86. с. Кукольня волости Солотвинской, от Житомира 32 вер. Церковь во имя Воскресения Христова. Построена в 1728 г. на средства прихожан и бывшего помещика Войциховского. Деревянная, с такою же колокольнею. Земли: усад. 1 дес. 85 саж., пахот. в 3 см. 25 дес. 252 саж., сенок. при полях 2 дес. 1,752 саж., сенок. в лесу 9 дес. 386 саженей. Землёю этою пользуется причт церкви с. Никоновки. На церковной земле деревянный дом и хозпостройки составляют собственность местного священника. Ещё есть церковный дом, называемый школою. Церковь эта приписана к предшествующему приходу с. Никоновки (в 2 вёрстах). Дворов – 50¾, прихожан – 326 д. об. п. 87. с. Половецк 112 (при ручье) волости Солотвинской, от г. Житомира 37 вер., от ближ. почт. ст. Рея 4 вер., от ж.-дор. ст. Бердичева 10 вер., от ближ. приход. сс. Журбинец и Скаковки – 3 версты. Приход 6-го кл. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Построена в 1733 г., но кем – неизвестно. Деревянная, с такою же колокольнею, построенною в 1876 г. на средства прихожан. Есть ещё церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы – кладбищенская, каменная, построенная в 1875 г. на средства местного священника Филарета Давидовича. Земли: усад 3 дес. 1,198 саж., пахот. в 3 сменах. 16 дес. 2.088 кв. саж., сенок. с лесом 8 дес. 1,165 саж. Плана нет. Причт: 1 свящ. с жалов. 300 р. и псаломщ. – 50 руб. Для священника дом и хоз. постройки имеются, а для псаломщика их нет (сгорели). Народное училище сущ. с 1879 г. Есть завод для выделки синьки. Крупный землевладелец – Ричард Ив. Соколовский. Дворов – 76¾, прихожан – 593 д. об. п. Свящ. – Филарет Петр. Давидович (с 1845 г.), псаломщ. – Василий Феодор. Крыжановский (с 1882 г.). К этому приходу приписала церковь в с. Журбинцах в 3 вёрстах. 88. с. Журбинцы 113 волости Солотвинской, от г. Житомира 34 вер., от ближ. почт. ст. 8 вер., от ближ. ж.-дор. ст. 13 вёрст. Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Построена в 1752 г., но кем – неизвестно. Деревянная, с такою же колокольнею, построенною в 1877 г. на средства прихожан. Земли: усад. 3 дес., пахот. в 3 см. 27 дес. и сенок. под лесом 14 дес. Свящ. дом и хозпостройки составляют собственность местного свящ. Ф. Давидовича. Есть ещё церковный дом. Церк.-приход. школа сущ. с 1886 г 25 окт. в общественном доме, с жалованьем учителю 60 р. в год. Крупный землевладелец – Ф. А. Терещенко. Дворов – 75½, прихожан – 579 д. об п. Церковь эта приписана к предшествующему приходу села Половецка (в 3 вёрстах).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Архив: Жалоба б. протоиерея С. Соколовского (1924). АЕУА. Лит.: О лишении сана священника Карловацким Синодом РЗЦ. ЖМП. 1932. 910 Евлогий, митр. Путь моей жизни Росс Н. Советская власть и русская церковь в Париже. РМ. 26.6.197. 4179; 3.7.1997. 4180 Данин А. Из истории борьбы за русскую церковную собственность во Франции в нач. 20-х гг. ЦИВ. 1999. 45. Соловьев Александр (дата рождения не установлена – сконч. после 1923), диакон. Диакон посольской русской Св.-Николаевской церкви в Риме (1908), затем русской Св.-Николаевской церкви в Праге, в начале 1-й мировой войны уехал в Швейцарию, вернулся в Прагу в сентябре 1919, снова диакон Св.-Николаевской русской церкви в Праге, состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), перешел в юрисдикцию архиеп. Савватия Чешской Церкви (27.11.1923), больше сведений о нем не имеется. Архив: Приход Прага (19211924). АЕУА. Соловьев Василий Иоаннович (17.12.1895, с. Илемно Псковск. губ. – сконч. после 1944), протоиерей. Из семьи духовенства. Учился в Псковской Духовной семинарии, перешел на курсы Юрьевского университета (1916), затем Варшавского университета, эмигрировал в Чехословакию, окончил философский факультет Пражского университета (1926), диакон (14.10.1926), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), диакон Св.-Николаевской церкви в Праге, перешел в юрисдикцию РЗЦ, в которой был рукоположен во священника архиеп. Серафимом (Ляде), благочинный русских приходов в Словакии (19421944), Архиерейским Синодом РЗЦ уволен с должности с запрещением в священнослужении (7.9.1944), больше сведений о нем не имеется. Архив: Послужный список о. В. Соловьева (1926). АЕУА. Соловьев Константин (16.3.1890, Ярославль 11.8.1955, Фуркьё, Франция), протоиерей. Из семьи духовенства. Окончил Ярославскую Духовную семинарию (1912), учитель в земском училище (19121914), мобилизован в действующую армию (1914), окончил Александрийское военное училище (1915), участвовал офицером в 1-й мировой войне (19151917), эмигрировал в Эстонию (1918), затем в Польшу (1920), работал в разных учреждениях, диакон (1942), священник (21.3.1942), рукоположение совершил митр. Минский Пантелеймон (Рожнов), служил на приходах в Минской епархии (19.5.194227.6.1944), эмигрировал в Германию и принят в клир РЗЦ (1944), настоятель церкви в Линдау (19465.8.1952), протоиерей (1952), переехал во Францию, настоятель Св.-АлександроНевской церкви в г. По (25.8.195211.8.1955).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1780 году, Октября 12, отпущены из Москвы, на смену находившегося в Пекине Архимандрита Николая Цвета, со свитой и учениками Архимандрит Иоаким Шишковский, посвящённый в С.-Петербурге в 1780 году, Марта 8, и при нём два Иеромонаха, Антоний и Алексей, Иеродиакон Израиль, два церковника, Иван Орлов и Семён Соколовский, да для обучения Китайскому и Маньчжурскому языкам Московской Духовной Академий ученики: Егор Салертовский, Иван Филонов, Антон Владыкин и Алексий Попов. После Архимандрита Шишковского, которой умер в Пекине, послан туда Архимандритом в 1794 году Софроний Грибовский, посвящённый из Иеродиаконов Московского Университета. Он отправился в Пекин 2 Сентября и прибыл 27 Ноября, со свитой монахов и студентов, коих велено было ему набрать в Казанской и других по пути епархиях. Сей Архимандрит, прожив там срок свой, в 1808 году, Мая 11, выехал из Китая; а 6 Августа прибыл в Кяхту с одним псаломщиком и тремя учениками, прочая же свита вся померла в Пекине. На место его отправлен Архимандрит Апполлос из Иеромонахов и учителей школы Тихвина монастыря; но, не доехав, остался в Иркутске, и ныне находится Настоятелем в Вознесенском монастыре; а вместо него отправлен Архимандрит Иоакинф, бывший Иркутской Семинарии Ректор, и при нём Иеромонахи Серафим и Аркадий, да Иеродиакон Нектарий; церковники Василий Яфитский, Константин Пальсковский; Китайского и Маньчжурского языка ученики: Михайло Сипаков, Лев Зимайлов, Евграф Громов, Маркелл Лавровский; при свите пристав в ранге Капитана, Титулярный Советник Семён Первушин, при нём писарь в ранге Офицера, Михайла Попов и толмач Яков Бритюков. Жалованье им, по Высочайше Конфирмованному в 1805 году докладу Святейшего Синода, назначено несравненно более предместников их, о чём выше уже показано; а притом, по сему же высочайше Конфирмованному докладу Святейшего Синода, положено между прочим: «Архимандриту той Миссии иметь степень первоклассных Архимандритов; но во время пребывания в Пекине именоваться, как и ныне, Старшим Священником. По исполнению же возложенной на него должности и по приезду в Россию, на случай небытия вакансии, дабы мог иметь безнужное содержание, производить ему жалованье и всё то, что получают Настоятели первоклассных монастырей, до помещения его к оной; равно и отправляемым при нём двум Иеромонахам и одному Иеродиакону, при таковом же возвращении, за равномерное исполнение своих должностей, дать Настоятельские места третьеклассных монастырей, с таковыми же выгодами, каковые Архимандриту, на случай небытия в то время вакансий к безнужному содержанию предполагаются, до определения их; подобно и двум церковникам, по возвращению до помещения к местам производить жалованье, получаемое ими в Пекине из суммы, на Духовный Департамент положенной».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В день 100-летия ордена Святого Георгия, в 1869 году, императором Александром II был особо отмечен Георгиевский кавалер, военный священник отец Иоанн Пятибоков. В 1854 году отец Иоанн был старшим священником Могилевского пехотного полка. Во время битвы с турками священник, невзирая на две контузии и повреждение своего креста пулей, заменил раненого командира и повёл на врага русских солдат 422 . Немало примеров ратных подвигов было совершено русским военным духовенством во время Первой мировой войны. Например, 29 августа 1914 года, видя, что солдаты испытывают нравственные колебания в вопросе о необходимости исполнения приказа о переходе в наступление, иеромонах Феликс (Носильников) вдохновенной речью и собственным примером увлек солдат в атаку. Когда же наступление захлебнулось, отец Феликс отказался отступать, оставаясь на переднем крае под постоянным обстрелом вместе с тридцатью солдатами 423 . Иеромонах Александр (до войны настоятель Зосимо-Савватиевской церкви Тотемского уезда) в 1915 году ушёл на фронт добровольцем и взял на себя нелёгкое бремя служения полкового священника. Он во всех случаях отличался смелостью и решительностью, умением поддержать и утешить каждого ратоборца в любой ситуации. Семь месяцев отец Александр провёл в плену. Был награждён золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте и грамотой от государя Николая II. Его пятеро родных братьев также служили полковыми священниками 424 . 19 октября 1916 года в бою погиб священник 318-го Черноярского полка Александр Тарноуцкий. Смерть настигла истинного пастыря Христова, когда он шёл впереди своего полка с крестом в руках. В этом же году священник Василий Шпичак повёл за собой Драгунский Казанский полк. Полк получил приказ наступать на австрийцев, но из-за наступившего смятения смог полноценно выполнить приказ лишь благодаря действиям священника 425 . История сохранила имена и других героев-пастырей, выводивших воинов в атаку. Среди них можно отдельно упомянуть протоиерея Сергия Соколовск ого, священников Иоанна Терлицкого, Иоанна Долищинского, Михаила Дудницкого 426 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В сентябре 1923 года он же прислал архиепископу Евлогию, которого он почему-то именует «бывшим архиепископом Харьковским и Ахтырским», следующее «предписание», датированное 7 сентября. «Сим уведомляю Вас, что постановлением Св. Синода, от 24 августа с. г., я назначен Управляющим Заграничными Православными Церквами, а посему предлагаю приготовить все дела по Управлению Заграничными Церквами к сдаче, о чём и поставить в известность надлежащих лиц» 183 . Подобные предложения Евдоким разослал и всем настоятелям Заграничных Русских Церквей, предлагая представить отчеты о состоянии вверенных им приходов и церковного имущества и угрожая в противном случае принять соответствующие меры 184 . Наконец, тот же Евдоким обратился с письмом ко всем проживающим за границей русским епископам, убеждая признать советскую власть и власть Синода «Живой Церкви», «легализированного правительством в международном масштабе и признанного Восточными Патриархами», взамен чего обещает ходатайствовать перед советской властью о предоставлении прежних преимуществ, как в России, так и за границей 185 . Был также проект поручить секретарю «Живой Церкви» Новикову организацию общин «Живой Церкви» в Западной Европе 186 . Вступившие в общение с Евдокимом протоиерей Сергий Соколовск ий, проживающий в Париже, был лишён сана Карловацким Синодом 30 декабря 1924 года, но признан Синодом «Живой Церкви» в качестве её представителя, так же, как и проживающий в Берлине протоиерей Зноско. Во Франции «Живая Церковь » имеет Общество Ревнителей Православия, в Берлине – Владимирское Братство 187 . Пытается «Живая Церковь » подчинить себе русские церкви и на Дальнем Западе – в Америке и на Дальнем Востоке в Китае. В Китае главным её деятелем является «живоцерковный» митрополит Василий Смелов, с которым в Харбине успешно борется православный архиепископ Мефодий, издавший несколько брошюр против «Живой Церкви». Признание Китаем советской власти, состоявшееся 31 мая 1924 года, много ухудшило положение здесь православия и затруднило борьбу с «Живою Церковью», но благодаря энергии архиепископов Мефодия Харбинского и Иннокентия Пекинского пока она успехов здесь не имеет. Пытается «Живая Церковь » подчинить себе и Японскую Миссию, а также и Грузинскую Церковь 188 . Об успехах представителя «Живой Церкви» в Соединенных

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Введенский. Христианская апологетика. Свт. Филарет, митрополит Московский. Григорий Нисский. Митрополит Макарий. Догматическое богословие. Голубинский. Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека. Светлов. Христианская апологетика. Успенский. Умозрительное богословие. Орфаницкий. Историческое изложение догмата об Искупительной жертве Иисуса Христа. Свт. Василий Великий. Шестоднев. Соколовский А.А. Любовь и эгоизм. Архиепископ Филарет Черниговский. Догматическое богословие. Боголюбский. Ислам, его происхождение и сущность. Велтистов. Грех, его происхождение и сущность. Череванский. Мир ислама. Иеромонах Гурий. Христианство и буддизм. Реверсов. Очерки западной апологетической литературы II и III вв. Преображенский. Сочинения древних апологетов. Пастер. О начале, размножении и падении идолопоклонства. Согласно с Божественным Откровением (1 Ин. 4:8, 16-17) Бог есть Любовь, и причиной создания Богом духовного и вещественного мира, Ангелов и человека была любовь. Итак, мы постараемся как можно обстоятельнее выяснить значение и сущность любви прежде всего в жизни Самого Бога, а затем в Его Откровении. Причиной отпадения Ангелов и человека от Божественной жизни любви было самолюбие, возникшее и развившееся в ангеле Деннице; потому мы постараемся выяснить сущность самолюбия - этого ненормального, несвойственного духовной природе проявления жизни. Далее мы постараемся выяснить влияние любви и самолюбия на человеческую жизнь, указав на происходящее от них добро и зло. Прежде всего мы дадим истинное понятие о Боге, Его жизни, свойствах Его и совершенствах, а потом уже об Ангелах и человеке. Это наше сочинение имеет целью дать краткое, но по возможности полное понятие о сущности христианской религии, а равно и о сущности верований языческих народов. К последним мы причисляем и мусульман, ибо они, несмотря на веру в Единого Бога как Виновника добра и зла сохранили многие черты язычества и даже продолжают развивать его в своей среде в ущерб богочеловеческой жизни любви. БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2324...

Вишневский, семинарист, певчий в Казанской Духовной семинарии — 299, 301, 312 Вишневский Виктор Петрович (1807–1885) — выпускник (со степенью магистра) Московской Духовной академии (1826); профессор (с 1826 г.) и инспектор (с 1827 г.) Казанской Духовной семинарии; священник (с 1828 г.) казанской Петропавловской церкви, кафедральный протоиерей в Казани (с 1854 г.), преподаватель Казанской Духовной академии; член Казанской Духовной консистории — 299, 301 Вишняков Александр Григорьевич (1836–1912) — сенатор, публицист, историк — 174 Вишняков Андрей Филонович — владелец мастерской пошива мужской одежды для духовенства — 165 Владимир, отец — Владимир (Соколовский Василий Григорьевич) (1852-?) — выпускник Полтавской семинарии, в 1878 г. окончил Казанскую Духовную академию; помощник смотрителя Полтавского Духовного училища (с 1878 г.); 29 сентября 1878 г. был пострижен в монашество, с 1 октября возведен в сан иеродиакона, с 3 октября 1878 г. — иеромонах; член Японской православной Духовной миссии (с 14 января 1879 г. по 1886 г.), преподаватель Токийской Духовной мужской семинарии (с 1879 г.); позже — заведующий этой семинарией и игумен (с 1884 г.), учитель Холмской Духовной семинарии (с 1886 г.), архимандрит и инспектор той же семинарии (с 1887 г.); епископ Алеутский (с декабря 1887 г.), епископ Острогожский (с 1891 г.), затем — епископ Оренбургский и Уральский, Воронежский (см.: Русссель Н. К. Житие преосвященного Владимира. Лондон, 1895) — 82, 83, 89–90, 109, 111, 112, 120, 130, 151, 163, 171, 186, 188, 192, 228, 232, 242, 254, 294, 298, 326 Владимир, отец, иеромонах Александро–Невской лавры — 226, 227 Владимир, отец — товарищ отца Николая по Смоленской семинарии — 236 Владимир I (? –1015) — великий князь киевский (с 980 г.), чтимый православной церковью как святой и равноапостольский за крещение Руси — 73, 150, 270 Владимир Александрович (1847–1909) — великий князь, главнокомандующий войсками гвардии и Петербургским военным округом (с 1880 г.); президент Академии художеств (с 1876 г.); сын императора Александра II — 101, 108

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Во вторник на Святой неделе, приблизился Ляпунов к Симонову монастырю, занял монастырь, заложил свой обоз и окружил его плотным «гуляй-городом». В среду, на другой день, пришел Заруцкий с туляками и казаками и стал о бок Ляпунова по берегу Москвы-реки. Стягивались к столице и другие ополчения. Ляпунов из Симонова монастыря подвинулся к Яузе и Коломенской башне (Деревянного или Земляного города). 85 Пришли калужане под предводительством Димитрия Тимофеевича Трубецкого и стали против Воронцова поля; пришли ополчения владимирское, костромское, ярославское, романовское и стали у Петровских ворот. У Сретенских ворот стал Артемий Васильевич Измаилов, а у Тверских – князь Василий Федорович Мосальский: с ним стали двести стрельцов и троицкие слуги, присланные из Троицко-Сергиевского монастыря под начальством Андрея Федоровича Палицына. Последний привез известительные грамоты от архимандрита Дионисия и келаря Авраамия к боярам и воеводам и всем служилым людям: именем веры и сострадания к разоренной земле русской возбуждали их трудиться на изгнание чужеземных врагов и русских изменников. По известиям поляков 86 , у русских воевод и казаков Просовецкого было тогда тридцать тысяч. Земляной город весь был у них в руках. Городские стены были распределены у поляков таким образом: в Кремле стояли полки Казановского, Гонсевского, как и прежде были там конные сотенные роты Фирлея, Казановского, Голятиновского, Роговского, Гречанина, Абраима и двухсотенная рота Гонсевского, да еще иные роты и сверх того – 1500 немцев. В Китай-городе стоял Зборовский с своим полком; в четырех его ротах было 1200 человек конных. У Неглинной держали стражу ротмистры Соколовский и Струсь; Мархоцкий стоял на Глухой башне, а Млоцкий – на следующей за нею башне, у реки Яузы, где стена Китай-города сходилась с Белогородскою, на башне стоял Бобовский; под низом тех двух башен, где стояли Бобовский и Млоцкий, были блокгаузы с орудиями на них. По стене Китай-города, на одной стороне вплоть до Кремли, а на другой до Водяных ворот на мосту, находилась польская пехота. Чертольские ворота и две соседние с ними башни держали немцы пополам с польскою пехотою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Иеромонах Варфоломей, в мире Василий Яковлевич Останенков, был сын казака города Переволочны, принял монашество в Мгарском Монастыре в 1712-м году, во иеродиакона посвящен в 1714-м году, во иеромонаха в 1725-м году в том же Монастыре. В 1735-м году, как сказавший за собою «слово и дело», отослан к следствию в Святейший Синод 1987 . Иеромонах Дамиан Новинский, сын священника погоста Воскресенского, что на Волге реке, Ржевского уезда, Алексея Максимова, в мире Дорофей, был с 1701-го года диаконом в Московском Зачатиевском (Зачатенском) девичьем Монастыре, пострижен в Московском Новинском Монастыре в 1702-м году, во иеромонаха посвящен в 1709-м году 1988 . Иеромоиах Иаков, в мире Иван Максимович Коропец, был сын хорунжего, – «то есть прапорщика», – Нежинского полка, родился в городе Короле в 1694-м голу, учился «в школах Славянского диалекта», по смерти отца фельдмаршал Борис Петрович Шереметьев взял его к себе в певчие, пострижен в мантию в Московском Донском Монастыре в 1721-м году 1989 . Иеромонах Иоанникий, в Mipe Иаков Федорович Соколовский, сын Виленского мещанина, проживавшего в городе Дорогобуже, родился в 1694-м, году, в монашество пострижен в Москве, в Симонове Монастыре, архимандритом Петром, в 1714-м году 1990 . Иеромонах Леонид Троицкий, в мире Лев Михайлович Страшков, сын слуги Калязииа Монастыря, родился в 1682-м году, монашество принял в 1705-м году в Калязиие Монастыре и был рукоположен во иеродиакона, во иеромонаха посвящен в Троицкий Сергиев Монастырь в 1719-м году 1991 . Иеромонах Серафим Сретенский, в мире Стефан Онисимович Второв, сын священника села Георгиевского, что на валу, Галицкого уезда, родился в 1686-м году, был с 1710-го года диаконом при церкви села Остолопова, Казанского уезда, монашество принял в 1714-м году в Казанском Кизическом Монастыре, во иеромонаха рукоположен в 1722-м году в Москве в Новгородок Северский, в Сретенский Монастырь. Он в юности был несколько обучен иконному писанию 1992 . Иеромонах Филарет Златоустовский, в мире Феодор, был сын священника Нижнего Новгорода Василия Симеонова, родился в 1674-м голу, принял монашество в Оранской Пустыни в 1715-м году, до поступления в монахи был в Нижнем диаконом и священником 1993 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Иоанн (Доброзраков), Калининский (Тверской) архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский) , Томский еп. Порфирий (Соколовский) , Оренбургский еп. Антоний (Радонежский), Омский еп. Григорий (Полетаев) , Вологодский еп. Алексий (Соболев), Енисейский еп. Евфимий (Счастнев), Горийский еп. Вениамин (Барнуков), Курский еп. Михаил (Лузин) , миссионеры архим. Петр (Каменский) , прот. Стефан Ландышев и прот. Василий Вербицкий , богослов проф. прот. Александр Ветелев, богослов, литургист, историк Церкви проф. А. Л. Катанский . В 1799 г. вместо духовных гимназий было учреждено Нижегородское уездное ДУ (также именовалось Сергиевским). Оно располагалось в комплексе построек (3-этажный главный корпус возведен в 1872) на углу Сергиевского пер. и Сергиевской ул., напротив Сергиевской ц. При уч-ще имелось общежитие для воспитанников (на углу Ильинской ул. и Успенского пер.). С 1867 г. действовали фундаментальная и ученическая б-ки. В 1885 г. в уч-ще было 6 преподавателей и 337 учащихся. Среди выпускников Нижегородского ДУ - профессор догматического богословия СПбДА прот. П. И. Лепорский ; в 1880-1881 гг. латинский язык преподавал буд. профессор КазДА прот. Н. П. Виноградов . Арзамасское ДУ было открыто в 1815 г. при арзамасском Преображенском мон-ре. Однако первоначально оно не удовлетворяло требованиям, предъявляемым даже к приходскому ДУ. Статус приходского оно приобрело в сент. 1822 г., а во 2-й пол. 30-х гг. XIX в. было преобразовано в уездное. С 80-х гг. XIX в. здание уч-ща располагалось на углу Сальниковой (ныне ул. Карла Маркса) и Алексеевской (ныне ул. Свободы) улиц. При уч-ще имелась фундаментальная б-ка. Среди выпускников - патриарх Сергий, педагог В. П. Вахтеров. Печерское ДУ было учреждено в 1822 г. в нижегородском Вознесенском Печерском мон-ре; имело статус уездного. В 1855 г. в уч-ще насчитывалось 3 преподавателя и 770 учащихся. После открытия в 1849 г. Лысковского ДУ число учеников Печерского ДУ существенно сократилось (в нояб. 1849 их было 99, в 1-м классе училось лишь 5 чел.), поскольку духовенство Васильского (Васильсурского), Княгининского и части Макарьевского уездов получило возможность отправлять своих детей в ближайшее Лысковское ДУ.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010