Ради этого все ваши древа называются «сладоокрадением», говорим: ваши смоквы, виноград, яблоки, груши и т. д. Из-за этого тленного сада, из-за этих овощей вы лишили себя дела веры и спасения. Кажется, вы не верите путеводящим книгам церковным, а вашими книгами делаете суету, попечение, заботу… Суета (ваша) — сребро и злато. Попечение (ваше) есть рукоделие человеческое. Забота (ваша) устремляется к плотскому развлечению. Возделывая тление, вы удалились от негиблющих дел спасения своего… Глава 11. О кесарийских постниках, некогда прибывших на Афон, как их ущедрил Бог за аскетизм, и отчего потом они оскудели Видя подвиги прежних отцов (кесарийских), Господь Бог дал им на Кирашах некое благополучие, т. е. дал им обрести удобное ко спасению жительство на Афоне, куда они некогда прибыли из Кесарии в числе 800; привезли главу св. Василия Великого , основав Васильевский скит 1 рядом с Кирашами; сосуды их исполнились всякого блага. Причина сего великого благополучия была одна: дал его, им Бог за то, что установлена была ими благая скитская жизнь, которую они вели в обоих скитах, т. е. раньше в Кесарии и потом на Афоне. Уносили они, приобщившись в субботу в скитском храме, в свои пустынные каливы сколько потребно было для поддержания пищею плоти их в субботу и в воскресение; домой приносили провизию в тыквицах, прочие же дни недели пребывали без пищи. В пятницу вечером опять приходили и принимали Живопитание свое, т. е. приобщались св. Тайн; потом, в тыквицы брали себе масла, вина, лука, овощей и иные подобные предметы, чтобы поесть в субботу и в воскресенье; потом успокаивались до следующей пятницы, возделывая спасение свое. Современники же, т. е. нынешние скитяне сего скита, обзавелись глиняной посудой и усокровиществовали в нее милостыню Божию или милость Божию. Но этого им показалось мало: тогда они завели кувшины, говорим: винные сосуды, — и сокровиществуют милость Божию в эти сосуды. Ей, сокровиществуют; но каким образом сокровиществуют? Моряки, видя, как аскеты стали сокровиществовать пищу, начали доставлять им яства; скитяне же, видя, что с моря приходит к ним пища, уничтожили глиняные сосуды, завели деревянные бочки, говорим: потатиры и бочонки, — стали в них сокровиществовать то, что было привозимо с моря; однако не удовлетворились они одним лишь этим, но пожелали угощаться луком, просом, капустой, бобами, фасолью, а там и фруктами: виноградом, лимонами, апельсинами, яблоками, смоквами и другими подобными плодами; покинули, наконец, и утесы свои, т.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Закрыть itemscope itemtype="" > Городок 27.11.2009 334 Время на чтение 4 минуты Уже двадцать лет мы говорим о России, которую потеряли. А есть ли страна, которую мы приобрели? Иногда кажется, что нет и вряд ли появится. Писатель Алексей Варламов, недавно вернувшийся из краснодарского Усть-Лабинска, думает иначе. В ноябре в Москве очень мрачно. Выпадет и растает снег, слякотно, туманы, дожди. Солнца нет и в помине. В такую погоду вспомнится вдруг лето или ранняя осень, и на душе становится легче. Лето я провел под Москвой, много работал, устал, а в начале сентября ненадолго поехал на юг. Я бываю там очень редко - чаще езжу на север, он ближе мне с его лесами, озерами, долгими закатами и белесыми ночами. Но в этом сентябре позвали на народный кинофестиваль " Земля отцов - моя земля " в город Усть-Лабинск, о существовании которого я прежде и не слышал. Есть в кубанской степи, в том месте, где горная река Лаба впадает в коричневую от глины Кубань, городок, основанный Александром Васильевичем Суворовым. От того времени осталась старинная крепость, откуда далеко видна степь и в хорошую погоду - цепь гор на горизонте. С тыльной стороны от крепости расходятся улицы с одноэтажными крепкими домами, садами и воротами, увитыми виноградом. На одной из этих улиц народный музей - дом, в котором жил скульптор, ветеран Великой Отечественной войны Иван Алексеевич Дончаков. Его работы - это деревянные фигуры, макеты, поразительная по красоте копия храма Василия Блаженного и Преображенского собора в Кижах. А еще голова Черномора из " Руслана и Людмилы " , скульптура двухметрового медведя и очень нежная лиричная пара - дед и бабка. Все сделано из дерева - все очень русское, родное. А домик очень маленький, ничего лишнего в нем нет, больше на келью похож. Летом воздух в городке раскаляется до 50 градусов, но в сентябре, когда мы приехали, жара была уже не такая страшная. Ночью над Усть-Лабинском вставала луна, и было видно далеко окрест. В десять вечера улицы пустели: во всем Краснодарском крае действует закон, согласно которому подростки до 18 лет не могут появляться на улицах без сопровождения взрослых. Вряд ли самим подросткам это правило по душе, особенно если гуляешь с девушкой, но зато ночами можно ходить, ничего не боясь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

М.Е. Губонин упоминает о том, что Патриарху со стороны властей в 1923 г. было сделано предложение о выезде на постоянное место жительства за границу, на что Патриарх ответил: " Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со своим народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела " . Это предложение вполне могло иметь место, выше цитировался документ, где говориться, что в Москве циркулировали слухи на эту тему. так как было выгодно властям. Патриарх, по воспоминаниям профессора протопресвитера Василия Виноградова, говорил впоследствии об этом послании: " Я написал там, что я отныне не враг Советской власти, но я не писал, что я друг Советской власти " . Святейший Патриарх Тихон до конца нес крест того тяжелейшего служения, который был на него возложен. По всей видимости, одновременно с заявлением в Верховный Суд Патриарх по требованию властей написал и Послание к верующим, оригинал которого в следственном деле отсутствует. На заседании АРК 19 июня 1923 г. и заявление и послание рассматривались вместе. При этом было принято следующее решение: " 1) Заявление Тихона, адресованное в Верховный Суд размножить и срочно разослать всем членам Политбюро для ознакомления 2) В воззвании к верующим внести некоторые поправки 3) Независимо от этих двух обращений Тихон должен написать третье обращение, в котором не касаясь " обновленцев " высказать следующее: а) Признание своего преступления против Соввласти и Трудящихся России; б) осуждение действий Антония Храповицкого и др.; в) О том, что Мелентий ставленник Англии и т.д. г) Резко высказаться против Польского правительства, русских и иностранных белогвардейцев, которые якобы его толкнули на преступления против Соввласти; д) О введении в церковном мире новой орфографии; 4) Все это поручить провести тов. Тучкову в пятидневный срок и доложить на следующем заседании комиссии 5) Изменение меры пресечения Тихону комиссия считает возможным " . Таким образом, послание к верующим, которое было опубликовано после освобождения Патриарха, было им подготовлено уже к 19 июня. В него были, по-видимому, внесены значительные изменения. О том, какие это были изменения можно только догадываться, в виду того, что в следственном деле и в известных нам архивных фондах подлинника этого послания не имеется. Но одно то, что послание было написано по прямому указанию и отредактировано ГПУ не позволяет лишь условно говорить о Патриархе как о его авторе. Послание содержало те пункты, на которые указала АРК: " Я решительно осуждаю всякое посягательство на Советскую власть, откуда бы оно не исходило. Пусть все заграничные и внутренние монархисты поймут, что Я Советской власти не враг " .

http://pravoslavie.ru/archiv/patrtikhon-...

По характеру и направлению своего богословия, св. Григорий Назианзин принадлежит александрийской школе, во главе которой стоят имена знаменитых Климента, Оригена , св. Афанасия, Василия и других отцов, и учителей Церкви. Философская отвлеченность мышления, аллегоризм и таинственность в понимании и изъяснении св. Писания составляют, как известно, главнейшие характеристические особенности церковных писателей этой школы, взявших на себя трудную задачу соединить веру с знанием и представить содержание христианской религии и в научной, философской форме. Но эти отличительный черты александрийской школы выступают у различных ее представителей далеко не в одинаковой степени. У первых ее знаменитостей, Климента и Оригена , создавших, в интересах христианской богословской науки, теорию, по которой «знание должно быть верующим и вера должна быть знанием 398 , вопреки принятому ими условию подчинения разума вере 399 , как известно, предоставлено было слишком широкое место философскому знанию и аллегоризму, результатом чего явились, в особенности у Оригена , уклонения от религиозной истины и искажения некоторых пунктов христианского вероучения. В противодействие такому рационалистическому направлению и неумеренному аллегоризму, у других александрийцев явилось стремление осуществить теорию соединения философии с религией под условием ограничения разума и строгого подчинения его авторитету веры, причем знание должно было не преобладать над верой, а служить ее интересам, помогать в исследовании и решении вопросов христианского вероучения, давая последнему только форму, не касаясь сущности его содержания. С таким характером христианское богословие впервые нашло себе место в произведениях св. Афанасия, который, по всей справедливости, считается отцом и главным представителем ново-александрийского направления. Этому направлению следовали затем все лучшие христианские богословы не только в Александрии, но и вне ее. Строгий ревнитель христианской истины и горячий почитатель св. Афанасия, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Или, по словам Афанасия, оплотом его была стража святых Ангелов, которую устранил от них (от иудеев) Бог. Он предается в пажить нечистым духам, которые и поедают души их, лишая их совершенно мысленного благоплодия. Слова Феодорита: Что для винограда оплот, то промысл Божий для тех, которые удостоились его. Мимопроходящими по пути называет врагов; ибо как путешественники без опасения обрывают виноград неогражденный и неохраняемый и похищают плод с него, так и лишившийся попечения Божия делается удоболовим для любящих неправду. 13. Озоба и вепрь от дубравы . По словам Феодорита вепрем здесь называется вавилонский царь Навуходоносор, потому что он на подобие свиньи находил удовольствие в грязи сластей и в других нечистотах. А дубрава или роща есть Вавилон, как сгущенный на подобие рощи от множества жителей его, как бесплодный для добродетелей и как служивший жилищем мысленным зверям, т. е. страстям, или злым духам. И уединенный (одиношй) дивий (зверь) пояде и . Давид здесь под именем одинокого дикого, т. е. дикого кабана разумеет того же Навуходоносора; одинокого, как пришедшего на иудеев войною без других помощников; дикого, как употреблявшего против евреев зверскость и бесчеловечие; так как одинокий есть кабан, который ходит один, от чего и называется одинокий; он не соединяется с другими зверями по причине чрезмерной дикости своей, и дикий кабан особенно вреден для винограда. Феодорит и другие лесным вепрем называют Салманассара, царя Ассирийского, который еще до Навуходоносора поработил Самарян, поелику и он повредил отчасти евреям. Но Навуходоносор совершенно после истребил их Слова вел. Василия: Виноградом могут быть и человеческие души, оградою— ограждение заповедями, и охранение Ангелами. Итак, каждый из нас, имеющий святого Ангела, ополчающегося окрест боящихся Господа, да не окажется чрез истязание за грехи заслуживающим отнятие ограды, и да не лишится остенения и охранения от святых сил, которые, во все время своего пребывании при охраняемых ими, сберегают их в целости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Г. Хьетсо указывает на роль «душевной, внутренней», непрерывной молитвы в «Правиле жития в мире», связывая это с исихастской традицией, на место, к-рое занимают в трактате «более или менее скрытые и прямые цитаты из Евангелия от Матфея» (Гоголь-проповедник: Новые мат-лы//Н. В. Гоголь: Мат-лы и исслед. М., 1995. С. 11-21). По мнению Воропаева и Виноградова, «правило» «[О гневе и безгневии]» восходит к раннему (до 1835) сборнику выписок из «Лествицы» (2001. С. 535-536). 8 июля 1843 г. в письме к Языкову Г. призывал того заняться «чтением церковных книг»: «Лира твоя наберется там неслыханных миром звуков и, может быть, тронет те струны, для которых она дана тебе Богом». В письме от 15 февр. н. ст. 1844 г. он рекомендовал поэту перечитать «Давидовы псалмы» («Все тут сердечный вопль и непритворное восторгновенье к Богу») и приняться за создание «других псалмов», «потому что и самые страданья и скорби твои более доступны нынешнему человечеству, чем страданья и скорби Давидовы». Тогда же Г. посоветовал Смирновой-Россет учить псалмы наизусть, для чего собственноручно переписал 14 из них в особый сборник (об этом см. в письмах от 25 июля и 27 окт. н. ст. 1845; Кулиш. С. 381; Смирнова-Россет. С. 56). Вероятно, в сер. 40-х гг. Г. начал писать «Размышления о Божественной Литургии». В работе он использовал ж. «Христианское чтение» за 1841 (ст. А. Н. Муравьёва «О Литургии») и 1843 гг. (ст. И. К. Яхонтова «О православии российской церкви»). Статью Муравьёва Г. избрал в качестве первоначального практического руководства. Главным же пособием стало «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Литургию…» И. И. Дмитревского (М., 1803). Помимо этого Г. обращался к Старой (иером. Нафанаила) и Новой (архиеп. Вениамина (Краснопевкова)) Скрижалям. Как отмечал прот. Г. Флоровский, «догматика и символика» в «Размышлениях…» «заимствованы (у Дмитревского, отчасти из «Новой Скрижали»)» (С. 268-269). Возможно, писателю пригодились и новейшие труды по литургике: «Беседы на Божественную Литургию» прот. Василия Нордова (М., 1844) и многотомная «Теологическая энциклопедия с Литургиями» (Encyclopédie théologique, ou Série des dictionnaires sur toutes les parties de la sciens. P., 1845-1873). Эти книги он просил прислать в Гомбург (ныне Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ) Смирнову-Россет в письме от 4 июня н. ст. 1845 г. и в Рим гр. А. П. Толстого в письме от 18 апр. н. ст. 1846 г.

http://pravenc.ru/text/Гоголь.html

Следователь спрашивал Семена Никандрова: — В предъявленном обвинении признаете себя виновным? Вам предъявляется обвинение по статье 58 пункт 11 УК. — Виновным себя не признаю. Я нигде, никогда не вел агитации, а также никакого участия не принимал. То, что мне предъявлено, считаю, все написано ложно. Тот же вопрос был задан и Сергею Михайлову, на что он ответил: — Виновным в предъявленном обвинении себя не признаю, так как я нигде никакой агитации не вел, а также никаких совещаний тайных я не посещал. — Часто вы посещали дом Лозгачева Анисима, что проживает в деревне Иванцево? — Дом Лозгачева Анисима не посещал с 1932 года, встречался один раз в первых числах июня сего года в воскресенье, в кооперации. Разговоров тут у меня с ним никаких не было, только поздоровался. — А квартиру Никандрова Семена сколько раз посещали и когда? — На квартире Никандрова Семена, что проживает в деревне Иванцево, был раза два, куда ходил за подседелком в июне месяце, числа не припомню какого, так как Никандров в колхозе является шорником. Разговоров у меня с Никандровым никаких не было. Следователь спросил Спиридона Савельева: — Ваше имущественное положение как до революции, так и после? — Из имущества я имел до революции один дом, два сарая, хлев, амбар, из скота — одну лошадь, две коровы, одну–две телки, одного поросенка, земли шесть десятин, то же самое имел и после. В 1932 году был обложен твердым заданием, за что отобрали одну корову. В 1935 году за непосев льна были взяты лошадь и корова, а также сарай. В 1937 году взят амбар за неуплату налога, сейчас имею кур одних. — Вы часто посещали квартиру Никандрова Семена, деревня Иванцево Жидулинского сельсовета? — Квартиры Никандрова Семена Никандровича, что проживает в деревне Иванцево Жидулинского сельсовета, я никогда не посещал, так как он от меня проживает за четыре километра. — Следствию известно, что вы вели контрреволюционную агитацию, признаете себя виновным в этом? — Нигде, никогда я не вел и виновным себя в этом не признаю. После допросов крестьян следствие в середине сентября вернулось к допросам священника и ранее арестованного Василия Виноградова. Допросы вел начальник районного отделения Попов.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Что касается названия «Кимен» (греч. κεμενος – лежащий), то едва ли оно не имеет определением βιβλον – лежащая книга, т. е. постоянно на глазах лежащая, как постоянно необходимая для употребления; в этом смысле указанный термин должен быть понимаем аналогично термину Евергетидского Типикона – πρτκεμτνον βιβλου, т. е. как книга, ко­торая всегда должна предлежать для чередного чтения за богослужением. Так называется сборник минейных чтений в западном Бовенском Типиконе Барбериновской библиотеки 78. (См. у нас ниже стр. 304.). В ряде греческих списков Иерусалимского Устава историческое слово Але­ксандра монаха на 14 сентября называется – τν προκεμενον στυρικν λγον (см. у нас выше, стр. 167 прим. 1.), в смысле конечно «чередного» слова. Следовательно, до Метафраста житийно-повествовательный эле­мент Уставных Чтений состоял, по крайней мере, главным образом из последовательного чтения мучений древних мучеников в порядке и по мере наличности их в сборнике «Многоглав». 1278 Чтение Богослова: «Что есть победа сия». Лит. груз. пам. стр. 245. Выражение: «Что есть победа сия», конечно, есть перевод греч.: Τς τυραννς« – слав.: Что мучащее. 1292 Лит. груз. пам. стр. 252. Migne P. Gr. t. XXXV, col. 407–514. Тво­рения, ч. I (М. 1889) стр. 12–68. 1294 Лит. груз. пам. стр. 255. Migne, P. Gr. t. XLVI. col. 719–756; 757–771; 773–788. Творения ч. VIII (Μ. 1871), стр. 214–259. 1295 Лит. груз. пам. стр. 255. Assemani, ‘Εφαμ Σρου opera omnia II (Romae 1743), 341–356. В. Ч. Минеи, Март, д. 9. Творения, ч. II. (М. 1881) стр. 548–562. 1297 Похвальное слово ап. Иакову Заведееву принадлежит Никите Пафлагонянину. Migne, P. Gr. t. CV, col. 80–100. Ср. Bibl. H. Gr. p. 107–108. 1299 Похвала из «Ифика» св. Василия. Лит. груз, пам., стр. 267. Migne, P. Gr. t. XXXI, col. 237–262. Творения, ч. IV (1892) стр. 61–79. 1302 Выражение – «толкование на 46 гл. ев. Матфея» в «Лит. груз, пам». (стр. 271), конечно, искажение, вместо «46 слово толкования». 1303 Кекелидзе (стр. 235) передает здесь – «чтение о святом», что должно указывать на чтение о празднуемом в этот же день, наряду с первомуч.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

По всему сказанному сочинение г. Теплова надо признать выдающейся кандидатской работой». б) Сверхштатного заслуженного ординарного профессора Н. А. Заозерского : «Рассматриваемое сочинение представляет собою в точном смысле слова научно-историческую монографию. Следующие положительные свойства его производят на рецензента впечатление удовлетворенности: а) Очень широкая начитанность автора, о чём ясно свидетельствует цитация, составляющая нижний этаж сочинения. б) Глубокая вдумчивость автора в изучаемый материал, обнаруживающаяся тонким анализом текста первоисточников и критическим отношением к готовым исследованиям по данному предмету. в) Последовательное связное изложение отдельных частей и тщательная обработка речи, ясной, точной, сжатой и местами положительно-изящной. Признаю сочинение вполне заслуживающим кандидатской степени». Справка: 1) Воспитанники Московской Духовной Академии Вышеславов Дмитрий и Теплов Василий окончили академический курс в минувшем 1910-м году со званием действительного студента Академии и правом на получение степени кандидата богословия по представлении удовлетворительного кандидатского сочинения. – 2) В среднем выводе по ответам и сочинениям за четыре года академического курса действительный студент Вышеславов Дмитрий имеет балл 4½. – 3) По § 110 лит. б п. 10 устава духовных академий «присуждение степени кандидата богословия» значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение местного Епархиального Архиерея. Определили: Действительных студентов Академии выпуска 1910 года Вышеславова Дмитрия и Теплова Василия удостоить степени кандидата богословия, с предоставлением Вышеславову права при искании степени магистра не дер- —163— жать новых устных испытаний, – о чём и представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. XV. Сданное Его Высокопреосвященством с надписью: «1911 г. Апр. 19. В Совет Московской Духовной Академии» – прошение на имя Его Высокопреосвященства бывшего студента IV курса Академии Максимилиана Труфанова:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

а) 19 апреля, 6: «1911 г. Мая 10. По ст. I. Ходатайствовать – и ныне же ходатайствую. По ст. XIV. Студент Архангельский утверждается в степени кандидата богословия. Прочее читано и утверждается». б) 3 мая, 8: «1911 г. Мая 20. Смотрено и утверждается». Определили. Резолюции Его Высокопреосвященства принять к сведению и исполнению. VII. Заявление Преосвященного Ректора Академии: «Предлагая при сем на рассмотрение Совета Академии представленные мне г.г. профессорами и преподавателями Академии, согласно § 84 академического устава, отчеты о преподавании в 1910–1911-м учебном году, считаю долгом заявить, что, как видно из помянутых отчетов, – преподавание велось вполне согласно с программами, представленными г.г. профессорами и преподавателями Академии в начале учебного года и утвержденными определением Совета Академии от 31 августа 1910 года». Определили: Отчеты о преподанном внести в своё время в —153— «Отчет о состоянии Московской Духовной Академии за 1910–1911 учебный год», представляемый Святейшему Синоду. VIII. Отношение Императорского Одесского Общества Истории и Древностей от 1 июня за 46: «Императорское Одесское Общество Истории и Древностей, заслушав в заседании своем 25 сего мая доклад о трудах почившего Василия Осиповича Ключевского , – постановила сообщить Совету Московской Духовной Академии, что оно вместе со всей образованной Россией скорбит по поводу кончины незабвенного русского историка и выражает искреннее соболезнование Академии, потерявшей ныне своего знаменитого профессора». Определили: Принять к сведению. IX. Представленный библиотечною комиссией проект «Правил о порядке приобретения в библиотеку книг и журналов и пользования ими»: § 1. «Записки преподавателей Академии о выписке книг и журналов на отдельных листках с собственноручною подписью их представляются посредством библиотекаря в библиотечную комиссию и, по рассмотрении их в течении первого месяца, доводятся до сведения Совета; по утверждении Советом (о чём Секретарем Совета должна быть делаема надпись на записках) немедленно удовлетворяются библиотекарем. Примечание. В случае продолжительного хронологического расстояния между Советами и крайней надобности в книгах требуемые преподавателями Академии издания разрешаются к выписке одной комиссией, на утверждение же Совета представляются в ближайшее заседание его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010