( Лк. 13:24–30 ) «Мысли на каждый день года» Подвизайтеся внити сквозь тесная врата. Тесные врата – жизнь не по своей воле, не по своим желаниям, не в угоду себе; широкие врата – жизнь по всем движениям и стремлениям страстного сердца, без малейшего себе отказа в чем-либо. Таким образом, врата в Царствие – самостеснение. Стесняй себя во всем – и это будет то же, что напряжение или упор в дверь, чтобы отворить ее и протесниться сквозь нее. Как и чем себя стеснять? Заповедями Божиими, противоположными страстным движениям сердца. Когда начинаешь сердиться на кого, вспомни заповедь Господа: не гневайтеся всяко, и стесни тем сердце свое. Когда придут блудные движения, приведи на мысль запрещение даже и смотреть на жену с вожделением и стесни тем свое похотение. Когда захочется осудить кого, вспомни слово Господа, что этим ты делаешь Судию Небесного неумолимым в отношении к тебе, и стесни тем свою заносчивость. Так в отношении и ко всякому порочному движению. Собери против каждого из них изречения Божественного Писания и держи их в памяти. Как только выйдет из сердца какое-либо дурное желание, ты тотчас вяжи его направленным против него изречением; или наперед обвяжи все свои желания и помышления Божественными словесами и ходи в них: будешь, будто в узах. Но в этих узах – свобода, или свободный путь в Царствие Божие. Иисус Христос продолжал: «Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи, Господи, отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобой, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова, и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон». Те, которые могут хвалиться только внешним обращением с Ним, что они принадлежат к одному с Ним народу, часто находились вблизи Его и даже следовали за Ним, но в сердце оставались чуждыми Ему, будут исключены из Царствия Божия. Напротив, даже язычники из всех стран света будут участвовать в Царстве Божием. Вообще будет иначе, чем изображают это себе люди. Те, которых считали последними, будут первыми, и те, которые считали себя первыми, в Царстве Божием будут последними, или совершенно будут исключены из него («и приидут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними»). Вопрос и ответ св. Василия Великого к стихам 26–27 гл. 13-й Евангелия от Луки

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

структурной целостности, а с тем враждебным по отношению к природе воздействием, которое после грехопадения стал оказывать на неё человек (вероятно, более точным здесь было бы не слово «тление», а слово « рас тление», но, к сожалению, я не располагаю греческими оригиналами цитируемых текстов и не могу оценить, насколько такая замена улучшит их русский перевод). Василий, Москва 11 марта 2016г. 15:41 Что касается слова «тление», ... то его тоже надо, по-видимому связывать не с постепенной утратой функциональности и структурной целостности, а с тем враждебным по отношению к природе воздействием, которое после грехопадения стал оказывать на неё человек Скажите по-существу Алексей - вас не смущает эволюционная смертность сотен " поколений праотцов " Адама и Евы ? Впрочем как и набеги саранчи на райские растения , а скорпионов и гадюк на райских животных ? И как вы себе представляете результаты присутствия эволюции в Раю? Алексей Владимирович Гоманьков 13 марта 2016г. 23:19 Скажите по-существу Алексей - вас не смущает эволюционная смертность сотен " поколений праотцов " Адама и Евы ? Впрочем как и набеги саранчи на райские растения , а скорпионов и гадюк на райских животных ? Дорогой Василий! Речь ведь идёт о статье Василия Васильевича, а не о моей. Поэтому обсуждение того, что меня смущает, а что - нет, представляется мне здесь не совсем уместным. Если Вас действительно интересуют эти вопросы, то они подробно освещены в моей работе: http://megatherium.diary.ru/p176095100.htm. В качестве примера могу ответить здесь на вопрос, допускающий наиболее краткий ответ. Набеги саранчи на райские растения смущают меня не больше, чем следующие слова Библии: " И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог всё, что он создал, и вот, хорошо весьма " (Быт. I, 29 - 31).

http://bogoslov.ru/article/4866437

Обстоятельную биографию Василия Васильевича, составленную на основании личных воспоминаний и сообщенных другими сведений и на основании писем Василия Васильевича дал М. В. Рубцов: « Василий Васильевич Болотов . (Биографический очерк)». (С приложением двух портретов: Василия Васильевича и его матери и двух факсимиле). Издание Тверской Ученой Архивной Комиссии. Тверь, 1900. (III † 129 стр.). Содержание очерка: I. Родители Василия Васильевича, детство его и воспитание (С. 4–9). И. Осташковское Духовное училище (С. 9–16). III. Тверская Духовная семинария начала семидесятых готов (С. 16–48). IV. Василий Васильевич – студент Санкт-Петербургской Духовной академии (С. 48–55). V. Василий Васильевич – профессор и ученый (С. 56–74). VI. Василий Васильевич – в частной жизни (С. 75–96). VII. Болезнь Василия Васильевича, последние дни его жизни и кончина (С. 97–105). В конце очерка, в приложении, напечатано сочинение В. В. Болотова по церковной истории, написанное им в VI классе семинарии: «Аналогия истории распространения христианства в России с историей распространения христианства в Римской империи» (С. 106–128, ср.: С. 29, прим. 2). Особый интерес и значение очерк имеет в главах, посвященных времени детства Василия Васильевича и обучения его в Духовном училище и семинарии, также изображению его частной жизни (именно – в каникулярное время в Кравотыни), но содержит также много весьма важных документов и данных и д ля других периодов и сторон жизни и деятельности Василия Васильевича. О детстве Василия Васильевича на основании личных воспоминаний подробные сведения сообщает прот. П. Н. Белюстин: «Из воспоминаний о детстве покойного профессора В. В. Болотова »//Христианское Чтение. 1900. Т. II. 8. С. 278–297. Некоторые данные о раннем детстве Василия Васильевича приводит Д. А. Лебедев: «Воспоминания о В. В. Болотове , профессоре Петербургской Духовной академии. Тверь, 1901 (Читано в заседании Тверской ученой архивной комиссии 21 февраля 1901 г.)» (8 страниц). Ср. также в статье Д. Н. Дубакина «Школьные ученические журналы» в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям». 1909. 31. С. 1425–1427. Воспоминания, между прочим, о времени студенчества Василия Васильевича в Петербургской Духовной академии содержатся в статье прот. Η. Е. Дроздова: «К годовщине смерти В. В. Болотова » в «Санкт-Петербургском Духовном Вестнике». 1901. 15. С. 171–173. Ср. его же: «Памяти проф. В. В. Болотова » в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям». 1910. 14. С. 666–610.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Но в целом битва на Черехе привела к разгрому сил, боровшихся против коалиции князей во главе с Василием II. Умер Василий Косой в 1447/48 г. Это был человек авантюрного склада. Несомненно обладавший задатками крупного полководца, он переоценил свои силы и ухитрился растерять своих надежных союзников. Его гибель в междукняжеской борьбе за власть была естественным следствием этого. Победа над Василием Косым не означала еще установления единовластия Василия II. Одолеть старшего сына Юрия Дмитриевича ему удалось только вместе с коалицией могущественных князей-союзников, которые за оказанную великому князю поддержку рассчитывали получить вознаграждение и сохранить свои позиции в уделах. Через месяц после победы над Василием Косым (13 июня 1436 г.) Василий II и Дмитрий Шемяка составили новое докончание. И на этот раз Дмитрий Юрьевич признал себя «молодшим братом» Василия Васильевича. Он подтвердил переход удела Василия Косого (Дмитров и Звенигород) Василию II. Удел Константина Дмитриевича (Ржева и Углич) остался по-прежнему за Дмитрием Шемякой и его братом Дмитрием Красным. Возможно, в то же самое время составлены были договоры Василия II с другими его союзниками-князьями — Иваном и Михаилом Андреевичами. В «прибавку» к своей отчине князь Иван Можайский получил Козельск и Лисин. Андреевичи, как и Дмитрий Юрьевич, признали Василия Васильевича «братом старейшим». Так системой договоров подведены были итоги борьбы Василия II с Василием Косым. Победа московского князя тем самым получила правовую санкцию. Примечания ПСРЛ. Т. 26. С. 191 («По сем же и сам присла к ним, поведа отчю смерть, а свое здоровие и княжение»). Юревичи получили первое известие о событиях в Москве еще до присылкн вести от Василия Косого («прииде к ним весть, что отец их князь Юрьи преставился, а брат их старейший, князь Василеи, седе на великом княжении на Москве»). ПСРЛ. Т. 15. Стб. 490; Т. 26. С. 191. ПСРЛ. Т. 26. С. 191. Л.В. Черепнин объяснял переход младших Юрьевичей на сторону Василия II тем, что «им стало известно, что положение Василия Юрьевича в Москве было далеко не прочным» (Черепнин. Образование. С. 763). Нам представляется, что, наоборот, Юрьевичи, не зная реальной обстановки в Москве, опасались всевластия Василия Косого и поэтому примкнули к его противнику, ссылаясь на его «старейшинство».

http://sedmitza.ru/lib/text/438781/

Вторым памятником, поставленным Василием Васильевичем своим потомкам, является его библиотека, поступившая от его наследника в академию. Это драгоценное сокровище заключает в себе свыше 3.000 книг, поля которых в некоторых случаях украшены собственноручными заметками Василия Васильевича, заслуживающими серьёзного внимания. Но насколько ценны для церковной истории труды Василия Васильевича, настолько же важно изучившее самой личности его, – как редкого соединения блестящих способностей, – за которою «установилась слава почти гениальной учёности» 6 . Необыкновенная его преданность науке и самоотверженная любовь к академии побуждают дорожить мельчайшими подробностями из деятельности Василия Васильевича, которая не ограничивалась у него одними научными трудами. Ему приходилось работать одновременно с научными изысканиями и над вопросами внутренней академической и церковно-общественной жизни. Поэтому, для полного обзора его жизни и деятельности имеют не маловажное значение и те его труды, которые были посвящены им, помимо церковной истории, и вопросам внутренней академической и церковно-общественной жизни. Намереваясь, но случаю открытия памятника Василию Васильевичу отдать ему справедливую дань уважения и благодарности, мы имеем целью показать, на основании архивных академических свидетельств, деятельность Василия Васильевича по этим вопросам. При этом будем считать свою задачу выполненною, если только кратко приведём в известность то, что будущий историк может более подробно рассказать при изучении академического архива о деятельности Василия Васильевича не только как учёного, но и как преданейшего сына академии, поработавшего по вопросам внутренней её жизни. Прежде, однако, чем говорить о деятельности Василия Васильевича с этой стороны, бросим беглый взгляд на академическую жизнь, которая предъявляет своим деятелям много обязанностей в силу высокой задачи наших академий по отношению к церкви и отечеству. I. Православное духовенство в России в деле своего образования поставлено в изолированное от других сословий положение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Собрание открылось вступительным словом проф. И. С. Пальмова . В трогательных выражениях он поделился с присутствующими своими воспоминаниями о поистине праведной кончине и последних прекрасных предсмертных минутах Василия Васильевича? единственным из близких людей свидетелем которых судил ему Бог сделаться ровно десять лет тому назад в тот именно час наступавшего уже вечера (умер между 7 и 7½ часами), к которому он теперь обращался мыслью с академической актовой кафедры. От этих воспоминаний о происшедшем тогда в далекой Крестовоздвиженской общине он перешел к изображению того, что пережила вся академическая профессорская и студенческая семья, получившая печальное известие о смерти Василия Васильевича в академическом храме во время всенощного бдения (накануне Великого четверга), что она пережила и как проводила свою нежданно закатившуюся славу к месту последнего упокоения. Живые скорбные воспоминания товарища-друга произвели на все собрание сильное впечатление. Закончил И. С. Пальмов свое вступительное слово краткой общей характеристикой религиозно-нравственной личности и научного мировоззрения Василия Васильевича. Проф. А. П. Бриллиантов охарактеризовал В. В. Болотова , как ученого с самыми строгими научными требованиями и с идеальной подготовкой для выполнения этих требований в самой полной мере, В. В. Болотов , по словам оратора, в своей учено-литературной деятельности всегда выступал только с новыми для науки результатами и дал целый ряд высокоценных исследований из области церковной истории, в особенности истории восточных (негреческих) церквей. Ясности и жизненности сделанной А. И. Бриллиантовым характеристики особенно много помогло то обстоятельство, что он воспользовался для нее частными неизданными письмами Василия Васильевича, давшими возможность присутствующим ознакомиться не только с научно методологическими воззрениями его, но и с его неподражаемым по силе экспрессии языком. Проф. И. Е. Евсеев в своей речи с чувством глубокого душевного расположения воспроизвел общие условия ученой и личной жизни В. В. Болотова . Со скорбью он указал и на некоторые неблагоприятные для научной его деятельности обстоятельства в академической и личной обстановке его жизни, подчеркнувши то, что на фоне этих неблагоприятных обстоятельств еще более рельефно выделилась обаятельная, глубоко-проницательная, даже за пределами специальности, личность Василия Васильевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Василий Васильевич! Мы на Фаворе! В аэропорту «Бен Гурион» стало понятно, что у жены Василия вот-вот начнутся схватки. Но рожать решили, конечно же, только в Москве. Дело осложнилось еще и тем, что нашего Василия не пропускала в самолет израильская таможня. В Святой Земле он отовсюду прихватывал с собой святыни. А какие святыни у православного паломника? Камень с Горы искушений, вода из Геннисаретского озера, вода из реки Иордан, песок из Иудейской пустыни, камень из Назарета, земля из Вифлеема и так далее, и так далее. Другие паломники брали понемногу — скажем, цветок из Галилеи или камушек из Иерусалима, а у Василия святынь набралось килограммов на тридцать. Но если для него это были святыни, то для потрясенных израильских пограничников — пробы грунта и воды со всей территории Израиля. Подобное они видели впервые и решительно отказались выпускать Василия с таким грузом в Россию. Однако и наш Василий без святынь категорически отказывался возвращаться в свой Третий Рим из ветхого Иерусалима. В конечном счете таможенники поняли, что перед ними, мягко выражаясь, большой чудак. И непоправимого вреда безопасности государству Израиль его деятельность не нанесет. Василия отпустили, а в Москве прямо из аэропорта его несчастную супругу доставили в роддом, где она благополучно родила девочку. Потрясение нашего героя не поддавалось описанию. — Подменили! — кричал он. — Врачи-вредители! Где мой Василий Васильевич?! У меня благословение ! Старцы говорили, что будет мальчик! Отдайте моего Василия Васильевича! Так и закончилась эта история. Василий скоро пропал из поля моего зрения. Не знаю, что с ним сейчас. Надеюсь, образумился и вымолил себе наследника. Или все же смирился с тем, что Господь благословляет в его семье рождение только замечательных представительниц слабого пола. Рейтинг: 9.5 Голосов: 138 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Светлана 10 апреля 2014, 23:17 Спасибо Василию Семёновичу за чтение " Василия и Василия Васильевича " . Долгие Вам лета, Василий Семёнович! Продолженная радость, спасибо Вам о. Тихон!

http://pravoslavie.ru/69834.html

I. Десятилетняя годовщина со дня кончины профессора Василия Васильевича Болотова 5 апреля исполнилось десять лет со дня кончины знаменитого профессора нашей Академии Василия Васильевича Болотова , в течение двадцати лет занимавшего в ней кафедру общей церковной истории. В его лице и свободное научное творчество, и специально-профессорский талант достигли высшей для нашей Академии степени своего проявления. На недавнем столетнем юбилее Академии в устных и письменных приветствиях, обращенных к ней, имя Василия Васильевича Болотова прозвучало громче всех других ученых имен ее: оценка общего научного значения его и за стенами Академии, в высших духовных и светских ученых кругах, оказалась такой же высокой, как и в родном ему академическом кругу. В Академии же профессор В. В. Болотов во все эти десять последних лет как бы продолжал оставаться на своем посту. Один за другим намеченные его верным глазом молодые ученые его из академических учеников всходили на кафедру академического актового зала для защиты магистерских диссертаций. В „Христианском Чтении“, „Византийском Временнике“ и других изданиях продолжали печататься его ученые труды (оставшиеся после него в рукописях). В приложении к „Христианскому Чтению“ стали выходить в свет его „Лекции по истории древней церкви“. Первый выпуск их вышел в 1907 г. отдельным изданием. Второй выпуск оканчивается печатанием. За ними последует вскоре и третий. Издание „Лекций“ Василия Васильевича Болотова предпринято Академией по настойчивым просьбам учеников его на собранные ими деньги (хотя и не без возражений со стороны близких к нему лиц, знавших принципиальный взгляд его на посмертные, не самими авторами редактируемые, издания вообще). Благодаря этому изданию, лучи света от великого научного таланта и несравненной эрудиции его, хотя и через не совсем беспримесную посредствующую среду, начинают после его смерти путем печатного слова проникать и туда, куда он при своей жизни совсем и не собирался их направить. Сам он в своих всегда и всецело оригинальных научно-литературных произведениях сообразовался только с интересами высших сфер чистого научного знания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

И.А.Уберский Печальная весть о кончине «лучшего украшения» С.-Петербургской духовной академии – проф. Василия Васильевича Болотова († 5 апр. 1900 г.) – с быстротой молнии пронеслась, по всему учёному миру и, достигнув царского престола, искреннею скорбью наполнила сердца знавших Василия Васильевича. Уважение и любовь к нему со стороны лиц, причастных науке, сказались во всей силе сряду же после его кончины. Самое погребение Василия Васильевича являло собою как бы торжественное от шествие его в загробный мир; а сказанные тогда речи служат выражением хотя и скорбного, но восторженного о нём чувства. Видимым знаком этих и чувств, вполне оценивших зна­чение почившего, является теперь памятник на могиле его праха, созданный средствами знавших его, как учёного, и открытый 19 апреля этого года 1 . «Народы любят ставить памятники своим великим лю­дям, говорит историк Соловьёв, но дела великого чело­века суть памятник, поставленный им своему народу». Василий Васильевич и были такими избранником Божиим, учёные труды которого являются памятником, поставленным им отечественной наук пред лицеем всего учёного мира. Как тяжка и надолго незаменима утрата в лице Василия Васильевича для учёного мира, об этом уже отмечено в появившейся после его смерти литературе о нем 2 . Императорская академия наук в своём отчёте за 1900 г. отметила о смерти Василия Васильевича, как «крупного деятеля не только русской, но и вообще современной науки христианского Востока» 3 . С.-Петербургская духовная академия в своём отчёте за тот же год говорит, что Василий Васильевич, «как ориенталист стяжал себе заслуженный авторитет и почётную известность и за границей» 4 . Теперь учёные труды Василия Васильевича сделались достоянием истории. «Печатные сочинения его, немногие сравнительно числом и объёмом, всегда давали очень много и надолго впредь будут ценны, особенно с методологической стороны, даже помимо их содержания. Их будут изучать, как и теперь уже изучают, как классические образцы критико-исторического метода, которым почивший владел в совершенстве» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

ПЛ. Вып. 2. С. 45. ПСРЛ. Т. 26. С. 191; Т. 23. С. 148. В Псковской летописи запись о прибытии Василия Косого в Новгород помещена после записи 22 июля (ПЛ. Вып. 2. С. 130). Загадочный князь Роман «Переяславский» в той же летописи (ПЛ. Вып. 2. С. 45) появился, возможно, в результате ошибки летописца. У князя Ивана Васильевича, занимавшего ярославский престол еще в 1425 г., старшим сыном был Роман (Редкие источники. Вып. 2. С. 102). Вероятно, именно о нем говорит Псковская летопись. Князь Роман бежал от Василия Косого, когда тот прибыл в Новгород. Роман был «поиман» и погиб после того, как у него отрубили ногу и руку. Н.Д. Мец установила, что после князя Ивана Ярославское княжество перешло к его третьему сыну — Василию (см.: Мец Н.Д. Ярославские князья по нумизматическим данным//Советская археология. 60. 3. С. 134, 137). Возможно, до Василия некоторое время Ярославлем распоряжался Роман. Следующий по старшинству (второй) сын князя Ивана, Александр, в родословцах показан «бездетным», т.е. скорее всего умер он в малолетстве или постригся в монахи. После Романа, очевидно, княжил Василий, а затем уже (около 1436 г.) его двоюродный брат Александр Федорович Брюхатый. В докончании Василия II с Василием Косым (весна 1435 г.) говорилось: «А которые гости и суконики вскоромолили на тобя, великого князя, и на твою матерь, великую кнегиню, да вышли с Москвы во Тверь в наше розмирие, а тех ми не приимати» (ДДГ. 36. С. 104). В Вологодско-Пермской летописи о Ржеве не говорится: «...князю Дмитрею Шемяке дал Углечь державу (очевидно, описка: «державу» вместо «да Ржеву». — А.З.), а меншому князю, Дмитрею, Бежетцкой Верх» (ПСРЛ. Т. 26. С. 191). Но Ржева упомянута и в Московском своде конца XV в. (ПСРЛ. Т. 25. С. 252), и в Ермолинской летописи: «...придал князю Дмитрею Шемяке Углечь Поле да Ржеву, а князю Дмитрею меншему Бежецкы верх» (ПСРЛ. Т. 23. С. 148). См. тексты докончания: ДДГ. С. 87-89; Докончальная грамота великого князя Василия Васильевича с галицкими князьями//Археографический ежегодник за 1977 г. М., 1978. С. 353-356. Договор упоминается в докончании Василия II с Василием Косым весной 1435 г. (ДДГ. 36. С. 101, 103). См. грамоту Дмитрия Шемяки (1434 — 10 февраля 1446 г.) на владения на Угличе, выданную Троицкому монастырю (АСЭИ. Т. I. 115. С. 91-92).

http://sedmitza.ru/lib/text/438781/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010