– Ч. 8. – С. 1–25. Commentarium in Canticum Canticorum//PG 44, 756–1120. – Pyc. пер.: Григорий Нисский , свт. Изъяснение Песни песней Соломона. – М.: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 1999. Oratio catechetica magna//PG 45, 9–106. – Pyc. пер.: Григорий Нисский , свт. Большое огласительное слово. – Киев: Пролог, 2003. Greg. Pal. Decalog. Ep. ad Paul. Asen. Hom. Triad. Gregorius Palamas Δεκλογος τς κατ Хριστν νομοθεσας//Συγγρμματα/πιμλεια Παν. К. Хρστου. – Θεσσαλονκη: εκδοτικς οκος Кυρομνος, 1992. – Т. 5. – Σ. 251–260; PG 150, 1089–1102. – Рус. пер.: Григорий Палама , свт. Десятословие по христианскому законоположению//Доброто- любие: в 5 т. – Т. 5. – С. 305–313. πιστολ πρς Пαλον σνην//Ibid. – Т. 5. – Σ. 245–250. – Пер. заглавия: Григорий Палама , свт. Послание к Павлу Асеню. Homiliae//PG 151, 9–550. – Рус. пер.: Григорий Палама , свт. Омилии: в 2 т. – М.: Приход храма Св. Духа сошествия, 2008. πρ τν ερς συχαζντων//Συγγρμματα. – Т. 1. – Σ. 359–694. – Рус. пер.: Григорий Палама , свт. Триады в защиту священнобезмолвствующих. – М.: Канон+, 2003. Greg. II Papa Ep. Germ. Const. Greg . presb. Vita Greg. Theologi Gregorius presbyter Vita patris nostri Gregorii Theologi//PG 35, 243–304. – Пер. заглавия: Григорий, пресвитер. Жизнь отца нашего Григория Богослова . Greg. Sin. Capita acrostich. Capita alia Gregorius Sinaita Capita valde utilia per acrostichidem disposita//PG 150, 1239–1300. – Рус. пер.: Григорий Синаит , npn. Весьма полезные главы иже во святых отца нашего Григория Синаита , расположенные акростихами//Творения. – М.: Новоспасский монастырь, 1999. – С. 6–78. Capita alia//PG 150, 1300–1304. – Рус. пер.: Григорий Синаит , npn. Его же другие главы//Там же. – С. 79–83. Greg. Thaum. In Annunt. Hieronym . Stridon . Contra Lucifer. Ep. In Is. Praefatio in Daniel. Praefatio in Paralip. Hieronymos Stridoni Dialogus contra Luciferianos//PL 23, 135–182. – Pyc. пер.: Иероним Стридонский , блж. Разговор против луцифериан//Творения: в 17 ч. – Киев, 1903. – Ч. 4. – С. 57–93. Epistulae//PL 22. – Рус. пер.: Иероним Стридонский , блж. Письма//Там же. – Киев, 1893, 1894, 1903. – Ч. 1–3; см. также: Иероним, блж. Избранные письма//Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. – М.: Канон+, Реабилитация, 2002. – С. 119–372. Commentariorum in Isaiam prophetam libri 1–18//PL 24, 17–678. – Pyc. пер.: Иероним Стридонский , блж. Восемнадцать книг толкований на прор. Исаию//Там же. – Киев, 1882, 1883. – Ч. 7–9. Praefatio in Danielem prophetam//PL 28, 1291–1294. – Пер. заглавия: Иероним Стридонский , блж. Пролог к книге пророка Даниила. Praefatio in librum Paralipomenon//PL 28, 1323–1328. – Пер. заглавия: Иероним Стридонский , блж. Пролог к книге Паралипоменон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

от поколения израильтян принял ради нас плоть и кровь, чтобы иметь возможность пострадать. И упися, т.е. пострадал: И обнажися: потому что в этом случае обнажилась, т.е. обнаружилась та немощь Его, о которой говорит апостол: Аще и распят бысть от немощи ( 2Кор. 13:4 )» [там же]. И, наконец, что же означает в таком преобразовательном значении поведение сынов Ноевых? Блж. Августин: «В страданиях Христовых мы известным образом и чтим то, что за нас совершено [Христом. – Г.Ф.], и отвращаемся злодейства иудеев. Одежда означает таинство, а спины – воспоминание о прошлом: потому что в то время [христианской проповеди. – Г.Ф.], когда Иафет уже вселился в селениях Симовых, а злой брат обращается между ними, церковь уже празднует совершившиеся страдания Христовы, а не ожидает еще имеющия совершиться» [там же]. Иначе блж. Августин размышляет об этом же еще так. Хам рассказал со смехом о том, что увидел, а братья его не дерзнули на это взглянуть. Это значит, что «негодные возвещают эти страдания Христовы только внешним образом звуками голоса... Люди же добрые содержат это великое таинство во внутреннем человеке, и внутри в сердце чтут немощное и буее Божие, которое крепчае и премудрее человек есть» [там же]. Свой аллегоризм блж. Августин доводит здесь до некоторой крайности, позволяя и неприглядному (Ноево опьянение) быть образом святого (Христовых страданий), а отсюда и сложность в истолковании смысла поведения сыновей. Это не единственный подобный пример в святоотеческой экзегезе. В основном повторяя предыдущих отцов, блж. Феодорит Кирский в благословении Ноем старшего сына своего Сима находит пророческое мессианское указание. Блж. Феодорит: «(Ной) предсказал, что Бог вселится в селениях Симовых. Обитал же Бог в патриархах, произошедших от Сима, и в пророках, произошедших от патриархов, и сперва в скинии, а впоследствии в Иерусалиме. Определенным же концом пророчество сие имело таинство домостроительства, когда Сам Бог-Слово, Единородный Сын Бога и Отца – воплотился и вочеловечился, и храмом Своим нарек от семени Давидова и Авраамова восприятую плоть: ибо от Сима вели род и Давид, и Авраам» Изъяснение трудных мест, Бытие, вопрос 59]. Своеобразно, что блж. Феодорит находит мессианское указание не в словах о вселении Иафета в шатры Симовы, а именно в самом благословении Симу. Шатер Сима – Шекина, Божественное Присутствие сначала в патриархах, потом в пророках, в скинии и Иерусалиме и, наконец, во плоти, восприятой от Сима по родству и принявшей Единородного Сына в воплощении Бога Слова. Плоть Единородного – шатер поселившегося в потомках Симовых Бога, таинственная и непостижимая Шекина.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Поздние катены из И. п. к. резюмируют толкования Иоанна Друнгария (CPG, N 7434), Прокопия Газского и др. авторов. II. Лат. комментарии. Согласно блж. Иерониму, мч. Викторин Петавский составил комментарий на И. п. к. ( Hieron. De vir. illustr. 11. 74; Idem. In Is. Praef.), к-рый не сохранился; возможно, он зависел от комментария Оригена (ср.: Idem. Ep. 61. 2, 4; 84. 7). Так, крылья серафимов (Ис 6) мч. Викторин интерпретировал как указание на 12 апостолов ( Hieron. Ep. 18A [de Seraphim]. 6. 8). Нельзя исключить и зависимость от лат. толкователей, к-рые, как сообщает блж. Иероним, видят в образе 2 серафимов, прикрывающих крыльями лицо и ноги Бога, напоминание о 2 заветах ( Idem. In Is. III 6. 2-3). Свт. Амвросий Медиоланский сообщает, что написал комментарий на И. п. к. ( Ambros. Mediol. In Luc. 2. 56), 6 фрагментов из него сохранилось в тексте блж. Августина, самый подробный - на Ис 1. 2 (CCSL. 14. P. 405-408). В 408-410 гг. блж. Иероним Стридонский составил «Толкование на Книгу пророка Исаии» в 18 книгах ( Hieron. In Is.//PL. 24. Col. 17-678; CCSL. 73-73A; Gryson R. e. a., ed. Commentaires de Jérôme sur le prophète Isaïe. Freiburg i. Br., 1993-1999. Vol. 1-5 (в кн. 5 включено толкование на «десять видений пророка Исаии» (in decem Isaiae visiones); см.: Hieron. In Is.//PL. 24. Col. 155-206; Jay. 1985. P. 65-67), т. е. подробный буквально-исторический комментарий на пророчества о народах (Ис 13-23) - см.: Hieron. In Is.//PL. 24. Col. 153-155, 160; Idem. Ep. 71. 7). Комментарии блж. Иеронима, как правило, зависят от неск. источников, но степень зависимости от текстов названных Иеронимом предшественников ( Hieron. In Is. Praef.) можно установить только на основании сравнения с комментарием Евсевия ( Simonetti M. Sulle fonti del Commento a Isaia di Girolamo//Augustinianum. 1984. Vol. 24. P. 451-469). При толковании блж. Иероним использует собственный перевод И. п. к. с еврейского, перевод нек-рых частей в основном по гекзапларному тексту LXX. Большое внимание в комментарии уделяется установлению букв.

http://pravenc.ru/text/674802.html

С особенным увлечением говорит о девственной жизни другой знаменитый и почитаемый на Западе отец Церкви – блж. Иероним , на сочинения которого любят ссылаться католические исследователи и защитники учения о безусловной нерасторжимости брака 264 . «Девство я до небес превозношу, – заявляет он, – и не потому, чтобы оно было моею добродетелью, а более из особого уважения к тому, чего сам не имею» 265 . Девственная жизнь – ангельская жизнь 266 . Блж. Иерониму хотелось, чтобы все христиане были девственниками. С этой точки зрения брачная жизнь не могла пользоваться его сочувствием. «Я хвалю брак, – говорит он, – хвалю супружество, но потому, что от брака рождаются девственники и девственницы, подобно тому как из семян расцветают розы и из земли выкапывают золото» 267 . Взятое же само по себе, брачное состояние не может иметь высокого значения, и Церковь ставит его «низко», на «третьей степени», – после девства и вдовства 268 . Супружество, по словам блж. Иеронима , явилось следствием грехопадения. «Плодитесь и размножайтесь ( Быт. 1:28 ) – эта заповедь приводится в исполнение после рая, наготы и смоковных листьев, знаменующих брачное похотение... Ева в раю была девою: после кожаных риз началось ее брачное состояние» 269 . Брак наполняет землю, девство – рай 270 . Обязанный своим происхождением греху, брачный союз препятствует христианину возноситься умом к Богу в молитве. Эту не вполне правильную мысль блж. Иероним выражает в следующей дилемме: «Остается одно из двух: или всегда молиться и пребывать в девстве, или перестать молиться и поработить себя браку» 271 . В увлечении девственною жизнью блж. Иероним забыл даже пророков и апостолов, живших в брачном союзе и находивших время предаваться богомыслию и молитве. Его неправильное воззрение на брачное состояние как на препятствующее молитве привело к другой ошибочной мысли. Если мирянин может молиться, но воздерживаясь только от брачных сношений, то священник, обязанный приносить за народ «жертвы» и всегда молиться, должен быть свободен от брачной жизни. Блж. Иеронима нисколько не смущала церковная практика его времени, дозволявшая и на Западе пастырям быть женатыми. «Это – уступка необходимости, – объясняет он, – так как нет столько девственников, сколько нужно священников» 272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Оно заимствовано блж. Иеронимом у римского автора Светония Транквилла, в начале II века описавшего жизнь и сочинения наиболее ярких представителей римской словесности 44 . Свою книгу блж. Иероним создал в 392 году. В предисловии, обращаясь к другу и покровителю префекту Декстру, он так определяет ее задачи: «Ты советуешь мне, Декстр, чтобы я, следуя примеру Транквилла, изложил по порядку сведения о церковных писателях и чтобы то, что он сделал в перечне знаменитых мужей языческой древности, я сделал относительно наших, то есть чтобы я кратко изложил тебе сведения о всех оставивших потомству какие-либо из сочинений священного содержания начиная от страдания Христа до четырнадцатого года императора Феодосия». Указывает блж. Иероним и на трудности своей задачи, сравнивая себя с языческими писателями, создававшими подобного рода труды: «Мое и их положение неодинаково. Ибо они, раскрыв древние исторические сочинения и летописи, могли как бы с обширного луга сплести немалый венок своего творения. Что же могу сделать я, который, не имея в этом деле никакого предшественника, должен следовать наихудшему, как говорится, руководителю – самому себе, хотя Евсевий Памфилов в десяти книгах “Церковной истории” оказал нам весьма важное пособие и хотя книги каждого из тех, о которых мы намерены писать, часто свидетельствуют о времени жизни своих авторов?» Наконец, блж. Иероним намечает и апологетическую цель своей книги: «Итак, пусть узнают Цельс, Порфирий, Юлиан, неистовствующие против Христа псы, пусть узнают их последователи (которые думают, что Церковь не имела никаких философов и ораторов, никаких учителей), сколь многие и великие мужи ее основали, создали и украсили; пусть перестанут они укорять нашу веру в деревенской только простоте и пусть лучше сознаются в своем невежестве» 45 . Произведение блж. Иеронима состоит из 135 глав, каждая из которых посвящена какому-либо знаменитому мужу христианской древности начиная от святых Апостолов и Евангелистов; заканчивает сочинение блж. Иероним сведениями о собственной литературной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Иногда святые жены, юродивые Христа ради, благословляли мужей на подвиг юродства. Так произошло со св. блж. Марией Ивановной Дивеевской, Христа ради юродивой, которая благословила на этот подвиг «дядю Колю», епископа Варнаву (Беляева) 217 . Св. блж. Евфросиния Колюпановская благословила на подвиг юродства блж. Иоанна Тульского 218 . 2.7. Женское юродство в сопоставлении с мужским в его типичном проявлении Как уже ранее отмечалось, в специальной литературе, посвященной подвигу юродства Христа ради, в основном рассматриваются жития святых юродивых мужей. Так, в книге свящ. И. Ковалевского в разделах, посвященных описанию подвига конкретных святых, представлены жизнеописания пяти святых юродивых Греческой Церкви и двадцати святых юродивых Русской Православной Церкви. Среди них нет ни одного жизнеописания святой юродивой, хотя в разделе, посвященном историческим предпосылкам появления юродства, есть упоминания о первой юродивой – св. Исидоре Тавенисиотской. В силу сказанного представления о подвиге юродства в основном сформированы под воздействием жизнеописаний святых юродивых мужей. Так, типичным является представление о том, что юродивый часто ходит голым в общественных местах, нарушая правила приличия, принятые в обществе. Действительно, в житиях многих святых мужей отмечается факт их хождения в общественных местах в обнаженном виде. Как правило, такого рода факты находят отражение и в иконописном изображении святого. Так, по «Иконописному подлиннику» мы обнаруживаем довольно часто указания на изображение того или иного святого в нагом виде – либо частично, либо полностью: «Подобием сед, власы кудреваты, аки Авраамовы, брада аки Иоанна Богослова, риза прозелен, право плечо голо, ноги выше голеней голы, в руке свиток, а в нем написано: «Аз Богу моляшеся о сущих в бедах и печалех, и в пленениях, и о всем мире. Хождаше наг, худым платом закрывся по пояс 219 " » (св. Андрей, Христа ради юродивый); «Подобием млад, наг, препоясан платом» (св. блж. Иаков, Боровицкий чудотворец); «Сидор юродивый рус, власы велики, брада Христова, плечо правое наго, риза санкир» (св. блж. Исидор, Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец); «Подобием рус, изчерна, власы кратки, кудрявы, не с ушей, брада подоле Козминой; наг весь, подпоясан платом, руки молебны» (св. блж. Прокопий, Христа ради юродивый, Вятский чудотворец).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наконец, блж. Иероним намечает и апологетическую цель своей книги; «Итак, пусть узнают Цельс, Порфирий, Юлиан, неистовствующие против Христа псы, пусть узнают их последователи (которые думают, что Церковь не имела никаких философов и ораторов, никаких учителей), сколь многие и великие мужи её основали, создали и украсили; пусть перестанут они укорять нашу веру в деревенской только простоте и пусть лучше сознаются в своем невежестве». Произведение блж. Иеронима состоит из 135 глав, каждая из которых посвящена какому либо знаменитому мужу христианской древности, начиная от святых Апостолов и Евангелистов; заканчивает же блж. Иероним сведениями о собственной литературной деятельности. В «Книге» упоминаются и три иудея: Филон Александрийский, — Иосиф Флавий и Иуст Тивериадский (первых двух древне-церковные писатели вообще считали «своими»), а также некоторые писатели сомнительной, с православной точки зрения, репутации: Вардесан, Новациан и Евномий. Сведения о греческих христианских писателях блаж. Иероним заимствует, в основном, у Евсевия; причем, такое заимствование осуществляется не всегда корректно и допускается ряд ошибок. Однако, начиная с IV b. Иероним вполне самостоятелен, хотя и здесь не избегает погрешностей. Несмотря на данные ошибки и погрешности, труд блж. Иеронима имеет, несомненно, первостепенное значение, ибо является первым «патрологическим очерком» в истории христианской письменности, содержа массу ценнейших свидетельств. Значение данного труда блж. Иеронима определяется еще и тем, что на протяжении более тысячи лет он стал образцом для множества подобных же произведений средневековых авторов (они иногда именуются «номенклаторами»), обычно также носящих название «О знаменитых мужах». Первым «продолжателем Иеронима стал пресвитер Геннадий Марсельский (ум. ок. 480 г.), который в 91 главе своего произведения охватил церковных писателей с конца IV b. до последней четверти V b.; в рукописной традиции его труд обычно присоединялся к книге блж. Иеронима в качестве ее второй части. Затем появилось сочинение «О знаменитых мужах» архиепископа Исидора Севильского (ум. 638 г.), повествующее, преимущественно, об испанских христианских писателях, к нему сделал дополнение ученик Исидора Ильдефонс Толедский (ум. 667 г.). Беда Достопочтенный (673–735 гг). как бы завершает собой активный период просветительской и ученой деятельности в области изучения христианской древности, характерный для раннего средневековья. Правда, его знаменитый труд «Церковная история англов», а также несколько житии английских святых относятся, во-первых, скорее к сфере истории Церкви, чем к патрологии, а, во-вторых, имеют преимущественно «местное» значение, описывая церковную жизнь этого далекого уголка Римской империи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

56. В Риме уже при папе Григории I Великом существовал месяцеслов с памятями на каждый день года, как видно из ответа этого папы в 598 г. на просьбу Александрийского патр. Евлогия прислать ему «Деяния всех мучеников» собранные Евсевием Кесарийским; отвечая патриарху, что такого собрания в римских архивах не оказалось, папа пишет: «но мы имеем собрание в одном кодексе имен всех почти мучеников с обозначением страданий на все дни и каждодневно совершает в честь их миссы; впрочем в этом тому не показывается кто как пострадал, но только означается имя и место и день страдания… Мы думаем, что это имеете и вы, блаженнейшие» (Григорий В. Registrum VIII, 29). Составителем дошедшего до нас древнейшего римского месяцеслова считается блж. Иероним на основании свидетельств Кассиодора († 563 г.): «читайте страдания мучеников, о которых найдете, между прочим, в письме Иеронима к Хроматию и Илиодору» (De instit. div. lit., 32. Migne, Patr. s. l. t. 70, 1147) и Беды († 753 г.); … мартиролог, который по имени и предисловию приписывается блж. Иерониму, хотя Иероним не писатель его, а переводчик, а писателем, говорят, был Евсевий» (Liber retractationis in Acta ap. c. 1. Migne 92, 997). Переписка блж. Иеронима с епископами Илиодором и Хроматием прилагается к спискам Иеронимовскаго месяцеслова; эти епископы просили прислать им из Кесари святцы (feriales) Евсевия для вящего чествования мучеников, чем особенно прославился еп. Кордовский Григорий, как обнаружилось на каком-то Медиоланском Соборе, совершавший «в каждый непостный день утренние, а в пост вечерние миссы и на них воспоминавший многие имена мучеников»; блж. Иероним вместо святцев Евсевия посылает епископам свои, в которых он по его посланию, «написал празднества на каждый месяц и на каждый день; но так как на каждый день приходилось имен мучеников разных областей более 800–900 и ни на один день, исключая 1 янв., менее 500, то он пишет только более знаменитых». Подлинность этой переписки сомнительна, так как здесь не-Иеронимов слог; а кроме нее ничем другим не подтверждается составление блж. Иеронимом месяцеслова: о таком составлении не говорят ни сам он, ни Геннадий Массилийский († после 495 г.) в соч. «О церковных писателях», ни Григорий Великий; кроме того в месяцеслове есть памяти позднейшие блж. Иеронима. Издан по ркп. Х в. у Migne’я, Patrol. s. I. t. 39, и у Bolland, Acta Sanct. Novemb. t. 2, 1894 г. по рукоп. VIII b. (де Росси и Дюшеном).

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Блаженный Феодорит , епископ Киррский (ок. 393-ок. 457). По рождению и образованию принадлежит Антиохии Великой. С 423 г. епископ Кирской церкви, видный церковный деятель эпохи несторианских и монофизитских споров, блестящий восточный богослов V века. Блж. Феодорит-экзегет, догматист, апологет и историк церкви. Блж. Феодорит – составительТолкования на пророка Аввакума», в кото­ром последовательно истолковывается весь текст книги. Толкование блж. Феодорита более краткое, чем у блж. Иеронима и св. Кирилла Александрий­ского, а по содержанию соответствует в основных чертах толкованиям упо­мянутых отцов. Преобладают исторический (иудеи – халдеи) и мессианский (христологический) аспекты понимания пророческой книги. Прп. Исихий Иерусалимский († после 451). Греческий подвижник, учитель церкви, аскетический писатель, экзе­гет. Родился в Иерусалиме, изучал богословие в Константинополе, где был учеником св. Григория Богослова . С 412 г. пресвитер в Иерусали­ме. Прп. Исихий применяет аллегорический метод толкования. Имеются сведения, что прп. Исихий составил толкование на всю Библию . Из это­го комментария сохранилось лишь немногое. Так сохранился фрагмент «Примечания к малым пророкам», где разъясняется и текст книги про­рока Аввакума (Migne, PG, t.93). Текст толкования на русский язык не переведен. Блаженный Феофилакт Болгарский , архиепископ Охридский († ок. 1107). Блж Феофилакт родился в Греции на о. Эвбея, возможно был учеником Михаила Пселла . Толкования Св. Писания у блж. Феофилакта экклектично, вбирает в себя сказанное многими ранее его. Святой отей составил толкова­ние на весь Новый Завет, кроме Апокалипсиса, а также на книги некоторых малых пророков. Имеется толкование на книгу пророка Аввакума (Migne. PG, t 126), на русский язык не переведенное. У      других святых отцов последовательного толкования книги пророка Ав­вакума не имеется. Однако многие святые в своих творениях так или иначе обращаются к книге пророка Аввакума. В книге протоиерея Геннадия Фаста имеются ссылки на труды еще двадцати восьми отцов и учителей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В 414 г. О. передал блж. Августину сочинение в виде небольшой записки - «Предостережение о заблуждении присциллиан и оригенистов». Браулио ( ок. 651), еп. г. Цезаравгуста (ныне Сарагоса, Испания), по-видимому, основываясь на содержании записки О., считал, что тот до знакомства с блж. Августином был приверженцем идей Присциллиана (см.: Braulio Caesaraugustanus. Epistola 44//PL. 80. Col. 693-694), однако совр. исследователи находят это маловероятным. После представления записки О. вошел в окружение блж. Августина и стал пользоваться его доверием (см.: Vilella. 2000. S. 98-99). По побуждению блж. Августина, трудившегося в это время над соч. «О граде Божием» (De civitate Dei; CPL, N 313), О. начал в Гиппоне работу над «Историей против язычников». Отвечая на просьбу О., блж. Августин в нач. 415 г. написал адресованное ему соч. «Против присциллиан и оригенистов, к Орозию» (Ad Orosium contra Priscillianistas et Origenistas; CPL, N 327), в к-ром критически рассмотрел некоторые представленные в записке О. вероучительные положения еретиков. В нач. 415 г., исполняя поручение блж. Августина, О. покинул Гиппон и отправился в Палестину к блж. Иерониму. О. должен был доставить блж. Иерониму письмо блж. Августина, посвященное обсуждению вопроса о происхождении человеческой души ( Aug. Ep. 166; во вводной части этого письма блж. Августин представляет О. блж. Иерониму), и сочинение о высказывании из Иакова Послания (Иак 2. 10), также оформленное в виде письма ( Aug. Ep. 167). Возобновляя переписку с блж. Иеронимом, прекратившуюся после 405 г., блж. Августин стремился заручиться его поддержкой в полемике с Пелагием , к-рый в нач. 10-х гг. V в. поселился в Палестине и приобретал там сторонников. И Пелагий, и блж. Августин ссылались в сочинениях на высказывания блж. Иеронима, вслед. чего мнение последнего по вопросу о том, чья позиция является ортодоксальной, могло оказать принципиальное влияние на исход спора (подробнее см.: Vilella. 2000. S. 101-105). Блж. Августин переслал блж. Иерониму при посредничестве О. неск. собственных антипелагианских трактатов: сочинения «О воздаянии за грехи и об отпущении грехов, а также о крещении младенцев» (De peccatorum meritis et remissione et de baptismo parvulorum; CPL, N 342), «О духе и букве» (De spiritu et littera; CPL, N 343), «О совершенстве праведности человека» (De perfectione iustitiae hominis; CPL, N 347); пространное письмо, адресованное Иларию из Сиракуз и содержащее критику пелагианских мнений ( Aug. Ep. 157), и др. Кроме того, блж. Августин поручил О. встретиться с самим Пелагием, передать ему краткое рекомендательное письмо (не сохр.) и устно обсудить с ним спорные вопросы (см.: Aug. Serm. 348A. 6; ср.: Vilella. 2000. S. 103). Предположительно, О. исполнил это поручение, т. к. впосл., во время совещания в Иерусалиме, он ссылался на некую устную беседу с Пелагием, которая могла иметь место только в Палестине.

http://pravenc.ru/text/2581567.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010