6. Сего ради познают людие мои имя мое в той день, яко аз есмь сам глаголай, ту есмь. 7. Коль красны на горах ноги благовествующих мир, благовествующих благая, яко слышано сотворю спасение твое, глаголя: сионе, воцарится Бог твой. 8. Яко глас хранящих тя вознесеся, и гласом вкупе возрадуются: яко очи ко очесем воззрят, егда помилует Господь сиона. 9. Да отрыгнут веселие вкупе пустыни иерусалимския, яко помилова Господь людей своих, и избави иерусалима: 10. и открыет Господь мышцу свою святую пред всеми языки, и узрят все концы земли спасение, еже от Бога нашего. 6. Поэтому народ Мой узнает имя Мое; поэтому узнает в тот день, что Я тот же, который сказал: вот Я! 7. Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: ”воцарился Бог твой!” 8. Голос сторожей твоих – они возвысили голос, и все вместе ликуют, ибо своими глазами видят, что Господь возвращается в Сион. 9. Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима: ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим. 10. Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего. Ст. 6 ср. Ин. 17:6; 8:24, 28; 6:20 . Тогда как, пишет далее бл. Иерон., начальники и учители его, народа иудейского, хулят и проклинают Господа, народ его, т. е., народ христианский, узнает имя Того, Кто намерен прийти во имя Отца, – узнает потому, что Он Сам, прежде говоривший чрез пророков, теперь будет учить народы“. Ст. 7. Господь явится среди народа Своего благовестником мира, спасения людей и царства Божия. Слав. пер. начала ст., согласный с Рим. 10:15 и перевод. у Феодор., расходится с чтением сего места в евр. м. т. известных греч. списках, а также Пешито, Вульг., у Ак. С. Феод. Согласно им по славянски д. б.: коль красны на горах ноги благовествующяго мир, благовествующаго благая; а вместо: слышано сотворю, согл. некотор. гр. сп. и альд. изд., следует: слышано сотворит=ουστν ποισει. Разумея здесь под благовествующим мир, благо и спасение людей Христа Спасителя, бл. Иерон. так применяет к нему слова с. ст.: “Он возвестил и проповедал мир дальним, т. е., языкам, и ближним, т. е., иудеям, воссоединяя мир Богу. О нем, под uмehev Соломона, поется в псалме: воссияет во дне его правда и множество мира, дóндеже отымется луна ( Пс. 71:7 ); и у самого пр. Исаии об отрочати, родившемся нам, сыне, данном нам, егоже начальство бысть на раме его, и нарицается имя его: велика совета ангел, в конце говорится: и мира его несть предела ( Ис. 9:7 ). Он именно есть мир наш, Тот, Который примирил все на небе и на земле – кровию креста Своего, Который сказал апостолам: мир оставляю вам, мир Мой даю вам ( Ин. 14:27 ). Он же поведал нам и блага, – не те, которые у философов называются безразличными, а блага истинные, которые дает Отец просящим у него, т. е., все дары Духа Святого (ср. Лк. 11:13 )“, глаголя: сионе, воцарится Бог твой ср. Мк. 1:14–15; 11:9–10 ; Лк. 19:38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

7. и Господь Господь помощник ми бысть: сего ради не усрамихся, но положих лице свое аки твердый камень, и разумех, яко не постыждуся: 8. и. Зане приближается оправдавый мя, кто пряйся со мною; да сопротивостанет мне купно: и кто судяйся со мною; да приближится ко мне. 9. Се Господь Господь поможет ми, кто озлобит мя: се вси вы, яко риза обетшаете, и яко молие изъяст вы. 10. Кто в вас бояйся Господа; да послушает гласа отрока Его. Ходящии во тьме, и несть им света, надейтеся на имя Господне и утвердитеся о Бозе. 11. Се вси вы огнь раждизаете, и укрепляете пламень. ходите светом огня вашего, и пламенем, егоже разжегосте. мене ради быша сия вам, в печали успнете. 7. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое как кремень, и знаю, что не останусь в стыде. 8 . Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне. 9. Вот, Господь Бог помогает Мне: кто осудит Меня? Вот, все они как одежда обветшают: моль съест их. 10. Кто из вас боится Господа, слушается гласа раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа, и да утверждается в Боге своем. 11. Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами. Это будет вам от руки Моей: в мучении умрете. Ст. 7–9. Унижаемый от людей и оставляемый всеми ( Мф. 26:31, 56 ; Мк. 14:27:50 ), Он не падает духом и не приходит в смущение, зная, что Господь, Отец Его, есть помощник и защитник Его ( Ин. 26:32; 8:29 ), что никто не может обличить Его о гресе ( Ин. 8:46 ), все же противники Его, будучи противниками вместе с тем и Бога ( Ин. 12:47–50 ), погибнут от нравственной порчи ( Ин. 8:24 ), как одежда – от моли. – Во 2 пол. 9 ст. 70, вместо местоименного суффикса 3 л. мн. ч., читали суффикс 2 л. мн. ч. Ст. 10. Вместо стоящего в евр. м. т. =в р.-с. слушается, 70 читали , почему: ουσατω=да послушает. Согласно сему переводу, современные Отроку Господню, благочестивые иудеи призываются внимать гласу Его, гласу Того, Кто есть исполнение закона и пророков ( Мф. 5:17 ), о Ком, во время преображения на горе Фаворской, Бог Отец сказал: сей есть сын мой возлюбленный, о нем же Благоволих: того послушайте ( Мф. 17:5 ). Весь же вообще иудейский народ, который, вследствие порчи органа духовного зрения ( Мф. 6:22–23 ), пребывал во тьме ( Ин. 12:35 ), теперь пророчески призывается веровать в Того, в Ком имя Господа, т. е. Откровение существа Божия (ср. Исх. 23:21 , Ис. 63:9 по евр. т., Ин. 14:9–10 ), следовать за ним, как за светом, чтобы выйти из тьмы ( Ин. 12:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

7. Не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит, и доколе не сделает Иерусалима славою на земле. 8. Господь поклялся десницею Своею и крепкою мышцею Своею: не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим, и сыновья чужих не будут пить вина твоего, над которым ты трудился. 9. Но собирающие его будут есть его и славить Господа, и обирающие виноград будут пить вино его во дворах святилища Моего. 10. Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путъ народу; равняйте, равняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов. 11. Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним. Ст. 3. Сион, или Церковь будет великолепным венцом в руке Господа, царской диадемой в длани Бога своего (ср. Пс. 44:10 ). Ст. 4 ср. 54:5–7. Сион, или Церковь , прежде запустевший и оставленный, впоследствии будет населенным местом, Владыкой которого будет Сам Бог; благоволение Господа будет пребывать здесь. Ст. 5 ср. 61:10; Пс.44:17 . Основанием жизни церкви будет служить любовь Бога и чад ее, по чистоте и силе своей подобная любви жениха к невесте (ср. Ефес. 5:25 и д.). Ст. 6–7. Поставленные Господом, стражи Сиона будут неумолчно славить Господа, и Он сделает Иерусалим славой на земле. Под стражами Сиона, говорит бл. мы можем разуметь или ангелов, или апостолов, всех начальников и учителей его, охраняющих церковь от проникновения в нее диавола. Эти стражи не должны умолкать ни днем, ни ночью, ни в радости, ни в печали, но должны всегда молить милосердие Божие, чтобы помощь Божия охраняла и ограждала стадо Христово и стены Иерусалима“. Последние сл. ст. 6-го =в р.-с. не умолкайте, 70 читали: , почему: ο στιν γρ μv μοιος, ср. слав., и отнесли их к началу ст. 7-го, а первые слова сего ст. по евр. м. т. =в р.-с. не умолкайте пред Ним, совсем остав. без перев. Следующие за ними по греч. т. слова: ν διορϑωσ α ποισ Ιερουσαλμ, ср. слав., вернее должно перевести по слав.: аще исправит и сотворит Иерусалим (ср. Иерон. si correxerit et faciet).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

8. Кии суть, иже яко облацы летят, и яко голуби со птенцы ко мне; 9. Мене острови ждаша, и корабли фарстийстии в первых, привезти чада твоя издалечеа, и сребро и злато их с ними, имене ради Господня святаго, и за еже святому исраилеву славну быти. 10. И созиждут сынове инороднии стены твоя, и царие их предстояти будут тебе: за гнев бо мой поразих тя, и за милость мою возлюбих тя. 11. И отверзутся врата твоя присно, день и нощ не затворятся, ввести к тебе силу язык, и цари их ведомыя. 12. языцы бо и царие, иже не поработают ти, погибнут, и языцы запустением запустеют. 8. Кто это летят, как облака, и как голуби – к голубятникам своим? 9. Так, Меня ждут острова, и впереди их корабли Фарсисские, чтобы перевезти сынов твоих издалека, и с ними серебро их и золото их, во имя Господа Бога твоего и Святого Израилева, потому что Он прославил тебя. 10. Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их служить тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе. 11. И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов, и приводимы были цари их. 12. Ибо народ и царства, которые не захотят служитъ тебе, погибнут; и такие народы совершенно истребятся. Ст. 8. Стремление верующих к Сиону подобно стремлению быстро движущихся облаков или полету голубей, направляющихся в свою голубятню. Вместо =в р.-с. голубятням своим, 70 читали: , почему: σν νεοσσος, ср. слав. Ст. 9. Жители островов Средиземного моря на фарсисских кораблях привезут чад Сиона, следующих издалека, вместе с ними также и драгоценные дары их, во славу Господа и Сиона. Корабли фарстийстии ср. 23:14. Ст. 10–12. Потомки иноплеменников, обратившиеся ко Господу, созиждут стены Сиона, врата его будут отверсты день и ночь для принятия даров и поклонников. Народы и царства будут служить для прославления его, и те из них, которые не пожелают сего, погибнут (ср. Зах. 14:17 ). 13. И слава ливанова к теюе приидет, кипарисом, и певгом, и кедром, вкупе прославите место святое мое, и место ног моих прославлю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

8. Не суть бо совети мои, якоже совети ваши, ниже якоже путие ваши, путие мои, глаголет Господь. 9. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь мой от путей ваших, и помышления ваша от мысли моея. 8. Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – Мои пути, говорит Господь. 9. Но как небо выше земли, так пути мои выше путей ваших, и мысли мои выше мыслей ваших. Ст. 8–9. Слово Господа о помиловании призываемого греховного человечества и отпущении ему грехов не понятно для человеческого ума. Хороший перифраз предлагает здесь бл. Иерон. ”Для того, чтобы вы не думали, что обещаемое Мною трудно, и чтобы вам не казалось невероятной возможность спасения нечестивого и неправедного, – народа ли иудейского, или всех узнавших Бога в языках, – вы подумайте о том, что различие между Моими и вашими намерениями велико, ибо каково различие природы, таково – и намерения: многи мысли в сердцы мужа: совет же Господень во век пребывает ( Притч. 19:21 ). Вы, как люди, часто раскаиваетесь в обещанном, прежнее намерение заменяете новым: ибо Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей ( Пс. 32:10 ), а помышления сердца его в род и род (ib. 11), и то, что Он определил, не может измениться. Желаете ли вы знать различие Моего и вашего совета? Как отстоит небо от земли, и одно жилище ангелов, другое – человеков, так отстоят Мои советы от ваших. О Моих мыслях говорится: яко неиспытани судове его, и неизследовани путие его ( Рим. 11:33 ); а о ваших: помыслиша советы, ихже не возмогут составити ( Пс. 20:12 ) и в другом месте: Ис. 8:10 “. 10. Якоже бо аще снидет дождь или снег с небесе, и не возвратится, дóндеже напоит землю, и родит, и прозябнет, и даст семя сеющему, и хлеб в снедь. 11. Тако будет глагол мой, иже аще изыдет из уст моих, не возвратится ко мне тощ, дóндеже совершит (вся), елика восхотех, и поспешу пути твоя, и заповеди моя. 10. Как дождь и снег нисходит с неба, и туда не возвращается, но напояет землю, и делает ее способною рождать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

8. Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, Ст. 8. Господь, внявши ему во время проявления своего особого благоволения к людям, помогший ему в день спасения людей, полагает его в основу завета своего с людьми: Он восстановит землю, лежавшую, как говорит блаж. Иероним, в заблуждениях идолопоклонства; Он овладеет ее запустелыми участками, не имевшими, по словам того же блаж. Иерон., Бога своим обитателем. Останавливаясь на начальных словах стиха: во время приятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти, св. Кирилл алекс. пишет: „хотя Христос был предопределен до сложения мира, как и тайна его, но Он воссиял во времена, угодные Мироправителю, в которые Он помог нам; о времени вочеловечения (его) он и говорит, что это день спасения”. Так негде и божественный Павел: „се ныне, говорит, время благоприятно, се ныне день спасения” ( 2Кор. 6:2 ). Воспевает же и пророк Давид, говоря: „Сей день, его же сотвори Господь и дал. ( Пс. 117:24 )“. Впрочем иные, по словам того же Кир., относили эти слова ко времени моления Спасителя о чаше и его страданий, принимая их за слова, сказанные Богом Отцом Христу Спасителю после того, как Он испил чашу страданий и смерти; но св. Кирилл не соглашается с таковым мнением. Блаж. Иерон. под временем благоприятным и днем спасения разумеет время страдания и воскресения Спасителя. Евр. сл. =в р.-с. п. Я буду охранять Тебя, 70 производили от , при чем считали за conversativ., почему α πλασ σε=и сотворих тя. Но блаж. Иерон., как и р.-с. п., – от почему et servavi te=и сохранил тебя, разумеется, от тления, вследствие победы над смертию ( Деян.2:24:31 ). Слово „вечный» не имеет себе соответств. ни в евр., ни в греч. т. 9. Глаголюша сущим во узах: изыдите: и сущим во тьме: открыйтеся: на всех путех пастися будут, и на всех стезях пажить их. 9. Сказать узникам: выходите, и тем, которые во тьме: покажитесь. Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

8. Якоже бо риза снедена будет временем, и яко сукно изъястся мольми, правда же моя в веки будет, и спасение мое в роды родов. 7. Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословья их не страшитесь. 8. Ибо как одежду съест их моль, и как волну съест их червь; а правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое – в роды родов. Ст. 7–8. Любящим правду и имеющим закон в сердцах своих ( Пс.36:31 ) Господь говорит, что они не должны страшиться ожидающих их поношения и хулы от людей (ib.32, ср. 2Тим.3:12 ), так как таковые суть временны, даруемое же им от Бога оправдание и спасение – в роды родов. В ст. 8, вместо евр. =в р.-с. моль, 70 читали: , почему: π χρνου=временем; слово съест их 70 в обоих случ. читали без =суф. их. Согласно с евр. м. т., по слав. следует: якоже бо ризу изъяст я тля, и яко сукно изъяст я моль и дал. 9. Востани, востани иерусалиме, и облецыся в крепость мышцы твоея, востани яко в начале дне, яко род века: не ты ли еси победил гордаго, и расторгнул змиа; 10. Не ты ли еси опустошаяй море, воду бездны многу; положивый глубины морския путь прохода изъятым и избавленным; 11. Господем бо возвратятся, и приидет в сион с радостию и с веселием вечным: на главе бо их веселие и хвала, и радость приимет я: отбеже болезнь, и печаль, и воздыхание. 9. Восстанъ, восстань, облекись крепостию, мышца Господня! Восстанъ, как в дни древние, в роды давние! Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила? 10. Не ты ли иссушила море, воды великой бездны, превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные? 11. И возвратятся избавленные Господом, и приидут на Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселие; печаль и вздохи удалятся. Ст. 9–11. Для призвания Сиона к новой жизни, устроения вечной правды и спасения людей, чрезвычайным образом проявится мышца Господня, т. е., сила Божья (ср. выше), в действиях, подобных тем, в каких она проявилась в начале еврейской теократии, во время избавления евреев от рабства египетского и путешествия по пустыне. Избавляемые ею теперь чада Сиона придут в Сион и станут наследниками вечного веселья. В ст. 9 евр. м. =в р.-с. Господня, 70 читали: , почему: ερουσαλμ=Иерусалиме, что в ст. 9 и 10 принято за звательный падеж обращенья, почему относящиеся к нему глаголы по слав. стоят в муж. р. Такое чтение 70 здесь противно контексту речи. Согласно евр. м. т., слав, перевод здесь д. б. исправлен так: востани, востани, крепость, мышцэ Господня, востани... и далее глаголы должны стоять в женск. р.: победила, –расторгнула, – опустошающая, – положившая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Акт халицы: «В такой-то день, такого-то месяца и такого-то года от сотворения мира, по счислению, принятому в таком-то месте, мы, судьи, из коих некоторые подписались ниже, сидели вместе втроем в качестве бет-дина. И предстала пред нами такая то, дочь такого то, вдова такого то, и привела к нам одного мужа по имени Ν, сына Ν. И так сказала она, такая-то, нам: «этот Ν, сын Ν, есть единокровный брат такого-то, моего мужа, который женился на мне и оставил жизнь учителям нашим и всему Израилю (т. е. скончался), не оставив ни сына, ни наследника, ни такого, который бы укрепил и восставил имя его в Израиле, так что Ν, его брату, надлежит вступить со мною в левиратный брак. Теперь, учители наши, скажите ему: если он хочет вступить со мною в левиратный брак, пусть вступает, а если нет, пусть он упрется правой ногой пред вами, и я сниму башмак с его ноги, и плюну пред лицом его. Вы удостоверились, что этот N единокровный брат такого то, умершего, и сказали ему: если ты хочешь вступить с нею в левиратный брак, вступай, а если нет, упрись пред нами своей правой ногой, и она снимет башмак с ноги твоей и плюнет пред лицом твоим. Он ответил и сказал нам: я не хочу жениться на ней. Мы тотчас подсказали этой (вдове) слова: «деверь мой отказывается восставить имя брата своего во Израиле, не хочет жениться на мне». Также и ему N мы подсказали: «не хочу взять ее». И он уперся перед нею своей правой ногой, и она сняла башмак с ноги его и плюнула перед лицом его плевком, который был для нас виден из уст ее до земли, и опять мы ей (вдове) подсказали: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему, и нарекут ему имя во Израиле: «дом разутого». А мы, судьи и все сидевшие перед нами, ответили за сим: «разутый, разутый, разутый», – три раза. После того, как это произошло перед нами, мы разрешили этой (вдове) идти и выходить за кого пожелает, и никто не вправе препятствовать ей от сего дня и на веки. Она у нас попросила сей акт халицы, и мы написали и подписались и передали ей во удостоверение, по закону Моисея и Израиля». Свидетели. См. Переферкович Н., ор. с., т. 3. Прибавл. к трактату Иебамот, стр. 103. Мауег Bon., ор. с. SS. 303–304.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Быт. 38:8 ), по которому деверь, в случае смерти брата бездетным, брал его жену для восстановления семени брата, а отчасти в заботах о чистоте народных нравов, которой могло угрожать изобилие бездетных свободных и в то же время имущественно состоятельных вдов, установил особый закон о левиратном браке 169 , иначе – закон ужичества. По сему закону, если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за чужого человека, но ее деверь должен был взять ее себе в жену и жить с нею, с тем, чтобы родившийся от нее первенец оставался с именем умершего брата. Если же деверь не захочет взять невестку, то она имела право обжаловать его отказ перед старейшинами, которые должны призвать ее деверя и уговорить. В случае решительного отказа с его стороны, невестка снимала обувь с его ноги и публично плевала ему в лицо со словами: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему (у Израиля)». С того времени такой человек получал в народе прозвище: дом разутого (халуц) ( Втор. 25:5–10 ; Antiquit. jud. IV, 8, 23; 1 Ср. Мф. 22:24–27 ). Впоследствии кроме деверя закон о левирате простирался также и на других ближайших родственников умершего мужа вдовы (ср. Руф. 3:9, 12, 13. 4 ). Но действию этого закона по-видимому не подлежали первосвященники ( Лев. 21:13 и д.) и старцы, потерявшие надежду на деторождение. Вообще же этот закон соблюдался у евреев довольно последовательно, и, как справедливо догадываются экзегеты, из его применения объясняется различие в названии некоторых лиц в родословии Иосифа Обручника между евангелистами (ср. Мф. 1:1–16 и Лк. 3:23–38 ), так как один евангелист следовал списку официальному, а другой реальному. Многоженство в древности было всеобщим явлением на востоке, оно рано возникло и у евреев (ср. § 60) и вследствие их страстного темперамента, как показывает история судей ( Суд. 8:30; 10:4; 12:9, 14 ) и царей ( 2Цар. 12:8 ; 3Цар. 9:3 ), укоренилось у них очень прочно. Законодатель, снисходя к слабости еврейского народа, не запретил многоженства, а только несколько урегулировал это явление в жизни народа ( Исх. 21:9–10 ; Втор. 21:15–17 ) 172 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

В 57-й гл. содержится обличение иудеев за умерщвление Праведника и изгнание мужей святых (ст. 1–2), при чем как за это, так равно и за все прежние злодеяния народа иудейского, состоящие в его частых отступлениях от служения Истинному Богу (3:11), ему предрекается лишение земли обетованной и св. горы, которые наследуют надеющиеся на Господа (12–13), а вместе с тем и то, что таковой гнев Божий продлится не до конца: в известное время будет взято преткновение с пути народа Божия, обратившиеся к Господу спасутся, а нечестивые подвергнутся вечным мукам (14–21). Бл. Иерон. пишет, что иудеи его времени под Праведником и святыми мужами, о смерти и изгнании которых говорится в начале главы, разумели праведников, кровь которых пролил Манассия, наполнивший ею Иерусалим от края до края ( 4Цар. 21:16 ); а иные видели здесь пророчество Исаии о своей смерти, так как он во время Манассии был распилен деревянной пилой. Но, согласно последовательности пророческой перспективы, содержащейся в 40–66 гл., под Праведником, за умерщвление которого должен постичь иудеев гнев Божий, естественно разуметь того Праведника, о смерти которого говорилось выше, в 53:11, т. е., Христа Спасителя ( Деян. 3:14–15 ). В этом именно смысле объясняется пророчество 57 гл. у св. Кир. ал., бл. Иеронима, бл. Феодорита и других древне-христианских толковников. 1. Видите, како праведный погибе, и никтоже не приемлет сердцем, и мужие праведнии вземлются, и никтоже разумеет: от лица бо неправды взяся праведный. 2. Будет с миром погребение его, взяся от среды. 1. Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. 2. Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих. Ст. 1. Между виновниками смерти Праведника “Никто, как говор. бл. Феодор., не пожелал порассудить о преступлении“. И мужие праведны вземлются: ”Ибо, говорит бл. Феодор., после Христа Владыки, они тотчас начали неистовствовать против св. апостолов: побили камнями божественного Стефана, потом изъяли из среды божественного Иакова, которого, сбросив с крыла церковного, предали смерти посредством древесных ударов“. Таким образом господство зла повлекло за собою гибель праведников (ср. Прем. Сол. 2:12).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010