3) Села Романова поп Никита по полюбовному (1720 г.) договору уступил брату своему попу Фёдору место своё со своею долею и полевою пашнею за 20 рублей, кроме дворового строения с тем, чтобы вперёд ему, Никите, не вступаться и челом не бить (1724 г.). 4) Села Самарова попы: Андрей Борисов и Михаил Алексеев и дьякон Николай Яковлев подали архимандриту договорную полюбовную записку: «чтобы сыну попа Андрея Василью к той церкви села Самарова на отцовское место по заручной мирской в попы стать, а пономарскою службою впредь удостоить, кого надлежит, и чтобы ему Василью, когда он в попы станет, довольствоваться всеми церковными доходами по стольку, как наперёд сего отец его владел, а до доходов попа Михаила и диакона ему, Василью, и отцу его дела нет; а молитвенные деньги брать по прежнему и служить, как наперёд сего служили понедельно. А если кто из нас окажет в том неустойку или учинит обиду, то взять с каждой персоны по 30 рублей». Чтобы сей договор имел законную силу, архимандрит повелел записать его в книгу и дать указ попу Михаилу (1737 г.). 5) В 1739 году поступило к архимандриту от старосты с крестьянами вотчины Данилова монастыри села Романова прошение такого содержания: «В селе Романове дьячок Иван Фёдоров помер, а после оного дьячка остался сын его малолетний Гаврило, и ныне мы, приходские люди, со всего мирского сбора выбрали и излюбили ко оной церкви на место его во дьячки помянутого сына Гаврила, а церковную дьячковскую службу до возрасту своего будет он Гаврило отправлять по найму. Того ради покорно вашего отеческого преподобия просим, дабы повелено было сие наше прошение принять и записать впредь для спору тоя церкви от сына диакона Ивана Иванова, и о бытии ему Гавриле дьячком дать свой милостивой властинной указ». Архимандрит повелел считать дьячком его Гаврила, а не дьяконова сына. 6) В 1743 году села Романова поп Фёдор Андреев подал прошение архимандриту, что он уступает своё поповское место до возрасту внука своего Гаврила Иванова зятю своему дьячку того ж села Демиду Герасимову с тем, чтобы по возрасте его внука Гаврила, ему, Демиду, место сие опорожнить, или выдать ему за место восемдесятъ рублёв, ежели оное не опорожнит. Архимандрит изъявил на то согласие и велел впредь для спору записать в книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

— Рай тебе светлый, Севушко! — погоревал над ним Миша, да только некогда во время битвы горевать над павшими. Отсюда, с еще одной захваченной шнеки, разглядели, что там, за свейскими рядами, происходит. Увидели, как несколько знатных рыцарей поспешно тащат на составленных в носилки копьях другого, наизнатнейшего, истекающего кровью. Он, живой, то и дело приподнимался, утирая кровоточащее лицо. За ним несли знамя — золотое с тремя лазоревыми коронами. Спешили свей поскорей внести своего крепко раненного воеводу на большую шнеку. — Никак самого Биргера али братанича его тащат, — предположил Кондрат. — Эх, пробиться бы к нему! — воскликнул Миша. — Эх, его бы ковырнуть, бисова сына! Живо на брег! Глава восемнадцатая. Уйдет, собака! Дружинник Гаврило Олексич опередь всех преследовал раненого Биргера. После того как пала высокая ставка, подсеченная молодцом Саввою, дрогнули свей, но еще долго пытались переломить ход битвы. Утро совсем уже встало над окрестностями ижорского устья, полностью вошло в свои права. Быстро, как кровь из широкой раны, текло время. Благо, что на левом крыле конная рать Луготинца, Юряты, Ратибора и Романа продолжала сдерживать натиск свеев со стороны большого села, именуемого по-русски Усть-Ижорою, а по местному наречию — язык сломаешь. Гаврило на своем сером сарацинском скакуне Прузике старался все время быть вблизи Александра, любуясь доблестью князя, не уходившего с поля битвы, хотя после того, как он поставил печать свою на лице Биргера, мог бы Ярославич и в стороне побыть, поберечь себя для вящего успеха побоища. Но Александр, не слушая советов ближних своих, оставался в гуще сражения, продолжая подвергать свою жизнь смертельной опасности, ибо озлобленные на него свей алкали отомстить за поруганную честь Биргера. Однажды они столь решительно насели, что едва не взяли князя в плотное кольцо. Новгородский оруженосец Александра, прославленный певец и красавец Ратмир, дважды терял под собою коней и бился пешим порядком. Весь израненный, он истекал кровью.

http://azbyka.ru/fiction/nevskaya-bitva-...

Внутри храма сохранилось не мало священных памятников церковной старины XVII в. В храме три престола, как это было и в деревянной церкви: главный в честь Воскресения Христова, в приделах во имя Архангела Михаила и св. Николая чудотворца. Престолы ныне расположены в ряд, но так ли было и прежде, до переделки иконостаса, не известно. Над главным престолом устроена сень; жертвенники помещаются в нишах алтарных стен, над ними устроено нечто вроде сени. Иконостас и царские двери в храме относительно новые, устроены в 1835 году, но иконы в иконостасах почти все оставлены древние. По правую сторону царских врат находится древняя икона Воскресения Христова в новой серебряной вызолоченной ризе; по левую сторону Иверская икона Божией Матери, риза из золотого глазета, низана жемчугом, бирюзой и драгоценными камнями, венец серебряный. Икона эта устроена в 1815 г. Далее в нижнем ярусе иконостаса помещены две древние иконы Смоленской Божией Матери и Введение во храм Пресвятой Богородицы. На этих иконах только ризы позднейшего времени. В следующих ярусах иконостаса размещены также древние иконы. Кроме того по разным местам храма находятся различные старинные иконы. От прежнего времени сохранились в церкви также следующие священные предметы: 1) Напрестольное Евангелие в серебряном окладе с надписью: " Лета 7154 (1646) приложил сие Евангелие на престол в церковь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа в Муроме в девич монастырь гостиной сотни торговый человек Гаврило Семенов сын Черкасов по своих родителях и по своей душе в вечный помин " , 2) сребро - позлащенные сосуды; на потире внизу надпись: " Лета 7158 (1650) приложены сии сосуды в церковь Воскресению Христову гостиной сотни Матвей Черкасов с братьями по своих родителях " , 3) серебряные сосуды с надписью: " 1730 г. сии сосуды Георгиевского монастыря монахини - схимницы Александры Климонтовны " , 4) два серебряных кадила; на первом надпись: " Лета 7156 сие кадило приложил гостиной сотни Гаврило Семенов сын Черкасов в дом Воскресения Христова и св. Пречистыя Богородицы Честнаго и Славнаго Ея Введения и Николаю Чудотворцу и Архангелам Михаилу и Гавриилу " ; на втором вычеканено: " Мур. Воскресенскаго дев. монастыря " , 5) два напрестольных креста серебряных, в одном частицы св. мощей, 6) воздухи, шитые монахинями прежде бывшего здесь монастыря; на них вышиты херувимы, Агнец Божий, Распятие И. Христа.

http://sobory.ru/article/?object=05785

Г. был главой делегации СПЦ на юбилейных торжествах по поводу 500-летия автокефалии РПЦ и на совещании предстоятелей и представителей автокефальных правосл. Церквей, проходивших в Москве 8-17 июля 1948 г. На совещании выступил с предложением, чтобы «все Православные автокефальные Церкви производили реформы в братском взаимном согласии, одновременно и в одинаковом объеме, чтобы по отношению ко всем инославным христианским Церквам они выступали как одно целое по всем вопросам вероучения и сотрудничества» (Празднование 500-летия автокефалии РПЦ//ЖМП. 1948. Спец. вып. С. 66). В переговорах Г. с Патриархом Московским Алексием I была достигнута договоренность об открытии подворья СПЦ в Москве, в храме Петра и Павла у Яузских ворот. Г. внимательно относился к рус. эмигрантам в Сербии, оказывал материальную помощь, предоставил возможность рус. приходам служить по своим уставам. Осуждал стремления рус. диаспоры к отделению от Матери-Церкви и Карловацкий раскол. Похоронен у юж. стены притвора кафедрального собора во имя арх. Михаила в Белграде. Соч.: Око преноса kocmujy//ЛетМС. 1925. 1. С. 51-53; Горско bujehцa 1847-1947: Спом. у изд. Гласника СПЦ. Београд, 1947. С. 2-6; српског народног покрета у Bojboдuhu (1848-1948): Спом. у изд. Гласника СПЦ. Београд, 1948. С. 95-96; Мемоари Nampujapxa српског Гаврила. Париз, 1974. Београд, 1990; Прилог за hobujy ucmopujю српске царске Лавре Хилендара// Сава Хиландарац. Ucmopuja ман-ра Хиландара: Успомена на Београд, 1997. Лит.: Владимир еп. Светост Архиеп. Митр. београдско-карловачки и Патр. српски [Гаврило]//Гласник СПЦ. 1950. С. 2-3; С. М. Над смртним одром блаженопочившег патр. српског Гаврила V//Там же. С. 64-71; Сокаль И. , прот. Патр. Сербский Гавриил: Некролог//ЖМП. 1950. 5. С. 22-25; патр. Гаврила и Српске правосл. Цркве у испред и за време 27 марта 1941 г. и у току рата: Поводом од смрти nampujapxa Гаврила. Београд, 1980; М. Животно дело Патр. Српског Гаврила. Париз, 1983; Р. Повратак патр. Гаврила//Ucmopuja ХХ в. 1995. С. 95-109; Српска Црква у Другом светском рату: Из Архива Св. Apxujepejckor Синода Српске Правосл. Цркве. Београд, 1990-1991; Разговор Патр. Гаврила са кн. Павлом 23 марта 1941 г. у Белом двору: Време прошло - време весник. 1992. 1/4. С. 35-40; В. Мучеништво Српског Патр. Кральево, 1997; Д. Српска Православна Црква и нова власт: 1944-1950. е. а., 1998; А. Кратка ucmopuja мumponoлuje Црногорско-приморске (1219-1999). Цетинье, 1999. С. 52-53, 61-62, 64; Патр. Гаврило и доба. 2000; В. Летопис Српске Правосл. Цркве 1946-1958. Београд, 2000-2001. Т. 1-3; Св. Владика Hukoлaj Охридски и Жички. 2003; Еринич Б. Серб. правосл. Церковь во время патриаршества патр. Варнавы (Росича) 1930-1937 гг. и конкордатский кризис: Диплом. работа/СПбДА. СПб., 2003. Ркп.

http://pravenc.ru/text/161343.html

Согласно переписной книге крестьян дворцовых земель Боярской пятины Ярополческой волости Владимирского уезда 1645 года в Галкино было 20 крестьянских дворов, в одном из которых проживал «Филатка Андреев с сыном Ивашкою». В ландратской переписной книге крестьян д. Галкино дворцовой Ярополческой волости Боярской пятины 1705 года записано: «Гаврило Иванов 28 лет, у него жена Маланья Васильевна 32 лет, дочь Авдотья 2 лет. У него брат Максим Иванов взят в солдаты в 1700 году». Далекие предки Шмыровых переехали в деревню Большое Высоково в начале XVIIIbeka. Причина переезда неизвестна. Следует сказать, что в это время дворцовые крестьяне очень часто переселялись из одной деревни в другую. К сожалению, в архивах не сохранились материалы переписи 1678 года и материалы первой ревизии 1721 года крестьян Боярской пятины дворцовых земель Ярополческой волости. Согласно второй ревизии крестьян деревни Высоково 1745 года Гаврилу Иванову было – 70 лет, его детям Алексею – 27, Якову – 29, Федору – 6, Сергею – 36. В третьей ревизии (1763) крестьян деревни Большое Высоково записано: «Гаврило Иванов (умер в 1762 году), его дети: Алексей 46 лет, Яков 48 лет, Федор 28 лет, Сергей 55 лет». В дальнейшей вся история семьи Шмыровых будет связана с деревней Большое Высоково. Вязниковский район и в настоящее время в значительной степени покрыт болотами и лесами, а в старину это, несомненно, была сплошная лесная глушь, среди которой небольшие поселения стояли как бы отдельными островками. У поселенцев на бедной почве от хлебопашества урожай был небольшой, и, чтобы выжить, им приходилось обращаться к другим занятиям. Это было бортничество (сбор меда), рыболовство, охота, мелкая торговля. В начале XVIII столетия предки Шмыровых, проживавшие в деревне Большое Высоково, были приписаны к церкви Воскресенского погоста (ныне поселок Галкино). Исторические источники говорят, что здесь, в Воскресенском погосте, прежде существовал Тетрухинский женский монастырь, упраздненный в 1764 году. Приход был довольно многолюдным.

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/30/...

Сего сентября 24 дня, в предложенном, во оном его архиерейском казенном приказе, за рукою твоею с братией, да Новоладожских бурмистров – Александра Якушева, Евтропа Артемьева и протчих купецких людей, челобитью, объявлено, что де при той соборной церкви Николая Чудотворца при теплой трапезе, предел во имя Рождества Пресвятой Богородицы построен внутри прежнего каменного здания в трапезе и ко освящению совсем в готовности, точию без указа его преосвященства и без данного освященного антиминса, освятить ты протопоп с братией опасны, и требовали, чтобы указом его преосвященства повелено было оной, новопостроенной в той трапезе придел, во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освятить и на то освящение выдать из домовой казны антиминс и о том учинить определение и сегож сентября 25-го дня, по его преосвященства, архиепископа, указу, и по определению вышеупоминаемого казенного приказа, велено, приняв надлежащие пошлины, выдать антиминс с роспиской и, о освящении оного придела послать к тебе протопопу указ и тебе по получении сего преосвященного архиепископа указу, вышеозначенный придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы освятить по церковному чиноположению и по новоисправленному требнику, на отправленном при сем указе, освященном антиминсе, со диаконом соборне, а как оной придел освящен будет, о том, для известия, в его архиерейский казенный приказ, отрепортовать доношением, которое прислав, велеть подать в оном казенном приказе домовому эконому монаху Герасиму сентября в 26 день 1733 г. секретарь Иван Верещагин. Пошлины по указу взяты. Канцелярист Иван Ключарев. Новгородской губернии секретарь Гаврило Родионов. 2. Выписка из плана Сароцкой пустоши 91. Копия. Геометрический специальный план Новоладожского уезду, Обонежской Пятины, Воскресенского Масельгского погоста Сарабской пустыни Писцовой церковной земли церкви живоначальной Троицы владение той Пустыни священноцерковнослужителей, межевания, учиненного в 1785 году июня 20-го дня, землемером подпорудчиком Ильей Чаплиным, а внутри того владения обмежеванного одною окружною от всех смежных владельцев межею, по исчислению, земли состоит: Пашни 5 дес.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

24 (по преж. кат. 68). Евангелие недельное пергам. в лист, в два столбца, писано уставом, разными руками, 1357 г. 178 л. Пергамен низшей доброты, с большими недостатками; во многих местах разодранные листы сшиты. Письмо, особенно под конец, плохое, начальные буквы узловатые и сделаны не искусно. Заставки и, на об. 27 л. перед чтениями от Матфея, изображения четырёх Евангелистов также грубы. Составные части рукописи теже, какие и в предыдущих списках; после недели сыропустной, перед Евангелиями Великого поста, л. 115., пишутся указания Евангелий воскресных и гласов. За воскресными утренними Евангелиями следует месяцеслов; чтений на нарочитые случав нет. Счёт недель в чтениях от Матфея, равно и Евангелия в простые дни 16 недели, согласны с порядком 22 рукописи. Список писан без надлежащего внимания: в среду светлой седмицы, после Ин. 1:49 . по причине тождества начальных слов, написано из Евангелия в четверток Ин. с 3:3. до конца зачала, что самое в Евангелии четвертка снова повторено. В понедельник 4 недели от Иоанна написано Евангелие вторничное, и на оборот. В понедельник страстной недели Евангелие на литургии написано прежде утреннего. Также, как в Остромировом списке, в великий четверток сперва написано Евангелие на мовее ногамъ, и по мовеньи (Ин. зачало 44 и 45), потом на литургии (Мф. зач. 107–110. со внесением Ин. зач. 44 и 45). На об. последнего листа приписка: В л г. инди. крга слного. г. е мца февра. кв. на пам. стсо. ца фонась. написано стое еуе. въ гра. в гали. при кнженьи велико кнз. ивана иванови. ркою гршного фофана. же бду ие в коемь мст. исправ ба д. тите. а не кленте. На л. 27. лта зо певаго да гаврило мавие в снъ рылиевъ на престо никол чюдотворцю в боско лг сгоженц повёские земли. Юсов и древних полугласных ъ и ь нет, только ь на конце иногда заменяется ъ; вместо чистых е и пишется часто и , и вместо первой, особенно под конец, употребляется ещё отличное от обыкновенного написания е с двумя точками встречавшееся, хотя весьма редко, и в предшествующих списках. Две точки, иногда одна, ставятся над всеми вообще гласными. Пишется: л. 60 об. дчере, Ин. 1:48 . л. 3. об. даже вм. даже; Мф. 7:19 . л. 28 об. же вм. еже, д. 29. то вм. тъ (т. с. той); Лк. 24:30. 33 . л. 3. преломле, совкплещас; Мк. 7:26 . л. 60 об. молшеть (вм. моляше); Ин. 13:2 . л. 133. дьвол ждь ложьшю; в месяцеслове Февр. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

12. Исихазм в Сербии Исихазм у сербов В современном понимании, исихастская традиция ведет свое начало от древних отцов-анахоретов; и в согласии с таким пониманием, первыми исихастами в Сербии мы можем считать наших первых известных подвижников – отшельников: Гаврило Лесновского, Иоакима Осоговского, Прохора Пчиньского, Петра Коришкого и др.. По пути исихазма пошел уже сам святой Савва Сербский (1169–1237), выпестованный Афоном, теснейше связанный с ним и учредивший Сербскую Церковь (независимую архиепископию) в 1219 г. на исихастских основаниях. О его твердой исихастской ориентации свидетельствуют и Карейская исихастирия 117 и постоянные обращения к Афону, и все его духовные и жизненные принципы. В последующий период жития сербских святителей и службы им пронизаны духом исихазма. Когда при царе Душане Афон вошел в состав государства сербского, афонская духовность, являющаяся выражением исихазма, играла определяющую роль в Сербии. Однако периодом наивысшего расцвета исихастской духовности в Сербии было правление князя Лазаря (1371–1389). Этому особенно способствовала деятельность князя Лазаря по примирению Сербской и Византийской Церквей. При посредничестве афонской делегации, во главе которой стоял исихаст Исайя, это примирение произошло в Константинополе и было обнародовано в городе Призрен в 1375 г. В том же году в Сербию приходят первые монахи – исихасты из круга учеников преподобного Григория Синаита в обители Парория, бывшей важнейшим очагом исихастской традиции. Наиболее известными из них стали Ромило (Ромыл) 118 и Григорий. Пути, по которым исихасты попадали в Сербию, перекрещивались в моравских 119 землях, куда князь Лазарь перенес государственные и духовные центры. С прибытием исихастов, в сербском монашестве традиция киновийного устроения монашеского жительства начала соединяться с устроением отшельническим. Первый очаг подобного устроения образовался, когда местом подвига св. Ромила стала Раваница; вскоре аналогичные центры начинают возникать и в Лазарице, Ждреле, Новой Павлице, Любостине, Ресаве и других монастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В ряде случаев среди имен, фамилий и прозвищ, расположенных в алфавитном порядке, читатель не встретит некоторые фамилии (например: Вельяминовы, Волконские, Курбские, Шуйские и др.), однако в аннотациях к другим именам, прозвищам и фамилиям они упоминаются. Редакция не сочла возможным вносить эти фамилии в алфавит. При работе с книгой следует иметь в виду некоторые свойственные ее автору особенности. С. Б. Веселовский нередко употребляет устаревшую, принятую в буржуазной историографии терминологию («Смутное время», Подмосковное ополчение и т. д.), а также выражения, взятые из старинных памятников (торговый москвич, новик, литвин, немчин, судный муж, цесарский посол, сведенец из Казани, дом св. Софии, служил по Рыльску и т. д.), разные формы написания имен и отчеств (Даниил-Данило-Данила, Гавриил-Гаврило-Гаврила, Иванович-Иванов и др.). При географических приурочениях автор употребляет названия административно-территориальных единиц то XVII в. (уезды), то XIX – начала XX в. (губернии), то современные названия (области). При указаниях на время бытования тех или иных фамилий, прозвищ и имен иногда имеет место сознательное нарушение хронологии. Это вызвано тем, что сведения, посвященные тому или иному прозвищу, относятся к более позднему времени, чем сведения, относящиеся к производной от него фамилии (например: «Глазун, Глазуновы: кн. Петр Андреевич Глазун Волконский; Григорий Андреевич Глазун Плещеев, середина XVI в.; Гридя Глазунов, крестьянин, 1495 г., Новгород; Мишура Иванович Глазунов, 1578 г., Москва»; «Рубель, Рублев: Никифор Рубель, крестьянин, 1495 г., Новгород; Андрей Рублев, знаменитый иконописец, первая половина XV в.»; «Караул, Караулов: Караул Рудин сын Архаров, 1556 г., Кашира; Степан Караул, 1594 г., Новгород; Григорий Черемисин Караулов, третья четверть XV в., Владимир; Иван Семенович Караулов, наместник в Вятке, 1525 г.; Андрей Семенович, писец Романова и Пошехонья, 1541 г... Некоторые фамилии имеют разное написание в источниках (Шерефединов-Шеремединов-Серефядинов и т. д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

При помощи этих двух учительных людей преосвященный Вениамин и решил основать «училища латинские», а именно: «латинские училища» в Воронеже, под ведением Стасевича, и «славяно-латинские школы» в Острогожске, под ведением архимандрита Лазаря Богославского. Но преосвященный Вениамин скончался 28 марта 1743 года, пробыв на Воронежской кафедре около трех месяцев, а вместе с тем остановилось и заведение латинских училищ. Семинария была открыта уже при новом Воронежском епископе Феофилакте, да и то вследствие доноса вызванного в учители и остававшегося не у дел архимандрита Лазаря Богославского в Св. Синод о том, что в Воронежской епархии не имеется никаких школ. Архимандрит Богославский перемещен в настоятели Севского Николаевского монастыря, а учителем в новооткрытую семинарию назначен был прежний учитель иеромонах Порфирий Крестопольский; но последний по старости оказался неспособным к учительству и в том же году определен игуменом Семилуцкого Преображенского монастыря, где и скончался 27 ноября 1745 года. Тогда нанят был, по контракту, учителем в новоучрежденную школу Лукиян Стасевич, тоже проживавший без дела в Воронеже по кончине преосвященного Вениамина 573 ). Стасевич в несколько лет прошел с учениками все классы до реторики включительно 574 ). В 1748 году ему дан был в помощники ученик Харьковского коллегиума Феодор Оранский, который в том же году становится «настоящим учителем», тогда как Стасевичу велено приискать праздное поповское или диаконское место. Оранский умер в 1749 году, и на его место назнячен был малоросс Гаврило Винецкий, зачисленный в учители еще в 1747 году; но в сентябре 1749 года и этот учитель был отрешен от должности и вступил в военную службу. Тогда пришлось снова определить в учители Лукьяна Стасевича, который, уже в сане священника, и проходил эту должность до 1755 года, получив в ноябре 1751 года в помощники себе Киевского студента Бухартовского. Последний с 1755 года сделался главным учителем семинарии и был определен в священники к Благовещенскому собору 575 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010