употреблявшаяся у православных, вскоре вышла у них из употребления вследствие того, что греческие Антиохийские патриархи, большею частью присылаемые из Константинополя, совершали богослужение на греческом языке, как это и ныне соблюдается; а что яковиты также имели свою (то есть сирийскую литургию свт. Василия, которую и удержали у себя доныне), это мы знаем из довольно древнего и хорошего Колбертинского списка, в котором единственном она и найдена, хотя здесь она приписывается не одному Василию, но вместе и Григорию Назианзину » 350 . Отсюда видно, что само разделение сирийских христиан на православных и неправославных не препятствовало распространению и сохранению между ними литургии свт. Василия, которая, вероятно, усвоена была их церквами еще прежде этого разделения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

л. 200. Род Ивана Васильева Козлова; род москвитина гостя Семёна Хрисантиевича Шиловцова; род Флоровского попа Авнома; род Томилы Ондронова, з братьею из Буянович. Род Смирнова Судовщикова, да брата его Третьяка; род Никиты Волкова; род Ивана Трофимова трубческого уезда, деревни Семець; род вдовы Татьяны Петровы дочери Толстухина; род Елиферия Яковлева сына плотника; род москвитина Офонасия Романова сына Чанчинова; род Анны Исаевы жены, деревни Любощи; род Василия Иванова сына Груздавцова трубченина. Одуевец. Нижегородец; род Козмы Онтонова ис Комаричь с Любощи; род попа Василия Данилова сына почепца; род села Колошин Кирила, Овдотьи Маслово из Белева, села Студенкова Губин, Василия Захарова ис Комарич. Кондраша Мукосеева из Самовской волости, Савы Буркова; род вдовы Овдотьи трубческого уезда с Остролуки; род вдовы Просковии з Воиловской волости. л. 210. Род Якова Кретинина. Роды: Игната Власова ис Колонеева, Прокофья Харитонова почепца, Дементия Ковалёва деревни Кочатовки, Андрея Фефилова села Волконско, Флора Оглодкова, Кости Петрова. Род сотника стрелецкого Силы. Роды: Василия Кольцова, старца Исаия Гринева, Истомы Банникова ис Комаричь, Семёна Морчюкова, Юрья Пендюрина, чёрного священника Макария самовского, Василия Хряпова села Орлева, Алексея Трубицына ис Комаричь. Роды: попа Власья Михайлова сына, Прони Сергеева села Фастовичь, Ивана Лохтина из Бородовицына, старца Иосифа понамаря, да старца Иосафа, никольского попа Ивана села Самова, Селиверста Гулянова, брянского протопопа Алексея Иванова. л. 220. Род вознесенской волости деревнии Чертавич Василия Халеева. Роды: старца Фегнаста Матьфеева, старца Геронтия, старца Тарасия, Тишы Выходова из Торлопова, Офонаса Шугаева, из Меркулова, Истомы Васильева сына ис Комаричь, деревни Саломеной Сергия Осипова, Петруши Бородина села Кричина, Василия Мелехова с Поповки, Зомятни Минаева москвитина. Московскои человек. Роды: Филата Туленна, Тимофея Борисова Пузана, Василия Иванова сына Горезина, Луки Войловского, что жил в Супоневе, Юрья Нестерова сына деревни Дынной, никольского попа Алексея села Невдалыска, Власия Зевънева деревни Промклева. Род свинского игумена Ионы. Роды: Ивана Гнидина белевскои вотчины, Павла Алексеева ис Комаричь, черного священника Филарета Кириловича, Юрья Свинцова, Богдана Федосьева донского казака. Роды: Гриди Гаврилова из Меркульева, Романа Юрьева сына, водовоза, Евсевия со Сленки, Богдана Ренельцова ис Коростовак, корачевского уезду села Сомова Семёна Вандышева, Ивана Васильева сына Сысоева, да Федоса Кузмина сына Вязмичи, старца Ерофея с Тимоновки, Андрея Толчина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

В эфиопской традиции анафора свт. Василия, восходящая к египет. редакциям (вероятно, через посредство араб. перевода), является одной из 14 анафор, входящих в состав стандартного Служебника. Научное издание эфиоп. текста анафоры на базе 4 рукописей и неск. печатных книг подготовил С. Ойрингер ( Euringer. 1934). В сиро-яковитской традиции, в которой число анафор исчисляется десятками, анафора свт. Василия известна достаточно хорошо, хотя встречается далеко не во всех рукописных литургических сборниках и помещается не в каждое издание Служебника (см.: Raes A. Introductio//Anaphorae Syriacae. R., 1939. Vol. 1. Fasc. 1. P. V-XLIX). В отдельных рукописях именем свт. Василия надписана также иная анафора, в др. рукописях надписанная именем Филоксена Маббугского (Ibidem). Текстология сир. версии анафоры свт. Василия не исследована, хотя в научный оборот ее текст был введен еще в XVI в. благодаря лат. переводу А. Маса (De Paradiso Commentarius... Adiecta est etiam Divi Basilii Caesariensis Episcopi λειτουργα sive ναφορ ex vetustissimo codice Syrica lingua scripto… Omnia ex Syrica lingua nuper tralata per Andream Masium Bruxellanum. Antverpiae, 1569. P. 235-256; воспроизведен в кн.: Renaudot. 1716. T. 2. P. 548-565, по которой в кон. XIX в. сделал свой русский перевод проф. СПбДА Е. И. Ловягин ( Ловягин. Сирийская литургия. 1875)). В армянской традиции Л. В. В., возможно, была древнейшим евхаристическим чином: ее 1-я армянская версия, известная как Литургия св. Григория, просветителя Армении († 325/326 или ок. 337), отражает более раннюю стадию развития текста, чем визант. рукописи (см.: Renoux. 1970). Спустя неск. веков чин арм. литургии был переориентирован на сир. практику; вероятно, тогда же был сделан новый перевод анафоры свт. Василия (уже с его именем в заглавии), или 2-я арм. версия. В наст. время ни 1-я, ни 2-я арм. версии анафоры свт. Василия не используются за богослужением и не входят в стандартные издания литургических книг. Полные тексты этих и др. арм. литургий и анафор были опубликованы мхитаристами О. Гатрчяном и А. Дашьяном в Вене в 1897 г. Научное издание 1-й арм. версии анафоры, с использованием одной полной рукописи и неск. фрагментов, подготовил Э. Ренхарт ( Renhart. 2001). Позднее Винклер представила свое издание 1-й и 2-й арм. версий анафоры свт. Василия на материале 3 полных рукописей и 4 фрагментов ( Winkler. 2005. S. 53-275; см. также: Eadem. 2006). Чин Л. В. В. в православной богослужебной традиции

http://pravenc.ru/text/литургии св ...

Нефедов Г. Святитель Василий Великий о Богопознании//Журнал Московской патриархии.  – 1972. – 3. Никанор, епископ. Святый Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Его жизнь и избранные творения. – СПб., 1894. Николай Калинин, иеромонах. Канонические правила святого Василия Великого. – Л., 1960. Никольский А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I–X веков//Журнал Московской патриархии.  – М., 1994. – 6.  Новиков Д.В. Учение о личности в христианском богословии IV – VIII  веков//  Человек. – М., 2000. – 2, 3. Новиков Д.В. Христианское учение о человеке//  Человек. – М., 2000. – 5, 6; 2001 1. Новоселов М. Догмат и мистика в  Православии, Католичестве и Протестанстве. – М.: Лепта–Пресс, 2004. (Испытание мудростью. – Вып. 7). С. 93–96. О жизни св. Василия Великого//Василий Великий. Духовные наставления. – М.: Сретенский монастырь; Новая книга; Ковчег, 1998. Орлов М., протоирей. Литургия святого Василия Великого. – СПб., 1909. Орлов М., протоирей. Учение о Святом Духе Отцов Церкви IV века: Афанасия Великого, Василия Великого и Григория Богослова. – Загорск, 1952.  П.П. Что же такое аскетизм? (По учению св. Василия Великого в ответ на современные суждения и толки)//Странник.  –1885. – 11. Павленко Л.В. Жанровые формы античной научно–педагогической литературы у византийских христианских писателей: (От Плутарха к Василию Великому и Михаилу Пселлу)//Христианство и мир. – Самара, 2000. Панков В. Земля блаженных//Родина.–1996.– Пащин И. Аскетические творения св. Василия Великого и их значение. – Л., 1968. Печник А., священник. Учение св. Василия Великого об источниках христианского вероучения. – Л., 1964. Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в средние века. – М.: Наука, 1979.   Полякова С.В. О некоторых особенностях раннемонашеской идеологии и быта согласно “Лавсаику” Палладия и сочинениям Василия Великого//Византийский временник. –  М.,  1958. – Т. 14. Попов И.В. Василий Великий//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. 

http://bogoslov.ru/person/2615344

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010