Исаакий (Виноградов), архимандрит Будущий архимандрит Исаакий (в миру Иван Васильевич Виноградов) родился в 1895 г. В 1916 г., по окончании двух курсов Санкт-Петербургской духовной академии, был призван на военную службу. С 1920 г. в эмиграции. В составе своего полка находился в Галлиполи, затем переехал в Болгарию. В 1926 г. был принят на второй курс Свято-Сергиевского богословского института в Париже. 20 февраля 1927 г. митрополит Евлогий (Георгиевский) постриг его в монашество, 24 февраля 1927 г. рукоположен во иеродиакона и вскоре в сан иеромонаха. Служил в Праге, в Свято-Никольском соборе и в церкви Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище. В 1932 г. возведен в сан игумена, в 1936 г. – архимандрита. С января 1944 г. главный священник Русского общевоинского союза (РОВС) 545 . После занятия Праги советскими войсками 24 мая 1945 г. архимандрит Исаакий был арестован отделом контрразведки Смерш. 20 июля 1945 г. этапирован из Праги в львовскую тюрьму. Военным Трибуналом Львовского военного округа осужден на 10 лет ИТЛ с конфискацией имущества. Отбывал наказание в Карлаге. В 1946 г. был освобожден из лагеря и направлен в г. Актюбинск. С 1947 г. настоятель Казанского храма в г. Алма-Ата, с 1948 г. настоятель Никольского кафедрального собора и секретарь Алма-Атинского епархиального управления при митрополите Николае (Могилевском) 546 . В конце 1957 г. Святейший Патриарх Алексий направил его в Троице-Сергиеву лавру с намерением оставить там преподавателем. Более трех месяцев о. Исаакий был насельником Лавры, но в прописке ему отказали. С 5 апреля 1958 г. служил настоятелем Вознесенского собора в Ельце – до самой кончины 12 января 1981 г. 547 . К архимандриту Исаакию приезжали духовные чада как из разных регионов страны, так и из-за границы – Чехословакии, Болгарии, Сербии. 1. 18 апреля 1958 г. 18. IV 1958 Владыке епископу Афанасию, иже в Петушках Христос Воскресе! Ваше Преосвященство, милостивый Архипастырь и отец! Не имея чести лично знать Вас, но много хорошего, назидательного и утешительного слыша о Вас от моих добрых друзей – маститого Актюбинского митрофорного протоиерея о. Василия Мухина 548 , от Лаврского (в Загорске) иеромонаха Феодорита 549 и от передатчика (или пересыльщика) этих строк милейшего Алексея Павловича Гришина, и, проникнувшись к Вам чувством искреннего уважения и любви, – решил в кратких сих словах все это и выразить Вам и от души Вас приветствовать с Пасхальною светлою радостию.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В Неделю четвертую Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном храме Христа Спасителя Москва, 30 марта 2009 г. 29 марта, в Неделю четвертую Великого поста и день памяти преподобного Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил литургию Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Москвы. Его Святейшеству сослужили митрополит Астанайский и Алматинский Мефодий, архиепископы Хустский и Виноградовский Марк, Истринский Арсений, Пинский и Лунинецкий Стефан, Николаевский и Вознесенский Питирим, Курский и Рыльский Герман, Мурманский и Мончегорский Симон, Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан; епископы Гродненский и Волковысский Артемий, епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, Троицкий Панкратий, духовенство Московской епархии. За Малым входом Святейший Патриарх Кирилл во внимание к усердным трудам вручил ряду клириков Московской епархии церковные награды, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . По завершении чтения Евангелия Его Святейшество обратился к молящимся с Первосвятительским словом, в котором на примере евангельского повествования об исцелении бесноватого отрока (см. Мк. 9. 17-31) рассказал о значении поста, молитвы и горячей веры в Бога, могущей победить диавола. «Взмолился несчастный отец, прося Спасителя исцелить отрока. И тогда Господь, обращаясь к нему, спрашивает: верит ли он? То есть верит ли он в то, что Господь может это совершить, – пояснил Святейший Патриарх Кирилл. – И добавляет, что все возможно верующему. Только после того, как отец отрока исповедует свою веру, Господь исцеляет несчастного и, обращаясь к ученикам, говорит, что род сей, то есть диавольский род, может изгоняться только молитвой и постом». Это евангельское чтение заставляет нас подумать о том, что такое беснование, сказал Его Святейшество и напомнил, что Евангелие содержит множество свидетельств о том, как Господь исцелял одержимых демонами. «Это были буйные люди, и в нашем сознании бесноватость – это и есть некое буйство, потеря разума, – отметил Святейший Владыка.– Но это совсем не так. Беснование есть одержимость духом злобы, диавольским духом; бесноватость может сопровождаться умопомешательством, а может и не сопровождаться... Если диавол овладевает человеческим сознанием, то ум человека подчиняется диаволу, и происходит это не через какое-то непосредственное внушение диавола, а происходит это часто путем естественным».

http://pravoslavie.ru/29821.html

Введение I. Предмет и научные мотивы исследования В богатом содержанием современном Церковном Уставе скромно затерялось одно совершенно неприметное, по своей внешней бесцветности и нехарактерности, выражение, в отношении которого даже самый добросовестный рядовой читатель считает вполне для себя дозволительным не останавливать своего внимания, как на подробности слишком мелкой и слишком малозначительной. Это выражение состоит из одного слова, скромно вплетающегося в непрерывную цепь уставных указаний при помощи соединительного союза «и»: «и чтение». Но лаконически краткое и маловыразительное, оно неотступно преследует внимательного читателя «Устава» страница за страницей, встречает его глаз непременно в одних и тех же местах церковно-богослужебного последования: на утрене – после каждой кафизмы, на полиелее, после 3-ей и 6-ой песен канона, по отпуске пред первым часом, – и на всенощном бдении по окончании вечерни пред началом утрени. «Чтение... чтение... чтение»… Что ото за «чтение?» Большинство читателей Устава, читателей «ех officio», успокаивается на мысли, что здесь, разумеется, вообще какое-то, обычно непрактикуемое теперь, дополнительное чтение, в роде чтения псалтири или седальнов. Но при более внимательном ознакомлении с Уставом замечается, что лаконическое указание «чтение» по временам принимает более конкретный и определенный характер: «и чтение... чтется от слова иже во святых отца нашего... чтется от жития святого... от словес торжественных... слово Златоуста... слово Богослова... чтется от шестодневника Св. Василия Великого , чтется от толкований на Евангелие, на послание Павла апостола, оглашение преп. отца нашего Феодора Студита » и т. д. Отсюда для внимательного читателя «Устава» естественно следует приблизительно правильное общее представление о церковно-богослужебном факте, кроющемся под уставным термином «чтение»; это есть теперь уже обычно непрактикующееся чтение в определенные моменты богослужения церковно-учительных произведений, преимущественно житий святых и святоотеческих творений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Владимирский кафедральный Успенский собор, построенный в 1158 году Благоверным Великим Князем Андреем Боголюбским и расширенный в 1185 году Великим Князем Всеволодом Георгиевичем, первоначально своим благоукрашением приводил в изумление не только соотечественников наших, но и иностранцев. Будучи весь устроен из белого Болгарского камня и отлично украшен золотом, серебром и дорогими камнями, он был, по свидетельству летописи, и расписан в 1161 году греческими изографами, а в 1408 году в пристройках Всеволодовых, по повелению Великого Князя Василия Димитриевича, знаменитыми русскими художниками Даниилом Иконником и Андреем Рублевым, но с течением времени, испытав на себе много тяжких погромов, лишился своих благоукрашений. Золото, серебро и другие драгоценные украшения то истреблены пожарами, то расхищены были монголами и татарами во время их нашествий. Когда в городе Владимире закрыта была Епископская кафедра, и город Владимир приписан был к области московских митрополитов, благознаменитый собор Боголюбского пришел в такое запустение, что по свидетельству летописи, птицы во множестве вили в нем свои гнезда. В бедности и запустении находился Владимирский Успенский собор до начала XVIII века, но при всем том, купола и стены его соблюдены были в том виде, как устроены были при Великих Князьях Андреем Боголюбским и Всеволоде Георгиевиче. С начала XVIII века, когда открыты были в соборе нетленные мощи святых Благоверных Князей Андрея Боголюбского и сына его Глеба, древний отечественный храм начал привлекать к себе усердное внимание не только частных лиц, но и самого Правительства. К сожалению, усердие некоторых благотворителей, к запустевшему соборному храму переходило границы умеренности, и благоукрасители храма, при восстановлении его благолепия, делали изменения в некоторых его частях. Так в 1708 году стольник Григорий Андреевич Племянников, возобновив иконостас и все иконы в соборе, пробил и расширил в главном алтаре окна, равно как и окна в самом храме, находящиеся над входом в собор и в некоторых других местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Вожгалы. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты По материалам исследователя О.Н. Виноградова: " Церковь Преображенская. Из церковных документов – клировых ведомостей 1814 года видно, что в 1672 году была построена деревянная церковь во имя св. Петра и Павла. По ведомости 1727 года в числе архиерейской вотчины значится погост Вожгальский «подле речку Лебедку» построен вновь, а на погосте церковь во имя св. Верховных апостолов Петра и Павла – дело 1727 На месте первой деревянной церкви был построен в 1728 году каменный храм двухпрестольный – холодный Покровский и теплый Петропавловский. В 1798 году преступлено к перестройке теплого храма. По перестройке коего в нем устроено два придела – Петропавловский освящен 16 марта 1874 года и в честь св. Василия Великого Кесарийского. В 1833 году холодный храм по тесноте разобран и вместо его на том же месте заложен новый храм, который и построен в течении 8 лет. Престолы освящены: главный средний во имя Преображения Господня 28 сентября 1841 года, северный в честь Покрова Пресвятой Богородицы 17 июня 1844 года и южный в честь св. апостолов Петра и Павла 18 июня 1844 года. В теплой же церкви Петропавловский престол преосвящен в честь св. мучеников Гурия, Самона и Авива. В 1859 году теплая церковь расширена. На приходском кладбище в 1857 году построена каменная церковь с одним престолом в честь Воскресения Господня. Церковь заложена в 1846 году по храмозданной грамоте от 26 февраля 1846 года за 1050 и освящена 1 декабря 1857 года. К 1914 году церковь эта была двухэтажной, престолов в ней два – в верхней церкви в честь Воскресения Господня, а в нижней св. Константина митрополита Киевского. " Преображенская церковь каменная, построена в 1833 г., расстоянием от г. Вятки в 60 верстах. На приходском кладбище Воскресенская церковь, каменная, построена в 1857 г. Часовни: при починке Суслопаровском, построена в 1875 г. и при дер. Лыстанской, построена в 1889 г. Причта по штату положено: 3 священника, 1 диакон, 3 псаломщик; священник Молчанов и псаломщик Бизяев живут в казенных квартирах, псаломщик Басманов проживает на частной квартире и получает квартирное пособие 3 руб. в месяц, а остальные члены причта имеют свои дома. Земли: пахотной и сенокосной 33 десятины 964 сажени, из коих 30 десятин в пользовании крестьян, есть и усадебная, но количество её неизвестно. Братский денежный доход: священника 827 руб. 55 коп., диакона 551 руб. 70 коп., псаломщика 275 руб. 85 коп. Руги собирается на весь причт до 350 пуд. ржи, 475 пуд. овса и 400 пуд. ячменя. Прихожан: православных русских 4371 муж. пола, 4826 жен. пола; приход состоит из 80 селений расстоянием до 12 верст.

http://sobory.ru/article/?object=26408

Издание Братства святителя Василия, Епископа Рязанского Часть 1-я Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. ( 2Тим.4:3–5 ) Avt К читателям Достоинство и характер определений Стоглавого Собора относительно сложения перстов для крестного знамения и благословения (Из беседы с беспоповцами в деревне Велине Рязанской губернии) Беседа о перстосложении назначена была самими раскольниками. Защитником раскола выступил некто Арсений, мастер-красильщик фабрикантов Лебедевых, родом гусляк, из деревни Заполицы, Богородского уезда. Он прежде принадлежал к секте поповцев австрийского согласия, но потом перешел к беспоповцам-перекрещенцам. От роду Арсению было не более 35 лет; в браке не был; он трезв и постник, живет уединенно, что и дает ему особую цену в глазах темного раскола. По праздникам Арсений занимается списыванием цветников и выпискою из книг разных мест, служащих, по понятию его, к обличению Церкви Греко-российской и защите раскола. После моей речи к народу и разъяснения предмета бесед Арсений и я сели за стол. При мне сотрудников не было. Не видно было никого и на стороне Арсения. После обычных при таких случаях приветствий и благожеланий узреть свет истины – Свет Христов, я предложил Арсению сотворить на себе крестное знамение. Он перекрестился двуперстно; перекрестился и я, но троеперстно. Затем я спросил его: «Какая же у нас с тобой разница в знамении креста Христова? В изображении крестного знамени ты ничем не отличался от меня. Ты начал с чела своего, оттуда же и я; затем ты опустил руку свою на живот, так же и я; ты поднял руку на правое плечо, на правое – и я; с правого ты перенес на левое, так же точно и я; ты действовал десницею, десницею – и я. Как сам ты, Арсений, видишь, и как все окружающие видели, мы с тобой совершенно одинаково изобразили на себе крестное знамение. В чем же ты находишь разницу?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Коваши. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты 7 апреля 2021 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Преосвященнейший епископ Гатчинский и Лужский Митрофан совершил чин освящения строящегося храма в честь этого праздника в деревне Коваши Ломоносовского района. Его Преосвященству сослужили секретарь епархии протоиерей Владимир Глазунов, благочинный Ломоносовского округа протоиерей Владимир Вафин, протоиерей Стефан Витько и настоятель храма иерей Николай Виноградов. За богослужением присутствовали глава Ломоносовского района Алексей Кондрашов, представители администрации губернатора Ленинградской области, члены попечительского совета по восстановлению храма, представители подрядной организации, осуществляющей строительство, местные жители. 9 октября 2022 года Преосвященнейший епископ Гатчинский и Лужский Митрофан совершил чин освящения крестов и куполов строящегося храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в деревне Коваши Ломоносовского района. gatchina-eparhia.ru Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая была построена в 1788 году на средства князя Я.П. Долгорукова. Церковь изначально была возведена деревянной, холодной , двухпрестольной, с колокольней. Иконостасы деревянные, резные, с позолотой. В главном храме иконостас белый, в приделе зелёный, все иконы в позлащённых рамах. В 1875 году при храме открыто церковно-приходское попечительство. Церковь ремонтировалась в 1882, 1888, 1893 и 1903 годах. В 1903 году она была перестроена по проекту Сильвио Данини (Валентин Амвросиевич). Через 8 лет архитектор Косяков Василий Антонович представил в строительную комиссию проект новой каменной церкви с колокольней на 720 человек. Несмотря на положительное решение, проект не был реализован. Декретом СНК от 23 января 1918 года " Об отделении церкви от государства и школы от церкви " храм был лишён прав юридического лица, а имущество подлежало национализации. Церковь была закрыта в 1930-е годы, в дальнейшем здание использовалось в качестве психиатрической лечебницы. Со временем здание было разрушено, причины разрушения не установлены. Уцелел лишь колокол церкви, который в настоящее время хранится в Ораниенбаумском соборе Архангела Михаила. В период составления перечня объектов культурного наследия утраченных в Ленинградской области данный объект не был включён в реестр, при этом в научно-техническом отчёте исполнители ИИМК РАН признали факт, что церковь является объектом культурного наследия. Сохранился руинированный фрагмент фундамента, подземная часть фундамента, элементы благоустройства (булыжная мостовая, каменная ограда территории). Проект архитектора Василия Антоновича Косякова является объектом культурного наследия как ранее согласованный, но не реализованный. Принято решение о воссоздании каменной церкви по проекту В.А. Косякова.

http://sobory.ru/article/?object=59471

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. Ф. Комаров с семьей. Фотография. 1901 г. Василий Федорович (1838, г. Серпухов - 3.11.1901, Москва), исследователь церковного пения, регент, педагог. Сын протоиерея ц. св. Жен-мироносиц в Серпухове. В детстве пел на клиросе. Окончил Донское ДУ, затем МДС и МДА (1862; канд. богословия). В академии руководил студенческим хором. Нек-рое время преподавал математику и физику в Симбирской ДС, с 1864 г.- в Казанской ДС, одновременно слушал курсы математических и естественных наук в местном ун-те. С 1869 г. до конца жизни преподавал в МДС алгебру и тригонометрию, в 1869-1874 гг.- церковное пение. В 1875 г. в университетской типографии в Москве было издано его пособие «Практическая школа хорового пения» (переизд.: М., 1894, 1895). В нач. 80-х гг. К. стал одним из членов-учредителей и самых активных сотрудников московского Об-ва любителей церковного пения (ОЛЦП) (см., напр., его доклад в публикации: Отчет Совета ОЛЦП. М., 1885). К. входил в состав комиссии, которая проверяла записи, сделанные в 1881 г. Ю. Н. Мельгуновым для изд. «Круг церковных песнопений обычного напева Московской епархии» (М., 1881-1915. 4 ч.). В сер. 80-х гг. изложил заново литургийные московские напевы; впосл. именно эта запись легла в основу издания 4-й ч. «Круга...»; он же готовил дополненное 2-е изд. 2-й ч. (Ирмосы. 1907). Вместе с В. Н. Кашперовым и Мельгуновым записал одноголосный напев кремлевского Успенского собора с голоса сакеллария собора прот. Петра Виноградова (изд.: Собрание церковных песнопений напева Московского Большого Успенского собора. М., 1882; переизд. с измененным заглавием: Одноголосный Обиход Большого Успенского собора Моск. Кремля. М., 2003). В ОЛЦП К. также занимался организацией конкурсов по гармонизации церковных мелодий. По-видимому, ему принадлежит вступление к изд. «Опыты переложений древних церковных напевов» (М., 1887. Вып. 1). Обработки К., вошедшие в «Опыты...» (воскресные ирмосы (песни 6-8), знаменного распева, «Радуйся, Живоносный Кресте», «Единородный Сыне» напева XVII в., «Милость мира» на Литургии св. Василия Великого), выделяются среди остальных: если др. авторы остаются в пределах «строгого стиля», то К., по словам председателя ОЛЦП П. Д. Самарина, стремится к тому, «чтобы гармония переложений была согласна с гармонией русских народных напевов и чтобы сопровождающим голосам давалось движение в духе церковных и народных мелодий» (РДМДМ. Т. 3. С. 313). По воспоминаниям Самарина, К. сделал множество обработок для муж. любительского хора ОЛЦП, который в 80-90-х гг. постоянно выступал на певч. собраниях об-ва вместе с профессиональными хорами; не все из этих произведений сохранились.

http://pravenc.ru/text/1841822.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «НЕПОМИНАЮЩИЕ» Движение внутри РПЦ, оппозиционное заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому ; впосл. патриарх Московский и всея Руси), оформившееся в 1927 г. Наименование движение получило из-за отказа его представителей исполнять указ митр. Сергия об обязательном поминовении за богослужением советской власти и самого заместителя местоблюстителя. С требованием ввести поминовение гос. власти столкнулся еще патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) вскоре после освобождения из заключения летом 1923 г. По воспоминаниям протопр. Василия Виноградова, бывшего тогда председателем Московского епархиального совета, это требование объяснялось тем, что «так как организованное Патриархом церковное управление и вся связанная с ним организация патриаршей церкви является нелегальной, то она может быть до некоторой степени еще терпима при непременном условии формального признания Патриархом Советской власти de jure, а не de facto лишь». Выражением такого признания и должно было стать поминовение власти за богослужением. По признанию протопр. В. Виноградова, «патриаршее управление хорошо понимало… ту крайнюю остроту горечи оскорбленного религиозного чувства верующих, которое не могло примириться с упоминанием за богослужением и тем самым с церковным санкционированием безбожной Советской власти» ( Виноградов. 1959. С. 17-18). Однако ввиду ультимативного характера этого требования патриарху Тихону пришлось уступить и издать распоряжение, к-рое 25 сент. 1923 г. было разослано Московским епархиальным советом в виде инструкции благочинным Московской епархии. Согласно данному распоряжению, вводилась новая формула поминовения на великой и сугубой ектениях - «о богохранимой стране Российстей и о властех ея» (Следственное дело Патр. Тихона. 2000. С. 359). В сугубой ектении к этой формуле добавлялись взятые из анафоры литургии Иоанна Златоуста слова: «да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте».

http://pravenc.ru/text/2565044.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ Павел (Попов), еп. Камчатский, Курильский и Благовещенский. Фотография. 60-е гг. XIX в. Павел (Попов), еп. Камчатский, Курильский и Благовещенский. Фотография. 60-е гг. XIX в. (Попов Петр Лаврентьевич, 1.01 1812, с. Усть-Питское Енисейского у. Томской губ.- 25.05.1877, Благовещенск), еп. Камчатский, Курильский и Благовещенский. Род. в многодетной семье дьячка Л. Т. Попова († не ранее 1828), впосл. священника Михаило-Архангельской ц. в с. Кемском Енисейского у. Имел братьев - свящ. Николая († после 1877), диаконов Георгия († до 1858), Василия († до 1858), Иоанна († до 1858), позже служивших с ним в Красноярске, и диак. Александра († после 1846). В 1820 г. поступил в 1-й класс только что открытого Енисейского приходского ДУ, смотрителем которого был архимандрит енисейского в честь Преображения Господня мужского монастыря Ксенофонт (Попов). С 1 сент. 1828 г. обучался в Иркутской ДС, при ректоре архим. Никодиме (Лебедеве). 14 июля 1834 г. окончил семинарию по 3-му разряду (звание воспитанника получил 20 авг. 1834), «совершив в оной курс при способностях слабых, прилежании довольном» ( Виноградов. 1878. 1. С. 8-9). 4 авг. 1834 г. уволен в епархиальное ведомство. Имел сына (священник) и дочь Анну (замужем за свящ. Иоанном Словецким (1863-1915)). 7 окт. 1834 г. архиепископом Иркутским, Нерчинским и Якутским свт. Мелетием (Леонтовичем) Попов был рукоположен во священника к Петропавловскому собору на Б. Нерчинском заводе, 8 февр. 1835 г. определен членом духовного правления. 22 февр. того же года ему поручили посещать рабочих, заключенных в Нерчинской заводской тюрьме, для преподания «нравственного утешения чрез наставление их в вере и благочестии» (Очерк жизни. 1877. С. 229). С 9 марта 1835 г. служил законоучителем в Нерчинском горном уч-ще. 4 марта 1836 г. по прошению переведен в новоучрежденную Томскую епархию, 4 мая переехал в Красноярск, 3 авг. 1836 г. определен к Благовещенской ц.

http://pravenc.ru/text/2578501.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010