Василий! разве ты не слышал слов Господа: «приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк.16:9); и: «кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Мф.10:41). Доброе дело замыслил сын мой Георгий; с ним и тебе, за твой труд, предстояло увенчаться, и такую славу не всякий получит, какой ты имел быть сообщник с Георгием. Теперь же ты всего лишился; но всё-таки не отчаивайся в своей жизни, хотя ты не можешь исцелиться другим образом, кроме как покаявшись в своих согрешениях. Прикажи внести себя в печерский монастырь, в церковь Пресвятой Богородицы, и пусть положат тебя на мою раку и будешь здоров; золото же и серебро, издержанное тобою, найдешь в целости. Это сказал преподобный Феодосий Василию, явившись явно, а не во сне. На утро же пришел к Василию со всеми боярами князь Георгий Владимирович; увидев его в сильном недуге, он с печалью удалился. Василий же, уверовав в видение святого, приказал вести себя в печерский монастырь. Когда они были у берега, вошел кто-то незнакомый к игумену печерскому и сказал: — Иди скорее на берег, приведи Василия и положи его на гробе преподобного Феодосия; когда он вручит тебе сокровище, обличи его пред всеми, что он взял пятую часть из него; и если покается, прости его. С этими словами сказавший стал невидим. Игумен Тимофей стал доискиваться относительно человека, пришедшего к нему; но никто не видел его входящим и выходящим. Игумен пошел к Днепру, привел Василия и положил его на раке святого Феодосия; и Василий восстал цел и здрав. Он стал давать игумену порученное ему сокровище, говоря: — Вот, ты найдешь здесь четыреста гривен серебра и сорок золота. Игумен же сказал ему: — Чадо! а где еще сто гривен серебра, и десять золота? Василий начал каяться и сознался: — Это я взял и издержал; потерпи, отче, и всё возвращу тебе; думал я утаить это от всевидящего Бога. Тогда высыпали золото и серебро из сосуда, где оно находилось под печатью, сочли пред всеми и нашли в целости, — пятьсот гривен серебра и пятьдесят золота; и все прославили Бога и святого Феодосия. Тогда Василий начал по порядку рассказывать о явлениях ему святого и о его деяниях о нем. Утром князь, взяв с собою врачей, пришел к месту, где видел больного Василия, желая лечить его, и не нашел Узнав, что Василий отвезен в печерский монастырь и подумав, что он уже умер, князь с поспешностью отправился в обитель и здесь нашел Василия, — точно он и не болел. Услышав от него о дивных чудесах, князь и ужаснулся и исполнился духовной радости; он пошел поклонился чудотворному гробу преподобного отца нашего Феодосия и удалился. Услышав об этом, Георгий Симонович, тысяченачальник, еще более возгорелся любовью к пресвятой Богородице и к святому Феодосию; к своему великому дару он присоединил еще гривну которую сам носил и в которой было сто гривен золота; при этом он написал следующее:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Отец Василий взялся ей помочь. Поскольку все паломники у отца Василия не только молились и постились, но и несли какой-то посильный труд, то надо было найти какое-то занятие и для этой женщины. Слушая отца Василия, я тут же попробовал представить, что можно делать со скрещенными руками: мыть или подметать полы? – ни швабру, ни метёлку не удержишь; стирать? – много не настираешь; готовить? – едва ли. Что же придумал для неё отец Василий? Он поставил её перебирать картошку. Услышав это, я рассмеялся, в который раз отдав должное его находчивости. Сколько эта женщина «прогостила» у отца Василия, я не знаю, но однажды, после усиленной молитвы, он «развязал-таки» руки этой несчастной и… чуть не поплатился за это жизнью. Ночью отец Василий проснулся от удара об пол какого-то предмета. Он открыл глаза. Перед ним, в комнате, слабо освящённой первыми лучами утреннего солнца, стояла та самая женщина, а прямо перед ней на полу валялся большой кухонный нож. «Ты зачем пожаловала?» – спросил её отец Василий. «Я хотела тебя убить», – ответила женщина упавшим голосом. «А чего ж не убила?» – опять спросил отец Василий. Перед ним стояла та самая женщина, а прямо перед ней на полу валялся большой кухонный нож «Жалко стало, ты ведь отчитываешь нас», – сказала женщина и заплакала. Я слушал отца Василия и понимал, что для него освободить чью-то душу от зловредных «квартирантов» не было самоцелью. Свято место, как гласит пословица, пусто не бывает. Не о душе ли здесь идёт речь? В самом деле! Какое место святее души, или какое место более, чем душа, не терпит пустоты? Стало быть, если, освободившись от тёмных сил, душа не станет жилищем Духа Божия, то с ней может случиться то самое, о чём как раз предостерегает Евангелие: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф.

http://pravoslavie.ru/140143.html

Поэтому мир, то есть, жизнь порабощенная плотским страстям, не приемлет благодати Духа, как больной глаз – света солнечных лучей» (свт. Василий Вел. «Творения», часть 3, «О Св. Духе», гл. 22).Он говорит о том, что «опытное и точное знание о нем будет предоставлено нам в будущем веке» (свт. Василий Вел. «Творения», часть 3, кн.3, слово 7). «Святой Дух утверждает небесные силы, сопутствует воплощению Господа», «через Святого Духа совершается восстановление в раю, вступление в небесное Царство, дерзновение именовать Бога Отцом» (свт. Василий Вел. «Творения», часть 3, «О Св. Духе», гл. 19, 15, 24). В своем учении святитель говорит том, что ныне Святой Дух пребывает даже с недостойными людьми, ожидая их обращения и покаяния, а приобщение человека к Богу, его примирение с Ним также происходит через Святого Духа. Он есть «начало освящения и совершенство добродетельных» (свт. Василий Вел., «Творения», часть 3, кн.3, слово 5), Он управляет Церковью и будет судить мир (свт. Василий Вел. «Творения», часть 3, «О Св. Духе», гл. 16). В изложении учения «О Святом Духе» о способе исхождения Святого духа и превечного рождения Сына у свт. Василия Великого имеет место некоторая условная аналогия (свт. Василий Вел. «Творения», часть 3, кн.2, слово 32). Для этого святитель использует стихи из Священного Писания о том, Дух Святой есть Дух Истины (Ин.14,17; 15, 26; 16,13), который подается Отцом через Сына, что Он свят, благ, владычествен, Дух усыновления (Рим. 8,15), Который ведает все Божие: «А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, но Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2, 10-12). В своем учении святитель не раскрывает сущность того, как существует Святой Дух, к раскрытию способа существования он только подходит, говоря: «Дух исходит от Бога не как Сын, через рождение, но как Дух уст Божиих» (свт.

http://bogoslov.ru/article/1144159

47 Триодь постная, в неделю мясопустную утра, на Хвалитех стихира самогласна, глас 1. 48 Молитва пред Святым Причащением. 49 Василий Великий, святитель. Беседа 2. О посте/Василий Великий. Творения. Ч. 4. М., 1846. С. 19—22. 50 Там же. С. 28. 51 Триодь постная, в сырный понедельник на стиховне стихира самогласна. глас 3. 52 Триодь постная, во вторник сырный вечера, самогласен на стиховне, глас 1. 53 Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Слава на 8-й песни. 54 Экзегетический комментарий к Пс.136 дается по изд.: Псалтирь в святоотеческом изъяснении. Святая Гора Афон. 1997. С. 488—490 (далее в сносках указываем только содержащиеся в данном издании отсылки к святым отцам; цитированный комментарий к надписанию отсылает нас к Афанасию и Феодориту). 55 Златоуст, Иоанн Кронштадтский. 56 Феодорит, Евсевий. 57 Златоуст. Феодорит. 58 Златоуст, Григорий Богослов. Антиох, Серафим, Никита, Симеон Новый Богослов. 59 Златоуст. 60 Афанасий, Феодорит, Псалтирь с толкованием. 61 Феодорит, Златоуст. 62 Феодорит, Златоуст, Василий Великий, Нил. Дорофей. 63 Триодь постная, в понедельник первыя седмицы вечера, на стиховне самогласен, глас 1. 64 Триодь постная, в неделю сыропустную, в субботу вечера стихиры на Господи воззвах, Слава , глас 6. 65 Последование погребения мирских человек, кондак, глас 8. 66 Триодь постная, в неделю мытаря и фарисея на утрени по 50-м псалме Слава, И ныне , глас 8. 67 Согласно старой поговорке, «испанский язык создан для разговора с Богом, французский — для разговора с королем, итальянский — с возлюбленной, а по-английски можно говорить только с лошадьми» (Чукоккала. М., 1979. С. 205). 68 Утро в четверток 5-й седмицы святого поста, Синаксарий Триоди Никифора Каллиста Ксанфопула. 69 Василий Великий. святитель. Беседа 2. О посте. С. 28. 70 Василий Великий, святитель. Беседа 2. О посте. С. 28—29. 71 «Поспеши. Боже, избавить меня, [поспеши], Господи, на помощь мне. Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла! Да будут обращены назад за поношение меня говорящие [ мне]: “хорошо! хорошо!» Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

В то время возвратился с дороги Василий, который спас раньше Феодора от злого помысла, и пришел в пещеру, чтобы повидать живущего в ней брата, и сказал ему: «Брат Феодор, как теперь пребываешь ты в Боге? Долго я не видел тебя». Феодор удивился этому приветствию и отвечал: «Что ты говоришь, будто давно не видал меня. И вчера, и прежде вчерашнего дня, и постоянно ты был со мною, поучая меня, и я уже отправляюсь в путь, как ты приказал мне». Василий же еще больше удивился такому ответу и спросил: «Скажи мне, брат Феодор, что значит слово это ты говоришь, что и вчера, и до того, и постоянно я был с тобою и поучал тебя. И куда ты идешь? Я возвратился с дороги и не знаю ничего. Если было что над тобою от бесовского действа, молю тебя, Бога ради, не утаи от меня». Феодор же с гневом сказал ему: «Что ты искушаешь меня, зачем смущаешь душу мою: то говоришь ты мне так, то иначе. Какому слову мне верить?» и он с досадой прогнал его от себя. После такого приема Василий пошел в монастырь, а бес, в образе Василия, снова пришел к нему и сказал: «Брат, безумствовал я, окаянный, говоря тебе другое; поэтому не понимаю я досаждения, принятого от тебя; но опять говорю тебе поскорей уходи отсюда в эту ночь, взяв найденное сокровище». Сказав это, он ушел от него. После этого снова Василий пришел к нему, взяв с собою некоторых старцев, и сказал пещернику: «Они свидетели тому, что теперь три месяца, что я не видел тебя, ибо я отправлен был игуменом по монастырскому делу, и теперь уже третий день вернулся в монастырь. Ты же, едва я пришел, сказал мне, что и вчера, и до того, и постоянно я был у тебя; поэтому я думаю, что здесь был бесовский призрак в моем образе. И, если хочешь узнать истину, сделай так не позволяй никому, приходящему к тебе, разговаривать с тобою, пока не сотворит молитву Иисусову. Если не захочет ты поймешь, что это бес». Сказав это, Василий произнес запретительную молитву, призвав на помощь святых, и, мудро наставив Феодора, отошел в монастырь, в свою келью. И после этого бес не посмел более явиться Феодору. Феодор ясно понял прельщение пронырливого врага и с тех пор всякого приходящего к нему сперва принуждал сотворить молитву Иисусову, тогда и беседовал с ним. И так укрепился он на врага, и Господь избавил его от уст льва, старающегося поглотить, как случается со многими, скитающимися в пустынях и в пропастях земных, и безмолвствующих наедине в затворах, которым нужна великая сила и Божия помощь, чтобы они не были побеждены в единоборстве и поглощены душегубными зверями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Да запретит тебе Господь, о дьявол! Дьявол же опять сказал ему: – Василий, ты обижаешь меня! Ведь не я пришел к нему, а он ко мне: он отрекся от Христа своего, дав мне расписку, которую я имею в руке своей, и которую я в день судный покажу всеобщему Судье. Василий же сказал: – Благословен Господь Бог мой! Эти люди до тех пор не опустят поднятых к небу рук своих 62 , пока ты не отдашь ту расписку. Затем, обратившись к народу, святой сказал: – Поднимите руки ваши горе и взывайте: «Господи помилуй!» И вот после того, как народ, поднявши руки к небу, долгое время вопил со слезами: «Господи помилуй!», расписка того юноши, на глазах у всех принеслась по воздуху прямо в руки святителю Василию. Взяв эту расписку, святой возрадовался и воздавал благодарение Богу, а потом вслух всех сказал юноше: – Знаешь ли, брат, эту расписку? Юноша отвечал: – Да, святитель Божий, это моя расписка; я написал ее своею собственною рукою. Василий же Великий тотчас разорвал ее пред всеми на части и, введя юношу в церковь , причастил его Божественными Тайнами и предложил обильную трапезу всем присутствовавшим. После того, дав поучение юноше и указав подобающие правила жизни, возвратил жене его, а тот, не умолкая, славословил и благодарил Бога. Тот же Елладий рассказывал о святом Василии еще следующее. Однажды великий отец наш Василий, будучи озарен божественною благодатью, сказал своему клиру: – Идите, чада, за мною и мы увидим славу Божью, а вместе и прославим Владыку нашего. С этими словами он вышел из города, но никто не знал, куда он хотел идти. В то время в одном селении жил пресвитер Анастасий с женою Феогнией. Сорок лет они прожили друг с другом в девстве, и многие думали, что Феогния бесплодная, ибо никто не знал хранимого ими в тайне чистого девства. Анастасий же за свою святую жизнь удостоился получить благодать Духа Божьего, и был прозорливцем. Провидя духом, что Василий хочет посетить его, он сказал Феогнии: – Я иду возделывать поле, а ты, сестра моя, убери дом и, в девятом часу дня, зажегши свечи, выйди навстречу святому архиепископу Василию, ибо он идет посетить нас грешных.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– Если ты не перейдешь к арианской вере, то мы тебя подвергнем пыткам, заберем у тебя все имение и сошлем в ссылку. А если и в этом случае не согласишься, то лишим тебя жизни. Святитель Василий все это выслушал и так ответил им: – Имение мое, пожалуйста, берите, собственно, я ничего не имею, кроме книг. Что касается ссылки, то... вся земля – Божия. Где бы я ни находился, везде Бог со мной, а с Богом везде хорошо! Так что это меня не устрашает. А что касается того, что вы хотите лишить меня жизни, то жизнь без Бога – это все равно что смерть! Если же я и умру с Богом, то это жизнь вечная! Поэтому я за Господа готов не только одну смерть принять, а семь смертей и даже больше! Они удивились такому смелому ответу и оставили его в покое. Он много-много потрудился для Церкви Православной. Отдавал труду все свои силы и наконец заболел. Приходит к нему врач-еврей, нехристианин (надо вам прямо сказать, что многие православные избегали лечиться у евреев), но он был добродетельный и славился своей врачебной опытностью. Стоило ему только посмотреть больного, как он безошибочно ставил диагноз болезни и точно определял исход болезни. Доктор не понимал Святой Троицы, он верил в одного Бога Адонаи, а что Бог в 3-х лицах, он отрицал. И Василий Великий пригласил его не для того, чтобы избавиться от болезни, а для того, чтобы спасти его душу. Врач послушал его и говорит: – Знаете ли вы, что я безошибочно предсказываю исход болезни? Так вот. Вам осталось жить только одну ночь. Готовьтесь, потому что, судя по вашей болезни, в завтрашний день вы должны лишиться жизни. А Василий Великий спрашивает: – А что если я проживу не только ночь, а еще и день? И даже не только день, а можешь быть, неделю? А может быть, проживу даже месяц? Что вы тогда скажете на это? – Если так случится, – сказал врач, – тогда я признаю вашего Бога за истинного и приму крещение! – Хорошо! – говорит Василий Великий . Проходит ночь, а Василий Великий не умирает, живет еще день! Живет неделю, другую и еще... Еврей-врач, пораженный чудом, говорит святителю:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

«И назвал Бог твердь небом». Св. Василий Великий пишет: «Хотя название сие собственно приличествует другому; но и твердь, по подобию, приемлет то же наименование». В чем же видит это «подобие» св. Василий Великий? «По Божию повелению вдруг распростерто было небо вокруг того, что заключалось внутри его собственной поверхности, и стало оно непрерывным телом, достаточным к тому, чтобы отделить внутреннее от внешнего». Аналогия этого «непрерывного тела» с гравитационным радиусом (или горизонтом событий) прослеживается достаточно четко. Конечно, горизонт событий это не есть какое-то тело, это только граница, через которую ничто, даже свет, не может пройти. Много внимания уделяет св. Василий Великий тому обстоятельству, что слово «небо» встречается в Писании дважды – в первый день творения и сейчас. «…должно исследовать, иное ли что отличное от неба, сотворенного в начале, эта твердь, которая и сама называется небом, и точно ли два неба?» Здесь св. Василий Великий вступает в полемику с теми «которые кроме Создателя вводят несотворенное вещество», с теми, которые считают, «что небо одно, и что нет естества, из которого могло бы произойти второе, третье» и т.д. Он отвечает своим оппонентам: «мы… далеки от мысли не верить второму небу, что взыскуем и третьего неба», которое видел апостол Павел (2Кор: 12, 2). Давайте вспомним, что видел апостол Павел: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба». И далее: «он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя пересказать». Можно понимать так, что рай находится на третьем небе. Далее св. Василий Великий, ссылаясь на Пс. 148:4 , пишет: «Псалом же, наименовывая «небеса небес» подал мысль и о большем числе небес». Применяя нашу терминологию, речь идет о большом количестве подвселенных, существование которых объясняет теория сверхструн. Но вот, что здесь хочется сказать. Научная картина мира, его строение, история его развития по мере расширения научных исследований, как мы уже видим, все более и более приближаются к тому, как все это описано в Библейском Шестодневе.

http://azbyka.ru/nauka-i-religiya-vzglya...

Один старец рассказывал о Василие Великом : посетив однажды Киновию, после приличного наставления, он спросил настоятеля: «Есть ли у тебя здесь брат, который бы отличался послушанием?» – «Владыка! – отвечал настоятель, – все рабы твои и ищут спасения». Святитель Василий опять спросил его: «Есть ли кто у тебя имеющий истинное послушание?» Тогда настоятель привел к нему одного брата. Святитель Василий велел ему служить при столе. После принятия пищи брат подал ему воды умыться, а святитель Василий говорит ему: «Пойди, и я подам тебе умыться». Брат допустил Василию подать себе воды. Святитель Василий сказал ему: «Когда пойду в храм, приходи и ты: я сделаю тебя диаконом». После этого святитель Василий сделал его и пресвитером и за его послушание взял с собою в епископию. Об авве Виссарионе 1 . Авва Дула, ученик авва Виссариона, рассказывал следующее: «Шли мы однажды по морскому берегу; мне захотелось пить, и я сказал авве Виссариону: «Авва! Мне очень хочется пить». Старец, сотворив молитву, говорит мне: «Пей из моря». Вода сделалась сладкой, и я напился. После налил я воды в сосуд, на случай если бы на пути опять захотелось пить. Старец, увидев это, сказал мне: «Для чего ты налил?» Я сказал ему: «Прости мне, – как бы еще на пути не захотелось пить». Тогда старец сказал: «И здесь Бог , и везде Бог " ». 2 . В другое время была нужда Виссариону переправиться через реку Хризорою. Сотворив молитву, он перешел ее пешком и вышел на берег. В удивлении я поклонился ему и спросил: «Каково было ногам твоим, когда ты шел по воде?» Старец отвечал: «По пяты я чувствовал воду, а прочее было сухо». 3 . Некогда шли мы к одному старцу; солнце начинало заходить; старец, сотворив молитву, сказал: «Молю тебя, Господи! Да стоит солнце, пока я приду к рабу Твоему!» Так и было. 4 . В другое время я вошел к нему в келью и застал его стоящим на молитве. Руки его были простерты к небу, и он оставался в этом подвиге четырнадцать дней. После того он призвал меня и сказал: «Следуй за мной». Мы вышли и пошли в пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Основополагающий принцип божественной простоты со строгой необходимостью требует единства сущности и действия. Действие Отца проявилось полностью в рождении Сына, а действие Сына целиком проявилось в Святом Духе, чем и подтверждается Их единство. В подтверждение слов ап. Павла «…что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор.12,3) святитель в своем учении говорит о том, что неверующий в Святого Духа не верует в Сына так же, как неверующий в Сына не верует в Отца (свт. Василий Вел., «Творения», часть 3, «О Св. Духе», гл.11). Святитель, указывая на повествование Евангелия: «Дух есть Бог» и «И Я умолю Отца, и даст вам другого утешителя, да пребудет с вами во век, Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, ибо Он с вами пребывает, и в вас будет» (Ин.4,24; 14,16), говорит о том, что Святой Дух не является служебным духом, но свят так же, как святы Отец и Сын. Все, что говорится в Святом Писании об Отце или Сыне, то говорится и о Святом Духе, т.к. относится к одному подлежащему (свт. Василий Вел., «Творения», часть 3, «О Св. Духе», гл.19). При этом святитель указывает на то, что определение «святой» служит собственным признаком для Святого Духа, аналогично тому, как «отцовство» - для Отца, а «сыновство» - для Сына (свт. Василий Вел. «Творения», часть 3, кн.3, слово 2). Святитель показывает: «Дух есть сущность живая, владычица святыни; из чего хотя открывается Его единение с Богом, но образ исхождения остается неизъяснимым» (свт. Василий Вел., «Творения», часть 3, «О Св. Духе», гл.18). В связи с этим свт. Василий Великий использует понятие «сочисления», «сопряжения» («Творения», «О Св. Духе», гл. 6, 10,17) и говорит о том, что Святой Дух хотя и присутствует повсюду, так же как Отец и Сын, не доступен созерцанию «… ибо плотской человек, у которого ум не упражнялся в созерцании, лучше же сказать, весь, как в тине, погребен в плотском мудровании, не может воззреть в духовный свет истины.

http://bogoslov.ru/article/1144159

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010