Некоторые исследователи Ветхого Завета связывали серафимов со змеями: « И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых » ( Чис.21:6 ); « Который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды » ( Втор.8:15 ). Серафимы воспринимались как змеи, вероятно, из-за того, что древнееврейское слово «сараф» в значении «жечь» может происходить от способности змей жалить своих жертв ядом. Но это мнение не имеет общего признания. Определение серафимов как небесных воинств (составной части небесного воинства) подтверждается через сравнение с 3 книгой Царств 22:19: « И сказал Михей: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его » . Согласно Книге пророка Исаии, серафимы тесно связаны с Богом. Серафимы в святоотеческой традиции В христианской письменности серафимов принято считать наиболее приближенными к Богу среди всех ангельских сил. В сочинении «О небесной иерархии», приписываемом Дионисию Ареопагиту, серафимы принадлежат к первой триаде первого ангельского чина. По словам автора, само наименование серафимов указывает на их «непрестанное и всегдашнее стремление к Божественному, их горячность и быстроту» 2 , что соотносится с их описанием в Ис. 6 . Иоанн Златоуст в сочинении «Против аномеев» обращает внимание на то, что, несмотря на свою близость к божественному престолу, серафимы вынужденно «ограждаются крылами» и «отвращают очи свои», поскольку не способны вынести «даже снисхождения Божии» 3 . При этом святой считает, что их непрестанные восхваления Господа со страхом и трепетом могут служить примером для христианина. Сам эпизод с видением пророка Исайи в патристике имеет различные толкования. Одним из наиболее распространенных мнений среди святых отцов является то, что хвалебные песнопения серафимов указывают на троичность ипостасей Бога. Подобным образом, к примеру, это трактуется Феодоритом Кирским . Он подчеркивает, что троекратное восклицание ими формулы «Свят» говорит о Святой Троице: «воспевают же вечную Божественную природу серафимы как наполняющую не только небо, но и всю землю своей славой» 4 . Подобную точку зрения разделяет и Амвросий Медиоланский 5 . Серафимы не произносят слово «Свят» один раз, дабы исключить понимание слушателями, будто в Едином Боге усматривается только одно Лицо (а не три). Не используют они и множественное число «Святы».

http://azbyka.ru/serafimy

Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры». Но в нынешнем магическом материализме не отношение человека к скверне рождает грех, а сам «заговоренный» предмет оказывается и скверной, и излучателем, радиирующим грех вокруг себя и чуть ли не навязывающим его всем проходящим. Но нет в Писании призывов: «Бойтесь идолов!». Есть призывы: «Бойтесь поклоняться идолам!». Бойтесь раскрывать свое сознание языческим практикам и падшим духам. У Отцов есть ясный совет: бояться христианину нужно лишь двух вещей — Бога и греха . Но в современных апокрифах открывается еще один источник страха: «В этой жизни бойтесь колдунов и колдовства» «Приносили и заведомо испорченные колдунами наговоренные продукты. Случалось, съешь что-нибудь из принесенного без матушкиного благословения и не знаешь, куда после этого деваться от боли — в животе так и крутит! Но стоило лишь испить матушкиной водицы и растереться ее маслицем, как все сразу проходило. Поэтому она и старалась предупредить: «Истопи молочко, что принесла эта женщина. Если оно не порчено, то крови не будет, а если порчено, внизу будет кровь»» «О чем же рассказывает Царица Небесная схимонахине Макарии? Когда-то Она ее наставляет: «Кто тебя не слушает, ты с тем не разговаривай. Тебе, матушка, нельзя «темных» людей брать в дом, они на тебя темноту наведут»» «Портят того, – говорила схимонахиня, – кто им мешает. Вот я мешаю колдунам, они меня и портят. Я век буду страдать. Я же на кресте, у Господа Бога крест такой никто не несет» Странно, что к этим страхам с сочувствием относятся люди, которые вроде бы наизусть должны знать 90-й псалом. Может, из-за того, что в церковном обиходе он читается на церковнославянском языке, от слушающих и читающих его ускользает категорическое утверждение: живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защитимая, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен… Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень… Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится, тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему… на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона ( Пс.90:1-6, 9-10, 13 ).

http://sueverie.net/pochemu-xristiane-ne...

Но в нынешнем магическом материализме не отношение человека к скверне рождает грех, а сам «заговоренный» предмет оказывается и скверной, и излучателем, радиирующим грех вокруг себя и чуть ли не навязывающим его всем проходящим. Но нет в Писании призывов: «Бойтесь идолов!» Есть призывы: «Бойтесь поклоняться идолам!» Бойтесь раскрывать свое сознание языческим практикам и падшим духам. В модном магическом материализме не отношение человека к скверне рождает грех, а сам «заговоренный» предмет оказывается и скверной, и излучателем, радиирующим грех вокруг себя и чуть ли не навязывающим его всем проходящим. Но нет в Писании призывов: «Бойтесь идолов!» Есть призывы: «Бойтесь поклоняться идолам!» Бойтесь раскрывать свое сознание языческим практикам и падшим духам. У отцов есть ясный совет: бояться христианину нужно лишь двух вещей – Бога и греха . Но в современных апокрифах открывается еще один источник страха: «В этой жизни бойтесь колдунов и колдовства» . «Приносили и заведомо испорченные колдунами наговоренные продукты. Случалось, съешь что-нибудь из принесенного без матушкиного благословения и не знаешь, куда после этого деваться от боли – в животе так и крутит! Но стоило лишь испить матушкиной водицы и растереться ее маслицем, как все сразу проходило. Поэтому она и старалась предупредить: „Истопи молочко, что принесла эта женщина. Если оно не порчено, то крови не будет, а если порчено, внизу будет кровь“» . «О чем же рассказывает Царица Небесная схимонахине Макарии? Когда-то Она ее наставляет: „Кто тебя не слушает, ты с тем не разговаривай. Тебе, матушка, нельзя „темных“ людей брать в дом, они на тебя темноту наведут“» . «„Портят того, – говорила схимонахиня, – кто им мешает. Вот я мешаю колдунам, они меня и портят. Я век буду страдать. Я же на кресте, у Господа Бога крест такой никто не несет“» . Странно, что к этим страхам с сочувствием относятся люди, которые вроде бы наизусть должны знать 90-й Псалом. Может, из-за того, что в церковном обиходе он читается на церковно-славянском языке, от слушающих и читающих его ускользает категорическое утверждение: «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: „прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!“ Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен… Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень… Ибо ты сказал : «Господь – упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему… на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс. 90, 1-13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

«Но возвратимся к апостолу, (§ XXIV): О, Тимофей! говорит апостол, храни залог, отвращаясь негодного пустословия. 46 Отвращайся, говорит он, как от ехидны, как от скорпиона, как от василиска, опасаясь, чтобы они не только не коснулись тебя, но чтобы не видели тебя и чтобы не достигало до тебя их дыхание. Что означает, отвращайся? С такими, (людьми) даже и не есть вместе (Кор.5:11). Что означает еще отвращайся? Кто приходит к вам, и не приносит сего учения; того не принимайте в дом и не приветствуйте его ( 2Ин.10 ). Какого же учения, как не учения католического и вселенского, остающегося единым и тем же через все века, посредством чистого предания истины, и которое должно продолжаться через все века, никогда не оканчиваясь? Итак, что же необходимо делать с тем, кто не являет этой истины? Не принимайте его в свой дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его». «Апостол присовокупляет: негодного пустословия, то есть, не имеющего ничего святого, ничего религиозного, всецело чуждого скинии Церкви, которая есть храм Божий. Негодного пустословия, или нечестивых словесных новшеств, то есть, догматов, предметов, мнений, противоположных древним, старине. Когда принимают эти новшества, то по необходимости вера св. отцов нарушается всецело или в значительной степени; тогда необходимо сказать, что все верующие всех возрастов, все святые, все чистые и воздержные люди, все клирики, священники и епископы, тысячи исповедников, великое воинство мучеников, толикие города, толикие народонаселения – столь славные и столь многочисленные, толикие острова, провинции, цари, народы, царства, нации, наконец, вся вселенная, соединенная с Иисусом Христом посредством католической веры, пребывали в неведении, заблуждались, богохульствовали, не знали того, во что должны были веровать. Отвращайся, говорит апостол, нечестивых словесных новшеств, то есть, таких, которых католики никогда не принимали, которым никогда не следовали; они составляют собственность еретиков. В самом деле, каких только не было ересей, возникавших под известным названием, в известных местах и в известные времена? Кто основал ереси, как не тот, кто, прежде всего, отверг учение древнее, вселенское и единодушное католической церкви»?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Но Господь возгремел в тот день сильным громом над Филистимлянами и навел на них ужас, и они были поражены перед Израилем. И выступили Израильтяне из Массифы, и преследовали Филистимлян, и поражали их. И усмирены были Филистимляне, и не стали более ходить в пределы Израилевы, и была рука Господня на Филистимлянах. И возвращены были Израилю города, которые взяли у него Филистимляне, и пределы свои освободил Израиль из рук Филистимлян ( 1Цар.7:2–14 ). Итак, это повествование показало нам, братие, что для того чтобы избавиться от врагов, нужно не одно только общее наше ополчение на них, но и раскаяние в наших грехах, заглаждение их добрыми делами, мольба к Богу о помиловании, а наконец, просьба и к святым мужам о том, чтобы и они помолились за нас. Если же все это так должно быть при нашествии врагов, то так поступать при них и будем. Подобно Израильтянам, обратимся всем сердцем к Господу и станем служить Ему Одному, выкинем из сердца скверных богов пороков и беззаконий и чистосердечное покаяние Господу принесем, вопль о помиловании вознесем к Нему и попросим молитв перед Ним и у благочестивых живущих с нами. И когда поступим так, тогда, без сомнения, можем надеяться и на помилование от Господа, и на спасение Им нас от врагов. Почему? Да потому, что тогда Господь будет с нами, а мы с Ним. С Господом же безопасно везде, и никакие враги не могут быть страшны человеку. «Если я пойду и долиною смертной тени, – говорит Пророк, – не убоюсь зла, потому что Ты со мной» ( Пс.22 ). «На аспида и василиска, – говорит еще о человеке, пребывающем с Господом, – наступишь; попирать будешь льва и дракона» ( Пс.90 ). «Близок Господь, – продолжает, – ко всем призывающим Его в истине, желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их; хранит Господь всех любящих Его» ( Пс.144:18–20 ). Будем же помнить все это и при нашествии врагов будем укрепляться, по Апостолу, «Господом и могуществом силы Его» ( Еф.6:10 ). Аминь. 21-й день 377. К молодым инокам о пользе от чтения душеспасительных книг (Из жизни преподобного Авраамия Смоленского. Чет. Мин. авг. 21) Вы знаете, молодые иноки, что монашескими правилами вы обязываетесь для спасения души своей, кроме молитвы, богомыслия и труда телесного, прилежать еще чтению душеполезных указанных известным уставом книг, и чтению таковых по уставу, разумеется, и прилежите. Но как думаете, будет вам какая-нибудь польза от чтения этих книг или нет? Что вы ответите нам на это, мы не знаем, но со своей стороны вполне убеждены в том, что польза от чтения душеспасительных книг может быть не только вам, читающим эти книги, но через вас и другим. На это вы, может быть, возразите: откуда же видно сие? На последнее ваше возражение мы вам дадим ответ в примере.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Но здесь снова молю вас всеми святыми Апостольской Церкви: поймите сатанинское коварство еретиков и опасность расставленных ими злокозненных сетей. Сатана, искушающий Христа, Бога нашего, не полностью приводит слова Священного Писания. Говоря о Христе: Ангелам Своим заповедает Он о тебе, охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнется о камень нога твоя ( Пс. 90 , 11–12), он умалчивает о последующих словах: На аспида и василиска наступишь, и попирать будешь льва и змея ( Пс. 90 , 13). Но почему он умалчивает о последующих словах? Потому, что они ему не нравятся. И потому, что если бы он привел и последующий текст, то самого себя подставил бы под удар. Берут пример со своего отца и сыны его, супостаты Святой Церкви, частично приводящие текст из Священного Писания, но частично и умалчивающие о нем. Так, те, кто отвергает призывание святых, также приводят Писание не полностью: един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус ( 1Тим. 2, 5 ). Но что следует за этими словами? Дальше идут такие слова: предавший Себя для искупления всех ( 1Тим. 2, 6 ). Но почему противники замалчивают их? Потому, что этими словами подтверждается наш Православный Догмат. И мы, следовательно, веруем и исповедуем, что один только Господь Христос Посредник между Богом и людьми, который Себя Самого отдал ради избавления всех. А святых мы призываем не как наших избавителей, а как молитвенников за нас. Так и те, кто отвергает святые иконы, приводят Святое Писание не полностью. Они приводят слова: Не делай себе кумира и никакого изображения ( Исх.20:4 ), но замалчивают слова, предваряющие их: Я Господь, Бог твой (...), да не будет у тебя других богов пред лицем Моим ( Исх. 20, 2–3 ). Но почему замалчиваются предваряющие слова? Потому, что этими словами заграждаются их еретические уста. Потому, что в предваряющих словах говорится о том, что богов (кроме единого Бога) иметь не должно. Но мы не боготворим иконы святых и не почитаем их, как богов. Более того, такие безумцы предаются анафеме. Решением Святого Вселенского Седьмого Собора боготворящим святые иконы – анафема.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Но мужественный подвижник бесстрашно шел вперед, имея убежищем Самого Всевышнего. Смеясь над врагом, он говорил ему: " Ты не скрылся от меня, злой обманщик, стараясь внушить мне разные нечестивые чувства и мысли, ты с самого начала придумываешь всякого рода зло для рода человеческого и, будучи всегда злым, не перестаешь вредить. Но какой у тебя подходящий вид! Само то обстоятельство, что ты уподобляешься виду зверей и пресмыкающихся, свидетельствует о коварности, зверстве, зловредности твоего образа мыслей. Но зачем ты берешься за недостижимое, жалкий? С тех пор, как я узнал, что это есть замыслы и страшилища твоего злого ума, я нисколько не забочусь о тебе, ибо Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих (Пс.117:7) и: На аспида и василиска наступлю; попирать буду льва и дракона, подкрепляемый Христом (Пс.90:13) и Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои, да возвратятся и постыдятся мгновенно (Пс.6:11). Говоря так, он осенял себя знамением Христа - непобедимым оружием против всяких происков диавола. Тотчас же все звери и гады исчезали с быстротою исчезновения дыма, с быстротою таяния воска от близости огня. Отогнавший же силою Христовой шел дальше, восхваляя и благодаря Господа. Но в этой пустыне было много подлинных диких зверей и разного рода змей, с которыми он встречался, так что путь затруднялся нового рода препятствиями и опасностями. Но св. юноша своими духовными силами побеждал одинаково и то, и другое. При множестве таких разнообразных бедствий, спустя довольно долгое время, достиг он пустыни Сенаарской, в которой подвизался Варлаам. Здесь он нашел воду и утолил жгучую жажду. Свидание и жизнь Иоасафа с преподобным Варлаамом Целых два года скитался Иоасаф по пустыне, разыскивая Варлаама и не находя его; за все это время он выказывал замечательную твердость в вере в Бога и мужество души. Проводя все время на воздухе под открытым небом, он много терпел от холода и зноя, ища, как какое-нибудь драгоценнейшее сокровище, достойного старца. В течение своего пути ему пришлось выдержать множество искушений и напастей от диавола; затем приходилось терпеть от недостатка тех растений, которые он употреблял в пищу, ибо та сухая пустыня даже их скудно производила.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

Но так как они и после этого не хотели возвратиться, то магистриан сказал им: — Клянусь здравием царей моих, что, если вы не вернетесь, то я свяжу вас всех и отведу к правителю. Но когда они не послушали и его слов, тогда магистриан с воинами начал бить их и едва мог отогнать их от святого. Будучи веден таким образом, святой мужественно переносил тяжесть железных вериг и доблестно терпел боль в ногах, пронзенных во многих местах острыми гвоздями, которыми усеяны были медные сапоги, и путь его обагрялся кровью. Сам же он с радостью воспевал: — «Если ополчится на меня полк, не убоится сердце мое» (Пс.26:3), потому что Ты, Христос Господь, со мною. Многое и другое вещал святой, обращаясь к Господу в пении и молитве. Магистриан же и бывшие с ним, видя мученика легко идущим, несмотря на то, что ноги его были обуты в сапоги с гвоздями, весьма удивлялись; но со святым мучеником был Господь, облегчавший его страдания. Когда они достигли селения, называемого Дакозария, магистриан и воины захотели отдохнуть, потому что было жарко и наступил полдень. Владетельница того селения, вдова, по имени Трояна, увидав пришедшего с воинами магистриана, просила их войти в ее дом вкусить пищи; всего было их человек сорок. Когда они вошли, она все устроила для них. Итак, они ели, пили и веселились, а святого мученика Василиска, со связанными назад руками, привязали к сухому дубу, росшему около ворот ее дома. К святому собралось множество народа, мужчин и женщин, а также детей. Видя его заключенным в тяжкие оковы и привязанным на припеке солнца, а также видя кровь, текшую из его ног, они умилялись и выражали ему соболезнование. Святой же молился Богу, взывая: «Господи, посети меня, как ты посетил Иосифа в темнице (Быт.41), Даниила во рве львином (Дан.6), трех отроков в пещи вавилонской (Дан.3). И как Ты явил милость Сусанне (Дан.13), подвергшейся напасти от лукавых старцев, вывел Петра из темницы (Деян.5:17–20), а Феклу защитил от поругания так и на мне, смиренном и недостойном рабе Твоем покажи дивную Твою милость и яви чудеса Твои во славу Твоего пресвятого имени!»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

носить его. Итак, ангелы не только защищают, но и руководят верующих, чтобы они не преткнулись. Так Бог повелел, чтобы вышние силы служили пребывающему долу по причине достоинства образа, которым облечен этот последний. Разумей также под ангелами богоносных мужей, которые имеют видение о Боге, охраняют и руководят нас во всех путях, т.е. в жизни, дабы мы не преткнулись о камень претыкания и камень соблазна. А что Бог поставил для нас ангелами тех, ко­торые Его познали и возвещают о Нем, об этом послушай, как говорит Малахия: «уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» ( Мал.2:7 ). «На аспида и василиска наступишь, и попирать будешь льва и змея» ( Пс.90:13 ). Настоящими словами пророк указывает на злые силы, среди кото­рых пребывает, как бы среди пресмыкающихся, сын злобы. По­этому и Господь говорил: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» ( Лк.10:19 ). Поэтому тот, кто попирает гнев, попирает льва, потому что этот зверь отличается яростью. Потому и Соломон говорит: «гроза царя – как бы рев льва» ( Притч.20:2 ). Равным образом тот, кто попирает удоволь­ствие и всякое другое нечестие, попирает аспида, василиска и дракона, потому что плотские удовольствия и всякое нечестие в жизни справедливо сравниваются с гадами, пресмыкающимися по земле. Но в под­линном смысле попирает василиска тот, кто попирает зависть, по­скольку она царствует ( βασιλεοντα) в нечестии, а также и потому, что василиск имеет в глазу яд, как это говорится и о людях завистливых. «Так как он на Мен я уповал, то Я избавлю его, покрою его, ибо он познал имя Мое» ( Пс.90:14 ). Так как псалмопевец высказал нечто великое и почти невероятное, сказав, что такие злые и мощные силы, даже сравниваемые со львом, драконом, аспидом и василиском – самыми страшными из зверей, будут попираемы нами, то он представляет теперь Бога, Который подтверждает сказанное и показывает нам неодолимое оружие – надежду на Него, посредством которой мы можем избавиться от врагов, если предадим себя Ему, можем укрыться, так что не потерпим от них никакого вреда, если только познаем имя Божие, т.е., если благоговейно будем почитать Его словом и делом, устами и мыслью, помыслом и делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Однако в Св. Писании нет основания для этого мнения, если не считать основанием то, что антихрист в книге Даниила ( Дан. 11:21 ) назван „презренным”. Источником этого мнения, было убеждение многих отцов Церкви, что дьявол , воздвигая антихриста, и сам антихрист будут стараться обманно подражать Иисусу Христу. В частности отцы учили, что дьявол будет подражать воплощению Сына Божия. Иисус Христос родился от девы, поэтому и дьявол произведёт своё орудие – антихриста также от девы. Но так как он не может произвести его от девы чистой и безмужней, то он устроит дело так, что антихрист родится от девицы, впадшей в блуд, произойдёт от незаконной связи её 94 . Св. отцы 95 учили также, что эта девица будет иудеянка, из колена Данова. Основания этого учения они находили в Св. Писании. Прежде всего – в пророчестве Иакова о Дане, которое Иаков изрёк при благословении своих сыновей: Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадает назад ( Быт. 49:17 ). „Сие пророчество, говорит один из наших противо-раскольнических писателей, я разумею так: путь – земное житие человека, который стремится возвратиться в своё отечество, откуда и вышел, в чертог небесных обителей; конь есть скоротекущий век от сотворения до скончания мира; пята коня – последние дни века сего, за которые змей-антихрист и ухватится зубами своими перед вторым Христовым пришествием” 96 . – Далее, в Апокалипсисе, в 7 главе, при перечислении запечатлённых рабов Бога, упомянуто их по двенадцати тысяч от каждого колена Израилева; но при этом колено Даново совсем не упомянуто и вместо него поставлено в числе двенадцати колен колено Левиино, – не упомянуто колено Даново, как бы не имеющее рабов Бога, думают, потому, что из этого колена произойдёт антихрист. – Третье место Писания, служащее к подтверждению рассматриваемого учения, – слова книги пророка Иеремии: От Дана слышен храп коней его. От громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и потребят землю и всё, что на ней, город и живущих в нём. Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговаривания, и они будут уязвлять вас, – говорит Господь ( Иер. 8:16–17 ). – Наконец приводят ещё пророчество Моисея о Дане, сказанное им при благословении перед своей смертью сынов Израилевых: Дан – молодой лев, который выбегает из Васана ( Втор. 33:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010