Математику преподавал в нашем отделении инспектор семинарии Василий Алексеевич Ключарев. Он установил метод своего преподавания по руководству профессора духовной академии [Д.И.] Ростиславова. Учебником у нас была алгебра [А.] Давидова, но В.А. усиленно рекомендовал и даже сам давал ученикам книгу Ростиславова, замечательно искусно составленную в смысле постепенного перехода от легчайшего к труднейшему и прояснения для учеников более трудных статей алгебры, так как в первый год нелегко было пройти всю алгебру, не выпуская из нее и логарифмов. Каждый урок В.А. давал свои объяснения на доске, заставлял учеников повторять объясненное и вообще достигал цели, но решать задач с учениками он не любил, может быть за недостатком времени. Преподаватель истории в 1-м классе семинарии во время моего учения там был Павел Петрович Азбукин, секретарь семинарского правления. Обладая прекрасными познаниями во всеобщей и русской истории, он вел дело преподавания очень удачно, хорошо рассказывал о тех событиях и лицах, которые должны были войти в будущий наш урок, заинтересовывал учащихся чтением избранных мест из исторических сочинений и вообще был очень хорошим преподавателем. По его рекомендации я приобрел себе все шесть томов «Всеобщей истории» [Г.] Вебера, и только прочитав их от доски до доски, понял, что такое ход всеобщей истории путем опознания искусно скомбинированных Вебером фактов, изложенных в строгой системе. По мнению Павла Петровича Азбукина, всякий ученик среднего учебного заведения, претендующий на основательное знание истории на высшую оценку его знаний, должен был прочесть исторические труды Вебера или [Ф.-К.] Шлоссера, а также С.М. Соловьева. Изложение учебника, самого наилучшего, говорит он, не даст и не может дать ясного представления об истории мира. И он всецело прав. Знание по учебнику, по необходимости сокращенному уже самим автором донельзя, дает только бледный эскиз предмета, не более. Исторический же курс показывает, что страшная масса событий серьезных и важных совершалась на лице земли в протекшее время.

http://pravoslavie.ru/33989.html

По смерти Ярослава власть над Русской землей уже не сосредоточивается в однех руках. Единовластие, имевшее иногда место до Ярослава, не повторяется: род Ярослава размножается все более и земля Русская делится между всеми наличными князьями. Посмотрим, прежде всего, как разделилась она между Ярославичами тотчас по смерти Ярослава. Их было тогда налицо шестеро: пять сыновей Ярослава и внук Ростислав от старшего Ярослава сына Владимира, умершего еще при жизни отца. Мы не считаем выделившихся раньше князей полоцких, потомков старшего Ярослава брата Изяслава, первого Владимирова сына от Рогнеды. Старший Ярославич Изяслав сел в Киеве, присоединив к нему и Новгородскую волость; значит, в его руках сосредоточились оба конца речного пути «из Варяг в Греки». Второму сыну Ярослава Святославу досталась область днепровского притока Десны, земля Черниговская с отдаленной Муромо-Рязанской окраиной и с азовской колонией Руси Тмутороканью, возникшей на месте старинной византийской колонии Таматарха (Тамань). Третий Ярославич Всеволод сел в Переяславле южном (ныне уездный город Полтавской губернии) и получил в прибавок к этой волости отдаленный край Суздальский и Белозерский в верхнем Поволжье. Четвертый Вячеслав сел в Смоленске, пятый Игорь на Волыни, где правительственным центром стал построенный при Владимире город Владимир (на р. Луге, притоке Западного Буга). Сирота-племянник Ростислав получил от дядей отдаленный Ростовский край среди владений Всеволода Переяславского. Легко заметить двойное соображение, каким руководились Ярославичи при таком разделе Русской земли: они распределили её части между собою по своему относительному старшинству и по сравнительной доходности этих частей. Чем старше был князь, тем лучше и богаче волость ему доставалась. Раздел, следовательно, основан был на согласовании порядка старшинства князей с экономическим значением областей. Старшему брату достался первый по богатству город на Руси Киев с областью. Писатель начала XI века Титмар Мерзебургский считает Киев чрезвычайно большим и крепким городом, в котором около 400 церквей и 8 рынков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Это властное слово могущественного соседа произвело сильное впечатление на Новгородцев: начались частые веча, начались волнения. Новгородцы понимали, что решительно отказать Андрею они не могут, но и выполнить его волю им казалось обидно. Большая часть Новгородцев, ведшая торговлю с Камскими болгарами и имевшая в Двинской земле свои колонии, не хотела ссориться с Андреем Боголюбским, так как он мог нанести громадные убытки их торговле, прекратив доступ Новгородцев к Болгарам и запретив ввоз хлеба из Суздальской области, в котором всего более нуждался Новгород, как делал неоднократно еще отец его Юрий, желая подчинить себе Новгородцев. В это время князем на Новгороде был сын тогдашнего великого князя Киевского Святослава, Ростиславович. Он княжил вместе с братом своим Давыдом, который сидел в Торжке. После долгих споров партия приверженцев Андрея одержала верх. Новгородцы выгнали от себя обоих князей и обратились к Андрею с просьбою, чтобы он дал им князя. Желая сломить их непокорство и своеволие, Андрей решил давать им князей не тех, которых они хотели, а тех, каких пожелает он сам. Он предложил им сначала в князья брата своего Мстислава, зная, что Новгородцы воспротивятся всеми силами против этого князя, так как он уже ранее княжил у них и был ими изгнан. Действительно, Новгородцы не пожелали видеть у себя князем Мстислава. Тогда Андрей дал им в князья племянника своего, сына старшего брата Ростислава – Мстислава Ростиславовича, но уже на таких условиях, на каких он хотел сам – «на всей своей воле». Не прошло и года, как он сам же свел от Новгородцев этого князя, договорился с Киевским князем Ростиславом и посадил на Новгородское княжение опять сына Ростислава Святослава, выговорив себе за это Двинскую дань. Святослав княжил в Новгороде сравнительно долгое время, но затем Новгородцы из-за чего-то не поладили с ним и выгнали его из Новгорода без ведома Андрея и помимо его воли. Андрей Боголюбский послал сказать Новгородцам, что не будет им другого князя, кроме Святослава и оказал помощь последнему для того, чтобы тот занял силою свое княжение («силою местяче»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

А вы учинили преступление диффамации в истязании, при отягчающих вину обстоятельствах, уже после новейшего Всемилостивейшего коронационного манифеста, и своей инкриминации доказать никак не можете. Я свидетель против вас, а всех нас было только трое, след., свидетелей только двое, да и никто небылицы не подтвердит своим личным свидетельством. Тогда, увы! Ваши седины покрылись бы заслуженным стыдом и бесчестьем вместо глубоко старческих седин о. протоиерея Никифора Страхова. А чем бы это могло кончиться, теперь, кстати на досуге, рассудите сами, – кончилось бы потрясением вашего благосостояния, приобретенного и трудом и счастьем, в нашем духовном звании очень редким счастьем, а в интендантской службе довольно обычным. Ведь, вот о. протоиерей Никифор Страхов, при отличных своих дарованиях и тяжких многолетних трудах, теперь нищий, призреваемый сердоболием одного из ваших сверстников. А вы, на прочно обеспеченных хлебах, на досуге от всякого дела, пописываете от безделья не дельные воспоминания. Стыдно и печально. Конечно, я уверен, что о. протоиерей Никифор Страхов, почувствовав в сердце тяжкую рану за прожитое, во искупление прежних грехов пред близкою могилою, когда узнает о вашем посягательстве на его честь, скажет! Бог с ним! Бог ему Судья! Но вспомните слово Божие у Моисея: Проклят безчестяй отца своего, или матерь свою. И рекут вси людие буди. 1 Статья была печатана в приложениях к «Гражданину» за 1884 г.; существовало незначительное количество и отдельных оттисков. Прим. изд. 2 Статью Д. И. Ростиславова (Вестник Европы, 1883 г., июль, август, сентябрь): «Петербургская д, академия при графе Протасове 1836–1855 г.» прочитал я уже после написания этой моей записки. А. И. Мишин и у Ростиславова изображается замечательным профессором. 3 Хорошо знающий его, человек (Ректор Уфимской дух. семинарии, протоиерей Василий Бережковский, бывший воспитанник и келейник преосв. Афанасия), свидетельствует, что преосв. Афанасий основательно знал английский язык и с молодых еще лет изучил также и итальянский. Да, да, и я вспоминаю, что он имел у себя исследования итальянских ученых о римских катакомбах и помпейских древностях. Читать далее Источник: Одесса. Типография и Хромолитография Е.И. Фесенко. Ришельевская ул., собственный дом 1900г. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

д. 48 Стр. 66. И призваша я царя Василий и Костянтинъ… – Императоры-сопровители: Василий II Болгаробойца (976–1025) и его брат Константин VIII (976–1028). 49 Стр. 74. Иде Володимиръ на Хорваты. – О том, кто такие эти хорваты, см. прим. на стр. 701–702. 51 Латки – глиняные сковороды с высокими краями и полой ручкой, в которую при посадке в печь и при вынимании из печи вставлялась палка. Употреблялись обычно для жарения и печенья. 52 Корчаги – в древней Руси употреблялись обычно для хранения вина. Это были большие глиняные сосуды с одной или двумя ручками. 53 Стр. 82. …вложити рубль въ уста… – Рубль – обрубок какого-либо металла. По-видимому, Янь давал этим понять волхвам, что они приговорены к смерти, так как рубль в некоторых случаях вкладывался в рот покойнику. 54 Придоша Святополкъ, и Володимеръ, и Давыдъ Игоревичъ, и Василко Ростиславичъ, и Давыдъ Святославичъ, и брат его Олегъ… – Этими словами начинается обширное и связное историческое повествование, в центре которого стоит злополучная судьба Василька Ростиславича. По-видимому, оно представляло собой отдельное сказание и лишь вставлено летописцем в свой труд. Автор сказания говорит о себе в первом лице. Это некто Василий, выполнявший дипломатические поручения и составивший свое сказание отчасти со слов самого Василька Ростпславича. Во всяком случае, никто, кроме самого Василька, не мог указать Василию с такою точностью обстоятельства ослепления и эпизод в пути с окровавленной сорочкой Василька. 55 …и сняшася Любячи… – По-видимому, речь идет не о городе Любече близ Чернигова, а о поселке около Киева на левом берегу Днепра у озера Подлюбского. 59 Стр. 92. Василъевъ – ныне Васильков, город южнее Киева. Впоследствии родители Феодосия переехали в Курск. 60 …Феодосиемъ того порицаешь. – В переводе с греческого «Феодосий» означает – данный, посвященный Богу. 61 Стр. 94. … пастуха… словесныхъ овьць… – Традиционные в древнерусской книжности метафоры: священник, игумен – «пастух», «пастырь»; прихожане или монахи – «стадо», «словесные (то есть разумные) овцы».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Перейти к основному содержанию Мобильное приложение 05:19 21.04.2024 Василий Георгиевич Моров Персональные сведения Публикации Радиоэфир Кандидат физико-математических наук, кандидат богословия, автор ряда работ по истории науки, истории философии и истории литературы, писатель. В цикле бесед по истории России преподаватель размышляет о судьбах страны, поворотных моментах, новом осмыслении хорошо известных эпизодов, русской ментальности. 06.04.2024 19:00 Болезненные черты нашей элиты. Их происхождение и возможные исправления. Это лишь некоторые темы беседы Евгения Никифорова с Василием Моровым. 02.07.2023 22:02 Он хорошо понимал свое место и роль в жизни и в науке: памяти Игоря Ростиславовича Шафаревича. Беседа Главного редактора Радио " Радонеж " Н. Бульчука с В. Г. Моровым. 06.06.2023 22:02 В.Г.Моров: " Идеология - явление очень больного общества " Ведет беседу Е. Никифоров 09.02.2023 20:00 О политических итогах минувшего года беседуют В. Моров и Е. Никифоров 29.11.2022 22:03 Беседа Е.Никифорова с кандидатом богословия В.Г. Моровым 18.05.2022 23:00 Беседа директора радиостанции Е.К. Никифорова с В.Г. Моровым — кандидатом физико-математических наук, кандидатом богословия, автором ряда работ по истории науки, истории философии и истории литературы 09.04.2022 22:00 Беседа директора радиостанции Евгения Никифорова с Василием Моровым о эмиграции некоторых представителей интеллигенции 12.01.2022 20:00 Беседа директора радиостанции Е.К. Никифорова с кандидатом физико-математических наук, кандидатом богословия В. Г. Моровым 29.12.2021 22:00 Беседа директора радиостанции Е.К. Никифорова с В.Г. Моровым о недавно почившей Р.А. Гальцевой 13.04.2019 22:00 " Неспособность наших оппонентов к сколько-нибудь предметному историческому диалогу - беда нашего времени! " В нашей студии - Василий Георгиевич Моров. 31.12.2017 22:00 Беседа Главного редактора Радио «Радонеж» Н. Бульчука и кандидата богословия, философа В. Г. Морова по итогам года. «Золотые страницы архива Радио »Радонеж " : круглый стол, посвященный русскому национальному сознанию. С участием академика Игоря Шафаревича и Василия Морова. 29.04.2017 19:51 Золотые страницы архива радио «Радонеж»: «Русские национальные интересы». В студии — Виктор Саулкин, В. Г. Моров и И. Р. Шафаревич. Запись 2003 года. Версия для печати

http://radonezh.ru/node/135214

Список обывателей Луцкого повета как присягавших, так и не явившихся к присяге, при сем прилагается. В этом списке упоминается и дворянин «Ян Бокий Зарецкий з Зареча» (Архив, ч. 2, т. 1, стр. 9). Ещё оно – под именем села Зарецка, как имение пана Станислава Куберского – упоминается в акте от 1664 года 12 февраля в жалобе панов Юстина и Константина Гавсовичей-Шостаковских на этого пана Куберского о том, что когда у них пропал хлеб, и след привёл к имению Куберского, – в село Зарецк, то последний отказал в приказании своим крестьянам либо отвести след дальше, либо вознаградить за пропажу (Архив, ч. 6, т. 1, прил. стр. 55). 35 Село Караевичи – как имение дворянина Богуша – упоминается в акте от 1747 года 18 июня в допросах, отобранных польскою военною комиссией от десяти гайдамаков, арестованных польскими властями в различных местах; в числе этих гайдамаков упоминается Кирилл Савоньюченко с Караевич, что под Ровном, села пана Богуша (Архив, ч. 3, т. 3, стр. 376). 36 См. А. Сендульского – «М. Клевань Ровенского уезда» в Волынн. Еп. Вед. за 1880 г. 13–14, стр. 628–629. 37 Некоторые (Зубрицкий, а за ним и Сендульский А) полагают, что этот князь Василий был сыном не Коригайлы, а одного из князей Пинских или Туровских (быть может, Ростислава), древних владельцев Чарторыйска, ведших свой род от св. Владимира, великого князя Русского, и потому утверждают, что князья Чарторыйские, родоначальником коих был этот князь Василий, происходят не от Литовского князя Гедимина, а от Русских князей из дома св. Владимира. (Волын. Еп. Ведом за 1878 г., 19, стр. 724–727; «М. Чаргорыйск Луцк. у.» – ст. А. Сендульского). Мнение это заслуживает полного внимания и должно стать предметом самого всестороннего исторического исследования. 38 Он, находясь в Виленском иезуитском училище, напитался там духом папизма и скоро сделался самым ревностным католиком. Мать его, будучи вдовою, прежде чем отправить его в Виленскую школу, писала об этом своём намерении к князю Андрею Курбскому, известному тогда поборнику привославия и русской народности на Волыни, прося у него совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Скачать epub pdf 50. Василько (Василий) Ростиславич, князь теребовльский сын Ростислава Владимировича, князя тмутараканского, от брака (как сообщает свод летописей Татищева) с королевной венгерской, неизвестной по имени. Родился, надо полагать, на Волыни, где проживал изгоем (безместным князем) его отец, около 1062 г.; по смерти отца в Тмутаракани изгнан оттуда вместе со старшими братьями, Рюриком и Володарем, в 1066 г.; снова водворился там с братьями в 1080 г., и, вторично изгнанный с ними же Олегом Святославичем, князем черниговским (см. 154), один пустошил польскую область Подолию в 1081 г.; участвовал в захвате братьями г. Владимира-Волынского, откуда Ростиславичи немедленно выгнаны Владимиром Мономахом (см. 53) в 1084 г.; получил от великого князя Всеволода I Ярославича в удел город Теребовль (ныне местечко Трембовль в Галиции, на р. Серете) около 1085 г.; подозревался с братьями в убийстве Ярополка Изяславича, князя владимиро-волынского, в 1086 г., но спас Русь от половцев, которых уговорил воевать с ним Польшу в 1092 г.; наследовал после брата своего Рюрика г. Перемышль (червенский) в 1094 г.; был на Любечском съезде русских князей, после которого, вероломно выданный великим князем Святополком II, ослеплен князем Давидом Игоревичем влади-миро-волынским (см. 65) в Звенигороде-Волынском (по Карамзину – в Белгороде) 4 ноября 1097 г., и, освобожденный из заключения во Владимире весной, разорял с братьями владения Давида летом же 1098 г.; разбил великого князя Святополка II на Волыни в 1099 г.; несмотря на требование князей идти жить у брата Володаря в Перемышле, остался князем теребовльским в 1101 г.; связанный договором с Болеславом III, королем польским, находился в польско-венгерском войске, осаждавшем Владимир-Волынский, в 1123 г. Умер у себя на Теребовле в 1124 г. Там, вероятно, погребено и тело его. Оставил от брака с неизвестной сыновей Ивана и Григория. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Последним Саблин дает весьма нелицеприятные характеристики. Например, отзыв о сыновьях «очаровательной и почтеннейшей великой княгини Ксении Александровны» гласил: «Все никуда не годны. Андрей – блаженный, Федор – анархист, в полном смысле слова, и пьяница, Никита – мнит себя царем под эгидой вождя дальневосточных фашистов Вонсяцкого, Дмитрий – очень милый бездельник на содержании у богатых евреев, Ростислав и Василий – добрые малые, но никчемушные». 225 Совсем другое дело – Сталин! Я не оговорился. 15 декабря 1939 г. В.Н. Штрандман сообщал В.А. Маклакову об удивительном признании, сделанном ему одним высокопоставленным иерархом, что, дескать, революция в России была вполне естественной и выход только в одном – возвращении на родину и избрании вместе со всем русским народом Сталина царем. И как продолжал Василий Николаевич, «разговоры в этом смысле приходится слышать все чаще в эмигрантской среде. 226 В чем же причина столь удивительного явления? Вероятно, ответ следует искать в застарелом комплексе вины интеллигенции перед народом, равно как в иных настроениях части молодежи, взращенной вне отечества, но испытывающей гордость за свою родину, ее успехи, связываемые с именем Сталина. Хотя тут следует подчеркнуть, что сталинская тема весьма болезненно воспринималась эмиграцией. С одной стороны, Сталин был для нее ненавистен, с другой – это была личность, продолжавшая стратегический курс на укрепление единой и неделимой России. Решение двуединой задачи: устранение Сталина и сохранение единства отечества, напоминало зачарованный круг, из которого они не могли выбраться. Некоторые были готовы примириться с расчленением России, ее «балканизацией», лишь бы ликвидировать сталинский режим. Другие же целостность родины ставили превыше всего, и готовы были примириться с «временным сохранением Сталина, если этим кладется предел домогательствам наших сепаратистов и иностранных друзей». 227 Тем более, что речь шла о спасении родины, которая для патриотически настроенной российской эмиграции не была ни Совдепией, ни Триэссерией, а Россией, той Россией, чья политика была направлена, в частности, на возвращение ранее отторгнутых земель, например, Западной Украины и Западной Белоруссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, направь к нам, господине, такого епископа, такого учителя, ибо от вас исходит прекрасный закон» 177 . «Здесь уже есть христианские учителя, – добавлял Ростислав, – из Италии, Греции и Германии, которые преподают нам несогласные друг с другом учения, но мы – простые славяне и хотим, чтобы кто-нибудь нам преподал всю истину». Византийцы поспешили ответить на эту просьбу. Моравия, протянувшаяся по всей долине Моравы до самого Дуная, находилась в центре множества славянских племен и у границ франкского государства. Тесные контакты с ней были важны не только с политической точки зрения (военный союз с ней оказывал бы давление на Болгарию, которая постоянно угрожала Византии, и в то же время возвышение Моравии ставило бы барьер на пути завоевательных намерений франков), но одновременно открыли бы прямой путь для истинного духовного сближения со славянским миром, который хотя и не был еще культурным, но уже находился на подъеме. С другой стороны, нашествие ислама с юга делало еще более ощутимой настоятельную необходимость распространения христианства среди тех племен, которые находились в состоянии религиозного поиска. Для осуществления миссии в Моравии были избраны двое из наиболее благочестивых и способных людей эпохи, братья Константин (Кирилл) и Мефодий, происходившие из благородной греческой семьи, проживавшей в Фессалониках 178 . 3. Христианизация южных славян и венгров В эту эпоху, в конце IX в., новые усилия были приложены для развития и утверждения христианства в Сербии. Первые попытки, бывшие при Ираклии, не имели, как кажется, устойчивого результата. После убийства Льва VI и захвата престола Михаилом II (820–829) сербы и хорваты устроили восстание и многие из них отреклись от веры. Позднее, когда Василий Македонянин удовлетворил их просьбу и помог им снять осаду с Рагусы, они снова стали обращать свои взоры к Византии. Сербы направили в Константинополь посольство и запросили миссионеров. Император проявил большой интерес, послал священников и «крестил их всех»: «Человеколюбивый отец (император Василий), – отмечают «Продолжатели Феофана», – сам подошел к ним и принял их, и тотчас вместе с ними отправил священников с одним царевым человеком, с тем чтобы прежде всего прочего избавить их от опасности для их душ и снова возвратить к спасению в прежней вере» 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010