После бойкого перезвона мелких колоколов из церкви выбежал служка с заплетенной косичкой, в подряснике и махнул красным платком молодцам, колотившим в «вечник». Те перестали звонить и отерли рукавами вспотевшие лбы. Толпа еще более потеснилась к паперти. Мужики влезали на возы, садились на упряжных лошадей, – все хотели узнать, чего ради народный сполох? Из церкви с протяжным пением вышел хор певчих. За ними двигались четверо дюжих дьяков-ревунов в церковных облачениях, размахивая дымящимися кадилами. Затем торжественно выплыли десять священников в золотых ризах, с серебряными и медными крестами в руках; наконец показался епископ, поддерживаемый под руки двумя мальчиками в одеянии послушников. Вслед за духовенством из церкви вышел князь рязанский Юрий Ингваревич в красном плаще – «корзно», расшитом жемчугами и драгоценными камнями. Двадцать лихих дружинников с обнаженными прямыми мечами на правом плече охраняли князя и отталкивали теснившийся к паперти народ. А тем временем из собора выходили все новые и новые люди: великая княгиня Агриппина Ростиславна, окруженная снохами, молодыми женами семи сыновей и племянников княжеских, старшие бояре и знатнейшие приближенные князя. Юрий Ингваревич поднялся на каменное возвышение близ вечевого колокола, а свита и духовенство выстроились вдоль паперти. На другой стороне ее собрались старосты разных концов города и ближних слобод. Они стояли степенные и скромные, в овчинных полушубках и купеческих кафтанах смурого и домотканого сукна. Один из них, благообразный старик с седой бородой, староста нижней слободы, поклонился отдельно князю и громко сказал, прижимая к груди соболью шапку: – Исполать тебе, отец наш князь Юрий Ингваревич! Жить тебе вместе с княгинюшкой Агриппиной Ростиславной в добре и здравии, горя не знать и нас, маленьких людишек, не забывать! А позволь-кося мне слово молвить. Почто ты народ собрал? Почто в «вечник» приказал бить? Что тебе от народа рязанского понадобилось?.. Князь, сумрачно посматривавший на толпу, тряхнул полуседыми длинными кудрями и степенно поклонился на три стороны затихшей толпе.

http://azbyka.ru/fiction/batyj-vasilij-j...

Можно себе представить огорчение Андрея при виде обруганного и обесчещенного посла, верного слуги мечника Михны. В словах и поступках смелого Мстислава было уже не простое неповиновение, а дерзкая обида и оскорбление. И Андрей, по сказанию южного летописца, с большим сочувствием относящего к Мстиславу, «ражьгся гневом» и изменился в лице», «взострися на рать и бысть готов» 79 . Он решил наказать непокорного ему племянника. По его слову быстро собрались ополчения Ростовцев и Суздальцев, Владимирцев и Переславцев, Белозерцев, Муромцев и Рязанцев, к ним присоединились и Новгородские полки под начальством сына Андрея, Юрия. Андрей сам не пошел в поход; он после похода на Болгар в 1164 году больше не принимал лично участия ни в одной битве, – все войска он поручал предводительству испытанного полководца Бориса Жидиславича и велел дружинникам выгнать непокорных князей Рюрика и Давида Ростиславичей, из их отчины, а «Мстислава, – говорит Андрей, – возьмите; ничего ему не делайте, а привезите его ко мне». По приказанию Андрея на дороге к Киеву к его дружинам пристали князья Полоцкие, Пинские, Туровские и Городенские; потом Ольговичи с полками Черниговским и Новгородсеверским, – братья Андрея и племянники его, княжившие в южной Руси, даже Роман Смоленский должен был идти против братьев своих, боясь Андрея. Все эти ополчения, изгнавши Рюрика из Киева, Давида из Белгорода, направились, главным образом, на Вышгород, где затворился смелый Мстислав. Целых девять недель шла осада, но затем рвение в дружинах, присланных Андреем, против их воли, ослабело; начались раздоры между князьями, которых некому было прекращать без Андрея. Некоторые из князей из-за этих раздоров перешли на сторону Мстислава, который между тем не унывал, и, пользуясь распрями предводителей, делал смелые вылазки. Наконец, дружины одна за другой начали расходиться по домам, не имея личных интересов сражаться с Мстиславом, а Мстислав, пользуясь слабостью и трусостью отступавших дружин, напал на обоз их, отбил у них его и захватил несколько пленных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Такт кончился неудачей этот поход князей против Мстислава. Южнорусский летописец, не сочувствовавший Андрею Боголюбскому в его стремлениях к единовластию, а напротив с ясною любовью описывавший «храбрые» поступки Мстислава, приписывает причину неуспеха похода гордости и похвальбе князя Андрея и так отзывается об этом неуспехе: «Андрей князь толик умник сы, во всех делах добль сы и погуби смысл свой невоздержаньем, ражьгся гневом... Богови студна и мерьзка хвала и гордость; си бо вся быша от дьявола на вы, иже весевает в сердце наше хвалу и гордость» 80 , заканчивает он свою сентенцию, не понимая государственных идей князя. Тяжело было переносить эту неудачу Боголюбскому... Впрочем, это сопротивление Ростиславичей воле Андреевой, так же как победа Новгородцев над Суздальцами в 1169 г., не умалили власти великого князя Андрея над Киевом. Когда улеглось первое раздражение, когда стихла страсть, Ростиславичи одумались и почувствовали свою неправоту пред Андреем. Они смирились пред ним и послали новое посольство к нему просить Киевского княжения для кроткого и всегда покорного Андрею князя Романа. Андрей Боголюбский был доволен их повинной, но не желая ронять своего достоинства, несколько замедлил ответом. «Подождите, – передал он Ростиславичам чрез посла, – я послал к братьям в Русь (вероятно, предлагая кому-нибудь из них Невское княжение). «Когда будет весть от них, я дам ответ...» Но ответа ему давать не пришлось: его постигло семейное горе, а затем дни его пресекла мучительная, насильственная смерть, которая нанесена была ему рукою некогда близких и любимых им людей, на коих он более всего полагался. VII. Сыновья А. Боголюбского: Изяслав, Мстислав и Глеб. Ранняя их кончина. Заговор против Боголюбского и мученическая кончина князя. Мятеж в Владимире и во всей Ростовско-Суздальской земле. Погребение Андрея и открытие его мощей. Заключение Одновременно с огорчениями, причиненными твердому волей и неумевшему отступать от раз намеченной цели, Великому князю Андрею непокорными ему князьями, он должен был перенести целый ряд горестей в личной семейной жизни. Андрей Боголюбский не был счастливым семьянином: из четырех сыновей его, получивших прекрасное воспитание в доме отца и отличавшихся необыкновенными дарованиями, лишь один Юрий 81 пережил отца своего, а остальные три: Изяслав, Мстислав и Глеб были похищены смертью в цвете мужества и силы один за другим при жизни Андрея 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Сходный состав правительственного совета встречаем и в соседних с Галицией странах, в Польше, Литве и Молдавии. В литовской раде, как обозначается ее обычный состав в актах XIV–XV в., преобладали областные управители, воеводы, наместники и старосты, иногда соединявшие с этими должностями и придворные звания. Среди «жупанов», составлявших совет молдавского господаря XV в., самым значительным элементом был сложный штат собственно дворцовых сановников 46 . Тот же элемент получает решительное преобладание и в боярской думе северной Руси XIV и XV в. – знак, что не столько иноземное влияние, сколько постепенное изменение княжеского хозяйства и связанного с ним управления действовало на состав боярской думы в старых княжествах юго-западной Руси. На верхней Волге XIV и XV в., как и на Пруте и нижнем Дунае тех же веков, склад боярского совета были развитием того, что завязывалось в области среднего Днепра и верхнего Днестра XII в. Уже при дворе Владимира Мономаха , как видим из его Поучения, существовали эти «наряды» ловчий, сокольничий и другие, из которых состоял дворцовый штат московского князя удельного времени. Памятники XII и ΧΙII в. дают немного черт для изображения ежедневной деятельности боярской думы. Летопись обыкновенно ограничивается кратким замечанием, что князь «сдума с мужи своими», не указывая, сколько советников присутствовало на этих «думах» или заседаниях. По другим памятникам видим, что обычные собрания боярского совета не были многолюдны. Дума, собранная вел. кн. Владимиром Мономахом в подгородном селе Берестове и постановившая ограничить росты, состояла из шести мужей, один из коих был представителем князя черниговского Олега. В 1284 г. смоленский князь Федор Ростиславич разбирал спор немца с русским: «а ту были на суде со мною, замечает князь в своем приговоре, бояре мои» такие-то; их названо шестеро, в том числе наместник, окольничий и печатник, печатавший грамоту. В том же году смоленское правительство заключило торговый договор с Ригой. В трактате обозначены имена десяти членов смоленского правительственного совета, его заключивших: то были князь Андрей, родственник отсутствовавшего кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Но тревожные опасения не переставали его мучить. Половцы были так же страшны, как и Печенеги; какая-нибудь внезапная вспышка могла превратить союзников в беспощадных врагов; на самом поле битвы обе единоплеменные орды могли примириться и сообща обратить свои стрелы на византийскую армию. Неожиданное, счастливое событие было несколько ободрило смущенный дух императора. Накануне рокового дня, пред закатом солнечным, пятитысячный отряд отделился от половецкого стана и присоединился к греческому лагерю. Это были смелые и мужественные обитатели горных стран, то есть, Русские, пришедшие вместе с Половцами из Карпатской Руси. 198 Их князь, знаменитый своею предприимчивостью Василько Ростиславович, еще в том же 1091 году участвовал в походе Половцев на Венгрию, в 1092 году с ними же ходил на Ляхов. Нужно думать, что и теперь он не усидел дома и был в числе тех второстепенных вождей, которые обедали у Алексея, но не названы по имени его дочерью. Половина ночи прошла в молитве; при свете зажженных Факелов все войско пело священные гимны; кто мог, тот украсил свое военное копье восковою свечей или лампадой. После полуночи последовал кратковременный отдых. С восходом солнца началась кровавая битва. Греки и Половцы бросились на печенежский стан, огражденный громадными степными телегами; император Алексей был впереди всех. Печенеги не выдержали напора и потеряли дух. Видя неминуемую беду, несколько Печенегов выехали навстречу и отдались Половцам, прося их посредничества для примирения с императором. Этот случай опять возбудил подозрения Алексея: он боялся, что и другие последуют тому же примеру, что это охладит военный пыл и усердную ревность его союзников, пришедших с Боняком и Тугорканом. Он приказал знаменосцу стать с императорским знаменем посреди половецкого ополчения и идти вперед, чтоб увлечь за собою воинственных кочевников. Стратагема увенчалась блестящим успехом. Сопротивление Печенегов было окончательно сломлено; началась беспощадная, невиданная резня позади телег, ограждавших стан печенежский.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Негово Светейшество ги помоли да отправят молитви за даруване на помощ Божия, мъжественост и утеха на страдащите архипастири, пастири и вярващи на Украинската православна църква и ги призова да издигнат глас в тяхна подкрепа. Посланията на Светейшия Патриарх на Москва и цяла Русия Кирил бяха изпратени до Блаженейшия Патриарх на Великия град Антиохия и целия Изток Йоан X, Блаженейшия Патриарх на Светия град Ерусалим и цяла Палестина Теофил III, Светейшия и Блаженейшия Католикос-Патриарх на цяла Грузия Илия II, Светейшия Патриарх Сръбски Порфирий, Блаженейшия Патриарх Румънски Данил, Светия Синод на Българската православна църква, Блаженейшия Архиепископ на Тирана и цяла Албания Анастасий, Блаженейшия Митрополит на Варшава и цяла Полша Сава, Блаженейшия Митрополит на Чешките земи и Словакия Ростислав, Блаженейшия Митрополит на цяла Америка и Канада Тихон, Блаженейшия Архиепископ на Охрид и Македония Стефан, а също и до Папа Франциск, Патриарха на Коптската църква Тавадрос II, Главата на Англиканската общност архиепископ Кентърбърийски Джъстин Уелби, Католикоса на Изтока и митрополит Маланкарски Василий Мар Тома Матей III, Върховния Патриарх и Католикос на всички арменци Гарегин II, Католикоса на Върховния Киликийски Дом на Арменската апостолска църква Арам I, Католикоса-Патриарх на Асирийската църква на Изтока Мар Ава III, Маронитския Патриарх на Антиохия и целия Изток Бешара Бутрос ар-Раи, генералния секретар на Световния съвет на църквите д-р Джери Пилей, президента на Евангелистката асоциация «Били Греъм» Франклин Греъм. В апелите си до ръководителите и представителите на международните организации Патриарх Кирил ги моли да «обърнат внимание на изложените по-горе факти на крещящо потъпкване на човешките права в Украйна и да приложат усилия за защита на свободата на вероизповедание на вярващите и общините на Украинската православна църква». Сред адресатите на посланията са генералният секретар на ООН Антониу Гутериш, върховният комисар на ООН по правата на човека Фолкер Тюрк, генералният секретар на ОССЕ Хелга Мария Шмит, директорът на Бюрото на ОССЕ по демократическите институции и правата на човека Матео Мекачи, генералният секретар на Съвета на Европа Мария Пейчинович-Бурич, върховният комисар на ОССЕ по делата на националните малцинства К.К. Абдрахманов, специалният докладчик на Съвета на ООН по правата на човека по въпроса за съвременните форми на расизма, расовата дискриминация, ксенофобията и свързаната с тях нетърпимост К.П. Ашвини, специалният докладчик на Съвета на ООН по правата на човека по въпроса за свободата на религията или убежденията Назила Гани.

http://mospat.ru/bg/news/91706/

Вторично флоты сошлись в генеральной битве лишь спустя год с лишним, 15 июля 1789 года – на сей раз у острова Эланд. К тому времени у русских оказался уже иной командующий – умелый и отважный Грейг скончался 15 октября 1788 года в Ревеле от брюшного тифа. На замену ему был назначен 62-летний адмирал Василий Яковлевич Чичагов – человек старательный, усердный, но несколько нерешительный. Именно эти особенности личности Чичагова сыграли свою роль в последующих событиях. Эландский бой, который велся примерно равными силами, носил вялый характер, после чего эскадры разошлись в разные стороны. Не прибавило шведам лавров и состоявшееся 13 августа морское сражение при Роченсальме у южной Финляндии, где русский галерный флот разбил эскадру адмирала Карла Эренсверда, потерявшего аж 39 кораблей. Кампанию следующего, 1790 года шведский командующий герцог Карл Сёдерманландский (будущий король Карл XIII) начал с набега на Балтийский порт (ныне Палдиски). Внезапно объявившись в этом порту 17 марта, «свейские супостаты» захватили городок, уничтожили тамошние береговые батареи и разграбили склады. Полтора месяца спустя шведский флот появился у Ревеля, где стоял со своими силами Чичагов. Никудышный флотоводец Карл Сёдерманландский повёл 23 своих линейных корабля и восемь фрегатов в лоб на русскую линию. На мощный бортовой огонь русских шведы могли отвечать лишь немногими своими носовыми орудиями, плюс крупная зыбь, гонимая ветром с моря, вынудила закрыть нижние пушечные порты. Военно-морской историк Сергей Махов приводит красочный эпизод баталии при Ревеле: «На линкоре " Конунг Густав III " один из убитых марсофлотов, падая в море, зацепился камзолом за шкив, и подветренный фока-барс перестал действовать. Шведский флагман потащило на 100-пушечный " Ростислав " , который неторопливо, как на учениях, всаживал в дрожавший от ядер шведский корабль залп за залпом. Контр-адмирал Нерденшельд с бутылкой рома выбежал на шканцы и в панике бегал, крича и умоляя сделать что-нибудь. Наконец шальной обломок упал на труп злосчастного марсофлота, камзол порвался, шкив освободился, и " Густав III " смог повернуть вдоль русской линии и выйти из сферы вражеского огня». Общий результат оказался для шведов плачевен: потеря двух кораблей, 51 человека убитых, 81 раненых и 520 пленных.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/25/vyborg...

SS. V, 53). Год (1027) поставлен неверно: Hoc anno descendit Ispo chitoniti in Italiam cum exercitu magno, id est Russorum, Guandalorum, Turcorum, Burgarorum, Vlachorum, Macedonian aliorumque, ut caperet Siciliam (Cp. относительно года Cedren. II, 479 и Chronic. Anonym. Barens., Murator. V, 149). Приведенные свидетельства достаточно убеждают нас в важности, многочисленности и прочном, постоянном существовании русского элемента в войсках Византийского императора. Едва ли кто решится думать, что и в Болгарии, и в южной Италии все действует Русь норманская, а не славянская. Византийцы твердятоРуси, Русских, а что значит страна и народ Русь на их языке? Это страна, где царствует князь Владимир, и где умирает греческая царевна Анна. Это – народ, находящийся под властью зятя страшного и славного Болгаробойцы; это народ, которого князья именуются Ярославом, Ростиславом, Звениславом (Cedren. II, 515: ο τν Ρς ρχοντες Νοσισθλβος κα εροσθλβος κα – – Ζινισ&λβος). Это, наконец, народ, которого архипастырь именовался митрополитом Руси, нередко бывал в Константинополе и участвовал своими вкладами в византийской церковной литературе (например, Леонтий). Имя Руси, Русских не было, притом, для Византийцев одним из тех унаследованных от классической древности терминов, которые были обязательны для порядочного писателя, и которые, несмотря на свое первоначальное этнографическое значение, продолжали в течение веков прикладываться к известной стране, несмотря на многократную смену населения. Оно означало больше народ, чем страну, а теперь, в XI веке – народ очень хорошо известный. Не тот, кто пришел с севера, из страны, называемой Русью, был Русский, а тот, кто принадлежал к этому известному народу и говори известным языком. Но положим, что Византийцы имели какие-нибудь причины называть в XI веке Скандинавов Русскими. Остается все-таки вопрос, почему современный армянский свидетель говорит, что 6.000 Русских – народ Рузов, крестившийся в 988 году. Остается вопрос, почему Адемар, описывающий современные ему события – на основании известий, полученных, вероятно, от самых участников в южно-итальянских битвах, – употребляет выражение «gens Russorum», племя или народ Русский. Разве он мог не знать настоящего имени Датчан, Шведов и Норвежцев во времена Канута и святого Олафа?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Репортажи Сирия – исчезающая, но не исчезнувшая Древнейшим памятникам в «колыбели христианства» угрожает уничтожение 17.10.2014 14:58 Версия для печати Москва, 17 октября, Благовест-инфо. Открытие фотовыставки «Исчезающая Сирия», посвященной древним памятникам и современному состоянию сирийских городов, состоялось 16 октября в Культурном центре «Покровские ворота». Историки искусства Ростислав Новиков и Павел Павлинов представили свои снимки, сделанные в мирное время, а военный фотокорреспондент Василий Проханов демонстрирует недавние фотографии Дамаска и его предместий, разрушенных во время боевых действий. «Сирия – исчезающая, но еще не исчезнувшая страна. Надеюсь, что она устоит против неоварварства. Но ситуация там трагическая», – сказал В. Проханов, который побывал также в военном Ираке и Афганистане, видел там разрушение памятников и разграбление музеев и не хотел бы повторения этого в Сирии. Говоря об этой стране как о «колыбели христианства», он отметил особый трагизм военного конфликта. Как сообщили участники вечера, организованного мониторинга состояния ценнейших памятников Сирии никто не ведет.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

– В чем вы видите духовную миссию пастыря там? Готовим гуманитарный груз к отправке – Именно в духовной поддержке, материальная помощь вторична. Наши отцы – священники Ростислав Икрамов и Василий Имуков – выезжают глубоко на позиции и живут там по месяцу. Исповедуют, причащают, духовно поддерживают ребят. Священник поддерживает, старается найти правильные слова. Хотя сделать это порой очень и очень непросто. Мы скорая духовная помощь, а не Почта России – отделение по доставке посылок в зону СВО. Хотя нас порой и просят что-то передать родственникам, но сделать это нелегко. – Там чувствуешь особо помощь Божию? – Да, особенно в том, чтобы вовремя приехать и вовремя уехать. Я порой говорю отцу Ростиславу: «Все, надо ехать». А потом оказывается, что или перед этим, или после этого был обстрел, взрыв Крымского моста или еще что. Помню, как старенькая Газель у нас встала, но уже на территории Ростовской области – молодец, тоже выполнила свою задачу. – Что лично вас больше всего радует и что расстраивает при оказании помощи? – Радует поддержка людей, их искреннее желание помогать. Очень и очень благодарен всем, кто жертвует средства, в том числе на солярку, на ремонт транспорта, – нам ведь ехать многие сотни километров. Что мы, священники, можем сделать одни? Да ничего, мы лишь объединяем многих людей ради доброго дела. Огорчает равнодушие, нежелание чуть поступиться своим комфортом, привычным образом жизни Огорчает равнодушие, нежелание чуть поступиться своим комфортом, привычным образом жизни. Помню, как один мужчина ответил: «Да, может, мне эти деньги и самому нужны». Но скоро и его сына мобилизовали. Нельзя, мне кажется, думать, что тебя ничего не касается, жить одним днем. – Перед лицом большой беды всегда чувствуешь себя винтиком, от которого ничего не зависит. А как думаете вы – зависит? – Нужно молиться и стараться по силам помогать. У нас есть практически во всех районных центрах пункты, где собирают гуманитарную помощь. Есть и в других городах, можно их найти и участвовать в общем деле.

http://pravoslavie.ru/158487.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010