), в ал. код. и ват. т., а посему и в слав. т. оставленные без перевода, в некот. греч. рукоп. ал. т. переведены: τζων αρπν χειλων=творяй плод устен (ср. Евр. 13:15 ). Ст. 20–21. Не верующие в Господа, в своих мыслях и жизни, будут подобны волнующемуся морю, не будут иметь покоя ни днем, ни ночью. Нет мира нечестивым! Слав. т., согласно ал. код. и ват. т., передает 19-й ст. не подностью; согласно с евр.-м. т., его следовало бы читать: нечестивы же яко море волнующееся, егда почити не возможет, и отвергают воды его пену и ил. В ст. 21, вместо , в р.-с. Бог мой, в 22 евр. рукописях стоит =ριος, что в ал. код., а посему и в слав. т., внесено в текст (Господь Бог). Глава 58 С 58-й гл. начинается 3-й отдел части книги пророка Исаии, обнимающий, как и предыдущие два, также девять глав (58–66). В этом отдел изображается: состояние иудейского народа, после отвержения Мессии (гл. 58 и 59); слава Церкви Христовой и ее распространенее (гл. 60–62); суд над народом иудейским (гл. 63–65) и распространение истинного Богопочитания по всей земле (гл. 66). В 58-й гл. содержится обличение ложного благочестия народа иудейского (ст. 1–5) и указываются черты благочестия истинного, спасительного для него (ст. 6–14). 1. Возопий крепостию, и не пощади, яко трубу возвыси глас твой, и возвести людем моим грехи их, и дому Иаковлю Беззакония их. 2. Мене день от дне ищут, и разумети пути моя желают, яко людие правду сотворившии, и суда Бога своего не оставившии: просят ныне у мене суда праведна, и приближитися ко Господу желают, глаголюще: 1. Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву на грехи его. 2. Они каждый день ищут Меня, и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: Ст. 1. Пророку повелевается громко и во всеуслышание возвестит беззакония народа иудейского, – того народа, который был утешен возвещением о явлении славы Господней (40:1–5) и который не поверил проповеди пророков (53:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

В нём приводится один весьма характерный рассказ. «Однажды к Ипаммаю, основателю одной из главных раввинских школ, пришёл какой-то язычник, который просил Шаммая научить его иудейскому закону в то время, пока он будет стоять на одной ноге. Шам- май прогнал его от себя локтем 5 ), который в это время был у него в руке. Тогда тот отправился к р. Гил- лелу, основателю другой раввинской школы, и просил его о том же. Последний ему ответил: «чего не желаешь себе, того не делай и ближнему, – в этом весь закон, все остальное есть только объяснение к нему (Шаббат, f. 31: а). Не напоминает ли это слов Христа Спасителя: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» ( Мф.7:12 ). Что касается законов общежития, то талмудисты предписывают почтение к правительству. Так, рабби Ханина, викарный первосвященник, говорил: «молись о благоденствии правительства, ибо если бы не было страха пред ним, то один человек проглотил бы другого (ближнего своего) живьем (Пирке Абот, 3:2). Есть ли в талмуде свидетельства о Христе Спасителе? Как извстно из евангелия, Спаситель нередко обличал тех книжников и фарисеев, которым талмуде главным образом обязан своим происхождением. Поэтому естественно ожидать, что здесь должна сохраниться память о Спасителе, Его учении и Его крестной смерти. И действительно, память об этом здесь сохранилась. Но так как составители талмуда сами не веровали во Христа, а некоторые из них относились к учению Христову весьма враждебно, а помимо того, были мало знакомы с ним, то поэтому свидетельства талмуда о Христе Спасителе отличаются сбивчивостью, неясностью, анахронизмами, а некоторые из них имеют кощунственный и богохульный смысл относительно личности Христа Спасителя и Его Пречистой Матери, Приснодевы Марии. Нужно заметить, что эти свидетельства встречаются не во всех изданиях талмуда. В некоторых, особенно новейших они выпущены и на тех местах, где они должны стоять, находятся или небольшие пропуски или кружечки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

В то время, когда Моисей и вся природа говорили о Боге, не обнимаемом никакими внешними образами, народ говорили Аарону: «сделай нам бога, который-бы шел пред нами, ибо с этими человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли египетской, не знаем, что сделалось» ( Исх. 31:1 ). И когда были сделан золотой телец, народ радостно воскликнули: «вот бог твой, Израиль, который вывели тебя из земли египетской» (ib. 4). Какая злая ирония в этих словах над теми учеными, которые в Мосеевом законодательстве видят произведение еврейского народного гения! И действительно, достаточно было несколько часов отсутствия вождя, и его заповеди забыты; достаточно было несколько стихнуть громам Синая – и народ своего избавителя находит не в открывающемся Иегове, а в золотом тельце. Так неглубоко лежали заповеди Моисея в сознании массы и так мало вязались они с ее стремлениями. После этого понятен и тот справедливый гнев, который объял Моисея при виде идолопоклонства своего народа. Он даже разбивает те скрижали, на которых были начертаны основоположения закона, чем как-бы отрицает пользу этого закона для столь грубого и невосприимчивого народа. Как были незначительны нравственные стремления этого народа и как он был чужд всего идеального, показывает готовность евреев чрез месяц по выходе из Египта, ввиду пустыни Синь, променять драгоценную свободу на египетское рабство. «Зачем, роптали они на Моисея и Аарона, они привели нас в эту голодную пустыню? Лучше бы умереть нам в земле египетской, когда мы сидели у котлов мясных и ели до сыта хлеба». В пустыне Фаран они вопили снова: «о, если бы дали нам мяса! Мы помним, в Египте мы даром ели рыбу, огурцы, дыни, лук и чеснок; а теперь душа-то у нас иссохла, ничего нет; только что и смотри на манну» ( Чис. 11:67 ). Явилось мясо, но они ели его так неумеренно, что оставили за собой гробы похотения. Как мало в них было веры в Бога и нравственного героизма, это показывает их малодушный ропот у пределов земли ханаанской, когда некоторые соглядатаи своим преувеличенным изображением роста обитателей обетованной земли так напугали их, что народ стал говорить: «не лучше ли нам возвратиться в Египет» ( Чис. 14:3 ), и роптал на Моисея и Аарона, даровавших им свободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Ванея, сын Иодая, мужа храброго, великий по делам, из Кавцеила, он поразил двух сыновей Ариила Моавитского... (приводятся и другие деяния). И он был в славе у трех храбрых». Сходство между приведенными эпизодами и рассказом жития сказывается скорее в общем характере повествования, чем в деталях. Двум из героев жития приписываются, кроме того, дела, которые должны быть приняты за более или менее, верно, переданные факты из действительности: Один из них, Гаврило, преследует королевича до самого корабля и, после этого, вступает в бой с воеводою Шведов. Другой, Савва, разрушает королевский шатер. Относительно остальных автор ограничивается общими фразами, как-то: «бьяшеся с единым топором... и паде неколико от руки его» (Збыслав); «наехав на полк с мечем и мужествова» (Яков); «погуби три корабли Римлян» (Миша); «оступиша его мнози и от ран паде и скончася» (Ратмир). То, что сказано об этих трех первых, имеет кое-что общее с тем, что рассказывается о героях Давида, об Исбосефе, который своим копьем поразил восемьсот человек в один раз, или об Елеазаре, который вместе с Израильтянами бил врагов до того, что рука утомилась, или об Авесее, который копьем убил триста человек. Разница заключается в деталях, между тем как общий характер рассказа в обоих случаях поражает своим сходством. Невская победа завершилась неожиданным чудом, которое иллюстрируется библейским примером. Подобно тому, читаем в житии, как при царе Езекии Ангел Господень внезапно избил множество ассирийских воинов, которые были найдены в следующее утро мертвыми, при победе Александра найдены были трупы избитых ангелом Шведов на другом берегу Ижеры, между тем, как оставшиеся в живых убежали. Приведем соответствующее место из Библии : «И случилось и ту ночь, пошел Ангел Господень и поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч, и встали поутру и вот все тела мертвые. И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский» ( 4Цар.19:35 ). Любопытпо, что параллель мевду библейским и Невским событием не ограничивается этим, а проходит более или менее осязательно через всю серию предыдущих событий. Этим устанавливается связь между библейским царем Езекией и Александром.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во 2 ст. слав. и противу глаголющым=α ντιλγοντα не им. соотв. в евр.-м. т.; вместо =р.-с. своим помышлениям, 70 читали, , почему: τν μαρτιν ατν, ср. слав. Первое слово ст. 4-го по евр.-м. т. =в р..с сидит, 70 читали: , почему: τος δαιμνοις, οκ στιν, ср. слав. (ср. Втор. 32:17 ), и отнесли к концу ст. 3-го. Под вертоградами, в которых иудеи приносили жертвы идолам, разумеются те священные сады, о которых говорит пророк в 1:29, в которых стояли их идолы; под чрепами, на которых они воскуряют в честь бесов, разумеются кирпичи или камни, с таинственными знаками (ср. 57:6), почитание которых было распространено среди ханаанских народов ( Лев. 26:1 ; Числ. 33:52 ), остатки каковых до последнего времени находят в заиорданской области Палестины и каменистой Аравии; в науке они известны под именем менгиров, долменов, кромлехов и моавитских кирпичей. Словами: и в гробех и в пещерах лежат соний ради, иудеи обличаются в некромантии и инкубации, которым они предавались (ср. 8:19; 29:4), по примеру языческих народов (см. Троицкого И. Г., Религ. общ. и госуд. сост. евр. во время Судей, стр. 144–145); иже ядят мяса свиная, хотя употребление свиного мяса было строго воспрещено у евреев (ср. Лев. 11:7 ; Втор. 14:8 ), притом же в данном случае такое ядение, вероятно, соединялось с каким-либо суеверным обрядом, как при Антиохе Епифане (2 Макк. 6:18, 21; 7:1). 5. Иже глаголют, отиде от мене, не прикоснися мне, яко чист есмь: сей дым ярости моея, огнь горит в нем вся дни. 6. Се написася предо мною, не умолчу, дóндеже отдам в недра их грехи их, и грехи отец их, глаголет Господь: 7. иже кадяху на горах, и на холмех укориша мя, отдам дела их в недра им. 5. Который говорит: «остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя». Они дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день. 6. Вот, что написано пред лицем Моим: не умолчу, но воздам, воздам в недро их. 7. Беззакония ваши, говорит Господь, и вместе беззакония отцов ваших, которые воскуряли фимиам на горах, и на холмах поносили Меня; и отмерю в недра их прежние деяния их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

«Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику. Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда, так как и псу живому лучше, нежели мёртвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; и любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чём, что делается под солнцем» (Экк. 9:2–6). Жуткий пессимизм; но так говорит Священное Писание (если только мы понимаем эту Книгу в контексте христианской Бого-человеческой перспективы, а не как в иудаизме или исламе)!!! Интересно, что эти представители богооткровенного библейского монотеизма вполне согласны в оценке смысла человеческой жизни с благородным язычником Феогнидом Мегарским ( VI век до н. э.), чьими элегическими дистихами в оригинале я наслаждался в своё время на семинаре известного ученого-классика Александра Гаврилова: «Вовсе на свет не родиться – для смертного лучшая доля, Жгучего солнца лучей слаще не видеть совсем. Если ж родился – спеши к вожделенным воротам Аида: Сладко в могиле лежать, чёрной укрывшись землей». (перевод Адриана Пиотровского) Как видите, радоваться появлению человека на свет не приходится: его ждут скорби, а если и будет он благополучен в краткой земной жизни, то, как говорит Экклезиаст (традиционно – это премудрый Соломон), – «одна участь праведнику и нечестивому». Зачем же тогда добиваться праведности, если «нечестивость» приносит б о льшие барыши в земной жизни, – а другой жизни, как можно понять из этих строк, не существует (во всяком случае, в том виде, как её понимает христианское богословие), а значит – нет и «компенсации» за страдания. Остаётся признать правоту язычника Горация: «Carpe diem, лови момент»! Увы! Иная перспектива открылась для людей с Днём Рождения Девы Марии и Днём Рождения Её Сына. Именно от этого Дня всё человечество (даже нехристианское, вольно или невольно, во всяком случае, в документах ООН) отсчитывает Новую Эру.

http://azbyka.ru/razmyshleniya-o-dne-roz...

Вследствие этого преодоление греха одними только мотивами нравственного долга становится невозможно. Апостол Павел пишет: «по внутреннему человеку нахожу удовольствие в Законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих». 29 Если даже апостол говорит о себе, что под влиянием этого пленяющего его закона греховного он делает не добро, которого хочет, а зло, которого не хочет, то с гораздо меньшим успехом может бороться закон добра против закона греховного в обыкновенном смертном. Нужна, следовательно, какая-либо другая сила, отвлекающая человека от греха. Такой силой являются страдания. Овладевая нашей душой, грех обращает на служение себе все её силы и может совершенно их поработить себе: воображение и память рисуют сознанию соблазнительные картины греха, ум изыскивает лишь средства к совершению греха, чувство не хочет никаких удовольствий, кроме греховных – и в результате одни только греховные решения воли. Случившись в такой момент, несчастья производят благодетельный переворот: психическая энергия обращается совсем в другую сторону, и направление душевной жизни изменяется самым радикальным образом. Проходит несчастье, и наша душа оказывается как бы обновленной: прежде так занимавшие и даже порабощавшие ее греховные влечения кажутся ей уже чем-то далеким и совершенно чуждым. Все это приложимо, впрочем, не только к несчастьям крупным и редко случающимся, но и к обыденным, так сказать, жизненным скорбям и лишениям, поскольку они указанным образом парализуют энергию греха. Прекрасный образ того, как несчастья очищают душу находим в Ветхом Завете, когда здесь несчастья сравниваются с горнилом, в котором очищаются металлы 30 . Поэтому же и апостол Павел, указав на многочисленные скорби, претерпеваемые апостолами, говорит: «мы не унываем; но если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется». 31 Есть и другой путь, которым страдания ведут к очищению души от греха – это разочарование в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gorode...

Господи Боже Израилев! Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и нощь, и услышиши молитву людей Твоих о них же помолятся на месте сем! И всяк, суждий, иже несть от людей Твоих, приидет и помолится в храме сем, услыши и его с небесе от святаго жилища Твоего! ( 3Цар. 8:29 – 30, 41 – 43 ). Прости и ты, страна сия! Для одних из нас ты являешься отечеством, родиною, для других ты дала приют, работу и достаток, иные на твоей вольной земле получили свободу исповедовать правую веру. Бог говорил в древности чрез пророка: Заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него, ибо при благосостоянии его и вам будет мир ( Иер. 29:7 ). Так и мы молимся Господу, чтобы Он послал стране сей изобилие плодов земных, благорастворение воздухов, дожди и ветры благовременны и сохранил ее от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной брани. Да будут же благословенны страна сия, и град сей, и храм, и на всех вас да почиет благословение Господне благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пассажирский лайнер «Кронпринц Вильгельм», принявший на борт архиепископа Тихона, отплыл к берегам Старого Света. Владыка вспомнил тихие улочки провинциального Торопца, Спасскую церковь , небольшой домик с прибранным цветником возле него, прикованную тяжелым недугом к креслу мать. Она пережила и мужа, и всех, кроме одного, детей. Однажды ей предложили исполнить и повесить в комнате большой портрет семьи. «Зачем? – отмахнулась она. – Они всегда передо мной... И владыка часто пишет... Я любовь их чувствую... Закрою глаза и вижу как живых – и почивших, и далекого. Храни их Господь!» Испытав и радости, и горе, примиренная с Богом Анна Гавриловна Беллавина скончалась 29 апреля 1904 года. У сына – архиепископа не осталось с ее смертью на земле родных. Остались лишь родные могилы. Россия, в которую владыка возвращался, во многом отличалась от той, что он покинул восемь лет назад. Страна пережила два серьезных события: неудачную войну с Японией 1904 – 1905 годов и политические волнения 1905 – 1906 годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Двинувшись из Египта, евреи, под предводительством Моисея, направились из земли Гесем к востоку и, перешедши северный отрог Герополитанского залива, устремились в южную часть синайского полуострова 211 . Неосмотрительный фараон или его доверенный военачальник имел неосторожность погнаться за ними и погиб в волнах Чермного моря. Таким образом евреи явились самостоятельной нацией. Вступая в море еще рабами, они вышли из него уже свободными. Погружение в морские волны как бы родило их в новую жизнь. Теперь для них открывалась перспектива самостоятельного исторического развития. Но для этого прежде всего был необходим закон, который бы регулировал государственную и церковную жизнь народа. Такой закон в скором времени и был дан. По своему содержанию, этот закон не представлял чего-либо безусловно нового. Он зиждился на общих основных инстинктах человеческой природы, был раскрытием их в истинном и нормальном отношении. «Заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и недалека. Она не на небе, чтобы можно было говорить: кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее? Но весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и сердце твоем, чтоб исполнять его» ( Втор. 30:11–14 ). Весь закон был иллюстрацией великого слова «любви» ( Гал. 5:14 ) в его различных применениях. Но кто сделал эту иллюстрацию и кто, таким образом, был виновником еврейского законодательства? Происхождение закона известной нации естественнее всего искать, конечно, в недрах самой нации. Обращаясь к истории евреев, мы находим, что здесь всегда текут две струи народной жизни: одна ясная и чистая, другая мутная и грязная. Первую составляют лучшие нравственные силы евреев, в которых они никогда не имели недостатка. Вторую же – народное большинство с своими дурно направленными инстинктами. Никто, конечно, не будет предполагать, чтобы низшая и сравнительно большая часть еврейской нации с ее извращенными инстинктами могла быть виновницей Моисеева закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Для наказания иудеев, за их невнимание Господу в неисполнение воли Его, Господь предаст их во власть обольстителей, и наведет на них то самое, чего они так боялись. Под обольстителями бл. Иерон. разумеет здесь книжников и фарисеев, которым sa свои грехи был предан народ иудейский и по обольщению которых навлек на себя гнев Божий. Ст. 5. Тем из среды народа иудейского, которые слушали слово Господа и боялись Его, за что были ненавидимы братьями своими, Господь говорит, что ненавидящие их будут постыжены. Евр.-м. сл. =в р.-с. говорят, 70 читали: почему: ιπατε=рцыте; евр. с. при =в р.-с. ваши братья в слав. т. не им. с. соотв. Основываясь на перев. 70, бл. Иерон. и бл. Феод. видят здесь повеление служителям Бога любить ненавидящих и обидящих их ( Мф. 5:44 ; Лк. 6:35 ); вчастности бл. Иерон. относит это к апостолам и мужам апостольским, которые, будучи гонимы от иудеев, тем не менее считали их братьями ( Деян. 2:29 ; Римл. 9:3 ). 6. Глас вопля от града, глас от храма, глас Господа воздающаго воздаяние сопротивящымся. 7. Прежде неже чревоболети ей, роди, прежде неже приити труду, чревобольния избеже, и породи мужеск пол. 8. Кто слыша сицевое, и кто виде сице; аще родила земля с болезнию во един день, или и родися язык весь купне; яко поболе и роди сион дети своя. 9. Аз же дах чаяние сие, и не помянул еси мене, рече Господь: не се ли аз родящую и неплодную сотворих, рече Бог твой. 6. Вот, шум из города, голос из храма, голос Господа, воздающаго возмездие врагам Своим. 7. Еще не мучилась родами, а родила; прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном. 8. Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в един денъ? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих. 9. Доведу ли Я до родов и не дам родить? говорит Господь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой. Ст. 6. В то время, когда Господь наведет ужасное на народ иудейский, будет слышим страшный шум в городе, будет слышан голос Господа из храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010