Из бояр других юго-западных князей упоминаются бояре Владимира Мстиславича трепольского - Рагуйло Добрынич и Михаил, которые спорили с Василем Настасьичем, обвинявшим их князя во враждебных замыслах против Мстислава Изяславича; потом эти Рагуйло и Михаил вместе с третьим боярином Завидом отъехали от него, когда он без них замыслил опять вражду на киевского князя; обоих первых - Рагуила и Михаила - мы видели прежде: они вместе с своим князем старались защитить Игоря Ольговича от убийц; Рагуил был тогда в сане тысяцкого при Владимире; упоминаются луцкий боярин Онофрий и дорогобужский Гаврило Васильевич в послах от князей своих к Изяславу Давыдовичу. Из черниговских бояр Святослава Ольговича упоминается известный нам Жирослав Иванкович, старый боярин Вячеслава и Юрия; естественно, что по смерти последнего Жирослав отъехал к Святославу Ольговичу, постоянному и единственному приятелю Юриеву; потом упоминается Георгий Иванович, брат Шакушанов, которого Святослав отправлял в послах к Давыдовичу в Киев с увещанием не вступаться за Берладника; по всем вероятностям, он же и был тысяцким в Чернигове во время смерти Святославовой; у сына Святославова, Олега, упоминается боярин Иван Радиславич. Из северских бояр Святослава Всеволодовича упоминается Киянин, имя указывает в нем выходца из Киева. Из переяславских бояр в битве с половцами упоминается Шварн, по некоторым известиям воевода князя Глеба, по другим - богатырь. Из смоленских бояр Ростислава Мстиславича упоминается Иван Ручечник в послах от своего князя к южным князьям, звавшим Ростислава на стол киевский; потом Внезд, как видно, тысяцкий смоленский, занимающий место после князя и епископа; его видим также вместе с смоленскими князьями в походе на помощь полоцкому князю Рогволоду против родичей. Из вышегородских бояр Давыда Ростиславича упоминаются Василь Настасьич, тысяцкий вышегородский Радило, быть может, тот самый, которого мы видели прежде в дружине Изяслава Мстиславича, и Василий Волкович; потом, как видно, двое братьев Бориславичей отъехали от Мстислава киевского также к Давыду; имя одного из них, Петр, может указывать нам в нем одно лицо с упомянутым прежде боярином Изяславовым Петром Борисовичем, или Бориславичем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

11 . Тоже свидетельствует и преп. Иосиф Волоцкий в Просветителе, что не было еретиков на Руси от св. Владимира до Новгородских еретиков 32 . 12 . Нет упоминания о соборе и деяниях его в старописьменных Кормчих 33 . 13 . «Во оном соборном деянии в листе от патриарха Цареградского о сложении трех перст приведено свидетельство Софрония патриарха Иерусалимского, чесого ниже в греческих, ниже словенских книгах доныне слышася когда, ниже Паисиа патриарх Цареградский, ответствуя Никону патриарху о сложении перст, воспомяну, ниже Макарий, патриарх Антиохийский, емуже, Никону, ответствуя, ниже Паисиа Александрийский и Макарий Антиохийский вселенская патриарха на соборе в Москве утвержающе о триперстном сложении, ниже Досифей, патриарх Иерусалимский, пиша в послании о сложении перст. Вси сии могуще знати, тако о соборе на Мартина еретика в Цареграде деющемся, яко о Софрониеве писании и нужду имеюще приводити во свидетельство. Но ни един от них со всеми их соборы ведяху про сия и ниже мало о сем рекоша. От сих показаний ясно показуется, яко в Грецех и России сего собора и, Мартина еретика и Софрониева писания, во все время, ниже ведеша, ниже мало о сих писаша. Чесо ради недоуменно нам сие деяние и сомнительно есть» 34 . Вторая вина состоит из восьми статей. 1 . В соборном деянии сказано, что собор был при Константине митрополите Киевском и при великом князе Ростиславе Мстиславовиче в 6652 г. и эта дата повторена в четырех местах; «а по всем древним летописцам, печатным и писмяным и Димитрия митрополита Ростовского в сие лето не быста Ростислав Мстиславич великим князем и Константин митрополитом, но сие 6652-е лето бяше до Константинова митрополичества за 12 лет, а до княжения Ростиславова за 16 лет 35 . 4 . В харатейном деянии значится за подписью митрополита Константина, что собор был в Киеве при великом князе Ростиславе Мстиславиче и при нем, Константине, в 6665 году, «а Ростислава во оно лето, и при Константине митрополите на великом княжении в Киеве не бяше». В подтверждение «показуется от летописцев»: Степенной книги, печатного Синопсиса, летописца Дмитрия Ростовского , что по смерти Юрия Долгорукого сел на великокняжеский престол Изяслав Давыдович, которого изгнал Мстислав Изяславич; когда же Киев ему «не возлюбися», то он призвал княжить в Киеве из Смоленска «стрыя своего» Ростислава Мстиславича в 6667 году, так что в год созвания собора (6665) Ростислав Мстиславич не был в Киеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Жизнь русского князя на севере и юге в описываемое время мало чем разнилась от жизни прежних русских князей. Замечаем, что княжие имена выходят из употребления; князья обыкновенно называются именами, взятыми из греческих святцев; из старых славянских имен употребляются такие, которые принадлежали святым прославленным князьям, каковы: Владимир, Борис, Глеб, Всеволод. В потомстве Константина Всеволодовича встречаем только одного Мстислава; в потомстве Ярослава Всеволодовича находим одного Ярослава и одного Святослава; чаще встречаем княжие имена в областях, принадлежавших к старой Руси, Смоленской, Рязанской, Черниговской. Но если вышло из обычая давать князьям славянские языческие имена, то сохранялся обычай давать по два имени, хотя оба были взяты из греческих святцев; так, известно, что сын Василия Темного имел два имени – Иоанн и Тимофей, из которых употреблялось только одно первое. Восприемниками при крещении князей встречаем духовные лица: так, владыка новгородский Василий ездил во Псков крестить сына (Михаила) у князя Александра Михайловича тверского; митрополит Алексий крестил князя Ивана Борисовича нижегородского; у Димитрия Донского сына Юрия крестил св. Сергий Радонежский; у князя Василия Михайловича кашинского крестил сына Димитрия троицкий игумен Никон, преемник св. Сергия, вместе с бабкою новорожденного, великою княгинею Евдокиею; у Василия Васильевича Темного крестил сына (Иоанна) троицкий же игумен Зиновий. На княжеские крестины бывали большие съезды, приезжали князья-родственники с женами, братьями, детьми и боярами. Обряд пострига сохранялся. Касательно воспитания князей встречаем одно известие, что князь Михаил Александрович тверской ездил в Новгород к крестному отцу своему, владыке Василию, учиться у него грамоте; молодому князю было тогда семь лет. Между боярами княжескими упоминаются дядьки. Женились князья в первый раз от четырнадцатилетнего до двадцатилетнего возраста; как и прежде, свадьбы сопровождались богатыми пирами; как видно, венчались князья в том городе, где княжил отец невесты, у которого был первый пир, а потом все родные и гости пировали у женихова отца; так, Глеб Васильевич, князь ростовский, женил сына Михаила на дочери ярославского князя Федора Ростиславича, и венчание происходило у последнего в Ярославле, куда приехал отец женихов и много других князей и бояр; потом женихов отец задал большой пир в Ярославле же, почтил свата своего, князя Федора Ростиславича, и всех гостей – князей, бояр и слуг, брачные пиры назывались кашею.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Святые, просиявшие в старой Руси В ряде картин старались мы более всего изобразить истинный лик былой Святой Руси, только в малой степени отразившийся в наше время. Конечно, и в старину много было неприглядного, скверного, порою страшного... Распри князей, коварность и жестокость приемов, применявшихся в отношении противников, ереси стригольников и жидовствующих, казни впадавшего иногда в безумство Царя Иоанна Грозного, Смутное время XVII в., когда так «измалодушествовались» верхи русского народа... Не мало грешили в давние времена, и тяжко грешили. Но сила покаяния тогдашних людей соответствовала силе горячей веры, благодаря чему и смывались грехи. Как ни грешили русские люди, только единицы смели посягать на самый чин церковный, на самую веру православную, то есть на то, на чем и держалась Россия. И весь строй старой России, от быта беднейшего пахаря до миропомазания на Царство Самодержца, неизменно имел церковный уклад и вследствие этого проникнут был нравственными началами. Искреннее смирение, послушание, христианская любовь, ревностное служение Вере и Отечеству, преданность Государям, милостью Божией поставленным, и, как венец всего, всегдашнее памятование о Господе Боге – вот отличительные свойства людей того времени. Русь Киевская, начинающая собою славную летопись о Святой Отчизне... Святая великая княгиня Ольга, во крещении Елена († 957. 11 июля) 14 . «Она предтекла христианству в земле нашей, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом, – воспевает ее древний летописец, – как луна в ночи, сияла она между людьми неверными. Она первая от Руси вошла в Царство Небесное и по смерти молит Бога за всю Русь. Ее славят сыны русские, видя ее лежащей нетленной много лет...» Внук ее, святой равноапостольный Великий Князь Владимир, во крещении Василий († 1015. 15 июля), уподобившийся, согласно церковным песнопениям, «купцу, ищущему бисера», украсившийся «Божественного крещения багряницей»... Страстотерпцы князья Борис (2 мая) и Глеб (5 сентября), († 1015. Память обоих 24 июля), во крещении Роман и Давид, первые святые нашей Русской Церкви, небесные покровители Руси и ее князей. Уже в 1177 г., молясь в церкви Святого Глеба, вблизи Смоленска, чудесно прозрели князья: Ярополк Ростиславович Слепой и Мстислав Ростиславович Безокий... Святые братья Георгий, Ефрем Новоторжский и Моисей Угрин – венгры по происхождению, верные слуги святого князя Бориса, проникшиеся духом восприявшей их православной Руси. Гибнет Георгий († 1015), пытаясь телом своим прикрыть убиваемого князя; Ефрем († 1053. Память 28 января и 11 июня) основывает монастырь на берегу р. Тверцы и доставляет туда нетленную главу брата; Моисей († 1043. 26 июля), замечательный красавец, сохранивший чистоту после испытаний, подобных пережитому библейским Иосифом, изуродованный озлобленной полькой, кончает жизнь свою праведным иноком Киево-Печерской Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Владимир пытается убить Рогнеду, но её сын, князь Изяслав преграждает ему путь (Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век) Основоположников крупной княжеской ветви семьи Рюриковичей был также сын Владимира Ростислав, который не являлся претендентом на трон. Благодаря своим воинским успехам Ростислав возглавил Тьмутаракан. Его сыновья Володарь, Василько и Рюрик также прославились как умелые воины. Ветвь Изяславичей Туровских пошла от сына Ярослава Мудрого Изяслава. Он княжил в Турове, но ему пришлось покинуть родные земли, так как в результате ожесточенной борьбы ими овладел Владимир Мономах. И только спустя много лет, Юрий, его далекий потомок, вновь возвратил себе земли своих предков. Святославичи — сыновья Святослава не могли одолеть своих дядей Изяслава и Всеволода в борьбе за власть. Знаменитый род Мономаховичей произошел от наследника Владимира Мономаха — Всеволода. «Собиратель земель русских» Юрий Долгорукий был из рода Мономаховичей. Великая династия Рюриковичей отличалась своей многочисленностью. Например, у Юрия Долгорукого было 14 детей. Несомненно, это становилось большой проблемой при определении права наследования. Рюриковичи. Закат правления Еще к выдающимся Рюриковичам относят: Последним царем из Династии Рюриковичей по прямой линии был сын Ивана Грозного, Федор Иоаннович, умерший бездетным в 1598 году. Однако правивший в 1606-1610 годах царь Василий Шуйский тоже был из рода Рюриковичей. Избрание на царствование земским собором в 1613 году Михаила Федоровича положило начало правящей династии Романовых. Эпоха Рюриковичей подошла к концу. Русский историк Н.М. Карамзин писал: « Так пресеклось на троне московском знаменитое варяжское поколение, коему Россия обязана бытием, именем и величием«. Генеалогическое древо Рюриковичей Изображение: http://tv-gubernia.ru Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/ryurikovichi/

ЖИТИЕ Св. Благоверных Князей: преподобного отца ФЕОДОРА и чад его ДАВИДА И КОНСТАНТИНА, Ярославских Чудотворцев 15 . Святый Благоверный Князь Феодор, сын Великого Князя Ростислава Мстиславича Смоленского, правнук Великого Мстислава и потомок Равноапостольного Князя Владимира, в благочестии от юных лет воспитываем был и научаем всякому доброму учению. Но вотще посевались семена сии. Отроком бывши, он уклонялся уже от детских забав, чуждался самых невинных развлечений. Чтение же Богомудрых писаний было пищею и услаждением непорочной души его. Радость родителей возрастала по мере преспеяния дитяти возрастом. Ибо глас народа был, что отрок Княжий не лишися ни во едином даровании духовном и телесном. По разделении Княжества, после смерти Ростислава, между тремя братьями – Феодором, Глебом и Михаилом, первому достался самый малый уезд. Он ограничивался одним Можайском. Однакож это не смутило Феодора. Он принял удел безропотно, помышляя паче всего о стяжании сокровища некрадомого, нетленного, вечного. К тому же и других располагал, как словом, так и житием своим. Народ благоговел пред Князем, радуясь покорствовал воле его, и любил его, как отца и общего благодетеля, и сам Господь возвеличил избранного от людей своих, приложил к державе его славный град Ярославль. Вот обстоятельства события сего. Наследником Великого Князя Константина Всеволодовича Ростовского был сын его Василий, скончавшийся 1245 года, по кратковременном правлении, в престольном граде Владимире. После него Великокняжеская власть перешла к вдове его Княгине Ксении, оставшейся с малолетнею дочерью Мариею. Когда же Княжна достигла совершеннолетия, Ксения пожелала сочетать ее с Феодором, укрепила за ним отчинное наследие, и потом имела утешение видеть Божие на брак сей благословение в рождении сына Михаила. Но годы, к которым относятся событии сии, не радость несли с собою в Рус Православную. Для отечества нашего это была година испытаний, година унижения для наших Державцев Татарский ярем лежал на всех, все бременил и крушил собою. Владетельные Князья принуждены были ходить в Золотую Орду, и там, у державствующих Ханов, рабски испрашивали грамот на утверждение за собою родовых своих отчин,

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Прошло несколько лет. Братство Прп. Германа переехало в глухой лес, и мы ездили по делам в ближайший город, не зная, что в этом городе живет Ростислав со своей супругой, духовной дочерью св. Владыки. И вот случайно в продуктовом магазине жена Ростислава Валентина наткнулась на нас. Они стали нас навещать. Ростислав оказал большую услугу, привез газовый холодильник, устроил цистерну для дождевой воды, а Валя была неизменная паломница и делилась воспоминаниями о Владыке. В ее доме со временем Братство основало храм-приход, как и шанхайский собор, в честь любимой иконы Владыки Иоанна «Споручницы грешных». Другой крестник о. Серафима, юный Василий Андерсон, женился на дочери Вали. А ее старший сын Филипп стал иереем и до смерти своей служил в их домашнем храме. Как сын, так и дочь были крещены св. Владыкой, да и свадьба их проходила в присутствии Владыки. И вот, как-то раз мы ожидали приезда Валентины Васильевны в связи с памятью Владыки, которую отмечали панихидой. Семья Харви была нашими настоящими благодетелями, нам совестно было принимать их многочисленные дары. В этот раз у меня возникла блестящая идея утешить Валю. Я побежал к о. Серафиму в его «Оптинскую» келью и, несмотря на то что Валентина могла приехать в любой момент, дал о. Серафиму немедленное послушание отложить все и, перекрестясь, написать акафист Владыке, хотя бы половину, а другую я. Он принял это как вдохновение и «ничтоже смущашася» сразу же начал писать. А я помчался к себе в «Валаамскую» келью, но не успел написать и четверти своей доли, как за мной пришли сообщить о приезде желанных гостей. По дороге к о. Серафиму я поздоровался с Валей, привел ее в храм, посадил перед иконами и велел ей помолиться Владыке, чтобы он нам помог, но не объяснил в чем. Побежал к о. Серафиму и вижу, что он радостный, глаза горят. Мы быстро закончили акафист и спустились с горы в храм. Открыв царские врата, мы пропели только что написанный акафист – сюрприз для гостей. А вскоре прибыл Владыка Нектарий и, хотя он не знал английского языка хорошо, с умилением слушал и одобрил наше творение, а позднее акафист перевели на славянский и издали уже в России, где он по сей день расходится по всей широте Руси Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

П.В. Долгоруков Грязновы Фамилия эта пишется трояким образом: Грязново, Грязнов и Грязной. Предок их, Илья Борисович, жил в пятнадцатом веке; у него были два сына: Василий Ильич, по прозвищу грязной, родоначальник Грязновых, и Данило Ильич, по прозвищу ошан, родоначальник Ошаниных. – Иван Юрьевич Грязново находился, с 1575 по 1578 год, осадным воеводою в Торопце, а в 1579 году воеводою в Невле; Григорий Грязново был дьяком разрядного приказа в 1538 году; сын его Василий Григорьевичбыл одним из первых опричников Иоанна Грозного; Василий Иванович был воеводою в полоцком походе 1551 года; Тимофей Васильевич ездил послом в Данию в 1600 году, а во время междударствия был окольничим († 1612); Осип Грязново участвовал в избрании Царя Михаила Феодоровича; (о потомстве его см. далее); Василий Тимофеевич был воеводою в Воронеже в 1647 году; восемь Грязновых владели населёнными имениями в 1699 году. отцовский КОЛЕНО I: Осип Грязново (см. выше) КОЛЕНО II: Илья Осипович, воевода в Витебске в 1655 году, рождение 1591 † в октября 1681; женат на Матрёне Максимовне NN † в марте 1674 КОЛЕНО III: Григорий Ильич † в феврале 1662 Михайло Ильич, стольник Царя Феодора III Елена Ильинишна † в апреле 1687, за Михаилом Александровичем Сухотиным КОЛЕНО IV: Пётр Григорьевич Осип Григорьевич Иван Михайлович; женат на княжне Прасковье Васильевине Мещерской КОЛЕНО V: Василий Петрович, преображенского полка капитан; женат на Евдокие Алексеевне Хвостовой Алексей Петрович, майор; женат на Анне Гавриловне Майковой Матрёна Петровна, за Михаилом Григорьевичем Исленьевым Анастасия Петровна Евдокия Ивановна, за Ростиславом Евграфовичем Татищевым КОЛЕНО V: Григорий Васильевич Николай Васильевич, майор Марфа Васильевна Наталия Васильевна Герб (Общий Российский Гербовник, часть IV, 40): щит разделён перпендикулярно на два поля. Правое поле голубое; в нём 3 золотые лилии, одна вверху и две внизу. Левое поле золотое; в нём, от левого верхнего угла к нижнему правому, протекает река. На гербе дворянские: шлем и корона, из коей выходит рука в латах с мечём, а с каждого бока короны орлиное крыло. Намет голубой, подложенный золотом. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

509. Василько Володаревич (Василий Владимирович) князь логожско-друцкий, младший из двух сыновей Володаря (Владимира) Глебовича, князя минского 567), от брака с неизвестной. – О времени и месте его рождения сведений нет; в союзе с Давидом Ростиславичем, князем смоленским 642), ходил из Логожска на Полоцк, в 1186 г.; в союзе с Ольговичами черниговскими, сражался против Ростиславичей смоленских и взял в плен их племянника, Мстислава-Бориса Романовича ), в 1196 г. – Ничего больше о нем неизвестно. Потомства его в родословных не видно. 510. Василько (Василий) Леонович 510. Василько (Василий) Леонович, царевич византийский, одинственный сын Леона Диогеновича, царевича византийского, от брака с Марией Владимровной, в иночестве Мариной ), дочерью Владимира Мономаха , великого князя киевского и всей Руси 53). – О времени в месте его рождения сведений нет; лишился отца, отравленного в Доростоле (Силитрии), 15 авгутта 1116 г.; привезенный матерью к деду, Мономаху, в Киев, потерял и деда, 19 мая 1125 г.; служа верно сыновьям Мономаха, своим дядьям, погиб, при поражении одного из них, Ярополка II 195), Ольговичами черниговскими, на р. Супое, 8 августа 1136 г. Никаких других известий О ней нет. Примечание. Царевич этот именуется в летописях и отчеством своей матери: Мариич, Марииныч, Маричиниц . 511. Василько (Василий) Мстиславич 511. Василько (Василий) Мстиславич, князь слонимский (в летописях «вослонимьской»), единственный сынь Мстислава Даниловича, князя луцко-волынского ), от брака с неизвестной. – Летопись именует его два раза, повествуя, что он, по приказанию своего двоюродного дяди, Владимира-Ивана Васильковича, князя волынского 531), ходил войной на Болеслава князя плоцкого, у которого взял город Гостиный, за Сохачевом, в 1281 г., и большой полон под Вышегородом, в 1282 г. Никаких других сведений о нем – нет. – Примечание. Князь этот, его сын Владимир 530) и внук Владимир же 532), – в родословных пропущены. Разноречия о последнем приведены в «Истории» г. Соловьева (т. III. с. 293–294. Изд. 1870). 512. Василько (Василий) Рогволодавич

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В киевском Софийском соборе также погребались многие князья. В 1050 г. В соборе была положена жена Ярослава Мудрого, Елена, а в 1054г. – строитель храма, князь Ярослав Мудрый. В 1093 г. здесь был похоронен сын строителя собора, князь Всеволод Ярославич, в том же году здесь было положено тело его сына, Ростислава Всеволодовича. В 1125 г. в Софии был погребен еще один сын Всеволода, Владимир Мономах , а в 1155 г. – его сын, князь Вячеслав Владимирович 1260 . Княжеская усыпальница сложилась в черниговском кафедральном храме. В Спасском соборе Чернигова в 1034 г. был погребен его строитель, князь Мстислав Владимирович. В 1076 г. в храме был положен князь Святослав Ярославич. Здесь же были похоронены его сыновья Глеб (тело перенесено из Заволочья в 1078 г. и положено «за Спасом», т. е. вне храма) и Олег (в 1115г., «оу гроба отца своего»). В 1150 г. тело князя Игоря Ольговича было перенесено в Чернигов и положено у святого Спаса «в тереме». В 1151 г. в соборе похоронили убитого в битве князя Изяслава Давыдовича, внука Святослава Ярославича, а в 1196 г. – правнука, князя Всеволода Святославича. В 1198 г. в Спасском соборе был погребен князь Ярослав Всеволодович, брат Всеволода Ярославича. Там же в 1246 г. похоронен внук Михаила черниговского, князь Борис 1261 . В Новгородском кафедральном Софийском соборе сложилась усыпальница князей, правивших в Новгороде или связанных с ним. Помимо строителя каменного собора князя Владимира Ярославича, погребенного в храме в 1052 г., а также его матери (или, вероятнее, жены) Анны, положенной рядом, в соборе «на левой стране» был в 1096 г. похоронен сын Владимира Мономаха , муромский князь Изяслав. В 1178 г. «в гробници Володимере Ярославича» в южной галерее собора был погребен князь Мстислав Ростислава Безокий, внук Юрия Долгорукого. В 1180 г. в той же части храма был похоронен троюродный брат Мстислава Безокого, Мстислав Ростиславич Храбрый. В 1218 г. в Софии «в головах у деда», князя Мстислава Храброго, был положен княжич Василий Мстиславич 1262 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010