Вникая в различные произведения высоких умов века сего, и нам бояться должно. Слушатели! не о нашем ли времени сказано: «в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4:1). Дух лживый, как ангел тьмы, преобразующийся во светлого, неприметно улавливает неопытность нашу правилами превосходными, тонкими, высокими. Его учение кажется божественным, только не основано на воле Божией. Верный признак духа сего есть тот, что он открывает новое, откровением умолчанное, силится изъяснить непостижимое. Всякий дух есть антихристов, который не есть Божий. Дух Божий дышит вопреки духу злобы, мира и плоти. Когда помышляем об истощении тела для удобнейшего действия разумом, тогда мысли не наши, но беседует с нами Бог, дышит на нас Дух Святой. «Не потому, что мы способны были помыслить что от себя» доброе, слова Писания (2Кор.3:5). Но» Бог производит в вас хотение и действие, и по Своему благоволению» (Флп.2:13). Нам осталось только не сопротивляться силе и влечению Духа всеблагого. Он родит и мысли, и желание, и дает силы наступать на аспида и василиска, попирать льва и змия адского. Все производит один и тот же Дух разделяя каждому особо; а потому Он все разделяет на пользу нашу властью Своею: кому хочет, дает «слово премудрости, слово разума, другому — веру; одному — дарования исцелений, другому же — действия сил, одному — пророчество, другому — рассуждение о духах, иному разные языки, иному истолкование языков» (1 Кор.12:10). Все делает один и тот же Дух. Чистые сердца, удостоившиеся такого таинственного веяния Духа Божия, перед очами плоти и мира — чудо. Апостол Петр, простой рыбак, силою Духа исцеляет болящих, воскрешает умерших. Стефан, под грудою камней умирающий, но Духом подкрепляемый, молится за кидающих на него камни: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян.7:60). Павел, гонитель Церкви, но потом вдохновенный свыше, в слезах, в ранах, в волнах, в темнице, в страданиях радуется. Какие силы, какая тайна, сколько чудес в действиях Духа Божия! Кто бы из нас, слушатели, по видимому не пожелал удостоиться осенения Небесного? Так! Мы все желаем, чтобы Дух Божий действовал в нас, но вместе с тем боимся оскорбить плоть нашу — расстаться с удовольствиями мира.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3229...

Впрочем пребывание в кущах должно было напоминать не о лишениях беспокойной кочевой жизни в пустыне и не о трудностях, которые народ переносил во время своего странствования; потому что лишения и нужды не могли же служить предметом радости. 686 В самом св. Писании куща (Sukka) представляется символом не лишений и опасностей, но – защиты, охранения и покрова от зноя, дождя и бури ( Пс.26:5; 30:21 ; Ис.4:6 ). Иегова поселяет в кущах свой народ во время его странствования «по пустыне великой и страшной, где змеи, василис и, скорпионы среди мест сухих, на которых нет воды» ( Втор.8:15 ), 687 и это было доказательством отеческой заботливости Иеговы, Его верности Своему завету. И Израиль, живя в кущах в течение этого праздника, должен был воспоминать об этой заботливости Иеговы о народе, и живое сознание о ней постоянно сохранять во всех грядущих своих поколениях. Самые кущи, устроявшияся в этот праздник, делались не из тощих кустарников пустыни, но из ветвей фруктовых деревьев с находившимися на них плодами, а также – из ветвей пальм и других густолиственных деревьев, которые производила «земля, добрая, земля, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, земля, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья и деревья масличные» ( Втор.8:7 и д.) и которые таким образом живо изображали преизбыточествовавшую полноту того благословения, каким Иегова осчастливливал народ свой. Пребывание в кущах имело целью привести в сознание народа израильского чувство этой полноты благословения и обильного блаженства, чтобы он, живя в стране, где он не в скудости ел свой хлеб и не имел ни в чем недостатка, где выстроил прекрасные дома и жил в них, в земле, в которой у него всего было много: крупного и мелкого скота, и золота и серебра ( Втор.8:9,12,13 ), – не говорил в сердце своем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие», но чтобы всегда помнил, что Иегова, его Бог, даровал ему силу приобретать богатство (ст. 17. 18), и следовательно – чтобы не надмевал сердца своего и не забывал Иеговы, Бога своего, Который вывел его из земли Египетской, из дома рабства (ст. 14). В сравнении с этим «домом рабства» пребывание в кущах даже и во время тяжелого странствования в пустыне служило уже выражением свободы и счастья. Но если кущи эти строились из таких ветвей, которые сами собою изображали богатство и изобилие благ земли Ханаанской, данной в наследие народу израильскому; то нельзя не согласиться, что более наглядным образом возбуждать и питать в народе чувство счастья и довольства, чем это делалось в праздник кущей, едва ли возможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Вскоре после этого явился в тех местах правитель Маркиан со своею женою и сыном, и стал с яростью преследовать христиан, отдавая их на истязание и смерть. Узнав об Иулиане, что он человек знатного происхождения и верует во Христа, а также услышав о множестве живших с ним и исповедовавших одну с ним веру братиях, он послал к нему видных граждан, чтобы они убедили Иулиана принести жертвы идолам, как того требовал император. В то время в обители преподобного Иулиана из окрестных городов собралось множество священников, диаконов и других клириков, вместе с епископами, и все они, пламенея любовью к Господу своему, готовы были охотно принять за Него мученическую смерть. Когда явились к ним посланные от правителя, то все собравшиеся отвечали им, что у них один Царь – пребывающий на небе Господь Иисус Христос, и Он повелел им не поклоняться идолам и скрывающимся в них бесам, но поклоняться только единому Истинному Богу; и вот они повинуются Христу и готовы тотчас умереть за Него. Посланные возвратились к правителю и донесли ему о том, что услышали, и правитель, разгневавшись, послал отряд войска взять одного Иулиана, – а монастырь, со всеми находившимися в нем сжечь. Итак, блаженный Иулиан был взят и, связанный, отведен в темницу, а находившаяся в монастыре братия его, числом до 10 тысяч, вместе с бывшими там епископами и клириками, были сожжены, вместе с монастырем, как благовонная жертва Богу. И долгое время после этого на том месте слышалось сладкогласное пение большого хора поющих именно в те часы, когда обычно совершаема была Божественная служба – в первый, третий, шестой и девятый. На том же месте совершалось множество исцелений от разных болезней – над теми именно больными, которые удостаивались услышать упомянутое пение. Наутро святой Иулиан был представлен на суд правителя. Святого долго то убеждали хитрыми словами и ласками, то устрашали страхом наказания, но он не послушался ни угроз, ни убеждений. Тогда его стали бить без жалости суковатыми палками. Во время этого истязания одна палка, от силы удара, переломилась и кусок ее попал в глаза одного родственника правителя и повредил их, отчего правитель пришел в еще большую ярость. Святой страдалец сказал правителю:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Галина И. 3 января 2024, 17:23 Алле. «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт.3,1) Дьявол замыслил сначала приступить не к Адаму, но попытаться опутать Адама через жену» (свт. Амвросий Медиоланский, толк). «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Отк. 12,9). «Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет» (Отк.20,2). «На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия» (Пс.90). Елене. «Идя путем Бога, человек все снова и снова побуждаем совершать праведные поступки. А это уже само по себе наполняет истинным счастьем» (Максим Бахтин. Счастье и блаженство в свете христианской антропологии). Елена 2 января 2024, 18:57 Счастье, блаженство непреходящее только в Раю. Здесь - радость о Господе. Алла 2 января 2024, 11:23 Галина, драконы - вымышленные существа, ничем не хуже других их волшебных собратьев. А сатана реален, и я бы не стала между ними ставить знак равенства. Ведь это и самого дьявола делает как бы всего лишь мифом, а это, к сожалению, совсем не так. Галина И. 31 декабря 2023, 06:29 Спасибо! Дай Бог, чтобы новый 2024 год стал для нас годом Бога, а не годом дракона (сатаны)!//«Внимательно выслушайте, о чада мои, слова Епифания – грешника. Не вожделевайте денег, и пошлются вам деньги в изобилии. Не имейте ненависти ни к кому из человеков, и Бог возлюбит вас. Не злословьте братии, и диавол не будет господствовать над вами возбуждением страстей ваших. Отвращайтесь от всех ересей, как от зверей, исполненных смертоносного яда... Отвращайтесь и хранитесь от похотений мира, наветующих и ум, и тело. Знайте, что при посредстве этих похотений приступает к вам сатана» (Св. Епифаний, арх. Кипрский).//Счастья всем во Христе Иисусе, Господе нашем! Да трепещет пред Ним вся земля! Евгений 29 декабря 2023, 16:44 Спаси,Господь,отче,за доброе назидание Антоний 29 декабря 2023, 14:54 " Что же такое счастье? " - для меня Счастье это быть Православным Патриотом. Счастье и высшая Честь - каждый день, каждый миг приносить пользу Отчизне.

http://pravoslavie.ru/158012.html

Где ж и когда воспоследует справедливое и полное воздаяние за добродетели и пороки, чего настойчиво требует совесть, этот неподкупный свидетель правды? Несомненно за пределами гроба, в будущей жизни ( 1Кор. 4:5, 11–13, 16 ). Так уповали и сим упованием укрепляли себя на все подвиги и мучения подвижники веры, мученики христианства. Так уповать и нам они завещевали. И действительно, по слову Писания, мы, как только умрем, тотчас же позовемся на суд к ответу. «Человекам положено однажды умереть, а потом суд», говорит св. ап. Павел ( Евр. 9, 27 ). А по учению церкви, души наши, разлучившись с телами, тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения. Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединяется с телом, в котором жила добродетельно или порочно. д) Что будет воскресение тел наших, умерших и согнивших, это не подлежит никакому сомнению. За несомненность сей истины ручается славное воскресение Начальника веры, Главы церкви, Христа. «Если веруем», говорит апостол Павел, «что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» ( 1Сол. 4, 14 ). «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ( 1Кор. 15, 20 ). е) В истине воскресения тел наших по смерти удостоверяет видимая природа. Не говоря о прочих безчисленных явлениях природы, где очевидно следует за разрушением не уничтожение, а воссоздание, где из смерти возникает новая жизнь, одно хлебное едва заметное зерно, которое, сокрывшись в недрах земли, сгнивает и согнивши оживает и востает прекрасным растением, не есть ли громкий провозвестник воскресения наших тел умерших и согнивших. Безвнимательного к сему провозвестнику апостол упрекает в безумии. «безрассудный», говорит он, «то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое. Но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Другой кондак: Якоже сродники твои, Борис и Глеб, явишася тебе с небесе в помощь подвизающемуся на Вейлгера свейскаго и воев его: тако и ты ныне, блаженне Александре, приди в помощь твоим сродником, и побори борющыя ны. Память преподобного отца нашего Александра Свирского Блаженный Александр родился во владениях Великого Новгорода в Обонежской области которая была расположена по реке Ояти в селе, называвшемся Мандера и находившемся против Островского монастыря Пресвятой Богородицы, честного Ее Введения Он родился от отца, по имени Стефана, и матери, именем Василиссы, по некоему явлению Божественной Силы и был освящен святым крещением. Когда наступило время обучать его грамоте, то он отдан был родителями для изучения Божественных Писаний. Но в то время, когда товарищи его по учению успешно проходили науку, он медленно усвоял ее. Это было по особому усмотрению Божию, чтобы он получил разумение от Бога, а не от людей, что потом и случилось. Однажды он пришел в церковь и, пав пред образом Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери, со слезами стал молиться о том, чтобы дано было ему разумение к изучению Божественных Писаний. И на его молитву немедленно же последовал ответ — он услышал голос, который сказал ему: «Встань, не бойся. Ты получишь то, о чем просил». Обрадованный отрок встал и пришел к отцу своему. Отец и мать заметили его душевную радость и предугадали, что она происходила от проявления к нему милости Божией и, думая так, благодарили за это Бога. Блаженный же отрок с этого времени стал оказывать быстрые успехи в учении, причем внимательно слушал чтение Божественных книг и во всем повиновался своим родителям. В то же время он соблюдал такой строгий пост, что только раз в день употреблял в пищу один хлеб и то в меру, по ночам же спал очень мало. Родители отрока приходили от этого в изумление, и мать, увещевая его, однажды сказала ему: — Сын мой! Зачем ты так изнуряешь себя? Принимай пищу вместе с нами и спи, как и мы. Но отрок ответил на это матери: — Для чего ты, мать моя, говоришь мне это, отклоняя меня от приятного мне воздержания? Ведь в Писании сказано, что пища и питие не приблизят нас к Богу (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Другой, написав на стене единицу и ставши пред нею, был неподвижен столько времени, что у сжатых его ручных кистей, ногти почти проросли сквозь ладони. Чрез все это время его созерцания кормили его изредка рисом из других рук. В Бухарии шейхи (монахи), при воздержании от мяса, вина и ведя девственную жизнь, обязываются не иметь в мыслях ничего иного, кроме Бога, постоянно молиться и быть в повиновении старшему, который сажает ученика своего пред собою на что-нибудь чистое, приказывает ему закрыть глаза, обратить умственный взор на сердце и стараться, чтобы в нем ничего не оставалось, кроме слова «Алла», то есть Имени Божия, каковое слово произносить сколь можно чаще, и по временам читать Коран». Во время сего произношения, говорят они, что необыкновенно тепло и весьма приятно делается на сердце... Какой ясный факт способностей человека ко внутренней жизни, являющий в стремлении сем коренное направление его духа!. Ах! Если бы люди сии были просвещены лучом веры и светом истины, они скоро бы познали и обрели прямой путь к истине духовной! Рассмотрите человека сколь можно ближе, и вы непременно найдете в каждом врожденную цель – искание собственного блага. Житель мира трудится в поте лица своего, сносит сии труды, терпит лишения с целию достичь осязаемого покоя и удовольствия, выражаемого языком мира в слове «счастие». И сия цель ободряет в труде, смягчат лишения. Живущий в духе самоотвергается, сносит умерщвления, презирает мир, попирает плоть и кровь, подкрепляясь и наслаждаясь в самой борьбе сей просвещением Божественного света и вкушением немятежного внутреннего покоя. Он предвкушает еще на земле, еще в борьбе залог грядущего века и сладости Царствия Божия, по слову Самого Иисуса Христа: «Истинно говорю вам, нет никого, кто бы оставил дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, и среди гонений, во сто крат более домов и братьев и сестер и отцов и матерей и детей и земель, а во веке грядущем жизни вечной» ( Мк. 10:29–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Если кто из благоговейных братьев, стоя во время Божией службы или ходя, от сделавшегося с ним омрачения вдруг упадет за землю, не должно, братья, тому дивиться и приходить оттого в изумление. Надлежит же паче от всего помышления молить Бога, чтобы во всем покрывал нас. Ибо если будем служить Ему с искренним сердцем, то не попустит, чтобы мы были искушаемы сверх сил, и искушаемых избавит. Так написано в псалме: «Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохрапити тя во всех путех твоих. На руках возьмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое» ( Пс.90:9–16 ). И еще: «Надеющийся на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век живый во Иерусалиме» ( Пс.124:1 ). И еще: «Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы» ( Пс.36:25 ). Омрачение бывает от воскипения самой острой желчи и от умножения соков, а у некоторых – от телесного изнеможения и расслабления. Иногда же случается, что и диавол, если не в силах преодолеть брата в деле или слове, производит что-либо подобное, чтобы, хотя таким способом пристыдив его, удалить с поприща. Впрочем, Господь не попустит, чтобы он был искушаем сверх сил, но вскоре подкрепит сердце его. Да и это приключается с братом не просто и не случайно, но когда помыслы его дают место порывам гнева. Другой же, по Божию попущению, предается в руки врага за превозношение, когда вверит себя обманчивым вражеским помыслам и говорит такие слова: «Вот, стал ты искуснее всех людей, и нет подобного тебе на земле», – или другие, еще более возвышающие, лучше же сказать, неприличные слова, а вместе с тем самому себе приписывает заслуги, а не Богу воздает честь, хотя действовал при Его только помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/po...

Если мы начнем жить так, как открывает Евангелие, нам дано будет узнать, что Он — Любовь, и Любовь непобедимая, свидетельство, побеждающее все свидетельства. В Писании об этом сказано так: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»» — во свидетельство, что мы сыны (Гал. 4, 6). Да, Он вопиет, и я слышу Его так сильно, что не нахожу более аргументов, чтобы противоречить Ему. И если бы я отказался от Него, я согрешил бы против Него, против Духа Святого, что не имеет прощения, как говорит Христос, ни в этом веке, ни в будущем. В трудные моменты жизни хорошо христианину обращаться к словам апостола Павла: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8, 16—17). У меня вопрос об исцелениях Христовых в Евангелии. Например, исцеление расслабленного. «Хочешь ли исцелиться?» — спрашивает его Христос. Кто же не хочет? Разве другие не хотели? Если все заключено в нашем желании, то в чем проблема? В конце концов, удивительно не это исцеление. Удивительны не те многочисленные исцеления, о которых повествует Евангелие. Удивительно, что Христос не исцелил всех больных в Палестине того времени. Василиса Шувалова, г. Москва Удивительно, что Христос сейчас не исцеляет всех больных в роде человеческом. Эти исцеления в Евангелии — знамение другого исцеления. Они — знамение, которое может раскрыть (и в этом их смысл и цель) истинную природу желания, которую каждый человек носит в себе, даже если он еще не отдает себе в этом отчета. Эти исцеления показывают нам, что Христос хочет, чтобы человеку было хорошо. Но исцеления, которые Он еще не совершил, должны напоминать нам, до какой степени здоровье, которое Бог хочет дать всем, — не земного порядка. То, что Он хочет дать каждому человеку, — это вечное здоровье, это крепость человеческой жизни, которая должна пройти через смерть. Придет час, когда Христос Сам будет охвачен страданиями тела и страшными муками сердца среди Своих Крестных Страстей. Хотя Его человеческое желание будет подвигать Его умолять Отца об избавлении от этого часа, Он будет просить избавления так, как пожелает совершить его Отец.

http://moral.ru/dom_01_2015/

Живущий помощью Всевышнего под кровом Бога небесного водворится. Скажет Господу: «Заступник мой Ты и прибежище моё, Бог мой и уповаю на Него». Ибо Он избавит тебя от сети ловцов и от вести тревожной. За плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь надеяться, – как оружие окружит тебя истина Его. Не убоишься от страха ночного, от стрелы, летящей днём; от опасности, во тьме блуждающей, от несчастья и демона полуденного. Падёт рядом с тобою тысяча, и десять тысяч справа от тебя, но к тебе не приблизятся. Только очами твоими посмотришь и воздаяние грешников увидишь. Ибо Ты, Господи, надежда моя! Всевышнего сделал ты прибежищем твоим. Не подступится к тебе зло, и бич не приблизится к шатру твоему, ибо Он Ангелам Своим заповедает о тебе сохранить тебя на всех путях твоих, – на руках понесут тебя, чтобы ты не споткнулся о камень ногою твоею. На аспида и василиска наступишь и попирать будешь льва и дракона. «Ибо на Меня он уповал, и избавлю его, прикрою его, ибо он познал имя Моё. Призовёт Меня, и услышу его, с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его, долгоденствием исполню его и явлю ему спасение Моё». И абие поет, или глаголет канон сей за преставльшагося: И затем поет или читает следующий канон за преставившегося: Глас 8. Песнь 1 Ирмос: Воду прошед яко сушу,/и египетскаго зла избежав,/израильтянин вопияше:/избавителю и Богу нашему поим. Ирмос: По воде пройдя, как по суше,/и египетского развращения избежав,/израильтянин взывал:/«Избавителю и Богу нашему воспоем!» Стих: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего [или усопшия рабы Твоея ]. Припев: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего [или: усопшей рабы Твоей ]. Отверз уста моя, Спасе, слово ми подаждь молитися, Милосерде, о преставленнем, да покоиши душу его, Владыко. Отверзи уста мои, Спаситель,/и подай мне слово молитвы, Милосердный,/о ныне преставившемся,/да упокоишь душу его, Владыка. Стих: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего [или усопшия рабы Твоея ]. Припев: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего [или: усопшей рабы Твоей ].

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/posledova...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010