Похождение гетмана со знатным корпусом войск за Днепром в продолжение всего 1715 г. для примечания за движением польских вельмож, деливших тогда между собою Малороссийские Заднепрские полки, недавно уступленные им царем. Способ, каким они достигли позволения на этот дележ от нации польской и обращение казаков, в крестьяне. Не хотевшие же подвергнуться тому, переходили, с 1711 по 1716 года, на левый берег Днепра и размещались в Малороссии и Слободских полках. Начальники над Малороссийскими полками, рывшими каналы и рвы: при Царицыне генеральный хорунжий Иван Сулима, при Ладожском озере, с переменой по годам: наказной гетман Павел Полуботок, лубенский полковник Андрей Маркович, полтавский полковник Иван Черныш, а при Судаке: гадяцкий полковник Гаврило Милорадович и лубенский Маркович. Суд над царевичем, Алексеем Петровичем, наряженный государем, по возвращении его, в 1718 г., из чужих краев и отречение гетмана старшин казацких, случившихся в Петербурге, от подписания смертного приговора царевичу. Приглашение в Петербург Киевского митрополита Иоасафа Кроковского, для слушания Духовного регламента. Местный собор в Киеве по случаю распространившегося слуха об отборе у духовенства недвижимых имений, и определение его не соглашаться на то никоим образом. Взятие под стражу митрополита, по доносу чернеца Свинского монастыря Иринея, в Твери и смерть в монастыре; но преемник его, Переяславский епископ Кирилл Шумлянский, первенствуя над духовенством, при совещании, согласился на все. По возвращении из Петербурга Киево-Печерского архимандрита Иоакима Сенютовича, Лавру постигает страшный пожар, истребивший, при других драгоценностях, церковных и монастырских, целыми веками собиравшихся, многочисленную и древнейшую библиотеку ее. Весть о том исторгает слезы из глаз у самого государя. Окончание войны со Швецией, Ништадтским миром 1721 г. и поездка гетмана со старшиной в Москву для поздравления государя с ним и восприятием императорского титула; тут же присяга, вместе с другими, на содержание устава о «Правде воли монаршей». Молва народная отозвалась, однако же, в пользу наследства, а не выбора.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Таким образом, сразу введено только немногое, похожее на польское. Тогда возвысились те, что были в опале при Годуновых, и те, что приставали к Димитрию сначала и сдавали ему города, и изгнанники, воротившиеся с ним из Польши, и те, наконец, в ком он замечал расположение к введению иноземных обычаев. В думе засели, между прочим, прежние воеводы северских городов: Рубец-Мосальский, князь Татев, кн. Кашин, кн. Долгорукий-Роща, а дьяк Сутупов, сдавшийся в Путивле, получил звание печатника. Бельский возведен в сан великого оружничего. Гаврило Пушкин, так отважно вступивший в Москву с грамотой, сделан думным дворянином. Дьяк Власьев, дипломат прежнего времени, упорно стоял за Бориса и явился к Димитрию только в Туле, но Димитрий полюбил его особенно за то, что он был образованный человек. Во многие города назначены новые воеводы; надобно было поддержать воротившихся из ссылки и своих наградить, и тем самым царь удерживал в повиновении край. Он переменил придворную прислугу, отставил долго служивших Годуновым и назначал тех, которым мог более доверять; притом ввел в число придворной челяди уроженцев из польских владений, которые с ним приехали. Они были и живее и смышленее московских людей и умели читать и писать. Он отправил за матерью князя Михаила Скопина-Шуйского, юношу двадцати лет, которого наименовал мечником. Его сопровождали дворяне. Они должны были привезти инокиню Марфу, находившуюся в ссылке в пустыни на Выксе, за Череповцом. 24 июля был посвящен патриархом Игнатий. Освященный собор уже привык повиноваться: в таких случаях воля царская и прежде была исполняема. Димитрий отлагал царское венчание до приезда матери. Поляки советовали ему поспешить, полагали, что после венчания он получит в глазах народа значение неприкосновенного помазанника Божия и, следовательно, будет тверже на престоле. Но царь знал народные обычаи: уважение к родителям, особенно к матери, русские считали первой добродетелью: этим вниманием он надеялся понравиться народу. Между тем, пока еще не приехала мать, пока еще не успели съехаться из ссылки гонимые Борисом, которые должны были увеличить число царских приверженцев, Василий Шуйский стал уже устраивать ему гибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Называя себя православным и кафолическим остатком Британской Церкви, епископы заявили 12 пунктов, по которым они согласны с вероучением Восточной Церкви (о филиокве сказано, что по существу разницы в вероучении между Востоком и Западом нет). Назвали пять пунктов, в которых согласия пока не было: о неравнозначности Писания и Предания (каноны могут быть изменяемы), о почитании Божией Матери (уважение к Которой безусловно, но поклоняться надлежит одному Богу), о молитвенном призывании помощи ангелов и святых (призы­вать не можем, но соединяемся с Богоматерью, сонмом ангелов и святых в Духе), о Святых Дарах (признаем, что в преложении Святых Даров есть некая Божественная Тайна, но не понимаем, каким образом Дары прелагаются в истинное Тело и Кровь Христовы) и о почитании священных изображений (простые и неученые люди могут соблазниться в поклонение образу вместо Создателя) 44 . “Я созижду Церковь” К лету 1717 г. у настоятеля посольского храма архимандрита Геннадия кончились деньги. Из записки Якова Сенявича: “В последних числах июня месяца оной архимандрит приехал ко мне в Амстердам и объявил мне, что на пропитание и на наем дому платить денег не имеет, и как-де ты чрез твое письмо к архиерею Фиваидскому призвал меня в Англию, так по обещанию повинен ты во всем меня снабдевать. И такими речами он меня зело опечалил, однако ж, полагая на всемогущего Бога всю мою надежду, дерзнул государственному канцлеру обо всем донесть, и его графское сиятельство, по его великодушию и великой ревности для благочестия, изволил по своей высокой милости приказать немедленно оному архимандриту выдать 50 ефимков албертовых для его крайней нужды до возвращения его императорского величества из Франции. И такая нечаянная милость зело порадовала меня и дала мне надежду, что Божиим благословением оная церковь в королевстве аглинском на недвижимом камени утвердится. По возвращении его императорского величества из Парижа в Амстердам об оном архимандрите и о причине прибытия его в Амстердам велено мне представить, и его величество изволил оного до приватной аудиенции милостиво допустить, где присутствовали государственной канцлер граф Гаврило Иванович Головкин, вицеканцлер барон Петр Павлович Шафиров и князь Борис Иванович Куракин.

http://pravmir.ru/russkaya-tserkov-v-lon...

1700 г . февраля 18 – август 1706 г. Боярин Федор Алексеевич Головин. 18 февраля 1700 г. «Посольский, Малороссийский, княжества Смоленского, Новгородский, Владимирский, Галицкий и Устюжский приказы велено ведать боярину В. А. Головину, а дьякам в тех приказах быть с ним боярином прежним». Умер в Нежине 2–3 августа 1706 г. 1707 г. января 4 – 1720 г. Граф Гаврило Иванович Го л овин, " верховной комнатной и кавалер», «постельничей и кавалер». 184 г. – стольник царицы Натальи Кирилловны, 194 г. – комнатный стольник царя Петра Алексеевича, 197–200 гг. постельничей царя Петра Алексеевича. 15 сентября 1708 г. царь Петр указал: «по имянному своему великого государя указу государственный Посольский и принадлежащие к нему приказы главным управлением ведать постельничему и кавалеру графу Г. И. Головкину да тайному секретарю П. П. Шафирову, и во всяких указех и памятях из иных приказов писать имя его постельничего и тайного секретаря. Се его великого государя имянной указ состоялся в его царского величества воинском походе при пасе Соболеве». 16 июля 1709 г. велено: «Во всяких своих великого государя и в приказных делех, как в Посольском приказе, так и в принадлежащих к нему и в протчих во всех приказех, постельничего и кавалера графа Г. И. Головкина писать государственным канцлером и кавалером и графом». В Коллегии Иностранных Дел назначен президентом. Умер в январе 1784 г. Товарищи начальников Посольского приказа (дьяки Сего приказа – не думные) 1559 г. в марте – апреле и в сентябре 1566 г. принимает участие в посольских делах дьяк (Казенного приказа) Казарин Юрьевич Дубровский. 1581 г. февраля 11 – сентябрь 1562 г. Дьяк Андрей Васильев (Игнатьев?) . О нем см. выше стр. 29–30 и 106. 1562 г. в июле принимает участие в посольских делах Дьяк Иван Тимофеевич Клобу к ов. 1566 г. в июне – июле принимает участие в посольских делах дьяк Дружина Володимеров. 1571 – июнь 1594 гг. Дьяк Василий Яковлевич Щелка л ов . В 1567 г. 2 февраля выехал в Польшу вместе с Фед. Колычевым и Нагим. 11 июня 1587 г. отправился в Варшаву на сейм вместе с С. В. Годуновым, кн. Ф. М. Троекуровым-Ярославским и думным дьяком Дружиною Петелиным; называется «печатник и дьяк ближний». О нем см. выше стр. 30–32 и 106–107.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

А после смерти Твердышевой, по ее завещанию, в 1795 году «на воспитание обучающагося в троицкой семинарии бедного юношества» положен был в сохранную казну билет в 1539 руб. 80½ коп. с тем, чтобы проценты с них в количестве 76 руб. 99 к. были выдаваемы в семинарию 165 . В 1802 году, по завещанию Аполлоса, епископа архангельского, поступили в троицкую семинарию 500 руб. и по приказанию Платона причислены к остаточной семинарской сумме. Преосвященный Серафим, епископ Смоленской, в 1807 году в пользу семинарии внес в сохранную казну 500 р. Кроме жертвуемых сумм, обращавшихся в сохранной казне, случались и единовременные от разных лиц выдачи денег ученикам семинарии: так в 1790 году генерал-майор Гаврило Ильич Бибиков 28 ноября, после обедни в трапезной церкви, восхищенный пением семинаристов, подарил им 100 руб., а в следующем году по такому же случаю пожертвовал еще 50 руб., «за каковые дары семинариею отблагодарено ему пристойным образом» Платон приказал в тот и другой раз обратить эти деньги на улучшение стола семинаристов. Тоже употребление, по приказанию Платона, сделано из 50 руб., подаренных семинарии во время ее посещения в 1791 году Аммосом Прокофьевичем Демидовым 166 . Контора семинарская писала по " случаю этих пожертвований, что «она признает потому над семинариею Божье благословение». Две тысячи руб., назначенные императором Павлом на устроение больницы, были употреблены согласно назначению, и в 1798 году больница была готова. Она построена сзади учительского корпуса на том месте, где прежде стояли «гостинные покои» и где теперь находится академическая каменная больница. Больница была деревянная, одноярусная, об осми окнах с галлереею; над фронтоном возвышался орел, и под ним находилось вензеловое изображение имени императора Павла 169 . Платон сам распределил, на какие предметы и сколько употребить денег из больничной суммы при обзаведении больницы всем потребным. Он назначил в ней 10 кроватей, расписал, сколько нужно устроить шкафов, белья и проч., сколько и какой купить посуды для аптеки и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Наша скитская убогая обитель год от года богатеет жильцами. Братия умножается, а безмолвие, единодушие и душевное спокойствие умаляется; но еще, слава Богу, хранение совести продолжается, которое необходимо нужно для духовной жизни. В конце прошедшаго года поселился у нас наш авва и столп пустынный, старец отец Досифей, живший в пустыне более сорока лет, из которой нашедшу на него искушению, уклонился к нам. Он нрава добраго и примернаго, я его водворением у нас крайне доволен. Еще известный Вам послушник Гаврило Молдаван у нас безмолствует третий год. Еще двое благородных, кажется известныя же Вам, гостили  у нас; один Илья Степанович Розанов, воспитанник Потемкиной, жил у нас месяц, а другой, тульский богатый помещик Павел Николаевич Хрущов, жил более полугода – которыя обещались возвратится к нам на коренное жительство. Еще в конце июня месяца был у нас мимоездом из Александро-Свирскаго монастыря достопочтеннейший старец отец Леонид, который погостил у нас полтора дня и отправился для поклонения в Киев. Он оставил у нас во уверение двоих учеников своих с тем, чтоб паки к нам возвратится в половине августа. Он из Свирскаго со всем намерен уклонится, и чуть ли в нашем скиту не поместится, чего однако наугад Вам не  скажу, ибо о сем предмете у нас с ним беседы не было. У него всех учеников десять человек, а когда у нас останутся, тогда и скит будет похож на монастырь. Братец Василий Иванович писал сюда из Ростова, кажется уже шестой год, и поручил мне свидетельствовать Вам Его усердное почитание и поздравить Вас с должностию казначея, каковое поручение Его ныне только исполняя, Вам свидетельствую. Не знаю, кто из нас с ним деятельнея во исполнении своих обязанностей? Чувствительнейшую и покорнейшую приношу Вам благодарность за оказанную приязнь и любовь к нашему странствующему брату отцу Макарию, он о гостеприимстве вашем с благодарным чувством нам пересказывал, и доставил мне двои четочки к напоминанию о Вас в молитвах, за которыя Вас усердно благодарю... В Тульской губернии есть город Одоев, который от нашей обители не в дальнем разстоянии, где жители занимаются тканием мухояру, который ныне в Никольскую ярмонку самый лучший сорт недороже был 25 40 аршин, он немного добротою похуже Киевскаго и поуже, весма хорош для мантий - ряс и подрясников, то не будет ли угодно Вам для своей обители зделат поручение: купить потребное количество, когда найдете выгоду; думать надо такой мухояр в ваших краях недешевле рубля аршин: а) отсюда его можно при оказии доставить в Москву, а из оной без труда к вам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Интересно, что в древних актах 1719 года монастырь называется Покровским, а в документе 1723 года - Троицким. Князья Черкасские выделяли на содержание монастыря 29 рублей и 50 четвертей хлеба в год. В XVIII веке монастырь пришёл в упадок и число монашествующих было невелико. В 1748 году игумен Феоктист писал, что " в Покровском монастыре в прошедшие годы имелся иеромонах, а ныне ... не имеется и священнодействие исправляю токмо я... А в моём отъезде церковь Божия стоит праздно, без пения " . Жилые и хозяйственные постройки в этот период были " все ветхи и за тем ни к какому употреблению, кроме топления печей, на дрова, не годны " . В соответствии с указом Екатерины II " Об учреждении монастырских штатов " 19 июня 1764 года монастырь был закрыт. Трёх живших здесь монахов переселили в Спасокукоцкий монастырь в селе Сербилово (ныне Гаврило-Посадский район). Новый владелец села граф П.Б.Шереметев хлопотал в Консистории и в Синоде о восстановлении монастыря: " Означенный Покровский монастырь построен и содержан был иждивением покойного тестя моего князя Алексея Михайловича, также и впредь содержан будет моим иждивением и на довольной руге " . Однако эти просьбы не удовлетворили и после закрытия монастыря храмы были приписаны вначале к Крестовоздвиженской церкви, а с 1768 года организовали самостоятельный приход. В начале XIX века на средства фабрикантов Ямановских к Покровскому храму пристроили четыре паперти, оформленные колоннами в традициях классицизма. В 1822 году установили новые иконостасы - семиярусный в главном храме и четырёхъярусные в приделах. Через четыре года художники из Тейкова братья Т.А. и Е.А.Медведевы выполнили настенную живопись. В Покровской церкви хранилась главная святыня Иванова - икона Казанской Божьей Матери в позолочённом окладе, украшенном жемчугом, рубинами и алмазными звездами. День памяти её - 8 июля - широко отмечался в Иваново-Вознесенске и сопровождался грандиозным крестным ходом к Казанской часовне на Лежневской улице. В 1815 году по разрешению архиепископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта братья Гандурины перенесли Троицкую деревянную церковь на старое Успенское кладбище (улица Смирнова). Вместо неё начали строительство нового кирпичного Троицкого храма на средства И.В.Гандурина. Он долгое время жил в Астрахани, где занимался торговлей ситцем, а под старость вернулся в Иваново. Не имея наследников, Иосиф Васильевич решил все свои капиталы использовать на постройку храма. Однако он умер в 1813 году так и не увидев выстроенного здания. Строительство продолжили его братья Иван и Ермолай.

http://sobory.ru/article/?object=04583

Относительно подозрения архимандрита на Мартирия дело разъяснилось так: по словам иеромонаха и любимца Мартириева, эконома старца Антония, архимандриту было донесено иеромонахом, приехавшим с ним с Валаама, что Мартирий построил дом одной вдове не совсем хорошего поведения, и это показалось ему неприличным. На самом деле подобные постройки у Мартирия были не редкостью. О таких постройках знал прежде архимандрит Самуил и вся братия, но только архимандрит Иларион с своим доносчиком не знал то, что знал весь народ, и разговор об этом слыхал и я. Когда Мартирий выстроит кому дом, то не было примера, чтобы в нем повторился разврат; обитательницы этого дома изменяли навсегда свою жизнь и делались почти монахинями или честно выходили в супружество; рассказывали, что были примеры возобновляющих прежнее знакомство в доме, выстроенном Мартирием; подходя к нему, они видели или какое-нибудь страшное Видение, или при входе в дом с ними приключалась болезнь, которая долго заставляла помнить дом, выстроенный Мартирием. Событие это было с упомянутым выше мещанином Колтовским. У него, кроме моего любителя товарища Ивана, был еще старший сын Петр и две взрослые дочери: Александра и Марья; с одной из них тихвинский городничий имел тесную связь несмотря на то что у него была жена красавица, другая же дочь была тоже развратная девка. Ходя работать к нам на огород, она иногда служила моей матери, стирала и мыла белье. В прошлом 1823 году брат Петр выгнал их из дома. Они обратились к Мартирию, и он поставил им дом, и в нем молодые еще девки стали жить как в монастыре; безукоризненная жизнь их известна стала всем. Знали это и мы, так как они жили в этом доме недалеко от нашего огорода. Вот что значили Мартириевы дома. Они исправляли нравственность на всю остальную жизнь. Мартирий оставил Тихвинский монастырь уже без нас, по нашем отъезде в Ростов. Он был переведен настоятелем в Филиппо-Ирапскую пустынь , в Череповский уезд. Но об этом я расскажу в свое время. В конце ноября зять Гаврило поехал со мной в Питер на своей лошади; путь наш был на село Грузино, имение известного любимца Императора Александра Павловича, графа Алексея Андреевича Аракчеева; на пути туда мы проезжали большим рябиновым лесом, где на деревьях было видно такое множество ягод рябины, что и сказать нельзя. Этот дикорастущий рябиновый лес удален был от населенных мест; проезжие рубили деревья с корня и пользовались вдоволь ягодами рябины, которая зимой и прямо с дерева имела особо приятный вкус; мы тоже, смотря на других, срубили дерево и набрали столько ягод, что лакомились досыта всю остальную дорогу и еще половину плодов привезли в подарок в Питер. Это имение графа Аракчеева заинтересовало меня своею оригинальною своеобразностию; некоторые достопримечательные предметы удержались в моей памяти и до настоящего времени. Селения и деревни этого имения построены были весьма своеобразно, имея фасад домов на манер иностранной, но никак не русской архитектуры.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

На этом не заканчивается история церкви вмц. Ирины, так как Ирининский приход не смирился с таким ходом событий. Летом 1764 года прихожане обратились с челобитной к императрице Екатерине II в Санкт-Петербург. Необходимость строительства новой церкви просители объясняли ростом населения в Покровском и невозможностью вмещаться в существующие храмы. 5 августа 1764 года митрополит Московский и Калужский Тимофей (Щербацкий) сообщил о том, что Екатерина II приняла решение о строительстве новой церкви в Покровском. Ирининские прихожане начали «обивать пороги» вотчинного управления и Московской Духовной консистории. 4 октября 1764 года в вотчинную контору были призваны крестьяне Иван Козмин и Гаврило Вавилов, которые заверили, что собираются строить храм не за казенный счет, а за пожертвования прихожан. Под влиянием Екатерины II новую деревянную церковь решили назвать в честь великомученицы Екатерины, а в честь великомученицы Ирины освятить придел. 18 и 22 ноября 1764 года в Московскую Духовную консисторию явились все желающие строить новую церковь в Покровском. Был составлен список из 24 человек, которые выразили свое согласие строить деревянный храм за свой счет. Летом 1765 года была выделена земля близ Гаврикова переулка к Яузе, т.е. в районе современных Ирининских переулков. В клировых ведомостях 29 сентября 1765 года отмечается как день построения деревянной приходской церкви вмц. Екатерины с приделом вмц. Ирины. 17 февраля 1766 года состоялось освящение храма. К концу XVIII в. деревянная церковь св. вмц. Екатерины пришла в ветхость и угрожала падением, поэтому свящ. Михаил Петров начинает возводить каменный храм и подает прошение митр. Московскому и Калужскому Платону (Левшину) об упразднении старой деревянной церкви. В июле 1792 года был заложен главный престол, который 1 апреля 1800 года освящен во имя Живоначальной Троицы. Храм был построен с двумя приделами св. вмц. Екатерины и св. вмц. Ирины. В 1794 году также возвели колокольню. В 1812 году бывшее село Покровское переживет еще один пожар, связанный с войной между Россией и наполеоновской Францией. Огонь, пройдя по Басманной, затронул часть Покровской улицы и остановился перед храмами Покрова Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в Покровском. Церковь Троицы Живоначальной близ Немецкого рынка и сам рынок изрядно пострадали в то время.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_великомуч...

Эти четыре иконы представляют распиленные царские двери. Вохрение лиц коричневатое в краснину, пробелка красочная, фон – золото. Горы в виде «пяточек» с закруглениями – очень стараго типа, палаты без всякой вычурности вполне соответствуют рисунку гор. Все указывает на довольно раннюю эпоху – приблизительно первую половину XVI столетия и на один из «новгородских» пошибов иконописи. К сожалению иконы подверглись значительной (хотя и старательной) правке, вплоть до наноса на лики. Надписи – или сделаны вновь, или подправлены, почему палеографическое определение должно быть производимо с крайней осторожностью. Описание 30 Символическое изображение добрых плодов учения великих учителей церкви (и составителей чина литургии) св. Василия Великого , св. Григория Богослова и св. Иоанна Златоустаг о. [На тонкой липовой доске, с одной выемкой (размер 35x30 сант.), на обороте доски надпись – полустертая – повидимому «Письмо Никифорово (?)» 21 20. Новый серебряный оклад работы 1862 г.]. Среди гор, на золотых престолах, стоящнх только символически в храмах, так как церкви изображены позади сидящих и в очень малом виде, возседают святители и пишут на золоченных столах длинные свитки. Около святителей писцы не успевают переписывать. Благодатное поучение бьет фонтаном, разливается рекою – толпы народа черпают чашами и стаканами, упиваясь сладостною влагою. Сложная композиция 22 21 со всеми признаками московских писем первой половины XVII столетия и так называемого «строгановского, мастерства» светло-желтые в белизну, пробелка красочная). Эта икона одна из реких, так называемых, именных Строгановских икон. Именно с этой иконы издана прорись А. И. Успенским в издании переводов собрания В. П. Гурьянова (см. замечания Успенского, стр. 112, 81). Описание 31 Свв. апостолы Петр и Павел, в рост, на верху над ними в небесном круге Господь Эммануил (на тонкой липовой доске, с одной выемкой, широкими полями, двумя шпонками, 36x29 сант.). Оклад позолоченный, венчики с финифтью. Писано на золотом фоне, пробелка одежд красочная, икона, повидимому, XVII столетия. Всего вероятнее и почти наверно (хотя чуется какая то особая манера) московское происхождение. На обороте доски надпись чернилами: «молитс сем образ Гаврило Поспловъ». Описание 32

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010