Заключительные слова наставления имеют многообразные параллели во всех четырех Евангелиях (ветхозаветный прототип — 1 Цар 8:7), и очевидно, что единое по своей структуре речение сохранялось в нескольких вариантах в устном предании: Кто принимает ( Мф 10:40; 18:5=Мк 9:37=Лк 9:48; Ин 13:20) Слушающий ( Лк 10:16) вас (Мф 10:40; Лк 10:16) кого Я послал (Ин 13:20) одно такое дитя во имяМое (Мф 18:5, ср. Мк 9:37; Лк 9:48) Меняпринимает слушает, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня (см. Мк 9:37 с синоптическими параллелями; Ин 13:20, ср. Ин 12:44–45), отвергающийся вас Меня отвергается, а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня (Лк 10:16, ср. Ин 5:23). Возвращение учеников и благодарение Отцу (10:17–24) Возвратившись к Иисусу, ученики выражают радость и удивление, говоря и бесы повинуются нам о имени Твоем. В рассказе об отправлении Семидесяти не упоминается власть изгонять бесов, но об этом сказано раньше, в связи с отправлением Двенадцати (9:1). Чтобы объяснить ученикам духовный смысл изгнания бесов, Иисус использует широко распространенный в Евангельскую эпоху, укорененный в ВЗ (Ис 14:12) и отраженный в ряде таргумов и апокрифов мотив поражения сатаны и образ молнии как символ падения его с неба на землю, ср. Ин 12:31; Откр 12:7–10,13; 20:1–3,10; Рим 16:20. Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью — под змеями и скорпионами подразумеваются бесы; очевидные параллели в ВЗ — Пс 90:13 в переводе Семидесяти: на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона, а также Быт 3:15 и Ис 11:8. Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах — подразумевается небесная “книга жизни”, содержащая список народа Божиего (Исх 32:32–33; Пс 68:29; Дан 12:1 и в ветхозаветных апокрифах; Флп 4:3; Евр 12:23; Откр 3:5; 13:8; 17:8; 20:12,15; 21:27). Возрадовался духом (во многих древних рукописях: Святым Духом) Иисус — употреблен тот же глагол ‘радовать­ся’, что и в 1:47 (возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем). В основе благодарственного псалма, который начинается словами Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам, лежит ветхозаветное учение о Премудрости Божией.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

И, не желая отречься от Христа, — ты вдруг его утратишь в результате какого-то постороннего прикосновения к тебе или к твоей пище… В этом магическом материализме не отношение человека к скверне рождает грех, а сам “заговоренный” предмет оказывается и скверной, и излучателем, радиирующим грех вокруг себя и чуть ли не навязывающим его всем проходящим. Но нет в Писании призывов: “Бойтесь идолов!” Есть призывы: “Бойтесь поклоняться идолам!” Бойтесь раскрывать свое сознание языческим практикам и падшим духам. У отцов есть ясный совет: бояться христианину нужно лишь двух вещей Бога и греха . Но в современных апокрифах открывается еще один источник страха: “В этой жизни бойтесь колдунов и колдовства” . “Приносили и заведомо испорченные колдунами наговоренные продукты. Случалось, съешь что-нибудь из принесенного без матушкиного благословения и не знаешь, куда после этого деваться от боли в животе так и крутит! Но стоило лишь испить матушкиной водицы и растереться ее маслицем, как все сразу проходило. Поэтому она и старалась предупредить: “Истопи молочко, что принесла эта женщина. Если оно не порчено, то крови не будет, а если порчено, внизу будет кровь . “О чем же рассказывает Царица Небесная схимонахине Макарии? Когда-то Она ее наставляет: Кто тебя не слушает, ты с тем не разговаривай. Тебе, матушка, нельзя “темных” людей брать в дом, они на тебя темноту наведут Портят того, говорила схимонахиня, кто им мешает. Вот я мешаю колдунам, они меня и портят. Я век буду страдать. Я же на кресте, у Господа Бога крест такой никто не несет . Странно, что к этим страхам с сочувствием относятся люди, которые вроде бы наизусть должны знать 90-й Псалом. Может, из-за того, что в церковном обиходе он читается на церковно-славянском языке, от слушающих и читающих его ускользает категорическое утверждение: “Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: “прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!” Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен… Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень… Ибо ты сказал : “Господь упование мое” ; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему… на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона” ( Пс.90:1-13 ).

http://sueverie.net/vtoroe-prishestvie-a...

И различные движения бессловесных животных имеют в себе нечто уподобляющееся человеческим произволениям: лисица показывает в себе людское коварство; змея – ядоносных друзей; ржущий конь – сластолюбивых юношей; деятельный муравей служит к тому, чтобы возбудить ленивого и нерадивого. Ибо, когда человек в праздности проводит юность, тогда вразумляется он бессловесными животными, обличаемый Божественным Писанием, которое говорит: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым» ( Притч. 6:6 ). Смотря, как он заблаговременно заготовляет себе пищу, подражай и ты, и собирай себе плоды добрых дел на будущие веки. И еще: «пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива» ( Притч. 6:8 ), и как она, облетая всякого рода цветы, на пользу себе составляет мед, чтобы и тебе, проходя Божественные Писания, собрать рукояти своего спасения и, насытившись, сказать: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» ( Пс. 118:103 ). 14. Поэтому, не прославления ли паче достоин Художник? Что же? Если не знаешь ты состава всякой вещи, то ужели они напрасно и сотворены? Не в состоянии ты познать действенность всякого былия; не можешь дознать всю пользу, доставляемую каждым животным. Но из самых ядоносных ехидн извлечены противоядия во спасение людям. Ты скажешь: змея ужасна. Но бойся Господа, и не возможет она повредить тебе. Язвителен скорпион. Но бойся Господа, и не уязвит тебя. Кровожаден лев. Но бойся Господа, и он сядет у ног твоих, как у ног Данииловых. Удивляться, подлинно, должно и деятельности животных; почему у одних деятельность их в жалах, как у скорпиона; у других сила в зубах; иные одолевают когтями; у василиска сила во взоре. И из разнообразия созданий уразумевай силу Создателя. 15. Но, может быть, и не знаешь сего: нет тебе дела до животных, которые вне тебя. Войди, наконец, в себя самого и по своему существу уразумей Художника. Что в твоем теле по устройству своему заслуживает порицания? Владей собою, и из всех членов ни один не окажется негодным. В начале Адам и Ева в раю были наги, но не по причине членов они отвержены.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

« Ибо Ангелам Своим Он заповедает о тебе — хранить тебя на всех путях твоих. На руки возьмут тебя, чтобы не преткнулся ты ногою своею о камень » (ст. 11, 12). Итак, прибегающий к Богу становится сыном Божиим; таков смысл настоящих слов. Это выражение диавол применил ко Христу, когда искушая предлагал Ему броситься сверху вниз. Заметь, как и диавол говорит, что Бог заповедает не одному ангелу, а многим охранять все пути того, кто к Нему прибегает, взять его на руки, т. е. носить его. Итак, ангелы не только защищают, но и руководят верующих, чтобы они не преткнулись. Так Бог повелел, чтобы вышние силы служили пребывающему долу по причине достоинства образа, которым облечен этот последний. Разумей также под ангелами богоносных мужей, которые имеют видение о Боге, охраняют и руководят нас во всех путях, т. е. в жизни, дабы мы не преткнулись о камень претыкания и камень соблазна. А что Бог поставил для нас ангелами тех, которые Его познали и возвещают о Нем, об этом послушай, как говорит Малахия: « уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа » (Малах. 2:7). « На аспида и василиска наступишь, и попирать будешь льва и змея » (ст. 13). Настоящими словами пророк указывает на злые силы, среди которых пребывает, как бы среди пресмыкающихся, сын злобы. Поэтому и Господь говорил: « се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью » (Лк. 10:19). Поэтому тот, кто попирает гнев, попирает льва, потому что этот зверь отличается яростью. Потому и Соломон говорит: « гроза царя — как бы рев льва » (Притч. 20:2). Равным образом тот, кто попирает удовольствие и всякое другое нечестие, попирает аспида, василиска и дракона, потому что плотские удовольствия и всякое нечестие в жизни справедливо сравниваются с гадами, пресмыкающимися по земле. Но в подлинном смысле попирает василиска тот, кто попирает зависть, поскольку она царствует (βασιλεοντα) в нечестии, а также и потому, что василиск имеет в глазу яд, как это говорится и о людях завистливых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Ибо Господь наименовал многие обители не по разности мест, но по степени дарования. Как лучами солнца чувственного наслаждается всякий по мере чистоты зрительной силы и впечатления, и как от одного светильника, освещающего один дом, каждый луч бывает различен, между тем как свет не делится на многие светильники, так в будующий век все праведные водворяются неразделено, в единой радости. Но каждый в своей мере озаряется единым мысленным солнцем и по степени достоинства почерпает радость и веселие как бы в одном воздухе и месте, седалище, созерцании и образе. И никто не видит меры и высшего, и низшего, чтобы, смотря на превосходящую благодать другого и на свое лишение, не иметь в этом для себя причины к скорби и беспокойству. Да не будет сего там, где нет ни печали, ни воздыхания, но всякий, по данной ему благодати, в своей мере веселится внутренно, а по внешности у всех одно созерцание и одна радость» 1 . Как ограниченность сама по себе не есть необходимая причина страдания, так и процесс развития ограниченного существа вовсе не должен быть непременно мучителен. Наоборот, мы понимаем, что он должен быть процессом расширения и умножения радости. Это можно наблюдать и в умственной, и в нравственной сфере. Развитие в умственной и усовершенствование в нравственной сфере доставляют наслаждение. Лейбниц говорит, что развитие ограниченного существа непременно идет через ошибки. Пусть так. Но для нас очень легко мыслить, что Провидение может охранять тварей от вредного последствия их ошибок. „Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему. Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею. На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» ( Псал. 90: 10–13 ). К святости человек может идти не от греха, а от невинности; к мудрости он может направляться не от заблуждения, а от незнания. Правда, для нас теперь такой мир здорового духовного развития не представим. Никакие утопии не могут обойтись без теней и горя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Ибо если и почил блаженный Иоанн, но бодрствует истина, ради которой и будет проведено расследование. Когда же скончался великий вселенский учитель, прибыли два епископа и диакон, бывшие с ним в ссылке, в Рим, к папе Иннокентию и рассказали обо всем произошедшем с блаженным Иоанном в ссылке, и как он страдал от сопровождавших его от места к месту солдат, и о народе, спасенном от поклонения солнцу благодаря помощи Божией, произошедшей через него, и об уверовавшем в Бога, а еще – о видении Петра и Иоанна, святых апостолов, и о сказанном ему ими, и о кончине его, и о видении мученика Василиска 1326 , предупредившего его о ней. Папа, услышав об этом, изумился и, одновременно, опечалившись, говорит присутствующим: «Вы видите, какой столп Церкви и светильник веры незаконно изгнали восточные епископы. Что будет с ними в нынешнем веке и что ожидает в будущем? И какое приемлемое оправдание они могут дать Судии в страшный день, когда они предстанут перед непреклонным судейским седалищем Христовым?» Сказав это, он идет к императору Гонорию и возвещает ему все то, что сказали ему клирики, и еще об императрице Евдоксии, как она не оставила памятозлобия, которое имела против Иоанна, вплоть до того времени, когда, наконец, не сделала его явным, низложив Иоанна с епископского престола с помощью тех негодных людей, которые ей в этом помогали, поскольку он изобличил ее в том, что делал, неудержимо похищая деньги и имущество ближних, совершая убийства и многочисленные беззакония. Император, услышав это, сильно опечалился душой, ибо он был весьма благочестив, проводя все время своей жизни в молитве, посте, бдении, чтении Священного Писания, весьма стремясь к спасению души. И, отвечая, он сказал папе: «Вся земля и все море поражены злыми делами этой женщины, ибо по большей части [известия: о них] дошли до моего слуха, и мы, заткнувши уши, отвернулись в отвращении от этого, не желая вовсе слушать таковые порочные слова. И что делать, я не знаю. Ибо я много раз писал о ней моему брату Аркадию, чтобы он отвратил ее от этих дел, дабы не навлечь на нас и на детей ваших ее грехов, как на священника Илия и на дом его и отца его – гнев Божий ради грехов Офни и Финееса, детей его 1327 , но он не послушал меня, как, впрочем, не слушал и тот.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

(Из жизни св. мученика Василиска. Чет. Мин. мая 22) Слово Божие одних из людей называет плотскими, а других духовными. Про плотских оно говорит: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть» ( Быт.6:3 ; Гал.5:17 ); про духовных же учит, что они «ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин.1:13 ). Какое же, братие, на самом деле различие между теми и другими? Как проводят жизнь люди плотские и как духовные? Чем отличить одних от других? Однажды некоторые воины, ведшие св. мученика Василиска к игемону, сжалившись над ним, предложили ему вкусить пищи. Василиск на их предложение отвечал: «Я исполнен бессмертной пищи и смертной не хочу принять. Вас питает хлеб земной, меня же слово Божие; вас веселит вино, меня же благодать Св. Духа; вас насыщают мяса, меня же пост; вы надеетесь на силу телесную, я же на силу Креста Христова; вас обогащает золото, меня же любовь Господа моего; вас украшают одежды, меня же добродетель. Вы находите веселье в смехе, я же нахожу утешение в молитве. Вы любите, желаете видеть и исполняете законы одного лишь земного царя; я же, хотя и чту его, но более всего люблю Бога – Царя Небесного, и законы Его исполняю, и жажду насладиться зрением лица Его. Вы ожидаете почестей на земле, я же на Небе. Вы ищете славы человеческой, я же уповаю получить славу в воскресение праведных, на Страшном Суде, когда скажет Владыка мой: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.25:34 ). Когда святой сказал эти слова, тогда начальник воинов приказал оседлать ему осла и сказал мученику: «Ты три дня ничего не ел: сядь же хоть на осла, чтобы на пути совсем не изнемочь тебе». Мученик отвечал: «Укрепляет меня Господь мой Иисус Христос ; всякий же покой и отраду подает мне Дух Святой». И затем, отказавшись сесть на осла, продолжал идти указанным путем ему. Итак, вот какое, как слышали, различие между людьми плотскими и духовными. Плотской человек заботится лишь о хлебе земном, а духовный – и о духовном, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Из этого видно, что все сказанное не относится в частности к одной стране, а вообще против вселенной. А сказанное: кто сможет отменить и кто отвратит ее, мы должны понимать не в смысле трудного, как читается оное: кто мудр и уразумеет это ( Пс. 106:43 )? И: «кто, думаешь, верный и благоразумный домоправитель» ( Лк. 12:42 )? И прочее подобное этому, но в смысле невозможного. Ибо никто не может отменить определение Божие и отвратить руку Его простертую или поднятую, чтобы она не поражала. Ст. 28 и след. В год, в который умер царь Ахаз, было такое бремя. Не радуйся ты, вся земля Филистимская, что сокрушен жезл мучителя твоего. Ибо от корня змея выйдет василиск и семя его пожирающее птицу. И будут накормлены первенцы из бедных и нищие будут покоиться в безопасности. Уморю голодом корень твой и остаток твой умерщвлю. LXX: В год, в который умер царь Ахаз, было такое слово: не радуйтесь все иноплеменники, что сокрушен жезл мучившего тебя. Ибо от семени змея выйдут порождения аспидов, и из порождений их выйдут змеи окрыленные. И будут накормлены им нищие и бедные люди будут покоиться в мире. Но истребит голодом семя твое и остаток твой умертвит. По смерти Ахаза, который означает κατσχεσις, то есть одержание или овладение, о котором мы читаем как о весьма нечестивом царе, делается такое бремя или слово на Филистимлян. Ибо при жизни его и во время царствования его над грешниками не могло быть ни бремя против иноплеменников, ни слово Божие к пророку. Это, помнится мне, я и выше сказал, когда по смерти Озии Исаия видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном. И в Исходе мы читаем ( Исх. 2:23, 24 ), что после того как умер царь Египетский, восстенали сыны Израилевы от работ своих и возопили, и поднялся вопль их от работ, и услышал Господь стенания их. Если бы и это говорилось не иносказательно, то они должны были более стенать в царствование его, когда работали над глиною и кирпичами. Итак, заповедуется Филистимлянам, которых теперь называют Палестинянами и которые Семидесятью постоянно переводятся λλφυλοι, то есть иноплеменники, и говорится им, чтобы не радовались и не веселились, что сокрушили жезл или иго мучителя своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Им справедливо сказал бы Пророк Исаия: уповают на суетная, и глаголют ложная, яко зачинают труд, и раждают беззаконие. Яица аспидска разбиша, и постав паучинный ткут, и хотяй от яиц их ясти, разбив запорток обрете, и в нем василиска. Постав их не будет в ризу, и не одеждутся от дел своих (Ис.59:4-6). Ибо не стыдятся ругаться над страданием Спасителя нашего Бога, Которым спасено все словесное естество; напротив того пустословием своим совращают веру некоторых, не взирая на гнев самого Господа, Который ясно выражает сие в притчах, и говорит: горе вам книжницы и фарисее лицемери, яко затворяете царствие Божие пред человеки. Вы бо не входите, ни желающих внити оставляете внити (Мф.23:13). Пророк, хотя и велик был, однако же человек, а потому сказал: обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя (Пс.48:16). Единородный же Сын Божий, показывая полномочие Божества Своего, сказал: сего ради Мя Отец любит, яка Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю. Никтоже возмет ю от Мене, но Аз полагаю ю о Себе. Область имам положити ю, и область имам паки прияти ю (Ин.10:17.18). Ибо, прияв на Себя единосущное с нашим тело, дарует человекам победу. Не говорим, что плоть Слова снишла с неба, что спасение наше совершено в призраке и мечтательно. Да не будет сего! Но утверждаем, что Слово подлинно в действительности воплотилось от семени Давидова, согласно с Писаниями, как и Архангел Гавриил благовествовал Святой Деве и Богородице Марии, сказав: Радуйся Благодатная: Господь с Тобою. Она же смутися о словеси, и помышляше, каково будет целование сие. И рече Ангел Ей: не бойся Мариам: обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет Велий, и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца (Лк.1:29-33). Говорил же сие Архангел, давая тем разуметь, что Господь наш для спасения человеков соделается сыном Давидовым по плоти. Ибо писание говорит: не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему: и Той чаяние языков (Быт.49:10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/756/...

Иногда можно вступить на путь благочестия, благодаря простой пище, здоровым упражнениям, добрым обычаям, незараженному воздуху; благодаря устранению от опьяняющих и возбуждающих вещей, благодаря также воображению, очищенному прекрасными книгами, благородными науками и достойными друзьями. Но еще легче его достигнуть усердной молитвой, присутствием на богослужениях, соблюдением воскресения, частою исповедью и причащением Тела и Крови Христовых, участием во всех добрых делах для распространения царства Христова. (См. Духовно-нравственные беседы Фаррара). Но все же этого еще не достаточно, если вы не будете следить за помыслами ваших сердец. Если вы не станете отгонять от себя и душить эти скверные мысли, то они, пребывая в вас, запятнают вашу душу. Если вы хоть раз позволите себе в какой-либо злосчастный день мечтать и помышлять о чем либо греховном, проститесь тогда и с вашей чистотой и вашим покоем! Из змеиного яйца выйдет василиск и обратится затем в огненного дракона. «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимства, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это извнутрь исходит и оскверняет человека». (Мк. 7, 21–23. Мф. 15, 18–20). III. О, все, кто уже пал, спасайтесь, пока еще не поздно, из засасывающей тины; те же, кто еще не попал в сети диавола блуда, боритесь изо всех сил против злых начал. Если вы одержимы недостойным любопытством, если вас забавляют дурные мысли и примеры, то искушение схватит вас, как сильный боец, и, может быть, наденет на вас оковы ужасного рабства. «Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?» (Притч. 6, 27 и 28). Огонь всегда перед нами. Разве он не разгорится, если вы будете подкладывать топливо и подливать в него масло? Поэтому посредством молитвы, с помощью Иисуса Христа, старайтесь сразу задушить это искушение и исправить свое сердце.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010