П.В. Долгоруков Бороздины Юрий Лозынич приехал из волынской земли в Тверь, в первой половине четырнадцатого века. Сын его Гавриил Юрьевич находился боярином у тверского великого князя Василия Михайловича 332 . У него были: сын Василий Гаврилович, и внуки: Иван Васильевич Борозда и Микула Васильевич; от сего последнего происходит Шишковы. отцовский ОТ ЮРИЯ ЛОЗЫНИЧА КОЛЕНО IV: Иван Васильевич Борозда КОЛЕНО V: Андрей Иванович Бороздин-ек Фёдор Иванович Бороздин-челей Михайло Иванович Бороздин-ошурок Сергий Иванович Бороздин, во иноках Савва, святый преподобный Вишерский, рождение 1381 † 1 октября 1461 Пётр Иванович Бороздин-трясовица Захарий Иванович Бороздин Никита Иванович Бороздин Яков Иванович Бороздин-слепый КОЛЕНО VI: Иван Андреевич Василий Андреевич Суровец Андреевич Иван Михайлович Григорий Михайлович Захарий Петрович Борис Захарьевич, боярин тверской Семён Захарьевич Григорий Никитич, боярин † 1480 Иван Никитич Жито, боярин † 1506, родоначальник Житовых-Бороздиных КОЛЕНО VII: Григорий Иванович Андрей Иванович Степан Иванович Михайло Васильевич Фёдор Григорьевич Михайло Захарьевич Василий Захарьевич Борис Захарьевич Пётр Борисович, боярин † 1504 Василий Борисович, боярин † 1503 Фёдор Григорьевич, боярин † 1494 Василий Григорьевич Никита Григорьевич Михайло Григорьевич Иван Григорьевич жемчужный Иван Григорьевич кашинец, родоначальник Кашинцовых КОЛЕНО VIII: Иван Григорьевич Колединский, родоначальник Колединских Фёдор Михайлович пусторосль, родоначальник Пусторослевых Иван Фёдорович Фёдор Борисович Карп Борисович Михайло Иванович машутка Иван Иванович дитя Андрей Иванович Василий Иванович чёрный Никита Иванович Василий Петрович, окольничий † 1560; женат на княжне NN Фёдоровне Палецкой NN, за князем Андреем Фёдоровичем Хованским Иван Васильевич Меркурий Васильевич микула Никита Васильевич Тимофей Васильевич Андрей Фёдорович Андрей Васильевич Григорий Васильевич Фёдор Никитич Михайло Никитич Игнатий Никитич КОЛЕНО IX: Григорий Иванович Василий Михайлович медведица

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Закрыть itemscope itemtype="" > Храм Святителя Василия Великого в селе Кистоши Суздальского района Владимирской области просит помощи в восстановлении 13.07.2011 341 Храм Святителя Василия Великого в селе Кистоши Суздальского района Владимирской области просит помощи православной общественности и всех, кому дорога память великого русского полководца Александра Суворова. Первое упоминание о селе Кистоши относится к 1521 году. Петр I пожаловал его Ивану Григорьевичу Суворову, деду великого русского полководца. Петр I хорошо знал и высоко ценил службу Ивана Суворова, запросто захаживал в его дом и был крестным отцом его сына Василия Суворова, который с 14 лет был личным денщиком Петра I, многократно выполнял его особо сложные и опасные поручения. Именно Василий Иванович Суворов построил с селе Кистоши первый деревянный храм с честь своего небесного покровителя святителя Василия Великого. Когда деревянный храм обветшал, его сын, непобедимый русский полководец Александр Васильевич Суворов, в память о своем отце построил на этом же месте новый каменный храм во имя Василия Великого, добавив два придела во имя Пророка Ильи и во имя своего небесного покровителя Святого и Благоверного Великого Князя Александра Невского. В доношении священника Михаила Иванова от 11 мая 1780 года епископу Суздальскому и Владимирскому сообщалось: «Показная церковь Василия Великого от давнего построения пришла в крайнюю ветхость в место коей возымел намерение его высокопревосходительство нашего села Кистоши помещик господин генерал поручик и кавалер Александр Васильевич Суворов построить новую каменную в тоже наименование с приделами по левую сторону пророка Божия Ильи, а по правую Александра Невского, но которую от него приготовлено немало». Разрешение на освящение ново построенного придела во имя Александра Невского датировано 14 ноября 1782 года. Александр Васильевич Суворов принял участие и отстоял всю первую Божественную Литургию. В 1903 году храм Василия Великого в селе Кистоши хотели расширить, т.к. церковь «очень тесна и не может вместить всех молящихся в дни праздников».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/07/13/hr...

Профессор Василии Васильевич Болотов 353 Биографический очерк 354 Василий Васильевич Болотов , 355 профессор общей церковной истории в Петербургской Духовной академии, родился 31 декабря 1853 г. 356 в селе Кравотыни Тверской губернии Осташковского уезда, в 12 верстах от г. Осташкова, на берегу оз. Селигер. 357 Отец его, Василий Тимофеевич Болотов, дьячок Троицкого собора в г. Осташкове, вступивший во второй брак (от первого брака у него были еще сын и дочь) в этом году 10 мая с матерью Василия Васильевича, дочерью умершего священника с. Краво-тыня Иоанна Васильевича Вишнякова, Марьей Ивановной, до рождения еще Василия Васильевича утонул 16 ноября в оз. Селигер, загоняя по льду домашних гусей, 45 лет от роду. М. И. Болотова тотчас же переселилась тогда из Осташкова снова в Кравотынь в дом своей матери Анны Стефановны. Здесь родился и вырос Василий Васильевич, находясь на попечении матери и бабушки (последняя скончалась, когда Василий Васильевич учился в духовном училище), в очень бедной обстановке. O матери В. В. Болотова , Марье Ивановне, знавшие ее отзываются как о «замечательно редкой», «чудной» женщине – доброй, рассудительной, трудолюбивой, терпеливой, религиозно настроенной, пользовавшейся общим уважением и любовью. Средства для содержания она приобретала, занимаясь шитьем платья для крестьян; на первых порах она занималась также печением просфор для местной кравотынской церкви, получая за это рублей 10–12 в год; кроме доходов от этих занятий получала еще 5 руб. в год из епархиального попечительства. Сына своего она воспитывала с замечательной любовью и заботливостью. Первыми основами своей религиозной и нравственной настроенности Василий Васильевич обязан был именно своей матери. Она же положила начало и умственному его развитию в раннем возрасте. Сама выучившись еще в детстве читать и писать, она всегда была большой любительницей чтения духовных книг, причем прекрасно помнила прочитанное и вела потом собственноручно постоянную переписку с Василием Васильевичем до последних лет жизни. Василий Васильевич, в свою очередь, относился к матери с величайшей любовью и внимательностью и впоследствии она была предметом постоянных его забот (скончалась 27 мая 1899 г. на 75-м году, за 10 месяцев 9 дней до смерти самого Василия Васильевича). 358

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Закрыть itemscope itemtype="" > День памяти Великого Князя Василия II Тёмного Сегодня мы также вспоминаем лейб-медика Н.А.Вельяминова, Героев Советского Союза Н.В.Аксютина и Е.М.Рудневу, селекционера А.А.Сапегина, патологоанатома А.И.Абрикосова и педагога Н.А.Успенского 09.04.2024 7 Время на чтение 10 минут Фото: Из интернет-источников Сегодня Святая Церковь чтит память мц. Матроны Солунской (III-IV). Мчч. Мануила и Феодосия (304). Прп. Иоанна прозорливого, Египетского (394-395). Великий Князь Василий II Васильевич Темный родился 15 марта 1415 г. и был сыном Великого Князя Василия I Дмитриевича и Великой Княжны литовской Софии Витовтовны. Рано потеряв отца, Василий II сделался московским князем, когда ему едва исполнилось 10 лет. Воспользовавшись этой ситуацией, его дядья решили бороться с законным наследником за Великокняжеский престол. В результате, как пишет летописец, «была между боярами брань великая и слово недоброе». Войска Василия были наголову разбиты отрядами его дяди Юрия, который вскоре захватил Великокняжеский престол, а племянника своего Великого Князя Василия отправил княжить в Коломну. Но будучи изгнанным из Москвы, Василий вскоре собрал вокруг себя всю московскую знать не желавшую находиться под Галицким князем Юрием и последний был вынужден уступить ему - Василий II снова вернулся в Москву. Однако сыновья князя Юрия - Василий Косой и Дмитрий Шемяка - не смирились и начали войну с Великим Князем Василием. Успех переходил из рук в руки, Василия II не раз изгоняли из Москвы и даже ослепили (за что он и получил прозвище Темный). Война эта осложнялась еще и вмешательством казанских татар. В июле 1445 г. татары разбили около Суздаля русские войска, и раненый Василий II Васильевич был взят в плен. Но, в конце концов, он победил и передал Престол своему сыну Ивану, объединившему Русь и свергшему монголо-татарское иго. Твердости сего Великого Князя мы обязаны решительным отвержением унии с Римом. Последний московский митрополит из греков Исидор в 1439 г. подписал Флорентийскую унию, после чего получил от Папы сан кардинала. В 1441 г. он торжественно въехал в Москву, провозгласил акт унии и стал поминать за Божественной Литургией Папу Римского, после чего Василий Васильевич объявил его еретиком и арестовал. Исидор, правда, из-под ареста бежал в Рим, но с того времени Москва стала выбирать себе митрополитов на собрании русских епископов. Кроме того, Великий Князь Василий II в 1450-е гг. значительно ограничил политическую самостоятельность Новгорода, Пскова, Рязани, чем способствовал укреплению единого Русского государства.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/09/de...

Повесть о болезни и смерти Василия III Подготовка текста, перевод и комментарии Н. С. Демковой В ночь на 4 декабря 1533 г. умер Василий III (р. 26 марта 1479 г.), великий князь московский и государь «всея Руси», сын Ивана III и византийской принцессы Софьи Палеолог. Василий III умер в зените своей государственной деятельности, добившись многого из того, что было задумано. Границы расширенного государства, в состав которого при нем вошли древние русские земли – Псков, Рязань, Смоленск (вслед за Новгородом и Тверью, введенными в состав Московской Руси Иваном III), были хорошо укреплены; на востоке – продолжалась настойчивая деятельность – военная и дипломатическая – по подчинению Казанского царства; на западе – укреплялись позиции Москвы в отношениях с княжеством Литовским и королевством Польским. Церковь была подчинена воле великого князя, она стала послушным орудием укрепляющегося самодержавия. Василий III как рачительный хозяин настойчиво и неустанно строит здание централизованного государства, начатое его отцом, и как символы его деятельности вырастают в Кремле два строения: каменный великокняжеский дворец и Архангельский собор, который по воле Ивана III и Василия III становится усыпальницей всех московских князей. Решены, наконец, проблемы престолонаследия: растут сыновья Василия от второго брака с Еленой Глинской – Иван и Юрий. Атмосфера ликования и радости ощутима даже в текстах официальных летописей, описывающих эту пору свершений замыслов Василия III: сообщения о пирах Василия напоминают об эпических временах Владимира Киевского. Болезнь Василия III была внезапной, страдания мучительны и долги. Рассказ «Повести» о болезни и смерти Василия III звучит диссонансом к мажорным описаниям его деятельности в русских летописях. «Повесть о болезни и смерти Василия III» хорошо известна в исторической науке: она неоднократно пересказывалась историками (см., напр., «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина или «Историю России» С. М. Соловьева ), ей посвящены специальные исследования А. Е. Преснякова, И. И. Смирнова, М. Н. Тихомирова, А. А. Зимина, С. А. Морозова, изучавших духовное завещание Василия III и обстоятельства политической борьбы 1530–1540-х гг. Значительно меньше внимания уделяли «Повести» историки литературы (как литературный памятник «Повесть» лишь кратко рассмотрена Я. С. Лурье в кн.: «Истоки русской беллетристики». Л., 1970, с. 437–438), хотя художественное значение «Повести» несомненно. Выразительные детали и драматизм повествования, острота самой ситуации, изображенной в «Повести», привлекли внимание такого мастера психологической прозы, как В. Ф. Панова: на материале «Повести» ею создана историческая повесть «Кто умирает» (Панова В. Ф. Лики на заре. М.; Л., 1969).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.Г. Лушников Личность Глава I В начале XVII столетия Белевский дворянин Василий Семенович Киреевский 1 был награжден за осадное сиденье – получив свое поместье Долбино (в семи верст от тульского г. Белева, в пределах Калужской губ.) в вотчину. Этим было положено основание прочному дворянскому гнезду, которым потомки Василия Семеновича владели не одно столетие. Из той ветви рода Василия Семеновича Киреевского, которая срослась с Долбиным, и происходили, известные в истории России XIX века, «приснопамятные» братья Киреевские, старший Иван Васильевич – основоположник так называемого славянофильства у нас, – жизнь и учение которого составляют предмет предлагаемого очерка, и младший Петр Васильевич, знаток русской истории и собиратель русских народных песен. В родословной Киреевских для нашего Киреевского представляют существенное значение некоторые детали, которые и необходимо нам отметить, прежде чем перейти к фактам и лицам той семьи, из которой он непосредственно вышел. А именно: один из предков Ивана Васильевича Киреевского , сын вышеназванного Василия Семеновича Иван Васильевич, окончил свою жизнь иноком в Кирилло-Белозерском монастыре, другой предок нашего Киреевского Иван Иванович, сын только что названного Ивана Васильевича, заявил себя как противник петровской реформы: в записках 2 , оставленных Иваном Ивановичем, были высказаны порицания Петру I-мy, при котором Ивану Ивановичу привелось пожертвовать бородою для успехов европейского просвещения. Эти факты родословной Киреевских как бы воскресли потом в личности Ивана Васильевича, в его глубоком интересе к аскетической литературе и в его взгляде на «характер просвещения Европы». Разумеется, что те же самые черты своего духовного облика Иван Васильевич мог унаследовать и от отца своего Василия Ивановича (1773–1812), который (он приходился правнуком названному выше Ивану Ивановичу) во многом, как увидим, напоминал своих прадедов. А теперь посмотрим, в какой обстановке быта и в обстановке каких лиц протекали ранние годы И. В. Киреевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Святой Василий Блаженный был сыном благочестивых родителей – поселянин. Имя отца его было Иаков, а матери Анна. Звание и происхождение Василия не обещали ему в будущем ничего, кроме бедности, какую несли его родители. Василий скоро отдан был в учение в одному сапожному мастеру, живущему в ближнем посаде Москвы. Покорный воле родителей и прилежный ученик был понятлив и усердно занимался работой. Наследовав от родителей своих благочестие и добрые качества, он скоро почувствовал в себе призвание к духовной жизни и начал труды свои соединять с молитвой, богомыслием и другими духовными подвигами, так что скоро сделался сосудом благодати Божией, которая озаряла и подкрепляла его в подвигах духовного жития. Святой Василий ещё с ранних лет удостоился дара прозорливости, которая в первый раз открылась в нём при следующем случае: однажды, когда заметили Василия смеющимся и спросили его о причине смеха, то он отвечал: «мне странным показалось, что посадский человек заказал шить сапоги на несколько лет, тогда как он умрёт в завтрашний день». Предсказание Василия сбылось на самом деле. В скором времени блаженный Василий оставил своё мастерство и даже родителей, надел на себя тяжкие вериги и начал юродствовать; жил на улицах, площадях, ежедневно ходил в церковь на богослужение; ночи проводил в неусыпной молитве, зимой и летом ходил босым, терпел нищету и всякого рода лишения. Такую жизнь святой Василий проводил до самой своей кончины. Любовь и уважение народа к блаженному Василию, внушаемая его благочестивыми подвигами, открывали ему невозбранный доступ к самому царю. Наслышавшись о подвижнической жизни святого Василия, царь Иоанн Васильевич Грозный однажды призвал его в себе во дворец и велел поднести ему чарку вина. Блаженный, приняв её вылил в растворённое окно; царь приказал налить ему другую, и святой Василий сделал тоже. Тогда царь с гневом спросил юродивого: «зачем он так бесчестно поступает с государевым жалованием?». «Тушу пожар в Новгороде», отвечал Блаженный. Вскоре весть о пожаре в Новгороде оправдала слова святого Василия. Святой Василий Блаженный был великим молитвенником пред Богом и своими молитвами неоднократно избавлял Москву от грядущего гнева Божия. Так, в 1521 году, когда подступили в к Москве татары и грозили ей опустошением, тогда святой Василий пламенно молился подле Успенского собора, в храме слышан был шум, виднелся летящий там пламень, раздался голос от чудотворной Владимирской иконы Богоматери, обличавший москвитян в беззакониях, но тёплая слёзная молитва юродивого усиливалась. Шум вскоре умолк и пламень угас. Это было предвестием спасения Москвы и всея России от нашествия татар. Незадолго до своей кончины святой Василий впал в тяжкую болезнь и царь Иоанн Васильевич неоднократно посещал его пред смертью. Святой Василий скончался на 88 году своей жизни, в 1552 году, августа 2 дня 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

ГЛАВА ВТОРАЯ. КНЯЖЕНИЕ ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ТЕМНОГО (1425–1462) Малолетство Василия Васильевича. – Новая усобица дяди с племянником. – Спор в Орде между ними. – Московский боярин Всеволожский. – Хан решает дело в пользу племянника Василия против дяди Юрия Димитриевича. – Отъезд боярина Всеволожского от великого князя к дяде его Юрию. – Возобновление борьбы между дядею и племянником. – Василий попадается в плен к Юрию. – Василий в Коломне. – Продолжение борьбы. – Смерть Юрия. – Василий утверждается в Москве. – Отношения Василия Васильевича к двоюродным братьям, сыновьям Юрия, Василию Косому и Димитрию Шемяке. – Ослепление Косого. – Отношения великого князя к другим удельным князьям. – Отношения татарские. – Плен великого князя у казанских татар и освобождение. – Шемяка овладевает Москвою, захватывает великого князя в Троицком монастыре и ослепляет. – Слепой Василий получает Вологду. – Движения его приверженцев, которые овладевают Москвою. – Продолжение борьбы Василия с Шемякою. – Деятельность духовенства в этой борьбе. – Смерть Шемяки. – Отношения великого князя к другим удельным князьям. – Отношения к Рязани и Твери. – Отношения к Новгороду и Пскову. – События в Литве, борьба ее с Польшею. – Отношения Литвы к Москве. – Татарские нашествия. – Борьба Новгорода и Пскова со шведами и немцами. – Смерть великого князя Василия; его духовная грамота; его приближенные По смерти Василия Димитриевича на столе московском и всея Руси явился опять малолетный, десятилетний, князь Василий Васильевич. Малолетством деда его Димитрия хотел воспользоваться Димитрий суздальский, князь из старшей линии потомства Ярослава Всеволодовича; но Москва была уже так сильна, что, несмотря и на малолетство ее князя, Суздаль, даже поддерживаемый ханом, не мог остаться победителем в борьбе. Теперь, при малолетном внуке Димитриевом, никто из князей не осмеливается спорить за Владимир с потомками Калиты: Нижний, Суздаль принадлежат уже Москве, Тверь давно уже отказалась от всякого наступательного движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

К 30-летию кончины пастыря Исполнилось 30 лет со дня кончины известного православного богослова — архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) 29 сентября, 2015 Исполнилось 30 лет со дня кончины известного православного богослова — архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) 22 сентября 2015 г. исполнилось 30 лет со дня кончины известного православного богослова и патролога, более 20 лет подвизавшегося в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, — Архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина, 1900-1985 гг.). В память о выдающемся архипастыре и подвижнике в год 30-летия его кончины Афонским Свято-Пантелеимоновым монастырем был издан грандиозный труд под названием «Афонский период жизни архиепископа Василия (Кривошеина) в документах», куда вошли доселе неизвестные документы и письма из личного фонда архиепископа Василия, хранящиеся в архиве Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Также с согласия Архива русской эмиграции (Брюссель-Бельгия) в книгу были включены письма архиепископа Василия, хранящиеся в фондах этого архива. Подготовлена книга была при тесном сотрудничестве с прямыми потомками архиепископа Василия. Владыка Василий (в миру Всеволод Александрович Кривошеин) родился 17 июня (30 июня) 1900 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Его отец Александр Васильевич Кривошеин (1858–1921) был ближайшим соратником Столыпина и в 1908-1915 годах занимал пост министра сельского хозяйства. В 1920 году, вступив в Белое Движение, А. В. Кривошеин был назначен градоначальником правительства генерала Врангеля в Крыму. Будущий архиерей, окончив в 1916 году гимназию, поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета, с 1917 года продолжил учебу на том же факультете в Московском университете. После октябрьского переворота 1917 г. и начала гражданской войны участвовал в военных событиях на стороне Белой армии. После сильного обморожения во время боев выехал заграницу и присоединился к своей семье в Париже, где продолжил обучение, окончив университет в Сорбонне.

http://pravmir.ru/k-30-letiyu-konchinyi-...

Житие мученика Иоанна (Попова) 1 Мученик Иоанн родился 17 января 1867 года в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника Воскресенской церкви города Вязьмы Василия Михайловича Попова и его супруги Веры Ивановны. 19 января он был крещен в Спасо-Преображенской церкви города Вязьмы своим дедом, протоиереем Михаилом Поповым. В 1888 году Иван Васильевич окончил Смоленскую Духовную семинарию, в 1892 – Московскую Духовную академию и был оставлен на год для приготовления на вакантную преподавательскую должность. В 1893 году он был назначен временно исполняющим должность доцента по кафедре патристики. Первую пробную лекцию он прочел о Тертуллиане . В 1897 году Иван Васильевич защитил магистерскую диссертацию «Естественный нравственный закон (психологические основы нравственности)», в которой разбирались происхождение и обоснование нравственности как с философской, так и с богословской точек зрения, и был утвержден в должности доцента академии. В 1898 году Иван Васильевич был назначен экстраординарным профессором по кафедре патристики. В 1899 году он опубликовал библиографические заметки на богословские статьи, появившиеся в это время за рубежом, под названием «Библиография. Новости иностранной литературы по патрологии», а в 1901 году в «Богословском вестнике» поместил статью «Обзор русских журналов. Древнецерковная жизнь и ее деятельность в текущей духовной журналистике», где им были проанализированы практически все вышедшие в то время работы на эту тему. В 1901–1902 годах Иван Васильевич был направлен за границу для прослушивания лекций по богословию в Берлине и Мюнхене, откуда он писал своему давнишнему другу доценту Духовной академии Сергею Ивановичу Смирнову : «Целый месяц уже слушаю лекции в университете и участвую в практических занятиях по разным предметам. Все профессора произносят здесь свои лекции без тетрадки... Говорили они, очевидно, без предварительного заучивания, потому что при многочисленности лекций у них не могло бы хватить на это времени, и чувствуют себя на кафедре совершенно свободно. Что касается содержания лекций, то мне особенно нравится их сжатость: нет никаких отступлений и излишних подробностей...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010