Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Минея Служебная на январь. 2-я четв. XVII в. (Zorg. N 76. Fol. 1) По происхождению В. С. мог быть и болгарином и сербом, а судя по прозвищу, уроженцем или жителем Софии. Из его подписных работ известна Минея Служебная на сент. 1642 г. (Zogr. 73; 1 л.- в РНБ. F. I. 622). В записи, сделанной им на странице рукописи, сообщается, что «сы Минеи исписах... в место Ятрополь, у монастир рекоми Троица, и принесе их в Святую гору, в монастир Зоограф, и приложи их у цръква в дар святаго мученика Георгиа». на основании почерка и украшений В. С. надежно атрибутируют декабрьский и январский (там же. 72, 76) и с известной долей условности октябрьский (Там же. 102) тома комплекта. Почерк В. С., некрупный литургический полуустав, подобно письму др. этропольских книгописцев, характеризуется унифицированным начертанием отдельных букв и представляет типологическую параллель молдав. полууставным каллиграфическим почеркам. Орфография текста - выдержанная ресавская, господствовавшая в то время в серб. и болг. рукописях. Минея Служебная на сентябрь. 1642 г. (Zorg. 73. Fol. 1) Минея Служебная на сентябрь. 1642 г. (Zorg. 73. Fol. 1) Минеи Служебные, переписанные рукой В. С., украшены вначале большими (более чем на полстраницы) квадратными полихромными заставками плетеного орнамента с арабесковыми мотивами, характерными для южнослав., в первую очередь серб., кодексов 2-й пол. XIV в. В отечественной искусствоведческой лит-ре этот стиль принято рассматривать как вариант балканского, в южнослав.- как неовизант. Сентябрьский том Минеи (там же. 73) украшен заставкой с помещенным в среднике медальоном-миниатюрой «Чудо св. Георгия о змие» - композицией, патрональной для Зографа. В средних и малых заставках, в маргинальных украшениях-указателях и крупных инициалах часто используется мотив человеческой (муж. или юношеской) головы, увенчанной короной, клобуком и (или) служащей подставкой для фантастического растения. Этот мотив является отличительной особенностью рукописей ресавской орфографии со 2-й четв. примерно до 80-х гг. XVII в. Употребляются также традиц. плетеные инициалы стиля и тонкие киноварные с пышными растительными отростками. В заголовках используется вязь, иногда полихромная с применением желтой, зеленой и синей красок, с относительно небольшим количеством штамбовых соединений, но достаточно высоким показателем. Дополнительную сложность рисунку заголовков придают орнаментальные отростки растительного характера и мотив человеческого глаза, включенный в петли букв.

http://pravenc.ru/text/149775.html

Чрезвычайную близость к письму В. С. (оформление рукописей могло быть выполнено одним человеком) обнаруживает почерк работавшего вместе с ним Стефана, переписавшего августовский и июльский тома Минеи того же комплекта (там же. 71, 74) и оставившего свою подпись на их страницах. сходство достигает такого уровня, что не может быть объяснено только принадлежностью к энтропольской школе и обучением у одного мастера. мнения исследователей по поводу атрибуции июньского тома (там же. 75) одному из переписчиков расходятся; вероятно, между ними существовало кровное родство (отец и сын, братья). После написания Миней для афонского мон-ря (2-я пол. 40-х или рубеж 40-50-х гг. XVII в.), возможно по заказу печского патриарха, один из этих писцов переписал и украсил заставками, инициалами и вязью список «Сказания о письменах» Константина Костенечского (Белград. Патриаршая б-ка. 129), сохранившийся в единственном экземпляре. Лит.: Лавров П. А. Палеогр. обозр. кирилловского письма. Пг., 1914. С. 314-315. (ЭСФ; Вып. 4. 1). 6; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19312. С. 251, 51; Райков Б. , Кожухаров С. , Миклас Х. , Кодов Х. Каталог на славянските ръкописи в библиотеката на Зографския манастир в Света гора. София, 1994. С. 60-62, 74. 71-76, 102; табл. 70-76, 103; Караджова Д. Археографски приноси за ръкописно книгохранилище на Зографския манастир в Света гора//АрхПр. 1995. [Кн.] 17. С. 233-235; Турилов А. А. Эпизод болгаро-сербско-рус. связей сер. XVII в.: (Гипотеза о происхождении Карловацкого списка «Сказания о письменах» Константина Костенецкого)//Славяноведение. 2003. 2. С. 87-97. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИСЛАВ ГРАММАТИК (не позднее нач. 40-х гг. XV в.- после 1480), южнослав. книгописец-каллиграф, агиограф, последователь тырновской книжной школы ГАВРИИЛ (не позднее кон. 90-х гг. XIV в.- после 1451), мон. из Нямецкого мон-ря, книгописец, каллиграф и оформитель рукописей, создатель славяно-молдав. каллиграфической школы ГЕРАСИМ (Замыцкий Григорий Петрович; † после 1526 - ранее марта 1529?), архим. Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (1520-1526), писец-каллиграф

http://pravenc.ru/text/149775.html

Государство продолжало оказывать давление на законную Церковь , и в 1997 г. Верховный административный суд Болгарии отменил регистрацию органов церковного управления во главе с Патриархом Максимом. На следующий день Святейший Патриарх Максим встретился с президентом Болгарии и заявил, что не намерен покидать свой пост. В июле 1997 г., после 44-летнего перерыва, состоялся Четвертый Церковно-народный собор БПЦ. Среди гостей Собора были представители Поместных Церквей. Собор призвал власти не препятствовать, а содействовать Церкви в исполнении ее спасительной миссии на благо народа и Отечества. Собор также осудил действия раскольников, призвав их к покаянию и возвращению в лоно Матери-Церкви. Церковно-народный собор принял важные решения по устроению внутренней церковной жизни и наметил меры по преодолению раскола. Собор был признан постоянно действующим органом, который должен собираться каждые 4 года. Между сессиями работают 8 комиссий, в каждую из которых входит председатель в архиерейском сане, два клирика и два мирянина. Начало преодолению раскола было положено 30 сентября – 1 октября 1998 г., когда в Софии на заседании расширенного Синода Болгарской Православной Церкви под председательством Константинопольского Патриарха Варфоломея и в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и еще 5 Патриархов и 20 митрополитов, произошло примирение противоборствующих сторон. Епископы, находившиеся в расколе, раскаялись в своих действиях и они вновь, как и сочувствующие им священники и миряне, были приняты в лоно Православной Церкви. Однако раскол так и не был преодолен – спустя несколько дней большая часть раскольничьих митрополитов отказалась от своего покаяния. 17 декабря 2001 г. в Софии состоялся Пятый Церковно-народный собор БПЦ. Главной его темой стал поиск путей преодоления раскола. В своем отчетном докладе Патриарх Максим впервые открыто и решительно назвал виновников раскола и указал пути его скорейшего преодоления. По мнению Патриарха, вся полнота ответственности за раскол лежит на правившем до последнего времени в Болгарии Союзе демократических сил и лично бывшем президенте республики Петре Стоянове, премьер-министре Иване Костове и действующем мэре Софии Стефане Софиянском.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Илиопол Финикийски – град в северна Палестина, в Келесирия, днес в азиатската Турция. В дълбока древност Илиопол бил главно място на почит към финикийския бог Ваал и център на източното езичество. От края на IV в. в него проникнало християнството. Родно място на св. великомъченица Варвара. По-късно градът бил постепенно разрушен. Извън речника Св. Варвара. Илирия, Илирик – древно название на северозападната част на Балканския полуостров между Италия (на запад), Тесалия и Македония (на изток) и п-в Истра в днешна Северна Хърватия (на север). Гърците наричали Илирия цялата страна, разположена на запад от Македония между Дунава и Адриатическо море. Римляните различавали Северна или Варварска Илирия (планинска) и Гръцка Илирия (крайморска страна, населена с гръцки колонисти). Населявана от илирийските племена, сред които далматите. Илирийското царство просъществувало до I в. пр.Хр. Като част от Римската империя провинция Илирик (Реция, Норик, Панония, Дакия, Далмация, Мизия) Като провинция на Римската империя Илирик съществува от 27 г. пр.Хр. и играла ключова роля в историята на империята. В Илирия проповядвали някои от 70-те апостоли. Св.ап. Павел сочи Илирик като предел на неговата апостолска дейност (Рим.. 15:19). При св. Константин Велики провинцията обхваща Реция, Норик, Панония, Дакия, Далмация, Горна Мизия, Македония и Гърция. От V в. била подложена на опустошителни набези от германските племена остготи и вестготи. През VI в. постепенно била заселена от славянски племена. Св. Илия Минятий (1669–1714) – богослов, дипломат, епископ на Керники и Калаврита, някога в Отоманската империя, днес в Гърция; велик проповедник, от чиито проповеди до нас са достигнали няколко. Извън речника: Св. Илия Минятий . Иманентизъм (от «иманентно» – «вътрешно присъщо») – в противовес на трансцедентно (трансцедентизъм), тоест отвъдно, съвършено неприсъщо. Имебожие или имеславие (гр. ономатодоксия) – учение, което утвърждава, че Божието име е Самият Бог, осъдено със Синодално Определение от Руската православна църква (РПЦ). Възниква през 1907 г. като движение сред руските монаси в Св. Гора. Неговите поддържници стават представители на руската интелигенция и редица религиозни философи, като о. Павел Флоренски, о. Сергий Булгаков , А. Ф. Лосев и др. Противници на имебожието са видни архиереи, като архиеп. Никон (Рождественски), архиеп. Серафим (Соболев) («имебожничеството не е нищо друго, освен софиянство»), еп. Василий (Зеленцов), патр. Сергий (Страгородски) , игумен Никон (Воробьов) и др. През периода 1913–1918 Св. Синод на РПЦ приема неколкократно постановления, осъждащи учението на «имебожниците» като еретическо. Въпросът е подложен на обсъждане и на Поместен събор, който не успява да вземе окончателно решение до закриването си. В началото на XXI век дискусиите относно имебожието са отново подновени.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

424 Новг. III лет. под 6855 г. стр. 227; сн. Истор. Карамз. т. IV стр. 163. Это «жалованье даша городу Пскову, замечено в летописи, егда идуще Новгородцы к Ореховцу. А от владыки судити их брату Псковитину, а из Новгорода их не позывати ни дворяны, ни подвойскими, ни софияны, ни изветники, ни бирючи». Гордость надменного Новгорода вполне тут выразилась. Летописец говорит о Новгородцах, что они этим самым «даша жалованье городу Пскову». 426 Новг. I л. под 6844 и 6846 г. стр. 77 и 78; сн. Новг. IV лет. стр. 53. Новг. III лет. стр. 225. 427 Медные врата ныне находятся в Успенском соборе г. Александрова, бывшей Александровской слободы, они увезены сюда по воле грозного царя. Опис. Новг. Соф. соб. стр. 141, 142, Спб. 1858 г. Владимир. сборн. стр. 101, 1857 г. Описание дверей в VI отд. древн. Рос. госуд. стр. 72–84. 431 Новг. I лет. под 6348 г. стр. 79 и 80; сн. Новг. 3 лет. стр. 225. Здесь сказано, что и «народа погорело в этом пожаре 70 человек и успенский поп убиен бысть»; а в Новг. 4 лет. стр. 54 говорится, «что церквей сгорело 50, людей семьдесят душ сгоре в домах, и великий мост сгоре весь по воду». 432 Новг I лет. под 6848 и 6849 г. стр. 40 и 81; Новг. 3 лет. под 6850 г. стр. 225 о слитии колокола. В 1 Новг. лет. сказано, что «владыка Василий повеле слияти колокол велик к святей Софии, и приведе мастеры с Москвы, человека добра, именем Бориса». 437 Новг. I лет. под 6854 г. стр 83; сн. Новг. 4 лет. 57 и 58; Истор. Карамз. т. IV стр. 160. В Новг. 3 лет. стр. 226 говорится: «Созвониша вече на Ярославле дворище у св. Николы, и убиша посадника Остафья Дворянищева на вече, а ркучи, яко в тебе волости наша поймала Литва». «Олгерд и Кестутий приидоша со всею литовскою землею и стали на Шелони на устьи Ишаги (Мшаги) реки, а позывая Новгородцев; хощу аз с вами битися и воевати городы и волости, за неже мя лаял посадник ваш Остафий Дворянищев, назвал меня псом, и за то взя Шелоню и до Голин и Лугу до Сабля». 440 По позднему списку завещания пр. Лазаря (см. март 7. 8) белый клобук доставлен Василию от патриарха в 1347 году и, след., прислан п. Исидором Бухирою. Во 2 Новг. лет. под 6932 г. (стр. 140), сказано: «Клобук белый дал патриарх Иерусалимский владыке Василию, а патриарху дал папа римский; и с тех мест клобук белый в Новгороде». Но Василий был архиепископом с 1331 г. Относительно патриарха, известие Лазаря, доставлявшего клобук, конечно, должно быть предпочтено всякому другому известию. В Новг. III лет. под 6813 г. стр. 225 сказано: «при сем архиепископе Василие принесен бысть белый клобук от царя Константина и папы Сильвестра в вел. Новгород, иже и до ныне Новгородские митрополиты на главах своих подобием носят». Год доставления клобука здесь также не показан, а прочее взято из повести о белом клобуке. Рус. свят. Филар. архиеп. Чернигов. за месяц февраль стр. 56 и 57 примеч. 87.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Впрочем, за неимением положительных данных для этого отождествлении, мы высказываем это только как более или менее вероятное предположение. Храм другого божества, упоминаемого в Коране, Аллаты находился и Тайефе. Но словам Табари 1908 , когда Абраха шел походом против Мекки с целью разрушить Каабу, и приблизился к Тайефу, то к нему на встречу вышло много сякифитов, жителей этого города, под предводительством Масуда-бну-Муаттиб, и сказали Абрахе: «о царь! мы рабы твои, с покорностью внимающие тебе. Ты не встретишь у нас противодействия тебе, и наш храм, т.е. храм Аллаты не тот, который ты имеешь в виду; ты имеешь в виду храм в Мекке, т.е. Каабу». Храм Аллаты был разрушен по приказанию Мухаммеда в 9 году хиджры Абу-Софианом, так как сякифитяне не решались сами разрушить храма из боязни наказания со стороны своей богини. Абу-Софиян, прибыв в Тайеф, повелел разрушить храм Мугаре, что тот и исполнил при плаче и криках женщин Тайефа. 1909 Ленорман на основании свидетельства Абульфараджа выводит заключение, что сякифитяне чествовали сам храм как божество, а не просто, как храм идола 1910 . Предположение, хотя не имеющее ничего невероятного в себе, так как при крайне незначительных размерах подобный храм внешностью своей мог напоминать четырёхугольный кубический камень, какие чтились многими арабами, и вследствие этого мог приобрести значение божества в глазах арабов; однако же, за не имением определенных указаний на это у арабских писателей, на предположение Ленормана можно смотреть только как на догадку, так как слова Абульфараджа можно понимать, как, обыкновенно понимают их другие ученые, именно, что это колено чествовало богиню Аллату в этом храме. В виду всего этого мы считаем за лучшее употребить то кораническое выражение. какое употребляют мусульмане, чтобы скрыт своё незнание: «Бог лучше знает истину». Храм Менаты находился в Колайле, в месте, лежащем, между Меккой и Мединой, подле горы Мушаляль, недалеко от морского берега. Он принадлежал коленам Аус и Хазрадж. Он был уничтожен, по словам одних, Сидом-бну-Зейд из фамилии Абду-ль-Ашгаль; по другим – Али-бну-Абу-Талиб 1911 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Для заведования всеми этими делами при Новгородском владыке был особый штат из духовных и мирских лиц, под именем «Софиян», которые все жили в Новгородском детинце. Суд по делам церковным принадлежал лицам духовным, избираемым из клира, в делах же мирских судили владычние бояре и дьяки, при которых всегда были Софийские священники. Наконец, Новгородский владыка был и главным охранителем православия в Новгородской земле, он заботился о распространении христианской веры между язычниками, посылал к ним проповедников, наблюдал, чтобы не было в Новгороде еретиков и отступников от православия, и преследовал таковых, если оказывались. Политическое значение владыки Новгородского определялись, собственно, Новгородскими обычаями и тем особым положением, в котором он находился по отношению к обществу; так: 1. Новгородский владыка, как первый сановник в Новгороде, имел своих бояр и свои полки ратных людей со своим знаменем и воеводами, которые содержались на средства владыки и были в полном его распоряжении. 2. Владыка Новгородский был богатейшим землевладельцем в Новгороде; ему не только принадлежали разные села, но и огромные, богатые волости в Заволочье. 3. Новгородский владыка по своему значению принимал самое деятельное участие во всех переговорах Новгорода с князьями, правил к ним посольства и сам ездил для приглашения их в Новгород и для заключения мирных договоров. Участие владыки даже требовалось в сношениях с чужеземцами. 4. В дни народных волнений и мятежей владыки старались убеждать возмутившиеся толпы, успокаивать страсти, и являлись миротворцами. 5. Новгородцы начинали войну, или заключали мир не иначе, как по благословению владыки, и поэтому все их договорные грамоты начинались благословением владыки. 6. Владыка Новгородский нередко принимал на себя значительные издержки на общественные дела, и давал денежные пособия во время войны и при отправлении посольств к князьям на заключение мира. 7. По благословению владыки, Новгородцы начинали и совершали и свои внутренние дела, каковы: строение городов, раздача льгот, жалованных грамот и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Олгерд прибыл с войском своим во Псков июля 20 и послал Воеводу своего к Новугородку (Нейгаузену) для разведывания о напрятельских силах. Воевода же взяв из Изборска несколько Псковичей, выехал на Сумежье августа 2: но встречен, разбит и прогнан многочисленным войском Немецким; а на другой день неприятель осадил Изборск. Изборяне прислали просить о помощи, но Олгерд, вышедший уже из Пскова, не пошел под Изборск и возвратился в город. После пятидневной осады Немцы отошли сами от Изборска. Псковичи просили Олгерда остаться у них Князем, но он оставил им сына. Псковичи приняли к себе на княжение Андрея Олгердовича, сына Литовского Князя, но и с Новгородцами подтвердили мир, не надеясь на помощь Олгердову Псковичи с Изборянами собравшись до 5000 человек под предводительством Изборского Наместника, Князя Евстафия, и Князя Ивана и Посадника своего Володши, ходили на Лифляндцев к городу Медвежьей Голове и пятеро суток производили там беспрестанные разорения, но на возвратном пути догнаны Лифляндцами у Нейгаузена и в сражении много потеряли. Народный бунт в Естляндии на Датчан и Рыцарей, продолжавшийся около двух лет. После чего Датский Король Валдемар III. в 1З48 году уступил всю Естляндляндию т. е. три Провинции оной, Гаррийскую, Вирландскую и Галентакскую с городами Ревелем и Нарвою и проч., Рыцарям Лифляндским за 18,000 марок, имея нужду в деньгах для путешесшвия на восток к Святым Местам. При просьбе Новгородцев у Псковичей помощи на Шведов под Ореховец, или Шлиссельбург, договорились Псковичи с ними о том, чтобы 1.) Пскову счищаться и называться равным Новгороду, а не зависимым, и только меньшим его братом; 2.) Новгородских Посадников во Псков не присылать и им во Пскове ни сидеть, ни судить; 3.) и по делам Духовным Наместникам Архиепископским быть из Псковских же Духовных, а не из Новогородцев; а Духовных людей на суд в Новгород не призывать ни через Дворян, ни через Подвойских, ни через Софиян (Причетников Софийского Собора), ни через известников, ни через биричей (кликунов).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Правда, Болотовским договором эта тяжесть была значительно облегчена. Со времени этого договора владычным наместником в Пскове стал природный псковитин, псковское духовенство перестали вызывать на суд в Новгород и прежние неопределенные приезды владыки в Псков, всегда требовавшие больших издержек со стороны псковского духовенства, были заменены посещением города раз в три года. Но и после Болотовского договора владычные приезды в Псков чрез три года были обременительны для псковского духовенства теми пошлинами, которые псковское духовенство должно было платить владыке в каждый его приезд. Пошлины эти были двоякие: кормовые и поплешные. Первые были обременительны для духовенства своим количеством и потом тем, что до Геннадия они сбирались с духовенства натурою. Владыка приезжал в Псков обыкновенно не один, а с целою толпою бояр, софиян и т. п. Толпа эта была так многочисленна, что когда в 1434 г. прибыл в Псков владыка Евфимий и начал здесь распрю с городом, то софияне чувствовали себя в состоянии побиться с псковичами. Эту-то буйную толпу с владыкой во главе псковичи должны были кормить не один день, а целый месяц и притом самым приличным образом. Вот какого количества кормовых пошлин требует Геннадий в своей уставной грамоте: «корму на всяк день по полутораста калачей, да по пятидесят хлебов денежных, да по сороку гривен за мясную вологу, да за рыбу за всякую по сороку денег, да по две бочки меду русского.., да рублевая гривенка перцу, да рублевая ж гривенка пшена сорочинского, да по безмену меду русского». 69 Если столько кормовых пошлин требует от псковского духовенства Геннадий, то, конечно, не менее требовали и бывшие до Геннадия владыки. Обязанное доставлять владыке и его свите богатые средства для содержания в продолжение месяца, псковское духовенство кроме того должно было готовить к приезду владыки разные продукты для пиров, которые давали владыки хотя в честь псковичей, но на их же счет. Относительно рода и количества этих продуктов Геннадий пишет в своей уставной грамоте: «коли у архиепископа пир, ино по две гривенки перцу, по две гривенки пшена сорочинского, по два безмену меду, пуд соли, масло коровье и конопляное, яйца, сыры, просо, крупы житные, уксус, лук, крошиво поваром, а солоду на квас, сколько надобе, да за свечи за вощаныя полтретьятцет денег, да по две свечи вощаных больших витых, да по сту свеч сальных, да по пятинадцати зобней овса, да по пятинадцати возов сена, да по пятинадцати возов дров, по возу лучины, а соломы под коней сколько надобе».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

Относительно черных волос, вот, например, стих Имрулькайса (Моалл. 32 изд. Альвардта): «спину её украшали локоны волос, черных как уголь, расположенные как ветвь пальмы, покрытая кистями фиников». Или стих Мотанабби (IX, 9): «волосы её подобны черному ворону, волнистые темные как ночь». Тот и другой поэт этими стихами изображали избранных красавиц своего сердца. Что касается черных глаз, то восточные поэты обычно приписывают их своим красавицам, например, Кааб-бен-Зугейр, ст. 2; Ибн Руми, у Джонеса Comment р. 185. Этим последним представлением о черноте глаз, как признаке женской красоты объясняется и то, что Мухаммед наполнил свой рай черноокими красавицами – гуриями (см. Например. К54:22). 1272 В подтверждение того, что это молитвенное воззвание Мухаммеда заимствовано от арабов-язычников, Г.С. Саблуков приводит ещё и такое соображение: «Арабы язычники насмехались над мусульманским призывом к молитвам, а это давало Мухаммеду повод обличать язычников в нерассудительности (К5:63). Что заставляло язычников смеяться над азаном у мусульман, особенно, тогда, когда он у них взят, неизвестно. Предполагаю, что они смеялись над переделкой их азана для приспособления к мусульманскому вероучению». Г.С. Саблуков . Заметка по вопросу о византийской противомусульманской литературе, стр. 13. 1273 Сюда относятся, например, слова Абулахаба к арабам против проповеди Мухаммеда и свидетельство о том, что Абу-Софиян носил при оходской битве идолов Аллаты и Уззы. Присовокупим ещё, что Абу-Софиан в послании к Мухаммеду вместе с некоторыми другими божествами, приводит также и Аллату, призывая её в свидетели своей клятвы. Weil. Mohammed, p. 166. 1288 Вероятнее всего, замечает Озиандер, что божество Аллата была – луна. Вместе с коленами Сякиф культ этой богини мы находим у колен Бедр и Гиляль, ветвей большого колена Кайс-Айлан. Так как эти имена колен, по всей вероятности, имеют связь с культом луны, то в поклонении Аллате мы должны признать только частную отрасль распространённого между арабскими племенами культа луны.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010