IX. Нечувствительное и необременительное бдение. В одну ночь вышедши из келии, целую ночь простоял он под открытым небом. X. Побеждение натуры и согреяние молитвою. В одну ночь, в пламенной молитве вышед из келии, стал на открытом месте, воздел руки к небу и возжелал в таком положении пробыть до утра в молитве. В эту ночь случился большой мороз, от чего руки его, поднятые вверх и обнаженные, застыли и сильно заболели. Он, сожалея оставить самодействовавшую в сердце его молитву, начал с терпением и слезами взывать ко Господу. Вскоре начал он чувствовать молитву в сердце своем сильнее и усладительнее движущуюся. Вдруг напало великое действие молитвы и воскипело сердце его внутри, как вода от огня, и в ту ж минуту как бы теплые потоки потекли во все члены и составы тела его. От сего ощущения весь он согрелся, и болезнь ознобная прошла, нимало не повредя руки его. Тогда он вспомнил Святого пророка Давида слова: «Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем [о Боге] возгореся огнь» ( Пс. 38:4 ). XI. Наслаждение при общественном молитвословим. Много раз он откровенно объявлял старцу своему, что не только не показывается ему продолжительным всенощное бдение в молитве, но еще, как бы ненасыщенный, неохотно, по причине наступления утра, оставляет свое бдение. Примечание: Это признак развившейся Божественной любви: святой Арсений Великий по-часту провождал неощутительно целые ночи в молитве и переставал тогда уже, когда восходящее солнце осиявало лице его. Также и святитель Николай и преподобный Нонн до благовеста прихаживали к дверям храма и во внутренной молитве радостно ожидали общего молитвословия. XII. Беспрерывность самодействующей молитвы. Молитва до того ему усвоилась и напечатлелась в сердце его, развивая действия во внутренности оного, что он старцу своему открывался так: «Никогда я не перестаю молиться. Никогда я не бываю без молитвы. Даже и тогда, когда память затмится (забудет), или когда дремлю, или сплю, а молитва сама собою творится в сердце моем (произносится).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

I. ПОВЕСТВОВАНИЯ ОБ ABBE AMMOHE   1. [Один] брат обратился к авве Аммону, говоря: «Скажи мне слово». И старец отвечает ему: «Иди, и размышляй так, как размышляют преступники, сидящие в тюрьме. Ибо они всегда спрашивают: где правитель и когда он придет? И от ожидания плачут. Подобным образом и монах должен всегда пребывать во внимании, обличать душу свою и говорить: Горе мне! Как я предстану перед судейским седалищем Христовым? И как буду оправдываться? И если будешь постоянно размышлять подобным образом, то сможешь быть спасенным». 2. Рассказывали об авве Аммоне, что он убил василиска. Когда однажды авва пошел в пустыню, чтобы зачерпнуть воды из колодца, то он увидел василиска и, пав на лицо свое, сказал: «Господи! Либо я, либо он должен умереть». И тут же василиск, благодаря силе Христовой, лопнул. 3. Авва Аммон сказал: «Четырнадцать лет провел я в Скиту, моля Бога о том, чтобы Он даровал мне [силу] победить гнев». 4. Один из отцов рассказывал: «В Келлиях был некий духовный старец, одевающийся в плетеную из тростника рогожу. Однажды пришел он к авве Аммону. Увидев старца, носящего рогожу, авва сказал: «Это не принесёт тебе никакой пользы». И старец, [спрашивая духовного совета], вопросил авву: «Три помысла приводят меня в смятение: один побуждает проводить [все] время в пустыне, другой — уйти на чужбину, где меня никто не знает, а третий — затвориться в келлии, ни с кем не видеться и есть через два дня». Авва Аммон ответил: «Не следует делать ничего из этого, но лучше сядь в келлии своей, ешь понемногу каждый день и имей в сердце своем слово мытаря (Лк. 18:13) — тогда сможешь спастись». 5. Случилось братиям [потерпеть] оскорбление в месте, где они пребывали, и, желая покинуть его, они пришли к авве Аммону. Старец в это время [куда-то] плыл и, увидев их, идущих по берегу реки, сказал корабельщикам: «Высадите меня на землю». Подозвав братии, он сказал им: «Я — Аммон, к которому вы идете». И утешив сердца их, уговорил их вернуться туда, откуда они ушли. Ибо случившееся не наносило вреда душе их, но было [лишь] оскорбление человеческое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

Uep. XXXI, 15 . Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться – Быm. XXXVII, 34. 35 . И оплакивал сына своего...не хотел утешиться... так оплакивал – Наконец, благословение Дану является поводом к образной речи о нашествии врагов на жестоковыйный народ: Uep. VIII, 16. 17 . От Дана ( ) слышен храп коней ( ) ... ибо вот Я пошлю на вас змеев василисков ( ) ... и они будут уязвлять ( ) вас. Быm. XLIX, 17 . Дан будет змеем ( ) ... аспидом ( ) ... уязвляющим ( ) ногу коня ( ). Существительные – Дан, конь, змей; общий глагол уязвляю ( ); даже самое название змея, звучащее почти одинаково в обоих рассматриваемых местах (цифеон и шефифон): все говорит за то, что родство мест не случайное. Итак, весьма много страниц книги Бытия отразилось на пророчествах Иеремии в виде текстуального сходства их между собою. Из мест, относящихся к книге Исход, помимо заметного сходства в самых повествованиях о призвании Иеремии и Моисея 34 , одни удерживают лишь отдельные слова и фразы, как ожесточить выю, не хотеть отпустить народ 35 ; другие, несомненно, имеют в виду факты и распоряжения, записанные в книге Исход. Таков факт предстательства Моисея за народ 36 . Таково Иер. ХХХ, 21 : И будет вождь его из него самого, и владыка его произойдет из среды его; и Я приближу и он приступит ко Мне ( ), ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне ( )? говорит Господь. Очень вероятно, что последними словами (говорит Господь) данное место отсылает к Ucx. XIX, 22 и XX, 19. По первому, приближаться к Богу могли лишь священники (21 ст. чтобы он – народ – не порывался к Господу): священники-же, приближающиеся к Господу ( ), должны освятить себя... Второе говорит об ужасе народа в виду близкого присутствия Иеговы: ... но чтобы не говорил с нами Бог , дабы нам не умереть. – В таком-же отношении к Исход стоит Uep. XVII, 1 : Грех Иуды написан ( ) железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали ( ) сердца их и не рогах жертвенников их. Скрижали закона служат основою этого прекрасного образа: Ucx. XXXII, 16 Скрижали ( ) были дело Божие и письмена, начертанные на скрижалях были письменами Божии. Подобно этому, культ Молоха представляется под образом убиения невинных, которые по нравственной своей чистоте далеки от того, чтобы быть достойными участи воров, «застигнутых при взломе» и за то поплатившихся «кровью»:

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

   8. Бог познается в созерцании творений Своих, любви Своей, когда за одно произво­ление и расположение к добру дарует нам жизнь вечную.    9. Разум даруется Богом для познания повелений Божиих, и расположение доброй воли и самая вера даруется Богом.    10. При снятии покрывала страстей душевных очи могут созерцать тайны Священного Писания.    11. По преданию, у каждого есть добрый и злой ангелы.    12. В Священном Писании демонов называют зверями: онокентаврами, косматыми, сиренами, кикиморами, совами, страусами, ежами, аспидами, василисками, львами, драко­нами, скорпионами, князем мира сего, духами злобы немыми и глухими, змеями.    13. Диавола называют Люцифером, денницей. Он увлек третью часть звезд.    14. Сатана был между Ангелами, Иуда между апостолами, и среди нас есть развращен­ные.     15. По причине гордости Люцифер из Архангела сделался диаволом, он говорил: Взойду на небо, буду подобен Всевышнему (Ис. 14:13-14) – одною лишь свободою произво­ления.    16. Духи нечистые познают наши мысли из обнаружения их во внешних чувственных признаках, то есть из наших слов и действий.    17. Добро, то есть добродетель, приближает к Богу. Зло – грех. Среднее – богатство, власть, честь, здоровье, красота, жизнь, смерть, бедность.    18. Благая часть – созерцание благого Бога, высочайшего Блага, – выше всех добрых дел и земных добродетелей.    19. Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о стезях древних, где путь добрый, и идите им, и найдете покой душам вашим (Иер. 6:16).    20. Дух вещает: Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? (Мф. 9:4). Удалите злые деяния ваши от очей Моих (Ис. 1:16). Доколе будут медлить в тебе порочные мысли твои?    21. Помыслы имеют три начала: 1) от Бога; 2) от диавола; 3) от нас.    22. Многие суетные помыслы даже против воли нашей тревожат нас, почти без нашего ведения обольщают нас, входя в нас неприметно и хитро. Как возникновение их не зависит от нас, так отвержение или приятие их состоит в нашей воле.    23. В древности были монетчики с обязанностью отличать: 1) золотую монету от под­дельной, медной, серебряной, оловянной; 2) состав золота, примеси; 3) изображение царя или тирана; 4) вес монеты, ее размер. И мы, подобно искусным монетчикам, должны иссле­довать происхождение помыслов, причины и виновников духовным деланием, по слову: Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они (1 Ин. 4:1), чтобы не впасть в ложь, суеверие, надменную философию, мирскую суету, ересь, гордые начинания, предла­гаемые под видом благочестия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

    К. Итак, особые уделы, а также и города, у других взятые, даны от Бога святым священнодействователям, как награды; но как бы общим для всех определяет один, прославленный Иерусалим. Ибо так сказал во Второзаконии: «И если левит придет из одного из жилищ твоих, из всей земли [сынов] Израилевых, где он жил, и придет по желанию души своей на место, которое изберет Господь, и будет служить во имя Господа Бога своего, как и все братья его левиты, предстоящие там пред Господом, — то пусть они пользуются одинаковою частью, сверх полученного от продажи отцовского имущества» (Втор.18:6-8). Так как один есть Бог священников повсюду, то надлежит быть соединенными тем, которые возведены в это звание и избраны определением свыше. Это же и ныне сохраняется в церквах, и закон о сем чтится у нас: ибо хотя для каждого из избранных на священство есть свой город и свой удел, однако он соприемлется к священнодействию, если бы по какому-нибудь случаю пришел из одного в другой город ли, или страну, и вкушает вместе со священниками и чтится по законам любви. Но, кажется, закон этот, как я думаю, означает еще и нечто таинственное: ибо бесчисленны по всей вселенной страны и города, в которых святые и боголюбивые души людей служат Богу, живя законно и евангельски жительствуя, и как бы принося Ему жертвы в воню благоухания, очевидно духовного: веру, надежду, любовь, терпение, кротость, милосердие к бедным: «ибо таковые жертвы благоугодны Богу», по Писаниям (Евр.13:16). Но все они стекаются как бы к одной и общей матери, «к небесному Иерусалиму,... церкви первородных» (Евр.12:22-23), вышнему прекрасному граду, «скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр.8:2). Там более чистое будет совершать служение, так как совсем отъят будет от нас грех, и не будет там льва и змия, василиска и аспида: ибо «И будет там..., — сказано, — путь по ней назовется путем святым.... Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него» (Ис.35:8-9). Там будем вкушать отделенную нам часть; ибо написано: плоды трудов «твоих снеси» (Пс.127:2). Разве не соответственное трудам каждого будет воздаяние благ, хотя и в большей мере, по щедротам Владыки? Ибо «мерою доброю, — сказано, — утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше» (Лк. 6:38).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

   (Человеку предстоит в день своей смерти пройти через последнее испытание. Как описывается в некоторых житиях святых, когда душа покидает тело, перед ее взором раскроется потусторонний мир, и она начинает видеть как добрых Ангелов, так и бесов. Бесы стараются смутить душу человека, тем что показывают ей грехи, которые она совершала, живя в теле, и убедить ее, что ей нет спасения. Этим они стараются душу привести в отчаяние и увлечь с собою в бездну. В это время Ангел-хранитель защащиает душу от бесов и ободряет ее надеждой на милосердие Божие. Если человек жил грешно и не имеет веры, то бесы могут одолеть его душу. Этот переход души от места ее разлучения с телом к престолу Божию называется «мытарствами.» Возможно, что именно об этом испытании пишет св. ап. Павел, когда внушает христианам облечься в броню праведности, чтобы устоять против духов злобы поднебесных «в день злый, и, все преодолевши, устоять» (Еф. 6:12-13). «Броня праведности,» по объяснению святых отцов, это — совокупность добродетелей человека, а «день злый» — время тяжелого искушения после разлучения души с телом. Будучи изгнаны с неба, темные духи витают в области между небом и землей и чинят козни душам людей на их пути к престолу Божию. Только после всеобщего суда бесы будут окончательно заключены в бездне).    Кто может быть спокоен и счастлив при таком непостоянстве земных дел? Тот, кто со Христом и во Христе. Живущие по закону Христову утверждены на твердой скале и ограждены от бурь. Обладая верой и любовью к Богу, они не должны бояться их, потому что Господь не допустит впасть верующему человеку в искушение сверх его силы (1 Кор. 10:13). Но не исполняющий заповедей Христовых не может устоять, когда поднимутся против него тяжелые испытания. Чаще всего он впадет в отчаяние, и тогда падение его будет гибельно для него самого и предостерегающим для других. Наблюдая это, древний мудрец написал: «Как проносится вихрь, так нет более нечестивого, а праведник на вечном основании» (Притч. 10:25).    Святые отцы скорбь уподобляют огню. Один и тот же огонь солому превращает в пепел, а золото очищает от всякой нечистой примеси. Тех, которые живут благочестиво,Господь ободряет такими словами: «Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему, ибо Ангелам Своим (Я) заповедал о тебе — хранить тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею. На аспида и василиска наступишь, попирать будешь льва и дракона» (Пс. 90:11-13, «аспид» и «василиск» — ядовитые змеи).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   На все эти средства, которые Господь Иисус Христос дал нам для спасения и привлечения Его благодати надо смотреть не как на магические формулы, а как на проводники милости Божией, подаваемые нам для укрепления веры и для утверждения в добродетельной жизни. Вот несколько молитв против нечистых духов    Тропарь животворящему Кресту    По-церковнославянски    Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое; победу православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.    Русский перевод    Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое. Даруй православным христианам победу над врагами и огради Крестом принадлежащих Тебе. Молитва Святому Кресту (читаемая перед сном)    Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как исчезает дым, так да исчезнут, как тает воск от лица огня, так да погибнут бесы от лица любящих Бога, осеняющих себя крестным знамением. Радуйся всечестной и животворящий крест Господень, прогоняющий бесов силой на тебе распятого Христа, во ад сошедшаго и поправшаго силу дьявольскую, и давшаго нам Свой честной Крест для прогнания всякаго супостата. О славный и животворящий крест Господень, помогай мне со святой Госпожой Девой Богородицей и со всеми святыми во веки. Аминь. Псалом 90-й    Живущий помощью Вышнего, под кровом Бога небесного водворится. Скажет Господу: «Ты заступник мой и прибежище мое, Бог мой, на Тебя уповаю.» Он избавит тебя от сети ловцов и от мятежного слова. Плечами Своими защитит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен. Щитом оградит тебя истина Его. Не убоишься ужаса ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Тысяча падет около тебя, и десять тысяч направо от тебя — к тебе же не приблизятся. Только смотреть будешь очами своими, и увидишь воздаяние грешникам. Ибо ты сказал: Господь — упование мое. Вышнего избрал ты прибежищем своим. Не придет к тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему. Ибо Ангелам Своим Он повелел хранить тебя на всех путях твоих. На руки возьмут тебя, чтобы не споткнулся ты ногою твоею о камень. На аспида и василиска наступишь и попирать будешь льва и змея. Так как он на Меня уповал, то Я избавлю его, укрою его, ибо он познал имя Мое. С ним Я в скорби: призовет Меня — и услышу его, избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его и явлю ему спасение Мое.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  28-29. Видение филистимлян. В год смерти царя Ахаза было такое пророческое слово о филистимлянах. Не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя . А другие говорят: разбить. Акилла: жезл власти гонящих. Симмах и Феодотион: пред ярмом сокрушающих вас жезл мучения. Ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон . А прочие говорят: изыдет василиск, убивающий одним взглядом. Из этого мы научаемся относительно изменчивости вещей, совер­шающейся не по человеческой, а по Божией воле. Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей (Дан.2:21). Видя царствующим сурового князя, человекоубийцу жестокого, не молись, чтобы он был изъят из среды жи­вых, но примирись с Богом, который может укротить его жестокость. Если же не примиришься с Богом, Он может возбудить других более жестоких князей. Итак, будем при­бегать не к людям, а к небесной власти, от которой по­ставляется власть князей. Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его (Притч.21:1). Итак, не бойся сердца князя, но бойся Держащего это сердце в руке. Где Бог благоволит, там и в огне обретается роса; а когда Бог поборает, тогда и в удовольствии является сражение и спор. Не были ли по­треблены огнем вавилоняне, стоявшие вне печи? Бог был их врагом. Не были ли три отрока ввержены в печь горя­щую, и — огонь нисколько не повредил им? Бог был их другом. Тем, кому Бог не благоволит, не бывает ничего доброго; напротив, кому Он благоволит, тем не бывает ни­чего злого. Итак, зачем ты совершаешь такое длинное путе­шествие, выдумываешь столько средств и усовершенствований, бегаешь туда и сюда, одного просишь, другому обещаешь тлен­ную награду, иных делаешь посредниками, когда тебе нужно было сделать краткий путь, — примириться с Богом? Если Бог тебе не благоволит, то все труды бесполезны; а если Он ми­лостиво воззрит на тебя, то даже враги станут друзьями. Животные пустыни, говорится, примирятся с Тобою. Та­ким образом вред Даниила мог отстранить Бог, загра­дивший ненасытные уста львов, удержавший их жадные языки от крови, чтобы заградить уста злословящих, изме­нить их злые намерения в добрые помыслы, чтобы умы их не замышляли против святого.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

  8-10. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей . Симмах: и пойдет мла­денец на пещеры аспидов, и отрок, питающийся молоком, видя василисков, возьмет их руками, и они не обидят его, и не причинят вреда на всей горе святой Моей. Слабые, обитаю­щие среди злых, не будут подвергаться неприятностям от их злобы. Бог дал нам такую силу, вследствие которой их злоба не может вредить нам. Если уколы чародеев и ложные заклинания, которыми они пользуются, могут сделать тела злых зверей невредимыми от ядов, то тем более, вследствие пома­зания Духа и духовных заклинаний, которыми закляты умы наши, свободны будем от зла мы, когда пожелаем. Таким образом мы не только будем отвлечены от зла, но и будем так сильны, что нам не в состоянии будет вредить злоба других. Каким образом это исполнится? Ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют моря . Все это творит познание Бога, которым обновляемся и изменяемся не только мы, но и вся земля. Не думай, что говоря, что вся земля наполнится познания Бога, пророк говорит только о Палестине: пророческие слова этой книги не допускают такой скудости, даже совершенно не согласуются с ней. Как воды наполняют моря . Не без причины пророк говорит: моря, а не: море. Каким же образом можно открыть добрые дела или благочестие христиан? Не видим ли мы распри и тяжбы между христианами? Они завидуют друг другу, борются между собой из желания господства, любят славу и мир, погрязают в мщении и судах, обходят землю и море ради наживы и торговли. Не видишь ли ты вождей и начальников христианских поглощающими живых людей? Наконец, каким образом на христианах исполнились те слова, или — вся земля наполнилась познания Господа? Почему очень многие народы, услышавшие христианскую религию, не отступили от своих диких нравов? Таким образом, покажи, скажут, нам, где эти во всяком случае хорошие законы. Говорить так, как мне кажется, значит думать и говорить пустое многое, — возмущать и возмущаться, и — стараться обнаруживать пустые пророчества и ложные слова.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

– Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, – сказал студент, протягивая к огню руки. – Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь! Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил: – Небось была на Двенадцати Евангелиях? – Была, – ответила Василиса. – Если помнишь, во время Тайной Вечери Петр сказал Иисусу: «С Тобою я готов и в темницу, и на смерть». А Господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». После Вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал Его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, невыспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед. Он страстно, без памяти любил Иисуса и теперь видел издали, как Его били… Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента. – Пришли к первосвященнику – продолжал он, – Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», – то есть что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с Ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые Он сказал ему на вечере… Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал.

http://azbyka.ru/deti/pashalny-e-rasskaz...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010