священника Павла Березина (1866-1937) священника Павла Васильевского (1881-1937) священника Павла Евдокимова (1877-1937) священника Павла Фаворитова (1883-1937) священника Петра Зиновьева (1894-1937) священника Петра Титова (1890-1937) священника Сергия Смирнова (1893-1937) священника Сергия Уклонского (1864-1937) священника Феодора Баккалинского (1880-1937) священника Феодора Беляева (1867-1937) священника Феодосия Болдырева (1868-1937) иеромонаха Анатолия (Ботвинникова; 1881-1937) иеромонаха Владимира (Загребы; 1870-1938) иеромонаха Иоанна (Смирнова; 1870-1938) иеромонаха Макария (Миронова; 1878-1938) иеромонаха Макария (Смирнова; 1877-1937) иеромонаха Павла (Козлова; 1879-1938) иеромонаха Софрония (Несмеянова; 1870-1937) иеромонаха Стефана (Кускова; 1870-1937) диакона Иоанна Мельницкого (1878-1937) диакона Николая Богородского (1877-1937) монаха Виталия (Кокорева; 1890-1937) Сергия Бородавкина (1878-1938) Сергия Ведерникова (1875-1937) Сергия Михайлова (1882-1937) Андрея Гневышева (1872-1941) Василия Виноградова (1891-1937) Василия Шикалова (1875-1937) Веры Трукс (1886-1942) Димитрия Воробьева (1873-1937) Евгении Доможировой (1871-1933) Симеона Воробьева (1871-1937) Спиридона Савельева (1875-1937) Петра Жукова († 1918) Прохора Михайлова († 1918) от Тобольской епархии: епископа Тобольского Гермогена (Долганева; 1858-1918) протоиерея Ефрема Долганева († 1918) священника Петра Карелина († 1918) священника Михаила Макарова († 1918) Константина Минятова († 1918) от Уфимской епархии: священника Петра Варламова (1897-1930) иеромонаха Максима (Попова; 1876-1934) Киприана Яценко (1878-1935) от Черниговской епархии: архиепископа Черниговского Василия (Богоявленского; 1867-1918) архимандрита Матфея (Померанцева; † 1918) Алексия Зверева († 1918) от Чимкентской епархии: архиепископа Великоустюжского Николая (Клементьева; 1873-1937) архиепископа Омского Алексия (Орлова; 1862-1937) епископа Ивановского Бориса (Воскобойникова; 1875-1937) схиархимандрита Елевферия (Печенникова; 1870-1937)

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

27 сентября . Воздвижение. Обедня в Троицком соборе. Хор пел очень хорошо. Посвятил в сан диакона Иосифа Костецкого, а в сан иерея — о. Михаила Юткина. Произнес проповедь о значении страданий в нашей жизни. 9 октября . Прибыл в 8 часов утра в Ленинград. Меня здесь встретили, и сразу поехали к литургии, которая совершалась в Духовной академии. Возглавлял митрополит Никодим. Всего служили 10 архиереев. Потом был Акт. Меня поместили в гостиницу " Спутник " . Вечером посетил А.А. Соколова и Беляевых — жену и дочь писателя Александра Беляева, моего земляка — смолянина. 11 октября . Вчера и сегодня езжу по Ленинграду. Посетил Эрмитаж. Был в Некрополе, обошел многие могилы великих наших людей — Достоевского, Римского - Корсакова, Кюи и др. Вообще я очень люблю ходить по старинным кладбищам. Посетил я в эти дни Русский Музей, храм Кулич - Пасху, был возле храма Спас - на - крови. 15 октября . Вечером был в Большом театре, слушал " Евгения Онегина " . В роли Гремина — мой друг Александр Огнивцев. 17 октября . Приехал в Саратов. Отца Иосифа Костецкого прихожане изгнали из Аркадака. Причина одна — неразборчиво и торопливо служит. Улаживал этот вопрос. 1 ноября . Родительская суббота. Служил обедню и панихиду в Духосошественском соборе. Отец Иосиф Костецкий снова бежал из Аркадака: там плохие люди и его не принимают. Всенощную служил в Св. Троицком соборе. Завтра там же служу обедню. 16 декабря . К нам в управление прибыли работники финотдела. Устроили колоссальную ревизию, придирались к мелочам, зачем расходуем деньги на такси (в Москву), зачем тратим деньги на банкеты, зачем покупаем иконы, книги, почему за один год куплено 4 чемодана (кто их актировал?) и т.д. Беседовал с ними, стыдил их и задал вопрос: если Церковь отделена от государства, то какое ваше дело до расходов Церкви? Они составили акт проверки, но там сильно смягчили свои претензии. 1976 г. Январь . Обычным порядком торжественно и чинно отпраздновали Рождественский Сочельник и Рождество Христово. Было много народа. Читал Патриаршее послание. В праздник устраивали банкет для духовенства. На третий день Рождества служил в Волгограде в Казанском соборе. Вернувшись в Саратов, в один из святочных дней слушал в оперном театре " Бориса Годунова " Мусоргского, а также " Кармен " Бизе с Анджапаридзе. В день св. Василия Великого поздравляли с именинами о. Василия Байчика, обедали у него в доме. В день преподобного Серафима Саровского после обедни ездил на кладбище на могилу о. Серафима Казновецкого. Так же хорошо прошли праздники Крещения Господня. При раздаче св. воды во всех соборах был хороший порядок. Правда, перед Троицким собором собралась очень большая очередь — из - за того, что многие батюшки отправились домой и при раздаче воды осталось мало работников. Попросил о. настоятеля отрегулировать этот вопрос раз и навсегда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

«Честь имею смиреннейше просить Наше Преосвященство дозволить мне в будущем учебном году продолжать учение во вверенной Вашему Преосвященству академии с оставлением меня на повторительный год на третьем курсе по болезни. Для поправления расстроенного здоровья, по совету врачей, я должен был прервать занятия в академии и провести год дома в деревне. В настоящее время я успел укрепиться настолько, что надеюсь, по истечении летних каникул буду в состоянии продолжать учебные занятия. Поэтому покорнейше прошу Ваше Преосвященство оставить меня на повторительный курс по болезни с оставлением за много прежней моей казенной или же какой-нибудь полной стипендии, так как воспитываться на свои средства я не имею никакой возможности, будучи лишен родителей и имея самые скудные средства для жизни. – При сем прилагаю свидетельство земского врача о состоянии моего здоровья». 2) Василия Зеленцова: «Сего мая месяца 1899-го года, вместе с прочими студентами третьего курса, я держал экзамены для перехода на четвертый курс – 4-го числа по Священному Писанию Нового Завета, 10-го числа по Русской церковной истории и 15-го числа по Истории русского раскола. Расстройство здоровья вынуждает меня временно оставить учебные занятия. – Прошу Совет Академии дозволить мне держать остальные экзамены в августе месяце сего года. При сем представляю свидетельство академического врача о моей болезни». 3) Ивана Пампулова: «Не имев возможности по болезни явиться на испытание по предмету гомилетики и истории проповедничества, имею честь покорнейше просить Совет Академии разрешить мне подвергнуться таковому в начале будущего учебного года». Определяли: 1) Принимая во внимание сравнительное достоинство сочинений, устных ответов и поведения студентов III курса, перевести их в следующий, IV-й, курс в таком порядке: 1) Малинина Алексея, Платонова Александра, Минина Петра, Попова Иосифа, 5) Максимова Васи- —125— лия, Нарского Николая, Смирнова Алексея, Зерцалова Григория, Бондаря Семена, 10) Федоровского Всеволода, Приклонского Николая, Фаминского Николая, Рудакова Ивана, Румянцева Николая, 15) Стыранкевича Виталия, Смирнова Сергея , Успенского Павла, Бугославского Петра, Артамонова Петра, 20) Арбекова Николая, Червинского Агафона, Алексинского Феодора, Третьякова Василия, Левитского Александра, 25) Купленского Александра, Шипулина Владимира, Грацианского Дмитрия, Бутомо Павла, Суворовского Александра, 30) Ивановского Михаила, Сильвестра иеродиакона, Любомудрова Георгия, Беляева Владимира, Протопопова Петра, 35) Лилеева Михаила , Федорова Ивана, Грузинова Парфения, Соболева Александра, Шувалова Дмитрия, 40) Другова Александра, Величкина Николая и 42) Пиотуховича Евстафия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ского, Александра Беляева , 15) Авенира Полозова, Ивана Ублинского, Владимира Покровского, Василия Промтова, Дмитрия Ширяева, 20) Александра Кедрова, Алексея Хвощева, Василия Раевского, Прокопия Щукина, Александра Знаменского, 25) Ивана Никольского, Николая Георгиевского, Сергея Сахарова, Николая Дороватовского, Константина Казанского, 30) Александра Никольского , Евгения Кочанова, Михаила Сеславинского, Петра Губкинского, 35) Никиту Рождественского, Петра Перхоровича, Александра Протопопова, Константина Успенского, Николая Пооска, 40) Якова Воскресенского, Александра Покровского, Петра Шумова, Павла Синайского, Павла Всехсвятского, 45) Ивана Успенского, Николая Молчанова, Сергея Скворцова, Прокопия Явловского, Вячеслава Тихальского, 50) Иеродиакона Каллиста, и вольнослушателя, священника Сергия Богоявленского перевести в следующий курс. 2) Принимая во внимание, что студенты: Василий Сенатов, Владимир Оргийский, Стефан Иовичич, Василий Корсунский, Добросав Маркович и Ювеналий Тиховский не представили семестровых сочинений, а Симон Логадзе и Михаил Смирнов не держали испытаний – первый по русской церковной истории, а второй – ни по одному из предметов III курса и не представили – Логадзе проповеди, а Смирнов ни одного семестрового сочинения и проповеди – вследствие болезненного состояния, подтверждённого свидетельствами академического и других врачей, – студентам: В. Сенатову, В. Оргийскому, С. Иовичичу, В. Корсунскому, Д. Марковичу, Ю. Тиховскому и С. Логадзе дозволить подачу семестровых сочинений, а Логадзе кроме того проповедь, после летних каникул, студента М. Смирнова оставить на повторительный курс с правом пользоваться той стипендией, на которой он состоит. О разрешении студенту С. Логадзе сдавать экзамен по русской церковной истории после каникул благопочтительнейше ходатайствовать пред Его Преосвященством. 3) Имея в виду неудовлетворительные баллы по двум семестровым сочинением у священника Н. Толстого, суждение о переводе его в следующий курс отложить до начала следующего учебного года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—129— Александра – о разрешении им, по болезни, сдать устные испытания и представить письменные работы после летних каникул, в августе месяце сего 1907 года. Справка: 1) §§ 132–134 устава духовных академий: «По окончании испытаний, на каждом курсе составляется Советом список студентов по успехам и поведению… При определении сравнительного достоинства студентов и составлении списка их принимаются во внимание сочинения, устные ответы и поведение. Примечание. При составлении списка новые языки в общий счет предметов не вводятся. – В случае неуспешности, зависевшей единственно от болезни, студенты могут быть оставляемы, с разрешения Совета, на второй год в том или другом курсе, но один только раз в продолжении четырехлетнего академического курса». – 2) По § 81 лит. а п.п. 4–5 устава духовных академий: «составление списков студентов после испытаний, перевод студентов из курса в курс и оставление на том же курсе» значится в числе дел, окончательно решаемых самим Советом Академии. – 3) «Правил относительно распределения казенных и частных стипендий между студентами Академии» п. I: «По составлении, в конце учебного года, переводных списков студентов Академии, но в том же заседании, Совет обсуждает каждый раз особо вопрос о распределении на предстоящий учебный год стипендий на трех последних курсах». Определили: 1) Принимая во внимание сравнительное достоинство сочинений, устных ответов и поведения студентов I, II и III курсов Академии, перевести их в следующие курсы в таком порядке: а) во II курс – студентов I курса: 1) Троицкого Владимира, Горского Александра, священника Синадского Евгения, Александровского Василия, 5) священника Добронравова Георгия, священника Соколова Василия , священника Платонова Вениамина, священника Вьюкова Алексея, Успенского Николая , 10) Ватутина Михаила, Волкова Андрея, Городецкого Федора, Вышеславова Димитрия, Рубинского Сергея, 15) Доброхотова Алексея, Щукина Николая, Бабакова Александра, Дмитревского Леонида, Беляева Михаила, 20) Преображенского Виктора, священника Покровского Феодора, священника

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Протоиерея Константина Иоанновича Богоявленского Протоиерея Михаила Иоанновича Соболева Протоиерея Николая Александровича Елеонского Протоиерея Димитрия Иоанновича Языкова Протоиерея Димитрия Петровича Некрасова Протоиерея Петра Васильевича Приклонского Протоиерея Михаила Петровича Багрецова Заозерского, Николая Александровича Беляева, Александра Дмитриевича Муретова, Митрофана Дмитриевича Цветкова, Петра Ивановича Лучинина, Василия Петровича Казанского, Петра Ивановича Всехсвятского, Николая Дмитриевича Воскресенского, Григория Александровича Священника Василия Андреевича Быстрицкого (по подписным листам) —47— 6) От пожизненных членов: Преосвященного Серафима, Епископа Можайского Световидова, Сергея Николаевича Протоиерея Николая Иаковлевича Фортинского Протоиерея Михаила Басил. Модестова Священника Димитрия Космича Холмогорова Донского, Александра Варсанофиевича Виноградова, Николая Ивановича, магистра богословия Автономов Петр Алексеев И. Аблаженов К. Алимов Иван Елисеевич Апраксин Николай, псаломщик Московский Арсеньев Николай Васильевич, священник Московский Андреева Наталья Михайловна, потомственная почетная гражданка Антонин, иеродиакон Симонова монастыря Антонин, иеромонах Донского монастыря Архангельский Петр Иоаннович, священник Московский Арсеньев С. Ансеров Александр Сергеевич, священник Московский Аристархов Петр Иларюнович Афремов Ф.И. Бабанин Михаил Иванович, Московский купец Бабушкин Г.И. Баранов И.М. Барбарин Василий Филиппович, священник Московский Бахрушин А.А., староста Троицкой, в Кожевниках, церкви Баршев Андрей Леонтьевич Берг Сергей Павлович Богословский Георгий Иоаннович, священник Московский Богословский Георгий Иоан., свящ. Моск. Богословский Алексей Иоаннович, священник Московский Болотнова Товарищество Бостанжогло Товарищество Брашнин Иван Иванович, Московский купец Бубнов Сергей Иванович Булатов Сергей Ал-еев., свящ. Моск. Бурцев Александр Кодратович, преподаватель Олонецкой Духовной семинарии Бутенев Гр.Хр. Белов 1 Беляев Д.Ф. Быков Гавриил

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—60— кольского Николая (Яросл.), Воздвиженского Николая, Миловидова Алексея, 20) Забавина Ивана, Мефедова Герасима, Доброхотова Михаила, Скворцова Ивана, Ефремова Александра, 25) Разумовского Григория , Крылова Вадимира, Андреева Михаила, Никольского Николая (Пенз.), иером. Николая (Карпова), 30) Недельского Феодосия, Тихонравова Георгия, Чирского Ивана, свящ. Макогонского Григория, Пиуновского Ивана, 35) свящ. Никольского Евгения, Добросердова Павла, Смирнова Александра , Авилкина Николая, Иоакиманского Николая, 40) свящ. Орлова Василия, Кипарисова Бориса, диак. Гусева Петра, Рождественского Александра , Беляева Сергея, 45) Алмазова Александра , Ломакина Николая, Соколова Василия , Рождественского Николая, Миловидова Виктора, 50) Брянцева Алексея, Сапегу Онуфрия, свящ. Проталинского Иоанна, Соболева Михаила, Волкова Николая, 55) Крылова Павла, Бажанова Николая, Глаголева Георгия, Сиротинского Алексея, Воскресенского Михаила, 60) Романовского Владимира, Попова Александра , Суворова Николая и 63) Соколова Михаила . 2) Студентам: I курса – Арбузову Павлу, Белороссову Сергею, Беляеву Борису, Виноградову Николаю, Воронцову Алексею, Доброумову Леониду, Звереву Николаю, Золотарёву Николаю, Милову Сергею, Орлову Александру и Пономарёву Дмитрию, – II курса – диакону Базилевскому Николаю, Иванову Михаилу, свящ. Майорову Константину, Милославскому Александру и Никонову Александру разрешить сдать указанные в докладной части устные испытания и представить письменные работы – после летних каникул, в сентябре месяце сего 1916 года. 3) Студентов I курса: Бонч-Бруевича Ивана, Филипчака Феодора – по неуспешности, и Ильинского Михаила и Розанова Сергея – согласно их прошениям, по болезни, – оставить в том же курсе на второй год. 4) Студента I курса Козырева Михаила, в виду отсутствия уважительных причин неподачи им всех письменных работ, назначенных на 1915–1916 учебный год, уволить из Академии по неуспешности. 5) Студента II курса Вязигина Георгия исключить из —61— списков означенного курса и иметь суждение о нём по возвращении с военной службы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Впрочем, к текстам на иностранных языках обращается редко 63 . Кроме святоотеческих творений владыка в своих работах использует также сведения из сочинений подвижников благочестия и церковных писателей. Но все-таки в его трудах количество цитат из творений Святых Отцов и их жизнеописаний гораздо больше, чем из произведений каких-либо иных авторов, у которых он заимствует положительные сведения для своего рассказа 64 . И поэтому, учитывая все сказанное выше, можно сделать вывод, что на формирование его взглядов и не только в области аскетики наибольшее влияние оказали именно Отцы и их произведения. Отношение еп. Варнавы к Святым Отцам и известным церковным писателям Древней Церкви до VI в. и Восточной Православной Церкви после VI в. и их творениям Наиболее часто еп. Варнава использует в своих сочинениях творения одиннадцати. И поэтому ниже им будет уделено особое внимание. 1 . Из выделенных одиннадцати один из наиболее редко 65 упоминаемых еп. Варнавой – это прп. Антоний Великий . Относительно часто в сравнении с иными редко цитируемыми Отцами епископ говорит о нем по причине особого его положения в истории монашества, необычайности жизненного пути и важности для духовной жизни данных им наставлений 66 . 2 . Достаточно часто 67 владыка обращается к творениям свт. Василия Великого 68 , из которых берет, как рассуждения из области богословия и экзегетики Священного Писания , так и относящиеся к духовной жизни (аскетическому деланию). Такая частота цитирования сочинений святителя, видимо, обусловлена разнообразием тем, затрагиваемых им, и тем, что тот рассматривает и отвечает на вопросы, которые у других Святых Отцов раскрыты не столь подробно или же, вообще, обойдены ими стороной. Также владыка Варнава не раз обращается к каноническим правилам св. Василия. 3 . Примерно также часто 69 еп. Варнава цитирует и творения свт. Иоанна Златоуста 70 . Из сочинений последнего епископ часто приводит толкования Священного Писания , но еще чаще берет из них глубокомысленные и проникновенные рассуждения святителя о духовной жизни, которые ценит за «огненные слова», так уязвлявшие «совесть молодых людей своего времени» и призывавшие к добродетельной жизни 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В 1845 г. он начал изучать греч. язык (с помощью филолога-эллиниста Ф. Н. Беляева) с тем, чтобы читать в оригинале чинопоследование Литургий свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста. Однако в письме к Беляеву 5 марта н. ст. 1845 г. он сообщил, что Литургия свт. Василия Великого нужна ему «только на латинском». «Размышления о Божественной Литургии» остались незавершенными. Рукопись после смерти Г. Шевырёв читал в Оптиной пуст., насельники к-рой сочли это сочинение «запечатленным цельностью духа и особенным лирическим взглядом на предмет» (цит. по: Воропаев, Виноградов. 2001. С. 518). Эту рукопись, по свидетельству Шевырёва (РМ. 1896. 5. С. 191), намеревался исправить свт. Филарет Московский, но в результате в 1856 г. исправил и существенно сократил цензор архим. Кирилл, заметивший, что в ней «при множестве прекрасных мыслей встречается немало объяснений обрядов богослужения произвольных и даже неправильных; есть даже выражения, противные учению Православной Церкви» (РС. 1902. 9. С. 651). Совр. публикаторы полного текста «Размышлений…» отмечают, что в черновую рукопись «вкрались недочеты, происшедшие, с одной стороны, от недосмотра автора, с другой - оттого, что Гоголь как мирянин не был осведомлен о некоторых деталях чинопоследования, совершаемого в алтаре…» ( Воропаев, Виноградов. 2001. С. 520). Г. предполагал издание книги о литургии сделать «народным, пустить в продажу по дешевой цене и без своего имени, единственно, ради научения и пользы всех сословий» ( Тарасенков А. Т. Последние дни жизни Н. В. Гоголя. М., 1902. С. 11). 2 февр. н. ст. 1844 г. в письме к Шевырёву Г. попросил его купить в Москве и подарить от его имени («как бы… на новый год») Погодину, С. Аксакову, Языкову и О. С. Аксаковой кн. «О подражании Христу», авторство к-рой традиционно приписывается канонику-августинцу Фоме Кемпийскому. Г. рекомендовал друзьям (Погодину в письме от 20 дек. н. ст. 1844, Смирновой-Россет в письме от 28 дек. н. ст. 1844) регулярно смотреться в это «духовное зеркало» и приниматься за дело, только прочитав любую главу («почти всякая глава будет кстати») и «не прежде как подумавши хорошенько о прочитанном».

http://pravenc.ru/text/Гоголь.html

—213— летворившие которому не могут поступить в Академию даже и в том случае, если норма не будет заполнена»; в) § 6: Всегда однако же должно быть строго наблюдаемо, чтобы число принимаемых сверх нормы (иностранцев и окончивших полный университетский курс) не превышало 10, так чтобы число всех студентов I курса не превышало 60«. – 3) Определением Святейшего Синода от 21 февраля 1906 года за 1058 «зачисление в студенты академии» отнесено в разряд дел, окончательно решаемых самим Советом Академии. Определили: 1) По вниманию к достоинству устных и письменных ответов, данных лицами, державшими поверочные испытания для поступления в состав нового (LXV) академического курса, – принять в число студентов I курса Академии: 1) Троицкого Владимира, присланного из Тульской сем., Александровского Василия, волонтера из Минской сем., Свящ. Синадского Евгения, вол. из Орловской сем., Горского Александра, присл. из Черниговской сем., 5) Рубинского Сергея, присланного из Костромской сем., Ватутина Михаила, присланного из Воронежской сем., Свящ. Ремизова Николая, вол. из Тамбовской сем., Свящ. Соколова Василия , волонтера из Вифанской сем., Яхонтова Александра, присл. из Владимирской сем., 10) Преображенского Виктора, присл. из Вифанской сем., Доброхотова Алексея, присланного из Тамбовской сем., Городецкого Федора, присланного из Витебской сем., Свящ. Вьюкова Алексея, волонтера из Тульской сем., Вышеславова Дмитрия, волонтера из Ярославской сем., 15) Мусатова Николая, присланного из Черниговской сем., Свящ. Платонова Вениамина, вол. из Харьковской сем., Ржепика Мирона, присланного из Волынской сем., Щукина Николая, присланного из Одесской сем., Беляева Михаила, волонтера из Владимирской сем., 20) Успенского Николая , волонтера из Московской сем., Сахарова Николая, волонтера из Тульской сем., Смирнова Петра, присланного из Московской сем., Свящ. Добронравова Георгия, вол. из Вифанской сем., Бабакова Александра, присланного из Курской сем., 25) Даниленко Прохора, волонтера из Томской семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010