Святительский же сан приняли: первый – с именем Илии, второй – с именем Григория и последний – с именем Василия, что несомненно свидетельствует о пострижении их в монашество до избрания в сан епископский. Подтверждением этого мнения служит и то, что святитель Илия пред кончиной, по сказанию летописи, принял схиму, в которой и обретены были его св. мощи нетленными, и прежнее имя Иоанна; а принятию великой схимы, естественно, должно было предшествовать пострижение в малую схиму, т. е. в иноческий чин. Относительно же владыки Василия известно, что Константинопольский патриарх прислал ему в дар белый клобук, доныне сохраняющийся в Софийской ризнице. А клобук, хотя бы и белый, есть исключительная принадлежность иноков и, след., как подарение архиепископу Василию белого клобука, так и употребление его свидетельствуют о принятии им иноческого чина еще до возведения на святительскую кафедру. Впрочем, пострижение последнего в монашество с именем Василия и, притом, по желанию граждан, избравших его на святительскую кафедру, в летописи обстоятельно записано, о чем будет сказано в своем месте. 3. Св. архиепископ Мартирий (1193–1199) Св. архиеп. Мартирий, по сказанию 1 Новг. летописи, был родом из самой Русы и происходил от благородных родителей, по фамилии Рушаниных 217 . Неизвестно, какой духовный сан имел он до избрания его на Софийскую кафедру, известно только по летописям, что св. Мартирий в 1192 г. срубил в Русе деревянную церковь на острове во имя св. Преображения, устроил монастырь на прибежище крестьянам и был первым его игуменом 218 . По кончине, в 1193 г., архиепископа Григория, родного брата св. Иоанна, или Ильи, все Новгородцы думали, гадали: кого бы поставить на место Григория. Некоторые предлагали Мартирия, другие монаха Митрофана, третьи какого-то грека; дело доходило до ссоры; наконец, Ярослав Владимирович князь Новгородский, игумены и софияне (соборяне) решили прибегнуть к жребию, как к суду Божию; так и сделали: положили на престол св. Софии три жребия и послали с веча народного слепца во храм взять один жребий, который бы указал им волю Божию; слепой вынул один из трех положенных на престол жребиев, и этот жребий был Мартириев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

После смерти престарелого Пимена в 1999 г. раскольники в нарушение церковного Устава, который они так рьяно защищали, никакого собора не проводили и «патриарха» себе не выбирали. Формально их возглавляет назначенный мэром гор. Софии Стефаном Софиянским Софийский «митрополит» Иннокентий. 18 октября 2000 г. Высший Административный Суд страны после долгого утаивания своего решения вышел с Соломоновским определением, что в конце концов в Болгарии могут существовать две Православные Церкви под одним и тем же названием и кому какая церковь нравится, пусть себе в ней Богу молится. В трудные и вовсе не окончившиеся времена раскола св. Синод Болгарской Православной Церкви неоднократно обращался за поддержкой к народу и болгарский православный народ массово защищал свою Церковь . Несмотря на свою бедность – так как государство прекратило выплату ежегодной субсидии Церкви и ее недвижимость все еще ей не возвращена, несмотря на гонения и репрессии против нее, Болгарская Православная Церковь развернула в последние годы широкую деятельность. Строятся храмы и монастыри, развертывается просветительская деятельность христианского вероучения при приходских храмах. Увеличилось число священников и монахов, многие из которых являются ревностными и сознательными Божьими служителями. Софийская Духовная Семинария вновь возвратилась в свое здание в Софии. (Справедливости ради надо сказать, что о возвращении здания Софийской Семинарии Церкви первым поднял голос иеромонах Христофор Сыббев.) Пловдивская Семинария с 1991 г. возобновила занятия. Духовная Академия с 1991 г. снова слилась с Софийским университетом как Богословский факультет. Открылись Богословские факультеты в Велико Терновском, Пловдивском и Шуменском университетах, а так же и в филиале Пловдивского университета в гор. Кырджали. На Богословские факультеты поступают молодые люди, которые хотят иметь знания о Православии и его принципах. Сталкиваясь со склонностью преподавателей к экуменизму, в среде студентов зародилось встречное противоэкуменическое течение за отстаивание Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРТИРИЙ Святители Мартирий и Антоний Новгородские. Фрагмент иконы «Собор Русских святителей». 60-е гг. XIX в. (Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге) Святители Мартирий и Антоний Новгородские. Фрагмент иконы «Собор Русских святителей». 60-е гг. XIX в. (Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге) († 24.08.1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский (1193-1199). Был уроженцем новгородского пригорода Русы (ныне Ст. Русса); в новгородской владычной летописи М. (Мартурий, Мантурий) называется «рушанином». В 1192 г. в Русе игумен М. поставил деревянную Спасо-Преображенскую ц. на речном острове, омываемом реками Полистью и Порусьей, положив начало старорусскому на Острову в честь Преображения Господня мужскому монастырю . В игумены М., вероятнее всего, был поставлен Новгородским архиепископом свт. Гавриилом (Григорием) (1186-1193). После смерти архиеп. Гавриила (24 мая 1193 г.) в соборе Св. Софии М. по жребию был избран нареченным новгородским владыкой. Подробный рассказ об этом сохранился в НПЛ младшего извода (по А. А. Гиппиусу, после редактирования новгородской владычной летописи на рубеже XII и XIII вв.). Двумя другими кандидатами на кафедру, выдвинутыми на вече, были Митрофан , буд. Новгородский архиепископ, и Гречин (свящ. Олисей Гречин?). В вече, на котором «распря бысть немала», помимо полноправных новгородцев участвовали кн. Ярослав Владимирович, игумены, «софияны» (клир собора Св. Софии), представители белого духовенства («попы»). Жребий М. с престола кафедрального храма после литургии снял посланный с веча слепец. После этого нареченный владыка был приведен из Русы и в ходе торжественной церемонии посажен новгородцами на владычном дворе. Об избрании был оповещен митр. Киевский Никифор II , который «присла по нь с честью»; М. отправился в Киев «с передними мужи (представителями новгородской знати.- М. П.), и прия и с любовью князь Святослав (Всеволодович, кн. Киевский.- М. П.) и митрополит» (НПЛ. С. 40, 231-232).

http://pravenc.ru/text/2562448.html

В Алма-Ате состоялся концерт, посвященный празднику святой Пасхи и 150-летию учреждения Туркестанской епархии 19 мая 2022 г. 13:21 18 мая 2022 года в концертном зале Казахской государственной филармонии им. Жамбыла в Алма-Ате состоялся концерт, посвященный празднику Светлого Христова Воскресения. Традиционное пасхальное мероприятие организовано по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра отделом культуры Алма-Атинской епархии . В концерте приняли участие: хор Казахстанского митрополичьего округа (регент — заслуженный деятель искусств России Олег Овчинников, хормейстер Виктория Дударева); учащиеся центральной воскресной школы города Алма-Аты при Никольском соборе; хор Софийского собора Иверско-Серафимовского женского монастыря Южной столицы (регент — Ольга Усольцева); детско-юношеский хор «Благовест» (руководитель и дирижер — заслуженный работник культуры России Лариса Горичева); детская воскресная школа Вознесенского кафедрального собора; мужской хор Вознесенского кафедрального собора (регент — игумен Филипп (Моисеев)); Государственный академический симфонический оркестр Республики Казахстан (дирижер — лауреат международных конкурсов заслуженный деятель Казахстана Ерболат Ахмедьяров); солистки Митрополичьего хора лауреаты международных конкурсов Софияна Благодарная и Роза Бакбергенова; оперный певец Игорь Тойкин. В числе почетных гостей праздничное мероприятие посетили митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, управляющий делами Казахстанского Митрополичьего округа епископ Каскеленский Геннадий , епископ Алатырский и Порецкий Феодор , епископ Яранский и Лузский Паисий , епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил , епископ Актюбинский и Кызылординский Игнатий , епископ Талдыкорганский Клавдиан , духовенство приходов Южной столицы, настоятельница Иверско-Серафимовского монастыря игумения Любовь (Якушкина) и сестры обители, настоятельница Свято-Троицкого Никольского монастыря города Ташкента игумения Екатерина (Мальгина); Генеральный консул Российской Федерации в Алма-Ате Е.П. Бобров с супругой, заместитель акима города Алма-Аты А.О. Кырыкбаев, руководитель управления по делам религий Алма-Аты Н.М. Кикимов, сотрудники Алма-Атинского епархиального управления, студенты Алма-Атинской духовной семинарии, представители научной и творческой интеллигенции.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

По церковному же учению, которое особенно ясно раскрыто у святого Афанасия Великого , София, Премудрость Божия, есть Господь Иисус Христос . Вот, в самых общих чертах, сущность учения о Софии протоиерея С. Булгакова . Всякое философское учение изложить в кратких чертах очень трудно, поэтому трудно изложить в кратких чертах и учение «софиянцев» о Софии. Это учение их становится ясным только в связи со всей их философской системой. Изложить же последнюю в кратких чертах тоже невозможно. Можно сказать только: философия их есть философия пантеизма, то есть смягченного пантеизма. Родоначальником этого пантеизма в России является Владимир Соловьев. Арх. Феофан. 5 августа 1930 г. София 12. Религиозно-нравственное состояние православных стран Досточтимый о Господе о. Иеромонах! Вы жалуетесь на то, что происходит у Вас в Вашей церковной жизни. Не знаю в подробностях Ваших дел. Но думаю, что не лучше, если не хуже, обстоит дело в религиозно-нравственном отношении и в других православных странах. По крайней мере, с уверенностью могу это сказать и о России подъяремной, и о России заграничной. Относительно положения дел церковных там я располагаю огромными материалами: всего около 700 страниц. Не менее важными и огромными материалами располагаю и о жизни церковной здесь. Общий вывод из всех этих материалов получается ужасный. Но, разумеется, есть среди общей тьмы и «останок благодатный», которым и держится еще вера православная и там, и здесь. «Наше время походит на последнее. Соль обуевает. В высших пастырях Церкви осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство , которое есть дело, а не буква. Тяжело видеть, кому вверены в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение. Но это – попущение Божие. Сущие во Иудее да бежат в горы!» Такими словами некогда характеризовали положение современных им церковных дел великие русские святители – митрополит Филарет Московский и епископ Игнатий (Брянчанинов) , лет шестьдесят тому назад. Не с большим ли правом мы можем повторить эти их грозные слова в настоящее время?!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Как великие князья стремились к ограничению власти патриарха в избрании митрополитов, так, в свою очередь, удельные князья и жители уделов стремились ограничить власть митрополита в назначении своих епископов. В XII в. вошло уже в общий обычай ставить епископов не иначе, как по избранию удельных князей и народа. В 1183 г. Всеволод III не принял назначенного в Ростов епископа Николая Грека, потому что митр. Никифор при назначении его не испросил согласия князя и народа. Летописец выразительно заметил по этому поводу: «несть бо достойно наскакати на святительский сан, но его же Бог позовет, князь восхощет и людие». В княжеских уделах главный голос при избрании епископа принадлежал князьям, а в Новгороде, где вече было сильнее князя, с XII века видим народное избрание владык. Известный нам Нифонт был последним владыкой, присланным из Киева; его преемник Аркадий был избран уже на вече. В этих выборах обыкновенно участвовали князь, духовенство, софияне (лица принадлежавшие к ведомству Софийского собора и владычной кафедры) и народ. В случае несогласия избирателей прибегали к жребию; для этого жребии избираемых клали на престол святой Софии и посылали вынимать их слепца или младенца; первый вынутый жребий обозначал избранника святой Софии. Избранного владыку посылали в Киев для посвящения. В исправление должности он вводился, впрочем, до посвящения, и в качестве нареченного владыки управлял всеми делами епархии, иногда года по два и больше. Выбор во владыки падал всегда на своего новгородца, тогда как в других местах князья принимали к себе в епископы и чужих людей, которых по чему-нибудь успевали заприметить во время своих переходов по уделам. К особенностям Новгорода относится и то, что владык выбирали здесь не из одних иноков, но и из белого духовенства (владыки Илия и Гавриил).    Воля князя или народа могла быть причиною и изгнания епископов, даже без церковного суда. В 1157 году Андрей Боголюбский выгнал из Ростова епископа Нестора за то, что он не разрешал постов в господские праздники.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

синода. Б. Епархиальная организация В древней Руси епархии обыкновенно совпадали или стремились к совпадению с политически обособившимися частями русской земли, т. е. с княжествами. Из епископов владыка новгородский получил с 1165 года титул архиепископа. Епископы обыкновенно созывали все епархиальное духовенство на собор. Временем для собрания было «сборное воскресенье», т. е. первое воскресенье великого поста, когда провозглашается анафема всем еретикам и многолетие православным, а умершим вечная память, подобно тому, как и в диэцезах католической Европы духовенство собиралось в великом посте. Но в Пскове, которому, до самого учреждения патриаршества в 1589 г., не удалось получить своего архиерея, «соборование» зависело от времени приезда владыки новгородского, так что могло быть совершаемо и в июне, и в октябре, и в январе. Вспомогательными органами епископов по управлению и суду были: клирос (соответствовавший греческому пресвитерию и латинскому капитулу) и наместник (соответствовавший греческому хартофилаксу и латинскому архидьякону). Члены первого, клирошане, служили по разным поручениям епископа, а в своей совокупности могли служить епископу своим советом. Последний, т. е. наместник, был главным представителем епископа в области администрации и суда. На епархиальных должностях вообще могли состоять только духовные лица. Но к концу XIV в. епархиальный строй подвергся важным переменам, благодаря проникновению в него светского элемента, в лице светских служилых людей архиерея. В епархиях северо-восточной Руси, особенно в московской и в новгородской, увеличение разными способами массы земельных владений повело к образованию служилого класса архиерейских бояр и детей боярских, которым первоначально отдавались в кормление и управление церковные земли вместе с их населением, а потом стали поручаться и дела церковного управления, за исключением таких, которые предполагали бы в уполномоченных духовный сан, каковы напр. посвящение в духовные степени, освещение церквей и т. п. Митрополит московский и архиепископ новгородский имели свой двор, наподобие княжеского двора с дворецким, стольниками, чашниками и проч. После проникновения служилых архиерейских людей в епархиальный строй, помощники архиерея из духовных лиц были оттеснены на задний план светскими чиновниками. При новгородском архиепископе значение клироса, в смысле кафедрального духовенства новгородской софийской церкви, настолько пало, что под «софиянами» стало разуметься «мирское воинство» новгородского владыки – бояре и боярские дети. § 41. Епархиальная организация в XVI и XVII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

2.Золотой потир из Благовещенского собора как памятник искусства и эпиграфики//Московский кремль XV столетия. Т. 1. М., 2011. С. 428–439 ( в соавторстве с И. А. Стерлиговой). 3. «Кроник Псковский» в контексте русской «легендарной» историографии XVII в.//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. 3(45). С. 113–114 ( в соавторстве с А. В. Чернецовым). 4. Из истории русско-южнославянских книжных связей XII–XIII вв.: новое и забытое//Russica Romana. Vol. 17 (2010). Pisa; Roma, 2011. С. 9–32. 5. Неизвестные страницы истории московского книгописания середины XIV в.//Русь, Россия. Средневековье и Новое время/Вторые чтения памяти академика РАН Л. В. Милова (Материалы к международной конференции). М., 2011. С. 33–34. 6. Об одном безымянном сербском книгописце-каллиграфе раннего XIV в. (пергаменное Евангелие Хиландарь, 12 и рукописи его круга)//Археографски прилози. 2011. 33. С. 321. 7. От Кирилла Философа до Константина Костенецкого и Василия Софиянина: История и культура славян IX–XVII веков. М., 2011. 8. Откритието като научна съдба//За буквите/Кирило-Методиевският вестник. 2011. 35. С. 4. 9. Иосиф II (Солтан), митр. Киевский (раздел «Церковно-учительная деятельность»)//Православная энциклопедия. Т. 26. М., 2011. С. 17– 18. 10. Ипатьевский монастырь (раздел «Библиотека»)//Там же. С. 441. 11. Ириней Лионский (раздел «Почитание на христианском Востоке, у южных славян и на Руси»)//Там же. С. 441 ( в соавторстве с А. А. Королевым). 12. Исаак Собака//Православная энциклопедия. Т. 27. М., 2011. С. 9– 11. 13. Исайя Серрский//Там же. С. 141– 144 ( в соавторстве с Л. К. Гаврюшиной). 14. Истрин В. М.//Православная энциклопедия. Т. 28. М., 2011. С. 23– 26 ( в соавторстве с И. Н. Поповым). 15. Йованович Т.//Там же. С. 698– 699 ( в соавторстве с И. О. Олейниковой). 16. Йовчева М.//Там же. С. 700– 702. 17. Болгарские книжники раннего XIV в. между Тырновом, Святой горой и Святой землей (по следам забытых и новейших атрибуций)//Средновековни тексти, автори и книги: Сборник в чест на Хайнц Миклас. София, 2012 (Кирило-Методиевски студии. Кн. 21). С. 236– 244.

http://sedmitza.ru/lib/text/10066057/

Концерт, посвященный празднику Рождества Христова, состоялся в Алма-Ате 16 января 2019 г. 11:27 15 января 2019 года в концертном зале Казахской государственной филармонии им. Жамбыла в городе Алма-Ата состоялся традиционный Рождественский концерт, организованный по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра комиссией по культуре Астанайской и Алма-Атинской епархии . В концертной программе приняли участие: хор Казахстанского митрополичьего округа под управлением Заслуженного деятеля искусств России Олега Овчинникова; центральная воскресная школа при Никольском соборе Алма-Аты; хор и воскресная школа Иверско-Серафимовского женского монастыря города Алма-Аты;  государственный академический симфонический оркестр Республики Казахстан (дирижер — Ерболат Ахмедьяров), солистки Митрополичьего хора лауреаты республиканских и международных конкурсов Анастасия Кожухарова и Софияна Благодарная; лауреат республиканских и международных конкурсов Евгений Шагаров, лауреат городских и международных конкурсов хор мальчиков «Искер» детской музыкальной школы имени Мукана Тулебаева (руководитель и дирижер С. Романов), молодежный хор «Алатау» Алма-Атинского музыкального колледжа им. П.И. Чайковского (руководитель и дирижер — отличник культуры Казахстана З.Н. Накибаева). Вниманию слушателей были предложены сочинения классических и современных авторов, духовные песнопения, симфонические произведения, оперные арии, народные рождественские песни. Воскресные школы выступили с яркими вокально-танцевальными композициями. Открывая праздничное мероприятие, собравшихся с праздником Рождества Христова и новолетием поздравил глава Православной Церкви Казахстана митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. В числе почетных гостей музыкального праздника: управляющий делами Казахстанского митрополичьего округа епископ Каскеленский Геннадий , настоятельница Иверско-Серафимовского монастыря города Алма-Аты игумения Любовь (Якушкина), генеральный консул Российской Федерации в Алма-Ате Е.П. Бобров с супругой, представитель Россотрудничества И.В. Переверзева. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Архиерейский двор в Вологде назывался Софийским, а служившие епископам бояре, дворяне и дети боярские - софиянами. Они подчинялись тиуну, к-рого избирали с благословения архиерея на 1 год. Помимо владений кафедры в Вологодском у. софияне управляли селами и деревнями, принадлежавшими вологодскому архиерейскому дому за пределами В. е., в частности подмосковными селами Городище и Никольское. Вологодским архиереям служили князья Дябринские, дети боярские Патрикеевы, Немцовы, Палицыны, Брянчаниновы, Ефремовы, Болтины, Озеровы, Кудрявцевы, Рагозины, Хомутовы и др. В нек-рых случаях вологодские владычные дети боярские призывались на царскую службу, напр. в Смутное время . В XVI в. Вологда стала одним из важнейших центров торговли хлебом в России, здесь собирали значительные пошлины с рус. и иностранных купцов, частично эти средства поступали архиерейскому дому и местным мон-рям. Митрополичьи земли на территории Великопермской и Вологодской епархии в XV - нач. XVII в. В Вологодском у. имелись мон-ри и владения, принадлежавшие епископским кафедрам Вел. Новгорода, Ростова и Перми и митрополичьему дому. В нач. XVI в. митрополичьи земли находились в вол. Тошня, в Воскресенской трети за митрополичьим домом числилось 9 деревень Спасо-Каменного мон-ря с центром в дер. Родивоново, «что Спас у Вондожского озера». На черносошных землях вол. Уфтюга, принадлежавших вел. князю, стоял митрополичий мон-рь с церквами в честь Преображения и во имя вмч. Димитрия Солунского, в вол. Лежский Волок на черносошных землях, бывших также во владении вел. князя, находился митрополичий Преображенский мон-рь, в Ильинской трети на черносошных землях вол. Сянжема стояла митрополичья Спасская ц. (Там же. 170. С. 157). В Тотемском у. также находились владения митрополичьего дома, затем Всероссийских Патриархов. 20 июня 1467 г. вел. кн. Иоанн III выдал митр. Филиппу I жалованную и несудимую грамоту на Воскресенский муж. мон-рь «на Пеняге», грамота была подтверждена 21 марта 1475 г. митр. Геронтию (АФЗХ. Ч. 1. 315-316. С. 270-271). В марте 1504 г. вел. кн. Иоанн III выдал митр. Симону новую жалованную и несудимую грамоту на митрополичьи владения и людей в В. е. Грамота предусматривала, что великокняжеские наместники из Вологды, а также волостели и их тиуны из Тошни не имеют права судить митрополичьих людей, «опричь душегубства и розбоя с поличным». Митрополичьих людей ведал митрополичий приказчик. Грамота неоднократно подтверждалась в правление вел. кн. Василия III Иоанновича (в 1506, 1512 и ок. 1522 - Там же. 313. С. 269). 5 янв. 1585 г. от имени царя Феодора Иоанновича в Вологду была послана грамота губным старостам, городовым приказчикам и др. приказным людям о невзимании с вотчин митрополита (позднее Патриарха), с владений митрополичьих мон-рей и детей боярских денежных пошлин. Данный акт был подтвержден в 1587, 1598, 1607 и 1613 гг. (Там же. Т. 3. Дополнения. С. 363-364).

http://pravenc.ru/text/155162.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010