Рассказывали, что у аввы Силуана в скиту был ученик по имени Марк, который имел великое послушание и был хороший писец. Старец любил его за послушание. Кроме Марка у старца было еще одиннадцать учеников. Они скорбели о том, что старец любил Марка больше, чем всех их. Старцы, услышав об этом, опечалились. Однажды они пришли к Силуану и укоряли его. Авва Силуан, взяв их с собой, вышел из келлии, начал стучаться в двери каждого из учеников своих, говоря: «Брат, пойди сюда, ты мне нужен», но ни один из них не поспешил тотчас же к нему выйти. Старец пришел к келлии Марка, постучался и позвал: «Марк!» Марк, услышав голос старца, выбежал к нему в ту же минуту, и старец дал ему поручение. Силуан сказал старцам: «Где же, отцы, другие братья?» Потом он вошел в келлию Марка, взял тетрадь и увидел, что тот начал писать одну букву, но услышав голос старца, бросил перо, не докончив ее. Тогда старцы сказали Силуану: «Справедливо ты любишь его. И мы полюбили его, и Бог его любит» ( 79, 166 ). Один старец рассказывал о Василии Великом . Посетив однажды киновию, после приличного наставления он спросил настоятеля: «Есть ли у тебя здесь брат, который бы отличался послушанием?» – «Владыка!– отвечал настоятель, – все рабы твои, и ищут спасения». Святитель Василий опять спросил его: «Есть ли у тебя кто-нибудь, имеющий истинное послушание?». Тогда настоятель привел к нему одного брата. Святитель Василий велел ему служить при столе. После принятия пищи брат подал ему воды умыться, а святитель Василий говорит ему: «Пойди, и я подам тебе умыться». Брат позволил, чтобы святитель подал ему воды. Святитель Василий сказал ему: «Когда войду в храм, приходи и ты; я сделаю тебя диаконом». После этого святитель Василий сделал его и пресвитером и за его послушание взял с собой в епископию. Достопамятные сказания ( 79, 50 ). Отправляясь из киновии для свидания с духовником, преподобномученик Тимофей сказал игумену о желании повидать своих детей и просил у него на это благословения, ибо селение, где они живут, лежало на его пути. Игумен отвечал: «Сначала пойди к своему наставнику и спроси его об этом, и, если он позволит, сходи». Глубоко сложил Тимофей в сердце своем заповедь духовного отца и наставника на пути к Небу.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Так велел ему бес, чтобы, отлучивши его от Бога и святого места, от дому Пречистой и преподобных отцов наших, Антония и Феодосия, сделать ему какое-нибудь зло своим кознодейством. Но Бог , не хотящий погибели ни одного человека из этого святого места, спас и Феодора молитвами святых своих. В это время возвратился из путешествия, посланный игуменом, Василий, который прежде уже спас пещерника от злого помышления. И пришёл он в пещеру повидаться с живущим в ней братом и сказал ему: «Феодор, брат мой! как теперь живёшь о Господе»? Удивился Феодор такому вопросу: брат говорил ему так, как будто не видался с ним долгое время. Он отвечал: «вчера и третьего дня ты постоянно был со мной и поучал меня; и вот я уже готов идти, куда ты велишь». Василий же сказал ему: «скажи мне, Феодор, что это за речи ты говоришь: вчера и третьего дня был со мной и поучал меня! Уж это не бесовское ли привидение? Не утаи от меня Бога ради». Феодор же с гневом сказал ему: «что искушаешь меня и зачем смущаешь душу мою! То так говоришь, то эдак»! И которому слову верить»? И так с жестокими словами отогнал его от себя. Василий же перенес всё это и пошёл в монастырь. Тогда бес опять пришёл к Феодору во образе Василия и сказал пещернику: «погубил я, брат, свой ум, окаянный, объявляя тебе иное. Но я не помню оскорблений, какие принял от тебя. Только скорее, в эту же ночь, возьми найденное и выходи отсюда». И с этими словами бес отошёл от него. Когда же настал день, Василий, взявши с собой некоторых из старцев, опять пришёл к Феодору и сказал ему: «вот я привожу их в свидетели, что три месяца прошло с тех пор, как я не видался с тобой, и в монастыре я только третий день; а ты говоришь, что вчера и третьего дня я был у тебя. Это будто какое-то бесовское действие. Когда тот придёт к тебе, не давай ему беседовать с собой, прежде чем он сотворит молитву, и тогда тебе ясно будет, что это бес. Тогда сотвори молитву запрещения и призови святых на помощь». И утвердив пещерника, Василий отошёл в келью свою. Бес же после этого не смел явиться к Феодору, и стал ясен ему обман дьявольский. С тех пор всякого, кто приходил к нему, он заставлял сначала помолиться и тогда уже беседовал с ним. И укрепился он на врагов и узнал пронырство их. И Господь избавил его от мысленных зверей и не допустил его сделаться рабом их, как случается со многими, пребывающими в пустыне, или в пещере и затворе живущими о себе (а не о Господе). Великая твёрдость нужна здесь, чтобы не погибнуть от бесов. Этого Феодора они также хотели погубить, но Господь избавил его. Для найденного же сокровища Феодор вырыл глубокую яму и, положив его туда, закопал. И с того времени и доныне никто не знает, где скрыто оно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово 10. О том, как была окована рака преподобного отца нашего Феодосия Печерского Через некоторое время после кончины Феодосия захотел Георгий, сын Симона и внук Африкана, оковать гробницу преподобного отца Феодосия, что и сделал. Послал он одного из подручных бояр своих, именем Василия, из города Суздаля в богоименитый город Киев, в Печерский монастырь, чтобы оковать гробницу преподобного Феодосия, и дал ему Георгий пятьсот гривен серебра и пятьдесят гривен золота на окование гробницы преподобного. Василий взял деньги и нехотя отправился в путь; проклиная жизнь свою и день рождения своего, так говорил он в уме своем: «Что это задумал князь столько богатства погубить и какая награда ожидает его за то, что он окует гроб мертвеца,— но что даром получено, то даром и брошено. Хуже всех же мне одному, не смеющему ослушаться господина. Чего ради я дом свой оставил, для кого в этот горький путь иду? И от кого честь приму: не к князю я послан и не к иному вельможе. Что я скажу, или разговаривать, что ли, стану я с этим гробом каменным, и кто ответит мне? Кто не посмеется моему безумному приходу?» Это говорил он своим спутникам, и многое другое. Святой же явился ему во сне и кротко сказал: «О чади, я хотел тебя вознаградить за труд твой; но если не покаешься, тяжкие ждут тебя испытания». Однако Василий не переставал роптать, и великую беду навел на него господь за грехи его: кони все у них пали и все, что у них было, украли воры, кроме посланного с ними сокровища. Василий же открыл сокровище, посланное на окование раки святого, и взял оттуда пятую часть золота и серебра, и истратил на себя и на коней; и не уразумел он, что гнев претерпел за хулу свою. И когда приехал он в Чернигов, то упал с коня и так разбился, что не мог и рукой пошевелить. Бывшие с ним положили его в ладью и привезли его под Киев, когда наступил уже вечер. И в ту же ночь явился ему святой, говоря: «Василий, не слышал разве ты господа, говорящего: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». Хорошо уразумел сын мой Георгий слова господа, сказавшего: «Кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника». Ты же за труд свой увенчан был бы, и такой славь; никто еще не удостаивался, какую принял бы ты вместе с Георгием, ныне же всего этого лишился ты, однако не отчаивайся за жизнь свою. Но не иначе ты исцелишься, как покаявшись в согрешении своем: прикажи, чтобы отнесли тебя в Печерский монастырь, в церковь святой Богородицы, и пусть положат тебя на гробницу мою, и ты будешь здоров, а истраченное тобой золото и серебро найдешь целым». И все это наяву произошло с Василием в ту ночь, а не во сне, когда являлся ему преподобный Феодосии.

http://sedmitza.ru/lib/text/438050/

   – Много ты одолжил бы меня, Василий, – заключил он, – если бы не отказался изложить свое учение на пользу ученикам, у меня находящимся.    Вскоре собрались ученики Ливания, и Василий начал учить их, чтобы они стяжали душевную чистоту, телесное бесстрастие, скромную поступь, тихую речь, скромное слово, умеренность в пище и питии, молчание при старейших, внимательность к словам мудрых, повиновение начальникам, нелицемерную любовь к равным себе и к низшим, чтобы они отдалялись от злых, страстных и привязанных к плотским удовольствиям, чтобы меньше говорили и более слушали и вникали, не были безрассудными в слове, не были многоглаголивы, не смеялись бы дерзко над другими, украшались стыдливостью, не вступали в беседу с безнравственными женщинами, опускали очи долу, а душу обращали бы горе, избегали споров, не искали бы учительского сана, и почести этого мира вменяли бы ни во что. Если же кто сделает что-либо на пользу ближним, то пусть ожидает награды от Бога и вечного воздаяния от Иисуса Христа, Господа нашего. Так говорил Василий ученикам Ливания и те с великим удивлением слушали его, а после сего он вместе с Еввулом снова отправился в дорогу.    Когда они пришли в Иерусалим и обошли с верою и любовью все святые места, помолившись там Единому Создателю всего Богу, они явились к епископу того города, Максиму, и просили его окрестить их в Иордане. Епископ, видя их великую веру, исполнил их просьбу: взяв клириков своих он отправился с Василием и Еввулом к Иордану. Когда они остановились на берегу, Василий пал на землю и со слезами молил Бога, чтобы Он явил ему какое-либо знамение для укрепления его веры. Потом, с трепетом вставши, он снял с себя свои одежды, а вместе с ними «отложить прежний образ жизни ветхого человека», и, войдя в воду, молился. Когда святитель подошел, чтобы окрестить его, внезапно спала на них огненная молния и, вышедшей из той молнии голубь погрузился в Иордан и, всколыхнув воду, улетел на небо. Стоявшие же на берегу, увидев это, вострепетали и прославили Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   – Но нам нечего, Еввул, – прибавил Василий, – прибегать к таким искусственным средствам убеждения. Мы владеем самою истиною, которую может постичь всякий, искренно к ней стремящийся. Именно, мы веруем, что все некогда воскреснем, – одни в жизнь вечную, а другие для вечного мучения и посрамления. Нам ясно об этом говорят пророки: Исайя, Иеремия, Даниил и Давид и божественный апостол Павел, а также Сам призывающий нас к покаянию Господь, Который отыскал погибшее овча, и Который возвращающегося с раскаянием блудного сына, обняв с любовью, лобызает украшает его светлою одеждою и перстнем и делает для него пир (Лк.15). Он дает равное воздаяние пришедшим в одиннадцатый час, равно как и тем которые терпели тягость дня и зной. Он подает нам кающимся и родящимся водою и Духом то, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.    Когда Василий передал Еввулу вкратце историю домостроительства нашего спасения, начав с грехопадения Адамова и закончив учением о Христе-Искупителе, Еввул воскликнул:    – О, явленный небом Василий чрез тебя я верую в Единого Бога Отца Вседержителя, Творца всяческих, и чаю воскресения мертвых и жизни будущего века, аминь. А вот, тебе и доказательство моей веры в Бога: остальное время моей жизни я проведу с тобою, а теперь желаю рождения от воды и Духа.    Тогда Василий сказал:    – Благословен Бог наш отныне и до века, Который озарил светом истины ум твой, Еввул и привел тебя из крайнего заблуждения в познание Своей любви. Если же ты хочешь, – как ты сказал, – жить со мною, то я объясню тебе, каким образом нам заботиться о нашем спасении, избавляясь от сетей здешней жизни. Продадим все наше имение и раздадим деньги нищим, а сами пойдем в святой град видеть тамошние чудеса; там мы еще более укрепимся в вере.    Раздав, таким образом, нуждающимся все имение свое и купив себе белые одежды, какие требовалось иметь принимающим крещение, они пошли в Иерусалим и по дороге обращали многих к истинной вере.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

    Первый:    1. «Боже мой! Боже мой! Внемли мне; для чего Ты оставил Меня»?     Припев: «По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас».    2. «Далеки от спасения, моего слова вопля моего».    3. «Боже мой, я вопию днем, и Ты не внемлешь мне, ночью, и нет мне успокоения».    4. «Но Ты, Святой, живешь среди славословий Израиля» (Пс. 21:1-4).     Второй:    1. «Для чего, Боже, отринул нас навсегда?»     Припев: «Спаси нас, Сын Божий, распявшийся плотию, поющих Тебе: аллилуйя».    2. «Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле».    3. «Гору Сион, на которой Ты вселился».    4. «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли» (Пс. 73:1-2, 12).     Входное: «Превозносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь подножию Его: свято оно». V. Стихиры, тропари, величания, стихи псалмов, прокимны и ко...     Стихиры Святителю, гл. 4: «Украшенный святительскими одеждами, Василий, ты радостно проповедовал Евангелие Царствия, преподав Церкви православное учение. Просвещенные этим учением, мы исповедуем и славим одно Божество в Отце Вседержителе в Единородном Слове Божием и в Божественном Духе, в трех лицах нераздельное. Моли Его о спасении и просвещении наших душ».     На литии, гл. 3: «Чистою своею жизнью вселив в душу Христа, Источника жизни, ты, святитель Василий, излил для вселенной реки правого учения. Напоенные твоим учением веруюшие православные люди приносят, как плод исповедания веры, благодарность Прославившему память твою в век века».     На стиховне, гл. 1: «О, божественная и священная пчела Церкви Христовой, всеблаженный Василий. Вооружившись жалом божественной любви, ты уничтожил хулы богопротивных ересей и приумножил сладость благочестия для верующих душ. И ныне, проходя по неувядаемым пажитям божественного рая, вспомни и о нас, предстоя Единосущной Троице».     Слава, гл. 6: «Ты, всеблаженный Василий, получивший от Бога дарование чудес и обличивший своим учением ложь язычества, являешься славою для святителей, утверждением их в православии и примером учения всем преподобным. Имея дерзновение к Богу, моли Его о спасении наших душ».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Бес же, мнимый брат, сказал: «Утаить сокровища ты не можешь, — непременно узнают о нем и возьмут, прими мой совет, который я тебе даю. Если бы это не угодно было богу, то не даровал бы тебе богатства и меня не известил бы». Тогда пещерник поверил ему, как брату, и стал готовиться выйти из пещеры: приготовил возы и ящики, чтобы, собрав в них сокровище, уйти, куда захочет, повелением бесовским; хотел бес причинить ему какое-нибудь зло своим кознодейством, отлучивши его от бога и святого места, и от дома пречистой и преподобных отцов наших Антония и Феодосия. Но бог, не хотящий погибели ни одного человека из сего святого места, спас и этого молитвами святых своих. В это время возвратился посланный игуменом Василий, который прежде уже спас пещерника от помышления злого. Пришел он в пещеру, желая увидеть живущего в ней брата, и сказал ему: «Феодор, брат, как в боге живешь ныне?» Удивился Феодор вопросу, что говорит так, как будто долгое время не виделись, — и сказал ему: «Вчера и третьего дня ты постоянно был со мною и поучал меня, и вот я иду, куда ты велишь мне». Василий же сказал: «Скажи мне, Феодор, что значат эти слова, которые ты говоришь: «Вчера и третьего дня все время был со мною и поучал меня?» Уж не бесовское ли это мечтание? Не утаи от меня бога ради». Феодор же с гневом сказал ему: «Что искушаешь меня и зачем смущаешь душу мою, то так мне говоришь, то иначе, и какому же слову верить?» И так прогнал его от себя с жестокими словами. Василий же, все это выслушав, пошел в монастырь. Бес же опять пришел к Феодору в образе Василия и сказал ему: «Потерял ты, брат, из-за сомнений свой разум. Но не попомнив обиды твоей, которую принял от тебя сегодня ночью, снова тебе говорю: уходи скорее, в эту ночь, взяв найденное». И, сказав это, бес ушел от него. Когда же настал день, снова пришел Василий к нему, взяв с собой некоторых из старцев, говоря пещернику: «Их привел я в свидетели, что три месяца прошло с тех пор, как я виделся с тобой, и в монастыре я третий день, ты же говоришь: «Вчера и третьего дня». Здесь какое-то бесовское действо. Когда тот придет к тебе, не дай ему беседовать с тобой, прежде чем не сотворит он молитву, и тогда уразумеешь, что это бес». И, сотворив запрещальную молитву, призвав святых в помощь, он ушел в свою келью, утвердив пещерника.

http://sedmitza.ru/lib/text/438119/

Василий взял деньги и нехотя отправился в путь; проклиная жизнь свою и день рождения своего, так говорил он в уме своем: «Что это задумал князь столько богатства погубить? И какая награда ожидает его за то, что он окует гроб мертвеца? Но что даром получено, то даром и брошено! Хуже всех же мне одному, не смеющему ослушаться господина своего! Чего ради я дом свой оставил, для кого в этот горький путь иду? И от кого честь приму: не к князю я послан и не к иному вельможе. Что я скажу, или разговаривать, что ли, стану я с этим гробом каменным, и кто ответит мне? Кто не посмеется моему безумному приходу?» Это говорил он своим спутникам, и многое другое. Святой же явился ему во сне и кротко сказал: «О чадо, я хотел тебя вознаградить за труд твой; но если не покаешься, тяжкие ждут тебя испытания». Однако Василий не переставал роптать, и великую беду навел на него Господь за грехи его: кони все у них пали и все, что у них было, украли воры, кроме посланного с Василием сокровища. Василий же открыл сокровище, посланное на окование раки святого, и взял оттуда пятую часть золота и серебра, и истратил на себя и на коней; и не уразумел он, что гнев претерпел за хулу свою. И когда приехал он в Чернигов, то упал с коня и так разбился, что не мог и рукой пошевелить. Бывшие с ним положили его в ладью и привезли его под Киев, когда наступил уже вечер. И в ту же ночь явился ему святой, говоря: «Василий, не слышал разве ты Господа, говорящего: “Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители”. Хорошо уразумел сын мой Георгий слова Господа, сказавшего: “Кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника”. Ты же за труд свой увенчан был бы, и такой славы никто еще не удостаивался, какую принял бы ты вместе с Георгием; ныне же всего этого лишился ты, однако не отчаивайся за жизнь свою. Но не иначе ты исцелишься, как покаявшись в согрешении своем: прикажи, чтобы отнесли тебя в Печерский монастырь, в церковь Святой Богородицы, и пусть положат тебя на гробницу мою, и ты будешь здоров, а истраченное тобой золото и серебро найдешь целым».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИЗМАЙЛОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Протоиерей Василий Измайлов, тюремное фото О.Василий сумел так настроить людей, что, когда приехали обновленцы , в храме не произошло никакого замешательства и храм остался за православными. Вскоре о.Василия арестовали. Незадолго до ареста за ним была установлена слежка агентуры ОГПУ . Выслеживавшие его в течение трех месяцев агенты составили ряд доносов, вошедших в обвинительное заключение. В нем, в частности, говорится: " ...приблизительно 12 марта во время всенощной и на следующий день, когда полная была церковь народа, священник Измайлов говорил, что скоро должны приехать большевистские попы и забрать наш собор, чтобы потом сделать в нем клуб. Призывал граждан защищать церковь, при чем советывал мужчинам в это дело не вмешиваться ... Говорил, что религию преследуют, давал намек на то, что скоро будет война ... 2 мая, освящая могилы на кладбище, в разговоре о погоде говорил, что холодную погоду Бог посылает в наказание за то, что советская власть и неверующие издеваются над Церковью... ...в частной беседе со старушкой-нищей (фамилия не установлена) говорил, что дождь идет все время - это признаки в скором времени большой войны, что так будет литься кровь, как теперь льется дождь... Принимая во внимание, что свидетели, а также агентурный материал вполне подтверждают, что Измайлов вел агитацию с явно контрреволюционной целью и что деятельность Измайлова имеет возбуждающее влияние на массу, о чем свидетельствует выступление массы во время приезда обновленцев в марте сего года, когда выкрики из толпы, настроенной Измайловым, были направлены против соввласти, принимая все это во внимание, полагаем необходимым привлечь Измайлова к ответственности самым строгим образом... " Редакция текста от: 26.07.2020 13:32:07 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/12285.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПОКРОВСКИЙ ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свящ. Василий Покровский 4 августа состоялся третий допрос на котором следователь спрашивал: - Вы обвиняетесь в том, что в течении ряда лет систематически проводили среди верующих граждан совместно с попом Киреевым организованную контрреволюционную антисоветскую агитацию против мероприятий партии ВКП(б) и советского правительства, призывали верующих не вступать в колхозы, то есть в преступлении предусмотренном по статье 58 пункты 10, 11 УК РСФСР, так скажите вы признаете себя в этом виновным? Отец Василий виновным себя в этом не признал, а признал себя виновным в том, что когда Алытырский горфинотдел обложил его непосильным налогом за 1940 год, то он говорил и писал жалобу. Далее следователь спрашивал: - Расскажите какие проповеди в полевой церкви среди верующих граждан вы в мае 1940 года говорили? - Никаких проповедей я не говорил, а лишь только всегда на исповеди верующих в церкви говорил: Верующие, другие говорят, что нет Бога, но у каждого из вас есть голова и разум и по мере возможности разбирайтесь – кто говорит правду, а кто неправду. Дальше, ввиду роптания верующих на советскую власть я им говорил: верующие, знайте, что недовольство властью является грехом, поэтому какая бы власть не была – она является от Бога и поэтому всякой власти надо подчиняться. Кроме того я на исповедях верующим говорил: верующие, скажите - веруете ли вы в Бога Господа Иисуса Христа и повторяйте за мной – веруем. Что они и делали. Больше я никаких призываний и проповедей в церкви не говорил. В декабре 1940 года в полевой церкви я верующим объявил: кто желает причащаться, тот пусть слушает молитву перед исповедью. Я сказал – кто верует в Бога Иисуса Христа кайтесь в своих грехах. Помните верующие, что многие говорят о том, что Бога нет, что нет Матери Божией и нет никаких угодников. Заблудились эти люди, они даже позволяют ругать Бога и святых апостолов. Не верьте никому – это такие люди, которые все лгут. Не поддавайтесь соблазну этих врагов и диаволов. Они везде и всюду говорят против Бога, против Святой Церкви, которая нас воспитывает духовной жизнью и ведет ко спасению души.

http://drevo-info.ru/articles/13678170.h...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010